Стратегии и политики. Стратегия и тактика в политике Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами организации

Политическое руководство социальными спільностями и массами, что предусматривает сбор и описание эмпирической информации, на базе которой определяются расположение и соотношение соціальнополітичних сил, а также составляется прогноз развития, что предполагает ситуации и предлагает перегруппировка сил, и составляет стратегию и тактику политической деятельности в политическом процессе. Политическая деятельность охватывает все формы политики и имеет свою внутреннюю структуру: политическое руководство государством и обществом; политическое функционирования; участие граждан в политической жизни общества; политический маркетинг, то есть систему рекламованості тому подобное. Деятельность, направленная на определение системы, целей и задач, формирование политической стратегии, политической тактики на основе анализа реальных политических событий и явлений, прогнозирования политического развития и составляет суть политического руководства. Осуществляется политическое руководство преимущественно через основные формы: государственную и политическую партийную деятельность, представительские органы и структуры и др. Политическое руководство формирует и политическую платформу. Политическая платформа - совокупность теоретических и идейных положений, практическая программа, требования, лозунги, которые выдвигаются политическими партиями и государственными структурами и которыми руководствуются в своей деятельности государство, политические партии, политические движения, общественные объединения. Определяются и политическая стратегия и политическая тактика, и политический курс.

Политическая стратегия - определение долговременной цели, широкой программы действий, повседневных задач, общей долговременной линии политического поведения, основных направлений деятельности, научно обоснованного развития реальных политических событий и явлений и тому подобное. Стратегия определяет и обеспечивает основное направление политической деятельности субъектов власти и политики. Ее объектом является выработка главной цели, программ на определенном этапе политической деятельности субъектов политики, путей и средств их достижения. В условиях демократизации общественной жизни определяются основное звено, главное направление в политическом процессе, очередность политических проблем, которые решаются.

Тактика - это часть стратегии, политическая линия субъектов политики на сравнительно непродолжительный период, это совокупность путей, форм, приемов, методов и средств реализации политических идей и программ, достижение главной цели и задач стратегии. Политическая тактика вытекает из политической стратегии и подчиняется ей. Политическая стратегия и политическая тактика - составляющие политического руководства, тесно взаимосвязи" связаны между собой. Свобода выбора народом социально-политического строя, деидеологизация международных отношений, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, отказ от войны как средства и метода решения политических проблем, человеческое измерение политики и др., - все это является характерным для современной политической стратегии и политической тактики. Конструктивная политическая стратегия предусматривает и прогрессивное политическое развитие, конструктивный выбор средств и методов ее осуществления (искусство компромиссов, договорные отношения, предупреждение экстремальных ситуаций, возрастание роли права, осуществление превентивной (упреждающей) дипломатической деятельности, избежание военных действий, учета и обращения к общественному мнению и тому подобное).

Важным звеном в выработке стратегии и тактики в политике становится процесс принятия решений, постановка цели и задач. Их подготовка связана с выяснением позиций и взглядов основных политических сил страны, которые предлагаются в виде альтернатив. Их уровень - свидетельство о потенциал политических субъектов с правовой точки зрения возлагает на них ответственность за подготовку и реализацию политического решения. Известно, что эффективность так называемой митинговой демократии не высокая. Создавая политический настрой, митинговая демократия не вносит его в пределы народных интересов, которые реализуются, не создает необходимого политического механизма для реализации политического настроения. Важно в политической деятельности четко определить эффективность и реалистичность решений, избегая так называемых закличних, что не является конкретно организованными, хотя существуют лозунги, рассчитанные на формирование необходимых политических ориентиров в общественном сознании.

Для организации политической деятельности по реализации определенной цели и решений особое значение имеет выбор средств. Известное выражение: политика есть искусство допустимого, искусство компромиссов, имеет условное отношение к средствам реализации стратегических и тактических решений, потому что в политическом решении выбор средств играет решающую роль, от этого зависит успех. Потому-то искусство допустимого - это набор средств, отвечающих стабильности обстановки, но это не экстремальный вариант, когда допустимое решение оперативно меняется, хотя и должно идти в фарватере общечеловеческих представлений. При таком подходе и политический компромисс также имеет конкретное содержание, выступая в значении возможного, но не всегда допустимого средства.

Нужно уметь политически маневрировать, определять время, поле наступления и отступления, меняя тактику при переходе от атак к обороне и тому подобное. Политический маневр рассчитан на познание возможности удержать позиции, приобретается в процессе реализации той или иной политической акции, необходимого потенциала для реализации и достижения цели. В рационально организованной политической деятельности маневр - постоянное учета возникающих ситуаций, и умение перераспределять политические силы, то есть маневрировать, что характерно для дипломатической деятельности, для тех политических сил, которые пытаются не путем военных средств, а путем учета общей обстановки, расстановки политических сил, перегруппировывать их и достичь политическим путем устранения антинародных режимов и тому подобное. В политической деятельности необходимо уметь наступать и отступать.

Политическая стратегия наступления, как правило, предусматривает принятие политическими институтами определенных решений о наступление. Немалое политическое нагрузки выполняет и политическое отступление. Вовремя отступить важно для того, чтобы, сохранив силы, набраться новой энергии, затем пойти в наступление и добиться успеха и тому подобное. В политической стратегии и тактике особое место занимают изоляция и нейтрализация оппозиционных сил. Изоляция предусматривает временное прекращение политической деятельности оппозиции. Нейтрализация предусматривает также проверку возможного изменения других политических ресурсов, достижения результативности политической деятельности. Тут-то имеет значение политический контроль. Понятие "ситуация контролируется", распространенное в политической практике, означает локализацию сил, что имеет право контроля политического поведения объекта, стабильность состояния, что находится в центре внимания. Залогом эффективности политической деятельности является организация каналов обратной связи с объ ектом политической деятельности и др. Содержанием и целью стратегии и тактики является влияние на принятие и осуществление политических решений в сфере политического процесса.

С точки зрения бизнеса, термин « стратегия» относится к уникальному плану, разработанному с целью достижения конкурентной позиции на рынке, а также достижения целей и задач организации. Короче говоря, это план толкования, который направляет предприятие к реализации его цели. С другой стороны, политика относится к набору правил, разработанных организацией для рационального принятия решений.

Политика устанавливает порядок действий, которые выбираются для руководства текущими и будущими решениями организации. Многие люди путают эти два термина, но они не похожи друг на друга. Здесь нужно знать, что политика подчиняется стратегии. Здесь, в этой статье, мы попытались указать на существенные различия между стратегией и политикой. Посмотри на это.

Сравнительная таблица

Определение стратегии

Стратегия - это план игры, выбранный для достижения целей организации, завоевания доверия клиента, достижения конкурентного преимущества и завоевания позиции на рынке. Это сочетание хорошо продуманных намерений и действий, которые ведут к организации к ее желаемому положению или месту назначения. Это единый и интегрированный план, разработанный для достижения основных целей предприятия, таких как:

  • эффективность
  • Обработка событий и проблем
  • Использование возможностей
  • Полное использование ресурсов
  • Справиться с угрозами

Стратегия представляет собой комбинацию гибко разработанных корпоративных действий, благодаря которым организация может успешно конкурировать со своими конкурентами. Ниже перечислены особенности Стратегии:

  • Это должно быть сформулировано руководством высшего уровня. Тем не менее, под-стратегии могут быть сделаны руководством среднего уровня.
  • Это должно иметь долгосрочную перспективу.
  • Это должно быть динамичным по своей природе.
  • Основная цель - преодолеть неопределенные ситуации.
  • Это должно быть сделано таким образом, чтобы наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы.

Определение политики

Политика также рассматривается как мини-миссия, представляет собой набор принципов и правил, которые направляют решения организации. Политики определяются руководством высшего уровня организации в качестве руководства для принятия оперативных решений. Это полезно в освещении правил, ценности и убеждений организации. В дополнение к этому он служит основой для руководства действиями.

Политики разрабатываются с учетом мнения и общего мнения ряда людей в организации относительно любой ситуации. Они сделаны из опыта и базового понимания. Таким образом, люди, попавшие под сферу действия такой политики, будут полностью согласны с ее реализацией.

Политики помогают руководству организации определить, что должно быть сделано в конкретной ситуации. Они должны последовательно применяться в течение длительного периода, чтобы избежать расхождений и совпадений.

Ключевые различия между стратегией и политикой

Ниже приведены основные различия между стратегией и политикой.

  1. Эта стратегия - лучший план, выбранный из ряда планов для достижения целей и задач организации. Политика представляет собой набор общих правил и положений, которые служат основой для принятия повседневных решений.
  2. Стратегия - это план действий, а политика - это принцип действия.
  3. Стратегии могут быть изменены в соответствии с ситуацией, поэтому они носят динамический характер. И наоборот, политика носит однородный характер. Тем не менее, расслабления могут быть сделаны для неожиданных ситуаций.
  4. Стратегии сосредоточены на действиях, тогда как политика ориентирована на принятие решений.
  5. Высшее руководство всегда создает стратегии, но подстратегии формулируются на среднем уровне. В отличие от Политики, они, как правило, сделаны высшим руководством.
  6. Стратегии имеют дело с внешними факторами окружающей среды. С другой стороны, политики предназначены для внутренней среды бизнеса.

Заключение

Разница между стратегией и политикой немного сложна, потому что политики подпадают под стратегии. Кроме того, политики разрабатываются для поддержки стратегий несколькими способами, такими как достижение организационных целей и обеспечение выгодного положения на рынке. Оба они сделаны высшим руководством, а также сделаны после глубокого анализа.

Политики - это формальные правила организации, которые информируют сотрудников о принятии решений. В политике политика также может ссылаться на письменные цели агентства, которые еще не были приняты законом. Политики разрабатываются руководителями верхнего уровня, чтобы помочь стандартизировать внутренние решения своей организации и поэтому относительно негибкие и универсальные.

Что такое стратегия?

Стратегии могут принимать различные формы в рамках одной организации. Формальные стратегии, такие как стратегические планы, институционализируются на самом высоком уровне организации и помогают всем сотрудникам реагировать на неопределенные ситуации и меняющиеся рынки. Лица и команды могут также использовать свои собственные неформальные стратегии для работы, такие как продажи. Стратегии должны быть адаптируемыми, и не все в рамках организации будут следовать тем же стратегиям.

Различия между политикой и стратегией

  1. Когда он сформулирован

Политика обычно формулируется как можно раньше в организации или процессе, поскольку необходимо информировать сотрудников или общественность о том, как действовать. Политики в отношении найма и поведения сотрудников почти всегда создаются как один из первых шагов новой организации. Тем не менее, политика должна быть в состоянии быть изменена или добавлена ​​по мере необходимости в целях улучшения языка политики или адаптации к меняющимся условиям. Если сотрудники начинают сталкиваться с новой и постоянной проблемой, например, руководство может внедрить новую политику, чтобы дать им стандартизованный ответ.

Стратегия наиболее эффективна, когда организация может ее развить до начала нового проекта. Однако стратегии представляют собой широкую и гибкую категорию, и многие формы стратегии изменяются «на лету» по мере изменения рынков или условий. Например, стратегический план разработан до того, как организация начнет новое предприятие или этап развития, но команда в рамках этой организации может реализовать или устранить отдельные стратегии, как только предприятие начнет действовать.

  1. формальность

Политики являются формальными и обычно институционализированы внутри организации. В правительстве политика считается шагом перед законом. Это формальное указание на то, что правительство хочет сделать, но еще не приняло закон, регулирующий, или не нужно принимать закон, чтобы начать делать. Для частных организаций и предприятий политика может включать различные контракты и обеспечивать учет деловой практики. Таким образом, политика может считаться официальными юридическими документами.

Стратегии могут широко распространяться в формальности. Стратегические планы или официальные стратегии часто могут вытеснять политику как важнейшую официальную цель или план организации. Другие стратегии, такие как стратегии «холодной критики» команды продаж, могут быть неформальными, но все же важными для организации. Организация может использовать различные стратегии, такие как анализ SWOT, который может быть полезен, но не имеет юридического отношения к организации, в отличие от политики в области людских ресурсов или политики конфиденциальности с клиентами.

  1. Уровень гибкости

Поскольку политика аналогична или идентична письменному закону, она часто может казаться негибкой. Он разработан в соответствии с установленными обстоятельствами и поэтому нуждается только в определенном уровне гибкости; руководители или сотрудники должны быть в состоянии зависеть от стабильной политики для информирования своих решений. Однако эффективные политические системы оставляют место для обратной связи, изменения и отмены несправедливой или неэффективной политики.

Так же, как стратегия может варьироваться в формальности, она также может варьироваться в зависимости от гибкости. Стратегия должна быть в состоянии приспособиться к новым возможностям и меняющимся требованиям. С течением времени развиваются даже официальные стратегические планы и основные бизнес-стратегии. Каждая команда или агентство в организации может иметь свои собственные основные стратегии, которые адаптируются к изменениям в управлении или переменах на рынке.

  1. неопределенность

Политика не является оптимальной для решения ситуаций с высокой неопределенностью. В то время как менеджеры, пишущие политику, должны пытаться предсказать потенциальные проблемы и внешние эффекты, политика, как правило, является реакцией на известные проблемы. Хотя политика может быть очень технической, например, политикой конфиденциальности или документом «Условия обслуживания», часто вместо этого широкая структура создает прецедент того, как сотрудники должны принимать решения. Поэтому он не предсказывает или не признает новые ситуации и просто пытается оставить место на своем языке неопределенностью.

Стратегия позволяет пользователям справляться с неопределенностью в наиболее выгодном методе. Поскольку стратегия является гибкой и, по крайней мере, неформальной, ее можно быстро адаптировать по мере изменения ситуации. Большинство стратегий - это, по сути, способы устранения неопределенности или максимизации новых возможностей, хотя несколько стратегий ретроспективны и требуют от организации улучшения существующих условий.

  1. Кто это создает

Политика, как правило, создается руководством верхнего уровня в частном секторе или руководителями агентств и политиками в политическом секторе. Поскольку это повлияет на процессы принятия решений всей организации, руководство почти всегда задействовано.

Стратегия теоретически может быть создана кем-либо в организации, а отдельные люди и команды могут иметь свои собственные стратегии и планы. Тем не менее, настоящий стратегический план и миссия организации, скорее всего, будут созданы руководством верхнего уровня с участием всех отделов.Все стратегические планы и анализы должны включать членов из всех уровней организации, чтобы быть эффективными.

  1. Кто может это реализовать

Политику легко делегировать и реализовывать. Подобно правилам или законам, он должен быть универсальным. Любой член организации должен иметь возможность взглянуть на политику, чтобы принять решение.

Неформальные стратегии непросто делегировать другим сотрудникам. Стратегии должны использоваться и адаптироваться по мере возникновения ситуаций и не могут быть предсказаны точно заранее. Хотя формальный стратегический план может помочь руководству организации, отдельные лица и команды должны сами решить, какие стратегии использовать.

Таблица различий между политикой и стратегией

Резюме политики и стратегии

  • Политика и стратегия - это методы, используемые организациями при принятии решений.
  • Политики являются формальными, довольно негибкими и направляют сотрудников в отношении известных проблем. Стратегии относительно неформальны и негибкие, и помогают сотрудникам справляться с неопределенными ситуациями.
  • После написания политики предполагается использовать все в организации. Стратегии трудно передать другому сотруднику, поскольку они требуют немедленного реагирования на новую информацию.

Стратегия и тактика, политика, в военном деле известны уже в глубокой древности, в менеджменте эти понятия существуют всего лишь пятьдесят лет. И часто возникают вопросы о том, что является стратегией, что тактикой, а что политикой.

В менеджменте первое определение стратегии дал Альфред Чандлер в 1962 г.:«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» . А в 1980 г. Джеймс Куинн так определил стратегию и ее составляющие: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» .

Основной целью деятельности коммерческих организаций является прибыль, без нее не могут также существовать и развиваться некоммерческие организации. Политика определяет направление деятельности (миссию) коммерческих организаций, исходя из которой разрабатывается стратегия: стратегические цели, программы их достижения, установка частных целей подразделениям и распределение ресурсов.

Чаще под стратегией понимают программы и планы по достижению целей организации в целом и определение частных целей структурных подразделений, распределение ресурсов по частным целям. А реализацию стратегии, т.е. достижение частных целей – понимают как тактику. При этом цели организации во многом определяются ее политикой, тем направлениям деятельности, которые она считает приоритетными и наиболее выгодными.

Так мы имеем цепочку: основная цель - политика (миссия) – стратегия – тактика.

При этом стратегия – это уровень организации, уровень планирования достижения конечных целей организации с горизонтом планирования в несколько лет, вплоть до 5-10 лет, а тактика – это уровень структурных подразделений. Но в большинстве организаций имеется целая иерархия подразделений. Каждое подразделение, получая цель, фактически также разрабатывает свою стратегию ее достижения: свои частные стратегические цели, программы их достижения, проводит установку частных целей подчиненным подразделениям и распределение ресурсов. И так вплоть до конкретных сотрудников, перед которыми также ставится цель, выделяются ресурсы. При этом каждое подразделение, каждый сотрудник, имеет и свои политики.

Фактически мы имеем иерархию стратегий, то, что для любого вышестоящего подразделения кажется тактическим вопросом, для нижестоящего, для его решения, требует разработки своей частной стратегии. И никакой принципиальной разницы в разработке стратегии организации, и разработке стратегии ее структурного подразделения не существует. Разница только в масштабах.

Таким образом, мы уже имеем следующую цепочку: основная цель организации – иерархия стратегий.

На уровнях структурных подразделений мы имеем частные цели и частные стратегии с более коротким горизонтом планирования. Причем масштаб целей и горизонты планирования уменьшаются при понижении уровня иерархии. Так, на уровне подразделений среднего звена, горизонтом планирования чаще является месяц, квартал или год, а на уровне конкретных работников в серийном производстве, например, изготавливаются элементарные детали, а горизонт планирования работника может составлять всего один день (заказ-наряд на один день).

Разработка стратегии организации – это не два этапа разработки стратеги и разработки тактики, - это многоэтапный процесс разработки стратегии на всех уровнях иерархии, от уровня организации в целом, до уровня конкретных сотрудников.

Собственно говоря, если мы имеем цель, то мы, в своей деятельности, разрабатываем, с учетом своей политики, и свои частные цели, и программы достижения целей. Сознательно или подсознательно, мы занимаемся разработкой и реализацией своей стратегии. Вопрос только в том, насколько она проработана и насколько она эффективна.

Список литературы.

1. Друкер Питер. Практика менеджмента. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2001. - 398 с.
2. Куинн Джеймс. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
__________________


Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стратегия, тактика и политика"


Спасибо за грамотный текст, только я не понял, а у структурных подразделений, что не может быть долгосрочной стратегии? 19.05.2015 22:44 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегия включает принятые цели деятельности, политики (принципы и нормы) достижения целей, и программы деятельности по практическому достижению целей (Джеймс Куинн).
Подход к разработке стратегии включает:

  1. Разработка системы частных стратегических целей компании, обеспечивающих достижение цели, поставленной перед компанией и постановка их перед менеджерами компании.
  2. Определение политик достижения частных стратегических целей (в рамках заданных политик компании).
  3. Определение программ деятельности по достижению стратегических целей.
И это последовательно разрабатываемая иерархическая система: стратегия компании, стратегия подразделений верхнего уровня, стратегия подразделений нижних уровней иерархии, тактические (операционные) цели нижнего уровня.

Реализация стратегии идет снизу вверх: достигнутые тактические цели нижнего уровня складываются в стратегические результвты более высоких уровней и в результат компании.

03.05.2016 20:35 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегическое управление, как и стратегия, имеет несколько уровней. Высший уровень - это определение стратегических целей компании по основным направлениям: производство и реализация, разработка новой продукции, развитие средств производства, и т.д. и выделение ресурсов под эти направления. Целей, обеспечивающих достижение компанией заданных социально-экономических целей. И управление достижением этих стратегических целей.
Понятно, что данный уровень стратегии и стратегического управления - прерогатива высшего руководства и его нельзя делегировать на нижние уровни (иначе каждое подразделение нижнего уровня будет "тянуть одеяло на себя" стараясь получить наименьшие цели с наибольшими ресурсами).
Однако стратегии достижения заданных конкретных предметных целей с выделенными ресурсами целесообразно делегировать на нижние уровни. На это у высшего руководства не будет ни времени, ни конкретных знаний ситуации нижних уровней.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Стратегия и политика предприятия 5

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОО « ПАВЛОДАРСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД» 8

Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ТОО «ПТЗ» 13

ЗА ПЕРИОД С 01.01.2008 г. ПО 01.07.2008 г. 13

2.1 АНАЛИЗ БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ 13

2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 16

2.3 ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЯ 21

2.4 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

ВВЕДЕНИЕ

Тема данного курсового проекта посвящена рассмотрению вопросов, которые связаны с выбором стратегии деятельности предприятия.

Любая фирма, которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интелектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах. Одним из главных направлений стратегического планирования является бизнес – планирование, которое предусматривает перспективу развития, в случае если он правильно составлен и отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос – стоит ли вкладывать деньги в тот или иной проект, принесет ли он доходы, которые смогут окупить все затраты сил и средств.

Объектом исследования в данном дипломном проекте является существующая система планирования, стратегия и планирование на предприятии. Изучению подлежит оценка финансового состояния предприятия; соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; соответствие имеющихся кадров предприятия; соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; соответствие имеющихся кадров предприятия, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; состав маркетинговых предприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию; трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес – плана.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством выбора стратегии составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами: появляется новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы; изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному для них занятию как борьба с конкурентами; рассчитывая получить иностранные инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по устранению недостатков в системе планирования на ТОО «ПТЗ», а также совершенствованию направлений деятельности предприятия на рынке, поиск путей улучшения действующей технологии производства, нормирования охраны труда.

ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Стратегия и политика предприятия

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и пр.

разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;

выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал) и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансово политики, стратегическими задачами которой являются:

а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

б) оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;

г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия разрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической стратегии предприятия. Она представляет собой долгосрочную финансовую политику. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

анализ и оценка финансово-экономического состояния;

разработка учетной и налоговой политики;

выработка кредитной политики;

управление основным капиталом и амортизационная политика;

управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

управление заемными средствами;

управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

ценовая политика;

выбор дивидендной и инвестиционной политики;

оценка достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии являются перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы – главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике организации.

Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

бюджета доходов и расходов по предприятию в целом и по его филиалам, если они есть;

бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);

капитального бюджета.

Финансовый анализ включает следующие звенья:

оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;

распределение и оценку эффективности движения денежных потокам по сферам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) исходя из стратегии производства и продаж;

определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит и т.д.);

трансформацию денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;

оценку эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности организации.

Финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства – совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач. Внешняя, макроэкономическая среда организации всегда сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя, микроэкономическая среда. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности в значительной степени зависит финансовая политика предприятия.

Государственная финансовая политика может создавать более или менее благоприятные условия для хозяйственного процесса.

В доперестроечный период в Казахстане финансовая политика предприятия не могла существенно повлиять на результаты его хозяйственной деятельности. Финансовая самостоятельность хозяйственного субъекта нередко была настолько мала, что основой финансового успеха предприятия являлись факторы, непосредственно не связанные с его производственной деятельностью.

После перехода к рынку предприятия обрели значительную автономность и самостоятельность, при всем том деятельность их по-прежнему во многом определяется государственной финансовой политикой и зависит от нее. В этом смысле финансовую политику предприятия следует рассматривать как динамичную категорию. Она содержательно меняется под влиянием изменений финансовой политики, проводимой областными, республиканскими (областными, райоными) и местными органами государственного управления.

Реферат >> Государство и право

... предприятием Самара 2010 Содержание Введение 1. Разработка антикризисной стратегии организации 2. Реализация выбранной антикризисной стратегии : тактика ...

  • Стратегия деятельности проектируемого предприятия

    Реферат >> Маркетинг

    ... (в случае ТОО, МП, частного предприятия ). 3.4 Стратегия роста предприятия Стратегию выбирают на основе анализа, проведенного... рынок в качестве стратегии и снижение цены в качестве тактики . Задача дальнейшего роста предприятия может быть...

  • Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами организации

    Дипломная работа >> Менеджмент

    ... предприятия 2.3. Особенности стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в ОАО «КамПРЗ» 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии и тактики ... выработанные на предприятии определенные стратегии и тактики управления человеческими...

  • Просмотров