Серия фрегатов проекта 22350. Смонтирован главный ударный комплекс на фрегат «Адмирал флота Касатонов. Средства связи, обнаружения и управления


СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ»

ПРОЕКТА 22350

FRIGATE «ADMIRAL GORSHKOV» PROJECT 22350

25.04.2019


Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», спасательный буксир «Николай Чикер» и многофункциональное судно материально-технического обеспечения «Эльбрус» приняли участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 70-летию военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая. 23 апреля состоялся военно-морской парад, на котором российский фрегат возглавлял парадный строй кораблей, а суда обеспечения его замыкали.
В настоящее время североморцы продолжают официальный визит в Китай. Сегодня в Циндао прибыл морской танкер «Кама», сопровождающий отряд кораблей Северного флота в дальнем походе.
В соответствии с программой визита фрегат «Адмирал Горшков» и суда обеспечения открыты для посещения гражданским населением. Российские моряки осуществляют пополнение корабельных запасов до установленных норм, посещают иностранные корабли, прибывшие на праздник, и совершают экскурсии по достопримечательностям Циндао.
Сегодня и завтра спортивные команды из экипажа фрегата «Адмирал Горшков» примут участие в соревнованиях со своими китайскими коллегами по настольному теннису, перетягиванию каната и гребле на шлюпках. Также моряки проведут товарищеские матчи по футболу и баскетболу.
Выход отряда кораблей и судов Северного флота из Циндао планируется 26 апреля.
Отряд кораблей и судов Северного флота во главе с фрегатом «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» вышел в дальний поход из Североморска 26 февраля. Для фрегата этот поход – первый в его истории. С начала дальнего похода корабль прошёл 14 тысяч морских миль, выполнил несколько общекорабельных учений оборонительного характера и совершил деловые заходы в Джибути и на остров Шри-Ланка для пополнения запасов и отдыха экипажа.
Пресс-служба Северного флота

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 2 x 8 - ВПУ УКСК (ПКР, КР, ПЛУР);
  • 4 x 8 - ВПУ ЗРК "Полимент-Редут";
  • 2 ПЗРК "Игла-М".

Артиллерийское вооружение

  • 1 x 1 - 130-мм орудие А-192М "Армат";
  • 2 БМ ЗРАК "Палаш";
  • 2 х 1 - 14,5-мм пулеметные установки МТПУ.

Торпедное вооружение

  • 2 х 4 - 330-мм ПУ СМ-588 комплекса "Пакет-НК".

Авиационное вооружение

  • 1 вертолет Ка-27ПЛ, ангар и ВПП.

Построенные корабли

История создания

Проектирование

Сторожевой корабль дальней морской зоны разработан Северным проектно-конструкторским бюро (ОАО «Северное ПКБ»), эскизный проект под номером 22350 утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года.

Проектирование

Изначально озвучивалась потребность строительства серии из 20 кораблей проекта 22350 в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 года эта цифра снизилась до 10-12 кораблей. Тендер на строительство корабля был объявлен 28 февраля 2005 года. В нем приняли участие Судостроительный завод «Северная верфь», Балтийский судостроительный завод, объединение «Адмиралтейские верфи» и Калининградский судостроительный завод «Янтарь».

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 был заключен Министерством обороны с победителем тендера, Судостроительным заводом «Северная верфь» 21 октября 2005 года. Впоследствии с этим же предприятием были подписаны еще два контракта: 25 марта 2010 года на три корабля и 17 марта 2011 года на четыре корабля. Согласно контрактам, поставки кораблей флоту завершатся к 2018 году. Одновременно ССЗ «Северная верфь» был признан единственным поставщиком кораблей проекта 22350 для ВМФ России.

Постройка и испытания

«Адмирал Горшков» после спуска на воду проходил стендовые заводские испытания. В мае 2013 года на корабле были проведены швартовные испытания. 3 октября 2014 года «Адмирал Горшков» был поставлен на стенд размагничивания в бассейне Судостроительного завода «Северная верфь». 8 ноября 2014 года фрегат был отбуксирован в Кронштадт для начала заводских ходовых испытаний. 18 ноября 2014 года корабль впервые самостоятельно вышел в море для проведения первого этапа заводских ходовых испытаний. На вооружение ВМФ РФ «Адмирал Горшков» принят 28 июля 2018 года.

Описание конструкции

Фрегаты проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Корпус

Фрегаты проекта 22350 – корабли с протяженным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн – технология stealth). Физические поля фрегата минимизированы.

Кормовая оконечность – транцевая. Форма обводов корпуса и острый клиперский форштевень должны обеспечить кораблям проекта 22350 хорошие мореходные качества. Двойное дно располагается на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора).

На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые этими механизмами. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле применена дизель-газотурбинная установка типа CODAG состоящая из двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р, включающих в себя:

  • два газотурбинных двигателя 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с. полного хода, которые размещены в носовом машинном отделении, совместной разработки НПО "Сатурн" (г. Рыбинск, Россия) и НПП "Зоря-Машпроект" (г. Николаев, Украина).
  • два дизельных двигателя 10Д49 экономического хода мощностью по 5200 л.с. производства ОАО “Коломенский завод” (г. Коломна, Россия) с двухскоростными редукторными передачами, которые размещены в кормовом машинном отделении;
  • редуктора РО55Р, который обеспечивает раздельную работу дизелей и турбин, производства ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев, Украина);
  • системы автоматического управления "Метель-55", разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора» (г. Санкт-Петербург, Россия).

Запасы топлива на корабле обеспечивают ему дальность плавания 4 000 миль при скорости экономичного хода 14 узлов.

Вспомогательное оборудование

На корабле установлено четыре дизель-генератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

Экипаж и обитаемость

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным ударным вооружением корабля проекта 22350 является ракетный комплекс "Калибр" с универсальной 16-контейнерной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) 3С-14 с возможностью размещения крылатых ракет морского базирования, противокорабельных ракет и противолодочных управляемых ракет. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Дальняя зона ПВО корабля обеспечивается ЗРК "Полимент-Редут", ближняя – зенитным ракетно-артиллерийским комплексом "Палаш". ЗРК "Полимент-Редут" имеет одну 32-зарядную вертикальную пусковую установку (32 ЗУР 48Н6Е2, или 128 9М96Е, или 512 РВВ-АЕ-ЗРК в любых сочетаниях). ЗРАК "Палаш" представлен двумя боевыми модулями (2х4 ПУ ЗУР с боекомплектом из 32 ракет и 2х6 30-мм автоматических пушки).

Артиллерийское вооружение

Артиллерия корабля представлена одной автоматической артиллерийской установкой А-192М "Армат".

Торпедное вооружение

Авиационное вооружение

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования палубного вертолета типа Ка-27.

Средства связи, обнаружения и управления

Радиоэлектронное вооружение корабля представлено средствами обнаружения воздушных, подводных и надводных целей, выдачи целеуказания корабельному оружию, а также радиоэлектронного подавления и борьбы, работа которых скомплексирована при помощи БИУС "Сигма-22350".

Для обнаружения воздушных и надводных целей, а также управления огнем ЗРК применяется РЛС с ФАР 5П20К "Полимент". РЛС работает в Х-диапазоне, способна обнаруживать и сопровождать более 200 целей на дальности до 200 км и одновременно обеспечивать обстрел 16 из них. Антенный пост станции "Полимент" представлен 4-х сторонней АФАР.

В качестве станции общего обнаружения воздушных и надводных целей используется РЛС 5П27 "Фурке" (производство НПО "Правдинский радиозавод").

Для целеуказания ПКР используется РЛС 34К1 "Монолит".

Для выдачи целеуказания и управления огнем АУ А-192 применяется система 5П-10 "Пума" (разработки и производства НИИ "Полюс") с лазерным дальномером и ТВ-каналом.

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в интересах обороны корабля, обеспечения навигационной безопасности и для контроля взлета и посадки корабельных вертолетов применяется многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс МТК-201М с малогабаритной гиростабилизированной камерной установкой секторного обзора МТК-201М-С7 (разработки и производства Уральского оптико-механического завода УОМЗ).

Для освещения подводной обстановки и выдачи целеуказания противолодочному оружию используется ГАК "Заря-3" (по неподтвержденным данным на головной СКР зав. №921 установлен ГАК "Звезда") и буксируемая ГАС "Виньетка-М".

Задачи радиоэлектронной борьбы и противодействия электронным средствам противника решаются при помощи комплекса РЭБ "Просвет-М" (2 ПУ КТ-308 и 8 ПУ КТ-216).

Средства связи корабля дополнены комплексом спутниковой связи "Центавр-НМ", антенные посты которого размещены на кормовой надстройке.

Построенные корабли

Головной фрегат проекта 22350 заложен 1 февраля 2006 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Это первый крупный надводный корабль, заложенный на верфях России с 1991 года. Фрегат спущен на воду 29 октября 2010 года, в ноябре 2014 года вышел на заводские испытания, предположительно вступит в строй в 2015 году.

В ноябре 2009 года был заложен первый серийный фрегат проекта 22350 – «Адмирал флота Касатонов» , второй серийный корабль – «Адмирал Головко» – заложили 1 февраля 2012 года. Закладка третьего серийного фрегата – «Адмирал флота Советского Союза Исаков» – произведена 14 ноября 2013 года в день 101-й годовщины основания «Северной верфи».

Название Зав. № Завод-строитель Закладка Спуск на воду Подъем флага Примечание
Адмирал флота Советского Союза Горшков 921 “Северная верфь” 1 февраля 2006 года 29 октября 2010 года Головной корабль серии
Адмирал флота Касатонов 922 “Северная верфь” 26 ноября 2009 года 12 декабря 2014 года Первый серийный корабль
Адмирал Головко 923 “Северная верфь” 1 февраля 2012 года Второй серийный
Адмирал флота Советского Союза Исаков 924 “Северная верфь” 14 ноября 2013 года Третий серийный

Судьба кораблей

Первый командир корабля - ?.

  • 18 ноября 2014 года фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 впервые вышел из Кронштадта в Финский залив. для проведения заводских ходовых испытаний в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ.

В ходе проведения первого этапа ЗХИ будут проверяться ходовые показатели корабля, работа главной энергетической установки, корабельных систем и устройств. В частности, работа силовой установки, рулевого устройства, вспомогательных механизмов, средств связи, обнаружения и навигации, якорного устройства. Также будут проводиться скоростные, маневренные и вибрационные испытания корабля. Помимо экипажа, на борту фрегата находятся более 200 специалистов различных подразделений завода-изготовителя, специалистов от промышленности, а также контрагентов.

.

Добавить фото в галерею, Наполнить статью внутренними ссылками, Добавить информацию

Согласно программе вооружения на 2011–2020 годы, Военно-морской флот России получит фрегаты проекта 22350. Всего за этот срок планируют построить 10 фрегатов этого проекта . Это первые отечественные крупные корабли, созданные в постсоветскую эпоху.

В настоящее время в Петербурге строятся два фрегата проекта 22350 – «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложен в 2006 году, спущен на воду в 2010 году, в строй по плану войдёт в этом году, его планируют передать Балтийскому флоту; а в 2009 году заложен фрегат «Адмирал флота Касатонов» , его ввод в строй запланирован на 2012 год.

Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён в июне 2003 года командованием флота. В начале 2005 года проект утверждается как многоцелевой фрегат (по советской классификации — большой сторожевой корабль). 28 февраля 2005 года был объявлен тендер на строительство этого корабля, в нём участвовали три судостроительных предприятия: «Северная верфь», Прибалтийский завод «Янтарь» и ФГУП «Севмашпредприятие».

Заказ получило ОАО Судостроительный завод «Северная верфь». 1 февраля 2006 г произошла закладка корабля, и ему был присвоен заводской номер 921. Приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Масорина фрегату присваивается имя «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков».

26 ноября 2009 года произошла закладка второго фрегата серии. Ему присвоено имя «Адмирал флота Касатонов». Стоимость головного корабля проекта 22350 должна составить около 400-420 млн. долларов , но в итоге реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн. долларов.

Символично, что новые русские фрегаты названы в честь советских адмиралов, так много сделавших для советских ВМФ, связь поколений очень важна. С.Г.Горшков и В.А.Касатонов – однокашники по Военно-морскому училищу, соратники по службе. На параллельных курсах рядом друг с другом они прослужили в течение более полувека. Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков практически в течение трёх десятилетий с 1956 года являлся Главнокомандующим ВМФ и заместителем Министра обороны СССР. До этого в течение четырёх лет (1951–1955) он командовал Черноморским флотом. Фактически Горшков реализовал идею создания океанского флота страны. Одним из его ближайших сподвижников и являлся Владимир Афанасьевич Касатонов.

Назначение : Фрегат предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Основные характеристики:

Водоизмещение — 3900/4500 т
Основные размеры:
— длина — 130-135 м
— ширина – 16 м
— осадка – 4,5 м
Силовая установка — дизель-газотурбинная энергетическая
— Мощность — 65 000 л.с. (общая)
— 2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л.с.
— 2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л.с.
— количество валов — 2
Скорость полного хода – 29 узлов
Дальность плавания — 4000 миль (при скорости 14 узлов),
Автономность – 30 суток
Экипаж – 180…210 человек
Вооружение :
Ракетное – УКСК: 2х8
ЗУР — 4х8 ЗРК «Редут»
АУ — 130мм (А-192)
ЗРАК — 2 БМ «Палаш»
ПЛУР — 2х4 «Медведка-2»
Авиация – 1 вертолёт Ка-28.

Особенности

Фрегаты делаются по современной концепции стелс-кораблей. Они имеют встроенное в корпус ракетное вооружение, и сплошную надстройку, которая выполнена с использованием композитных материалов (на основе поливинилхлорида и углеродных волокон). Это обеспечивает поглощение и распыление радиоволн, что существенно снижает уровень вторичного радиолокационного поля корабля.

Значительно снижена эффективная поверхность рассеивания , всё это обеспечивается, кроме использования вышеперечисленных материалов, ещё и оригинальной конфигурацией надстройки. Кормовая оконечность корабля – транцевая. Острый форштевень должен обеспечить кораблю хорошие мореходные качества.

Фрегаты имеют двойное дно , которое протянулось от носовых отсеков с боезапасом и до машинного отделения и кормового подзора. Установлены новые успокоители качки с неубирающимися рулями. Устройства успокоения качки должны обеспечить уверенное применение всего арсенала вооружения при волнении моря до 4-5 баллов. Боезапас ракет будет храниться в вертикальных пусковых установках, имеющих дополнительную защиту. На корме установлен ангар, в котором сможет размещаться один вертолёт Ка-28.

Силовая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л.с. Установка дизель-газотурбинного агрегата типа CODAG, обеспечивающая совместную работу дизелей и газотурбинных двигателей в агрегате ДГТА-М55МР. Это решение позволит получить большую суммарную мощность и экономичность на малых ходах под дизелями. Компоновка элементов ДГТУ скорее всего будет размещена в двух отсеках: газотурбинные двигатели в носовом, а дизеля в кормовом машинном отделении.

В качестве маршевой установки будут установлены два новых дизеля Коломенского завода 10Д49 по 3825 КВт (5200 л.с.) с автоматизированным управлением, каждый имеет двухскоростную редукторную передачу, обеспечивающую совместную и раздельную работу дизелей со звукоизолирующей композитной муфтой, и локальную систему управления.

Ускорительная установка будет представлена двумя ГТД М90ФР совместной разработки НПО «Сатурн» с НПП «Заря – Машпроект» мощностью 27500 л.с. каждый. Таким образом на двух маршевых дизелях корабль будет иметь мощность 10400 л.с., что будет соответствовать 15-16 уз. экономичного хода. И на полном ходу при совместной работе дизелей и турбин — 64800 л.с. что вполне должно хватить на 29-30 уз. полного хода для корабля такого водоизмещения.

Нужно отметить, что это наиболее оптимальное решение для корабля такого класса и ранее в отечественном флоте не было реализовано только по причине сложности конструкции, большой сложности управления установкой из-за разного принципа регулирования маршевого и ускорительного двигателя и нежелания разработчиков агрегатов брать на себя разработку всей установки в комплексе.

Вооружение

1. Два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2). Применение этого комплекса делает этот боевой корабль по-настоящему многоцелевым, так как его боевое назначение можно будет легко изменять путём замены боезапаса на другой тип ракет.

2. Зенитно-ракетный комплекс : первоначально планировалось установить на корабле ЗРК «Ураган» (или его модернизированную версию «Штиль-1»). Но скорей всего от этой идеи откажутся, так как ещё с 90-х годов ведутся работы по созданию нового ЗРК средней дальности с вертикальными пусковыми установками сотового типа на 32 или более ракет.

Под эту пусковую установку сейчас активно разрабатывается новая ракета ближнего радиуса действия – до 10 км, с диаметром 125 мм, аналог авиационной ЗУР РВВ-АЕ (9м100). В одной ячейке можно будет расположить до четырёх ракет, и в этом случае полный боекомплект корабля может вырасти до 128 ЗУР малого радиуса, что, согласитесь, немаловажно.

Новый зенитный комплекс называется «Полимент-Редут» , и он будет максимально унифицирован с разрабатываемым сейчас мобильным сухопутным комплексом «Витязь». В комплекс будут входить:

— 4 фазированные антенные решетки (АФАР) «Полимент»;

— РЛС общего обзора;

— ЗРК «Редут» с вертикальными пусковыми установками (ВПУ) для ЗУР среднего и ближнего радиуса действия, а так же под перспективные создаваемые ракеты в комплекс войдут системы единого управления;

— средства РЭБ;

— артиллерийские установки А-192 и ЗАК «Палаш».

Все элементы будут работать и управляться в едином контуре ПВО, обеспечивая круговую противовоздушную оборону корабля от самолётов и низколетящих целей. Комплекс будет способен одновременно выдавать целеуказание как минимум по 16 целям (по 4 на каждую ФАР) . Комплекс сможет поддерживать темп стрельбы до одной ракеты в секунду. После чего прорвавшиеся низколетящие цели будут добивать с помощью артиллерии. Система так же будет подавлять системы наведения ракет с помощью своих систем РЭБ. Всё это позволяет создать систему ПВО с единым контуром. Кроме того, это позволит сократить количество боевых постов и значительно сократить экипаж корабля.

3. Артиллерийский комплекс : новая 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума» обладает многоканальностью по обстреливаемым целям. Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить по бортам два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

4. Противолодочное вооружение : будет состоять из 2-х пусковых установок «Медведка-2». Этот комплекс будет иметь по четыре ракеты в каждом пусковом модуле и размещаться так же по бортам в районе средней части надстройки за лацпортами. Подводные лодки противника будут обнаруживаться гидроакустическим комплексом «ЗАРЯ-М», либо его дальнейшей модернизацией и низкочастотной активно-пассивной гидроакустической станцией «ВИНЬЕТКА-М».

Эта станция состоит из буксируемой гибкой протяженной антенной (ГПБА) и низкочастотного излучателя, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных подводных лодок. Кроме того, одновременно с гидролокацией, осуществляется работа гидроакустической системы, что позволит обнаруживать торпеды и надводные корабли на большом расстоянии — до 60 км.

5. Авиационная компонента : противолодочный вертолёт Ка-28.

В строю Строится 3 корабля. На 2012 год флотом заказано 6. Запланировано всего 8 ед. Основные характеристики Водоизмещение 4500 тонн (полное) Длина 130 (наибольшая) Ширина 16 м Осадка 4,5 м Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Мощность 65 000 л. с. (общая)
2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л. с.,
2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л. с. Скорость хода 29 узлов Дальность плавания 4000 морских миль Экипаж 180-210 человек Вооружение Артиллерия 1x1 130-мм АУ А-192М Ракетное вооружение до 16 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НКЭ»)
ЗРК «Полимент-Редут» (32 ЗУР 9М96Е или до 128 ЗУР 9М100 в любых комбинациях)
2 ЗРАК «Палаш» Противолодочное вооружение до 16 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НКЭ») ,
2x4 ПУ комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК » Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ

История проектирования

Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта Военно-Морской Флот России предполагал объявить ещё в начале 2002 года . Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён командованием ВМФ России в июне 2003 года, однако из-за того, что строительство корабля не было включено в гособоронзаказ, тендер был объявлен лишь в апреле 2005 года .

В июне этого же года на военно-морском салоне IMDS-2005 в Санкт-Петербурге начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны А. Шлемовым было сообщено, что в тендере участвуют три судостроительных предприятия: «Северная верфь », «Прибалтийский завод „Янтарь“ » и ФГУП «Севмашпредприятие ». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод », но 11 апреля 2005 года группа ИСТ , владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов» .

Имеется также проект постройки фрегатов проекта 22356 - серии российских многоцелевых боевых кораблей дальней морской зоны.

История строительства

Фрегат "Адмирал Горшков" достраивается на плаву. Октябрь 2012 года

Закладка головного корабля этого проекта - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» состоялась 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь ». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силаньтев. Спущен на воду 29 октября 2010 года . По плану, он должен вступить в строй в 2012 год . Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России за последние 15 лет. Всего за последующие 15-20 лет планируется построить до 20 фрегатов, базой для которых должны стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России.

Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ планирует построить серию из 10-12 кораблей проекта 22350 . В состав Черноморского флота планируется включить шесть фрегатов проекта 22350 .

Стоимость головного корабля этого типа должна составить около 400-420 млн долларов США . С учётом установки на корабль новейших вооружений, которые сейчас разрабатываются, реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн долларов .

Конструкция

Корпус и надстройка

Фрегаты проекта 22350 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции, со сплошной надстройкой , выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн). Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов («стелс ») снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность .

Кормовая оконечность - транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой .

По известным данным полное водоизмещение корабля составит 4500 тонн.

Главная энергетическая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л. с. ГЭУ состоит из двух дизельных двигателей 10Д49 мощностью по 5200 л. с. и 2 газотурбинных двигателей М90ФР мощностью по 27 500 л. с. Скорость полного хода - до 29 узлов .

Вооружение

УВП модернизированного ЗРК «Ураган»

Корабль будет нести комплекс вооружения, состоящий из управляемого ракетного, артиллерийского, радиотехнического и других видов вооружения. В носовой части корпуса перед надстройкой будут размещены два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2) .

Ячейка УКСК Калибр-НК с четырьмя видами ракет

Противолодочное вооружение фрегата будет представлено двумя побортно размещёнными в средней части надстройки (за лацпортами) пусковыми установками Медведка-2 по четыре ракеты в каждой .

Артиллерийское вооружение корабля представлено 130-миллиметровой артиллерийской установкой А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту) . Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума», обладает многоканальностью по обстреливаемым целям . Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить побортно два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

О составе зенитного ракетного вооружения точных данных пока не имеется. Первоначально имелись сведения о установке на корабле зенитного ракетного комплекса средней дальности «Штиль-1 » (модернизированный вариант ЗРК «Ураган» в варианте с вертикальным пуском), но позднее появилась информация об установке на корабле ЗРК «Полимент-Редут», размещённом в носовой части корпуса перед УКСК ЗС14У1 и состоящем из 4 восьмиячеечных модулей. Всего боезапас насчитывает 32 ЗУР 48Н6Е2 (дальность стрельбы - 200 км) или 128 ЗУР 9М96Е (четыре вместо одной 48Н6Е2, дальность стрельбы - 135 км) или 512 ЗУР ближней самообороны РВВ-АЕ-ЗРК .

В состав авиационного вооружения входит 1 вертолёт Ка-27 .

Представители проекта

Название Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Примечания
Адмирал флота Советского Союза Горшков Северная верфь (Санкт-Петербург) 921 1 февраля 29 октября 2010 года Перенесены на неопределенный срок Северный флот ВМФ России Находится в высокой степени готовности. Заканчивается формирование надстройки. Монтируется радиоэлектронное оборудование. Испытания начнутся летом 2013 года. Войдет в 14-ю бригаду противолодочных кораблей Северного флота.
Адмирал флота Касатонов Северная верфь (Санкт-Петербург) 922 26 ноября (план) ноябрь 2014 года (план) Черноморский флот ВМФ России Сформирован корпус, идет насыщение.
Адмирал Головко Северная верфь (Санкт-Петербург) 923 1 февраля 2013 2014 Северный флот ВМФ России Заложен.
Адмирал Исаков Северная верфь (Санкт-Петербург) 2012 (план) Северный флот ВМФ России ???? Планируется к закладке
Адмирал Юмашев Северная верфь (Санкт-Петербург) 2013 (план) Северный флот ВМФ России ???? Планируется к закладке
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт

См. также

  • Фрегаты проекта 11356Р/М

Примечания

  1. Курочкин Д. В. «Хороший и большой заказ будущего…» // История корабля : альманах. - 2006. - В. 9. - № 1. - С. 8-9.
  2. «Северная верфь» (Санкт-Петербург) спустила на воду фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» Portnews.ru
  3. «Адмирал Горшков» спущен на воду
  4. Санкт-Петербургские Ведомости - Экономика - Фрегат, быстрее стройся!
  5. Черноморский флот получит 18 кораблей за десять лет. Lenta.ru
  6. 22350 Горшков Gorshkov class
  7. «Северная верфь» построит для ВМФ России 17 боевых кораблей
  8. Минобороны повышает цену «Северной верфи». Предприятие получило новый крупный контракт
  9. Денис Кораблёв Проект 22350

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Вначале небольшая интрига - фрегат « Адмирал Горшков » , головной сторожевой корабль 2 ранга дальней морской зоны проекта 22350, должен был войти в состав ВМФ России в конце 2015 года. Однако стало известно, что процедура передачи корабля перенесена на первый квартал года нынешнего.

Что пошло не так с испытаниями? Корабль оказался «сырым»? Вовсе не так, наоборот флотские специалисты весьма комплиментарны в отношении этого проекта и дают высокие оценки его ходовым качествам, оборудованию и вооружению. Вот в отношении вооружения корабля и кроется загадка задержки его с передачей флоту. Дело в том, что на «Адмирале Горшкове» в спешном порядке доводят до конца испытания не только его штатного вооружения, но и перспективного, того, которым будут оснащены последующие корабли этого класса.

Смонтирован главный ударный комплекс на фрегат "Адмирал флота Касатонов" >>

Фрегат только в последних числах декабря прошлого года вернулся в гавань Североморска из Белого моря, где отстрелялся ракетами и пушечным вооружением. И уже в январе 2016 года опять ушел в море с формулировкой «проведения заводских испытаний». А на самом деле - нарабатывать боевой опыт для последующих фрегатов этой «адмиральской линейки».

« В ближнесрочной перспективе от предприятия «Северная верфь» мы получим еще три фрегата проекта 22350. Это «Адмирал Касатонов», спуск на воду, которого состоялся в декабре 2014 года и на котором ведутся достроечные работы. Это фрегат «Адмирал флота Головко», который находится на этапе корпусных работ, и фрегат «Адмирал Исаков», находящийся на первом этапе постройки на предприятии », - говорит замглавкома ВМФ контр-адмирал Виктор Барсук. - Эти фрегаты построены по новым технологиям. Одной из особенностей является использование композитных конструкционных материалов, что обеспечило снижение уровня радиолокационного поля корабля. При строительстве были минимизированы физические поля фрегатов и применена совершенно новая архитектура корпуса и надстроек.

Тихоокеанский флот >>

Корабли проекта 22350 - серия многоцелевых фрегатов дальней морской зоны. Они были разработаны в Северном проектно-конструкторском бюро (Санкт-Петербург) в первой половине 2000-х годов.

«Адмирал флота Касатонов» (заводской номер 922 - бортовой номер 431) заложен 26 ноября 2009 года, выведен из эллинга 30 октября 2014-го и спущен на воду 12 декабря того же года. Ходовые испытания начнутся в конце 2018 года.

«Адмирал флота Головко» (заводской номер 923) заложен 1 февраля 2012 года, спуск на воду ожидался в 2017-м, однако до сих пор о нем не сообщалось.

«Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заводской номер 924) заложен 14 ноября 2013 года.

Все это в комплексе позволяет снизить заметность фрегата в море, то есть повысить скрытность. На новых кораблях удалось рационально разместить комплексы и системы вооружения, а также повысить живучесть. Новые фрегаты смогут эффективно выполнять задачи в составе корабельных группировок в дальней морской зоне, во взаимодействии с авиацией и подводными лодками. Корабли этого проекта планируется применять в качестве многоцелевых кораблей дальней зоны - они могут использоваться для противовоздушной обороны, находить и отслеживать субмарины, наносить удары по надводным и береговым целям ».

А почему сторожевому кораблю дальней морской зоны «Адмиралу Горшкову», как и всем из проекта 22350, присвоили классификацию «фрегат»? В истории советского флота фрегатов-корветов не существовало, на памяти был разве что фрегат «Паллада», но это еще из истории царской России. И советский сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник» (их было построено более 30) обрел статус фрегата лишь после того, как эти замечательные корабли стали экспортивовать в Индию.

Черноморский флот >>

Само слово «фрегат», как обозначение класса корабля, появилось при Петре Великом - слово заимствованное. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийских вооружений. Его предназначение состояло в ведении дальней разведки и самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях. Собственно ничего не изменилось за это время - предназначение фрегатов скромнее, чем у крейсеров, хотя при усилении вооружений они подтягиваются к эсминцам. А вообще, классификация «фрегат» определяется водоизмещение корабля, как, например, «Адмирал Горшков», у которого оно составляет 4500 тонн.

«Горшков» станет базовым для дальнейшего развития фрегатов серии 22350. Он представляет четвертое поколение отечественных кораблей - носителей управляемого ракетного вооружения. Постоянным местом приписки для него станет Северный флот. Подобные фрегаты в ближайшей перспективе станут основными боевыми кораблями ВМФ России. Всего к 2025 году в планах передать флоту шесть боевых кораблей подобных проектов.

Они могут нести боевое дежурство в ближней и дальней морской зоне и способны решать поставленные задачи в акватории Мирового океана. Запас хода нового фрегата составляет более 4 тысяч морских миль, а автономность - 30 суток. При дозаправке и восполнении продовольствия эти характеристики просто не ограничены. «Адмирал Горшков» оснащен самым современным вооружением и технологиями. В отличие от большинства российских военных кораблей, спущенных на воду после распада СССР, этот фрегат имеет палубные надстройки и командирскую рубку, выполненные с применением технологий стелс. Именно поэтому его сразу прозвали «корабль-невидимка» - радары противника просто рассеиваются вокруг корпуса фрегата и не видят его.

Основная группа боевого вооружения представлена на нем комплексом из 16 противокорабельных ракет «Москит» из семейства крылатых ракет «Калибр-НК». Вероятно, что они взаимозаменяемы с другими ракетами «Оникс» . Главная артиллерийская установка фрегата имеет калибр 130 миллиметров (А-192 «Армат») и способна вести огонь со скорострельностью 30 выстрелов в минуту на дальность до 22 километров.

"Убийца" авианосцев >>

Для защиты от подводных лодок используется ракетный комплекс «Медведка-2», который обеспечивает запуск противокорабельных ракет из вертикальных шахтных пусковых установок. Отслеживание подводной обстановки и обнаружение глубоководных целей обеспечивается гидроакустическим оборудованием «Виньетка - М». Использование модифицированного гидроакустического оборудования позволяет обнаруживать субмарины противника и стартовавшие торпеды на дистанции 60 000 метров.

Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы - до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27. В перспективе его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый конструкторским бюро «Камов».

Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны (ПВО) большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска, который осуществляется «холодным способом» - при помощи сжатого воздуха. По достижении ракетой высоты около 10 метров, происходит включение маршевого двигателя, а газодинамическая система производит разворот ракеты в сторону цели. Система наведения ракет 9М96Д/Е - комбинированная инерциальная с радиокоррекцией на среднем участке, и активным радиолокационным на конечном участке траектории.

Ракеты ближней дальности 9М100 имеют инфракрасную головку самонаведения. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты 9М96 с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.

ЗРК «Полимент-Редут» получит три типа ракет, унифицированных с наземным комплексом С-350 «Витязь» . Все ракеты нового поколения создаются с активными головками самонаведения, с инерциальными системами управления и обладают очень высокими маневренными характеристиками для поражения всего спектра атакующих объектов.

В состав ЗРК входит радиолокационная станция (РЛС) «Полимент» с четырьмя фазированными решетками. Система управления огнем обеспечивает одновременный обстрел 32 ракетами до 16 воздушных целей - по 4 цели на каждую ФАР. Дальность обнаружения целей достигает 200 км.

Новая система защиты будет сопоставима с американской Иджис* . Сочетание ракет разной дальности и возможностей современной РЛС позволяет системе «Полимент-Редут» выполнять роль одновременно 3-ех разных комплексов ПВО: контролировать все эшелоны полетов - ближний, средний и дальний. ЗРК обеспечивает кораблю многоуровневую защиту и сокращает время реакции на атаку с воздуха, а вертикальный пуск ракет позволяет поражать цели в любом направлении.

Видео о новом оружии России >>

P.S. 20 марта 2017 года на Судостроительном заводе «Северная верфь» завершилась ревизия фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» . Фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

В период ревизии корабля были проверены и восстановлены ресурсы основных механизмов: турбин, редукторов, дизель-генераторов, систем главной энергетической установки и общекорабельных систем, палубных механизмов и изделий спецтехники: навигационного оборудования, связи, вооружения.

Для завершения госиспытаний фрегат направился на полигоны Северного флота, где экипаж и специалисты Северной верфи, а также ряда конструкторских бюро проведут испытания зенитного и торпедного комплексов, автоматической системы управления.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» - флагманский корабль проекта 22350. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро. Количество примененных на «Адмирале Горшкове» опытно-конструкторских разработок в несколько раз больше, чем на других кораблях, причем большинство ОКРов носят масштабный характер. «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и последующие фрегаты серии - «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» , строительство которых продолжается на Северной верфи, - станут самыми современными кораблями ВМФ России в своем классе. Значения физических полей фрегатов минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки (стелс) у кораблей снижена отражающая поверхность, что понижает их радиолокационную заметность. Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в дальней океанской зоне против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

«Северная верфь» планирует передать ВМФ России фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Об этом сообщил врио гендиректора судозавода и вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев журналистам 29 марта 2017 года в Петербурге.

«Адмирала Горшкова» должны передать в июне этого года, корабль прошел ревизию, сейчас в Балтийске отрабатывает задачи. Оружие испытано на 80-90%. Он уже прошел 45 000 миль», - сказал Пономарев.

По его словам, фрегат «Адмирал Касатонов» планируется направить на швартовые испытания в конце 2017-начале 2018 года. «Весь комплекс испытаний планируется провести в 2018 году, передать - в конце следующего года», - отметил он. Сдача фрегата «Адмирал Головко», сказал Пономарев, намечена на 2019 год. Кроме того, по его информации, в настоящее время в производстве на верфи находится четвертый корпус корабля данного проекта.

Основные характеристики проекта 22350:

Водоизмещение - 4500 тонн

Длина.....135 м

Ширина.....16 м

Скорость.....до 29 узлов

Дальность плавания.....4500 миль

Автономность.....30 суток

Экипаж.....180-210 человек

Главная энергетическая установка:

ГТДА общей мощностью не менее 65 000 л. с.

Вооружение:

Артиллерийское вооружение: 130-мм артиллерийская установка А-192

Ракетное вооружение: Зенитный ракетный комплекс «Редут»; пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ»

Противолодочное вооружение: комплекс «Пакет-НК»

Авиационное вооружение: противолодочный вертолет Ка-27

* Иджис (англ. Aegis combat system; от англ. aegis - эгида, мифический щит или защитный доспех Зевса и Афины) - американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС). Представляет собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения, таких как зенитные управляемые ракеты SM-2 (от англ. standard missile 2) и более современные SM-3 (от англ. standard missile 3), и средств управления, формирующуюся на базе широкого внедрения автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Наименование «Иджис» носит также ЗРК, применяемый в составе этой БИУС.

К настоящему времени БИУС «Иджис» используется ВМС США, ВМС Испании, Норвегии, Республики Корея, Австралии и Морскими силами самообороны Японии (в общей сложности ею оборудовано более 100 кораблей). Кроме того, оснащённые этой системой корабли ВМС США будут использованы в качестве корабельного компонента ЕвроПРО.

Просмотров