Что будет в новом профессиональном стандарте педагога. Что будет в новом профессиональном стандарте педагога Профессиональные стандарты в социальной сфере год

Российские педагоги встретят 2017 год с новым профессиональным стандартом

С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога - основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Сразу после утверждения стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43 субъекта федерации. В них на базе образовательных учреждений созданы стажировочные площадки. Глава Минобрнауки Д. Ливанов поспешил успокоить учителей, что профстандарт будет вводиться после окончательной готовности и не станет сюрпризом для педагогического сообщества.

По этой причине внедрение основополагающего документа было отложено на два года. Чиновник подчеркнул, что к процедуре апробации желательно привлекать максимально возможное число практикующих педагогов и , избегая при этом роста бюрократизации и «бумажной» работы. Оплата труда работников образовательных учреждений должна основываться на качестве выполнения требований стандарта, подчеркнул Д. Ливанов.

Структура профстандарта для педагогов в 2017 году

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами - логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта. Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Новые задачи современного педагога

Профстандарты вводят для педагогов и воспитателей с 2017 года пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Разработчики профессионального стандарта избавились от долго существовавшего технократического подхода в анализе результатов учителя. В нем прописан ряд положений, ориентированных на более гуманные критерии оценки, отражающие уровень профессиональной компетенции. Например, готовность к работе с детьми, имеющими различный уровень развития или умение общаться с обучающимися на основе уважения их личности.

Проблемы внедрения профстандартов для педагогов

Опытные педагоги отмечают, что в отечественной школе не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта в 2016-2017 году. Серьезной проблемой выступает недостаточная материальная база и дефицит узких специалистов - тьюторов, психологов, дефектологов.

Школы нуждаются в создании доступной среды для всех обучающихся, которая немыслима без удобного подъезда к зданию, пандусов, специально оборудованных туалетов, приспособленных мест в столовой. Многие учителя вынуждены работать на 1,5 - 2 ставки и при таких условиях на индивидуальный подход к каждому ученику рассчитывать очень сложно.

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "КонсультантПлюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2016.

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>>

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Применять обязательные профстандарты нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников. Как Минтруд, вступление в силу профстандартов не основание уволить тех, кто уже работает.

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло

Что такое профессиональный стандарт педагога? Какой действует профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года? Педагог – это одна из самых важных профессий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Они не спасут людям жизнь как врачи или пожарные. При этом они могут повлиять на ее дальнейшее развитие. Школьный и студенческий период – это важные этапы формирования личности человека.

И в этом непосредственную роль играют педагоги. От их профессионализма зависит не только восприятие ребенком информации, но и формирование определенных сторон личности.

От профессионализма педагога зависит заинтересованность детей в учебе. А следовательно, и определение более интересных ему наук, выбор дальнейшего профессионального направления.

Но к сожалению, отправляясь в учебное заведение, они не всегда компетентны в своей профессии. В связи с этим государство разработало специальные стандарты.

Общие моменты

Новый профессиональный стандарт для педагогов был введен 1 января 2017 года. Указанные в нем нормы позволили дополнить и усовершенствовать предыдущий документ 2013 года.

Он действует на одинаковых условиях на всей территории Российской Федерации, при этом функция введения данного стандарта возложена на региональные органы, в связи с чем стандарт может быть дополнен региональными критериями.

Главной особенностью данного норматива является усовершенствование системы образования за счет обеспечения учреждений квалифицированными компетентными кадрами.

Причиной введения стандарта стало устранение принятых ранее норм и правил, применяемых в Российской Федерации.

Данный процесс обеспечивается рядом нормативных актов, изданных министерством образования, Минтруда , правительственными органами и утвержденных президентом Российской Федерации.

Стоит оговорить, что несоответствие данному стандарту может стать весомой причиной , но в случае, если это должно произойти, нужны весомые доказательства.

С этой целью проводится внешняя проверка преподавательской деятельности с привлечением представителей из районо и других инстанций.

Что это такое

Профессиональный стандарт педагога – это документально зафиксированный свод профессиональных характеристик, которыми должен владеть специалист, работающий в учебном заведении.

Профессиональный стандарт включает в себя решение таких спорных вопросов, возникающих при организации рабочего процесса, как:

В рамках введения стандарта в учебных заведения в обязательном порядке предусмотрено информирование работников о введении новых стандартов.

Какова его роль

Профессиональный стандарт применяется в следующих случаях:

Но помимо этого, со сводом правил стоило бы ознакомиться и самим специалистам. Это позволит наработать профессиональные качества и знать, какие изменения в выполнении своих обязанностей стоит предусмотреть.

Главным предназначением стандарта является повышение качества профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Новый свод правил соответствует особенностям современных социально общественных требования к педагогической деятельности.

Введены ли новые профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2017 года

Введение новых стандартов предусматривает работу с кадрами в учебных заведением, в связи с которыми в штате должны остаться только соответствующие своду правил специалисты.

В связи с этим вокруг документа и введения новых стандартов возникла масса дискуссий. Общество предполагает массовые в связи с несоответствием работников необходимым стандартам.

Но в интересах государства выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Поэтому сокращение предусмотрено только в отдельных случаях.

В остальном же с целью введения стандарта разработана масса мероприятий. Они включают в себя несколько основных этапов:

  • информирование о введении последних стандартов;
  • повышение квалификации, позволяющее достичь уровня данных стандартов;
  • аттестация преподавателей, которая может проводиться внутри учебного заведения или быть инициирована высшим руководством с целью определения соответствия специалиста установленным нормам.

Первый этап обеспечивается посредствам предоставления нормативов, указанных в стандарте, в качестве печатной продукции в учебные заведения, где, в свою очередь, руководители должны донести полученную информацию и ознакомить с ней весь педагогический коллектив.

Целесообразно в качестве следующего этапа проводить внутренний , что позволит выбрать специалистов, не соответствующих стандарту и нуждающихся в помощи.

По результатам данного аудита специалисты могут быть отправлены на бесплатные курсы повышения квалификации.

Данные мероприятия организовываются региональными властями при поддержке министерства образования.

Они позволяют донести до педагогов информацию о наличии новых методов работы с учащимися, как в плане обучения, так и воспитательных процессов. Полученные навыки педагоги должны использовать в своей дальнейшей практике.

По возвращению сотрудника с курсов в отношении него снова может быть проведена аутентичная оценка, по результатам которой определяется соответствие учителей установленным стандартам.

Существует несколько методик оценивания для преподавателей. Наиболее распространённой из них является проведение открытых уроков.

Они отличаются от обычных присутствием аудиторской комиссии. Она может состоять из представителей районо в случае внешней проверки и администрации школы, если оценивание проводится внутри заведения.

Но, как правило, о проведении данных уроков преподаватели и ученики проинформированы заранее. Они представляют собой мероприятие, проводимое не в стандартной форме, а имеющее четко разработанный сценарий.

Определить уровень качества воспитательных работ значительно сложнее, с этой целью может быть проведено анонимное анкетирование учащихся и родителей.

Обратите внимание, что наиболее частой причиной для внешней оценки деятельности преподавателя становится сигнал от родителей его учащихся.

Видео: профессиональный стандарт будет обязателен


На основании этого может быть пересмотрен . Особенно это касается педагогов-дефектологов.

Структура документа

Профессиональный стандарт состоит из нескольких частей, он включает в себя следующее:

Существует несколько методов оценки выполнения профессиональных стандартов. Основным из них является результат обучения и воспитания учащихся, то есть работу преподавателя оценивают по уровню знаний и другим качествам его учащихся.

Новые задачи преподавателей

Согласно нововведениям, отмеченным в стандарте педагога, все без исключения преподаватели должны выполнять следующие требования:

  • работать в условиях реализации программы инклюзивного образования;
  • проводить уроки на государственном языке (русском), даже для тех лиц, для которых он не является родным;
  • заниматься образованием учащихся, у которых возникают проблемы в развитии.

Таким образом, стандарт распространяется не только на профессиональные качества специалиста, но и на особенности его личных качеств.

Как профессионал, педагог должен излагать информацию в рамках программы, но при этом способ ее донесения выбирается им самостоятельно.

Опытным путем доказано, что привлечение видеоматериалов и других наглядных пособий позволяют повысить заинтересованность учащихся.

В рамках применения новых стандартов основной задачей педагога является создать одинаковое комфортное условие для своих учащихся, не выделяя никого из них, независимо от происхождения, цвета кожи, национальности, гражданства и т.д.

При этом ему необходимо разработать методику донесения информации таким образом, чтобы в получении знаний была заинтересована большая часть учеников. С этой целью применяется индивидуальный подход к детям.

Проблемы внедрения профстандартов

Новые стандарты предполагают повышение качества образования, но их введение имеет ряд проблем. Основные сложности возникают на этапе справедливого аудирования.

Как уже было сказано выше, большинство лиц, проверяемых в рамках введения данной программы, осведомлены о предстоящей проверке.

В связи с этим процесс превращается скорее в театрализованное представление, чем в настоящий . Не менее распространенной проблемой является нехватка специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.

В отдельных случаях решить эту проблему позволяют курсы, но этого может быть недостаточно. Может потребоваться получение другого уровня образования для специалистов, работающих в учебных заведениях разных уровней аккредитации.

Педагогический стандарт, введенный в Российской Федерации 1 января 2017 года, предполагает повышение качества образования путем найма на работу в образовательные учреждения квалифицированных специалистов.

Данный свод правил включает не только информацию о уровне квалификации для лиц, занимающих разные должности.

Также в нем указано, какими основными профессиональными качествами должен обладать педагог. Согласно этому его работа должна полагаться одновременно на индивидуальном подходе к каждому ученику и равному отношению ко всем учащимся.

Профстандарты стали обязательны для применения во всех организациях. В статье перечень профессиональных стандартов 2019 года и советы по их внедрению. Уделено внимание случаям увольнения работника при несоответствии требованиям.

Перечень утвержденных Правительством профессиональных стандартов

В России существенно изменились требования к квалификации работников. Соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс. Отныне и работодателям, и их сотрудникам придется ориентироваться на профессиональные стандарты. Нововведения затронули не только государственные предприятия и организации.

Обязательные профстандарты распространяются на всех без исключения. С одной стороны, это дополнительные мероприятия, которые необходимо подготовить и провести. С другой, профстандарты становятся основой для составления должностных инструкций, что серьезно облегчает их написание.

Список действующих профстандартов

Обязательные профстандарты с 2019 содержатся на официальном сайте Минтруда. Приводим список профстандартов 2019, утвержденный Правительством РФ:

  • Авиационный персонал
  • Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые осуществляют руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли
  • Должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля
  • Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера кредитной организации, руководитель, главный бухгалтер филиала кредитной организации и кандидаты на указанные должности
  • Единоличный исполнительный орган жилищного накопительного кооператива (в т.ч. руководитель управляющей организации или управляющему)
  • Иностранные граждане, направляемые для работы в расположенные на территории РФ филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств - членов ВТО
  • Командный и рядовой состав судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, несущей ходовую навигационную, машинную вахту
  • Лица и персонал, ответственные за учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
  • Лица, которые занимаются педагогической деятельностью
  • Лица, которые осуществляют государственный портовый контроль
  • Лица, которые оказывают бесплатную юридическую помощь
  • Лица, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа негосударственных пенсионных фондов, члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) негосударственных пенсионных фондов
  • Лица, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев, и работники этих организаций
  • Лица, которые осуществляют, в том числе временно, функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства
  • Лица органов, которые осуществляют государственный надзор в области гражданской обороны
  • Лица, ответственные за обеспечение безопасной эксплуатации судов
  • Лица, ответственные за осуществление международных автомобильных перевозок
  • Лица, которые работают на опасном производственном объекте
  • Лицо, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга
  • Лицо, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководитель его филиала; должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, которое создано для осуществления деятельности по проведению организованных торгов
  • Медицинские и фармацевтические работники
  • Муниципальные служащие
  • Научные работники и иные лица, которые осуществляют научную (научно-техническую) деятельность
  • Персонал оператора вертодрома гражданской авиации
  • Персонал (специалисты) в области неразрушающего контроля
  • Работы, профессии, должности, непосредственно связанные с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств
  • Работники, занятые на подземных работах
  • Работники, занятые на работах в горных выработках нефтяной шахты
  • Работники контрактной службы, контрактный управляющий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Работники в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции
  • Работники на опасных производственных объектах
  • Работники (не из числа членов экипажей судов), ответственные за обеспечение безопасной эксплуатации судов
  • Работники форекс-дилера
  • Работники организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом:
  • водитель транспортного средства категорий «B», «BE» (включая водителя легкового такси);
  • водитель транспортного средства категорий «C», «C1», «CE», «C1E» (далее - водитель грузового автомобиля);
  • водитель транспортного средства категорий «D», «D1», «DE», «D1E» (далее - водитель автобуса);
  • водитель транспортного средства категории «Tb» (далее - водитель троллейбуса);
  • водитель транспортного средства категории «Tm» (далее - водитель трамвая);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
  • диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
  • контролер технического состояния автотранспортных средств;
  • контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
  • Работники организаций, подведомственных Федеральной фельдъегерской службы РФ
  • Работники организаций, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения
  • Работники, ответственные за производство, хранение, применение и распространение взрывчатых материалов промышленного назначения
  • Работники, занятые на работах с химическим оружием
  • Работники организаторов торгов на товарном и (или) финансовом рынках
  • Работники органов управления центрального депозитария (совет директоров (наблюдательный совет); коллегиальный исполнительный орган; единоличный исполнительный орган; временный единоличный исполнительный орган; заместителей лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа)
  • Работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал - лица рабочих профессий), осуществляющие монтаж, наладку, ремонт,
  • реконструкцию или модернизацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов в процессе эксплуатации опасных производственных объектах
  • Работники опасных производственных объектах, которые осуществляют эксплуатацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов
  • Работники специализированной организации, которые непосредственно осуществляют работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением
  • Руководители кредитной организации, руководители службы управления рисками, руководители службы внутреннего аудита, руководители службы внутреннего контроля кредитной организации и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок
  • Руководители медицинских организаций, заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности, руководители структурного подразделения иной организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности
  • Руководители, специалисты и должностные лица страховых организаций, в т.ч. являющийся субъектом страхового дела индивидуальные предприниматели; внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита
  • Руководители и члены специализированных органов, которые осуществляют контроль за кадастровой деятельностью членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров
  • Руководители, члены коллегиального исполнительного органа или главные бухгалтера юридических лиц, которые участвуют в аукционах на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
  • Сотрудники, в функции которых входит ведение внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами
  • Специалисты (должностные лица) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.
  • Специалисты финансового рынка
  • Специалисты в области ветеринарии
  • Специалисты и персонал, которые участвуют в выполнении исследований на холеру
  • Специалисты, которые включаются в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений
  • Специалисты по организации инженерных изысканий (главные инженеры проектов), специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования (главные инженеры проектов, главные архитекторы проектов), специалисты по организации строительства (главные инженеры проектов)
  • Специалисты, которые получили разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии; лица, которые работают: на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами
  • Силы обеспечения транспортной безопасности
  • Члены органов управления негосударственных пенсионных фондов
  • Члены саморегулируемой организации, выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов
  • Члены экипажа воздушных судов, специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудники по обеспечению полетов (полетные диспетчеры) гражданской авиации
  • Члены экипажа морских судов
  • Члены экипажа судна внутреннего водного транспорта
  • Адвокат
  • Актуарий и ответственный актуарий
  • Актуарии, которые осуществляют актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов
  • Арбитр (третейский судья)
  • Арбитражный управляющий
  • Аудитор
  • Водолаз
  • Врачи-психиатры и иные специалисты и медицинские работники, которые участвуют в оказании психиатрической помощи
  • Главный архитектор
  • Главный бухгалтер в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов
  • Главный бухгалтер страховой, перестраховочной организации, страхового брокера, общества взаимного страхования
  • Главный бухгалтер кредитной организации
  • Главный бухгалтер организатора торговли
  • Главный бухгалтер иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета клиринговой организации
  • Главный бухгалтер негосударственного пенсионного фонда
  • Главный бухгалтер центрального депозитария
  • Главный бухгалтер жилищного накопительного кооператива
  • Диспетчер управления воздушным движением
  • Кадастровый инженер
  • Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг (руководитель службы внутреннего контроля)
  • Контролер специализированного депозитария или руководитель службы внутреннего контроля специализированного депозитария
  • Контролер-распорядитель
  • Космонавт, космонавт-испытатель, космонавт-исследователь,
  • Лицо, которое имеет право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для планировки территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения
  • Лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа, руководитель филиала специализированного депозитария (руководитель отдельного структурного подразделения организации, осуществляющего деятельность специализированного депозитария)
  • Лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда
  • Лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа управляющей компании
  • Медиатор
  • Нотариус
  • Оператор по определению относительного содержания сывороточных
  • белков молока
  • Оператор вертодрома гражданской авиации, персонал оператора вертодрома гражданской авиации
  • Оценщик
  • Парашютист-инструктор
  • Патентный поверенный
  • Помощник нотариуса
  • Представитель конкурсного управляющего
  • (ликвидатора) финансовой организацией
  • Ревизор-консультант ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов
  • Регистратор, который проводит государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними
  • Руководитель, кандидат на должность руководителя специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»
  • Руководитель объединения частных детективных предприятий
  • Руководитель органа, который осуществляет контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве
  • Руководитель органа, который осуществляет контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок
  • Руководитель регионального оператора (специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах)
  • Руководитель саморегулируемой организации в сфере финансового рынка
  • Руководитель созданной потребительскими обществами или союзами организации потребительской кооперации
  • Руководитель финансового органа субъекта РФ
  • Руководитель финансового органа местной администрации
  • Руководитель частного агентства занятости, если агентство имеет право деятельности по предоставлению труда работников (персонала)
  • Руководитель частной охранной организации
  • Сварщики и специалисты сварочного производства
  • Спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях
  • Специалист в области экспортного контроля
  • Специалист по независимой оценке пожарного риска
  • Специалист по таможенным операциям
  • Специалист по охране труда
  • Спортивный судья
  • Спортивный агент
  • Стажер нотариуса, помощник нотариуса
  • Судебный пристав (старший судебный пристав, заместитель старшего судебного пристава, судебный пристав-исполнитель)
  • Технический эксперт оператора технического осмотра
  • Частный детектив
  • Частный охранник
  • Эксперт в государственных судебно-экспертных учреждениях
  • Эксперт в области промышленной безопасности
  • Эксперт по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок
  • Эксперт по аккредитации, технический эксперт
  • Эксперт по аккредитации в национальной системе аккредитации
  • Эксперт по аккредитации в области использования атомной энергии
  • Эксперт по аккредитации образовательной деятельности
  • Эксперт по оценке научных, медицинских и этических аспектов клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения
  • Эксперт по проведению аккредитационной экспертизы образовательной деятельности
  • Эксперт федерального государственного бюджетного учреждения при проведении биомедицинской экспертизы биомедицинских клеточных продуктов
  • Эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы
  • Эксперт, которого привлекает МО РФ к проведению мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности
  • Эксперт, которого привлекаемет Минпромторгом России к проведению мероприятий по лицензионному контролю деятельности
  • Эксперт, которого привлекает МЧС России к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Росздравнадзором (территориальным органом Росздравнадзором) к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Роскомнадзором к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Росприроднадзором к проведению мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля
  • Эксперт, которого привлекает Россельхознадзором к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт, которого привлекает Ростехнадзором к проведению мероприятий, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
  • Эксперт, которого привлекает Росаккредитации к проведению мероприятий по контролю
  • Эксперт саморегулируемой организации оценщиков
  • Эксперт совета по этике в сфере обращения медицинских изделий
  • Эксперт совета по этике (совет создан в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования биомедицинского клеточного продукта)
  • Эксперт-техник, который осуществляет независимую техническую экспертизу транспортных средств

Как подготовиться кадровику к принятию профстандартов в 2019 году

Решая ввести у себя на предприятии или в организации 2019 года, утвержденный Правительством РФ, руководитель должен учитывать несколько моментов:

  1. Включение требований этих нормативных документов возможно не только во вновь заключаемые трудовые договоры. Для уже принятых сотрудников составляется дополнительное соглашение. Но при этом необходимо соблюсти определенный порядок (ст.72 ТК РФ).
  2. Соответствие или несоответствие работников требованиям стандарта должна подтвердить независимая оценка их квалификации. Система ее проведения в настоящий момент отрабатывается.
  3. Пока механизм внедрения профстандартов на местах, равно как и сроки, законодательно жестко не закреплен. Поэтому каждая организация вправе действовать по собственному графику.

Именно о таком графике и пойдет речь дальше. Минтруд в настоящее время разрабатывает Методические рекомендации для работодателей, но пока они еще на стадии проекта. Следовательно, внедряя профстандарты 2019 года следует ориентироваться на положения Трудового законодательства.

А в них, в частности, сказано, что о предстоящих изменениях необходимо заблаговременно поставить в известность работников. Минимальный срок извещения - 2 месяца. Следовательно, составить и довести до сведения коллектива план мероприятий придется не менее, чем за указанный период. Подготовительную работу же придется провести еще раньше.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в журнала "Справочник кадровика". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Профстандарт и график его введения в организации

Примерный план-график мероприятий будет следующим:

  1. Создание рабочей группы или комиссии, которая будет заниматься разработкой документов и проведением основных мероприятий. В нее целесообразно включить тех сотрудников, в чьи профессиональные обязанности входит разработка и принятие локальных актов: юристов, специалистов кадровой службы, представителей профсоюза.
  2. Выбор из перечня с 2019 года тех, которые отвечают сфере деятельности организации. Одновременно проводится работа со штатным расписанием, где выбираются должности, требования к которым должны быть приведены в соответствие стандартам.
  3. Издать приказ, уведомляющий сотрудников, занимающих выбранные для внедрения стандартов должности, о предстоящих изменениях в их трудовых договорах. Именно этот приказ должен выйти минимум за два месяца до даты внедрения стандарта.
  4. Провести информационно-разъяснительную кампанию среди сотрудников. Для этого удобно использовать стенды с наглядно представленной информацией о том, что такое профстандарты и как их введение отразится на каждом сотруднике. В школе можно провести педсовет «Профессиональный стандарт педагога 2019». Желательно также создать консультативную группу, в которую можно обратиться за разъяснением непонятных моментов.
  5. Подготовить и провести аттестацию для выявления соответствия уровня квалификации сотрудников на определенных должностях требованиям обязательного для них профстандарта. Аттестация может быть внутренней, но тогда потребуется разработка Положения о ней и прочей нормативной базы для ее проведения. Или работодатель может командировать своих сотрудников для сдачи независимого профессионального экзамена. Но только с их согласия.
  6. Подготовить новые должностные инструкции и другие локальные документы, связанные с введением профстандартов. Изменения затронут, в частности, положение об оплате.
  7. Подготовить дополнительные соглашения к трудовым договорам с теми сотрудниками, кто выразил согласие на изменение их существенных условий в связи с . Подписать допсоглашения.
  8. Направить на дополнительное обучение тех сотрудников, чья квалификация, согласно профстандарту, оказалась недостаточной для той должности, которую он занимает в данный момент, если сделать это позволяют финансовые возможности работодателя. Сотрудники могут повысить квалификацию и за свой счет, если об этом с ними достигнута договоренность.

Роль обязательных профстандартов

Хотя внедрение профстандартов является обязанностью работодателя, работник имеет право отказаться вносить изменения в свой договор или проходить дополнительное обучение. В таком случае работодателю следует действовать как предписано ст. 74 ТК РФ: предложить сотруднику перевод на должность, не связанную с действием профстандарта, а при отказе и от этой возможности - уволить. Основанием для этого будет п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Увольнение ждет и тех сотрудников, чья квалификация не отвечает . Но этот факт должен обязательно подтверждаться результатами аттестации. Впрочем, неудовлетворительный результат должен стать, прежде всего, поводом для направления такого сотрудника на повышение уровня квалификации. И только при невозможности это сделать, работодатель проявляет инициативу и увольняет работника по п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Внедрение профстандартов и замена ими прежних квалификационных справочников выгодна в итоге всем сторонам трудовых отношений. Работодателям - потому что конкретизирует требования к той или иной профессии. Работникам - потому как уравнивает заработок специалистов с одним уровнем квалификации.

По мнению некоторых людей, профессиональная деятельность большинства учителей заключается исключительно в проведении уроков да проверке тетрадок. На самом деле всё намного серьёзнее. На протяжении учебного года на плечи педагогических работников сваливается поистине титанический труд. Это относится как к рутинной ежедневной работе, так и творческим задаткам. Постоянство в этом плане касается бесконечных отчётов о проведённых уроков, составляемых на пару с другой, не менее надоедливой писаниной.

Ежегодно для всех работников педагогической сферы приходят разнообразные инструктивно-методические письма и директивы из министерства РФ, которыми впоследствии приходится руководствоваться. Новые сведения относительно учебного процесса в 2017 году уже составлены и даже успели облететь все города РФ. Оказывается, с 1 января 2017 года внедряется обновлённый профстандарт педагога. В нём собран перечень всех умений, знаний и навыков, которыми должен владеть хороший сотрудник образовательной сферы. Следует заметить, что отмеченные квалификации несут как профессиональный, так и личностный характер.

Профстандарты с 1 января 2017 года

Несмотря на то что отмеченные стандарты начнут действовать лишь с 2017 года, внедрение документа, в котором указан необходимый квалификационный уровень для учителей, стартовало ещё с июня 2016 года. На основании описанного нормативного акта в ближайшем будущем начнётся аттестация учителей с последующим присвоением определённой квалификации.

При помощи отмеченного нормативного акта министерство образования РФ решило детализировать знания и умения, которые должны присутствовать у любого педагогического работника. В профстандарте 2017 года описываются трудовые действия преподавателя, разделённые на модули по различным предметным отраслям.

Сразу после утверждения документа, началась его апробация, затронувшая 43 субъекта федерации. В них были созданы специальный стажировочные площадки на базе самого образовательного учреждения. По словам главы Минобрнауки Д. Ливанова, учителям не стоит бояться принятых нововведений, так как они начнут действовать исключительно после переподготовки всех представителей образовательной сферы.

Оказывается, внедрение нормативного акта было решено отложить на 24 месяца. По мнению чиновника, к нынешней процедуре апробации следует привлечь как можно больше воспитателей и практикующих педагогов. Правда, в процессе неплохо избежать «бумажной» волокиты и роста бюрократии. В завершение Литвинов подчеркнул, что оплата труда работников образовательного учреждения должна в первую очередь формируется на качестве выполнения всех требований отмеченного стандарта.

Структура ФГОС 2017

Основой профстандарта является система педагогической деятельности, состоящая из обучения, воспитания и
развития. В первых двух пунктах отражаются требования ФГОС к педагогу, который просто обязан на должном уровне знать свой предмет, а также владеть методическими техниками и приёмами, чтобы донести его к каждому ученику.

Самым сложным для работников образовательной сферы может показаться раздел развития. Согласно описанному пункту, самому педагогу, вместе с узкими специалистами (психологам и логопедом) придётся своевременно обнаруживать и правильно решать проблемы учащихся, круг которых является очень обширным. Вопросом в этом плане стаёт экономический кризис, в связи с которым приходится сокращать психологов, школьных врачей или дефектологов, чтобы оптимизировать штатное расписание с целью взыскания дополнительного финансирования для возможности увеличения зарплат учителям.

Для чего нужен новый профтандарт 2017 для педагога?

По мнению авторов сего документа, ему удастся увеличить заинтересованность преподавателей результатами своей профессиональной деятельности. В будущем году начнёт меняться принцип обучения и переподготовки кадров, чтобы описанная процедура соответствовала требования обновлённого нормативного документа. С 2017 года профтандарты будут применяться в качестве:

  • инструмента для роста качественного отечественного образования;
  • независимой единицы измерения квалификационного уровня всех педагогов;
  • фундаментальной основы трудового соглашения между руководством некого образовательного учреждения и самого учителя;
  • средства реализации новой стратегии развития сферы образования;
  • механизма, с помощью которого будет проводиться процесс набора «качественных» кадров для работы в организациях оглашённой сферы.

Министр образования подчеркнул, что оценка результатов педагогического труда должна в обязательном порядке учитывать достижения самих обучающихся. Правда, не стоит опираться исключительно на них. На деле каждый преподаватель занимается процессом обучения в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющие не только некие интеллектуальные задатки, но и психологические особенности. Получается, что для любого ученика важен его личный результат в рамках продвижения по намеченной образовательной траектории. Грамотную оценку подобным достижения способны предоставить лишь представители педагогического общества.

Новые обязанности современного учителя

Изменения в трудовом законодательстве РФ относительно профтандартов для педагогов, имеют 5 видов квалификации. Это набор особых требований к учителю, выдвигаемых на основании результативности и сложности решения, поставленных перед ним задач. К примеру, чтобы провести полноценную воспитательную работу, педагогу необходимо овладеть аж 18 умениями и навыками, тогда как для полноценного развития ученика их количество должно возрасти до 20. По мнению самих разработчиков, подобный перечень считается своеобразным ориентиром, на основании которого каждое отдельное учебное заведение планирует создавать собственную схему работы с учётом поставленных задач. При этом сами педагоги примеряют на себя роль неких социальных терапевтов, которым придётся найти в ученике психолого-педагогическую проблему.

Именно поэтому утверждённый на 2017 год профстандарат уделяет достаточно внимания работе учителя относительно выполнения инклюзивного образования, а также поддержке социально уязвимых и одарённых обучающихся. Отдельная тема разговора – владение ИКТ-компетентностью, дифференцируемой на три уровня:

  • общепедагогическая;
  • общепользовательская;
  • предметно-педагогическая.

Нынешний профессиональный стандарт для современного учителя наконец-то избавился от технократического подхода в анализе результата деятельности каждого отдельного педагога. Теперь в нём появился ряд положений, ориентированных на более гуманную оценку, отражающую профессиональный уровень компетенции. Например, учитывается готовность учителя работать с детьми, владеющими разной степенью развития.

Проблемы по внедрению нового профстандарта

По мнению опытных педагогических сотрудников, современные учебные заведения не владеют необходимыми условиями для выполнения всех требований принятого нормативного акта. Главной проблемой в этом случае выступает недостаточная материальная база, и также большой дефицит узких специалистов: психологов, тьюторов, дефектологов.

Перед тем как ввести профтандарт и начать оценивать педагогов в соответствии с новыми критериями, следует позаботиться о создании доступной среды для всех учеников. Как бы прискорбно это ни звучало, но сюда следует отнести специальные подъезды к учебному заведению, оборудования пандусов, мест в столовой или туалетах. Ведь пока педагогам приходится вертеться сразу на двух ставках, и выделять при этом время для индивидуального подхода к каждому отдельному ребёнку просто невозможно.

Просмотров