Каналы вертикальной мобильности(по П. Сорокину). «Социальная мобильность» П.А. Сорокина Вопросы и задания к источнику

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 ) – выдающийся русско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основе которой им были созданы теории социальной стратификации, социальной мобильности; социокультурной динамики и др. Основные работы: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Система социологии», «Социальная и культурная динамика» и др.

Интегральный подход Сорокина к изучению общества . Общество создается людьми. Человеческая личность, по Сорокину, формируется под воздействием космических, биологических, социально-психологических и социокультурных факторов. (Т.е. человек – животное, наделённое инстинктами, сознанием и духовным началом.) Используя все свои способности, человек творит окружающий мир. Следовательно, полное представление о социальном мире можно получить только на основе комплекса данных чувств (плюс приборы их усиливающие), разума, интуиции (озарения).

Социальная мобильность – изменение индивидом, социальной группой или социальным объектом (ценностью) своей социальной позиции; переход их одной страты (слоя) в другую. Сорокин выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную (перемещение в одном социальном слое, например, повторный брак, перемена места работы на равноценное), и вертикальную (перемещение из одного слоя (страты) в другой с изменением социального статуса), при этом может быть как восходящая мобильность, так и нисходящая. Вертикальная мобильность может соответствовать трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая профессиональная). Вертикальная мобильность может быть индивидуальная и групповая. Количественные характеристики мобильности: интенсивность и всеобщность. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоёв (экономических, политических, профессиональных), проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определённый период времени.

Общие принципы вертикальной мобильности (по П.А.Сорокину):

  1. Вряд ли когда-либо существовали общества, в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность
  2. Никогда не существовало обществ, в которых вертикальная мобильность была бы абсолютно свободна
  3. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильность изменяется от общества к обществу
  4. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории
  5. В вертикальной мобильности в трех её основных формах нет постоянной тенденции ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления её интенсивности и всеобщности

По степени перемещения индивидов различаются открытые и закрытые типы обществ. (Например, древнеиндийское кастовое общество и современное демократическое государство.)

Так как вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, Сорокин выделяет «лестницы» или «каналы, лифты » социальной циркуляции, по которым люди могут перемещаться из одного слоя в другой. Наиболее важные каналы по Сорокину: институты армии, образования, политических партий, бизнеса, семьи. Также в любом обществе существуют механизмы («мембраны »), затрудняющие свободный подъем индивида по социальной лестнице. (например, наличие диплома, способностей)


План

План …………………………………………………………………… ……….. 2

Введение ………………………………………………………… ……...……... 3

Теория социальной мобильности П.Сорокина …………………… …... 4

1.Концепция социальной мобильности и ее форма………………………….. 5
2.Характеристики социальной мобильности…………………… ……………. 7
3.Каналы вертикальной социальной мобильности…………………………… 8

Заключение…………………………………………………… ………11

…………………………...……….. 12

Вве дение

К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день. Определить, как осуществляются эти процессы перемещения в социальном пространстве – вот основная цель данной работы.

Теория социальной мобильности П.Сорокина

Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П. Сорокина. Р. Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Здоровое, стабильное, развивающееся общество – это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П.Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой.
Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако, хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается большое количество вялых и неспособных людей. И, напротив, в более низких стратах – талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выровняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П.Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею, с тем чтобы осуществлять ее постоянно и своевременно.

1. Концепция социальной мобильности и ее формы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Пример – международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в высший слой; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этого слоя или вместо них. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом. По выражению Питирима Сорокина, «первый случай упадка напоминает нам падение человека с корабля, второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Вторую форму социального подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Приведем следующие исторические примеры. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

2. Характеристики социальной мобильности

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и скорость вертикальной мобильности. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 40 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Ели мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 40 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или количество страт - экономических, профессиональных или политических, - которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение пяти лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как он преодолел больше статусных уровней за указанный промежуток времени.
Соединив интенсивность и скорость мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой показатель может быть рассчитан отдельно по экономической, политической или профессиональной сфере деятельности.

3. Каналы вертикальной социальной мобильности.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «мембраны», «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, собственность, семья.
Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Во время войны солдаты, проявляя отвагу и храбрость, награждаются очередным званием и используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств путем захвата трофеев, рабов и т.д. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого звания, начав с низших чинов; из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере; Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы относились к сословию простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря карьере, сделанной в армии.
Церковь как канал социальной мобильности возвысила большое число людей: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом, Папа Георгий VII–сыном плотника. Питирим Сорокин, изучив биографии 144 римских католических пап, установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены – среди них было немало королей, герцогов, князей, аристократов и дворян высоких рангов.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. «Длинный лифт» существовал в древнем Китае. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от статуса их семей переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных денег и богатств. Именно они представляют собой один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. То же отмечалось и в последние периоды истории Древней Греции и Рима. По мнению П.Сорокина, лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств: в 29% случаев это фабрикант, в 21% - банкир и биржевик, в 12% - торговец. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не предоставляют таких возможностей.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если брачный союз заключают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, чего им недоставало. Пример нисходящей мобильности можно найти в античном мире: согласно римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Нормой для аристократии была забота о наилучшем воспитании детей, а в бедных семьях родители не могли дать подобающего воспитания и образования. Из членов знатных семей создавалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Зак лючение

Итак, проанализировав данный материал, можно сказать, что социальная мобильность–естественное и неизбежное явление. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которой люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям . По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ. Также едва ли существует такое общество, в котором бы вертикальная мобильность была бы свободной, то есть, отсутствовали бы барьеры.
Таким образом, работа Питирима Сорокина о социальной мобильности считается наиболее важной за всю историю русской социологии, так как он затронул самые главные проблемы общества. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии. Он относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

Список использованной литературы

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 624.
    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. – с. 688.
    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-3-е изд., перераб. и дополн.-М.:Центр, 2000.-244 с.: ил.
    Социология /Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.
    и т.д.................

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

| Романова Кира Степановна,

Институт философии и права « Уральского отделения Российской академии наук,

старший научный сотрудник отдела философии,

" ^Н| кандидат философских наук, доцент,

Екатеринбург, Россия,

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье автор рассматривает роль и значение социальных лифтов для развития общественной динамики. Социальные лифты в истории общества присутствовали с самого начала. Исторические типы государств и форм собственности определяли доминирующее значение этих социальных лифтов, часто параллельно запуская иллюзорные лифты. Разрушение системы социальных лифтов приводит к деградации общества, потому что без них невозможно ни выстроить современное общество, ни запустить механизмы экономического роста.

Ключевые слова:

социальный лифт, мобильность, динамика, личность, государство.

Фундаментальная теория социальной динамики, охватывающая многие столетия, разные страны и культуры, принадлежит выдающемуся основоположнику русской и американской социологических школ Питириму Сорокину, и до сих пор в полной мере не освоена. Анализируя принцип имманентного изменения социокультурных систем, П. Сорокин делает выводы, что: 1) основание (или причина) изменения любой социокультурной системы лежит в ней самой, а не следует ее искать где-то еще; 2) дополнительной причиной изменения системы является окружающая среда, которая, в свою очередь, состоит в основном из имманентно изменяющихся систем; 3) любая социокультурная система, изменяющаяся имманентно, непрерывно порождает ряд имманентных последствий, которые, в свою очередь, изменяют не только среду, окружающую систему, но и саму систему . При

В настоящее время вновь возник повышенный интерес к социальной мобильности как разновидности социальной динамики. Это связано и с глобальной миграцией населения, которая перекрашивает цвет кожи европейского населения, изменяет его религиозность (исла-мизация), и относительным обнищанием народов, и развалом коммунистического лагеря во главе с Советским союзом. Вместе с распадом коммунистической идеологии выросло значение критической парадигмы, фиксирующей обвал нисходящей социальной мобильности и резкое усиление неравенства в постсоветских обществах. Самопонимание обществом своего реального состояния есть лишь основание для поиска путей выхода из него.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социальной позиции,

VII Российский Философский Конгресс

места занимаемого в социальной структуре. Источником социальной мобильности служит социальная неоднородность общества, его социально-экономическое расслоение. Причинами социальной мобильности являются революции и другие подобные изменения, войны и военные конфликты, обогащение, разорение (банкротство). Векторная направленность мобильности может быть горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность -это, прежде всего, территориальная или географическая мобильность. Вертикальная мобильность в свою очередь может быть восходящей, то есть такой, которая «укрупняет» личность, улучшает ее социальный статус во многих отношениях, и нисходящей, которая связана с потерей социальных позиций.

Питирим Сорокин выделял три основных социальных лифта: армия, семья и церковь. На практике существует значительно больше вариантов социальных лифтов. В каждом историческом времени и в каждом обществе своя система социальных лифтов, которая позволяла оптимизировать условия, при которых у человека, независимо от социального статуса его родителей имелась относительная возможность попытаться подняться вверх по социальной лестнице. В советское время общество строило коммунизм, это была глобальная нематериальная идея, которая объединяла народ, и при относительно небогатом народе позволяла добиться успеха обществу в целом на основе энтузиазма и социальной активности личности. В этот исторический период определяющую роль в социальной мобильности играли в качестве социальных лифтов армия, политическая партия (включая комсомол), образование (особенно высшее и возможные за ним аспирантура и докторантура). Особая роль принадлежала тюрьме как социальному лифту. В период обострения репрессий тюрьма являлась нисходящим социальным лифтом. А в 90-е годы прошлого века тюрьма для многих явилась восходящим лифтом, особенно для так называемых «воров в законе» с их «общаками», то есть общими кассами денег, явившимися основой для первичного накопления капитала в новых

рыночных отношениях, где не последнюю роль играли криминальные связи.

90-ые годы - время очередной исторической российской смуты, плоды которой мы пожинаем до сих пор. Озлобленность против богатых, недоверие к властям, обслуживающих их, отсутствие в обществе уверенности в том, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены, сегодня в обществе приводят к социальной апатии как массовидному явлению. Социальная апатия определяется региональными различиями социально-экономического развития, удаленностью их от центра России и провинциальностью. Низкий уровень жизни, люмпенизация, рост радикальных настроений. Все эти перечисленные проблемы имеют одну общую причину - неработающие социальные лифты. Отсюда доминирование горизонтальной мобильности, в первую очередь происки другого географического места жительства.

Социальные лифты развиты в западноевропейских странах, которые декларируют равенство прав человека и стараются обеспечить своим гражданам равные стартовые возможности. Международные социологические данные говорят о том, что запуск «социальных лифтов» во многих государствах третьего мира помогает преодолеть «сырьевую экономику». Для России в настоящее время преодоление доминирования сырьевой составляющей в экономике одна из важных задач. Как отмечает бывший министр экономики А. Кудрин: «Если мы понимаем, что наш ВВП на душу населения вдвое ниже, чем в развитых странах, - значит, надо играть по правилам рыночной экономики. Требуется модернизация, связанная с улучшением положения человека, его возможностями раскрыться не по блату, не по искаженным социальным лифтам, а в силу собственных способностей» .

В современной России ведущее место среди социальных лифтов объективно занимает институт собственности. Совершенно не важен источник и способ накопления собственности. Важен ее объем. Отсюда возникает тотальная коррупция и желание обогатиться любым путем. Возможность уйти от уголовной ответственно-

VII Российский Философский Конгресс

стиза криминальные способы присвоения в особо крупных размерах общественного богатства делают привлекательными территориальные формы мобильности, особенно в те страны, которые легко дают политическое убежище и не выдают чужих преступников.

Власти для её идеологической поддержки всегда требовались профессионально подготовленные, инициативные, самостоятельные, патриотично настроенные люди - их могла подготовить только высшая школа. Высшее образование выступает следующим по значимости социальным лифтом в ряде западных стран. Но состояние российской системы образования таково, что качественное конкурентоспособное высшее образование пока только для богатых и обеспеченных людей. Введение ЕГЭ декларировало уравнение стартовых возможностей абитуриентов, а в реальности у них разный базис знаний, который скрыт за тестами единого экзамена. Поэтому российское образование - лифт весьма ненадежный. Образование, конечно, обогащает личность в духовном и профессиональном плане, но не гарантирует продвижения по социальной лестнице.

Высшая школа в процессе подготовки специалистов помогает преодолеть маргинальность студентов в обществе, которая связана с отсутствием у них прочной и окончательной закрепленности в социальной структуре, неустойчивостью общественного состояния, подвижностью социально-бытовой зависимости в их среде. Это не означает, что влияние социального происхождения на личность студента прекращается, оно продолжает оставаться важным фактором мотивации его социальной деятельности, но действует не прямолинейно, а опосредовано, через формирование профессионально-нравственной культуры, которая способствует интеграции бывшего студента в иную общественную группу.

Семья и брак в качестве социальных лифтов проходят через всю историю общества. В современной России, по данным специалистов Института социологии РАН, дети бедняков, которые составляют практически половину населения страны, просто не способны воспользоваться возможностями, которые предоставляет современный экономический строй. Они

не могут получить качественного образования, найти хорошую высокооплачиваемую работу, делать карьеру. Дети элиты с «младых ногтей» погружены в иную культуру, занимаются иностранными языками, получают престижное образование, в большей части за рубежом, где в момент их пребывания формируются необходимые в дальнейшей социальной мобильности дружеские и деловые связи и отношения.

Институт брака не только в правовом, но и в гражданском виде сегодня востребован в качестве социального лифта, который зачастую выступает в качестве иллюзии. Сотни пособий, как выйти замуж за миллионера, издаются огромными тиражами. Тысячи девушек из провинции (деревень, поселков и малых городов) мигрировали в столицу и крупные города, где водятся богатые, с готовностью продать себя в любом качестве за более благодатные социальные условия жизни. Действительно изменить свой социальный статус удается только единицам с помощью этого социального лифта.

Армия в очень многих странах является доминирующим социальным лифтом. Примером могут служить Аргентина, Бразилия, Израиль и др. В Израиле исторически сложилось так, что служба в армии выступает залогом (социальным лифтом) для успешной политической деятельности. В Советском Союзе армия также являлась одним из доминирующих социальных лифтов. Служба в армии позволяла не только восходить по вертикали внутри ее структуры, но одновременно позволяла мигрировать из деревни в город.

Следующим важным фактором для достижения определенного социального статуса являлось вступление в партию, которое было растянуто во времени (кандидатский срок) и отягощено особыми поручениями. Взаимодействуя между собой, социальные лифты либо ускоряли восхождение по социальной лестнице, либо падение. Например, исключение из партии или комсомола автоматически влекло за собой исключение из вуза.

В настоящее время армия не является особым социальным лифтом. Она представляет интерес только для тех людей, кто профессионально решил себя связать с военным делом.

VII Российский Философский Конгресс

Многие граждане активно ищут причины уклонения от службы в армии, считая нахождение в ней пропащим временем. Политические партии, количество которых неограниченно и общественные статусы которых различны, сегодня тоже имеют ограниченное значение для мобильности личности.

Российское телевидение, другие средства массовой информации организуют десятки разнообразных конкурсных программ, суть которых сводится к одному: прояви себя на конкурсе - и ты станешь известным, востребованным, «звездой». Даже если рассматривать эту модель социального лифта как идеальную (когда участником может стать каждый желающий), он способен продвинуть также лишь единицы. При всей своей кажущейся безобидности такие иллюзорные социальные лифты таят в себе немалую опасность для общества. Они создают иллюзию благополучной вертикальной мобильности, отвлекая общество от реального отсутствия возможностей для продвижения вверх по социальной лестнице.

Нельзя не согласиться с В. Яблонским, директором направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив: «Механизм социального лифта как составляющей социальной мобильности является одним из основных инструментов повышения качества управления социальной сферой в частности и, государством, в общем. Обновление элит через этот механизм при условии его объективности - наиболее действенный способ обеспечить соответствие управленческого механизма общества и государства современным вызовам. В советский период были сформированы устойчивые механизмы вертикальной и горизонтальной мобильности, предоставляющие практически равный доступ к росту по карьерной лестнице, во всяком случае, до определенного уровня, и обеспечивающие схожий уровень жизни специалистов вне зависимости от региона. Сегодня эта система практически демонтирована, а те небольшие фрагменты, которые остались, безусловно, устарели. Общество постсоветского периода сформировало новые квазимодели социальных лифтов, но ключевой их проблемой являются необъективность и от-

сутствие равного доступа к старту (отсутствие публично доступных форм участия)» .

Социальная активность человека биологически предопределена, потому что движение есть способ существования всего живого. При этом окружающая среда существования может как подавлять, так и способствовать активности. Неслучайно президент В. Путин отмечает: «Прежде всего, люди должны почувствовать позитивные изменения - и, в первую очередь, через расширение своих собственных возможностей. Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. В России в полном объеме должна быть сформирована система социальной мобильности, социальных лифтов, соответствующая современному обществу. Нам надо научиться компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемого ею неравенства. » .

Стагнация, общественная апатия, низкий уровень жизни, рост радикальных настроений -все эти взаимосвязанные проблемы имеют общую основу - неработающие социальные лифты. Социальные лифты выступают средством общественной динамики общества, которая позволяет его членам перемещаться из одной социальной группы (сословия, классы, страты) в другую. Без эффективных социальных лифтов и четкой системы пользования ими невозможно запустить механизмы экономического роста и активной социальной динамики современного российского общества. Наличие развитой системы социальных лифтов - это не только залог преодоления социальной несправедливости для человека, но и залог развития государства, которое сможет преодолеть сырьевую доминанту экономики страны.

1. Кудрин Алексей ВШЭ дала рецепт обновления российской экономики «Ведомости», 03.04.2013, № 57 (3319).

2. В.В. Путин. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить, Известия, 16.01.2012 г.

3. Сорокин Питирим Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., СПБ6ЕХГИ, 2000. 1056 с. С. 747-748.

4. Владимир Яблонский. В России сложились неэффективные модели социального лифта, Российская Газета, 14.11.2011г.

VII Российский Философский Конгресс

---------------;- Issledovanie izmenenij vbol"shixsistemaxiskusstva, istiny, e"tiki,

1. Kudrin Aleksej VShE dala recept obnovleniya prava i obshhestvennyx otnoshenij / Per. s angl., SPB6RXGI,

rossijskoj e"konomiki «Vedomosti», 03.04.2013, № 57 (3319). 2000 1056 s S 747-748

2. V.V. Putin. Rossiya sosredotachivaetsya - vyzovy, na 4 Vladimir Yablonskij. VRossii slozhilis" nee"ffektivnye

kotorye my dolzhny otvetit", Izvestiya, 16.01.2012 g. modeli social"nogo lifta, Rossijskaya Gazeta, 14.11.2011 g.

3. Sorokin Pitirim Social"naya i киПшпауа dinamika:

SOCIAL ELEVATORS

AS A MEANS OF SOCIAL MOBILITY

Romanova Юга Stepanovna,

The Institute of Philosophy and Law,

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Associate Professor, Senior Researcher of the Department of Philosophy, Candidate of Philosophical Sciences,

Ekaterinburg, Russia,

E-mail: [email protected]

In the article the author considers the role and value of social elevators for the development of social dynamics. Social elevators were presented in the history of the society from the very beginning. Historical types of states and the forms of ownership are determined the dominant significance of social mobility, often launching in parallel illusionary elevators. The destruction of the system of social elevators lead to the degradation of society, because without them it is impossible either to build a modem society, to launch mechanisms of economic growth.

Social elevators, mobility, dynamics, personality, state.

VII Российский Философский Конгресс

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Савин Владимир Николаевич,

Уральский государственный аграрный университет, доцент кафедры управления и права, кандидат философских наук,

Екатеринбург, Россия

Фатеева Наталья Борисовна,

Уральский государственный аграрный университет, старший преподаватель кафедры управления и права, Екатеринбург, Россия,

Аннотация

В статье анализируются практические аспекты различных современных методологических подходов изучения социальной мобильности, развиваемых в России и за рубежом. Особое внимание уделено взаимосвязи такого аспекта феномена мобильности, как адаптация-дезадаптация. Предложена концепция построения многоуровневой иерархи классификации процессов адаптации и дезадаптации в профессиональной мобильности.

Ключевые слова:

мобильность, социальная мобильность, методология социальных наук, трудовая и профессиональная мобильность, адаптация, дезадаптация.

В современной России становится особо актуальной проблема социальной мобильности . Термин «социальная мобильность» введён в социологию П. Сорокиным. Теоретически последовательное и целостное исследование явления социальной мобильности весьма отчетливо выразил еще П.А. Сорокин, который сразу же указал на необходимость понимания ее как социального процесса. «Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности» . П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт - экономических, профессиональных, поли-

тических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность .

«Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, - писал Сорокин, - мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан

Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»


Среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.



Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения - престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

■■Основные понятия: социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

Проверьте себя

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения... Классы... яв­
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­
паривают существующее распределение власти, преиму­
ществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи­
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­
ства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­
личия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­
альные «лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­
ции, медицины, образования, технические служащие и уп­
равляющие).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­
ства на классы приписывается легендарному римскому ца­
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-


Чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основ­ная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей. <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.


§ 2. Социальные институты

Вспомните:

каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, - это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие - все более сложным.

Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».

Просмотров