Рыночное равновесие и государство. Государственное вмешательство в рыночное равновесие Целью подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие


Абстрагирования

  • Нормативного подхода

    10) На графике исходное рыночное равновесие соответствует точке А. Если цена вырастет до уровня P=33, то избыток товара составит …


    1. приблизительно 10

    2. 7 = 31-24 = s2-d2

    11) На графике показана модель «AD-AS» (совокупный спрос – совокупное предложение).

    Сокращение совокупного спроса в долгосрочном периоде времени …


    1. Не имеет цены

    2. Уменьшит реальный объем производства


    3. Снизит цены

    12) На графике показана модель «AD-AS» (совокупный спрос – совокупное предложение).

    Если кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на промежуточном участке, то увеличение совокупного спроса….


    • Не изменит реального объема производства

    • Не изменит уровень цен

    • Повысит уровень цен

    • Увеличит реальный объем производства
    13) На графике показана модель «AD – AS» (совокупный спрос – совокупное предложение.) Сокращение совокупного спроса в краткосрочном периоде…..


    1. не изменит объема производства

    2. сократит объем производства

    3. снизит уровень цен

    4. не изменит уровня цен

    Задание 20.1 На графике представлены функция спроса и предложения на некотором национальном рынке. Известно, что правительство приняло решение об установлении максимально возможного уровня цены.

    Целью подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие может служить….


    • Повышение доступности товара для потребителей

    • Снижение вероятности разорения продавцов

    • Увеличение объема потребления товара

    • Ограничение объема потребления товара

    Зад 20.2. Примерами рынка, требующими подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие, могут служить рынки …


    • Хлеба

    • Изделий из драгоценных металлов

    • Услуг общественного транспорта

    • Зерна

    Зад. 20.3. Результатом введения «потолка» цены на 40 д.е. меньше, чем равновесная цена, станет появление дефицита товара, равного 7 тыс. шт. (d-s= 11-4=7)


    19) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста

    Тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составит:

    - 0,5385 L =(P – MC) /P = (130-60)/130 = 0,5385


    - 1,1667

    Решение:Чаще всего для характеристики степени рыночной власти используется коэффициент Лернера, определяемый как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства и цены фирмы: , где P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки.


    Он изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии. В этом случае оптимальный объем производства (Q) для фирмы составляет 35 тыс. шт., поскольку предельный доход (MR) и предельные издержки (MC) становятся равными (60 ден. ед.) при данном Q. Этот объем продукции будет продаваться по цене 130 ден. ед.

    19.1) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста (см. выше)

    Тогда монопольная прибыль при оптимальном объеме производства буде равна___тыс. ден.ед.

    + 2450 = (200-130)*35

    55) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста.

    Тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составляет …

    + 0,4375


    - 0,125
    55.1) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы – монополиста.

    Тогда монопольная прибыль при оптимальном объеме производства равна___ тыс.ден.ед.


    - 1600
    55) На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста:

    Тогда монопольная цена при оптимальном объеме производства равна =60 Решение :
    Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оптимальный объем производства и цена продажи определяются нахождением точки пересечения графиков MR и MC, но цена (P) определяется восстановлением из этой точки перпендикуляра вверх до линии спроса, тождественного в данном случае цене, а объем производства (Q) – опущением из этой точки перпендикуляра вниз до горизонтальной координатной оси.
    В данном случае оптимальный для фирмы уровень цены равен 60 ден. ед., поскольку предельный доход и предельные издержки становятся равными при Q = 20 тыс. шт.
    113) На основании данных об уровне инфляции за три года, который составил 6,4 и 5,6 и 3,6% соответственно, можно сделать вывод, что инфляция за указанный период оказалась равна ________%. = (1+0,064)*(1+0,056)*(1+0,036)-1=16,4%

    + 16,4
    - 124, 7

    5,2
    10) На основании данных об уровне инфляции за три года, который составил 3,4, 2,8 и 1,6 % соответственно, можно сделать вывод, что инфляция за указанный период оказалась равна ________%.


    - 8
    13) На основании данных объема производства цен на товары, можно сказать, что индекс потребительских цен 2012 г составил _________ ден.ед. ,если в 2011 принять за базовый


    1. 0,998

    2. 1,035

    3. 1,077

    4. 1,113

    114) На ранних этапах экономического развития общества, когда человек полностью зависит от окружающей среды имел местно… технологический способ производства


    1. Производящий

    2. Присваивающий

    3. Простой

    4. Постоянный
    65 На рынке реализуется товар, не имеющий близких заменителей. Такой рынок называется…

    1. олигополией

    2. монополией

    3. монополистической конкуренцией

    4. монопсонией

    6) На рынке факторов производства под капитальным благом понимается…

    а. прибыль

    б. ценность,приносящая доход

    в. физический капитал

    г. денежный капитал


      1. На рынке установилась цена величиной 131 тыс.руб. за единицу товара. Фирма характеризуется в календарном периоде взаимосвязью объема производства(шт.),переменных и постоянных издержек (тыс.руб.)(данные в таблице)

    Данный рисунок относится к такому виду структур как


    1. Олигополия

    2. Монополия

    3. Монополистическая конкуренция

    4. Совершенная конкуренция

      1. На рынке установилась цена величиной 131 тыс.руб. за единицу товара.фирма характеризуется в календарном периоде взаимосвязью объема производства(шт.),переменных и постоянных издержек (тыс.руб.)(данные в таблице)

    Согласно данным таблицы размер максимально возможной прибыли фирмы составляет

    Ответ : 1179 – 100 – 780 = 299
    62) Национальные экономические системы имеют много общего между собой, но в тоже время они разнятся по многим признакам. Развитие экономических систем во многом определяется научно – техническим прогрессом, что отражается на уровне развития производительных сил. Соответственно, различают страны доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

    Промышленность является ведущим сектором экономики в _____________ экономических системах.

    Закрытых

    + индустриальных

    Открытых

    Постиндустриальных
    63) Национальные экономические системы имеют много общего между собой, но в тоже время они разнятся по многим признакам. Развитие экономических систем во многом определяется научно – техническим прогрессом, что отражается на уровне развития производительных сил. Соответственно, различают страны доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

    В постиндустриальных экономиках основными производственными ресурсами являются…

    Капитал

    - информация

    + знания


    64) Национальные экономические системы имеют много общего между собой, но в тоже время они разнятся по многим признакам. Развитие экономических систем во многом определяется научно – техническим прогрессом, что отражается на уровне развития производительных сил. Соответственно, различают страны доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

    Установите соответствие между типами национальных экономических систем и странами, в зависимости от уровня развития в них производственных сил.

    1. Доиндустриальная экономика

    2. Индустриальная экономика

    3. Постиндустриальная экономика
    3) Нидерланды

    Гренландия

    1) Танзания

    2) Азербайджан


    112 Национальная оборона является примером _____ блага.

    1. Смешанного частного

    2. Чистого общественного

    3. Смешанного общественного

    4. Чисто частного

    113) Невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и в полном объеме определяется в экономической теории как …

    1) ограниченность ресурсов

    2) чрезмерность потребностей

    3) доминирование псевдопотребностей

    4) отсутствие природных ресурсов


    39) Невозможность продавцов при изменении спроса увеличить или уменьшить величину продаж в ситуации кратчайшего равновесия объясняется тем, что предложение является…

    Эластичным

    Неэластичным

    + абсолютно неэластичным

    Абсолютно эластичным


    1. Недвижимый характер –это характеристика фактора производства…
    - Предпринимательской способности

    + Земля
    - Капитал
    40) Не определенные рыночные барьеры входа в отрасль характерны для…

    Монополии

    Олигополии

    Монополистической конкуренции

    + Совершенной конкуренции
    41) Непреодолимые рыночные барьеры входа в отрасль характерны для…

    Монополиситческой конкуренции

    Олигополии

    + монополии

    Совершенной конкуренции


    87 Непредвиденная инфляция приводит к перераспределению богатства от …

    Государства к бизнесу

    + Сферы производства к сфере торговли

    Заемщиков к кредиторам

    Кредиторов к заемщикам
    13) Обратным показателем экономической эффективности использования основного капитала является….


    1. Фондоотдача

    2. Материалистичность

    3. Материалоотдача

    4. Фондоемкость

    18) Общая закономерность отраслевых сдвигов в экономике заключается в заметном...

    Снижении доли сферы услуг

    Увеличение доли добывающих отраслей экономики

    - снижении доли добывающих отраслей экономики

    - увеличение доли сферы услуг
    19 Общества, в котором производственные отношения основаны на использовании информации как фактора производства, называется …


    1. Гуманистическими

    2. Индустриальными

    3. Инструментальными

    4. Постиндустриальными

    132) Общественные отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства проявляются в форме..

    Материально-технических связей

    Организационно-экономических отношений

    + социально-экономических отношений

    Вещественно-энергетических свячен


    123) Общим предметом исследования меркантилистов,физиократов и классиков является…

    1. Достижение общего макроэкономического равновесия

    2. Изучение экономических институтов

    3. Поиск причин богатства общества

    4. Денежное обращение и борьба с инфляцией

    132) Объектом купли-породажи на рынке финансового капитала выступают…


    1. Ценные бумаги

    2. Машины и оборудования

    3. Сырье и материалы

    4. Права распоряжения ценностями

    133) Объем инвестиций непосредственно зависит от..(не менее 2-х вариантов)

    + реального объема национального дохода

    + реальной ставки процента

    Курса евро

    Величины ренты
    75) Объем инвестиций не зависит от…

    Ожидаемой нормы чистой прибыли

    Экономических ожиданий

    Реальной ставки процента

    + курса национальной валюты

    123) Объем сбережений семьи в позапрошлом году составил 6400 ден. ед., в прошлом – 6800 ден. ед. Если известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,6, то прирост располагаемого дохода составил ______ ден. ед. = (6800-6400)/(1-0,6) = 1000

    124) Объем сбережений в прошлом году составил 500 ден.ед. По итогам текущего года (за аналогичный период)сбережения выросли на 150 ден.ед. Если средняя склонность к сбережениям равно 50%,распологаемый доход равен ____ден.ед.


    1. 300

    2. 1300

    78) Объектом современного рынка труда выступает…


    1. Способность к труду

    2. Работодатель

    3. Заработная плата

    4. Работник

    58) Объем сбережений в прошлом году составил 460 ден. ед. По итогам текущего года (за аналогичный период) сбережения выросли на 49 ден. ед. Если средняя склонность к сбережениям равна 40%, то располагаемый доход текущего периода равен ___________ ден.ед.

    + 203,6 аps=s/y


    - 1027,5
    94) Одной из причин существования естественного уровня безработицы является

    Развитая инфраструктура рынка труда

    Устойчивость заработной платы

    Отсутствие структурных изменений в экономике

  • Государство с древних времен воздействует на рыночное равновесие. Выделяют прямые и косвенные воздействия государства на рыночный механизм. Примером косвенного воздействия государства на рыночный механизм – налоговая политика. Более жестким инструментом государственной политики является прямое воздействие государства на рыночный механизм путем установления максимальных и минимальных цен.

    Максимальная цена (“социально низкая цена”) устанавливается государством в целях защиты малоимущих потребителей на социально-значимые товары (продовольствие, лекарства).Максимальная цена (Р max , рис.13) – верхняя граница цены, “потолок” цены.

    Максимальная цена всегда меньше равновесной. Естественное следствие установления максимальной цены - возникновение дефицита (Q dmax > Q smax) и превращение его в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется, а кривая предложения тем самым искусственно “отрубается” до отрезка S 1 S 2 . Реальный объем продаж данного товара сократится до Q smax (Q smax < Q Е). Общество столкнется с необходимостью нормирования распределения этого товара неценовыми методами (карточная система, очереди, списки). Затраты покупателей на приобретение товара будут выражаться не только в деньгах, но и в виде потери времени и нервной энергии.

    Максимальная цена порождает “черный” (нелегальный) рынок. Продажа товара на “черном” рынке сопряжена с дополнительным риском и ростом издержек. Кривая предложения сдвигается влево. Отрезок S 2 S 3 показывает предложение в условиях “черного” рынка. Из графика видно, что предложение сокращается, а цена “черного” рынка ‑ теневая цена (P 1) выше не только максимальной (Р mах), но и равновесной цены (Р Е). Разность между равновесной ценой (Р Е) и теневой ценой (P 1) представляет плату за риск. Что касается суммарного объема продаж в случае установления максимальной цены, то даже с учетом проданного начерном рынке, он будет меньше равновесного объема (Q s1 < Q Е). Следовательно, даже дополненное “теневой” экономикой государственное вмешательство в рыночный механизм не решает поставленной цели и разрушает рыночный механизм.

    Минимальная цена - другой вариант регулирования цен устанавливается государством с целью поддержки тех или иных отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле.Минимальная цена (P min , рис.14) - нижняя граница цены, ее “пол”.

    Минимальная цена всегда больше равновесной. Установление минимальной цены приводит к избытку, затовариванию (Q smin > Q dmin), которое становится хроническим по тем же причинам, что и дефицит в случае установления максимальной цены. Кривая предложения в случае установления минимальной цены принимает вид ломаной линии с горизонтальным отрезком на уровне “пола”, цены P min (рис.14). Избыток товара вынуждает правительство прибегать к различным способам стимулирования спроса или сокращения предложения. Здесь, так же как и при установлении максимальной цены, государства подменяет рыночный механизм. Следует заметить, что минимальная цена толкает производителей к противозаконной продаже излишков по более низкой цене, вплоть до цены равновесия (P Е), что означает появление теневой экономики.

    Итак, государственное установление верхнего или нижнего предела цен подрывает рыночный механизм, нарушает рыночное равновесие, приводит к сокращению объема реализованной продукции по сравнению с равновесным объемом, порождает теневую экономику.

    Выводы:

      Рыночная экономика – это экономическая система, базирующаяся на частной собственности, на факторы производства, общественном разделении труда, на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами.

      Основные черты рыночной экономики:

      разнообразные формы частной собственности;

      экономическая свобода;

      экономическая ответственность;

      всеобщность рынка;

      конкуренция;

      свободное ценообразование;

      Рынок – система экономических отношений обмена между производителем и потребителем.

      Функции рынка:

      информационная;

      регулирующая;

      санирующая;

      ценообразующая;

      контроля.

      Преимущества рыночной экономики:

      свобода выбора и действий хозяйствующих субъектов;

      высокая адаптивность и гибкость к изменяющимся условием экономики;

      способность к быстрому удовлетворению потребностей людей;

      стимулирование эффективного использования ограниченных ресурсов и др.

      Недостатки (фиаско) рынка:

      неспособность к решению стратегических фундаментальных проблем;

      не обеспечивает решение социальных проблем;

      не стимулирует развитие социальных отраслей экономики.

      Основные механизмы рынка – спрос, предложение, цена.

      Спрос – реализованная платежеспособная потребность. Влияют на спрос ценовые и неценовые факторы. Закон спроса: при данных условиях с увеличением цены объем спроса снижается и наоборот. Зависимость обратная.

      Предложение – товары и услуги, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Влияют на предложение ценовые и неценовые факторы. Закон предложения устанавливает прямую зависимость между ценой и величиной предложения.

      Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос соответствует предложению. Параметры равновесия:

      Q d = Q s = Q E

      P d = P s = P E

      Эластичность – степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов. Различают:

      эластичность спроса по цене;

      эластичность спроса по доходу;

      перекрестную эластичность.

      Эластичность предложения – степень изменения предложения в ответ на изменение воздействующих на него факторов. Различают:

      эластичность предложения по цене;

      перекрестную эластичность предложения.

      Теория эластичности имеет широкое практическое значение: в налогообложении, разработке ценовых стратегий и т. д.

    Вопросы для повторения

      Можно ли создать рыночные отношения решением верховной власти?

      Существует ли абсолютная экономическая свобода?

      Можно ли утверждать, что конкуренция способствует стабилизации экономики?

      Сформулируйте закон спроса и закон предложения. Применяется ли в этом случае принцип “при прочих равных условиях”?

      В чем отличие действия ценового фактора и неценовых факторов спроса и предложения?

      Почему неэластичен (по цене) спрос на соль?

      Какие товары следует относить к качественным при анализе эластичности спроса по доходу?

      Приведите примеры практического использования теории эластичности.

    Самым мягким и "цивилизованным" орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. В результате роста налоговых ставок на рынке установиться новое равновесие при котором объем товара снизится, а цена возрастет.

    Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, поскольку оно уже затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь в распоряжении государства имеются снова два метода: установление верхнего ("потолка") и нижнего ("пола") пределов цены.

    Например, введение максимальной верхней границы цены (так называемой "социальной низкой цены"), устанавливаемой, разумеется, ниже цены равновесия в целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта, обуславливает не только возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объемом спроса QD объема предложения Qs, но и превращение этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется.

    Покупатели такого "социально регулируемого" товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения (рационирования) теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки, потери времени и нервной энергии не только на стояние в очередях, но и на поиск нужной очереди, причем без гарантии получения желаемого товара. Очевидно, что возникающее "равновесие" не может быть устойчивым. Возможности покупателей заплатить за данное количество товара определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса PD в каждом данном конкретном случае.

    Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ, да и неприятных переживаний. Размер этой дополнительной платы будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, чем дороже стоит сэкономленное время и душевное спокойствие каждого конкретного покупателя. С другой стороны, и неудовлетворенные низкой государственной ценой продавцы наверняка выдвинут из своих рядов энтузиастов, готовых пойти на дополнительные издержки по "доставанию", а затем и производству дефицитного товара и обеспечение необходимой поддержки властей вплоть до подкупа государственных служащих, работников правоохранительных органов и т.д.

    В результате практически неизбежным дополнением достаточно длительного государственного контроля за ценами становится теневая экономика, или "черный рынок". Можно заметить, что при этом цена всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка, а суммарное количество проданного на регулируемом государством и дополняющем его "черном" рынках товара всегда будет меньше соответствующего объема на свободном рынке.

    Таким образом, даже "доукомплектованное" теневой экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка. Государство может попытаться снизить остроту этих проблем и уравнять на определенный период объемы спроса и предложения, увеличив предложение путем использования своих резервов в размере товарного дефицита (QD-QS).

    Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела ("пола"). Чаще всего это связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. В этом случае уже объем предложения Qs начинает постоянно превышать объем спроса QD и возникающее при этом в размере qs-qd затоваривание также становится хроническим.

    На свободном рынке накопление непокупаемых товаров на складах неизбежно приводит к снижению цен на них и последующим распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность ценового урегулирования возникшей ситуации сопровождается административными запретами, объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса уровне, явно меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цена по-прежнему превышает рыночную.

    Кроме того, и здесь могут быть случаи противозаконной продажи излишков по цене ниже государственной и даже "теневой" цены равновесия, а также начаться поиски обходных путей, прикрывающих такую продажу части накопленных неликвидов по фактически пониженным ценам (например, те же встречные услуги или увязка таких продаж со сделками с дефицитными товарами в один пакет). А это опять-таки будет означать появление дополнительных каналов формирования теневой экономики. Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав "А", говорить и "Б", и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также (возможно, такими средствами, как выплата премий тем производителям, которые согласятся сократить производство) стремится сократить величину предложения приблизив к величине спроса.

    Но это ведет лишь к перемещению внешних признаков "болезни" в другие области, а фактически загоняет ее внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия. Итак, при административном регулировании цен, независимо от того, ограничивается ли при этом действие рыночного механизма ценообразования верхними или нижними пределами, неизбежно происходит сокращение объема реализуемого товара, даже с зачетом его количества, приходящегося на «черный рынок». А это означает снижение возможностей для экономического развития.

    Само же административное вмешательство в рыночное ценообразование нередко прямо стимулирует формирование и разрастание теневой экономики, что никак не способствует укреплению государства и установлению правопорядка.

    Еще одним способом воздействия государства на рыночные процессы является регулирование количества обращающегося на рынке товара. Для стран с развитой рыночной экономикой такими инструментами являются, как правило, лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные количества продаваемых ли покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Очевидно, что они должны быть меньше, чем равновесные количества на свободном рынке, иначе ограничения не оказывали бы никакого влияния.

    В этом случае кривая предложения квотируемого товара снова приобретает вид ломаной вертикальной при достижении объема квоты, а цена, устанавливающаяся на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой свободного рынка. Подобная ситуация похожа на возникающую в результате установления верхнего предела цены на уровне с тем лишь отличием, что в данном случае «черный рынок» может и не возникать -- ведь он фактически легализован в районе квотируемого объема. Конечно, это не исключает его существования и в "нормальном", уже рассмотренном выше виде, когда продавцы начинают обходить административные запреты, производя продажу товара сверх установленного предела, в том числе и контрабандным путем.

    Единственным, по сути внешним отличием возникающих при этом теневых процессов от случая с регулированием цен является то, что формирующаяся цена «черного рынка» не больше, а меньше легальной цены, однако обе они по-прежнему выше равновесной цены свободного рынка.

    В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей, теневые процессы могут иметь дополнительную специфику действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара, когда планируемое и производимое по такому плану количество товара превышает равновесное количество. Подобное дотирование также является неотъемлемой частью функционирования все того же "затратного механизма".

    Можно отметить, что помимо самих дополнительных государственных расходов "под план", такое дотирование нередко поощряет потребление данных товаров в количествах, превышающих необходимые. При этом сдерживаются стимулы к производству и потреблению более качественных товаров-заменителей, а это оказывает прямое негативное влияние на научно-технический прогресс и экономическое развитие. Подводя итоги анализу воздействия государства на рыночное равновесие, следует подчеркнуть, что ни одна страна не обходится без него. Но при этом важно правильно представлять себе последствия административного вмешательства и выбирать средства, наиболее соответствующие преследуемым целям. С помощью модели спроса и предложения можно предсказывать последствия различных программ регулирования рыночных цен и расходы на них.

    Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена как несовершенством отдельных рынков, так и необходимостью решения макроэкономических задач. Основными методами государственного регулирования рынка являются: государственный контроль над уровнем цен, введение налогов, предоставление дотаций, установление рыночных квот.

    Фиксирование цен осуществляется государством в следующих случаях:

    1) равновесные цены представляются обществу слишком высокими (государство устанавливает их уровень ниже равновесных, вводя максимальный уровень или потолок цен);

    2) равновесная цена представляется слишком низкой для поддержки товаропроизводителей (государством законодательно устанавливаются цены выше равновесного уровня, так называемые минимальные цены или нижний уровень цен).

    В первом случае возникает дефицит товара (избыток спроса), а во втором - излишек товара (избыток предложения). Эта ситуация отражена на рис. 3.9.

    Рис. 3.9. Фиксация цен

    Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию, что чаще всего является следствием политического давления на правительство со стороны сельхозпроизводителей. Однако в этом случае правительство должно решать проблемы, связанные с возникновением избытка продукции на рынке. Часто правительство закупает весь этот излишек на деньги налогоплательщиков. Но оно не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведёт к понижению рыночных цен.

    Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку в этом случае государство составляет конкуренцию своим же частным экспортерам на внешнем рынке, тем самым сокращает частный экспорт, что приводит к увеличению предложения и падению цен внутри страны. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования (хранить, уничтожать, оказывать безвозмездную помощь другим странам и т.д.).

    В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может установить каждому производителю квоты на объём производимой продукции или пределы посевных площадей, может платить премии за их сокращение и т.д. Это приведёт к сокращению предложения и снижению избытка продукции. Но эти меры требуют создания специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т.д. В связи с этим многие зарубежные экономисты подвергают сомнению экономическую целесообразность установления государственных фиксированных цен выше уровня цены равновесия.

    При установлении потолка цен ниже равновесного уровня государство, как правило, пытается решить те или иные социальные проблемы. Например, если равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п. Вследствие введения фиксированных цен ниже равновесного уровня возникает устойчивый дефицит товаров.

    Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам физической возможности получения данного товара .

    Другое негативное последствие установления административной цены ниже равновесного уровня - возникновение «чёрного рынка» с очень высокими ценами. Чёрный рынок является спутни-

    ком дефицита, так как часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. В результате низкая цена приводит к ограничению объёма предложения на уровне Q s 2 . Этот фиксированный объём продукции приводит к смещению кривой предложения из положения S в положение Si и формированию цены чёрного рынка на уровне P 2 , значительно превышающем равновесный уровень Р Е (см. рис. 3.9). В итоге отмечается снижение уровня благосостояния потребителей.

    ^ Иллюстративная задача

    Спрос и предложение описываются уравнениями: Q d = ~ = 8000 - 12Р и Q s = 4Р- 750. Как сложится ситуация на рынке,

    если административно будет установлена цена, равная 500 ДЕ? Какой при этом будет цена «чёрного рынка»? Решение

    При Р = 500 ДЕ Q d = 8000 - 12 500 = 2000 шт., а Q s = = 4 · 500 - 750 = 1250 шт. Так как Q d > Q s , на рынке сложится ситуация избытка спроса (дефицита товара) в размере 2000 - 1250 = 750 шт.

    При Р = 500 ДЕ производители будут поставлять на рынок объём продукции, равный 1250 шт. Подставим этот объём в уравнение спроса: 1250 = 8000 - 12Р, 12Р = 6750, Р = 562,5 ДЕ. Это и есть цена «чёрного рынка», намного превышающая государственную цену.

    Противодействуя дефициту, государство может либо увеличить предложение недостающих благ за счёт дополнительных закупок за рубежом, либо уменьшить спрос на товар путём рационирования, т.е. установления ограничений на объёмы покупок (например, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать потребление дефицитных товаров). Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен .

    Рационирование - это ограничение государством объёма закупок на определённые товары.

    Косвенные налоги. Механизм уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин) предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 3.10).

    Рис. 3.10. Изменение рыночного равновесия под влиянием косвенного налога

    Продавец будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога. Это приведёт к смещению кривой равновесия влево вверх и установлению новой точки равновесия (E 1), которой будет соответствовать новая, повышенная равновесная цена (E ei) и новое, уменьшенное равновесное количество (Qet)- Это значит, что покупателю придётся платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придётся отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом

    налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только Ps, что явно меньше, чем Р Е.

    Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров (Т· Q 1). На графике они составят прямоугольник P s Р Е1 Е 1 А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть - продавцы.

    На рис. 3.10 видно, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя, т.е. государство с помощью налогов изымает в свою пользу их часть. При этом заштрихованный треугольник АЕЕі, отражающий ещё одну часть сокращения объёма излишков потребителя и производителя, не войдёт и в доходы государства, т.е. просто пропадёт, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.

    I- "* Иллюстративная задача

    0 Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 100 - Р и Q s = 2Р - 50. Государство вводит 10%-й налог с продаж. К каким последствиям это приведёт?

    После введения налога изменится функция предложения, так как 10 % от цены нужно будет заплатить в виде налога. Следовательно, у предприятия останется 0,9Р, тогда функция предложения будет описываться выражением Q s = 2Р · 0,9 - 50.

    Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 100 - Р = 2Р · 0,9 - 50, следовательно, P e * = 54 ДЕ, Q e * = 46 шт.

    До введения налога: 100 - Р = 2Р - 50, следовательно, P e = 50 ДЕ, Q e = 50 шт.

    Таким образом, равновесная рыночная цена выросла на 4 ДЕ, а равновесный объём снизился на 4 шт.

    Степень воздействия косвенных налогов на объём продаж, а также распределение налогового бремени зависят от наклонов линий спроса и предложения. Потребители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии спроса, либо при горизонталь-

    ной линии предложения. Производители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии предложения, либо при горизонтальной линии спроса . Чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем большая часть налога ложится на потребителей и меньшая - на производителей. Учитывая, что с течением времени эластичность предложения увеличивается, то всё большая часть налога перекладывается на плечи потребителей.

    Таким образом, введение налогов вызывает сдвиг кривой предложения влево, повышение рыночной цены и сокращение объёмов продажи товаров.

    Субсидии и дотации. Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии и дотации.

    Субсидия (subsidy) - разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.

    Дотация - государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

    Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя (поддержать убыточное предприятие или дорогостоящий высокотехнологичный проект). Дотации или субсидии (Н) вызывают смещение кривой предложения (рис. 3.11) из положения S в положение S 1 . В результате возникает новая точка равновесия (E 1) и соответствующие ей равновесная цена (Pe 1) и равновесный объём (Q e 1).

    За каждый проданный товар производитель получит доплату (Н), т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет

    Общая сумма затрат государства на субсидии равна величине потоварной субсидии, умноженной на число проданных товаров что на графике соответствует площади прямоугольника

    Рис. 3.11. Изменение рыночного равновесия под влиянием дотации

    По сравнению с прежней равновесной ценой Р Е производи-

    производителю, ни потребителю, фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить - часть суммы дотации пропадает.

    Иллюстративная задача

    Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 1200 - 5Р

    и Q s = 500 + 5Р. Государство предоставляет субсидию производителю в размере 10 ДЕ на одну единицу продукции. Как изменятся равновесная цена и равновесный объём после введения субсидии? Чему будет равна цена реализации продукции для производителя?

    После введения субсидии в размере 10 ДЕ на единицу продукции изменится функция предложения: Q s = 500 + 5 (Р+10). Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 1200 - 5Р = 500 + 5 (Р +10). Следовательно, Р Е = 65 ДЕ, Q e = 1200 - 5 · 65 = 875 шт.

    До введения субсидии рынок характеризовался параметрами: 1200 - 5Р = 500 + 5Р, следовательно, Р Е = 70 Де, Q e = 850 шт.

    Таким образом, равновесная рыночная цена снизилась на 5 ДЕ, а равновесный объём вырос на 25 шт.

    Цена производителя составит: P s = P 0 + Н = 65 + 10 = = 75 Де, что выше первоначального равновесного уровня

    на 5 ДЕ (Pq = 70 ДЕ).

    Таким образом, введение правительством субсидий и дотаций производителям вызывает сдвиг кривой предложения вправо, увеличение равновесных объёмов производства продукции, снижение равновесных цен. Субсидирование потребителей вызывает соответственно рост доходов потребителей, сдвиг кривой спроса вправо, повышение рыночной цены, увеличение равновесного объёма продаж. В любом случае дотирование и субсидирование влекут за собой увеличение излишков потребителей и производителей, рост их благосостояния.

    3.Ограничение объема потребления товара

    4.Снижение вероятности разорения продавцов

    2.Примерами рынка, требующими подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие, могут служить рынки…

    1. Хлеба

    3. Услуг общественного транспорта

    4. Изделий из драгоценных металлов

    3. Результатом введения «потолка» цены на 40 ден ед. меньше, чем равновесная цена, станет появление дефицита товара, равного … тыс штук

    3.6. ПРОДАВЦЫ ЛИЦЕНЗИОННЫХ DVD -дисков

    ПРОТИВ ПИРАТОВ. Тема 8

    По данным Российской антипиратской организации, в России в 2009 г. было продано 70 млн. DVD-дисков примерно на 70 млн. долл., изних легально - около 10 млн. Компании Warner Home Video и Universal Pictures International решили снизить цену на лицензионные DVD-диски, продаваемые в России, с 300 - 350 до 199 руб. за диск. За счет этого ли­деры продаж видеопродукции надеялись потеснить пиратов, продаю­щих нелегальные копии по 150 руб. и ниже. ПродавцыDVD-дисков по­лагали, что новая цена благотворно отразится на объемах продаж лицензионной продукции. Они прогнозируют рост объема продажDVD-дисков на легальном рынке на 30%.

    Вопросы к кейсу

    1. Проанализируйте ситуацию на рынке видеопродукции с пози­ции теории спроса и предложения.

    2. Дайте на содержательном уровне экономическое обоснование ожиданиям продавцов лицензионной видеопродукции.

    3. Почему продавцам лицензионной видеопродукции удастся по­теснить пиратов, ведь цена на лицензионныеDVD-диски будет все-таки выше цены пиратских дисков?

    3.7. Молочная продукция. Тема 9

    Предприятие–производитель молочной продукции «Сергеевский» запустил новую технологическую линию по выпуску йогурта с фруктовым наполнителем «Сластена». Среди потенциальных конкурентов в данном рыночном сегменте руководство предприятия «Сергеевский» выделяет йогурты «Бифифрукт» и «Виталь». Планируемая рыночная цена, по которой будет реализовываться йогурт «Сластена», составляет 30 рублей. Функция предложения имеет вид Qs=0.4P+20, гдеQs– объем предложения (тыс. 1–литровых бутылок йогурта),P– цена (рублей за 1–литровую бутылку йогурта).

    1. После выхода товара на рынок функциональная зависимость между ценой «Сластена» и объемом спроса на йогурт приобрела следующий вид: Qd=80–2pгдеQd– объем спроса (тыс. 1–литровых бутылок йогурта),P– цена ((руб. за 1–литровую бутылку йогурта). Тогда равновесная рыночная цена йогурта «Сластена» составит … рублей

    0.4P+20 = 80–2p2.4 Р = 80–20 2.4 Р = 60 Р = 60: 2.4 = 25

    2. Государством с целью восполнения бюджетного дефицита было принято решение о введении потоварного налога на производителей молочной продукции. При этом параметры равновесия на рынке йогурта «Сластена» могли измениться следующим образом

    1.Кривая предложения сместилась влево

    2.Равновесная цена снизилась

    3.Равновесная цена возросла

    4.Кривая спроса сместилась вправо

    3.Установите последовательность результатов введения правительством потоварного налога на производства йогурта

    2.Сокращение объема продаж

    1.Повышение рыночной цены

    3.Уменьшение объема производства

    4.Увеличение издержек производства

    4. В результате неудачной организации предпринимательской деятельности производитель йогурта «Виталь» объявил о прекращении своей деятельности и выходе из отрасли, поэтому основным конкурентом выпускающим товар–субститут стал производитель «Бифифрукт» По итогам маркетинговых исследований отрасли стало известно, что при повышении цены «Бифифрукта» на 2%, объем спроса на «Сластену» увеличивается на 4%. Исходя из имеющихся данных, коэффициент перекрестной эластичности спроса на «Сластену» по цене «Бифифрукта» будет равен.. 4: 2 = 2

    Просмотров