Сценарий «Посиделки в русской избе. Сценарий развлечения "Веселые посиделки" план-конспект занятия (старшая группа) на тему Народные посиделки написать анонс в садике

Цель : Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

· Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

· Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

· Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Сибирские посиделки»

Цель : Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

  • Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

  • Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Звучит веселая музыка. Вбегает скоморох.

Скоморох: Здравствуйте гости дорогие, званые! Расскажу вам сказочку простую, незатейливую! А вы слушайте, да запоминайте!

В некотором царстве,

Беловском государстве,

Стоит терем-теремок,

Детский садик «Огонек»!

Все добротно в нем, красиво,

Так уютно и так мило!

Ребятишек целый рой

Не хотят идти домой!

Девицы там службу служат,

Верой, правдой детям служат.

А еще и вяжут, шьют,

Словом – рукодельем занимаются!

Песни звонкие поют

И фольклором увлекаются!

Скоморох убегает. Гаснет свет. Звучит русская народная музыка. Входит хозяйка, зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Входит хозяин, садится на скамью и плетет корзину. Зажигается свет.

Хозяйка:

На завалинках, в светелках иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли, как в Сибири! Ах, как игры хороши!

Словом эти посиделки были праздником души!

Звучит русская народная музыка. Входят 2 девочки

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

1девочка: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим!

Хозяйка усаживает девочек на скамью. Девочки берут рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяин: Проходите красавицы! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

2 девочка : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сядут!

Хозяин провожает девочек на скамью, те достают рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяйка: Проходите гости дорогие! Гостю - почет, хозяину – честь.

3 девочка: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяин: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем.

Хозяйка: Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, кому пляски.

Все поют песню «На горе-то калина».

На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли!
Ну, кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали!
Ну, кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали!
Ну, кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
Ну, кому какое дело, бросали!

Хозяйка:

Уж в Сибири так идет, что талантливый народ,

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Хозяин: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься! Кто хочет показать свое умение?

Игра «Кто быстрее смотает клубок?»

После игры звучит русская народная музыка. Входят 4 мальчика.

1 мальчик:

Эй, девчата выходите, хороводы заводите!

2 . Ведь сибирский наш народ ловко пляшет и поет!

3. Парни здесь мастера, ловко правят все дела!

4 . Да и девушки под стать, им не станут уступать!

Хоровод « А мы просо сеяли»

Хозяйка:

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки, да творят посмешки

Ни короткие, ни длинные

А такие, что в самый раз, как от меня до вас!

Гости переговариваются небылицами

1 .Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

2 .На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

3 .Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота:
«Караул, деревня, мужики горят!
Бабы сарафаном заливать хотят».

4. Тимошка в лукошке поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.

5. Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

Мальчик:

Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.

Где веселый народ – тут и будет хоровод

Хоровод «Тетера»

(перепляс)

На правой руке парня лежит правая рука девушки. Левой рукой он обхватывает её талию, она держится за эту руку своей левой рукой. На первую фразу «ох, я!» парень кружит девку под своей правой рукой. На словах «я тетёрку нашла», когда девка обернулась лицом к парню, он левую руку подаёт девке слева от себя, она левую руку - парню слева от себя.
Дальше всё время на протяжении припева меняются партнёрами, хватаясь то правой, то левой рукой.
Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
Ох, я, я тетёрку пасла,
Ох я, на зелёном лугу,
Ох я, не поймала тетевину,
Ох я, только вырвала перину.
Ох я, уж я с этой тетевины
Ох я, уж я сделаю дуду,
Ох я, уж ты, дудка моя,
Ох я, веселушка моя
Ох я, весели-ка меня
Ох я, на чужой стороне
Ох я, у большой у семье.
Ох я, а семья - три сына,
Ох я, один коней пасёт,
Ох я, другой лапти плетёт,
Ох я, третий сидит на камушке,
Ох я, держит козу на вязушке,
Ох я!
На последней фразе «на чужой стороне» с новой партнёршей становятся в первую позицию и идут по кругу до припева.

Хозяйка:

Посмотрите-ка в окно

Скоморохов там полно!

В дудочки играют,

Народ созывают!

Звучит веселая музыка. Входит скоморох с медведем.

Скоморох : Здравствуйте народ честной! Зовут меня скоморох Тимошка - шуток полное лукошко!

А это мой дружок лохматый.

Ну-ка, мишка, топни лапой!

Я на балалайке буду играть,

А мой мишенька будет плясать!

Скоморох играет. Медведь пляшет. Все хлопают.

Скоморох:

Мишка, Мишка! Не ленись, добрым людям поклонись.

Продолжаем играть и друг друга забавлять.

Мишка, покажи, как малые дети плачут!

А как смеются? Как солдаты шагают?

Как мышки от кота убегают?

Как Дуняша пляшет и платочком машет?

А, теперь мишенька покажи, как девицы в лес по грибы да по ягоды ходят.

Медведь показывает.

Скоморох: Вижу себя вы узнали! А в такую игру вы играли?

Подвижная игра «У медведя во бору»

Скоморох: Славно мы повеселились, пора и честь знать. Пойдем мишенька дальше, по деревням, по городам. Себя показывать, да на людей смотреть!

Скоморох и медведь кланяются и уходят.

Хозяйка: Молодец, Михаил, добрым людям угодил! Доброго тебе пути, к нам ещё приходи!

Хозяин:

Как известно всем подружки-

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте

А девчатам помогайте!

СИБИРСКИЕ ЧАСТУШКИ «ЕЛОЧКИ – СОСЕНОЧКИ»

1. У елочки – сосеночки

Тоненькие веточки,

Мы сибирские девчонки,

Все мы как конфеточки

2. Девушки – белянушки,

Садитеся на санушки.

На моей каурушке,

Прокатимся по улушке.

3. Я хотела пофорсить,

Длину юбку поносить.

Мой Мишутка косолапый

Наступил на юбку лапой.

4. Как сибирские девчонки

Не умеют танцевать.

Все посидки, те же речи –

«Смолки дайте пожевать».

5. Хорошо гармонь играет,

Раздается тут и там.

Мы сибирские девчонки,

Хорошо живется нам.

6. Вот в Белово я живу

Песни про Сибирь пою

А приеду на Алтай,

Не забуду родной край.

7.Ах, седая ты тайга,

Чем к себе ты приковала?

Кедрами над кручею,

Да силою могучею.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать!

Девочка:

Ну что ж, говори свою скороговорку.

Нам ее повторить,

Что комара словить!

Бой скороговорок между гостями и хозяевами.

Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось. Есть у меня для вас сибирские игры.

Хороводная игра «ЗАИНЬКА» (выбор с поклоном)

Хоровод водят, взявшись за руки и высоко подняв над головой, образуют «окошки», в которые пытается выскочить «заинька». В той стороне хоровода, куда устремляется «зайка», резко опускают руки, мешая ему.

Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда зайке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Есть замки немецкие.

Попытки обычно безуспешны, хоровод останавливается, все хлопают в ладоши:

Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом,
Ну-ка, зайка, не ленись,
Кого любишь, поклонись.

Тот, кому кланяется «заинька», выходит в круг. Начинают сначала. Если же «зайка» выскочит в круг входят двое, кто выпустил.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу. Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Мальчик:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы б хотели вам сплясать!

Хоровод «Восьмера»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом.

Хозяин: Играми, да плясками сыт не будешь! Славится наш сибирский народ гостеприимством, да угощением знатным!

Хозяйка:

Чай горячий – наша сила, украшение стола.

С чая лихо не бывает!» - так в народе говорят!

Чай - здоровье, всякий знает

Пей, хоть 5 часов подряд!

Хозяин: Мы вас к чаю приглашаем

И заданье назначаем

Угадайте-ка, гости дорогие

С чем мы чай вам наливаем!

Игра «Определи на вкус»

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен травяной, ягодный чай.

Мальчик: Посидели, повеселились, пора и по домам!

Девочка: Спасибо хозяин и хозяюшка, за веселье и за угощенье!

Гости кланяются и уходят. Звучит русская колыбельная музыка. Хозяйка зажигает свечу. Гаснет свет.

Хозяйка: За окном вечер наступает,

На нас дрему напускает.

Хозяин: И то верно, посидели, повеселились, пора и на покой.

Хозяйка и хозяин дуют на свечу и уходят. Звучит веселая музыка. Входит скоморох.

Скоморох:

Вот и весь наш сказ! Мы порадовали вас?

Строго нас вы не судите,

И почаще на наш огонек заходите!

Скоморох кланяется и уходит.


Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, историю и культуру страны, как нам бы того хотелось.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребенка, не будучи сам патриотом.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, а всячески доносить это до людей, в первую очередь, начиная с ребенка. Знакомя с русскими народными сказками, играми, песнями, потешками, хороводами, загадками, усложняя и насыщая знания с возрастом.

Поэтому, работая над проектом по приобщению детей к русской культуре и традициям, я разработала сценарий развлечения «Посиделки».

Была проведена большая работа по постановке танца с ложками, разучивание пословиц и поговорок, разучивание оркестра на русских народных инструментах, частушек, привлечение родителей к пошиву русских народных костюмов, изучение русских народных игр и развлечений и т.д.


ПОСИДЕЛКИ

Ведущая 1:

Начинаем, начинаем!

Всех на праздник приглашаем!

И девчонок, и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!

Ведущая 2:

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Ведущая 1: Сегодня мы с вами поиграем, потанцуем, споем частушки и поводим хороводы!!!Вспомним как наши предки проводили свое свободное время без телевизоров, планшетов и телефонов.

Ведущая 2: а начнем мы с показа русских народных костюмов, которые сшили родители с детьми.

Звучит русская народная музыка, дети по очереди показывают свои костюмы.

Ведущая 2: А кто вам шил костюмы? Мамы!!!

«Мать – это живое начало мира и его бесконечность».

«Мать – символ жизни, святости, вечности, тепла и любви.»

В Русской семье было свойственно взаимоуважение, безусловное почитание женщины-матери. Материнство считалось главной целью женщины!!!

Церковные и светские правила требовали беречь и опекать мать. Моральный облик выросших детей определялся их заботой о матери. А пока дети были маленькие, мамы пели им колыбельные (звучит народная колыбельная, девочки качают кукол).

Ведущая 1: А сейчас дети прочитают стихи о матери (читают стихи).

Ведущая 2: На Руси собирались на посиделки в русской избе.

В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем русская изба.

Срублена она была из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе было зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/Дети по очереди говорят пословицы/

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём не тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

Ведущая 1: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про избу знаете!

Ведущая 2: но сидеть нам не годится!!!

Эй, нарядный народ

Покажи умение:

В танцах, да пенье.

Танец с ложками.

Ведущая 2: Мы сейчас смотрели пляски, а теперь пойдем играть!!! Игра плетень.

Ведущая 1: Берет матрешку в руки.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Частушки про матрешек.


Ведущая 2:

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Ждет вас новая игра –

«Золотые ворота»!

Русские ПОСИДЕЛКИ

С детьми и РОДИТЕЛЯМИ

Цель: 1.Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере посиделок.

2.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям

. Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр,

Действующие лица: ведущие – воспитатели; дети и родители 2 младшей группы.

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы

Хозяюшка. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.

Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяюшка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!

Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь.

Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.

Хозяйка. Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали. (повертелись)

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали.

(хлопаем)

Общий хоровод.

Хозяйка. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость» У каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?

Хозяюшка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим .(2-3 слайд)

Приглашаем вас в путешествие по русской избе

(презентация «Путешествие по русской избе» . ( СЛАЙД 4)

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит

СЛАЙД 5
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?

Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

Хозяюшка. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!

Игра «Переберём крупу» (фасоль, кукуруза, гречка).

Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.

Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.

Игра с погремушками

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите? Аль плясать вы не хотите? В круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь!

Танец

Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяюшка. Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Утки

Дети: В дудки!

Хозяюшка. Кошки

Дети: В ложки!

Хозяюшка. Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяюшка. Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяюшка. Кукушки

дети: В колотушки!

Хозяюшка. А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы! Играют, играют, Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про мамочку споём.

Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты..

Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Сценарий праздника «Веселые посиделки» в детском саду.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Хозяйка

· Домовой Кузя

· Медведь

· Машенька

Атрибуты:

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ: На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель – воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д..


/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Завалинка» выходит Хозяйка и дети /

Танец по показу

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём не тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Девочка: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием.

Песня «Русская изба»

/ музыка и слова /

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и поиграть.

Русская народная игра «Тетера»

Игра «Ленточки»

Хозяйка: Играть-то Вы – мастера, а плясать-то умеете.

Девочка: Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Танец по показу «Шел козел по лесу» с родителями

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?


Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Игра «Домовой»

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)

Кузя: У меня для Вас подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки решето)

Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенное решето.

Кузя: Моё решето – чистое волшебство, в нём песни, сказки, игры да пляски!

Хозяйка: Достань-ка нам, Кузя, еще какую-нибудь игру.

(Домовой сначала достает мешок, затем подушку)

Игра «Бег в мешках»

Хозяйка: А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Игра «Бой подушками»

Хозяйка: А какая там сказка? (заглядывает в решето и достаёт оттуда лисью рукавичку)

Да это ж лисья рукавичка! И что это значит, Кузя.

Кузя: А вот что. Решето, решето, свежим лыком обвито. Обвито-обвито, снегами умыто!

Хочу, чтоб сказка к нам явилась!

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит девочка в костюме лисы, в руках у неё корзина с рыбой./


Лиса: Ох, устала я, устала –

Возле реченьки гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!

Лиса: Как дела, зубастый?

Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса: Где был?

Волк: На рынке.

Лиса: Что купил?

Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок…

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки! Ну, а ты-то где бродила?

Лиса: Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила… (показывает корзину с рыбой)

Волк: Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за спину)

Лиса: Так поймай, я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке.

Хвост свой в прорубь опускай

И всё время повторяй:

Ловись, рыбка, большая и маленькая.

Волк: Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи.

Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.

/ Волк и Лиса уходят из зала /

Хозяйка: И, правда, Кузя, твоё решето волшебное. А что там у тебя ещё есть (заглядывает в решето и достаёт красивый платочек). А для чего этот платок? (ответы детей)

Хозяйка: Ну-ка, девочки, скорее выходите,

По платочку каждая возьмите,

Танец свой красивый покажите.

Танец «Красный сарафан»

Кузя: А я Вам хочу загадки загадать.

1) Чудо, чудо сошлось с кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)

2) Под крышей четыре ножки, под крышей – суп, да ложки. (Стол)

3) Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

4) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)

5) Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое? (Дым)

Хозяйка: Наши детки тоже знают много загадок!

Кузя: Загадывайте свои загадки! Ваши родители мне помогут их отгадать!

Кузя: Какие у вас родители молодцы! Спасибо вам!

Хозяйка: Кузя, что-то мы давно в твое волшебное решето не заглядывали.

Кузя: Сейчас посмотрим

Игра «Кто у нас хороший»

Игра «Барин»

Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в решете? (Кузя вытаскивает из решета щуку)

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме Емели. В руках вёдра /

Емеля: Эге-гей. Кто меня звал, вызывал?

Только по воду пошёл,

Прорубь я в реке нашёл

Стал я вёдра опускать,

Только слышу, что тихонько

Стал меня вдруг кто-то звать.

Испугался я, ребята,

Вёдра задрожали,

Ноги сами в путь пустились,

И вот я перед Вами.

Чудеса со мною всякие случаются,

Но такое первый раз со мною приключается.

Хозяйка: А вёдра-то зачем! Что же сними делать?

/ Выходят мальчик и девочка на середину зала /

Мальчик: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.


Танец «Ай чу-чу»

Кузя: Вот ложка в решете почему оказалась, не пойму. Кашу что ли будем есть?

Хозяюшка: А вы, ребята, догадались? (ответы детей)

Ведущая: Велика РОССИЯ наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идёт!

Ложкари играть начнут

Ноги сами в пляс пойдут!

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Ансамбль ложкарей

Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки. И Вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки

Хозяйка: Кузя, а в твоём решете ещё остались чудеса?(заглядывает в решето и достаёт пирожок)

Да это же пирожок!

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме медведя с коробом за спиной. /

Медведь: (подойдя к пеньку) Сяду на пенёк, съем пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: Ишь, какая глазастая. Высоко сидит – далеко глядит.

Медведь: Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: (подходит к хозяйке) Вам Машенька короб с пирожками прислала.

Хозяйка: Спасибо, Михайло Потапыч. Машеньке кланяйся от нас.

Хозяйка: Молодцы, задорно поиграли, удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину.

А мы к столу всех приглашаем

Пирогами угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет. А мы вас в гости будем ждать.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: организация веселого непринужденного общения детей; создание условий для хорошего настроения и комфорта детей, в которых каждый ребенок может проявить инициативу, самостоятельность, творческую импровизацию.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать представления детей о традициях и обычаях русской народной культуры, совершенствовать навыки во всех видах исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности.
  • продолжать знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, частушки, песни), с русскими народными музыкальными инструментами. Закрепить собирательный образ осенних праздников, обрядовые действия.
  • учить размещать композицию на всем листе бумаги коллективно.

Развивающая:

  • развивать песенные, танцевальные музыкально-игровые способности детей, умение создавать выразительные образы героев.
  • обогащать словарный запас, совершенствовать навыки выразительности речи, дикции.
  • развивать эстетическое восприятие.
  • способствовать развитию коммуникативных качеств воображения и творческих способностей детей.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к быту, традициям и обычаям наших предков, к устному народному творчеству, музыке, танцу, песне, чувство уважения к народной культуре.
  • обогатить словарный запас музыкальными терминами;
  • формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь выразительно и согласованно, передавать в пении характер песни; выполнять музыкально-ритмические движения слаженно, в такт звучанию музыки;
  • развивать чувство ритма, музыкальные и творческие способности посредством игры на детских музыкальных инструментах;
  • воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.
  • воспитывать интерес к родной природе.

Методические приемы: игровой, наглядный, практический, художественное слово. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие.

Оборудование и материал: мультимедийное оборудование, экран, видеоклипы с музыкальным материалом; слайды с фотографиями на тему «Осень»; ватман, сухие листочки, клей, кисточки; детские музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, барабаны, дудочки, деревянные ложки, трещотки, аккордеон; платочки, сарафаны и косоворотки; оформление зала панно «Осень золотая».

Предварительная работа : экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдения в природе, цикл бесед на тему осени и приобщения детей к истокам русской народной культуры, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных сказок.
Разучивание стихов, песен, частушек, танцев, хороводов.

Ход развлечения

Хозяйка:

Ой, вы, гости-господа
Долго ль ехали сюда?
По домам сидеть не худо,
А в светелке нашей чудо
Радостно мы все встречаем,
И Покров здесь отмечаем!
Собирайтесь, гости дорогие,
Старые да малые!
Весь люд честной
В наш дом большой,
С песнями да плясками,
С играми да сказками,
С русским квасом
Да с задорным переплясом.

Под музыку песни «Покров Богородицы» дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся в хоровод

1 ребенок:

Вот так чудо-чудеса…
Пожелтели все леса!
Время сказочных даров-
Будем праздновать Покров!

2 ребенок:

Осень землю покрывает
Пёстрым, праздничным ковром.
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом!

3 ребенок:

Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;
Там скирд виднеется: а там, через забор,
Кистями красными повиснула калина.

Хоровод “На горе-то калина”. (Дети садятся на места)

Хозяйка: А теперь мы посидим, друг на друга поглядим. Вот и наступил месяц октябрь. В октябре лист с дерева облетает – кружится, недаром и зовут его – месяц - листопадник, месяц - предзимник. Расскажите, дети, какие приметы осени вы знаете?

Ребенок: Октябрь пришел – Покров принес.

Ребенок: Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима.

Ребенок:

Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Первый травяной,
Лета жаркий зной.
А ковер второй –
Из листвы сухой.
Третий ковер – снег,
И он не навек.

Хозяйка: Есть еще такая примета: «Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.

Ребенок:

Платочки шелковые –
Желтые, красно-бордовые,
Кто с платочком пляшет,
Да на балалаечке играет,
Тому скучно не бывает.

Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо» «Подари березка».

Хозяйка: Бабушка седа-бела,
Осенью, зимой мила,
А как лето наступает –
Про бабушку забывают! (Печка)

Хозяйка: К празднику Покрову крестьяне топили печи, пекли блины и «запечатывали углы» своей избы, угощали домового – хранителя дома и очага, чтобы он был сыт и спокоен, и из дома тепло не выдувалось.

Исполняется песня «Мы давно блинов не ели» .

Хозяйка: Затопили печь, побаловали домового, можно и на лавке посидеть, да в окошко поглядеть. С Покрова дня во всей России начинались регулярные девичьи посиделки. Люди собирались в избе, пели, плясали, да не забывали трудиться: шить, вязать и вышивать, да топориком махать.

Ребенок:

Посиделки, вечеринки,
Звезды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Хозяйка:

Как говорят в народе: «Рукам работа – душе праздник»

1 ребенок: А еще говорили: «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится».

2 ребенок: Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

3 ребенок: Не бойся работы - пусть она тебя боится.

4 ребенок: Труд кормит, а лень портит.

5 ребенок: Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Хозяйка:

У кого там хмурый вид? –
Снова музыка звучит!
Эй, ребята, выходите,
Дружно песню заводите.

Песня «Пошла млада за водой».

1 ребенок:

Для Кадрили русской, старой
Надо лишь четыре пары.
Все хотим Кадриль плясать!
Как же быть? Сидеть, скучать?

2 ребенок:

Мы с тобой скучать не станем,
В круг веселый вместе встанем.
Мы кадриль по кругу спляшем,
Что умеем – все покажем!

Танец «Кадриль»

Хозяйка:

Подходи скорей сюда – будет представление.
На Покров – осенний праздник ждет нас всех веселие!

Инсценировка сказки «Репка»

Ведущая.

Дед и баба дружно жили
И вели свои дела –
Кур водили, хлеб растили,
Внучка радостью была.

Невеликое хозяйство,
Ну, а требует забот –
Жучка дворик охраняет,
Мурка мышек стережет.

Внучка.

Солнце жарко пригревает,
Распевать грачам не лень,
Огород дедусь копает,
Засевает целый день!

Внучка. Иду! Иду! (Убегает.)

Дед (качает головой).

Внучка снова у соседки,
Бабка стряпает в дому,
Сам посею нынче репку,
Не доверю никому!
(Поливает, поет.)

Ты расти, расти на диво
И соседям, и родне,
Наливайся так красива –
Будешь гостем на столе! (Уходит.)

Хозяйка.

Вот прошли весна и лето
Осень тихо настает,
По часам как будто репка
Все растет, растет, растет...
(Дед выходит, чешет в затылке, поражен.)

Ох, ты! Репка! Вот так диво!
Знать не зря я припевал –
Так огромна и красива,
До верхушки не достал!
(Поднимается на носочки, заглядывает вверх на листья репки.)

Как, однако, дотянуться?
Я стремянку принесу.
Ох! Упал! (Падает.) Должно споткнулся.
Лучше бабку позову.
Бабка! Бабка!

Бабка. Что ты, милый?

Дед . В огород иди пока!

Бабка . Вот так репка!

Нету силы,
Вместе тянем за бока!
(Тянут репку, поют.)

Дед и Бабка.

Тянем-тянем нашу репку,
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко,
Лучше внучку позовем.
(Зовут) Внучка! Внучка! Помоги нам!
В огород иди пока!
Внучка. Вот так репка!

Дед и бабка.

Нету силы,
Вместе тянем за бока!
(Тянут, поют) Тянем-тянем нашу репку,
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Лучше Жучку позовем.
(Зовут.) Жучка! Жучка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Жучка . Гав! Гав! Гав! Гав!



То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Кошку Мурку позовем.
(Зовут.) Мурка! Мурка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Мурка . Мяу! Мяу!

Нету силы. Ты своей не пожалей!
(Тянут, поют) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Что же? Мышку позовем?
(Зовут.) Мышка! Мышка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Мышка. Пи-пи-пи-и-и!

Ну, нету силы. Ты своей не пожалей
(Тянут, поют.) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем!
Ох! (Все падают друг на друга.)
(Говорят друг другу.)
Сидела очень крепко,
Вот теперь мы отдохнем!
(Водят хоровод вокруг репки и поют.)
Ну и репка, что за диво!
В огороде подросла
И огромна, и красива,
И, наверное, вкусна!

Пусть приходит холод, вьюга,
Не страшны нам холода,
Помогали мы друг другу,
Будет на зиму еда!

Хозяйка:

Вытащили дружно репку,
Что в земле сидела крепко.
А сейчас мы отдохнем,
С Дедом все играть пойдем.

Проводится игра «Дедушка»

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты, дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

Хозяйка:

Вот послушайте, ребятки,
Загадаю вам загадку.
И топчут ее, и режут ее, она не серчает, добром отвечает.
Конечно, же, земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон.
Эй! Народ удалой!
Песню заводите
Хоровод ведите!

Русский народный хоровод «Земелюшка - чернозем»

Хозяйка:

Вот и пели и плясали,
А стихи мы не читали?
Расскажите, дети, просим,
Про красавицу, про Осень.

Стихи об осени

Ребенок:

Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

Ребенок:

Ах, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать.

Ребенок:

Тучка глупая не знала,
Что осень здесь настала:
Огневой, лесной наряд
Ливнем тушит час подряд!

Ребенок:

Ох, деревья пожелтели,
На ветру качаются.
Жалко, летние деньки
Быстро так кончаются.

Ребенок.

Осень ты волшебница,
Знатная кудесница.
О тебе скучали мы
В ожиданье красоты!

Ребенок:

Листопад, листопад
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки –
Стали рыжими опушки!
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
«Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу.
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!»

Хозяйка:

Ветер, ветер, ветерок,
Налетел и уволок
Все листочки с деревца,
Разбросал их на поля.
Мы тихонько подойдем,
Лист в корзину соберем,
Осени подарим мы
Наш ковер из листвы.

Проводится коллективная аппликация из природного материала «Осенний ковер».

Хозяйка:

Ходи, хоровод,
Весели честной народ,
На земле, ветрам открытой,
Завершаем праздник мы
В честь румяной, именитой
В звонкой песне не забытой
Нашей матушки-Земли!

Исполняется танец «Русская деревня».

Хозяйка:

Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

Репертуар:

1. Русский народный танец «Кадриль».

2. Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо» «Подари березка».

3. Русский народный танец «Русская деревня».

4. Русская народная песня «Пошла млада за водой».

5. Песня «Мы давно блинов не ели».

6. Русская народная песня «На горе то калина».

7. Игра «Дедушка».

8. Хоровод « Земелюшка - чернозем».

Литература.

  1. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. М.Ю. Картушина. «Русские народные праздники в детском саду». М., 2006.
  3. Е.О. Жмулина. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров».
  4. А.С. Куприна, Т.А. Бударина. Знакомство детей с русским народным творчеством».
  5. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба…»

Просмотров