Профессиональное самоопределение: помощь в профориентации. Профилактическая работа психолога в школе Психологическая помощь профориентация

На портале Psy.Firmika.ru собраны службы психологической помощи, предлагающие услуги профориентации в Москве и области. В удобных для сравнения таблицах представлены цены на услугу - можно сравнить предложения компаний и подобрать оптимальный по стоимости вариант. Отдельного внимания заслуживают отзывы о психологах, оставленные реальными клиентами компаний.

Как проходит профориентация учащихся и взрослых?

Беседы по профориентации призваны для того, чтобы определить наиболее подходящий для человека род занятий. Обычно такие консультации проводятся со школьниками, однако и взрослые люди могут обратиться к психологу за помощью. Профессиональная профориентация начинается с объяснения типов профессии. Если для взрослых этот вопрос еще более понятен, то к детям нужен индивидуальный подход и тщательное разъяснение видов деятельности. В зависимости от возраста клиента могут быть использованы разные методики:

  • Профориентация для учеников 6, 7 или 8 класса, а также классов старше, зачастую включает викторину с отгадыванием профессий, когда дети уже ознакомлены с типами деятельности. Это помогает пройти профориентацию наиболее успешно и найти подходящую отрасль для конкретного ребенка.
  • Занятия по профориентации для подростков основаны на том, что ребенком получены основные знания о видах профессиональной деятельности. В этом возрасте ребенок уже превращается во взрослого человека, у него появляются свои предпочтения и цели.
  • Профориентация подростков должна начинаться с постановки целей, чего хочет добиться ребенок. Необходимо помочь ему добиться желаемого.

В ходе работы психолог освещает ряд вопросов: Как достичь цели? Что человек делает сейчас для этого? Сколько потребуется времени для достижения результатов? Стоит ли потраченное время поставленных целей? Занятия по профориентации должны проводиться в комфортной и доверительной обстановке. Специалист начинает консультацию с изучения личности клиента, его истории, предпочтений. Нередко занятия превращаются в интересный творческий процесс – моделирование ситуаций, рисование, лепка.

Когда стоит пройти профориентацию?

Тестирование и беседы по профориентации рекомендуется всем детям и подросткам еще до сдачи экзаменов для поступления. Заранее определившись с видом деятельности, можно продуктивно подойти к подготовке к ЕГЭ. Что касается взрослых людей, то консультация необходима в следующих случаях:

  • Профессия не приносит эмоционального и духовного удовлетворения, возникает чувство ненужности.
  • Достижения науки в сфере деятельности человека не вызывают никакого интереса, чтение профильной литературы становится неинтересным.
  • Каждый выход на работу приносит негативные эмоции, раздражение и уныние преследуют в течение всего рабочего дня.

По результатам беседы со специалистом вырисовывается единственно-верное решение: сменить профессию или просто уйти в другую компанию. Когда речь встает об изменении рода деятельности, то общение с психологом позволяет сузить круг выбора до 2-3 профессий.

Подготовка к консультации

Перед обращением к психологу важно четко сформулировать проблему, чтобы суметь донести ее суть до специалиста. Отталкиваясь от целей клиента, можно будет составить план общения с выбором соответствующих методик работы.

Выбирая специалиста, рекомендуется проверить наличие сертификата и лицензии на деятельность. Изучение отзывов поможет определиться с психологическим центром и специалистом. Следует созвониться с психологом, договориться о времени сеанса. В ходе беседы можно сформировать представление о специалисте, а также получить от него рекомендации по прохождению предварительных тестов и анкетирования.

Профориентация – это помощь человеку в выборе профессии и в поиске личностного смысла в выполняемой деятельности. С работой связана огромная часть жизни каждого человека, поэтому невозможно переоценить важность и значимость для человека этого выбора. Кроме того, профессиональная жизнь предоставляет человеку наиболее полно выявить и реализовать весь свой потенциал, все свои способности и возможности, что является высшей потребностью человека.

Выбор профессии – желанный или вынужденный, обдуманный или поверхностный – важный, поворотный этап в жизни каждого человека.

Осознанный и обдуманный подход к выбору профессии позволяет человеку создать наилучшую профессиональную историю, возможную для него.

В каких ситуациях люди чаще всего обращаются к психологу за помощью в выборе профессии?

  • за подтверждением правильности своего выбора;
  • из-за отсутствия явных интересов и способностей, которые помогли бы в выборе профессии;
  • трудности выбора одной профессии из-за многообразия интересов и способностей подростка;
  • трудности выбора из-за расхождения интересов и способностей;
  • расхождение мнения о профессиональном выборе между подростком и родителями.

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • распространенные предрассудки, основанные на представлении некоторых важных профессиях как непрестижных и неприличных;
  • выбор профессии под влиянием родителей, друзей, учителей;
  • слабое представление об основном содержании профессиональной деятельности, увлечение только внешней, «красивой» стороной профессии (например, профессии актера, журналиста, топ-модели);
  • отождествление учебного предмета с профессией, или перенос отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию;
  • излишняя самоуверенность или, наоборот, недооценка своих способностей и возможностей.

Воспользовавшись этой услугой психолога , Вы сможете избежать типичных ошибок, а также:

  • понять, какая профессия лучше всего подходит человеку;
  • выявить слабые и сильные стороны своей личности;
  • увидеть реальный сценарий своей будущей профессиональной жизни;
  • принять самостоятельное решение, взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Выбор профессии – право каждого человека, и никто не может это право отобрать. В трудной ситуации выбора психолог способен оказать необходимую помощь и поддержку, но решение – за подростком. Психолог будет стимулировать его принять осознанное, ответственное, но самостоятельное решение относительно профессионального выбора.

Оптант – человек, находящийся на этапе выбора профессии. Я работаю с подростками от 12 до 18 лет.

Этапы профориентации:

    Первичная консультация (50 минут). Индивидуальная беседа с оптантом, выявление интересов, мотивов выбора профессии, профессиональных предпочтений.

    Диагностика профессионального самоопределения оптанта: исследование личности оптанта и его профессиональных предпочтений.

    Заключительная консультация (50 минут). Заключительная беседа, предоставление результатов исследования личности оптанта, рекомендации о выборе профессии и предпочтительного вида деятельности. После этого этапа оптант на основе знаний о себе и своих возможностях может сделать свой собственный, осознанный и объективно обоснованный выбор.

Цель профориентации – помочь человеку реализовать себя полностью в профессиональной деятельности, максимально раскрыть все свои возможности и потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1 . Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. Д

Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то п ереиграть или начать заново.


На услугу профориентации в центре SELF проводится акция . Получите консультации со скидкой 1000 руб.

Выбор карьеры – это вопрос, который может встать перед нами и в 17, и в 30, и в 40 лет. Сделав выбор однажды, даже успешные люди время от времени думают о правильности своего пути. Ведь возможности мира безграничны, и периодически возникает мысль – а может быть, мой талант лежит совсем в другой сфере?

Консультация психолога поможет Вам понять, какая профессия больше всего соответствует Вашему характеру, темпераменту и другим личностным особенностям. Вы сможете осознать свои сильные и слабые стороны, глубоко узнать себя. Это поможет Вам не только в профессиональной ориентации, но и в самоопределении в целом.

Как происходит работа с психологом?

Для выявления личностных особенностей и склонностей проводятся тесты. В соответствии с ними даются рекомендации по профессии. Но основную роль играет живое общение с психологом. В ходе него могут моделироваться различные ситуации, типичные для той или иной профессиональной деятельности. Так раскрываются разные стороны личности, которые иначе могут остаться незамеченными.

В поиске профессионального пути бывают сложные ситуации. Например, человек оказывается на перекрестке и не знает, по какой из дорог идти дальше. Иногда два направления привлекают настолько, что хочется разорваться. Или, наоборот, вообще ничто не вызывает интереса, хочется все бросить и ничего не делать.

В таких случаях может проводится психологическая диагностика , выявляющая потенциал человека и особенности его характера. Понимание своего «Я» позволяет делать осознанный выбор во всех сферах жизни – и профессиональной, и личной.

Просмотров