Основные процессы издательско-полиграфического производства. Основные этапы полиграфического производства Основные стадии производства печатных средств информации

Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).

Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.

Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.



Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

Технологическая цепочка выпуска печатного издания, зависит от его типа. Как правило, современные редакции располагают собственными выводными устройствами - фотонаборными автоматами или лазерными принтерами - и доставляют в типографию готовые фотоформы. Если редакция располагает специально выделенным каналом связи, то в типографию отправляется файл печати, с которого изготавливаются негативы или диапозитивы.

Формные процессы

Фотоформы являются основой для получения печатных форм, но если издание многостраничное (журнал, брошюра, книга), необходимо произвести спуск полос, то есть разместить готовые фотоформы на монтажном листе, а далее на печатной форме с целью правильного расположения страниц в тетрадях после фальцовки.

Многостраничные издания обязаны предоставлять типографиям спусковой макет - эталон сверстанных полос издания с раскладкой их на печатном листе.

Современные компьютерные программы позволяют делать электронный спуск полос, но, к сожалению, в России эта технология до сих пор по многим причинам «не прижилась». Ситуация абсурдная: во время допечатных процессов редакции стараются экономить минуты и даже секунды, затрачивая материальные ресурсы на приобретение самого современного оборудования и на высококвалифицированных (а следовательно, и высокооплачиваемых) специалистов, а в типографии во время монтажа полос теряются часы, так как данная операция производится по устаревшей технологии:

Первоначально фотоформы обрезают с четырех сторон на резаке;

Согласно спусковому макету делают разметку на миллиметровой бумаге;

Перфорируют прозрачную монтажную основу (астралоновые листы), накладывают ее на миллиметровку, чтобы поставить вертикальные и горизонтальные метки;

Далее астралон надевают на штифты монтажного стола и при помощи клейкой ленты (скотча) начинают склеивать фотоформы; после монтажа фотоформ для одной краски (если издание полноцветное) вся процедура повторяется для каждой последующей краски.



Произвести одинаково монтаж фотоформ для четырех красок невозможно, поэтому эффект «несовмещения» при ручном монтаже неизбежен. Применение электронного монтажа полос представляет собой еще один «своеобразный» этап макетирования: вместо отдельной страницы верстается целиком печатный лист. Если все параметры настроены правильно, эффект несовмещения исключается, кроме того, временные затраты на подготовку спуска полосы значительно сокращаются.

Для получения печатных форм смонтированные фотоформы размещаются на покрытой светочувствительным слоем печатной пластине. Засвечивание происходит в копировальной раме мощным источником света. Далее печатная пластина подвергается химической обработке.

Большинство изданий в настоящее время печатаются офсетным способом. В качестве формного материала обычно применяются алюминиевые, предварительно покрытые светочувствительным слоем пластины. Технология «Компьютер- печатная форма»

Первые опыты по экспонированию печатных форм лазерным лучом (СТР технологии) начались еще в 1981 г

Для того чтобы получить полиграфическую продукцию офсетным способом печати, должны быть осуществлены следующие операции

1. Набор текста.

2. Сканирование и обработка изобразительного материала.

3. Верстка.

4. Вывод цветоделенных фотоформ на фотонаборный автомат (экспонирование сверстанных полос с последующей химико-фотографической обработкой фотоматериала).

5. Получение цветопробных аналоговых отпечатков.

6. Монтаж фотоформ.

7. Изготовление печатных форм (засветка очувствленных" металлических пластин через фотоформы в копировальной раме.).

8. Печать тиража.

9. Послепечатные процессы.

Технология «Компьютер - печатная форма» позволяет исключить операции 4-6, так как лазерный луч воздействует непосредственно на печатную форму.

Очевидные преимущества технологии «Компьютер - печатная форма» заключаются в том, что оперативность подготовки печатной продукции существенно повышается из-за сокращения технологической цепочки производимых операций. В то же время качество оттисков возрастает

Печатные процессы

Получение идентичных оттисков с печатной формы на воспринимающей поверхности называется печатным процессом. Типографская краска наносится на печатную форму и, в зависимости от способа печати, прямо или косвенно переходит на бумагу под воздействием печатного цилиндра, оказывающего давление.

Для получения полиграфической продукции оптимального качества большое значение имеет правильный подбор полиграфических материалов: при снижении характеристики поверхностной прочности бумаги необходимо уменьшение вязкости красителей. В редакциях СМИ при подготовке сверстанных изданий на выводное устройство необходимо правильно заложить параметры точки растискивания, которая напрямую будет зависеть от впитывающей способности бумаги, чтобы растровые печатные элементы имели на оттиске заданную величину. Ошибка при определении степени белизны бумаги еще на допечатной стадии при производстве полноцветных изданий приведет к искаженной цветопередаче всего тиража и т.д.

Для каждого из способов печати применяются определенные краски и типы бумаг, все печатные СМИ стремятся к достижению оптимального результата при одновременном снижении себестоимости тиражной продукции, поэтому знание свойств полиграфических материалов, возможностей печатных машин и соответствующих этому характеристик допечатной подготовки необходимы руководству и техническим службам изданий всех типов для успешной работы в условиях рыночной экономики.

Список работ, которые необходимо выполнить до того момента, как Ваш заказ отправится на печать, во многом зависит от степени готовности предоставленных нам материалов.

Как при проведении процесса печати, так и при подготовке к этому процессу, очень важен профессиональный и ответственный подход. Наиболее оптимальный вариант изготовления печатного изделия -заказывать дизайн, допечатную подготовку и печать в одной компании. В этом случае специалисты компании-изготовителя могут и должны отвечать за результат на всех этапах подготовки изделия, а также за качество конечного продукта печати. К сожалению, так случается нечасто. Обычно приносят уже готовый макет изделия, который специалистам по допечатной подготовке приходится дорабатывать и приспосабливать к особенностям конкретного производства. Однако, в любом случае мы идем навстречу пожеланиям заказчика: готовим к выпуску изделии , удовлетворяющие самым разным их требованиям, оптимизируем уже имеющиеся макеты для создания печатного продукта.

Любая печатная продукция готовится в три этапа:

1) Допечатная подготовка , включая изготовление печатных форм - все эти операции, связаны с компьютерной обработкой изображения, изготовлением фотоформ (пленок) и, собственно, печатных форм (клише, пластин, трафаретов).

2) Печать тиража . Это основной этап изготовления печатной продукции. Основными способами печати на данный момент являются и . Для изготовления упаковки и этикетки используется способ флексографии. Существуют также и другие способы печати, каждый из которых предназначен для решения определенного класса задач. Но здесь мы остановимся только на двух основных способах печати.

Оперативная полиграфия незаменима при изготовлении печатной продукции до 1000 экземпляров. В этом случае Вы сэкономите не только время, но и деньги. Пользуясь услугами оперативной полиграфии, можно распечатать бланки, листовки, буклеты, каталоги, брошюры, открытки, календари, наклейки, плакаты, визитки и т.д., то есть все, что не только поможет в работе, но и будет рекламировать вашу деятельность.

При печати больших тиражей более экономичным является офсетный способ печати . Офсетный способ печати, как никакой другой, обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции.

3) Послепечатная обработка и отделка . Послепечатная обработка включает в себя: брошюровку, фальцовку, биговку, переплетные работы, высечку и др. Послепечатная обработка включает также специальные отделочные работы, направленные на улучшение внешнего вида готового продукта печати: , склейка, и др. Отделочные работы придадут Вашей печатной продукции индивидуальность и неповторимость.


При производстве печатной продукции можно выделить следующие этапы: набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, макетирование, верстка, перенос изображения на носитель (процесс печати), послепечатные процессы.

Рассмотрим, как эти процессы изменялись с течением времени.

Набор. Начиная с древних времен (Китай, VIII в. н. э.) и доXVвека набор осуществлялся вырезанием в каменных плитах (литография) или в деревянных досках (ксилография) полного текста страницы, включая и изобразительное оформление. Способ этот был трудоемким. Плиты и доски быстро приходили в негодность, в связи с чем нужно было их возобновлять.

С изобретением И. Гуттенбергом отдельных литер изменился характер набора - теперь отпадал трудоемкий процесс вырезания текста в камне или дереве. Литеры были металлическими, поэтому они могли выдержать печать большого тиража. Принципиально этот процесс не изменился с изобретением линотипа. Текст, предварительно отпечатанный на пишущей машинке, снова набирался с клавиатуры линотипа и превращался в отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной поверхностью. Затем эти металлические строки вставлялись в т. н. кассы, и таким образом получался образ целой страницы.

Появление компьютеров в корне изменило процесс набора. Хотя он и осуществляется с клавиатуры так же, как и при помощи линотипа, дальнейшая судьба набранного текста существенно отличается.

Воспроизведение изобразительных материалов. Использование изобразительных материалов, по-видимому, началось лишь в раннем средневековье. Да и то это были в основном буквицы, узорные заставки. Они вырезались в камне или в дереве одновременно с текстом.

С изобретением И. Гуттенбергом печатного станка ввод изобразительных материалов принял форму изготовления клише. В дальнейшем принципиально эта форма не менялась, менялись только технологии изготовления клише. Их вырезали на металлических пластинах на копировальных станках по типу токарного, изготавливали фотохимиографическим способом с дальнейшим тиражированием (пластмассовые клише).

Компьютерные технологии позволили отказаться от клише. Сегодня изобразительные материалы, будь то элементы оформления страницы, штриховые, черно-белые или цветные фотографии, помещаются в полосу издания на компьютере в процессе верстки.

Макетирование. В докомпьютерную эпоху процессымакетирования иверстки были разделены. Макетирование - это процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат - макет. Самый последний, подписанный в производство макет - оригинал-макет.

Макетирование происходило в редакции.

Верстка - это процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания. С появлением компьютерных технологий процессверстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессоммакетирования .

Перенос изображения на бумагу (печатание). По определению печатание - это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал, как правило, на бумагу.

Полиграфическое исполнение издания - изготовление материального объекта с использованием ряда полиграфических процессов: допечатных, печатных (способ высокой, плоской, глубокой или трафаретной печати), брошюровочно-переплетных и отделочных. Уровень полиграфического исполнения издания во многом определяет его качество.

Печатная краска - это гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов (лаковых пигментов), равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества.

Печатная форма - это поверхность пластины, плиты или формного цилиндра, изготовленных из самых разных материалов (светочувствительного слоя или фотополимера, металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня), которая служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов). Краска с печатающих элементов должна легко переходить на запечатываемый материал или на передаточное звено, например на офсетное полотно или на тампон, чтобы далее изображение было перенесено, как правило, на бумагу.

Печатающие элементы создают изображение на печатной форме. Они воспринимают краску и затем передают ее на бумагу или на промежуточное звено (офсетное полотно, тампон), создавая, таким образом, в процессе печатания красочное изображение на оттиске.

Пробельные элементы служат фоном для создания изображения на печатной форме. Они не воспринимают краску и, следовательно, в процессе печатания не передают элементы изображения на бумагу.

Чем резче и четче граница между пробельными и печатными элементами, тем качественнее печатная форма. Количество качественных оттисков, которое можно получить в процессе печатания до размывания (разрушения) этих границ, определяют в полиграфии как тиражестойкость печатной формы.

В зависимости от расположения печатных и пробельных элементов на печатной форме можно выделить четыре основных способа печатания: высокий, плоский (офсетный), глубокий и трафаретный.

Послепечатные процессы. Сюда относятсяброшюровочные процессы -сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка и отделочные процессы - лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание (фигурная высечка).

Контрольные вопросы:

    Что изобрел китайский ремесленник Би Шен?

    Кто придумал первый печатный станок?

    Кто впервые начал печатать славянские книги кириллическим алфавитом?

    Чем прославился Иван Федоров?

    Что такое литография?

    Что такое ксилография?

    Что такое инкунабула?

    Кто изобрел линотип?

    Для чего предназначен линотип?

    Чем отличаются процессы макетирования и верстки?

    Что такое печатная форма?

    Что включают в себя послепечатные процессы?

1. Прием рукописи

Прежде всего, издательство должно установить правила оформления рукописей для своих авторов и опубликовать их. Во всяком случае автор должен знать о них до сдачи своей рукописи в издательство. Среди требований к автору на этом этапе: количество сдаваемых экземпляров рукописи, правила оформления текста (лучше всего сразу в соответствии с ОСТ 29. 115-88 Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования), при необходимости -документы, связанные со спецификой текста - Акт экспертизы об отсутствии в тексте сведений, разглашающих государственную или иную, охраняемую законом тайну, какие-либо письма, справки, отзывы. Рукопись регистрируется в специальном журнале, автору выдается расписка о приеме. На рукопись заводится “дело”, первым документом которого становится расписка на ее получение, а вторым - карточка движения рукописи

2. Предварительное изучение и оценка рукописи

Принятую в издательство рукопись рассматривает главный редактор и передает в редакцию, занимающуюся данной тематикой. Специалисты издательства (редактор, заведующий редакцией, главный редактор) при первом просмотре или выборочном чтении рукописи приходят к общему мнению относительно того, соответствует ли данная рукопись тематике и творческим планам издательства в принципе. 3. Рецензирование рукописей

Рукописи, прошедшие редакционную подготовку (см. п. 2) и включенные в план редподготовки издательства, подвергаются более глубокой, тщательной оценке, которая окончательно должна решить вопрос об издании. Для этого рукописи подвергаются рецензированию.

4. Тематическое планирование

Рукописи, прошедшие этап внутреннего и внешнего рецензирования, включаются в тематический план выпуска литературы.

План выпуска литературы - это издательский документ, содержащий перечень книг, брошюр или иной продукции, предназначенной к выпуску в свет в течение следующего календарного года.

В состав плана выпуска литературы включаются следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), наименование произведения, аннотация, содержащая краткие сведения о нем и потенциальной читательской аудитории, объем в печатных листах, квартал выхода в свет, иногда - планируемый тираж.

5. Производственное планирование

Основные показатели производственной деятельности включают:

Число наименований (названий) книг или других единиц издатель ской продукции,

Количество учетно-издательских и печатных листов в год,

Средний объем выпускаемых книг,

Средний тираж.

6. Редактирование литературное

Редактирование - многозначное понятие, в нашем случае- часть издательского процесса, содержанием которой является работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях.


Первоначально над рукописью работает ведущий редактор, занимаясь улучшением композиции, стиля, орфографии и пунктуации и т. п.

7. Научное и специальное редактирование

Этот этап не обязателен, в ряде случаев он может и не возникнуть, но часто, когда требуется более тщательное редактирование с точки зрения профессиональных или научных тонкостей, специфики текста оно проводится силами специалистов, работающих в издательстве или приглашенных для выполнения этой работы.

8. Корректорская работа

Корректура (от латинского сorrektura - исправление, улучшение) -стадия производственного процесса издания книг. газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редактировании и наборе. Корректорская работа - весьма важный издательский процесс, призванный устранить ошибки, описки, опечатки и другие недостатки, снижающие восприятие текста в готовом, вышедшем в свет произведении Работа по корректуре одного и того же произведения ведется вначале над рукописью, затем, после набора текста, над корректурными оттисками и, наконец, корректор читает готовый сигнальный экземпляр книги с целью перед выпуском ее в свет выявить ошибки.

9. Художественное и техническое редактирование

После корректуры рукописи (а часто и раньше) начинается работа над художественным оформлением и техническим редактированием произведения. На этом этапе художественный редактор совместно с автором и ведущим редактором решают вопросы, связанные с размещением, характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа, форзаца (листа бумаги, помещаемого между переплетом и титульным листом). Если издание обильно иллюстрировано, требуется изготовление художественного макета. В работе принимают участие художники, выполняющие в соответствии со своей специализацией ту или иную часть оформления.

Наряду с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других полиграфических элементов, размещение текста и иллюстраций на каждой полосе.

10. Подготовка рукописи к набору

Работа над рукописью в издательстве - редактирование всех видов, корректура, художественное и техническое редактирование в сумме приводят к созданию оригинал-макета, подготовленного для передачи в типографию. Специалист производственного отдела, чаще всего технический редактор сводит все исправления, замечания, пометы вместе, складывает иллюстрации и другие сопутствующие рукопись материалы, оформляет технологическую спецификацию, сопровождающую заказ на полиграфическое исполнение.

Производится в типографии одним из способов, в соответствии с технологией полиграфического предприятия, либо в издательстве, на компьютерном комплексе. В настоящее время распространена практика подготовки сверстанного оригинала в издательстве. Тогда типография производит лишь печать и последующие производственные процессы.

После набора оттиски, независимо от технологии, в том числе компьютерные, передаются в производственный отдел и ведущему редактору. Первые оттиски после набора, называемые корректурными оттисками, читают одновременно редактор, корректор и автор, после чего все поправки и возможные изменения сводятся вместе корректором и передаются в типографию или оператору компьютера в издательстве. Если набор ведется в типографии, то, как правило, корректуру читает еще и корректор типографии.

12. Печать

После исправления корректуры (при необходимости она дублируется, делается так называемая “вторая корректура” и даже “третья корректура”- при повторении большого количества ошибок) типография приступает к печати тиража изготавливаемого издания. Для этого окончательный вариант корректуры, подписанный главным редактором (или директором) издательства и автором с визой “в печать” передается в типографию с окончательным уточнением цифры тиража, сорта бумаги и пр. Одновременно в этой или другой (вследствие специфики) типографии изготавливается обложка и какие-либо другие элементы, например, цветные вкладки, суперобложка и т. п.

13. “Чистые листы”. Сигнальный экземпляр.

Отпечатанные на весь объем и тираж листы сшиваются без обложки и передаются в издательство для контроля (профессиональный термин - “чистые листы”). Иногда вслед за этим, а нередко и вместо “чистых листов” в издательство передаются несколько экземпляров уже переплетенного, окончательно оформленного издания.

14. Изготовление тиража

После получения из издательства сигнального экземпляра с визой “в свет” типография печатает весь тираж заказанной продукции, о чем сообщает заказчику, который должен решить вопрос его распространения немедленно, вследствие дефицита производственных площадей.

15. Распространение тиража

Просмотров