Градостроительный кодекс рф. Территориальное планирование - его назначение. Виды документов территориального планирования Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования

  • Глава I.1. Образование земельных участков
  • 11. Право собственности на землю: формы, виды, содержание, основания возникновения.
  • 12. Государственная собственность на землю
  • 2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
  • 13. Муниципальная собственность на землю
  • 14. Порядок разграничения государственной собственности на землю
  • Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз "о разграничении государственной собственности на землю"
  • 15. Право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц
  • 16. Понятие и классификация ограниченных прав на земельные участки
  • 17. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 19. Аренда земельных участков
  • Основные признаки аренды земель:
  • Особенности аренды земельных участков:
  • Основания прекращения договора аренды земельного участка
  • 20. Право безвозмездного пользования земельным участком
  • 21. Оборотоспособность земельных участков
  • 1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
  • 22. Ограничения прав на земельные участки
  • 23. Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки
  • Основания возникновения права собственности на землю
  • Основания приобретения земельных участков в собственность:
  • Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
  • Переход права собственности на земельные участки по наследству
  • Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение
  • 24. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки Основания прекращения права собственности на землю
  • Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
  • Отказ собственника от права собственности на земельный участок
  • Принудительное изъятие у собственника его земельного участка
  • 25. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • 1) Правительством рф, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • 2) Органом государственной власти субъекта рф, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта рф, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • 3) Органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  • 27. Случаи и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
  • 28. Случаи использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков
  • 32. Оформление прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений
  • Выкуп земли собственниками зданий, строений и сооружений, находящихся на данных земельных участках.
  • 33. Отказ от прав на земельный участок
  • 34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
  • Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
  • С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
  • Ходатайство об изъятии земельного участка:
  • Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • 35. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 г. Москва "о некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"
  • 36. Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков в связи с ненадлежащим использованием земельных участков
  • Изъятие земельного участка по решению суда
  • В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:
  • Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
  • Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • 37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений
  • Компетенция органов государственной власти в области регулирования земельных отношений
  • Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
  • 38. Функции государственного управления в области использования и охраны земель
  • Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
  • Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:
  • Функции управления в области использования и охраны земель
  • 40. Землеустройство
  • Организация и порядок проведения землеустройства
  • Основные землеустроительные действия:
  • 41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
  • 42. Мониторинг земель
  • Содержание государственного мониторинга земель:
  • Задачи государственного мониторинга земель:
  • Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
  • 43. Плата за землю: виды, порядок, юридическое значение
  • Формы платы за использование земли:
  • Земельный налог
  • Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):
  • Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):
  • Арендная плата за землю
  • 44. Оценка земельных участков: виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель
  • 45. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  • 46. Государственная регистрация прав на земельные участки. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
  • Правовая основа государственной регистрации прав на землю:
  • Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:
  • В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • Виды документов
  • Юридическая сила
  • Утрата документов
  • 47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
  • Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:
  • Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
  • Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)
  • Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)
  • 48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
  • 49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель
  • Виды правового режима земель:
  • Элементы правового режима земель:
  • Единство и дифференциация правового режима земель
  • 50. Деление земель на категории: содержание, юридическое значение. Категории земель
  • 51. Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков. Разрешенное использование земельных участков.
  • 52. Правовой режим земельного участка: понятие, содержание
  • Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
  • Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • 54. Правовой режим сельскохозяйственных угодий
  • 55. Правовой режим земель населённых пунктов
  • 57. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов
  • 58. Правовой режим земель лесного фонда
  • 59. Общая характеристика правового режима земель водного фонда Понятие и общая характеристика земель водного фонда
  • 60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель
  • 41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.

    Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

    Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

    Зоны с особыми условиями использования территории – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

    Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

    Территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, а также налогах и сборах, об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 6, ст. 1, глава 1 Федерального закона РФ от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре).

    Один из важных вопросов территориального планирования – деление земель по целевому назначению на категории, а также зонирование территории.

    Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

    – земли сельскохозяйственного назначения;

    – населенных пунктов;

    – промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    – особо охраняемых территорий и объектов;

    – лесного фонда;

    – водного фонда;

    – запаса.

    Такое деление земель Российской Федерации на категории – это первый этап разграничения земель по целевому назначению, по существу первый этап своего рода пространственного зонирования территории государства.

    При этом границы земель различных категорий определяют посредством отграничения друг от друга, руководствуясь материалами землеустроительной, градостроительной и лесоустроительной документации.

    По действующему законодательству отдельные категории земель можно подразделить на виды, в их состав могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам.

    В разделе о составе земель населенных пунктов позиции Градостроительного и Земельного кодексов совпадают и в названную категорию земель на этом основании могут входить жилые, общественно-деловые, производственные зоны, инженерной и транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения, размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

    Новым Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) установлены следующие виды документов территориального планирования:

    1) схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

    – развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

    Обороны страны и безопасности государства;

    Развития энергетики;

    Использования и охраны лесного фонда;

    Использования и охраны водных объектов;

    Развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

    Защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

    Развития космической деятельности;

    Естественных монополий;

    В иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации областях;

    2) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, включающие в себя: карты (схемы) планируемого развития и размещения охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:

    Объектов энергетических систем регионального значения;

    Объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

    Линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

    Иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации;

    3) документы территориального планирования муниципальных образований:

    Схемы территориального планирования муниципальных районов;

    Генеральные планы населенных пунктов;

    Генеральные планы городских округов.

    Согласно ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

    Объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;

    Автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

    Иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

    Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) и Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №191-ФЗ система территориального планирования в нашей стране имеет следующие существенные недостатки, которые не позволят осуществить научно обоснованное планирование и организацию рационального использования земель и их охраны только в составе градостроительной документации.

    Во-первых, принятая концепция территориального планирования исходит из интересов развития населенных пунктов, а также в некоторой части планируемого размещения объектов капитального строительства промышленного, транспортного, энергетического и иного назначения. Данная концепция в свое время (конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века) превалировала и в экономически развитых зарубежных странах, прежде всего в Западной Европе. Это приводило к нерегулируемой застройке, росту городов, а в условиях дефицита земель и высокой плотности населения – к нарушению экологической стабильности территории.

    В конце XX века концепция территориального планирования за рубежом стала ориентироваться на общественные ценности и первоочередное служение общественным интересам. Она осуществляется под девизами: «Экология для всех», «Охрана природы и создание устойчивого производства», а в сельской местности – «Социально – экономическое развитие сельских территорий и поддержание экологической устойчивости местности». При этом затрагиваются незыблемые до этого устои частной собственности на землю и другую недвижимость, а во главу угла ставятся национальные и общественные интересы, процессы «социализации землепользования».

    В связи с этим территориальное планирование проводится на основе государственных, региональных и муниципальных планов использования земель и их охраны с учетом зонирования территории. Планы носят обязательный характер и всенародно обсуждаются. Причем в зависимости от уровня планирования и вида территории (сельские и городские), виды и содержание планов существенно различаются.

    Во-вторых, документы территориального планирования, устанавливаемые Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отличие от землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны, рассматривают землю (территорию) лишь в качестве объекта градостроительной деятельности, что на практике может привести к неоправданной застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и т.п.

    В-третьих, учитывая то, что градостроительные регламенты как составные части Правил землепользования и застройки, согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вообще не устанавливаются для земель лесного, водного фондов, земель запаса, большей части особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов)», сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, более 90% всех земель страны не могут быть охвачены соответствующими нормами и правилами землепользования, а, следовательно, и находиться в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. Поэтому для всех вышеуказанных категорий земель, не охватываемых градостроительными регламентами, планирование использования земель и их охраны должно являться областью землеустроительной деятельности и осуществляться на основе землеустроительной документации.

    В-четвертых, территориальное планирование – это инструмент осуществления земельной политики государства. Поэтому оно должно быть сквозным, то есть иерархически взаимосвязанным на различных уровнях государственного управления, реализовывая и увязывая федеральные, региональные и местные интересы через систему логически, информационно и технологически взаимосвязанных документов территориального планирования. Во всем мире разработка документов территориального планирования идет от общего к частному как по вертикали (государство – регион – муниципалитет), так и по горизонтали (вся экономика – отрасли экономики). В этой связи территориальное планирование должно являться или комплексным, или отраслевым.

    Вместе с тем Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 9–19) не предусматривает разработки комплексных документов территориального планирования, что внесет серьезные трудности при балансировании развития отраслей и составлении сводной земельной экспликации обустраиваемой территории. Кроме того, различные виды документов территориального планирования, относящиеся к разным уровням управления, не соотносятся между собой ни по названию, ни по содержанию.

    Из сказанного можно сделать следующие выводы:

    1. Градостроительная деятельность в виде территориального планирования, а также Правила землепользования и застройки распространяются на категории земель, подпадающие под действие градостроительных регламентов, а именно: земель городов и населенных пунктов, промышленности, транспорта и ту часть иных категорий, где земельные участки заняты объектами капитального строительства.

    Градостроительное зонирование, осуществляемое в рамках градостроительной деятельности, имеет полномочия решать вопросы использования земель лишь в той мере, в какой оно может быть обеспечено информацией о качестве земель, соответствии качества целевому назначению земель и об организационно-хозяйственных предпосылках развития землепользования. Это говорит о том, что территориальная специфика землепользования, отображаемая на градостроительных схемах, имеет вторичный характер, то есть является результатом территориального зонирования земель, которое должно быть осуществлено в рамках землеустройства, поскольку изучение земель находится в его компетенции.

    Следовательно, территориальное планирование должно являться не объектом градостроительной, а объектом землеустроительной деятельности.

    История прообраза схемы территориального планирования муниципального образования известна в Российской Федерации в виде схем районной планировки. Схемы районной планировки составлялись землеустроительными организациями на территории всех административных районов нашей страны в 1960-х – начале 1970-х гг. Они решали вопросы совершенствования системы расселения, размещения по территории района производительных сил, территориальной организации производства и размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры (объектов капитального строительства местного значения).

    Всего в этот период было разработано более двух тысяч схем районной планировки. В последующем в развитие этих схем на территории административных районов землеустроительными организациями были составлены схемы землеустройства, в которых детализировались вопросы освоения, трансформации и мелиорации земель, развития агропромышленного комплекса районов и охраны природы.

    2. Отношения, касающиеся зонирования территорий вне границы населенных пунктов, должны регулироваться не градостроительным кодексом Российской Федерации, а земельным законодательством. В связи с этим необходимо разработать и ввести в действие Федеральный закон «О зонировании территорий», ввести дополнения и изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О землеустройстве» И другие нормативные правовые акты, содержащие в себе положения о зонировании территорий.

    3. В связи с тем, что при установлении границы населенного пункта сталкиваются интересы различных административно-территориальных образований между собой, собственников земельных участков, изменяются границы категорий и правовой режим земель, определяются приоритеты развития разных видов землепользования (городского, сельскохозяйственного, лесного, водного и др.), установление границы населенных пунктов должно включаться в состав землеустроительных, а не градостроительных действий, что обеспечит независимое и объективное решение данных вопросов. Данное положение уже имело место в нашей стране и оправдало себя на практике. В условиях развивающегося рыночного оборота земель это обеспечит прозрачность, обоснованность и социальную справедливость принимаемых решений. Поэтому соответствующим образом следует изменить п. 2 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

    4. Учитывая то, что из 19,1 млн. га 1 земель населенных пунктов под застройкой и дорогами занято всего 5,2 млн. га (27,3%), а остальные площади составляют: сельскохозяйственные угодья – 9,1 млн. га (47,6%), лесные земли и участки под древесно-кустарниковой растительностью – 2,6 млн. га (13,6%), другие земли и водные объекты – 2,2 млн. га (11,5%), организация использования незастроенных территорий должна осуществляться на основе планов земельно-хозяйственного устройства городов, относящихся также к землеустроительной документации. Порядок разработки и содержание таких планов, оправдавших себя в практике организации рационального землепользования в городах, хорошо известны в землеустройстве.

    В целом для научно обоснованного решения и регламентирования всех вопросов территориального планирования необходима корректировка вновь принятого градостроительного и существующего земельного законодательства, определяющего основные положения планирования рационального использования земель и их охраны в системе землеустроительной документации.

    Также планирование использования земель населенных пунктов осуществляется на основе разработки генерального плана, который является основным документом планирования земель населенных пунктов на перспективу и в котором на основе анализа использования земель, прогноза развития отраслей экономики и численности населения, научно-обоснованного определения перспективной площади населенного пункта, его границы, функционального, территориального зонирования, правил землепользования и застройки решаются все вопросы территориального планирования населенных пунктов.

    1. Схема территориального планирования муниципального района содержит:

    1) положение о территориальном планировании;

    2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

    3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

    4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

    2. Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:

    1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

    2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения.

    3. На указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

    1) планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям:

    а) электро- и газоснабжение поселений;

    б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

    в) образование;

    г) здравоохранение;

    д) физическая культура и массовый спорт;

    е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

    ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района;

    2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

    3) границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

    3.1. Обязательным приложением к схеме территориального планирования муниципального района являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления муниципального района также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    4. К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

    5. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат:

    1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения;

    2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

    3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории;

    4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на межселенных территориях объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

    5) перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

    6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

    6. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают:

    1) границы поселений, входящих в состав муниципального района;

    2) границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района;

    3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе:

    а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации;

    б) особые экономические зоны;

    в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

    г) территории объектов культурного наследия;

    д) зоны с особыми условиями использования территорий;

    е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны;

    4) границы лесничеств.

    1. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:

    1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории;

    2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель лесного фонда;

    3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;

    4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
    (часть 1 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    2. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в следующих случаях:

    1) в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на межселенной территории;

    2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;

    3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
    (часть 2 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    2.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные территории регионального значения.
    (часть 2.1 введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    3. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.
    (часть 3 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    4. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения муниципального района, при размещении объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях этих муниципальных образований.

    5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи вопросов, не могут рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района.

    6. Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к указанному проекту и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.
    (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    7. В случае непоступления от указанных в части 6 настоящей статьи органов в установленный срок в орган местного самоуправления муниципального района заключений на проект схемы территориального планирования муниципального района такой проект считается согласованным с указанными органами.

    8. Заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района могут содержать положения о согласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.

    9. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 6 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района с обоснованием принятых решений, глава местной администрации муниципального района в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

    10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации муниципального района:

    1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района и подготовленный для ее утверждения проект схемы территориального планирования муниципального района с внесенными в него изменениями;

    2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.
    (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

    1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);
    (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

    12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.

    Ключевые слова: стратегическое планирование, генеральный план, экономика городского хозяйства, кластеры.

    Прогнозирование и планирование территорий, в рамках стратегического планирования, в условиях сложного ландшафта, под влиянием транспортного коридора, для Урала представляет большой интерес, так как города преимущественно образовывались из заводов на реках, актуально и для все страны. Проблема несовершенства использования ряда существующих ресурсов, а именно четыре основные составляющие (полезные ископаемые; положение города в территориально–промышленном кластере; роль промышленных предприятий, расположенных на территории города и в промышленном комплексе всей страны; ландшафт) для создания новой функциональной и комфортной среды обитания человека. Необходимо отметить, что первоначально возникают социальные проблемы и забота о качестве жизни человека, соответственно территории рассматриваются как системы расселения. Зачастую территории, обладающие хорошим потенциалом, при неграмотном управлении и планировании становятся депрессивными, что недопустимо для Российской Федерации.

    Стратегия развития страны 2030 определяет основную цель социальноэкономического развития России – долгосрочную перспективу способов и возможностей обеспечения устойчивого повышения благосостояния населения Российской Федерации, национальной безопасности, развития экономики, укрепление позиций России в мировом сообществе. Для достижении этой цели существенная роль отводится территориальному планированию, градостроительству в муниципальных образованиях. Модель динамичного и сбалансированного развития Урала должна основываться на грамотном сочетании экономики, социальной сферы и сферы природопользования, с учетом исторических особенностей исследуемой территории.

    Градостроительная доктрина РФ как основная часть территориального планирования обозначает право человека на сбалансированную материальную среду, безопасность, достойное качество жизни, а также значимое совершенствование пространственной организации страны средствами градостроительства. Определяет принципы градостроительной деятельности, среди которых устойчивость развития и гармонизация общественного развития; ставит проблемы малых городов и сел, часто олицетворяющих неповторимость, природное разнообразие страны, а также проблему неравномерности распределения на территории страны городских и сельских поселений .

    В соответствии с этими положениями необходимо стремиться к совершенствованию систем расселения, грамотно используя существующие ресурсы.

    Многие авторы рассматривают вопросы, связанные с поставленной проблемой. Некоторые работы отличаются футуристичностью, идеализацией разрабатываемой модели, в то время как другие несут более практичный характер. Вопросами организации систем расселения и созданием идеализированных моделей занимались В. Кристаллер, Б. Дж.Гарнер, В. А. Шулер; Б. Б. Родоман, А. Г. Топчиев, Б. М. Эккель. Впервые вопросы взаимодействия расселения и транспорта рассматриваются в концепциях испанского инженера А.Сориа-иМата, который занимался линейными системами и представлял транспортный коридор как «русло расселения».

    Современные исследования более применимы в проектной деятельности. Это исследования А. А. Агасьянца, М. Я. Вильнера, А. В. Иконникова, М. Г. Бархина, связанные с транспортно-расселенческим каркасом страны. Социальные вопросы рассматривали Вагин В. В., Хан-Магомедов С. О., Яргина З. Н., Хачатрянц К. К.

    Несмотря на большое количество авторов, занимающихся смежной тематикой, на данный момент не разработана научная концепция градостроительной организации локальных систем расселения, ориентирующаяся на социальное благополучие человека; нет комплексной теории по рациональному использованию богатых ресурсов территории и роли промышленных предприятий города, применимых в рамках стратегического плана всей страны. Недостаточно информации о формировании и проектировании градообразующих и градообеспечиваюших предприятий, формировании рекреационных зон и селитебных территорий.

    1. Основной понятийный аппарат

    Географический подход: территория – это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью и географическим положением.

    Государственная территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Она включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды, воздушное пространство над ними и отделяется от территории других стран государственной границей.

    Современная трактовка: территория определена как часть земной поверхности, включая сушу, водную поверхность, недра и воздушное пространство над ними.

    Территория – земное пространство с определенными границами.

    В научной литературе территорию характеризуют как: промышленнопроизводственное пространство, экономическое пространство, сельскохозяйственное пространство, географическое пространство, пространство проживания людей .

    Территория, рассматриваемая как неотъемлемая сторона жизнедеятельности людей, становится очеловеченной территорией, как следствие она получает свою индивидуальность, свои особенные черты и свои исключительные свойства, становится экономическим феноменом, что позволяет говорить о ней не как об определенным географическом пространстве, а как о пространственноэкономическом явлении. Всякая территория как только она начинает осваиваться людьми превращается из географического пространства в пространственно-экономический феномен. Все социально-экономические мероприятия перестают выступать как освоение жизненного пространства, как подчинение природы интересам людей. Возвеличивание человека начинает выражаться не в насилии над окружающей средой, а в умении найти гармонию с пространством и природой, в идентификации себя как части пространства и природы .

    Возрастание в производстве и жизни людей, значение и роли знаний, превращение их в источник создания материальных благ и услуг приводит к усложнению характеристик пространства. Территория – это среда(пространство) развертывания системы знаний людей и их нравственнокультурных ценностей. Появляются новые экономические ресурсы территории. Это интеллектуальный потенциал и инновационный потенциал. Вместе они формируют интеллектуально-инновационные пространство. Интеллектуальный потенциал приводит к возникновению высоких технологий, выпуску наукоемкой продукции, преобразованию производственных процессов и в конечном счете к изменению самого образа жизни населения. Как следствие появляется новый образ территории как особое интеллектуальное пространство.

    Инновационный потенциал – это совокупность различных ресурсов, обеспечивающих ее возможность или готовность к использованию новшеств. Явление “территория” в рамках административно-территориальных образований – это регионы, области, края, автономные округа, муниципальные образования, населенные пункты, иные административно-территориальные единицы. Под инновационностью территории понимается ее способность генерирования новшеств. Концепция полюсов роста трактует, что очаги благополучия возникают вокруг отдельных предприятий, а нововведения распространяются от центра к периферии .

    Новеллой является новая концепция, концепция территории роста, которая предполагает активное инновационное развитие не отдельных точек роста, а всей территории муниципального образования (городского округа). Инновационное развитие – это управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение высокого качества жизни на территории муниципального образования с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения текущих и перспективных коллективных потребностей населения и интересов государства.

    К моделям инновационного развития относят научные, исследовательские, технологические парки (технопарки), инкубаторы бизнеса, инновационные центры, технополисы, кластеры, территориально-производственные комплексы, наукограды .

    Для города главное – это полное видение своего будущего. У мэрии должно быть четкое понимание останется ли город промышленным центром или необходимо перепрофилировать, или диверсифицировать. Главное в решении проблем городов – это разработка и реализации стратегии их развития, раскрывающий понимание того, какие конкретные действия следует предпринять, чтобы изменить сложившиеся неблагоприятные тенденции, привести экономику на инновационные рельсы .

    2. Российский опыт территориального планирования в рамках стратегического планирования

    Системы расселения на территории России, состоящие из небольших городов, сталкиваются со многими проблемами. Среди основных можно выделить следующие:

    • нехватка финансирования и отсутствие убедительных стратегий для развития населенных мест;
    • отток сельского населения и населения малых городов в крупные мегаполисы, вымирание малых населенных пунктов;
    • проблемы транспортной, инженерной инфраструктуры, низкая связанность сельских поселений с административными центрами и центрами агломераций;
    • прогрессирующая урбанизация и возрастающее влияние общества на природную среду.

    Характер системы расселения тесно взаимодействует с реальными нуждами и интересами людей. Формирование системы расселения в современных условиях в большей степени объясняется социально-экономическими, а не географическими причинами. Если населенный пункт существует как постоянное место жительства, то создана и система закрепления человека за этим местом: работа, семья, регистрация и т. п. Значение отдельных элементов данной системы может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от развития человечества .

    Урбанизированные процессы объясняют причину того, что расстояния между жильем, рабочими районами и рекреационными территориями увеличиваются и обременительны для большой части населения, постоянно увеличивается плотность застройки и заселения. При этом прослеживается четкая связь между характером населенного пункта и количеством психических аномалий. На переднем плане стоят неврозы и психосоматические нарушения .

    Жизнь в городе и жизнедеятельность в малых населенных местах значительно отличаются динамикой социальных процессов, преимущественным распространением культуры с помощью средств массовой информации в сравнении с естественным, семейным обменом. Жизнедеятельность в городе намного разнообразнее (это связано с многообразием разновидностей деятельности); она отличается намного более широким кругом удовлетворяемых потребностей и, как правило, более динамична.

    Функционал большого города и малого населенного пункта в целом совпадает, но у каждого типа населенного пункта есть свои конкретные особенности. В течение веков в России села выполняют функцию доноров. Из деревни заимствуется больше ресурсов, чем возвращается. Стабильная миграция из малых поселений в крупные города является этому причиной. Человеческие трудовые ресурсы и доходы использует город, а расходы на воспитание и учебу несет село. Крупные города постоянно притягивают население малых городов, деревень, сел, что обусловлено следующими причинами:

    • обновление, реструктуризация промышленности города;
    • обширный выбор мест приложения труда;
    • уровень благоустройства города намного выше;
    • наличие удобств, коммунальных и культурных услуг;
    • отсутствие мотивации для тяжелого сельского труда и т.д.

    Вышеописанные причины обусловили главное направление миграционных потоков жителей: отток сельского населения в город, “вытягивание” человеческих ресурсов из села в город. Села стареют всё больше и больше. Например, количество родившихся в селе трудоспособных людей, составляет не более 20%. Пятьдесят процентов мигрантов, приехавших в село, пенсионеры, слабо подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду. В деревне происходят сложные процессы, которые связаны с изменением форм собственности, приспособлением к налогам, кредитам, диспаритету цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Важно не устранение малых населенных пунктов, а их социальное обустройство, эффективная модернизация локальных систем расселения, создание более тесных, крепких социальных связей между малыми и крупными населенными пунктами .

    Перечисленные проблемы не решаются или решаются не в полной мере в силу различных причин. Одна из них – отсутствие документов стратегического планирования в муниципальных образованиях. Многие документы территориального планирования разрабатываются формально, с низким уровнем творческого и креативного подхода, не достаточно разрабатывается концепция и стратегические направления, недостигнутые цели переписываются на новую перспективу; разработчик перестает заботиться о человеке, для которого разрабатывает проект, и которому предстоит жить на проектируемой территории. В настоящее время большое значение приобретает подход, предполагающий междисциплинарные исследования взаимодействия естественной и искусственной среды. Для создания грамотных, рациональных планов развития необходимо привлекать профессионалов своего дела. Формирование планировочной структуры должно происходить не только с учетом экономических и функциональных параметров, но и градостроительного искусства, культуры и традиций .

    В отечественной градостроительной практике по зарубежному примеру появляется принцип кластерной организации территорий. Это научнотехнические, производственные кластеры Сколково, наукограды, Новосибирский технопарк, который, по сути, является проектом модернизации и развития Новосибирского Академгородка. Новосибирский Академгородок – это первый в России научный комплексный центр, являющийся прообразом технопарка (1957), и развивающийся практически параллельно с западными кластерными моделями. Проект Технопарка предполагает дальнейшее развитие Новосибирского Академгородка как центра высоких технологий мирового уровня Этот пример показывает, что Россия во многом не уступает западным странам. В стране накоплена достаточная база для развития систем расселения, в том числе, инновационного, необходимо грамотно использовать имеющиеся ресурс ..

    3. Мировой опыт пространственного планирования территории

    Некоторые проблемы территориального планирования расселения, такие как углубляющиеся процессы урбанизации, необходимость развития убедительных стратегий развития, инфраструктурные проблемы, успешно решаются в мировой практике.

    Наибольший интерес к кластеризации в мире характерен для 1990-х, развитие получают кластерные стратегии в различных странах, где есть база образовавшихся центров деловой активности, которые доказали свою состоятельность на мировой арене. Наиболее успешными в реализации кластерной организации по показателю глобальной конкурентоспособности, рассчитываемому Международным экономическим форумом, оказались такие страны, как США, Сингапур, Япония, Канада, Китай, ведущие европейские страны. Научнотехнологические кластеры формируются на основе университетов или научных подразделений, что обеспечивает непрерывный приток молодых кадров и систематические профессиональные связи в сфере технологий и науки. Одни из самых известных в мире научно-технологических кластеров на основе университетов это Силиконовая долина, Бостонский технопарк в США, научнотехнологический парк Кембриджа в Великобритании, технополис в Финляндии, София Антиполис во Франции, специализированный научный центр Цукуба в Японии, Силиконовая аллея в Индии, технопарк Чжунгуаньцунь в Китае. В США выделяют три типа научных парков:

    • в первом выстраивается полная технологическая цепочка от разработки до производства (Стэнфордский научный парк, Силиконовая долина);
    • второй тип – это исследовательские парки, где нет массового производства и разрешен только процесс научно-исследовательских работ;
    • третий тип – инновационные центры, помогающие соединять новации с финансами и предпринимателями, способствуют продажам лицензий производителям, поддерживают технологическую цепь от эксперимента до коммерциализации производства. Этому примеру последовали европейские страны .

    Японская модель отличается от американской, здесь сразу строят новые города, специализирующиеся на инновационных исследованиях и производстве технополисы. Они отличаются от технопарков формированием открытой, высокоинтеллектуальной среды. В городе строятся исследовательские и производственные площадки, позволяющие быстрее завершить свои разработки и выпустить пробную серию продукта. В последнее время в США стали применять японскую модель .

    На данный момент в мире активно развиваются скоростные виды железнодорожного транспорта, связывающего системы расселения (Европейская, Китайская практика). Особенности такого транспорта можно проследить на примере Франции, где радиус поворота скоростных поездов составляет около 7км, а скорость достигает 450 км/ч, для остановки в логистических центрах применяют параллельные пути. Наличие скоростного транспорта и создание городовспутников помогает решать проблемы углубляющейся урбанизации, роста городов, что видно на примере концепции развития г. Алматы и проекта G4 Сити .

    В качестве положительного примера взаимодействия человека, искусственной среды с природой можно привести опыт Норвегии. Высокий уровень жизни населения достигнут благодаря рациональному использованию природных ресурсов, бережному отношению к природе. Популярна зеленая архитектура, минигидроэлектростанции на маленьких речках в условиях перепадов рельефа.

    Столица страны Осло, самый крупный город, является одним из чистейших городов Европы. Он расположен в юго-восточной части Норвегии, включает 40 островов, две трети муниципалитета составляют защитные леса, водоемы и сельскохозяйственные угодья. В городе широко используются энергоэффективные технологии, альтернативные источники энергии, экологически чистые виды транспорта. В планах Норвегии сокращение выброса парниковых газов в атмосферу, полный переход на экологичный транспорт, расширение использования возобновляемых источников энергии.

    Проблема грамотной организации территориального планирования расселения населения и рационального использования ресурсов особенно актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2020 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения.

    4. Основные принципы градостроительной организации локальных систем расселения.

    Я. В. Косицкий в модели систематизации градостроительных концепций и критериев выделил во взаимодействии людей, среды и формы три основных принципа архитектурно-планировочной организации города, которые применимы так же и для градостроительной организации систем расселения. Это демометрическая соразмерность, экологическая компенсация и морфологическое соответствие. Данная концепция является факторной, т.е. пытается учесть множество факторов и синтезировать компоненты планировочной системы, что является одной из основных проблем архитектурно-планировочной организации.

    В соответствии с моделью систематизации Я.В.Косицкого сформулирована миссия территории и определены основные принципы градостроительной организации локальных систем расселения в зоне влияния транспортных артерий города .

    Миссия – формирование локальной инновационной системы расселения с опережающим развитием социальной инфраструктуры.

    Принципы:

    • социально-культурный принцип;

    Трансконтинентальный коридор, проходящий через территорию, резко повышает её статус в системах высшего ранга. Коридор может включать в себя несколько видов транспорта – автомобильный, железнодорожный, воздушный, и так же скоростной транспорт, если он есть или планируется на перспективу.

    Ширину транспортного коридора можно определить как сумму ширины дорожного полотна (примерно 50м), полос отвода и придорожных полос, размер которых зависит от категории дороги. Как правило, в составе транспортных коридоров проходят автодороги первой категории, ширина придорожной полосы которых 75 м (Постановление правительства Свердловской области от 10 ноября 2010 г. № 1634-ПП об утверждении порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения). По данным сайта http://www.uadso.ru/ (управление автодорог Свердловской области), ширина полосы отвода составляет около трех метров. Таким образом, ширина транспортного коридора составляет:

    50+2∗(75+3) = 206 м. 1-я полоса влияния-5км, 2-я полоса –15 км (русло коридора), бассейн коридора – до 100км.

    Ширина коридора может варьироваться от ширины полосы отвода до нескольких километров, что зависит от различных факторов, например, сложный рельеф влияет на прокладку железнодорожной линии и на конфигурацию коридора в целом. Вдоль транспортного коридора располагаются логистические центры, из которых происходит распределение ресурсов в производственные, административные центры. Далее лежит русло коридора, так же активно влияющее на локальные системы расселения. В русле находятся основные объекты (точечные, линейные, планарные), которые определяют значение территории, или которые наиболее привлекательны, если говорить о туристических объектах. На расстоянии около 100 километров лежит бассейн коридора. Он оказывает влияние на малые населенные пункты, которые живут, пока есть дорога и для которых наличие связей с более крупными центрами играет особенно важную роль .

    Морфологический принцип развития расселения

    Планирование систем расселения основано на выявлении, формировании типов территориальных структур. Основными элементами территориальной структуры являются:

    • зоны концентрации населения – урбанизированные районы, включающие и промышленные образования, в целом негативно воздействующие на природную среду;
    • природные, рекреационные территории, экологические коридоры;
    • буферные зоны, нейтрализующие негативное анторопогенное воздействие, санитарно-защитные озелененные зоны.

    Выделяется несколько идеальных типов структур систем расселения по их форме, конфигурации (которая формируется в зависимости от ландшафта и уникальных условий региона):

    • концентрическая система расселения, развивается на равнинных территориях с активным центром, вокруг которого в радиальном направлении формируется система населенных пунктов. Транспортная нагрузка распределяется по кольцевым и радиальным направлениям.
    • прямоугольная полицентрическая система, так же формируется на равнинных территориях, с равномерно распределенными административными центрами, между которыми образуются зоны экономического влияния. Так же этот тип можно охарактеризовать как ядерно-сетевой, который считается наиболее эффективным и функциональным.
    • прямоугольный полицентрический тип, характерный для приморских территорий (можно считать подвидом предыдущей). Основные административные центры являются портовыми городами и располагаются вдоль прибрежной зоны, далее, вглубь суши, проходят транспортные магистрали значительно нагруженные грузовыми и пассажирскими потоками. Менее нагружены продольные направления, соединяющие административные центры.
    • линейная система расселения, формируется благодаря природным условиям (горно-заводские долины), или вдоль уже существующих инфраструктурных объектов, транспортных магистралей.
    • полицентрическая бассейновая система расселения формируется в регионах с горнодобывающей промышленностью. Экономические и административные центры бессистемно формируются вокруг горнодобывающих центров.
    • центральный тип, характерный для слабо развитой системы расселения с недостаточным количеством связей и плохо освоенными территориями. Хозяйственная деятельность локализуется в местах наличия ресурсов и производства продукции.

    Теоретические аспекты размещения населенных пунктов и создание идеальной модели расселения интересовали многих авторов. Кристаллер рассматривал центрические системы и агломерационные процессы, Б. Б. Родоман решал вопросы экологии и экологии культуры, создавая модель поляризованного ландшафта, которую детализировал А. Г. Топчиев. Представлено взаимодействие природы и общества. Модель Б. М. Эккеля представляет взаимодействие жилых, рекреационных, санитарно-защитных, производственных и обслуживающих зон, через которые проходят коридоры инженерных коммуникаций, система открытая с направлениями развития .

    Перечисленные системы расселения предполагают формирование на однородной равнине или идеальных природных условиях, не масштабны, сетевой поляризованный ландшафт Б. Б. Родомана представляет собой систему равномерной густоты, отсутствует иерархия в поселениях. Невозможно создать универсальную схему для любого случая, каждая система по-своему интересна и её необходимо модифицировать для конкретной уникальной сложившейся ситуации, местных условий и действительности. Поселения уже сформировались, в морфологии отражается противоречивость их развития – это историческая и современная застройка, устойчивое и изменчивое состояния, единоформие и многоформие, нерациональное использование ресурсов – все это вносит хаос с точки зрения грамотной организации .

    Понимание особенностей идеальных систем расселения помогает более эффективно решать вопросы в реальном проектировании, где чаще всего встречаются комбинации различных по форме типов структур.

    Принцип географического детерминизма в планировке городов. Детерминизм – учение о взаимосвязи, закономерности и причинной обусловленности событий и явлений.

    Каждая система расселения формируется индивидуально в зависимости от различных причин и уже сложившихся обстоятельств, таких, как рельеф, гидрография, уже сложившаяся инфраструктура. Выделяются несколько наиболее ярких причин, определяющих расположение городов в сложном рельефе. Их можно разделить на исторические причины и действующие причины .

    Исторические:

    • необходимость создания неприступного города в горной местности;
    • подходящие свойства рельефа и места для создания стратегически важного объекта, глубоководные морские порты, удобные для судоходства, не заметные с берега бухты (Балаклава);
    • развитие промышленности, строительство городов на реках, формирование горно-заводских долин (малые города Урала, Демидовские заводы).

    Действующие:

    • развитие отдыха, туризма, лечения в горно-климатическом районе. Необходимые параметры по протяженности и уклону трассы для развития горнолыжного спорта присутствуют далеко не во всех горных районах. Наличие необходимых ресурсов для развития санаторно-курортной деятельности (грязи, месторождения минеральных вод).
    • отсутствие в районе равнинных территорий или их занятость существующей застройкой, или особоохраняемыми природными зонами.

    В книге «Город и рельеф» В. Р. Крогиус кроме перечисленных причин среди действующих выделяет следующие:

    • строительство гидроэлектростанций в горных районах;
    • наличие в горном районе полезных ископаемых и их разработка;
    • благоприятные условия для орошения предгорий ледниковыми водами;
    • создание опорного центра сети поселений;
    • в тропических зонах климатические условия возвышенных районов более благоприятны.

    Действующие причины актуальны в современном мире для строительства новых городов и развития существующих .

    Социально-культурный принцип.

    Планировочная организация локальной системы расселения происходит на базе сложившихся образований. В рамках этого принципа при проектировании используются такие подходы, как преемственность, ансамблевое построение, использование историко-культурного наследия и сложившегося природного ландшафта; принимаются во внимание индивидуальные особенности национальности или нескольких национальностей, соседствующих на данной территории. Россия, как многонациональная страна, обладает уникальным многолетним опытом сосуществования разных народностей, основанного на толерантности, бережном отношении к своим традициям, культуре и истории. Из зарубежной практики можно привести пример проекта городов-спутников Алматы, в концепции которого («Город традиций») реализуется социально-культурный принцип и социально-технический принцип. Проектная локальная система расселения представляет линейную структуру и формируется вдоль автотрассы Алматы-Капчагай, здесь пролегает транспортный коридор (автомагистраль и железная дорога), связывающий Россию и Китай, по которому идут потоки международной торговли. Связь между городами-спутниками планируется с помощью скоростного транспорта. Автотрасса Алматы – Капчагай протяженностью более 60 км соединяет город и территорию водохранилища, которая располагает всеми возможностями для организации активного отдыха. Городаспутники должны разгрузить г. Алматы, численность населения которого в летний период увеличивается до двух миллионов, а также поднять уровень жизни населения и обеспечить новыми рабочими местами. Прямоугольная планировочная структура городов с активными центрами, главными и второстепенными направлениями и системами озеленения вызывает ассоциации с центральной частью Алматы, где присутствует ансамблевая застройка, сформировавшаяся в советское время. Проект задуман в органичной привязке к Генеральному плану развития г. Алматы. Проявляется бережное отношение к культурному наследию, ведь основу туристской привлекательности города составляет история. В одном из разделов корректировки Генплана (охрана памятников) призвано музеефицировать историко-культурный ландшафт и полностью сохранить ансамбль центра города. Согласно разработанной концепции Стратегических партнеров, система расселения станет логистическим центром республиканского, а после проведения Зимних Азиатских Игр, ЦентральноАзиатского масштаба. Четыре мини-города, выполняющие каждый свою функцию, имеющие свой уникальный характер и колорит, объединятся в один город мечты – G4 Сити.

    Проявление социально-культурного принципа можно проследить в системе малых и прибрежных городов Испании провинции Каталония, это любовь к своему городу и истории, сохранение исторических памятников (г.Рупит, г. Тосса де Мар).

    Принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация) .

    Кластер можно определить как территорию под единым управлением и с едиными технологическими связями. Это группа взаимосвязанных компаний, связанных с ними организаций, которые соседствуют географически, отличаются общностью деятельности в своей сфере, могут дополнять друг друга .

    По Губайдуллиной Ф.С. кластер это совокупность расположенных на одной территории взаимосвязанных между собой предприятий малого, среднего, и крупного бизнеса, научных и образовательных организаций, действующих в определенном секторе при совместном использовании знаний и производственных мощностей. В ходе такой деятельности возникают синергетические эффекты, способствующие повышению конкурентных преимуществ данной агломерации.

    Из теорий пространственного развития Е. Г. Анимицы, Н. Ю. Власовой, Я. П. Силина сегодня набирает популярность «теория кластеров» и представляет большой интерес для градостроителей. В. А. Колясников отмечает пять её положений, представляющих интерес для градостроительного планирования:

    • компании действуют в единой сфере и на одной территории;
    • кластеры наиболее активно развиваются в агломерациях, и вместе с тем могут образовать региональный кластер;
    • города с похожей спецификой, расположенные рядом и обменивающиеся накопленным опытом, обладают большим конкурентным преимуществом;
    • для создания кластера необходимо наличие ресурсов в месте его базирования;
    • кластеры могут формироваться и развиваться в структуре города;
    • кластеры формируются предпринимателями самостоятельно вне зависимости от указания плановых органов, задача государства поддерживать развитие кластеров.

    Учитывая факт, что для создания и развития кластеров используются существующие на конкретной территории уникальные ресурсы, очень сложно воспроизвести или полностью скопировать предшествующие кластерные модели. Можно использовать накопленный опыт, но в каждом случае необходим индивидуальный подход и удачное стечение благоприятных условий для развития того или иного кластера. Это объясняет уникальность каждого кластера и неудачные попытки многих стран скопировать американский опыт.

    Проблема грамотной организации расселения и рационального использования ресурсов актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2030 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения .

    Таким образом, при обзоре отечественного и зарубежного опыта, а так же проблем, связанных с организацией и развитием систем расселения, выявлены следующие принципы формирования систем расселения:

    • технический принцип в развитии расселения (транспорт, инженерные коммуникации);
    • морфологический принцип развития расселения;
    • принцип географического детерминизма в планировке городов;
    • социально-культурный принцип;
    • принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация);
    • принцип экологической компенсации.

    Принципы ориентированы на более грамотную и функциональную организацию территории с учетом её индивидуальных, уже сложившихся особенностей. В каждом принципе учтен социальный фактор в соответствии с определенной для территории миссией. Разрабатывая систему расселения и стратегии её развития, градостроитель должен думать о человеке, создавать для него удобную, комфортную и безопасную среду, учитывая оптимальное соотношение градостроительных и градо-обеспечивающих предприятий к селитебной территории. Из подобных объектов складывается «лицо» локальной системы расселения. Когда грамотно организованная система оказывается в зоне влияния транспортного коридора, она становится центром притяжения, более доступна и её статус резко повышается. Необходимо так же решать экологические проблемы, так как увеличатся и рекреационные нагрузки. Это может быть опасно для уникальных памятников природы, для них необходимо разрабатывать специальные режимы использования и защитные зоны .

    Заключение

    Проблема грамотной организации расселения и рационального использования ресурсов актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2020 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения.

    В главе приведен обзор отечественного и зарубежного опыта и проблем, связанных с организацией и развитием систем расселения. В соответствии с этим выявлены следующие принципы формирования систем расселения:

    • технический принцип в развитии расселения (транспорт, инженерные коммуникации);
    • морфологический принцип развития расселения;
    • принцип географического детерминизма в планировке городов;
    • социально-культурный принцип;
    • принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация);
    • принцип экологической компенсации.

    Принципы ориентированы на более грамотную и функциональную организацию территории с учетом её индивидуальных, уже сложившихся особенностей. В каждом принципе учтен социальный фактор в соответствии с определенной для территории миссией. Разрабатывая систему расселения и стратегии её развития, градостроитель должен думать о человеке, создавать для него удобную, комфортную и безопасную среду, развивать инновационную инфраструктуру с обязательными по нормативам и уникальными объектами, такими, как современные многофункциональные объекты медицины, туризма, спорта, рекреации. Из подобных объектов складывается «лицо» локальной системы расселения. Когда грамотно организованная система оказывается в зоне влияния транспортного коридора, она становится центром притяжения, более доступна и её статус резко повышается. Необходимо так же решать экологические проблемы, так как увеличатся и рекреационные нагрузки. Это может быть опасно для уникальных памятников природы, для них необходимо разрабатывать специальные режимы использования и защитные зоны.

    Список использованных источников

    1. Градостроительный кодекс [электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
    2. Земельный кодекс [электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
    3. Нормативы градостроительного проектирования Свердловской области [текст]: НГПСО 1-2009.66. – УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН, 2009 год. – 192 с.
    4. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 [текст]: СП 42.13330.2011. Введ. 2011.05.20. М.: Минрегион России, 2011 год. 56 с.
    5. Анимица Е. Г., Власова Н. Ю., Силин Я. П. Городская политика: теория, методология, практика. [текст]: учебное пособие Екатеринбург: НЭ УрО РАН, 2004. – 306 с.
    6. Афанасьев А. А. и др. Врачующий пояс Рифея: Культурно-исторические очерки. Серия «Урал: История в ликах городов» [текст] // Екатеринбург: Издательство
    «СОКРАТ», 2004. 352 с.
    7. Колясников В. А. Региональные особенности градостроительства Урала: Часть I и II / под общей ред. В. А. Колясникова [текст] // Екатеринбург: Архитектон, 1995. 302 с.
    8. Колясников В. А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов [текст]: учебное пособие. Екатеринбург: Архитектон, 2010. 406 с.
    9. Крогиус В. Р. Город и рельеф [текст] // М.: Стройиздат, 1979. 124 с.
    10. Любен Тонев Композиция современного города [текст] // М.: Стройиздат, 1979. – 124 с.
    11. Анимица Е. Г. Региональное управление[текст]: Курс лекций // Екатеринбург: УрГЭУ, 2010. 340 с.
    12. Анимица Е. Г., Бочко В. С., Пешина Э. В. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города [текст] // Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2010. 81 с.
    13. Анимица Е. Г., Бочко В. С., Пешина Э. В. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города [текст] // Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2010. 81 с.
    14. Яргина З. Н., Хачатрянц К. К. Социальные основы архитектурного проектирования [текст]: учебник для вузов М.: Стройиздат, 1990. 343с.
    15. Титаренко Н. В. Технико-экономическая оценка генеральных планов поселений, городских округов и проектов планировки территории [текст]: Учеб. метод. пособие – Екатеринбург: Издательство УралГАХА, 2015.
    16. Никонов И. В., Никонова Е. Р. Математическое моделирование в архитектуре и градостроительстве [текст] // Перспективы науки и образования 2014. №2(8). С. 190–192.
    17. Улаева Н. Л. Гражданско-правовое регулирование градостроительства: сущность, значение и перспективы совершенствования [текст] // Вестник Краснодарского университета МВД России 2015. №1(27). С. 26–30.
    18. Шеина С. Г., Мартынова Е. В., Гиря М. А. Методические основы энергоэффективной реконструкции городской застройки [текст] // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. №4. С. 14-20.
    19. Васканьяц Ю. Ю., Некоторые приоритетные вопросы регулирования градостроительной деятельности [текст] // Уникальные исследования XXI века. 2015.
    №5(5). С. 40–44.
    20. Горбатенко А. А. Методы оценки качества городских территорий [текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. №1(13). С. 84–86.
    21. Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Событийный маркетинг: новый вектор развития территорий [текст] // Научный результат. 2014. №2. С. 80-84.
    22. Дрожжин Р. А., Реновация промышленных территорий [текст] // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2015. №1(11). С. 84–86.
    23. Подборка учебных материалов для студента: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookbk.net.
    24. Интернет-вестник ВолгГАСУ: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.vgasu.ru.
    25. ГКУ СО «Управление автомобильных дорог»: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uadso.ru.
    26. Бизнес и информационные технологии: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bit.samag.ru.
    27. Современная конкуренция: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moderncompetition.ru.

    Научная статья на тему “Проблемы территориального планирования муниципального образования” обновлено: Июнь 20, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

    Глава 3. Территориальное планирование

    Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

    (наименование в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ)

    1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    2. Документы территориального планирования подразделяются на:

    1) документы территориального планирования Российской Федерации;

    2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

    3) документы территориального планирования муниципальных образований.

    3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть дополнена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

    (Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ)

    5. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также — информационная система территориального планирования) (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы — официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов (часть дополнительно включена с 1 сентября 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

    Просмотров