Основными этапами диагностики мотивации трудовой деятельности являются. Изучение мотивации персонала в организации. Тест парциальной направленности личности учителя

Создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда, вне сомнения, одна из самых основных задач управления человеческими ресурсами в любой организации.

Что движет человеком, когда он ищет новую работу?

Что может побудить сотрудника полностью выкладываться на работе, проявлять инициативу и достигать наилучших результатов в своей деятельности?

Нет сомнения в том, что в работе ищут прежде всего источник заработка, особенно в современной России, где на протяжении жизни одного поколения принципиально сменились базовые ценности, показатели успеха, требования к работнику, критерии эффективности труда. Но тогда о каких деньгах разговор? Сколько нужно платить работнику, чтобы он не искал дополнительных заработков на стороне и не стремился конкурировать с фирмой, в которой работает? Или дело тут не в размере оплаты, а в условиях ее получения?

У всех ли работников оплата должна состоять из постоянной и переменной части?

С какими показателями связать переменную часть заработка менеджеров по продажам? логистов? специалистов по информационным технологиям? маркетологов? руководителей производственных участков? бухгалтеров?

Чья оплата должна быть завязана на общий результат работы компании: высших руководителей? тех подразделений, которые «приносят деньги в компанию»? всего персонала?

Нужны ли социальные выплаты, или они - сугубая архаика, пережиток советского строя, а в сегодняшних условиях только развращают людей и порождают нахлебников? А если нужны, следует ли дифференцировать эти выплаты? Как это делать?

Какова должна быть структура компенсационного пакета (общего дохода), который работник получает от компании в качестве вознаграждения за свою работу - постоянная, переменная часть заработка, социальные выплаты, затраты компании на повышение квалификации сотрудников? Или важна не структура, а только величина?

Действительно ли зарплата - лучший стимул? Конечно, размер заработка важен для любого сотрудника, но для всех ли он - главный? Есть ли у зарплаты как у основного мотиватора достойные конкуренты? Для каких работников стоит искать конкурентные с зарплатой стимулы?

Какими еще (кроме денег) возможностями воздействия на эффективность труда персонала - стимулирования - располагает организация? Какие из них лучше использовать?

Подобный список вопросов можно продолжать практически бесконечно - столь разнообразна и актуальна эта проблематика для любого руководителя и для специалиста службы персонала.

Что вкладывается в содержание термина «трудовая мотивация»?

В своем повседневном словоупотреблении понятие «трудовая мотивация» многозначно:

Одни понимают под ней потребности и ожидания работника. С ними он приходит в компанию и с ними же постоянно соотносит трудовую ситуацию, в которой оказывается, и меры воздействия, которым подвергается.

Для других это - исключительно меры, которые компания применяет (может, должна применять) по отношению к работнику, чтобы побудить его работать с наивысшей эффективностью на достижение целей организации.

В понимании третьих мотивация ограничена самой распространенной формой воздействия - денежной, и говорить при этом следует лишь о том, как и сколько нужно платить той или иной категории персонала.

Такое разночтение далеко не безобидно, поскольку и те, и другие, и третьи не замечают существования двух разных (а иногда и принципиально разных) реальностей (рис. 1).

Если эти реальности руководством компании, подразделений и службы персонала различаются и признаются значимыми, можно:

изучать каждую из них раздельно;

ставить вопрос об их соответствии друг другу;

исправлять выявленные несоответствия, корректируя политику компании и/или избавляясь от людей, не согласных с проводимой политикой.

И тем выигрывать по сравнению со своими конкурентами за счет более мотивированного и эффективного персонала! Если же признается только реальность компании, последняя обречена на неудачу.

В основании этих принципиальных различий лежит противопоставление отношения к рядовому работнику компании как:

к значимому и достойному внимания субъекту трудовой деятельности, производственного процесса, а потому и экономических результатов, достигаемых компанией;

к пассивному исполнителю указаний менеджмента, который и является единственным действительно значимым субъектом деятельности организации в любой сфере бизнеса.

Значимость отдельного работника относительно мала в организациях промышленного типа - при высокой технологичности, «конвейерности» бизнеса, когда работник фактически выполняет функцию «рабочего места», и гораздо более велика в бизнесе, организованном по принципу услуг.

Общая тенденция - развитие подавляющего большинства видов бизнеса в сторону услуг путем:

р включения в единый бизнес всех переделов от закупок и производства до продаж и последующего обслуживания;

р индивидуализации товара и способов его потребления под дифференцирующиеся запросы потребителей, чье благосостояние растет, а поведение становится все более разнообразным.

В связи с этим в данной главе различаются: «трудовая мотивация» как основной компонент самосознания работника, определяющий его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы; «стимулирование» - как внешнее воздействие со стороны управленцев, менеджеров организации на работников (отдельного человека или группы) с целью побуждения их к деятельности, направленной на достижение целей компании; «оплата труда» - как наиболее широко используемый вид стимулирования.

Трудовая мотивация. Дихотомия «процесс - структура»

Достаточно общепринятым стало различение трудовой мотивации как:

процесса побуждения работника к эффективному труду, в котором формируется трудовое поведение индивида, работника в соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в организации:

«Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации» [Мескон, Альберт, Хедо- ури, 1992, с. 360].

«Мотивация - это побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности.... В социологии мотив рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности» [Краткий словарь по социологии, 1988, с. 167]; -

структурного элемента самосознания работника, системы мотивов трудовой деятельности:

«Мотивация - совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность» [Управление персоналом, 1998, с. 187].

Данная дихотомия порождает деление теорий мотивации на процессуальные и содержательные, при этом:

Таблица 1. Выбор между содержательными или процессуальными теориями Управленческие принципы Акцентируемые теории Содержательные Процессуальные Значимость работника для компании Высокая Низкая Различия в трудовой мотивации у отдельных работников Существенные:

"ЛЮДИ очень разные. От денег, конечно, никто не отказывается, но лучше всего работают те, для кого деньги - не главное" Н есуществе н н ые:

"Все работники одинаковы: все хотят только одного - денег!

Я им хорошо плачу, а за проступки наказыва ю, опять-таки д еньгами"! Мотивационная динамика Высокая Низкая -

процессуальные рассматривают и активизируют различные аспекты восприятия и познания работниками трудовой ситуации. Из них наиболее известны: теория ожиданий (В. Врум); теория справедливости (Д. Кюн, Дж. Слокум, Р. Чейз, М. Роджерс, Дж.С. Адамс); модель JI. Портера - Э. Лоулера; -

содержательные отражают разные представления исследователей о конкретных перечнях и структуре внутренних побуждений (потребностей, мотивов), специфичных для тех или иных групп работников. Из них наиболее известны: классическая теория (Ф.У. Тейлор); иерархия потребностей (А. Маслоу; К. Аль- дерфер); трехфакторная модель (Д. Мак-Клелланд); двухфакторная модель (Ф. Херцберг); диспозиционная модель (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.).

Можно предположить, что те управленцы, которые делают выбор, отдавая предпочтение процессуальным или содержательным моделям, исходят из следующих принципиальных положений (компонент корпоративной культуры) (Таблица 1).

Типологическая модель

Несмотря на существование нескольких признанных классических концепций трудовой мотивации, нам понадобилось создать собственную - типологическую [Герчиков, 1993, 1996, 2001].

Во-первых, известные концепции, различаясь перечнем базовых мотивов, очень слабо различались по рекомендуемым мерам управленческого воздействия - видам и формам стимулирования. Но если так, то определение особенностей трудовой мотивации конкретных индивидов или групп становится скорее предметом науки (для которой важно знание), а не управленческой практики, для которой важнее точный выбор методов воздействия на работников с теми или иными видами мотивации, дабы повысить эффективность их труда.

Во-вторых, ни одна из классических концепций не выявляет типичного и широко распространенного в России работника, которого часто называют «совком» или - «люмпенизированным работником». В каждом из нас его черты в том или ином объеме присутствуют, но достаточно много людей, у которых эти качества превалируют. Активное, конструктивное трудовое поведение

Мотивация

достижения

На рис. 2 вертикальная ось - ось трудового поведения: в верхней половине - желательного для организации (активного, конструктивного); в нижней - нежелательного (пассивного, деструктивного). С этой точки зрения, приоритетными целями проектирования системы мотивации, стимулирования и оплаты труда в любой организации являются: -

получение от каждого работника максимум эффективности трудовой деятельности; -

отсутствие у работников деструктивного трудового поведения.

Горизонтальная ось - ось трудовой мотивации. Вправо откладывается

мотивация достижения, влево - избегания. Мотивация достижения означает, что обладающий такой мотивацией работник стремится чего-то достичь, что ему что-то нужно получить в обмен на свой труд: одним - зарплату, другим - квалификацию, третьим - интересное дело, четвертым - самоутверждение, пятым - сделать карьеру, шестым - формальный опыт, чтобы было что написать в резюме. Мотивация избегания означает, что человек работает из страха, потому что он не хочет наказаний, проявлений недовольства со стороны менеджмента и работодателя, не хочет неприятностей и лишения льгот, боится, что его уволят.

Презентация "Тесты мотивации" .Пройти демо-версию теста

Пример задания для теста "Структура трудовой мотивации"

По результатам тестирования программа строит профиль из 12 основных и 1 дополнительного интегрального показателей (соотношение внутренней и внешней мотивации к работе).

Общее время тестирования - около 30 минут.

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ:

  • внутренняя мотивация - внешняя мотивация (интегральный показатель направленности трудовой мотивации);
  • интерес к процессу (интерес к предмету, процессу и результатам труда, удовольствие от работы)
  • творчество (мотивация творческого самовыражения и самореализации, новаторство)
  • общение (ориентация на общение с интересными и влиятельными людьми)
  • включённость в команду (мотивация принадлежности к определенной социальной группе, команде, поиск социальной защищенности)
  • помощь людям (мотивация альтруистического поведения, сопереживания и эмоционального контакта)
  • служение обществу (мотивация морального самоуважения, мотивация служения обществу, романтизм)
  • признание (мотивация общественного признания (тщеславие))
  • руководство (ориентация на самоутверждение, реализацию своих способностей, рост статуса)
  • деньги (материальная обеспеченность)
  • связи (мотивация неденежной формы обеспечения материального и социального благополучия, поиск поддержки, покровительства)
  • следование традициям (следование сложившейся традиции, ожиданиям близких, обстоятельствам)
  • сохранение здоровья (мотивация экономии затрат интеллектуальных и физических ресурсов, избегание новизны и тревоги)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Существует два варианта отчета:

для респондента (краткое и понятное широкому кругу людей описание структуры мотивации, выполненное в дружелюбном ключе, без использования профессиональной терминологии);
для психолога (детальное описание структуры мотивации респондента).

Каждый отчет может включать до трех блоков представления результатов в виде:

  • графического профиля, указывающего значения факторов;
  • текстовых сообщений-интерпретаций факторов;
  • табличных данных, в которые включены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Классификация мотивов трудовой деятельности, положенная в основу методики "Структура трудовой мотивации", была опубликована еще в 1987 г. (А.И. Зеличенко, А.Г. Шмелев. Вестник Московского университета. Психология, № 4, 1987, с. 33–42). Там же была обоснована идея создания методики по принципу «турнир высказываний» (метод парных сравнений). Подобный метод, в частности, реализован (в несколько иной форме) в популярном тест-опроснике Е.А. Климова «ДДО» (дифференциально-диагностический опросник) на исследование системы интересов по предметным сферам трудовой деятельности (знак, живая природа, человек, художественный образ, техника).

В западной прикладной психологии известна близкая по принципу построения методика Фредерика Херцберга, в которой задействованы 28 пар суждений, сгруппированных в 8 факторов. Факторная система теста "Структура трудовой мотивации" обширнее. Формулировки диагностических концептов (конструктов) для СТМ были адаптированы к лексике обычных людей, не обладающих академическими знаниями в области психологии мотивации. В 2004 году при участии Е.А. Куприянова разработана версия СТМ-2B, в которой каждый фактор предстает в различных парных суждениях в виде трех различных эмпирических индикаторов.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Репрезентативность. Первоначальная версия теста прошла психометрическую адаптацию на выборке 200 студентов московских ВУЗов. Затем нормы были уточнены с помощью банка данных, собранного пользователями методик Лаборатории «Гуманитарные Технологии» (свыше 300 рядовых сотрудников и менеджеров из компаний разного профиля).

Ретестовая надежность теста СТМ была проверена в ходе экспериментально-практических занятий на кафедре психологии труда факультета психологии МГУ. Индивидуальные коэффициенты корреляции Спирмена (для индивидуальных ранжировок мотивов по итогам СТМ) варьируют при двухнедельном перетестировании от 0,99 до 0,5 при среднем значении в 0,76, что является высоким показателем для методик данного класса.

В 2010 г. проводилось очередное исследование ретестовой надежности методики. Респонденты (42 человека-добровольца) проходили тестирование по методике СТМ два раза, с двухнедельным интервалом между процедурами. Получены достаточно высокие показатели ретестовой надежности для всех оцениваемых тестовых шкал.

Оценка внутренней согласованности (надежности-согласованности) теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха (на выборке из 162 человек, проходивших тестирование в ситуации экспертизы). Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

Надежность-согласованность (коэфф. Альфа-Кронбаха):

Валидность методики "Структура трудовой мотивации" подтверждена с помощью как лабораторно-статистических сравнительных исследований, так и с помощью полевых наблюдений (экспертных оценок), произведенных пользователями методики в условиях реального производства. В первом случае была показана значимая корреляция от 0,3 до 0,4 с методикой "ГОЛ" ("Групповая оценка личности") для большинства шкал, за исключением "помощь людям", "служение обществу", "признание", "следование традициям", а также с тест-опросниками, направленными на измерение одноименных шкал (Е. Куприянов, 2003; А. Науменко, 2003). В исследовании 2010 г. внешняя валидность методики оценивалась путем сопоставления тестовых данных и самооценки респондентом выраженности у себя соответствующих мотивов и личностных качеств на выборке из 36 добровольцев. Значимые корреляции тестовых баллов с самооценкой получены для всех измеряемых шкал:

Также внешняя валидность методики подтверждается данными корреляции показателей теста и принадлежности респондентов к различным видам деятельности (указаны только значимые значения коэффициента корреляции на уровне p<0,05, размер выборки - 67 человек).

Внутр. м-я интерес творчество помощь служение общение вкл-ть признание руководство деньги связи здоровье традиции
Учеба - - - - - 0,27 - - - - - - -
Работа с документами - -0,29 - - - - - - - - - - -
Продвижение - - - - - - - - - - - -0,25 -
Анализ и планирование - - - - - - - - - - - - -
Принятие решений - - - -0,28 - 0,27 - - 0,37 - - -0,28 -0,32
Разработка 0,35 - 0,41 - - - - - - - - -0,31 -
Обеспечение процесса - - - - - - - - - - - - -
Поддержка - - - 0,31 - - - - - - - - -
Контроль, аудит - - - - - - - - - - - - -
Произодство - - - - - - - - - - - - 0,42

В 2013 году было проведено обновление норм методики. Выборка стандартизации - 560 человек (тестирование в ситуации экспертизы). Плановая проверка методики подтвердила высокие значения надежности - согласованности шкал методики (среднее по основным шкалам - 0,76).

Общей задачей диагностики мотивации людей в любом современном учреждении является выявление ключевых факторов, оказывающих влияние на изменение качества и результативности труда специалистов. Иначе говоря, начальник получает мотивационный портрет своего персонала в целом и отдельных (ключевых) сотрудников. На основе этого он может построить гибкую систему мотивации коллектива.

Рассмотрим несколько методик, несложных в исполнении и расшифровке результатов. Воспользоваться ими способен руководитель любого ОУ с помощью школьного психолога, участие которого в этой работе более чем желательно. Во-первых, такой специалист обладает профессиональными навыками и знаниями для проведения и обработки диагностических методик. Во-вторых, выполнение процедуры лично директором не рекомендуется, так как есть риск негативной реакции со стороны педагогов. Ну и, в-третьих, полученные результаты диагностики могут быть полезны самому психологу с точки зрения помощи учителям в построении отношений с детьми.

Самая простая модель диагностики – рациональная. Она предполагает, что сотрудники сами знают способы, позволяющие повышать эффективность их труда. Но стоит иметь в виду, что такая модель применима только в случае, когда в коллективе существует определенный уровень доверия к руководителю.

Эта диагностика проводится обычно с помощью анкетирования. В качестве примера приведем анкету, которую можно использовать для персонала ОУ.

Анкета по оценке мотивации сотрудников ОУ

Должность:

Продолжительность работы в данной школе:

Отметьте, пожалуйста, по десятибалльной шкале по каждому из нижеперечисленных факторов, насколько он важен с точки зрения повышения производительности вашего труда (обведите в кружок одну из цифр, учитывая, что 1 – низкая значимость фактора, 2 – более высокая и т.д., 10 – очень высокая)

1. Стабильность заработка

2. Возможность получать более высокую зарплату в зависимости от результатов труда

3. Возможность карьерного роста

4. Признание и одобрение со стороны руководства

5. Признание и любовь учеников

6. Признание со стороны родителей

7. Возможность самореализации, полного использования способностей

8. Возможность самостоятельности и проявления инициативы в работе

9. Высокая степень ответственности

10. Интересная, творческая деятельность

11. Хорошие отношения в коллективе

12. Возможность по результатам работы получить признание в организации, городе, стране

13. Социальные гарантии

14. Сложная и трудная работа

15. Возможность развития, самосовершенствования

16. Хорошие условия на работе

17. Разумность требований руководства

19. Разделение ценностей и принципов работы, принятых в школе

20. Другое ____________________

Администрация школы (или психолог) при необходимости вправе изменить формулировки или добавить какие-либо пункты. Перед тем как проводить анкетирование, важно разъяснить процедуру заполнения и сказать, для каких целей будет использован результат.

Итогом такой работы может стать, например, ранжирование показателей, способствующих повышению мотивации персонала или, напротив, влияющих на демотивацию. Скажем, если разделить общую сумму оценок на количество диагностируемых сотрудников, легко определить, что является наиболее или наименее важным для повышения эффективности труда. Соответствующий итог желательно представить в виде диаграммы, позволяющей наглядно сопоставить значение факторов из предложенного списка для мотивации.

Этот простой метод порой дает неожиданные для руководителя результаты. Анализ анкет позволит судить как о мотивации конкретного сотрудника, так и о ситуации в целом. Анонимное анкетирование гарантирует большую достоверность, но использовать его можно будет лишь обобщенно (например: «75 процентов сотрудников заинтересованы в признании и поощрении»).

Тестовая модель диагностики мотивации не предполагает прямых вопросов. В ней применяют опросники с описанием различных ситуаций и утверждениями относительно работы. Такое исследование обычно сложнее обрабатывать, однако оно дает более достоверные результаты. Вы можете начать с теста, приведенного ниже.

Тест парциальной направленности личности учителя

Инструкция к тесту

В предложенном опроснике перечислены особенности, которые могут быть свойственны вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов:

    верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

    неверно, данное свойство не типично или присуще мне в незначительной степени.

Прочитав утверждение, укажите один из вариантов ответа рядом с номером вопроса (поставьте букву «а» – верно, и букву «б» – неверно).

Тестовый материал

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.
4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом.
7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет.
9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.
14. Я подолгу анализирую свое поведение.
15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.
16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.
19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.
24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
25. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
26. Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве.
27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.
29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни.
34. Окружающие считают мою семью интеллигентной.
35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.
38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету.
39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.
40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
41. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно рады меня видеть.
42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.
43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.
44. Моя любезность часто не нравится другим людям.
45. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.
48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету.
49. Я проявляю активное участие в судьбе других.
50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ:

    совпадающий ответ оценивается в 1 балл;

    несовпадающий – приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр выводится через суммирование оценок по группе вопросов.

Обработку теста обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Ключ к тесту

Общительность

1b, 6b, 11b, 16b, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а, 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б

Организованность

32b, 37а, 42а, 47а, За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а

Направленность на предмет

43а, 48а, 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29b

Интеллигентность

34а, 39а, 44а, 49а

Мотивация одобрения

5а, 10а, 15а, 20b, 25а, 30а, 35а, 40b, 45b, 50а

Каждая из форм профессиональной направленности считается недостаточно развитой, если по ней получено менее 3-х баллов, и ярко выраженной, если количество баллов более 7-ми.

Для большей наглядности полученные результаты целесообразно изобразить в виде диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а нескольких – может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Предложенный выше тест – лишь один из вариантов. Для интерпретации этого типа диагностики рекомендуется привлекать профессионального психолога. В результате обработки ответов разновидность мотивации не выявится, но мы получим описание определенного типа личности педагога, который, в свою очередь, определяет мотивацию.

Ниже – тест, разработанный психологом О.Ф. Потемкиной . Эта методика позволяет определить установки сотрудника относительно четырех важных пар ценностей. Что наиболее существенно для человека: процесс или результат труда, интересы собственные или других людей, свобода или власть, интересный труд или деньги?

Тест «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»

Инструкция к тесту

Ответьте на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если оно не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Тестовый материал

Вариант 1

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап ее завершения?
2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?
3. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам неинтересно, даже если это необходимо?
6. Вы уверены, что настойчивости в вас больше, чем способностей?
7. Вам легче просить за других, чем за себя?
8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
9. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?
11. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?
12. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
14. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?
15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
19. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
25. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?
27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить интересами других людей?
28. Вы можете назвать себя эгоистом?
29. Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
31. Ваша отличительная черта бескорыстие?
32. Свободное время вы используете для своих увлечений?
33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?
34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?
36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
37. Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?
38. Стремление к результату в любом деле ваша отличительная черта?
39. Ваша характерная особенность – умение помочь другим людям?
40. Вы способны предпринять максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Вариант 2

1. Согласны ли вы с тем, что самое главное в жизни – быть мастером своего дела?
2. Дорожите ли вы более всего возможностью самостоятельного выбора решения?
3. Считают ли вас знакомые властным человеком?
4. Согласны ли вы с тем, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
5. Является ли для вас творческий труд главным наслаждением в жизни?
6. Правда ли, что основное стремление в вашей жизни свобода, а не власть и деньги?
7. Вы согласны, что иметь власть над людьми – наиболее важная ценность?
8. Ваши друзья в материальном отношении состоятельные люди?
9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?
10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
11. Считаете ли вы, что самое важное качество для власти – это ее сила?
12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?
13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?
14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?
16. Надежнее ли деньги, чем власть и свобода?
17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
18. Убеждены ли вы в том, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
19. Вам легко заставить людей делать то, что вы хотите?
20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
21. Испытываете ли вы радость лишь от отличного результата работы?
22. Является ли чувство свободы самым главным стремлением в вашей жизни?
23. Считаете ли вы себя способным руководить большим коллективом?
24. Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни?
25. Ценнее ли для вас любимое дело, чем власть и деньги?
26. Удается ли вам обычно отвоевать свое право на свободу?
27. Испытываете ли вы жажду власти, стремление руководить?
28. Согласны ли вы с утверждением, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?
29. Вы не можете не работать, даже бывая на отдыхе?
30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?
33. Ценят ли вас как специалиста ваши друзья и знакомые?
34. Вызывают ли у вас наибольшее негодование люди, ущемляющие вашу свободу?
35. Может ли власть заменить вам многие другие ценности?
36. Удается ли вам обычно накопить нужную сумму денег?
37. Является ли для вас труд наибольшей ценностью?
38. Чувствуете ли вы себя уверенно и непринужденно среди незнакомых людей?
39. Согласны ли вы ущемить свободу, чтобы обладать властью?
40. Является ли отсутствие денег наиболее сильным потрясением для вас?

Ключ к тесту

За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.

Интерпретация результатов теста

Ориентация на процесс. Обычно такие работники мало задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей сделанного, их процессуальная направленность препятствует результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения цели требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат. Эти люди – одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Ориентация на альтруизм. Сотрудники, исповедующие альтруистические ценности часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. О них стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.

Ориентация на эгоизм. Индивидуумы с чрезмерно выраженным себялюбием встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может нанести ущерб. Скорее вредит его отсутствие, причем среди людей «интеллигентных профессий» это встречается довольно часто.

Ориентация на труд. Чтобы что-то сделать, эти сотрудники все время, не жалея, используют выходные дни, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Ориентация на свободу. Главная ценность здесь – свобода. Очень часто она сочетается с ориентацией на труд, реже на «деньги».

Ориентация на власть. Ведущая ценность для этих людей – влияние на других, на общество.

Ориентация на деньги. Ведущей ценностью для личностей такого склада является стремление к увеличению своего благосостояния.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две пересекающиеся прямые и отложить на каждой из полученных четырех от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате образуется плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.

Таким образом выявляется несколько групп испытуемых:

1. Высокомотивированных – с гармоничными ориентациями (выраженными сильно и в равной степени).
2. Низкомотивированных – с чрезвычайно слабо выраженными ориентациями.
3. С дисгармоничными ориентациями – одни выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

Существует также третья модель мотивационной диагностики – иррациональная. Она предполагает диагностику латентной (скрытой) мотивации специалиста. Причем неявной в том числе и для самого сотрудн ика.

Плюсом этого подхода является возможность с большой вероятностью исключить попытки искажения в предоставлении информации о себе со стороны объекта диагностики. В связи с этим результаты могут стать открытием и для самого человека, прошедшего диагностику латентной мотивации.

Основным инструментом в таком исследовании является метод психосемантических и цветовых метафор. Однако описывать его подробно пока не станем. Он сложен в использовании и должен проводиться только профессиональным психологом.

Приведенных выше методик для начала будет вполне достаточно для того, чтобы получить информацию к размышлению и сделать ряд конструктивных выводов. Причем не только о том, как увеличить мотивацию персонала, но и каким образом снизить его демотивацию. Последнее крайне важно для роста результативности работы школы и повышения лояльности педагогов к своему ОУ.

Важно помнить о том, что каждую методику желательно по максимуму адаптироватьк нуждам конкретной школы и запросам определенного директора. Кроме того, методы психологической диагностики персонала (в том числе его мотивации) должны применяться не только в интересах организации и принятия управленческих решений, но и с пользой для самих сотрудников, давая им возможность наиболее полной реализации.

_____________________

Тест парциальной направленности личности учителя // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.

Потемкина О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности // Методы психол. диагност. – 1993. – № 1. – С. 79–86.

Назначение мотивации состоит в разработке и реализации мер, направленных на побуждение сотрудников к эффективному и инициативному труду. Мотивация включает в себя систему мер но стимулированию работников (внешняя мотивация), а также совокупность мотивов, побуждающих работника выполнять свои обязанности максимально результативно и добросовестно (самомотивация или внутренняя мотивация).

В распоряжении работодателя имеются различные методы поощрения – материальные и нематериальные, выбор которых осуществляется с учетом внутренней мотивации каждого работника.

В процессе функционирования системы мотивации и стимулирования важно проводить оценку ее эффективности в целях поиска путей ее совершенствования и развития. Как известно, оценить эффективность самого процесса мотивации труда можно с помощью количественных и качественных показателей (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

А. Я. Кибанов предлагает следующий порядок диагностики существующей системы мотивации и стимулирования персонала, как части процесса совершенствования системы управления мотивацией в организации:

  • мониторинг состояния рынка труда и позиционирование организации:
  • диагностика существующих в организации методов, форм и элементов мотивации и стимулирования;
  • диагностика мотивации работников организации.

Ю. Г. Одегов и Т. В. Никонова выделяют следующие процедуры для диагностики системы мотивации и стимулирования труда:

  • анализ используемых форм и систем стимулирования, их связи с мотивацией персонала;
  • анализ уровня и структуры оплаты труда;
  • оценка соответствия разработанных принципов, структуры оплаты труда целям организации.

При совершенствовании системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности в организации ключевым вопросом является сбор информации о существующей в данный момент в организации системе. Для облегчения диагностики "работающей" системы мотивации персонала М. О. Олехнович и Т. А. Макарова разработали специальную технологию, которая представляет собой "Мотивационный аудит". Целями проведения мотивационного аудита могут быть:

  • оценка эффективности существующей системы управления мотивацией;
  • определение соответствия системы управления мотивацией ТК РФ;
  • рекомендации по необходимому перестроению системы мотивации;
  • разработка системы стимулирования персонала под новые цели;
  • оценка соответствия системы мотивации целям предприятия;
  • оптимизация издержек на управление мотивацией персонала;
  • оценка мотивационного потенциала персонала;
  • создание основы для улучшения (разработки) системы мотивации;
  • оценка объемов ресурсов, требуемых для изменения системы мотивации.

При проведении мотивационного аудита решаются следующие задачи:

  • оценка текущей стратегии предприятия в области мотивации персонала:
    • – оценка системы мотивации персонала и взаимосвязей между процедурами;
    • – анализ модели системы стимулирования на основе документации;
    • – оценка четкости осуществления стимулирующих воздействий высшим руководством;
    • – диагностика системы мотивирования на уровне линейных руководителей;
  • оценка мотивационного потенциала персонала организации:
  • – диагностика мотивационно-потребностной сферы работников;
  • – выявление областей актуальных и базовых потребностей;
  • – оценка областей демотивации, требующих оперативной коррекции;
  • определение соответствия:
  • – действующей системы мотивации стратегии организации в этой области;
  • – действующей системы мотивации целям организации;
  • – действующей системы мотивации мотивам работников;
  • – затрат на мотивацию получаемому организацией эффекту;
  • – навыков руководителей по управлению мотивацией ожиданиям работников.

Результаты мотивационного аудита могут быть использованы в различных сферах управления персоналом:

  • для улучшения действующей или разработки повой системы мотивации персонала:
    • – адаптация действующей системы мотивации к изменениям, происшедшим на рынке труда или в области стратегических целей предприятия;
    • – дополнение эффективной системы стимулирования системой мотивирования, направленной на применение индивидуального подхода к работникам;
    • – разработка программ по обучению руководителей приемам стимулирования, мотивирования, ресурсообеспечения, предоставления обратной связи и подкрепления результатов;
    • – разработки новой системы мотивации персонала и программы ее внедрения с целью получения ожидаемого эффекта в установленные сроки;
  • для совершенствования отдельных областей политики управления персоналом:
  • – повышения эффективности решения вопросов найма, расстановки и внутрифирменных перемещений, формирования рабочих команд;
  • – прогнозирования трудового поведения сотрудников;
  • – принятия решений о выборе форм и методов обучения и повышения квалификации персонала;
  • – определения карьерной ориентации различных групп персонала, разработки и организации выполнения индивидуальных планов карьерного развития;
  • – оптимизации взаимодействий внутри и между подразделениями.

Важным вопросом диагностики существующей системы мотивации и стимулирования персонала является методика мониторинга состояния профильного рынка труда в части заработных плат, компенсаций и элементов стимулирования.

Проведение мониторинга предполагает систематический сбор, обработку и качественный анализ данных из различных источников информации (опросы, статистические сборники, кадровые СМИ, job-порталы) относительно состояния рынка труда и обзора заработных плат (см. табл. 2.5).

Таблица 2.5

Пример обзора заработных плат (в тыс. руб.) по должности продавец-консультант за май 2011 г. по регионам РФ (данные портала SuperJob .ru)

Нижний квартиль

Верхний квартиль

Ср. арифметическое

Санкт- Петербург

Волгоград

Екатеринбург

Нижний Новгород

Новосибирск

Ростов-на- Дону

Челябинск

Минимальное значение в этой таблице говорит о том, какую минимальную заработную плату получают сотрудники в разных регионах в должности продавец-консультант. Нижний квартиль (25 процентов) свидетельствует о том, что 25% исследуемых заработных плат ниже указанной в таблице суммы. Медиана – это самый главный показатель, на который ориентируются при чтении обзоров но заработным платам.

Медиана – это величина, стоящая посередине в числовом ряду значений, расположенных в возрастающем порядке. В случае, когда числовой ряд содержит четное количество переменных, медиана представляет собой среднее арифметическое двух серединных значений числового ряда. Основное правило для понимания того, как ведет себя большинство компаний рынка, звучит следующим образом: "Если медиана меньше средней арифметической, то это означает, что большинство компаний платят заработную плату меньше средней арифметической. И наоборот". На основании этого уже можно делать первичные выводы: где находится ваша компания как игрок рынка труда и какие выгоды из этого можно извлекать.

Обзор заработной платы представляет собой исследование рынка труда, главным предметом которого является оплата труда, а также предоставляемые работникам компенсационные пакеты. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. Механизм спроса и предложения реализуется здесь следующим образом: работодатели формируют спрос на вакантные должности, а соискатели предлагают свои профессиональные знания и навыки. Эти отношения должны быть равноправными, хотя стороны преследует свои цели. Причем если цели совпадают, т.е. работа устраивает кандидата, а кандидат – работодателя, в результате выигрывает каждый из них. По общим законам, чем больше специалистов определенной квалификации на рынке труда, тем ниже их заработная плата. Идеальный вариант – когда число работников, предлагающих свои услуги на рынке труда, равно количеству требуемых специалистов.

Основные задачи мониторинга состояния профильного рынка труда в части заработных плат, компенсаций и элементов стимулирования состоит в ответах на вопросы следующего характера:

  • сколько платить специалисту в данном регионе, отрасли и должности?
  • каким должен быть фонд оплаты труда в подразделении, которое создается впервые?
  • как изменятся условия оплаты через определенный период, например в ближайшие полгода, год?
  • из каких элементов состоит компенсационный пакет и в каких пропорциях?

Такой мониторинг позволяет: разрабатывать эффективную систему мотивации, основываясь на достоверных данных; быть в курсе изменений на рынке труда и своевременно и оперативно на них реагировать; определить конкурентоспособность компании на рынке труда; оптимизировать фонд оплаты труда и устанавливать уровень заработной платы для новых должностей; укреплять лояльность каждого сотрудника и удерживать высококвалифицированный персонал.

Рассмотрим методику мониторинга состояния профильного рынка труда в части заработных плат, компенсаций и элементов стимулирования, предложенную Т. Скоробогатовой в статье, посвященной исследованию рынка труда и заработной платы .

Стандартная методика мониторинга предполагает наличие нескольких этапов.

Этап 1. Подбор источников информации. Анализ лучше всего начинать с внешних источников информации. Для этого не потребуется крупных финансовых затрат, т. к. не придется собирать данные заново, а надо будет искать и изучать уже существующие сведения. Необходимо также определить, за какой период будет проводиться исследование, – лучше всего оценивать данные за ближайший промежуток времени, например за прошлый месяц или квартал. Далее следует проанализировать такие ресурсы, как свежие рекламные газеты (хотя бы 2–4 издания на выбор; распространены такие издания, как "Работа для Вас", "Вакансия от А до Я", "Работа и зарплата", "Элитный персонал" и др). Обширную информацию могут предоставить и специализированные интернет- сайты: SuperJob.ru, Zarplata.ru, Rabota.ru и др.

Этап 2. Отбор компаний по сформированным критериям. На данном этапе необходимо сформировать критерии, по которым следует отбирать компании в исследование. Это могут быть такие параметры, как численность персонала, местонахождение, профиль деятельности, должностные обязанности и т. п. Также в ходе исследования необходимо уделить особое внимание следующим параметрам, связанным с оплатой труда и мотивацией: постоянная часть (оклад, доплаты); переменная часть (бонус, премии); социальный пакет (включая гарантии, предусмотренные ТК РФ).

Сравнивая заработную плату специалистов различных компаний, следует исходить из выполняемых ими функций, а не из названия должности. При этом отбирать надо только идентичные или сходные по нескольким параметрам позиции. Не стоит ограничиваться только анализом объявлений – стоит обратиться к представителям работодателей, предлагающих эти вакансии, и получить дополнительную информацию об объеме работы, требуемом профессиональном опыте кандидата, уровне зарплаты в течение испытательного срока и после его успешного прохождения, системе оплаты труда. Такая необходимость возникает, поскольку нс все компании указывают в объявлении о вакансии точный размер зарплаты, а некоторые и вовсе этого не делают.

Этап 3. Расчет показателей для анализа. На этом этапе необходимо определить средний уровень заработной платы по каждой позиции: суммировать полученные в ходе анализа показатели и разделить их на количество объявлений о вакансиях, т. е. найти среднее арифметическое. Для удобства можно составить таблицу с размером предлагаемой зарплаты по рассматриваемым должностям за определенный период времени, например, месяц (табл. 2.6). В ней будут содержаться данные по заработной плате и с указанием должностных обязанностей выбранных позиций, минимального и максимального уровня дохода работника, а также данные по структуре системы стимулирования (здесь должны быть отражены доля зарплаты, премий, соц. пакета и др. составляющих материальной системы стимулирования).

Таблица 2.6

Размер зарплаты по рассматриваемым должностям за определенный период времени

Этап 4. Корректировка полученных значений. Далее необходимо скорректировать полученное значение с учетом всех факторов, способных повлиять на рынок труда и, соответственно, размер заработной платы. Надо понимать, что получить абсолютно точные цифры невозможно. Существует диапазон, в пределах которого значения будут колебаться, – он тем шире, чем менее востребована позиция и чем больше рынок потенциальных соискателей.

По итогам проведения мониторинга необходимо составить отчет по тем позициям, в которых заинтересована компания, в виде таблицы. Она может содержать следующие разделы:

  • наименование должности;
  • составляющие зарплаты и стимулирующих выплат;
  • минимальный размер заработной платы;
  • максимальный размер заработной платы;
  • среднее значение заработной платы (среднее арифметическое всех значений, полученных по каждой должности);
  • наиболее часто встречающееся значение заработной платы.

В отчете также должна быть указана сфера деятельности компаний, включенных в анализ: строительство, производство товаров народного потребления и их дистрибуция, приборостроение, деревообработка, полиграфия и т. д.

Важнейшим вопросом является знание методов диагностики и оценки мотивации и их грамотное использование, что позволит не только повысить отдачу от сотрудника, но и даст возможность лучше понять сильные и слабые стороны подчиненного. Диагностика существующей системы персонала чаще всего опирается на следующие основные методы:

  • – опрос;
  • – тестирование;
  • – экспертные оценки;
  • – беседа;
  • – наблюдение.

Основным методом оценки мотивации сотрудников является опрос или анкетирование. Основные преимущества данного метода в том, что он позволяет за короткое время получить важную информацию о мотивации как одного сотрудника, так и нескольких подразделений. Данный метод является одним из экономически выгодных, так как не требует больших финансовых затрат. А также и имеет ряд недостатков: сотрудники могут сознательно искажать ответы на вопросы и проверить достоверность представляемой информации бывает достаточно сложно.

Итоги опроса должны доводиться нс только до руководства, но и до тех сотрудников организации, которые приняли в нем участие. Для того чтобы сотрудники и в дальнейшем были готовы к активному участию в опросах, они должны быть проинформированы о полученных результатах и видеть для себя реальную пользу от самого факта участия в опросе.

Другим распространенным методом является тестирование. Тесты разрабатываются для определения особенностей мотивации конкретного человека и степени выраженности у него тех или иных ее характеристик. Тестирование может являться надежным и достоверным методом изучения системы мотивации, только если они созданы и интерпретируются специалистами-психологами, а сами тесты отвечают требованиям надежности и валидности.

Важным методом оценки мотивации является метод экспертных оценок. Данным способ предполагает, что оценить мотивацию работников могут лишь люди, которые их хорошо знают. В первую очередь, это руководители и коллеги, иногда в качестве экспертов привлекаются деловые партнеры или клиенты. Как правило, экспертная оценка мотивации является одним из элементов комплексной оценки работника.

Еще один простой метод изучения мотивации – беседа. В ходе беседы с подчиненным всю необходимую информацию руководитель получает с помощью специальных вопросов (закрытых, открытых, косвенных, наводящих и рефлексивных).

Отношение к порученной работе у разных работников может существенно различаться, и эти различия в мотивации можно легко выявить с помощью такого метода, как наблюдение. Наблюдение – самый доступный метод оценки мотивации подчиненных, которым может воспользоваться руководитель. Чтобы с помощью наблюдения получить точное представление об особенностях мотивации работников, нужно четко понимать, что именно следует принимать во внимание в качестве наблюдаемых признаков мотивации.

Методы оценки мотивации, а также способы диагностики системы мотивации персонала организации, рассмотренные нами, призваны повысить эффективность работы сотрудников. Важно понять, что в работе руководителя невозможно ограничиться использованием лишь какого-то одного из предложенных здесь методов. Использование нескольких методов одновременно повышает надежность полученной информации и повышает качество принимаемых на ее основе решений.

В заключение хотелось бы добавить, что система мотивации создастся для того, чтобы сотруднику было интересно выполнять задачи, поставленные организацией. Однако ни одна из созданных внешними консультантами систем мотивации, как бы хороша она ни была, не является саморегулирующейся. Иными словами, для достижения нужного компании результата недостаточно одной заинтересованности сотрудника в своей работе. Система мотивации успешно работает благодаря деятельности руководителя. И следовательно, эффективность системы мотивации зависит от деятельности тех менеджеров, которые, выполняя свои рабочие функции в компании, претворяют эту систему в жизнь.

  • Дайджест журнала КАДРОВИК.RU. 2013. № 7. URL: kadrovik.ru.
  • Под компенсационным пакетом мы понимаем совокупность как финансовых, так и нефинансовых выплат, которые направлены как на оплату труда, так и на дополнительное стимулирование персонала.
Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»

Методика разработана Т. Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом.

Проведение опроса

Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, по семибалльной шкале: «очень удовлетворен» (+3 балла), «в основном удовлетворен» (+2), «скорее удовлетворен» (+1); «и удовлетворен, и нет» (0); «скорее не удовлетворен» (-1);. «в основном не удовлетворен» (-2); «совершенно не удовлетворен» (-3).

Оцениваемые факторы

1. Значимость профессии.

2. Престижность профессии.

3. Вид трудовой деятельности.

4. Организация труда.

5. Санитарно-гигиенические условия.

6. Размер заработной платы.

7. Возможность повышения квалификации.

8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников.

9. Взаимоотношения с коллегами.

10. Потребность в общении и коллективной деятельности.

11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей.

12. Возможность творчества в процессе работы.

13. Удовлетворенность работой в целом.

Обработка результатов и выводы

Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 33. ЧЕЛОВЕК В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 33.1. ПОДГОТОВКА К ТРУДУ, АДАПТАЦИЯ ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ И ВНУТРЕННИХ СРЕДСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТруд человека – условие существования общества. Человек является главным элементом системы производительных сил. Как субъект труда

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Психологические особенности трудовой деятельности В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональная адаптация и самоидентификация, формирование собственного пространства на рабочем

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

4. Индивидуальный стиль трудовой деятельности Трудовая деятельность может быть оценена по нескольким критериям – эффективности, скорости производства, вовлеченности и заинтересованности работника, психологическому соответствию, индивидуальным характеристикам

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися знаково-счетной учебной деятельности Для диагностики регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися знаково-счетной учебной деятельности используется модифицированная и адаптированная

Из книги Патопсихология автора Зейгарник Блюма Вульфовна

Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности Для психологической диагностики регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности используется

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

§ 6. Употребление орудия как психологическая предпосылка трудовой деятельности Есть, однако, в высшей степени важные черты, которые позволяют отграничить поведение обезьяны от поведения человека и представить в верном свете, как шла линия развития человеческого

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

3. НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИЕРАРХИИ МОТИВОВ На современном этапе исследований мы не можем предложить какую-нибудь жесткую устоявшуюся классификацию личностных нарушений. Поэтому мы остановимся на тех личностных изменениях, анализ которых можно провести в наиболее

Из книги Животворящая сила. Помоги себе сам автора Сытин Георгий Николаевич

Из книги Психология мотивации студентов автора Вербицкий Андрей Александрович

14.1.Мотивация трудовой деятельности Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими

Из книги автора

Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» Автор В. Э. Мильман. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех

Из книги автора

Методика «Изучение соподчинения мотивов» Подготовка исследованияПодбираются яркие, красочные игрушки.Проведение исследованияИсследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов

Из книги автора

Методика «Изучение мотивов деятельности» Подготовка исследованияПриготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.Проведение

Из книги автора

Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Методика предложена А. А. Реаном и В. А. Якуниным.Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях.Вариант 1ИнструкцияВнимательно

Из книги автора

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» Методика разработана К. Замфир. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ).

Из книги автора

2.47. На работу (усваивать во время трудовой деятельности) Все мышцы на лице расслабились, все лицо разгладилось, я весь успокоился, я весь насквозь абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера. Я весь насквозь абсолютно спокоен. Во всем теле полностью раскрылись все

Из книги автора

3. 3. Методика самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности Метод изучения самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности – дополнительный прием исследования мотивов в общем мотивационном синдроме учения

Просмотров