Ребенок не пересказывает. Умеет ли Ваш ребенок пересказывать? Способы научить в младших и средних классах

Пересказ — один из ключевых показателей, демонстрирующий, насколько хорошо малыш владеет речью, умеет анализировать текст и формулировать мысли. На пересказывании построена значительная часть предметов школьной программы, и ребенок столкнется с такой особенностью сразу, как только пойдет в первый класс.

Этот навык — не прихоть, а умение, позволяющее школьнику повысить успеваемость. Помогая малышу, заботливые родители с раннего детства уделяют внимание такому вопросу, как научить ребенка пересказывать текст.

Умение пересказывать услышанное или прочитанное не появляется само собой, его нужно развивать. Необходимо пополнять словарный запас.

Скудная речь не способствует богатому воображению. Речь малыша с маленьким багажом слов будет обрывочной и несвязной.

Трудно пересказать суть интересного события, оперируя десятком слов. Какие способы могут использовать родители?

  1. Лучшим словарным источником для ребенка является речь взрослых , ведь большая часть его развития основана на подражании. Чтобы обогащать словарный запас малыша, нужно ввести в привычку изъясняться развернутыми предложениями. Например, вместо короткого «подай чашку», можно попросить ребенка: «Пожалуйста, подай мне вот ту, голубую чашку с золотистой каемочкой, которая стоит возле чайника». Занимаясь с малышом аппликацией, родители могут говорить, указывая жестами: «Солнышко приклей сюда. Теперь сюда приклей травку, а домик приклей тут же». Вряд ли подобное обучение поспособствует развитию словарного запаса. Положительный результат можно получить, если говорить иначе: «Так как солнышко живет на небе, давай приклеим его вверху листа. Трава у нас растет внизу, на земле…»
  2. Замечательным средством, пополняющим словарный багаж, является чтение . Улучшить речь малыша можно, читая ему книги с богатой речью, сложно-подчиненными предложениями, сравнительными оборотами и прилагательными. Хорошей тренировкой для ума станет классика: произведения Пушкина, Бианки, сказки братьев Гримм, а также рассказы Толстого, Пришвина, Носова. Нравятся детям стихи Сергея Михалкова, например, любимый многими «Дядя Степа». Список замечательных, богатых лексикой произведений для детей, можно продолжать на свое усмотрение.
  3. Отличный обучающий прием для развития логического мышления — это вопросы . Способов, как научить ребенка пересказывать с помощью вопросов, много. Прочитав книгу, можно спросить малыша о том, как зовут главного героя? Как он выглядит, какие качества проявляет? Чему могут научить его действия? Если ребенок затрудняется, взрослый должен помочь и показать, как можно пересказать прочитанное. Одеваясь на прогулку, можно спросить: «Куда мы с тобой пойдем? Какие игрушки мы с собой возьмем?» Важно задавать такие вопросы, на которые малыш не мог бы ответить односложное «да» или «нет».
  4. Гуляя на прогулке или лежа в кровати перед сном, можно предложить ребенку вспомнить и пересказать какой-либо сюжет . Это может быть история, произошедшая днем, просмотренный мультфильм или прочитанная книга. Хорошо бы устроить игру — «пересказ по очереди». Взрослый первым начинает рассказ, но потом делает вид, что забыл, и просит малыша продолжить текст.

Слишком рано или слишком поздно?

Слишком рано не бывает. Вышеприведенные советы нужно применять с раннего возраста. Когда ребенок пойдет в первый класс, нагрузка увеличится.

Младшим школьникам приходится осваивать большие объемы информации. Если ребенок не умеет запоминать, анализировать и пересказывать, ему будет сложно. Второй класс потребует от него еще больше навыков. Школьная программа с каждым годом становится сложнее.

Понятно, что лучше заниматься развитием малыша сразу, не пуская все на самотек. Если, по каким-то причинам, родители опоздали и не смогли до школы научить малыша связно пересказывать тексты, то в первые школьные годы еще можно успеть все исправить. Обучение потребует больше сил и внимания, а также хорошей организации времени и целенаправленных занятий. В противном случае ребенок безнадежно отстанет от школьной программы, и будет слишком поздно что-либо предпринимать.

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст. Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом. От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Правильный подбор текста для пересказа

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведени я. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

Это интересно. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются ученики в начальной школе – недостаточный навык пересказа текста. Не стоит надеяться на «естественное» разрешение проблемы, поскольку это существенно тормозит учебный процесс. Ребенок, не умеющий излагать смысл услышанного текста, может выпасть из «общего ритма» и перейти в разряд отстающих. Это весьма тревожный симптом, который может сформировать стойкое неприятие школы и дальнейшие проблемы во взрослой жизни. Сегодня мы поговорим о том, как избежать таких печальных последствий, и гармонично овладеть алгоритмом пересказа. Данный навык помогает в усвоении учебной программы по всем предметам, не только из гуманитарного блока, поэтому занятия с ребенком окупятся значительным ростом успеваемости.

Что же такое пересказ, и зачем он нужен в педагогике? Под этим термином в учебной программе начальной школы принято понимать способность ученика изложить основную мысль прочитанного текста с помощью произвольных (своих) слов. Нередко это связано с кратким анализом поведения главных героев, прогнозом дальнейшего развития событий и прочими сюжетными моментами. Большинство малышей, приходящих в первый класс, уже умеют на интуитивном уровне уловить и изложить главные аспекты услышанного текста, поскольку слышали множество сказок от родителей и бабушек-дедушек. От этой ситуации отталкиваются и учителя, дающие материал в такой форме, будто данным навыком обладает весь класс. Но, к сожалению, некоторые ученики лишены способности формулировать, или вовсе не имеют опыта простейшего анализа, плюс к тому индивидуальные особенности детской психики вроде гиперактивности и т.п.

Какие образовательные и мыслительные навыки дает пересказ текста:

  • развитие самостоятельного мышления;
  • увеличение словарного запаса;
  • инструментарий для анализа ситуаций и поступков людей;
  • тренировка памяти и концентрации;
  • способность находить причинно-следственную связь в сложных социальных явлениях.

Почему дети не умеют пересказывать текст?

У родителей бытует мнение, что неумение изложить прочитанную историю связано с недостаточной концентрацией на прочитанном. То есть, ребенок номинально читает, даже зачастую прилежно и усидчиво, но если текст ему неинтересен, то он просто не вникает в его смысл. Отчасти это справедливое наблюдение, однако, педагоги и детские психологи связывают недостаточный навык пересказа прежде всего с «недосформировавшейся» речью. В бытовом смысле ребенок хорошо социализирован, ориентируется и свободно общается в семье, но его словарный запас крайне ограничен. Ярким симптомом такой проблемы является активная жестикуляция при разговоре, если попросить малыша объяснить причины того или иного поступка. Ему не хватает лексики для выражения эмоций и сложных причин, именно это он и заменяет жестами и мимикой, тогда как простые объяснения он может дать без особого труда.

Ограниченный словарный запас связан с определенной закрытостью внутри семьи, когда малыш большинство разговоров проводит с родными людьми, соседями или гостями. Нехватка естественного общения с друзьями своего возраста в дошкольный период как бы «консервирует» неразвитость речи. Родные люди и так поймут малыша, а надобности что-то доказывать или убеждать в своей правоте, попросту нет.

Вторая по значимости причина затруднений с пересказом текста, даже просто услышанного, заключается в неумении читать. Современные дети с малых лет «юзают» интернет, играют, смотрят ролики и так далее, в этом они часто превосходят родителей. Однако собственно чтения как практики, когда малыш увлекся историей и прочитал ее целиком, пусть медленно и с трудом, катастрофически не хватает. Недостаток печатного слова значительно обедняет «стартовый» словарный запас, затрудняет понимание информации, которая выходит за бытовые и семейно-социальные рамки.

И лишь на третьем по значимости месте стоит проблема детской расконцентрации. Она тоже оказывает мощное негативное воздействие, но в подавляющем большинстве случаев в комплексе с остальными двумя проблемами. Значит, и решать их нужно системно, уделяя должное внимание каждому аспекту, чтобы развитие «пересказывательных способностей» было гармоничным. К слову, в российской образовательной системе есть строгие стандарты, согласно которым ученик 1-3 классов должен связно пересказывать минимум 50% смысла текста, а пятиклашка уже все 100%.

Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Педагоги и психологи, занимающиеся данной проблемой в контексте когнитивных способностей и становления личности, отмечают одну важную закономерность. Проблемы с пересказом встречаются весьма редко у тех малышей, с которыми много говорят родители, причем, буквально с рождения. Такие дети и говорить начинают несколько раньше, и скорость пополнения личного словаря у них выше. Эта закономерность не является таким уж «прорывным» открытием – наши предки тоже интуитивно понимали, что к чему, и пели детям колыбельные, «тетешкали» и баюкали несложными сказочками. Простые сюжеты легко усваиваются малышом, он может в них «вживаться» и запоминать.

Если все это было ребенком в той или иной степени недополучено, то проблема с пересказом в школе буквально запрограммирована. Но отчаиваться не стоит, можно это скорректировать с помощью совместного чтения и заучивания заданных стихотворений с родителями. Побуждать малыша самостоятельно читать – пусть это будут формально несложные произведения с обилием картинок и простым сюжетом. Если «начинающий школьник» имеет проблемы с концентрацией, а у современных детей это обычное явление, лучше пусть эти истории будут короткими и захватывающими. Чтение познавательной и полезной энциклопедии может быть объективно в тягость в этом возрасте.

В советской педагогике была принята методика с пересказом по картинке, зачастую с додумыванием и фантазиями. В современных коррекционных центрах этот прием усовершенствуют путем группового общения, интерактивных технологий и т.п. В домашних условиях же вполне можно обойтись книжкой или обычным планшетом. Пусть малыш пересказывает все что видит, прогнозирует развитие событий, описывает причины поступков героев и т.п. Чем старше ребенок, тем, естественно, сложней должны быть иллюстрации и фабула, а начиная с 2-3 класса можно вместе разбирать комиксы – это действительно захватывает.


Когда малыш переходит из младшей школы к основной программе, проблема с изложением смысла становится более «выпуклой» и решение ее нельзя откладывать ни в коем случае. Ученика 3-4-5 классов можно попросить посмотреть на ситуацию, описанную в произведении, с другого ракурса, нежели задумывал автор. Пусть он перескажет сюжет от имени главного (а может и второстепенного) героя – что он чувствовал, как изменился после ситуации, какие совершил ошибки и сделал выводы. Данное упражнение психологи относят к разряду «прорывных», то есть малыш, освоивший методику смены ракурса в пересказе, буквально совершает смысловой скачок и нагоняет сверстников.

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст в школе?

У некоторых деток не получается столь же свободно и естественно выражать свои мысли в стрессовых условиях учебного класса. Это вполне нормальная ситуация и с ней можно работать. Лучшим выходом будет моделирование учебы дома – пусть перескажет содержание теста по тому же четкому плану, что требует учитель. Кроме тренировки навыка это учит более структурировано подходить к информации, что весьма облегчит жизнь в старших классах. Из прочих методик можно отметить ведение читательского дневника (можно и на гаджете), где ребенку нужно дать свободу высказываться о поступках литературных героев, записывать детали сюжета и просто вести список прочитанных книг. Если все вышеперечисленные меры улучшения навыка пересказа не принесли зримых улучшений, то следует, не откладывая проблему до последнего, обратиться к школьному или районному детскому психологу.

Лариса Кравченко
Как научить ребенка пересказывать и составлять связный рассказ

КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПЕРЕССКАЗЫВАТЬ , СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ , И РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У ВАШЕГО РЕБЕНКА .

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Если задуматься, как мы общаемся друг с другом, то с грустью можно отметить, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, тарелку. Пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, что бы развить связанную речь у ребенка , нужно раскрасить свою речь образными словосочетаниями, используя все многообразие русского языка. Начните следить за своей речью,основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Возможно это будет сложно : «Подай, пожалуйста, красную тарелку с белой каемкой, стоящую на нижней полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок , согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет» .

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка , важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы . Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба") . При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Если у ребенка нет опыта пересказа , можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать , начав предложение, замолкает, предлагая ребенку , закончить фразу. "Жили-были дед и. " - "Баба" - "Была у них. " - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам : "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?. "

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью .

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку , попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу : «Перескажи услышанное , прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку , а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке , как составить рассказ описание .

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту» .

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода , помните о следующих моментах :

1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке » будет вполне достаточно.

2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления) . Например, описывая кошку, расскажите , как она выглядит (окрас, шерсть) . Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки . Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том , зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит ?

3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки . Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку . Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина) . Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол : как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов . Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию : девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т. п. Пусть ребенок подумает , что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ , а затем предложить ребенку придумать рассказ самому . И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании . Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ .

Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить , как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача : "Расскажи , что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец : "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать ". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию , обучение которому начинается уже после 5 лет.

Ребенок начинает все более ярко и образно рассказывать о событиях , случившихся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, малыш легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей , не ждите от него подробного пересказа : «Кто был, что ели, кто что подарил» . В ответ вы услышите : «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти» . Для ребенка важны игрушки , а не «сколько сортов колбасы было на столе» . Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал» , не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу : «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне , пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ .

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка . Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг , где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе , о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка . Если мал, то и вопросы самые простые : «О чем рассказывается в сказке ? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые : «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку , неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку ?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком . Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку .

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается , и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет , тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то , что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать . Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку . Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте , «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа .

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. «Поводырь» . На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает , что их окружает.

2. «Описание объекта.» Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет , задавайте ему самые разнообразные вопросы : "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить : "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи .

3. «За кем последнее слово» По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4 «Ищем детали» . Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. "

5. «Описываем свойства предметов.» Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка : "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или : "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов : что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

6. «Придумываем историю.» Мама начинает рассказывать историю , когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. «Что может быть?» Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное» . Что может быть черным? Ребенок перечисляет : земля, дерево, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой.

8. «Стань писателем.» Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ . Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор : лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется : мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. «Найти повтор.» Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу» .

10. «Игра в антонимы, в слова противоположные по значению» Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький» .

11. «Игра в синонимы» Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово» . Цель : подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание :

Оля проснулась и. (стала умываться) .

Коля оделся и. (побежал гулять) .

Он замерз и. (пошел домой) .

Стали они играть. (с зайчиком) .

Зайчик испугался и. (побежал, спрятался)

Девочка обиделась и. (ушла, заплакала) .

13. «Что увидел?» Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. «Бюро путешествий.» Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. «Всегда под рукой.» Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы : одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. «Логическая цепочка.» Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ . Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются , и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка , чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том , что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном , а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать ? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз . Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать , без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже , что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика !

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст. Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом. От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Правильный подбор текста для пересказа

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведени я. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

Это интересно. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

Просмотров