Методические указания и гайд интервью для исследования по курсу «общественная роль социологии» интервьюеру - интервью. Гайд для разработчиков по собеседованиям в крупнейшие американские ит-компании Интервью с гидом в маленьких городах

Бесконтрольно копирующиеся самыми различными сайтами, журналами, газетами, психологические тесты утрачивают свою способность дать психологу достоверную и объективную информацию о людях. Эта проблема приводит к применению новых, более совершенных методов оценки. Именно к этой группе относится метод гайд-интервью.

Гайд-интервью (от англ. guide - гид или guided - управляемый и interview - проводить беседу) - руководство для специалиста, содержащее ряд открытых вопросов, предполагающих развернутый ответ, а не односложный «да» или «нет», и направленных на раскрытие определенной темы. Оно не предполагает жесткой последовательности вопросов, а лишь задает направление. Причем подробное и четкое описание поведенческих примеров, желательных или нежелательных, позволяет избежать субъективных и ошибочных оценок, а также дает возможность всем вовлеченным в эту процедуру иметь одинаковое понимание процессов и принятых стандартов.

Часто для получения дополнительной информации ход интервью записывается на аудио- или видеопленку. Несмотря на то, что интервьюер придерживается заранее разработанного сценария (гайда), он активно реагирует на ответы респондента и задает уточняющие вопросы. Такой метод незаменим при поиске компетентных специалистов, в случаях, когда респонденты представляют людей, которых затруднительно собрать в назначенное время в одном месте, или при обсуждении деликатных тем, так как основным условием интервью выступает создание доверительной атмосферы.

Разработка гайд-интервью по выявлению или отбору компетентных работников основывается на модели компетенций и входит в гайд-руководство. В нем описывается общая схема, по которой можно квалифицированно проводить интервью и получать наиболее полную и адекватную информацию. Для каждой категории кандидатов вопросы приблизительно одинаковые, но ход беседы будет отличаться в зависимости от конкретной ситуации и опыта опрашиваемого.

В этом же руководстве дается как можно большее число вопросов для каждой компетенции, что дает интервьюеру возможность быть гибким в беседе. Кроме того, в гайд-интервью приводятся позитивные и негативные поведенческие индикаторы, которые помогают в экспресс-оценке изучаемого качества. Несмотря на кажущуюся легкость, использование данной технологии требует ее полного понимания и отработанного навыка. Обычно типы вопросов делятся на: теоретические, поведенческие, наводящие.

Пример гайд-интервью с кандидатами на работу:

  • Первый гайд - это история карьеры, предложение рассказать о деятельности, обязанностях в предыдущей организации. Вспомогательными вопросами могут быть следующие: в чем состояла выполняемая работа, что привлекало в этой работе? Теперь поговорим о вашем опыте в качестве сотрудника этой организации. Сталкивались ли вы с конфликтными ситуациями в вашей работе и в жизни и как их преодолевали? По возможности, опишите каждую из них.
  • Второй гайд - как представление о предстоящей деятельности. Вопросы: расскажите, какие направления деятельности вы можете выделить, работая в новой организации? Если на вас поступит жалоба, что вы предпримете? Расскажите о возможностях сотрудничества с другими специалистами. Какие трудности вы ожидаете в новой работе? От кого ждете получение задания, и кто будет контролировать их выполнение? Какие методы поощрения или наказания используют обычно руководители и как контролируют качество выполнения заданий?
  • Третий гайд - осознание результативности. Какой смысл вы вкладываете в понятие эффективности деятельности? Опишите пример хорошо выполненной работы. Вспомните рабочий день, который Вы считаете удачным. Каким должно быть, по вашему мнению, хорошее руководство? В чем видите смысл, цель своей работы и как представляете свою будущую карьеру и свое будущее в данной организации?

Дополнительно в интервью используются различные ситуационные задачи, которые предполагают выбор поведения. Например, для охранников: ваш пост на внешнем периметре охраны. К вам подбегает женщина и просит о помощи, так как ее сын упал в канализационный люк. Что вы предпримете? Желательным индикатором в оценке служит осознание кандидатом, что он не имеет права покидать пост и должен связаться со старшим, чтобы решить ситуацию, в том числе и с оказанием помощи. А нежелательным - готовность прийти на помощь даже в ущерб исполнению основных должностных обязанностей. Таких задач-ситуаций всегда несколько - это дает возможность избежать повторений, когда в день оценивается несколько кандидатов.

Задачей интервьюера является получение достаточного количества информации, дающей возможность определить компетенции кандидата. Необходимо избежать того, чтобы он давал обобщенную информацию, которая свидетельствует не о реальном поведении человека, а о его представлении об оптимальном способе действия в подобных ситуациях. Нужно добиваться четкого понимания всех аспектов развития событий, а не ограничиваться собственными предположениями и перепроверять свои догадки. Обычно описание ситуации содержит в себе информацию о нескольких качествах кандидата, а вопросы на одну тему, задающиеся подряд, позволяют соискателю догадаться о цели интервьюера и давать социально-желаемые ответы. Поэтому, располагая подготовленным гайдом, проводящий собеседование сотрудник не должен задавать сразу все вопросы по одной компетенции. Кроме того, интервьюеру необходимо добиваться того, чтобы человек вместо «мы» употреблял слово «я», т. е. важно выяснить, каков был его личный вклад в разрешение ситуации. В любом случае, проводя собеседование, нужно четко понимать, какие характеристики кандидата необходимо выявить для получения полного представления о нем:

  • Профессиональные - имеет ли он определенные знания, опыт в нужной области и т. п. Как правило, подобного рода информация изложена в резюме и легко проверяется путем проведения практического задания или ситуационной задачи.
  • Поведенческие - как ведет себя в базовых управленческих ситуациях. Это выясняется в ходе собеседования или во время центра оценки, деловой игры.
  • Мотивационные - что движет человеком? Также выясняется в ходе интервью на примере реальных ответов.

Оценку работника следует проводить только после интервью по предлагаемым в руководстве желательным или нежелательным индикаторам либо по оценочным показателям к каждому профилю.

Для объективной оценки необходимо перечитать записи, сделанные во время собеседования. Обобщить и классифицировать их, принимая во внимание, что многие сведения, о которых рассказал кандидат, могут относиться к разным компетенциям. Для интегральной оценки можно использовать различные источники информации - описание фактов из жизни, интерпретацию их самим кандидатом, описания других людей, динамику поведения в ходе интервью и т. п. Поставить претенденту оценки по компетенциям и записать их и краткие комментарии по каждой компетенции в «Отчет о кандидате». Если сведений недостаточно, нужно использовать оценку «нет информации».

Например, выявляется степень владения навыком проведения переговоров. Кандидат рассказал, что участвовал в них с целью заключения важного договора. «Переговоры были сложными, ни одна из сторон не хотела уступать. Но, в конце концов, нам удалось сделать так, чтобы оппоненты приняли большую часть условий». Это так называемая неполная STAR-модель, в которой отсутствует элемент «действия»: непонятно, что именно было предпринято и кем. К тому же кандидат употребил местоимение «нам». Что за этим скрывается, и кто выполнил задачу, остается неясным. Далее полученную оценку следует соотнести с профилем, представляющим собой эталонный набор навыков (компетенций), необходимых работнику для выполнения стоящих перед ним задач и принять решение о соответствии ей кандидата. Обычно он состоит из пяти уровней, где первый - низкий показатель, а пятый - самый высокий.

Профиль - это управленческий инструмент, который может быть использован для того, чтобы оценить сотрудников в конкретной должности и кандидатов на нее. Возможно, - конкретизировать стратегические цели применительно к данной позиции, сфокусировать персонал на развитие приоритетных для успешной деятельности компетенций. Если изображать успешный профиль в виде графика, то в последнем примере для менеджеров среднего звена допустимый уровень развития компетенции проведения переговоров должен соответствовать показателям не ниже 3-го уровня, а для топ-менеджеров - только 5-го.

И все же… к любой модели оценки главным приложением является незаменимая внутренняя интуиция психолога или кадровика. Чтобы убедиться в этом утверждении, предлагаю проверить себя, оценив две гайд-ситуации:

  • Первая ситуация (кошмарная). Что вы посоветуете женщине, матери 8 детей, у которой выявили беременность, но срок достаточно маленький, если двое из ее детей - слепые, трое - глухие, один - умственно недоразвитый, а сама она на текущий момент больна сифилисом.
  • Вторая ситуация. Нужно выбрать руководителя высшего звена. Решение необходимо принять, исходя из нижеследующих сведений:
    • Кандидат «А» - замечен в связях с людьми, уличенными в мошенничестве. Постоянно консультируется с астрологом. Имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день от восьми до десяти рюмок мартини.
    • Кандидата «Б» - был дважды уволен со службы по инициативе администрации. Имеет привычку спать до полудня. В институте был уличен в употреблении опиума. Каждый вечер выпивает бутылку виски.

«Гид - прежде всего психолог»

Беседа с Евгением Письменным, амбассадором «Спорт-Марафон»

Евгений, ты профессиональный гид с многолетним стажем, читать твои отчёты о походах - одно удовольствие. Однако, по образованию ты провизор, специалист по лекарствам. Как произошёл этот поворот в твоей жизни, почему ты решил посвятить себя горам?

На самом деле никакого поворота не было, всё развивалось логическим путём. Дело в том, что горами я увлёкся задолго до того, как поступил в фармацевтический институт в Пятигорске. Мои родители - геологи с многолетним стажем, и отец, и мама. Моё знакомство с горами состоялось в пять лет. Конечно, тогда я ещё не думал, что буду заниматься альпинизмом, но - первую любовь к горам привили мне родители, с них всё и началось.

Будучи студентом, и даже ещё старшеклассником, я увлёкся чтением книг о горовосхождениях, и мне захотелось попробовать себя в горах, в спортивном альпинизме. И тогда я поступил в фармакадемию, надеясь, что, учась в Пятигорске, я буду ближе к горам. И ещё в студенчестве появилась возможность зарабатывать своим любимым делом. Всё началось не с гидства, конечно. Сначала я работал портером, поваром, помощником гида. И только на пятом курсе я впервые пошёл первым гидом, повёл группу в трековый маршрут в районе Безенги. Это была группа немецких туристов из Дрездена, тогда я работал в турфирме «Валькирия», как сейчас помню. Именно «Валькирия» и привела меня в коммерческий альпинизм. Именно там я и проходил первые курсы гидов. Конечно, это была не спортивная сертификация, но руководство компании обучало нас, молодых гидов, работать с туристами из-за рубежа, общаться с ними, учитывать психологию. Эти курсы они делали для себя, чтобы повысить уровень нашего образования.

Ты родом из Ессентуков, Эльбрус - твоя домашняя гора, наизусть известная. Правду ли говорят, что в сезон восхождение не представляет особенной трудности?

По поводу «домашней горы» - это не совсем так. У меня был 2-ой спортивный разряд по альпинизму, когда я впервые зашёл на Эльбрус. На тот момент у меня за спиной было более 50 технических восхождений на различные вершины Кавказа, а Эльбрус в техническом отношении не представлял для меня интереса. Когда я туда попал - я уже работал гидом.

Да, в летнее время с технической точки зрения Эльбрус не представляет никакой сложности. Рядом, в том же самом районе, есть вершины гораздо интереснее для альпинизма. Но восхождение на Эльбрус - дело отнюдь не простое, и успех восхождения зависит от многих факторов.

    во-первых, погода; во-вторых, правильная акклиматизация и выстроенная тактика, тут уже у каждой конкретной группы возможности свои, надо подходить индивидуально; в-третьих - момент везения какого-то должен присутствовать; в-четвертых, конечно, физическая готовность восходителей.

Здесь хочу заметить, что в настоящее время очень многие туристы сильно недооценивают гору и переоценивают себя. На многих сайтах, форумах про Эльбрус написано, что это легкодоступная гора. Но за этой кажущейся доступностью скрываются факторы риска, которые нужно учитывать.


Ты часто работаешь в составе команды или клуба. Что для тебя важнее при выборе работы - сложность предлагаемых проектов? Красота регионов? Коммерческая составляющая?

Скорее, я выбираю не клуб, а компанию, с которой работать. Моя фигура уже достаточно давно в этом бизнесе, за 15 лет сложилось имя, опыт работы сформировался. И все работающие операторы в регионе Приэльбрусья меня знают. Также я известен как гид, сопровождающий группы за пределами России. Поэтому в большинстве случаев не я выбираю компанию, а мне звонят с предложением работы. И вот из этих предложений я уже выбираю, формируя свой рабочий график на сезон. Сначала по оплате, по коммерческой составляющей. Затем по логистике - я семейный человек и мне приятно, когда после работы можно вернуться домой, когда у гида есть выходные, которые можно провести с семьёй.

График на лето я составляю ещё в январе и работаю одновременно на несколько компаний, с приоритетом на какую-то одну, ключевую. Я - наёмник, наймит, и я достаточно востребован в нынешнее время. Но иногда бывают проекты и собственные, есть круг клиентов, которые хотят ходить только со мной, некоторые уже переросли в статус друзей, и вот с ними можно походить интересные маршруты в каких-нибудь горах.

Благодаря работе получилось познакомиться с разными горными системами мира, побывать на прекрасных вершинах, которые труднодоступны для простого российского альпиниста.


Что касается коммерческого альпинизма в нашем регионе - это логичное развитие ситуации. Эльбрус - знаковая, культовая гора, желающих взойти на неё очень много. Первые коммерческие восхождения были ещё задолго до того времени, когда я начал работать в горах.

Другой разговор, что сейчас появляются множество турфирм, созданных, мягко говоря, людьми некомпетентными. Ребята сходили один-два раза на Эльбрус по простому маршруту и пытаются организовывать коммерческие туры, берут на себя ответственность за жизнь других людей. Дебаты по этому поводу мы постоянно ведём с коллегами. И пришли вот к какому выводу: глупость делают не те, кто организовал эту компанию, а те, кто с ними едет. Зачастую наш народ не отдаёт себе отчёт: с кем они собираются ехать, кому доверяют своё здоровье и жизнь в целом.

К сожалению, коммерческий альпинизм - ещё новое понятие в России, и для россиян ключевую роль играет стоимость. А уже потом, после испорченного тура, они начинают хвататься за голову и понимать, что попали не туда и не с теми. Перед поездкой или покупкой тура человек должен изучить вопрос - куда и с кем он планирует ехать, кто его будет сопровождать, какова компетентность этих людей-сопровождающих, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.


То есть, ты считаешь, что бороться с неквалифицированными гидами нельзя? И россиянину нужно только надеяться на то, что он в интернете наткнётся на правильный отзыв?

Бороться нужно, но через пояснение людям, чтобы те мотали на ус и делали выводы. Не применять же меры физического воздействия по отношению к тем, кто некомпетентно работает с клиентами!

- А лицензирование? Или оно ударит в первую очередь по работающим, квалифицированным гидам?

Да, лицензирование. Конечно, ударит. Сегодня в России появляются сертифицированные гиды, многие из них мои друзья. Это круто, я с большим уважением и пониманием отношусь к ним. Но большинство гидов, которые работают только на Эльбрусе, к примеру, и являются чисто локальными, могут дать фору многим сертифицированным ребятам. Некоторые локальные гиды имеют богатый опыт восхождения именно на Эльбрусе, они знают его вдоль и поперёк, многие из них являются спортсменами и имеют высокую спортивную квалификацию, такие не считают нужным сертифицироваться.

- Ты сейчас имеешь в виду канадскую школу гидов, работавшую в России последние годы?

Да, и не только. Есть ребята, закончившие школу гидов в Киргизии, например. Но не все гиды, работающие по 15-20 лет в горах, хотят, а главное - могут пройти обучение и сертификацию, прежде всего, по финансовым соображениям. Школа гидов - отличный опыт, но для многих ребят - это весьма дорого, и к тому же, занимает большое количество времени, которого, как правило, нет! Да им это и не нужно, они востребованы с апреля по октябрь, турфирмы знают их и уверены в их профессионализме.

Тем не менее, считаю, школы нужно проходить.

Какие требования предъявляются к клиентам? Если, допустим, я, имея в активе только Эльбрус 2Б, захочу подняться на Пик Победы и у меня есть деньги - меня возьмут?

Такие вопросы нужно разбирать в индивидуальном порядке. Я работал менеджером в нескольких туристических фирмах и представляю специфику работы. И я насторожился бы, если бы ко мне пришёл человек с таким запросом. Будь на его месте я сам, и меня вот так сразу бы и взяли, лишь бы смог платить деньги… Как минимум такое действие тур-агента заставило бы насторожиться. Но любой нормальный менеджер или гид, конечно, проведёт вдумчивую беседу и постарается человека убедить сходить сначала на более простые маршруты, потому что к таким горам, как пик Победы, например, надо серьёзно готовиться. Грамотный менеджер объяснит таким образом, что разъяснение не отпугнёт участника-клиента, а наоборот, вызовет доверие и интерес. Ведь за время подготовки к той же самой Победе предстоит сходить несколько классных, красивых маршрутов на другие горы, в других районах!


Насколько часто на восхождение приезжают люди, не способные на него ни физически, ни технически? Что в этом случае делает гид?

Эх… Что касаемо походов в разные уголки мира, то здесь попроще. За границей мы, в основном, работаем на российского потребителя, и когда люди едут на горный маршрут или восхождение, они что-то уже читали и, хотя бы примерно представляют, что их ждёт. А в Приэльбрусье есть такая тенденция - клиент слабеет. И с каждым годом действительно всё больше и больше людей приезжает, не способных на восхождение ни физически, ни технически. Я бы сказал, что соотношение сейчас - 40% на 60%, т.е. сорок процентов приезжающих не представляют, что именно их здесь ждёт. Причём нет разницы между российскими группами и иностранными - соотношение примерно одинаковое.

Что делать? Я считаю, что это вопрос к менеджерам. Они должны лучше разъяснять будущему клиенту, с чем именно предстоит столкнуться здесь, что ему предстоит пережить, к чему нужно быть готовым. А гид встречает людей уже на месте, заранее их не видит и не консультирует. Что делать? Приходится нянчиться, приходится уговаривать на дополнительные условия, индивидуального гида и т.п. А бывает и так, что человек не может пройти даже предварительную акклиматизацию, настолько он не готов. И тогда мы рекомендуем ему подождать группу внизу, сделать правильные выводы и приехать в следующий раз. К сожалению, в последнее время, такие случаи участились.


- Бывает ли такое, что клиент говорит: «Деньги заплачены, ничего не знаю, хоть на руках меня заносите!?»

Да, бывает. Не скажу, что часто, но иногда бывает. Что же делать? Он клиент, он имеет право требовать с точки зрения потребителя. В этих случаях стараемся находить компромиссы. Иногда приходиться делать попытку восхождения до какой-то высоты, где человек уже сам понимает - стоит ли ему продолжать путь, или повернуть назад. Исключение составляют люди Юго-Восточной Азии, там уже немножко другой разговор идёт, всё сложнее.

Был случай у одной из моих коллег - силой старались стащить вниз пенсионерку из Японии, которая, дойдя до вершины, объявила, что решила умереть на Эльбрусе, у них такая смерть считается крутой и почётной. Японская тётя даже умудрилась укусить гида за ногу - так не хотела спускаться вниз и так желала упокоиться на вершине Великой горы. Пришлось тащить вниз волоком!

- Часто приходится отказывать потенциальным клиентам из-за их физической неготовности?

Нет, не часто, но приходится отказывать. Иногда прямо в жёсткой форме. Гид, при всём внимании к клиенту, зачастую должен быть авторитарным, трезво оценивая обстановку и потенциальную готовность своего участника.

- Насколько вообще среди россиян популярен такой вид отдыха - тур с восхождением?

Трудно назвать точное соотношение. Группы, как правило, зависят от компании, с которой ты работаешь. Есть компании, специализирующиеся только на иностранцах, есть компании, ориентированные на российского потребителя. Но на данный момент иностранных групп однозначно больше в коммерческом туризме. Хотя и россиян с каждым годом прибавляется в численности. Раньше среди соотечественников были популярны попытки совершить восхождение самостоятельно. Сейчас больше информации, люди всё больше понимают, что лучше доверить свою жизнь опытному человеку.

- В чём отличие российских групп и иностранных? С кем тяжелее приходится гиду?

Да, конечно, отличия есть. Не могу сказать, что они принципиальны. И среди иностранцев есть большое количество чудаков, и среди русских тоже. Но, в большинстве своём, иностранный клиент более воспитанный и дисциплинированный.

Дело в том, что коммерческий альпинизм в России появился не так давно, люди ещё не знают, как вести себя. Поэтому, конечно, с иностранными группами работать легче. Но всё зависит от конкретных людей. Бывают и русские группы очень дисциплинированные, с участниками сразу находишь общий язык, и гиду самому хочется побороться за этих людей, переживаешь за них, хочется сделать так, чтоб все зашли. Но бывают и те, кто не идёт на контакт. Впрочем, тенденция меняется к лучшему, и если 5-7 лет назад я не любил работать с русскими группами, то сегодня я охотно берусь, мне нравится.


Насколько важен момент фотографирования? Сколько на это тратится времени? Кто обычно несёт фототехнику - гид, отдельный фотограф, или сами клиенты?

Здесь абсолютно частный порядок. На самом деле я сам фотограф, очень много времени провожу в фотосъёмке, таскаю с собой аппаратуру. Но и сами люди приезжают, кто фотографирует на айфон, кто привозит с собой профессиональные камеры. И я всегда стараюсь им помочь в этом, так как, совершив более 170 восхождений на Эльбрус, я знаю, в какое время будет самая интересная картинка, пытаюсь остановить людей, подсказать. Например, когда мы сидим в Приюте и виден красивый закат, я подбадриваю фотографов, чтобы они вышли поснимать. Что касается съёмок на вершине - здесь всё зависит от погоды и состояния участников. Да, если погода позволяет и все хорошо себя чувствуют, то проводят на вершине от 15 до 30 минут, фотографируя.

Фотографируют все! Фотографируют на всё, что можно: на телефон, на зеркальные фотокамеры. А соцсети, фейсбук, инстаграмм, собственные сайты, они стимулируют это увлечение фотографией.

Расскажу одну историю: как-то раз приехала к нам съёмочная группа National Geografic. Четыре девушки и собственно съёмочная группа: оператор и два его помощника, которые таскали всю аппаратуру - четырёхкилограммовую видеокамеру и восьмикилограммовый штатив. Дело происходило в районе Эльбруса, предстояла акклиматизация, в течение четырёх дней мы ходили по ущельям, а потом восходили на Эльбрус. И на все мои советы взять ещё одного гида, помощника, они отмахивались, типа - мы по всему миру ездим, уж с Эльбрусом-то мы справимся! В итоге, пока ходили по низу, съёмочная группа суетилась, как будто снимают фильм Тарантино - бегали, снимали девушек и всё происходящее с различных ракурсов, в общем - было всё хорошо. А чтобы вы понимали, как всё это происходит, объясню: идут четыре девушки, героини фильма, и вокруг них носятся, бегают! - два оператора. И вот, поднимались мы на скалы Пастухова (4 700 м), один помощник оператора сразу не пошёл, ему стало плохо. А когда стартовали на восхождение, оба помощника остались внизу, не смогли выйти. Один бедолага-оператор шёл весь в соплях, слезах, его тошнило и сильно болела голова от высоты. На 5000 метрах у него не осталось сил держать камеру, не говоря уже о съёмке своих подопечных героинь. И что делать!? Снимал я! В итоге вышел неплохой фильм, он имел успех на экранах National Geografic из Торонто, было это в 2008 году.


- А идеальный клиент - какой он? С кем тебе приятнее всего ходить?

Я стараюсь, чтобы для меня идеальным клиентом был каждый, все, кто приезжает. Но всё субъективно и индивидуально. Для меня идеальный клиент - это тот, который дисциплинирован и полностью мне во всём доверяет.

- Много ли девушек и женщин в группах? С кем проще работать - с мужскими группами, смешанными или женскими?

Всё зависит от человека. И девочки, и мальчики бывают абсолютно разные. Среди моих клиентов есть замечательные девчата, которые переросли уже в статус друзей, мы много общаемся, вместе прошли «Крым, Рим»… И семитысячные горы ходили, и удивлялись всему происходящему в приключенческих программах. Отличные боевые подруги, с ними приятно находиться даже в длительной экспедиции. Если приезжает смешанная группа - тоже все определяется климатом внутри группы.

- Правду ли говорят, что женщины легче переносят высоту, легче заходят на вершины?

Я слышал об этом, но моя практика показывает, что особенной разницы между полами нет, гораздо важнее правильная акклиматизация и подобранная тактика восхождения.

- Процент женщин в альпинизме растёт или остаётся на прежнем уровне?

Есть некоторый рост, это радует. Много приезжает молодых девушек, девушек моего возраста, я этому рад. Хотя находим общий язык и с людьми постарше. Так что прирост процента женского пола в альпинизме и активных программах - однозначно есть, и это здорово!


- Какие регионы из пройденных тобою показались тебе наиболее интересными?

Конечно, мне очень понравилось на Аляске, когда мы ходили на Мак-Кинли, я сделал огромное количество фотографий, которые обрабатываю до сих пор, иногда нахожу в сырье прекрасные картинки. Безумно живописный регион!


Мне очень нравится Южная Америка: Аргентина, Чили, пустыня Атакама. Это совершенно аутентичное место, когда туда приезжаешь, попадаешь в другой мир, сразу вспоминаются вестерны, хочется слушать музыку, связанную с Латинской Америкой, Иму Сумак, например, мне она очень близка.

Я с удовольствием приезжаю в Непал, но с какой-то периодичностью. Слишком часто - надоедает уже. Ещё Турция, Арарат, мне там очень нравится. Я интересуюсь историей, и каждый раз нахожу какие-то новые факты, связанные с регионом, людям в группе рассказываю, и им интересно, и мне.

Что ещё? В Новой Зеландии я не был, к сожалению, ни разу, но очень хочу туда попасть. Есть знаменитая гора Маунт-Кук, которая манит и притягивает к себе альпинистов со всего мира.


В горах Кавказа есть отдалённые уголки, где нет людей, текут горные речки среди могучих лесов, я очень люблю гулять в таких местах.

Альпы - тоже своеобразный регион, но много времени проводить там не хочется, слишком он приторный, слащавый какой-то (…как Киркоров, одним словом - Румын!).

Допустим, восхождение идёт без коммерческой группы, с опытными товарищами и ограничений по бюджету нет, есть спонсоры - какие вершины ты бы хотел пройти?

У меня есть четыре горы, на которые я хотел бы взойти прямо сейчас. Это, как я недавно упоминал, Маунт-Кук в Новой Зеландии. Это Альпамайо в Перу. И - один из восьмитысячников, скорее всего, Нанга Парбат! Были бы спонсоры, я бы с друзьями запланировал именно эти вершины. А на четвертую - пик Коммунизма, на днях стартую, мечты понемногу исполняются!

- Как ты считаешь, в чём ты силен, как гид? Какие твои лучшие стороны?

Гид, которым я был десять лет назад, и гид, которым я стал сейчас - это два разных человека. Сейчас для меня самую важную роль играет психологический фактор. Гид, прежде всего, должен быть психологом, уметь наладить хорошую атмосферу в группе, уметь общаться с любым клиентом, независимо от того, из какой страны приехал тот, какой у него характер. Нужно уметь убеждать, общаться с людьми.

Совершенно однозначно, гид должен быть подготовлен технически и физически, это даже не обсуждается - мы должны быть знатоками своего дела и уметь выйти из любой нерядовой ситуации. А так, я считаю основным своим плюсом - умение находить язык с любым клиентом. По крайней мере, я всегда к этому стремлюсь.

Какое изобретение в индустрии снаряжения стало для тебя лично самым удобным за последние 15 лет? Какая технология является прорывом?

Это не одна технология, их несколько. Но - на первое место, конечно, поставлю мембранную ткань, Gore-Tex , это огромное удобство для альпиниста, восходителя. Были времена, когда мы ходили на восхождение в тёплых куртках, и инеем они покрывались даже изнутри! Приходилось снимать и вытряхивать изнутри всю скопившуюся изморозь. Сейчас я ношу лёгкую, всегда сухую куртку и удобные непромокаемые тёплые ботинки. И прям вот радуюсь жизни! И благодарю Господа, благодарю людей, создавших эти материалы, за их мозг. Потому что ходить в горы, действительно, стало гораздо проще. Теперь мы от этого получаем двойное удовольствие!

- На чём можно сэкономить при покупке снаряжения для несложных восхождений, а на чём экономить не стоит?

Если есть возможность - не нужно экономить. А вот помощь в индивидуальном выборе - важная вещь, и менеджерам магазинов я бы рекомендовал повышать свою квалификацию, чтобы при подборе снаряжения учитывались задачи и особенности конкретного покупателя.

- Каковы лично твои требования к одежде для восхождений?

В первую очередь - это практичность. Потом - высокий функционал, здесь всё зависит от конкретной задачи. Со своим опытом восхождений я примерно представляю, что мне нужно и какие особенности должны быть у одежды, берущейся на конкретный проект именно для меня. В то же время, исходя из своего опыта, я стараюсь давать рекомендации новичкам, поддерживать отношения с представителями брендов, которые рассказывают мне о новинках, рекомендуют те или иные модели.

Ты амбассадор магазина «Спорт-Марафон». Чем амбассадор отличается от прорайдера, спортмена из команды какого-либо бренда?

Амбассадор не просто носит одежду, предоставленную спонсором, но ещё и работает тестировщиком в разных условиях, пишет отчёты и отзывы. Я хочу вести дневник одежды, который поможет понять, как ведёт себя одежда в первые месяцы, через год, два, три или больше - это поможет производителю понять, что ещё можно улучшить. А в «Спорт-Марафон» у меня много друзей, мне очень нравится их коллектив и, конечно, я обещаю помогать им в продвижении своих линеек товаров, в маркетинге.

Кроме тестов и использования снаряжения, есть ли у тебя ещё какие-то планы по сотрудничеству с командой «Спорт-Марафон»: лекции, вебинары, клубные походы?

Конечно, это будут статьи. Это будут лекции. Плюс, есть желание организовать выезд менеджеров «Спорт-Марафон» в Приэльбрусье. Думаю, это поможет ребятам лучше ознакомиться с условиями, в которых эксплуатируется их одежда, снаряжение и подбирать её для покупателя, исходя из этого опыта.

Тогда надеемся увидеться с тобой в Приэльбрусье! Спасибо, Евгений, и удачного восхождения на Пик Коммунизма, ждём твоего возвращения с горой!


По окончании напряженного летнего сезона экскурсовод нашей компании - Суханов Леонид Сергеевич, экскурсовод 1-ой категории, методист, член рабочей комиссии по аккредитации экскурсоводов Городской туристско-информационный центр (СПбГУ «ГТИЦ»), учитель истории школы № 608 Кировского района Санкт-Петербуга, экскурсовод компании «Невский тур primo» дал интереснейшее интервью, в котором помимо всего прочего очень часто встречается слово «любовь». Оказывается без этого чувства в данной профессии делать точно нечего.

Леонид Сергеевич, какими необходимыми качествами (помимо профессиональных) должен обладать экскурсовод? Каких экскурсоводов любят туристы?

Туристы любят хороших экскурсоводов. Но как определить хороший или нет экскурсовод - вопрос. И у каждого своя шкала измерения. Я считаю, что главное качество экскурсовода - любовь к городу, к своей профессии, к людям. Любовь, но не фанатизм в разных вопросах нашей работы, не подобострастие. Человек, который представляет столь величественный город, должен быть адекватен. Сегодня много людей, которые пришли в профессию с одной целью - заработать, часто бывает, что они и не задумываются о сути и назначении нашей работы. Поэтому, возможно, что главное качество, кроме всех профессиональных адекватность и неиссякаемое желание показать туристам наш город, влюбить, как говорят сами же гости города, в Петербург.

Каких туристов любите Вы? Есть ли различия в предпочтениях и восприятии туристом из разных регионов страны и ближнего зарубежья экскурсионных программ и маршрутов? (Скажем, туристы из Вологды больше любят вот это, а из Мурманска что-то иное). Можно ли проследить такие интересные взаимосвязи?

Я... Я люблю туристов таких же, как туристы любят экскурсоводов - хороших. Опять - как определить? Туристы разные, и каждый профессиональный экскурсовод или гид-переводчик должен уважать туриста из любого региона. Но сегодня как никогда, чувствуется разница между регионами. Но если раньше различия были географическими, то теперь исключительно материальные: нефтяные регионы и аграрные - большая разница. Одни могут ничего не воспринимать, главное для многих теперь «звёздность» гостиницы, что, безусловно, важно, а другие воспринимают все, всем восхищаются и все интересно. Но не потому что они ничего не знают, потому что их современная экономическая ситуация не уничтожила, как людей думающих, интересующихся.

Как Вы думаете с кем интереснее работать?

У меня несколько раз за сезон бывают группы из Йошкар-Олы. Когда я первый раз с ними работал, во время обзорной экскурсии у меня было ощущение, что все спят, ибо слышно было меня и шум мотора автобуса, оборачиваюсь - слушают, смотрят, чуть ли не дышат через раз. Последнее время туристы все меньше задают вопросы о городе, истории, литературе, о прошлом, настоящем и будущем. Единственный вопрос, который звучит очень часто - о настоящем - сколько стоят в Петербурге квартиры. Вот так меняется турист.

Несмотря на то, что Вы очень молоды, в туризме работаете довольно давно. Как меняется внутренний туризм в Петербурге? Есть ли качественные изменения?

Несмотря на возраст (к 28 годам 16 лет стажа экскурсовода), я помню, как говорится, еще те времена в туризме. Главные изменения в туризме, как в любой сфере услуг - взлеты и падения. Сейчас, как мне кажется, внутренний туризм Петербурга на подъеме. Касательно качественных изменений... Народ меньше стал интересоваться некой кулуарностью истории, темы экскурсий "Любовь и корона" и "Мистический Петербург", к счастью, отходят на второй план. В одном отзыве туристов была просьба больше рассказывать о 1917 годе, спортивной жизни города. Я помню, была такая экскурсия "Спортивный Ленинград", сегодня, когда строятся новые спортивные объекты, мне кажется возрождение такой темы очень актуальным. Люди потянулись от "клубнички" к истории, фактам, к информации о развитии города. И это прекрасно. Ведь задача экскурсовода не работать на потребу дня, а тянуть уровень знаний, интересов, культуры экскурсантов выше. Еще одно важное изменение - меньше фирм-однодневок. На рынок выходят более серьезные компании, контролирующие качество обслуживания.

Какие свои экскурсии Вы считаете наиболее интересными и яркими?

Я одинаково плохо работаю! (улыбается). Я очень люблю водить войну, как говорят у нас в профессии, люблю трассовые экскурсии - Новгород, Выборг, Старая Русса и т.д. На трассе масса возможностей за 3 часа раскрыть чуть ли не всю историю государства российского, привязав все это к конкретным объектам показа. Все люблю водить. Люблю профессию, люблю город, поэтому всегда, положив микрофон, хочется взять поскорее его вновь. А самая яркая, наверное, ночная по городу.

Что посоветуете непременно посетить туристу, который первый раз приехал в Петербург?

Пискаревское кладбище. Не с вокзала, конечно, туда ехать, но выбрать турфирму, которая предлагает обзорную экскурсию по Петербургу с посещением мемориала, как это было всегда. В Петербурге-Ленинграде обязательно нужно поклониться тем, кто пал, защищая великий город. Подвиг ленинградцев в том, что не себя спасали, спасали город. А уже потом спасенный ленинградцами Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, крейсер Аврору, воссозданный Петергоф, Петергоф обязательно - его фонтаны бесподобны. Для первого приезда в Петербург, думаю, достаточно.

Зачем вообще нужен экскурсовод в наше суперинформационное время, есть интернет (причем уже даже у нас довольно мобильный - I-Pad"ы, I-phon", прочие коммуникаторы), всё всем доступно. Экскурсовод - это пережиток прошлого? Или он для ленивого туриста? Как поменялись функции экскурсовода в 21 веке?

Ведь экскурсовод не ретранслятор. Главная задача экскурсии - показать!!! Как говорил наш великий экскурсовод, ныне покойный, Сергей Сергеевич Бортин, "сначала надо насытить глаза, потом уже уши". Это правило я усвоил от своего первого и главного педагога по профессиональному мастерству Наталии Васильевны Щегровой, которой всегда благодарен за то, что она дала мне профессию. Экскурсовод знает, что и как показать, да и что рассказать из всего объема информации. Никакие технические средства не могут показать город, только рассказать о нем. И очень важно - живое общение, которое может влюбить в город, о чем мы уже говорили. Вряд ли современные средства смогут это сделать лучше человека, всей душой любящего свой город.

Леонид Сергеевич, поскольку Вы работаете еще школьным учителем истории, хотим спросить вот еще о чем: можно ли утверждать, что подобно тому, как иностранные языки легче запоминаются и усваиваются с полным погружением в языковую среду, то и курс отечественной истории наверняка интереснее, полезнее и проще для школьников запоминать с применением экскурсий, что называется на местности? Ведь Санкт-Петербург это фактически уникальный огромный музей истории Российской Империи?

Да! Другого мнения быть не может. Конечно, можно историю, даже историю Петербурга изучить, не выходя из школы. Но нельзя не использовать потенциал города. В школе, где я работаю в прошлом году мы проводили семинар "Потенциал петербургской культуры в дополнительном образовании". Но ведь еще больший потенциал в основном образовании. В Петербурге можно вести экскурсии в соответствие с программой по литературе, истории, истории города, мировой художественной культуре, музыке, биологии, астрономии, химии, физике и еще ряду предметов. Как прекрасно, изучив роман Ф.М. Достоевского, увидеть кварталы, где разворачивается действие романа, увидеть дом, где писатель создал это "самое петербургское произведение русской классической литературы". Говоря о творчестве русских или зарубежных живописцев посетить русский музей, Эрмитаж, академию Художеств, усадьбу Репина "Пенаты". Прекрасные лаборатории наших научных институтов и университетов всегда рады предоставить возможности для проведения опытов, для знакомства с их коллекциями, которые собирались веками. Ведь экскурсия не заменит урок, но и не должна быть только развлечением, экскурсия - прекрасная иллюстрация к материалу учебной программы, прекрасная возможность дать дополнительный материал. Петербург - кладезь в этом смысле.

Если это так, какие экскурсии Вы могли бы порекомендовать для учащихся и школ?

Если, несколько примеров, то это вся литературная тематика - А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский в Петербурге, Поэты Серебряного века и другие. Обязательно военная тематика. Для школ с художественным уклоном - искусствоведческие и архитектурные темы. Хочу сказать, что подбор тем для каждого конкретного класса индивидуален. Темы важно выбирать осознанно. Обоснованием выбора для учителя не должна стать мысль "а вот здесь я еще не была или давно сюда не ездила". Детям должно быть интересно и понятно, что будет говорить экскурсовод, более того, у школьника д.б. мотивация. Зачастую эта мотивация - конкретные задания по теме экскурсии. Поэтому я всегда призываю своих коллег (учителей) как можно чаще включать экскурсии в план внеклассной работы по предмету и в план воспитательной работы с классом. Прекрасно знаю, что сегодня учителям тяжело работать в силу массы причин, в т.ч. невысокого культурного уровня школьников, но, мне кажется, что приобщение детей к прекрасному должно быть в помощь.

Методические указания и гайд интервью для исследования по курсу «Общественная роль социологии»

ИНТЕРВЬЮЕРУ : В этом исследовании нам важно получить нарративные элементы интервью, т.е. такие ответы, которые содержат развернутые истории, повествования с началом, серединой и концом. Если информант не склонен рассказывать, а отвечает на вопросы односложно (может быть, затрудняется вспомнить или сомневается, что нам его/ее примеры были бы интересны), попросите там, где уместно по контексту разговора: «приведите, пожалуйста, пример, это очень интересно» или «Расскажите, пожалуйста, как это было. Вы тогда уже здесь работали?» вплоть до таких стимулов: «Расскажите, пожалуйста, как это было? Это примерно в каком году было? Это было летом? Вы уже приехали из …?» и так далее.

Внимательно изучите гид интервью перед тем, как пойдете на встречу с информантом. Часто бывает так, что информанты рассказывают «не по гиду», а так, как работает их память. Следите за логикой изложения и не повторяйте те вопросы, которые уже были освещены в рассказе информанта. Однако, если нужно вернуться к какому-то вопросу, чтобы уточнить, раскрыть шире тот или иной аспект, не стесняйтесь сказать «Вы некоторое время назад рассказывали случай о том-то. А не могли бы мы вернуться к тем событиям, чтобы понять вот что. Как все это повлияло на…?» и так далее.

Внимательно изучите доступную в публичной сфере информацию о вашем респонденте, что он/она возглавляют, возможно, этапы жизненного пути, направления деятельности, т.к. с известным и интересным человеком было бы важнее не общие места обсуждать, которые уже стали хорошо заученной и широко распространенной формулой PR , а говорить со знанием дела и углубляться в нюансы, побуждая информанта по-новому взглянуть на те или иные факты биографии и карьеры.

Вам необходимо заранее найти публикации об информанте в СМИ и выступления информанта в публичной сфере – в прессе, на радио и ТВ. Разумеется, и знать о научных публикациях. Спрашивать в интервью о неизвестных вам публикациях можно, только если вы заранее провели работу и смогли хоть что-то найти.

Цель исследования сформулирована и для интервьюера, и для информанта, если встанет вопрос. В упрощенной форме цель звучит в преамбуле, которую нужно заранее для себя усвоить (можно импровизировать, а читать по бумажке не нужно). В начале интервью обязательно спросите разрешения на запись на диктофон. В случае отказа спросите разрешения делать заметки на бумаге. Объясните информанту, что материалы данного интервью могут быть использованы в двух видах: курсовой работе и публикациях. Обязательно спросите, какой вид ссылки на информанта он/ она предпочтут – анонимный или с указанием фамилии.

Цель исследования : выяснить, какое место в профессиональном становлении и современной деятельности информанта – известного российского социолога – занимает общественная деятельность, на примере биографической ситуации известного ученого.

Преамбула . Здравствуйте, Имя Отчество. Мы проводим исследование в рамках учебного курса магистерской программы на факультете социологии ГУ ВШЭ. Нас интересует, для кого и для чего существует сегодня социология в России, куда и как попадают результаты исследований, как и кем используются интересные идеи социологов. Вы очень известный и влиятельный ученый, нам было бы очень важно узнать, как происходило ваше проф.становление и как при этом складывалось ваше понимание этих двух вопросов – зачем нужна социология и кому она нужна

1.Биографический блок

Как Вы стали социологом? Почему Вы заинтересовались этой профессией? Расскажите вкратце, пожалуйста, историю Вашего профессионального становления.

Кто были Ваши учителя? Кто повлиял на Ваше становление?

Уточнения: В то время, когда вы только начинали работать социологом – что это была за профессия – кому, для чего она была нужна, как вы думаете? Могли бы вы привести пример?

ИНТЕРВЬЮЕРУ : поговорите с информантом о биографических вехах профессионального пути, фокусируясь на интересующей нас теме (общественная роль социологии – кому и зачем нужна была социология, где, как, кто и для чего обнародовал результаты исследований, какие были последствия)

Оглядываясь назад, как вы могли бы охарактеризовать в целом общественную роль отечественной социологии на том этапе?

А теперь поговорим о Вашей современной деятельности.

2 . Оценка деятельности . Публичные стороны профессии

Расскажите, пожалуйста, о вашей современной профессиональной деятельности. Мы знаем о ваших публикациях и направлениях исследований, а как вы оцениваете роль этой работы: где и для чего нужны результаты вашего труда, кем и как они используются или на что могут повлиять?

Вы очень много делаете для российской социологической науки, для студентов. Нам бы хотелось узнать о тех Ваших делах, проектах, которые бы имели, с Вашей точки зрения, социальную значимость.

С какими трудностями и противоречиями Вы сталкивались раньше и сталкиваетесь сейчас при реализации таких проектов?

Работаете ли Вы с какими-то группами общественности и в чем заключается эта деятельность? Каких результатов Вы добились?

ИНТЕРВЬЮЕРУ : Поясните в случае необходимости, что под группами общественности понимаются объединения людей, группы интересов, общественные движения, организации гражданского общества, которые вступают в дебаты между собой или с правительством и могут черпать аргументы из социологических исследований. ВНИМАНИЕ : Не стоит сразу давать пояснения, вначале дождитесь ответа информанта и только в случае непонимания уточните вопрос.

Какие исследования Вы со своими коллегами проводили, которые в дальнейшем повлияли на политику и практику? Можете ли Вы назвать какие-то прикладные эффекты Ваших проектов? Были ли какие-либо еще последствия? Что Вы чувствовали по этому поводу?

Какой отклик результаты Ваших проектов имели на властном уровне или у общественности? Был ли резонанс? Какие Вы испытывали чувства в связи с этим? Что Вы думаете по этому поводу?

Вы известны не только своими важными научными работами, но также своей публичной деятельностью.

Как вы думаете, может ли социолог в наше время в России быть публичной фигурой и почему? Как вы это понимаете?

Расскажите о ситуациях, когда вы чувствовали себя публичной фигурой. В чем это выражалось? Какие с этим связаны ощущения? Расскажите, пожалуйста, о тех случаях, когда Вас впервые пригласили на телевидение, взяли у Вас интервью, опубликовали Вас в популярных СМИ? Какие это вызвало у Вас ощущения? Что Вы думаете по этому поводу? Как складываются Ваши взаимоотношения со СМИ сейчас?

Как Вы думаете, кто является Вашей публикой? Какую миссию Вы для себя могли бы сформулировать в отношении участия в публичной сфере?

Скажите, пожалуйста, в чем особенности выступления или публикации материала для разных аудиторий?

Приведите, пожалуйста, примеры ваших коллег, учеников, если такие есть, которые тоже становились публичными фигурами.

Какие проблемы могут возникать у социолога в связи с публичной деятельностью?

Как вы могли бы охарактеризовать в целом общественную роль отечественной социологии на нынешнем этапе?

В завершение такой вопрос. Наверное, вы слышали и читали о таком понятии, как «публичная социология» или «публичный социолог». Считаете ли вы себя публичным социологом и почему?

Как возможна публичная социология в России?

Большое спасибо, Вы нам очень помогли.

В рамках которого показывают выставку немецких фотографов Михаэля Шефера и Виктории Биншток. Анна Карпенко встретилась с фотохудожниками и поговорила о выставке и о современной фотографии.


ПОЧЕМУ ВЫСТАВКА ТАК НАЗЫВАЕТСЯ

Михаэль . Вообще, название придумали кураторы, но я интерпретирую его как то, что вокруг нас, поток картинок, изображений, которые каждый из нас постоянно производит. И в этом смысле мы все идем с потоком.

Почему «против»? Потому что фактически нам следует грести в обратном направлении, надо останавливать мгновение, чтобы «выхватить» картинку, образ, изображение - и затем уже работать с ним. Получается такое сопротивление.

- Мы существуем в эпоху visual glostery, то есть визуального засилия . Медиа производят триллионы образов еженедельно. Где человек может найти свое место свободы в этом потоке?

Виктория . Все это засилие «картинок» появляется на экране. И у нас всегда есть возможность «выключить» его, не смотреть. Просто отвлечься. Например, даже когда я просматриваю новости, читаю только тексты, не глядя на фотографии.

Михаэль . В принципе, когда мы работаем как фотографы, мы пытаемся снять реальность. И получается, что это самостоятельная картинка. И я как художник, работая с этими фотографиями, делаю уже следующий шаг - массу картинок, связанных с реальностью, я изменяю еще дальше.



КАК ПРАВИЛЬНО НАЗВАТЬ ЭПОХУ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ

- Вальтер Беньямин определял фотографию как своеобразн ую границу , такой концептуальный водораздел между эпохами до фотографии и с ее появлением. Сегодня, в эпоху «цифры», что, на ваш взгляд, является такой границей ?

Михаэль . Мне кажется, сегодня мы существуем во время, когда только расшаренные с другими изображения становятся ликвидными. С другой стороны, фотография всегда помогала взглянуть на мир под иным углом, и сегодня люди смотрят на изображения не так, как это было даже несколько десятилетий назад.

К примеру, в 70-е, когда ты смотрел на фотографию человека, выпрыгивающего из окна, ты был в шоке и говорил: «О боже, как они смогли это снять?» Сегодня это не будет чем-то оригинальным: «Ну, ок, милая репортерская работа. Я тоже могу так снять».

С появлением «фотошопа» мы воспринимаем реальность как уже созданную нами. Но, по правде говоря, сегодня мы не можем сказать наверняка, что это за эпоха, в которой мы живем, потому что всё технологически меняется слишком быстро. Мы живем «после фотографии».

Виктория. Все происходит прямо здесь и сейчас. После того как появились цифровые камеры, затем бум фотографии на смартфонах, это, естественно, изменило облик и границы даже профессиональной работы фотографа. Например, раньше мы могли делать автопортреты, и это совершенно не то же самое, что сегодня селфи на смартфоне. Вот почему так интересно исследовать новую эпоху, чем мы и занимаемся.


ТЕПЕРЬ ДАЖЕ СКРИНШОТЫ МОГУТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА

Михаэль . У меня есть огромный архив скриншотов, сделанных из видео. Когда вы смотрите видеоролик или новости, множество изображений просто мелькают и проходят мимо, но, когда вы останавливаете поток и делаете скриншот этого изображения, вы воспринимаете его уже совершенно по-другому.

Видеоинсталляция, которую можно посмотреть на выставке, - это моя недавняя работа, которая состоит из зацикленных изображений, взятых из видеоновостей о саммите большой двадцатки (G20), проходившем в этом году в Гамбурге. В то время, пока политики наслаждались классической музыкой в филармонии, на улицах Гамбурга проходили протесты и ожесточенные столкновения людей с полицией. Когда мы видим эти «остановленные» изображения, то воспринимаем их рельефнее.


ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКУ СКРИНЫ ИЗ GOOGLE MAPS

Виктория . Фотографии, представленные на выставке, я брала из Google Street View - это изображения, снятые спутником, обезличенной камерой. Вы видите, что на них нет лиц. И тем не менее эти изображения публичные.

Я стала собирать изображения и заметила, что на фотографиях Google Street View люди смотрят прямо в объектив камеры. Но это автоматическая машина, а не фотограф-человек, стоящий за камерой. И это новый способ получения фотографий в публичных местах и новая проблема приватности, личного пространства. Ведь это все еще реальные люди, которые живут в реальных местах….

- Реальность, в которой мы давно живем, но не всегда понимаем, что она собой представляет...

Михаэль . С одной, стороны, да - это новая интерпретация проблемы приватного и публичного. Но если мы вспомним, как вообще появлялась стрит-фотография, то ни о каких правах на приватность здесь речи не идет. Если бы мы всякий раз предъявляли права на «частное», то стрит-фотографии как отдельного направления просто не было бы.

Витокрия . Но одно дело, когда тебя фотографирует на улице реальный человек с камерой в руках, и совсем другое, когда обезличенная машина, механизм.

- Да, возникает такой эффект непреходящего паноптикума….

Михаэль . Главное то, что фотографии из Google Street View видимые, но есть миллионы фотоизображений, которые мы не видим, они для нас недоступны, и вот это более серьезная проблема.

Просмотров