Особенности техники росписи тарелок, роспись керамической посуды. Роспись тарелок своими руками: мастер класс по точечной росписи, хохломской росписи, росписи тарелок в технике гжель, видеоматериалы по украшению тарелок своими руками Роспись красно черная

Хохлома -

Роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись -

Роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись -

Роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины -

Роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись -

Роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись -

Роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись -

Роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания

Роспись тарелок – занятие полезное и увлекательное. Возможность придать уникальный и красивый вид безликой тарелке захватывает, а результат умиляет. Самостоятельное декорироватние тарелок - кропотливое занатие, которое требует усидчивости, терпения, но также успокаивает и расслабляет. Росписью тарелок можно заняться вместе с детьми в холодные зимние вечера.

Как тарелки попали на стену

До середины XVIII века китайский фарфор можно было встретить только в королевских дворцах, в обиходе европейцев была распространена деревянная и оловянная посуда . Вместе с разгадкой секрета китайских гончаров в Европе началась эпоха керамической столовой посуды.

Незатейливые глиняные тарелки стали доступны многим, но красивые фарфоровые изделия по-прежнему считались символом роскоши и встречались только в домах богатых аристократов. Изысканные фарфоровые сервизы рассматривались как декоративные элементы интерьера: ими украшались мебельные полки и стены.

Традиция награждения отличившихся на государственной службе подданных фарфоровыми тарелками стала причиной коллекционирования и вывешивания их на стене для всеобщего обозрения. Есть из тарелки, полученной из государевых рук, было не принято. Для высокой государственной награды отводилось почетное место на стене. Количество тарелок-наград на «доске почета» свидетельствовали о заслугах и ранге хозяина дома.

Роспись тарелок – коммерческий ход и начало «тарелочного интерьера»

Коммерческое чутье помогло французской фирме «Лалик» почувствовать потребительский интерес к красивым фарфоровым изделиям, как к предмету декора. В середине XIX века на европейском рынке появились первые экземпляры коллекционных тарелок , отличающиеся изяществом и красотой. Оригинальные изделия поражали высоким качеством тончайшего фарфора и филигранным художественным оформлением.

Декоративные тарелки украшались тщательно прорисованными миниатюрами, пейзажами, пасторальными картинками, портретами. Тарелки от «Lalique» в интерьере заменили ушедшие в прошлое наградные тарелки. На протяжении почти двух веков декоративные тарелки в интерьере являются символом утонченного вкуса. В современном прикладном искусстве часто используются жанры фэнтези, сюрреалистические мотивы и маринизм.

Способы размещения тарелок в интерьере

Коллекционные тарелки украшали стены гостиной, столовой, кухни. Для надежного крепления на стене использовались специальные крючки-подвесы. Крючки – самый распространенный способом крепления тарелок к стене . Если коллекция довольно обширная, то лучше использовать специальный дисплей. На сегодняшний день размещение тарелок в дисплеях считается наиболее надежным способом. Дорогая коллекционная тарелка прочно фиксируется к стене, что исключает ее падение.

Для кухонного интерьера рекомендуется использовать консольные полки . Настенная консоль, представляющая собой деревянную панель с рейками-держателями, является традиционным атрибутом интерьера западноевропейской кухни. Керамические тарелки с росписью уместны в интерьере столовой-кухни в стиле Прованс .

Тарелки с росписью можно расположить на камине, в нише, в шкафу со стеклянными дверцами, на комоде или подоконнике. В таких случаях тарелка устанавливается в вертикальное положение при помощи настольной подставки-держателя. Есть несколько способов изготовления крепежа для тарелок собственными руками: при помощи канцелярских скрепок, консервных колечек, эпоксидного клея. Но лучше пользоваться креплениями промышленного производства – дорогая коллекционная или любимая расписная тарелка должна прочно держаться на стене.

Роспись тарелок своими руками

Роспись тарелок своими руками – это популярное и любимое многими занятие. Любое творчество приносит удовольствие, роспись также доставляет массу приятных эмоций. Весь процесс, начиная с продумывания рисунка и элементов декора, непосредственно роспись, обжиг, покрытие лаком, а также результат работы и эмоции близких людей, получивших эксклюзивный подарок , принесет Вам огромную радость.

Роспись тарелок акриловыми красками: не так страшен процесс, как его малюют

Универсальная и экологически чистая по составу акриловая краска отлично подходит для росписи тарелок. Акриловая краска состоит из пигмента, воды и связующего компонента, это обеспечивает ее высокую адгезию (показатель сцепления краски с поверхностью). В строительных магазинах представлен широкий ассортимент акриловых красок различных цветов и оттенков. Краски под золото, серебро, медь, бронзу позволяют декорировать тарелки и придавать им различные эффекты : блеска, мерцания и отлива.

Последовательность работ по росписи тарелок акриловыми красками следующая:

  • Тщательное обезжиривание поверхности тарелки при помощи спирта или ацетона.
  • Нанесение рисунка . Фантазия и эксклюзив приветствуются. Акриловая краска высыхает в течение 4-х часов. Если в росписи использовалась золотая краска, высыхание может длиться неделю.
  • Покрытие изображения акриловым лаком . Лак наносится в несколько слоев, причем каждый новый слой – только после высыхания прежнего. Нанесение лака кисточкой может смазать рисунок, поэтому рекомендуется использовать лак-спрей.
  • Обжиг тарелки в духовке или микроволновой печи. Тарелку нужно помещать в холодную духовку, разогреть до 170°, выдержать 30 минут и вынимать тарелку из печи после остывания.

Point-to-Point – точечная роспись тарелок

Точечная роспись подходит для тех, кто не отличается умением рисовать и думает, что способен украсить тарелочку лишь «голубой каемочкой». Не стоит унывать, техника точечной росписи как раз представляет собой сочетание множества разноцветных каемочек!

Тарелку для точечной росписи обезжиривают, но прежде чем наносить контурный рисунок поверхность посуды грунтуется черной акриловой краской, после высыхания покрывается матовым лаком. Декор тарелки нужно проводить в два этапа: сначала оформляется центр, потом каемочная часть. В центральной части тарелки наносится контур основного рисунка, по каемке – декоративные линии.

Точечный рисунок – нить маленьких бусинок из краски – наносится при помощи акрилового контура. Специальный тюбик с тонким наконечником позволяет выдавливать нужное количество краски и аккуратно размещать точку на поверхности тарелки. Излишки краски необходимо удалять и корректировать рисунок. Из четких линий, чередования цвета и размера точек получаются изумительные по красоте рисунки, а сама тарелка превращается в настоящее произведение искусства .

Детское творчество в детской комнате

Приобщить ребенка к азам декоративно-прикладного искусства и заодно украсить интерьер детской комнаты расписными тарелками помогут специальные наборы для художественного творчества . В комплект входит удобная для раскрашивания: белая тарелка, акриловые краски, кисточки, спонж, шаблоны, контурные краски, фломастер -предназначены для росписи и рассчитаны под детскую руку.

Шаблон-рисунок накладывается на тарелку и при помощи спонжа заполняется яркими красками, фломастером или кисточкой рисунок оформляется контурной линией. На финишном этапе взрослые могут помочь ребенку и внести необходимую корректировку в роспись. К расписанной тарелке клеится двухсторонний скотч и прикрепляется специальный крючок. Расписывать тарелку по предложенному трафарету необязательно, уникальные образцы расписных тарелок создаются буйной детской фантазией.

Техника нанесения изображения ладошкой и пальчиками позволяет получать оригинальные рисунки и заодно запечатлевать на память детские ручки. Стена детской комнаты, украшенная несколькими тарелками, выглядит оригинально, ярко и необычно. Самый лучший подарок для бабушек и дедушек – расписанная детскими руками тарелка-сувенир.

Роспись тарелок является одним из древнейших искусств, которое пользуется огромным успехом и в современном обществе. Во времена наших предков расписные тарелки были основным компонентом декора жилых помещений. Ими украшали полки , вешали на стены. Многие из нас могут помнить такие изделия в домах любимых бабушек. Они очень любили ставить расписную посуду в буфетах и кухонных шкафах.

Подобные шикарные декоративные изделия можно встретить и сегодня. При этом можно купить уже готовую расписную посуду, а можно выполнить роспись тарелки своими руками.

Роспись посуды своими руками нельзя назвать лёгким занятием. Недостаточно пройти пару интернет-уроков, чтобы научиться качественно декорировать тарелки и нарисовать на них картинки.

Для этого необходимо обучаться на специальных курсах, которые могут длиться довольно продолжительное время. Но, стоит отметить тот факт, что познать искусство росписи под силу любому человеку.

В этом деле необходимо учитывать все тонкости, которые подробно описываются при прохождении мастер-классов. Техника росписи напрямую зависит от правильного подбора материалов и инструментов для работы. Декорировать можно посуду из дерева , фарфора, стекла и керамики. Основным условием является полное отсутствие каких-либо первоначальных рисунков.

Инструменты для создания узоров:

  1. Краски. Они могут быть на водной основе, акриловые или силикатные. Самыми популярными являются акриловые краски, так как работа с ними довольно простая и справиться с ней способен даже ребёнок.
  2. Фломастеры. В наше время рынок предоставляет огромнейший выбор специальных водостойких фломастеров, работа с которыми доставит истинное удовольствие .
  3. Кисточки. В большинстве случаев для росписи посуды требуется несколько видов кистей. Их толщина зависит от рисунка, но в узорах часто присутствуют как тончайшие детали, так и довольно объёмные.
  4. Жидкость для удаления краски. Она крайне необходима новичкам, так как на этапе обучения не все сразу будет получаться.

Галерея: роспись тарелок (25 фото)


















Виды росписи

Существует несколько основных техник нанесения узора, которыми пользуются мастера уже на протяжении многих лет:

Последовательность действий при росписи

Независимо от того к какой степени сложности относится рисунок, существует определённый алгоритм нанесения изображений:

Роспись керамических тарелок

Керамика является самым распространённым материалом для нанесения изображений. Но чтобы расписывать керамическую посуду необходимы навыки, так как работа с керамикой является довольно непростой. Как правило, рисование на данном материале требует прохождения длительного обучения, во время которого специалисты дают мастер-классы с подробным описанием процедуры .

Для работы с керамическими изделиями подойдут любые краски, стойкие к горячей и холодной воде, но наиболее идеальной является эмаль. Именно она хорошо ложится на глину и позволяет изделию довольно долго сохранять привлекательность. Также керамику часто расписывают при помощи акриловых красок. Они идеально подходят для новичков.

Для начала поверхность керамического изделия подготавливается как описано выше, и после этого можно смело приступать к работе. Наносить рисунки можно при помощи трафаретов или тонких кистей. Кроме этого, используют специальные маркеры для рисования по керамике. Узоры могут быть какие угодно, всё зависит от фантазии мастера, как он хочет разрисовать кружку или тарелку. Новичкам чаще всего советуют использовать шаблоны, но впоследствии при повышении уровня профессионального мастерства, можно будет рисовать непосредственно на поверхности посуды без применения трафаретов и заготовок.

Как расписать тарелку акрилом

Благодаря акриловым краскам можно дать новую жизнь белым фарфоровым блюдцам и тарелкам. Особенно красиво будет смотреться на белом фоне голубая краска. Но она не является исключением. Довольно неплохо смотрятся яркие, насыщенные тона, объединённые в объёмные рисунки. Голубой цвет преобладает в гжельской росписи . В качестве узоров могут быть предложены волны, цветы, геометрические фигуры или абстрактные рисунки.

Самой распространённой является роспись под Гжель. Для её выполнения используют специальные трафареты. Благодаря такой технике любое невзрачное блюдце станет настоящим украшением вашего интерьера. Существует огромный выбор трафаретов Гжель с изображениями птиц и цветов.

Для работы вам понадобятся:

  • белая посуда из керамики или фарфора;
  • простой карандаш;
  • трафарет с нужным рисунком;
  • ацетон;
  • акриловая краска синего и голубого цветов;
  • кисточки разной толщины.

Посуду обезжириваем и при помощи простого карандаша наносим рисунок по трафарету. Далее, мазками начинаем закрашивать контуры рисунка, предварительно потренировавшись на листе бумаги. Необходимо сочетать голубые и синие тона для получения контрастного изображения. Ошибки аккуратно подтирать при помощи ацетона, стараясь не затрагивать удачные участки. В первое время новички используют шаблоны с нужной цветовой гаммой.

К искусству росписи смело можно приобщать детей. Ребёнок может не обладать художественным талантом, но для рисования на посуде это не становится помехой. С самого раннего возраста дети могут наносить простые изображения при помощи пальчиков , подушечки которых макают в краску. Это могут быть точки, линии или простые мазки. Зачастую малышам очень нравится подобное занятие, и многие из них в дальнейшем увлекаются художественной росписью более серьёзно.

Помимо пальчиковой техники, существует также роспись при помощи специальных штампов . В магазинах детского творчества можно приобрести наборы с большим разнообразием изображений. Это могут быть зверушки, цветы, геометрические фигуры и многое другое. Для нанесения штампов требуется керамическая или фарфоровая посуда, акриловые краски и кисточки. Дети постарше могут комбинировать штамповку и нанесение рисунка при помощи кисточек.

Роспись тарелок своими руками — мастер-класс предлагает ознакомиться с различными способами декорирования посуды и заинтересует творческих людей, любящих рисовать и украшать свой дом самодельными поделками. Декоративная посуда может стать оригинальным украшением, например, на кухне. Для ее создания необязательно покупать специальную, можно взять старую или ненужную однотонную тарелку и начать проявлять творчество.

Для росписи тарелок, используемых по назначению, лучше использовать запекаемые или специальные краски для пищевой посуды.

Легкий урок

Роспись тарелок в любом стиле лучше делать акриловыми красками, так как они наиболее устойчивые к внешним воздействиям – воде, солнечному свету, пыли. Кроме того, с ними удобно работать, так как по консистенции они напоминают гуашь и не требуют дополнительных средств для разведения и особых кистей (например, по сравнению с маслом и темперой).

Для закрепления краски и долгого сохранения яркости рекомендуется покрывать сверху готовое изделие специальным бесцветным акриловым лаком.

Роспись керамической тарелки можно делать разными техниками, все зависит от умений, фантазии и желания автора.

Начинающим и неуверенным в себе мастерам рекомендуется использовать трафареты для аккуратного нанесения узоров. Их можно скачать, распечатать и вырезать или приобрести в магазинах для творчества. Роспись в такой технике можно делать как красками с помощью кисти или ватного тампона, так и с помощью специального маркера.

Эта техника хорошо подходит для детей, так как не требует специальных навыков в рисовании. Все, что необходимо: закрепить на тарелке трафаретную картинку, например, скотчем, и закрасить «пустые» места.


Простая, но изящная роспись – точечная – делается контурными красками, которые продаются в тюбиках и не требуют разведения. Тюбики снабжены носиками, что намного облегчает работу нанесения точек и тонких линий.

Для росписи в точечной технике понадобятся:

  • однотонная керамическая тарелка (лучше белая);
  • средство для обезжиривания (спирт, жидкость для снятия лака);
  • контурные краски;
  • шаблон;
  • копирка или мягкий карандаш;
  • кисти;
  • палитра;
  • акриловый лак.

Ход работы:

  1. Протереть тарелку спиртом или другим средством. Для этого можно использовать ватный диск;

  1. С помощью копирки перенести рисунок на посуду. Для этого совместить его с копиркой, закрепить на тарелке и обвести линии карандашом. Также можно сделать самодельную копирку, закрасив обратную сторону рисунка;

  1. Надавливая на тюбик, нанести контуром через равные расстояния точки. Их диаметр зависит от силы нажима. Как правило, сначала делаются большие точки на основных линиях (крупных деталях), а затем – маленькие. В результате должны получиться узорные «линии», состоящие из точек;

  1. После того как узор будет завершен, изделие необходимо просушить естественным способом в течение 24 часов. При желании готовую расписную тарелку можно покрыть лаком.

Для такой росписи хорошо подходит как керамика, так и стекло. Предварительно тарелку можно раскрасить красками, сделать фон или нарисовать сюжетную картинку, а затем дополнительно обработать линии контурными красками, выделив необходимые детали.

Рисунок на стеклянной тарелке удобнее закрепить при помощи скотча с внешней или внутренней стороны в зависимости от предназначения посуды.

Если тарелку планируется использовать в качестве украшения, то сторона нанесения краски не имеет значения. Для использования тарелки по назначению, лучше наносить краску с внешней стороны и закрепить картинку изнутри.

Деревянные тарелки также раскрашиваются акрилом, а потом покрываются лаком. Из такой посуды, как правило, не едят, поэтому она может стать отличным настенным украшением, а также использоваться под фрукты (расписанные деревянные блюда).

Пожалуй, многие ассоциируют деревянную посуду – тарелки и ложки – с народной росписью, например, с хохломой или городецкой. Освоить народную роспись не составит труда. Главное — понять основной принцип каждой росписи, ее «изюминку».

Старинная техника

Хохломской росписью можно покрывать не только тарелочки, но и пиалы и коробочки.

Необходимо подготовить:

  • деревянную тарелку;
  • хохломской узор;
  • золотистую, черную, красную краски;
  • кисти;
  • наждачную бумагу;
  • карандаш;

Ход работы:

  1. Зашкурить поверхность тарелки и покрыть ее золотистой или черной краской;
  1. Перенести рисунок с узорами на тарелку (должно получиться как на фото ниже);


  1. Опираясь на образец, раскрасить рисунок черной и красной краской тонкой кисточкой;

Просмотров