Портрет (жанр портретной фотографии в фотоискусстве). Жанровый портрет в фотографии: особенности Набирающий популярность портретный жанр

И скульптуры известен с незапамятных времен. Самое интересное заключается в том, что существует также жанровый портрет как разновидность самого жанра. Именно о ней мы поговорим в данном материале, сделав акцент на фотографии, поскольку данное подразделение появилось уже на стыке изобразительного искусства и, собственно, фотографии.

Определение

На самом деле грань между просто портретом и жанровой его разновидностью достаточно условна. Просто изображение человека без каких-либо событий на заднем плане можно смело относить к жанру портрета в целом. А вот появление на заднем плане деталей или других людей, имеющих какое-либо, хотя бы небольшое, отношение к происходящему на переднем, уже можно назвать жанровым портретом. Поэтому, очевидно, многие произведения, заведомо являющиеся представителями портретного искусства, можно с такой же легкостью причислить к жанровой его разновидности. Таким образом, особенности жанрового портрета - это соотнесение персонажа или нескольких на переднем плане с окружением.

Фотография

Жанровый портрет в фотографии определяется аналогично. Если фон или задний план не имеет истории, связанной с передним, на котором располагается человек или несколько, то, очевидно, это просто портрет. Однако любая, самая незначительная связь, а то и просто намек на нее, автоматически переносит фотографию в разряд жанрового портрета, естественно, при условии, что на переднем плане наблюдается один или несколько человек.

Жанровый портрет, как, впрочем, и жанровая живопись, похож на своеобразное зеркало, в котором люди видят себя, постигая то, кем они на самом деле являются. Истоки понятия восходят к изображению сцен обыденной жизни, то есть чуть ли не к временам наскальных рисунков. Впоследствии подобное искусство проявлялось в наглядном представлении праздников и других мероприятий, происшествий и т. п. Все это примеры классической жанровой живописи. Понятие с появлением фотографии, а затем и проявления ее как отдельного искусства среди изящных его форм, перекочевало в нее, сформировав здесь собственные законы. Именно этим канонам теперь и следуют фотографы, снимающие жанровый портрет.

Самым главным законом при создании таких снимков стало требование наличия сюжета. Тематикой зачастую являются события повседневной жизни, случайные сцены из контекста обыденности, социальная и бытовая среда людей. Таким образом, основным отличием портрета от жанровой его разновидности можно назвать отсутствие процесса, действия или намека на него.

Съемка

При съемке жанрового портрета следует быть внимательным к отвлечению внимания от персонажа на детали окружения, поскольку с этим можно легко переборщить. С одной стороны, окружение должно дополнять образ модели, с другой - его не должно быть так много, чтобы внимание отвлекалось. Именно с этой трудностью и будет сталкиваться фотограф, затеявший заняться жанровым портретом.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что грань между и жанровой очень тонка и зачастую просто неуловима. Однако всегда в последней можно уловить оттенок действия, сюжета, который может быть завуалирован, но не может отсутствовать. Это и делает жанровый портрет таким интересным, раздвигая рамки изящных искусств до отображения быта человека, давая возможность ценителю увидеть себя, рассмотреть свою жизнь под новым, возможно, совершенно непривычным углом. Пофилософствовать вместе с создателем изображения и уйти с выставки немного другим. Понять себя лучше, а значит, приблизиться еще на пару шагов к совершенству, для чего, видимо, и существует искусство.

Сегодня нам хочется поговорить с вами о двух самых, пожалуй, интересных направлениях в искусстве фотографии - о фотографии жанровой и фотографии репортажной. Как правило, пейзажными снимками, портретами или натюрмортами зритель только любуется и наслаждается. А вот жанр и репортаж заставляет рассматривающего снимки еще и задуматься. Задуматься, порой, о достаточно серьезных проблемах.

Давайте, прежде всего, определимся с понятиями: что же такое есть жанровая фотография и фотография репортажная? Чем они отличаются друг от друга и что между ними общего?

Фоторепортаж - это в первую очередь отчет фотографа о каком-то мероприятии, событии, на котором он побывал. Но в то же время это и некая метафора, которая должна привлечь внимание зрителя, призвать зрителя к размышлениям о том, что изображено на снимках, заставить его выработать свое отношение к происходящему событию, о котором рассказано в репортаже.

Работа над фоторепортажем требует от его автора определенного опыта работы. Так просто репортаж не снимешь. Для этого нужно развивать в себе умение видеть сюжет, владеть знаниями о том, что снимаешь. Например, снимая репортаж с футбольного матча нужно как минимум знать правила игры в футбол. Для съемки репортажа о театральной премьере нужно знать хотя бы основы театрального искусства… Конечно же, для работы в этом жанре нужно в совершенстве владеть техникой фотосъемки.

Фотограф, занимающийся репортажной съемкой, обязан не забывать о логике происходящих вокруг него событий, знать эти события, грамотно отслеживать и показывать зрителю взаимосвязь его элементов, этапов. Опытный мастер фоторепортажа вроде бы, казалось, совершенно незначимое, пустяковое событие способен преподнести нам с вами как завораживающую, фантастическую историю. Если уж вы решили посвятить свое творчество фоторепортажу, то качества интересного рассказчика вам надо обязательно в себе развивать. Но не забывайте при работе над репортажем и об авторском видении происходящего, об авторском субъективизме. Ведь любой репортажный снимок отражает не только собственно факт изображенного события, но и отношение к нему автора фоторепортажа. Проще говоря, фотограф как бы склоняет зрителя к своей точке зрения, только делает он это не обычными словами, а языком фотографии. Таким образом, он, сам того не замечая, занимается пропагандой той ситуации, того события, которое развертывается перед объективом его фотоаппарата. Впрочем, делать это можно и осознанно, целенаправленно. Но это уже, что называется, высший пилотаж.

Таким образом, легко можно придти к простому умозаключению: фоторепортаж, или даже всего лишь одна репортажная фотография по сути своей всего лишь интерпретация. Но она должна быть честной. Без всяческих подтасовок и обмана зрителя. Это тут просто недопустимо.

А вот жанровая фотография, в отличие от репортажной, изображает сцены, происходящие вокруг нас в повседневной жизни. Показывает нам образы людей, находящихся вокруг нас. Тут для фотографа важно уметь увидеть и вовремя зафиксировать необычные, яркие моменты будничной жизни. Работа над жанровой фотографией позволяет фотографу в своем творчестве быть интересным, подвижным, в чем-то даже и необычным, чутко реагировать на происходящее. Жанровые фотографии можно смело назвать уникальными. Ведь сюжеты, запечатленные на них, никогда уже больше не повторятся.

Что важно знать и уметь фотографу, занимающемуся жанровой фотографией?

Главное, научиться не только видеть происходящее, замечать вокруг себя всё интересное и необычное, неординарное, но и четко понимать, что именно сейчас происходит перед объективом фотокамеры. Важно уметь выбрать нужную точку съемки, сделать снимок с выгодного ракурса, моментально, еще в процессе съемки, успеть поработать над композицией кадра, мысленно прокрутить в свой голове сюжет и многое другое. Всё это приходит с опытом, с навыком. Для того, чтобы этот навык в себе выработать, фотограф должен очень много работать. И этот труд будет вознагражден. Вы научитесь снимать как бы не думая, на интуитивном уровне.

Непосвященному или новичку в фотографии может показаться, что фоторепортаж и жанровая фотография очень похожи друг на друга по своей сути. Но это расхожее заблуждение.

Основное, что отличает жанровый снимок от репортажного - это то, что человек показан на нем крупным планом. Крупным планом не в композиционном смысле, не лицо в полный кадр, а в его смысловом значении. Человек должен быть показан во всех своих переживаниях, эмоциях, настроении. На жанровой фотографии человек должен быть как бы выхвачен взглядом фотографа, щелчком фотокамеры, из общего потока происходящих событий современной будничной жизни. Человек со всеми своими сложностями, со своим внутренним миром - вот что главное в жанровой фотографии. Вот что важно научиться передавать зрителю.

Еще один признак, отличительная черта жанра в фотографии - это теплота интонаций, некая лиричность, мягкость, проникновенность. Хорошая, мастерски сделанная жанровая фотография - это, можно сказать, целый спектакль со своей драматургией. Зритель должен ощущать, как бы видеть то, что было до того, как фотограф нажал на спусковую кнопку фотоаппарата. И что будет через минуту, через час и даже на следующий день…

Жанровый портрет | Расскажи мне о себе lana_1909 пишет в 22 апреля, 2015

Как и многие другие, понятие «жанровый портрет» пришло в фотографию из живописи. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. Перенеся это понятие в фотографию, можно сказать, что жанровый портрет - это изображение человека в естественных ему условиях жизни. Дома, на работе, на отдыхе и т.д.

Вроде бы все понятно, ясно и просто. Тут даже специальных студий со всякими навороченными осветительными приборами не надо. Что может быть проще? Но во время подготовки данного материала я поняла, что, наверное, ни один из жанров фотографии не вызывает столько споров, как жанровый портрет. Некоторые специалисты вообще отвергают существование данного жанра, утверждая, что портрет он и есть портрет, без всяких делений на виды. Ну, разве что на женский, мужской и детский.


Evgeniy Platonov



Richard Wood


Таймас Нуртаев

Но главным объектом споров выступает вопрос о репортажной съемке. Ведь случайная съемка человека на улице, в кафе и т.д. тоже является портретом в естественных условиях жизни. Можно ли такую репортажную фотографию, снятую случайно, без ведомо героя, считать жанровым портретом? В принципе, конечно, можно.


Jonathan Hobin


Massimiliano Sticca


Арсений Семёнов

Но все-таки большинство фотографов склоняется к тому, что жанровый портрет - это постановочный портрет. Создание жанрового портрета требует некоторого режиссерского руководства, игры актеров, создания специального антуража. Готовая фотография в результате уже выступает как бы кадром из фильма, с собственной историей, сюжетом и предполагаемым продолжением. Глядя на такую фотографию, зритель самостоятельно может придумать историю о герое, его жизни, характере, увлечениях и даже мечтах.


Amy Dunn


Juliya Plashihina


KIRSTY MITCHELL


Елена Воеводина

А сейчас давайте рассмотрим составляющие части жанрового портрета.

1. Персонаж. Именно он и является главным объектом вашей фотографии. Необходимо выявить его главные черты, показать характер, настроение.


Anthony Kurtz


Brian McCarty


Kenny Teo



Michael Ray


Oleg Oprisco

При съемке жанрового портрета нужно учитывать все правила фотографии - подобрать наиболее удачный ракурс, следить за расположением теней на лице, продумать позу человека.

2. Атрибуты. Они, несомненно, украсят фотографию. Атрибуты можно использовать разные - от самых простых, обиходных, до экзотических и невероятных.


Gene Smirnov


Jeff Wojtaszek



Tim Walker

Но к их выбору следует подходить осторожно. Главное, чтобы они соответствовали моменту, гармонично вписывались в «историю» вашего портрета, не выглядели лишними и ненужными. Используемые атрибуты - это часть вашей "истории".

3. Место съемки. Именно та окружающая среда, которая должна рассказать о вашем герое.

24.02.2016

Жанровый портрет - это разновидность обычного фотопортрета, в котором основной упор делается не на самого человека, а на его действия и позы,а все остальное отодвигается на второй план.

Жанровый портрет напоминает кино. Тут человек гармонично вписывается в ситуацию или окружение, имеет свою историю. В жанровом портрете много внимания уделяется идее и сюжету, декорациям и обстановке, и это отличает жанровый портрет от портрета как такового.

Это съемка в обычной естественной обстановке. Главную роль играет настроение фотографа и то, что он хочет запечатлеть на снимке.

В жанровом потрете обязательно есть человек, изображенный в привычных для него обстоятельствах и условиях.

Окружающая обстановка помогает лучше передать не только индивидуальные черты, но и особенности характера, настроение и эмоции, социальную среду и быт (чаще всего это передается за счет декораций и антуража). Фотографируемый человек всегда гармонично вписан в какую-то ситуацию, и зрители видят фотографию с историей, оставшейся за пределами кадра.

В качестве удачных примеров можно привести портрет кузнеца в кузнице, который сделан в момент работы, когда он выковывает новый меч. Или же можно вспомнить стенгазеты с передовиками производства, которые были популярны в Советском Союзе. Люди на этих фотографиях были увлечены рабочим процессом, они выглядят характерно, а все эмоции и настроения отражены в их позах, мимике.

Фотограф: Макс Дарт

Зачастую профессия оставляет в образе человека настолько явный отпечаток, что невозможно за ним рассмотреть бытовую или социальную среду, в которой этот человек живет. Люди на таких фотографиях обычно смотрятся честными и открытыми.

Жанровый портрет нужно рассматривать не только как часть фотоискусства, но и как создание бытовых картин и настоящих жизненных эпизодов. Это новый и интересный взгляд и на жизнь человека, и на его поведение, и на его характер.

Можно выделить два направления. Первое из них показывает простоту и спокойствие, умиротворение и тишину. Второе направление, наоборот, полна эмоциями, движением, страстью и активностью.

Спокойное состояние отражается очень легко в портрете, а вот стремительное движение передать крайне сложно, поэтому и название - «жанровый портрет» - достаточно условно.

Создавая такую фотографию нужно быть и фотографом, и режиссером. Мы имеем дело с постановочной съемкой, которая призвана отразить правдивость сюжета максимально точно.

Жанровый портрет довольно сложный вид фотоискусства. На снимке фотограф изображает действительность, замеченная в жизни, а не выдуманная. Эпизоды, которые подходят для этого жанра, возникают не часто и нужно быть всегда готовым к съемке. Важно не помешать естественному ходу событий и фотографировать «скрытой камерой». Лучше будет заранее договориться с человеком и выбрать наиболее удачное место для съемки.

Такой портрет можно сделать в любом месте. Это может быть и обсуждение важных вопросов, и домашние разговоры за ужином, и какой-то момент на производстве, и ситуация в парке или улице города. Важно быть готовым в любой момент поймать удачный кадр.

Фотограф: Yuri Pritisk

Повторить мгновение не удастся. И часто наиболее удачные кадры получаются самым случайным образом, когда фотограф еле-еле успел щелкнуть затвором фотоаппарата.

Отразить можно разные эмоции: трагические, юмористические, радость, печаль, тоску, удивление, испуг, волнение или вдохновение. Эмоция может быть в виде кокетства или грусти, злости или наглости, быть обычной улыбкой или слезами. Фотографу важно передать наиболее полное проявление человека в конкретно взятой ситуации.

Конечно, на фотографии будут как незамеченные детали, так и хорошо видимые. Это естественно, поскольку у фотографа не хватит времени и не будет возможности расставить все так, как удобно и нужно. Мы делаем упор не только и не столько на правильность обстановки и ее гармоничность, сколько на кульминационный момент в эмоциях и чувствах. Бывает и такое, что фотографу становится все равно, что попадет в кадр помимо человека.

Жанровый портрет интересен тем, что имеет не так много деталей, которые, однако, максимально раскрывают правдивость жизненных ситуаций.

Интересные публикации на сайте

30.08.2016

Портрет (фотопортрет) - один из самых распространенных и самых сложных жанров современного фотоискусства, пришедший из живописи и позаимствовавший множество ее художественных приемов. Фотография-портрет должна передавать не только черты лица человека, но настроение, эмоции, внутренний мир и окружающую среду одновременно, заглянуть не только в прошлое и будущее, но и остаться в настоящем.

Хороший художник-фотограф должен быть немного психологом и уметь подмечать и отражать на одном единственном кадре типичные черты характера человека, детали не только физические, но и духовные. И в этом состоит основная сложность.

Ограничение во времени съемки портрета

Раньше, когда фотография как вид искусства только зарождалась, фотографы работали с длинными экспозициями, и люди должны были сидеть неподвижно перед камерой довольно долгое время.

Благодаря этому снимок получался «глубже» - отображались черты характера, но терялось ощущение мимолетности момента, легкости. Сегодня с развитием технологий кадры получаются за мгновения, и на них необходимо совместить и «сиюсекундный» момент жизни, и наиболее типичные черты, которые позволяют узнать данного конкретного человека.

В отличие от живописного художника, который имеет много времени для знакомства с моделью, чей портрет он пишет, фотограф крайне ограничен в сроках. За более короткий период времени фотограф должен увидеть не только психологический образ человека, его внешние и внутренние особенности, найти наиболее характерные позы для портрета и выражения, но и составить композицию из света, теней, фона и окружения, подчеркивая индивидуальность и уникальность момента.

Особенности и разновидности фотопортрета

Центром любого портрета является человек, а все другие объекты и предметы имеют лишь второстепенное значение, помогающее восприятию и пониманию главного героя.

Не важно, в какой обстановке сфотографирован человек: в бытовой (студийный или художественный портрет), вовремя каких-либо событий, соревнований (репортажный). Главное остается главным - отражение индивидуальности героя снимка, неповторимых черт человека, его характера. Все события, обстановка, окружающая среда лишь дополняют представления и ощущения зрителей.

Студийный портрет в современном фотоискусстве занимает примерно половину жанра. Вторая половина отдана репортажному портрету, хорошо зарекомендовавшему себя в различных статьях, очерках, репортажах и журналистике. Основное различие состоит в том, что у фотографа в студии есть больше возможностей преобразить внешность человека, а при репортажной съемке важно умение запечатлеть момент, наиболее полно отображающий происходящее в эмоциях.

Фотограф: Дмитрий Агеев

Для создания наиболее точного портрета, фотограф часто использует такие художественные приемы, как создание фона, игру света и тени, определенное расположение фотоаппарата и технические параметры съемки: резкость и прочие настройки, оптику, а также положение человека и его позу.

Интересные публикации на сайте

Просмотров