В каких организациях должен вестись воинский учет. Организуем воинский учет. Кто ведет воинский учет и бронирование в организации

Законодательством подразумевается, что все работодатели заинтересованы в обеспечении обороноспособности РФ человеческими ресурсами.

С этой целью в организациях должен осуществляться воинский учет, инструкцию по ведению которого в 2018 году рассмотрим в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что это такое?

Под воинским учетом понимают систему постановки на учёт всех работников, подлежащих призыву по возрасту в едином реестре данных и регулярное обновление этой информации.

Благодаря этому государство следит за аккуратностью выполнения гражданами своего долга перед Родиной и эффективно отслеживает случаи, когда человек эту обязанность пытается игнорировать.

При осуществлении процедуры кадров наниматель опирается на нормы , закрепленные в федеральном законодательстве РФ (Федеральный закон №53-ФЗ ; Постановление Правительства РФ № 719 – Положение о воинском учете).

Необходимо учитывать, какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету. По закону это:

  • лица мужского пола, не имеющие ограничений по здоровью;
  • лица женского пола, чья профессия находится в перечне приложения к Постановлению Правительства №719.

Кто не подлежит воинскому учету:

Кто занимается ведением?

Кто должен вести учет, в законе не прописано. Обычно это бремя в фирме возлагают на кадровую службу . При этом следует опираться на численность штата в организации.

Специалист, занимающийся делами военного учета, обязан получать доплату за эту работу . Оформляют совместительство, также расширение зон обслуживания или увеличение требуемых работ (ст. 60.2 ТК РФ). Мало того, на это должен сам работник дать письменное согласие.

Проект приказа о назначении на должность кандидата, либо о его перемещении или освобождении от обязанностей, равно как и алгоритм планируемых мер в этой сфере, генеральный директор обязательно согласует с военным комиссаром .

Если человек, отвечающий за военно-учетный стол, заболел или отсутствует по другим причинам, босс особым приказом возлагает его обязанности на другого подчинённого и вверяет ему все сопутствующие бумаги.

Образец приказа о назначении (кликабельно):

Военные комиссариаты и муниципалитет систематически проверяют отношение бизнесменов к пополнению Вооружённых Сил. Каждые двенадцать месяцев осуществляется проверка в фирмах, где трудятся от полутысячи человек. В остальных проверки случаются раз в три года или чаще.

При этом проверяют:

  • все ли работники зарегистрированы в военно-учетном столе;
  • достоверность информации;
  • правила оформления документов;
  • наличие нарушений.

В соответствии с нормами законодательства, помимо расписок и справочных документов, фирмы обязаны вести особый журнал проверок , подписанный генеральным директором предприятия. Документ обязательно регистрируют, прошнуровывают и опечатывают.

На каждого кадра заводят свою личную карточку (Т-2 и Т-2ГС).

В свою очередь, HR или директор проверяет:

  • отметку, касающуюся воинской обязанности, стоящую в общегражданском удостоверении личности;
  • правильность заполнения и подлинность предоставляемых бумаг;
  • присутствие отметок о постановке на учет;
  • сведения о предыдущем месте работы, семейном статусе;
  • временную или постоянную регистрацию.

Отсутствие у кандидата документа, касающегося его службы в армии считается законным основанием для отказа от сотрудничества с ним .

  • Категория запаса 1: рядовые и сержанты, прапорщики и мичманы до 35 лет, офицеры и высший руководящий состав до 45-60 лет;
  • Категория запаса 2: солдаты 35-45 лет, руководящий состав 45-60 лет;
  • Категория запаса 3: солдаты 45-50 лет, офицеры 50-60 лет, женщины 45-50 лет.

Пошаговая инструкция и документы

Грамотная организация с нуля военнообязанных кадров в фирме включает этапы:

Для последнего существуют установленные требования. Листы документа оформляются в виде таблицы с графами:

  • дата проведения;
  • кто проводит проверку – фамилия, имя, отчество и должность;
  • результаты, недостатки, оценка;
  • решение директора по вопросам устранения недочетов.

У всех, принятых в фирму на работу, руководство обязано тщательно изучить документы, в том числе и в отношении воинской обязанности .

Военнообязанные кандидаты на должности должны при себе иметь военный билет либо приписные свидетельства . Служба персонала, проверяя документацию, должна уделять повышенное внимание соответствию и подлинности содержащейся в бумагах информации.

Посмотрите подробное видео о ведении воинского учета на предприятии:

Личная карточка трудящегося содержит:

  • паспортную информацию;
  • полное название должности;
  • данные о семейном статусе;
  • образование;
  • адрес проживания.

Документация хранится обычно в особой картотеке.

В карточках сотрудников часто фигурируют аббревиатуры , которые не всегда понятны специалисту во воинскому учету. Так, к примеру, много сложностей вызывает сокращение ПСС, обозначающее звания:

  • офицеры : служащие от лейтенанта до полковника;
  • ПСС : от младшего сержанта до старшего прапорщика/мичмана;
  • рядовые и ефрейторы : солдаты и матросы.

Также ответственные за учет часто путаются в понятиях “забронированные сотрудники” и “незабронированные”. К забронированным относят тех, кто в случае общей мобилизации не призывается к военным действиям, а остается на своем рабочем месте.

Сложности возникают и с тем, что писать в графе “состоит на учете “. Сюда следует вносить информацию о виде учета, которому сотрудник – общему или специальному . К последнему относят забронированных граждан.

Военные билеты и карточки Т2 учитываются в специальном журнале. Бланк журнала скачайте .

План работы

В мелких предприятиях, где подлежащих учету менее пяти сотен, контроль за ними осуществляется одним специалистом в порядке совместительства . Как вести учет, если служащих гораздо больше?

В крупных организациях, где трудятся до двух тысяч военнообязанных, создают военно-учетный стол. В этом случае выделяется отдельная ставка для занимающегося этим вопросом, а при большом количестве подлежащих учету кадров (от двух до четырех тысяч) – две и далее по одной ставке на каждые последующие три тысячи кадров.

Директора фирм должны выделить для выполняющих обязанности учета специальные помещения и железные шкафы . Расходы, связанные с ведением военного учета, возлагаются на руководство организации.

Все люди, чьи обязанности так или иначе имеют отношение к учету, освещаются в специальном приказе, изданным генеральным директором и согласованным с военным комиссариатом или с муниципалитетом в тех административных единицах, где нет военкоматов.

С ними согласуются также все действия по перемещению и сотрудников, имеющим отношение к воинскому учету. Исключение составляют учреждения, где есть мобилизационные органы .

Учет в отношении потенциальных рекрутов и “запасников” осуществляется по личным карточкам (форма Т-2, раздел 2) или личным карточкам госслужащих (форма Т-2ГС).

В число документов военного учета, на основании которых оный и осуществляется, входят:

  1. удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (документ установленного формата, имеет обложку с изображением Герба РФ и соответствующей надписью);
  2. военный билет;
  3. справка взамен военного билета;
  4. временное удостоверение.

Военный билет облачен в зеленый переплет с гербовым изображением и титулом: “Российская Федерация. Военный билет офицера запаса”. Обложки документов, выдаваемых до 1994 и 2000 года могут отличаться и иметь гербовой оттиск СССР и соответствующую надпись.

Справка выдается только с целью идентификации некоторых военнообязанных , у которых в силу каких-то причин не нашлось нужных бумаг для оформления военного билета. Она также имеет гербовой оттиск и печать военкома. Но отправить туда запрос и проверить всё же не помешает.

Временное удостоверение выдается не более чем на месячный срок. Но продлевают и до трех, если нужная документация для оформления “военника” за первые тридцать дней не поступила.

В каждом учреждении HR отдел оформляет агитационно-просветительский стенд , посвящённый армейской службе.

Ответственность за нарушения

Нарушение правил воинского учета чревато неприятностями и штрафом для глав организаций. Административная ответственность грозит за:

  1. Непредоставление в контролирующий орган данных о будущих рекрутах (до тысячи рублей);
  2. Умалчивание директорами о вызове подчиненного в комиссариат.

Последнее также чревато небольшими деньгами – до тысячи рублей. Но неоднократные нарушения могут повлечь за собой повышенное внимание государства и более высокую степень ответственности.

Ведение воинского учета – ответственная и трудоемкая работа, которая требует повышенного внимания и ответственности со стороны исполнителя и начальства, а также дополнительной оплаты. Просто так, ничего не объясняя, взять и назначить по своему желанию кандидата глава фирмы вправе, но только по согласованию с самим претендентом и с военным комиссаром.

1. Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета). Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об обороне" , "О воинской обязанности и военной службе" , "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и Положением постановлением

2. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

3. Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

4. Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

5. Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу;

Женского пола, имеющие соответствующие военно-учетные специальности, указанные в приложении к Положению о воинском учете.

6. Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных федеральных органов исполнительной власти составляют планы по направлению их для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

10. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719.

Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту временного пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом Положением о воинском учете применительно к организациям.

Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту временного пребывания граждан, с приложением именных списков.

11. В отношении сотрудников подразделений криминальной милиции (уголовного розыска, оперативно-поисковых, по борьбе с организованной преступностью, специальных технических мероприятий), в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, порядок предоставления сведений и оформление документов воинского учета определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

12. Для исчисления выслуги лет, присвоения первого специального звания, назначения пенсии при увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы военные комиссариаты по мотивированным ходатайствам, подписанным руководителем Федеральной службы исполнения наказаний, начальниками территориальных органов уголовно-исполнительной системы, направляют в указанные учреждения и органы личные дела военнообязанных сотрудников. Работа с личными делами в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не должна превышать одного месяца с момента получения личных дел. По истечении указанного срока личные дела возвращаются в военные комиссариаты в установленном порядке.

13. Документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара.

При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ обязывают этих граждан явиться в двухнедельный срок со дня увольнения в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет и письменно извещают об их увольнении военные комиссариаты по месту жительства граждан.

14. Руководители соответствующих органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных учреждениях указанных органов.

15. Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.

Порядок организации воинского учета граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, определяется руководителями этих федеральных органов исполнительной власти.

16. Военные комиссары в соответствии с Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности:

а) составляют ежегодно (до 15 января) и направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списки граждан:

уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года;

которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (далее именуются - повестки), не представилось возможным вручить в установленном порядке;

не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и выявленных в ходе совместных мероприятий.

Указанные списки уточняются не реже двух раз в месяц;

б) анализируют сведения, получаемые из горрайорганов внутренних дел и подразделений территориальных органов Федеральной миграционной службы (далее именуются - территориальные органы ФМС России) о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также о гражданах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;

в) информируют горрайорганы внутренних дел и территориальные органы ФМС России о результатах проведенного анализа, полноты и качества представляемых сведений о гражданах, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете;

г) принимают меры по оповещению и постановке на воинский учет граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и граждан, приобретших гражданство Российской Федерации;

д) организуют оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, ведут учет результатов оповещения;

е) назначают ежегодно (до 10 января) должностных лиц, ответственных в военном комиссариате за проведение совместных мероприятий с горрайорганами внутренних дел и территориальными органами ФМС России по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности;

ж) направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 к указанной Инструкции;

з) осуществляют в установленном порядке учет направленных в горрайорганы внутренних дел письменных обращений и результатов их рассмотрения;

и) приобщают к документам воинского учета, хранящимся в военном комиссариате, или в личные дела граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее именуются - призывники), материалы о проведенных мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, полученные из горрайорганов внутренних дел и территориальных органов ФМС России;

к) при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин, убывших на новое место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выехавших из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибывших на новое место жительства либо место временного пребывания или возвратившихся в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленные сроки, а равно не сообщивших в установленный срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

л) при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 к указанной Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 указанной Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении. В обращении указывается должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения;

м) при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях, перечисленных в подпункте "к" пункта 4 Инструкции, выносят определение о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове гражданина, в отношении которого рассматривается дело, о чем извещают данного гражданина в установленном порядке. В случае, если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины указанного гражданина, выносят в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях определение о его приводе, которое направляют в горрайорган внутренних дел;

н) прибывают в помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренных главой 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О доставлении гражданина составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании;

о) обеспечивают горрайорганы внутренних дел и территориальные органы ФМС России необходимым информационным материалом об исполнении обязанности граждан по воинскому учету, их ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету и бланками направлений для постановки граждан на воинский учет;

п) информируют глав муниципальных образований о руководителях организаций, в которых допущены нарушения в области воинского учета, - не реже одного раза в год, о результатах работы по установлению местонахождения граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, - ежемесячно, а в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу - еженедельно;

р) анализируют, обобщают и представляют ежегодно (до 15 января и 30 июля) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации сведения о результатах розыска граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и по обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу;

с) производят отметку в паспорте гражданина Российской Федерации (далее именуется - паспорт) об отношении его к воинской обязанности при первоначальной постановке на воинский учет:

гражданам, поставленным на воинский учет;

гражданам женского пола после получения ими военно-учетной специальности;

лицам, приобретшим гражданство Российской Федерации;

гражданам мужского пола, ранее не поставленным по каким-либо причинам на воинский учет в установленные сроки;

т) производят отметку в паспорте об отношении к воинской обязанности гражданину, пребывающему в запасе и достигшему предельного возраста пребывания в запасе или признанному негодным к военной службе по состоянию здоровья, - при снятии с воинского учета.

5. Начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители):

а) при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

б) направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

в) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;

г) при невозможности осуществления доставления лица в сроки, указанные в обращении, а также в случае отсутствия лица, подлежащего доставлению, немедленно извещают об этом инициатора доставления с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению этого обращения;

д) при получении определения военного комиссара о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организуют привод данного лица в установленном порядке;

е) осуществляют учет полученных от военных комиссаров персональных обращений, обращений о доставлении лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, определений о приводе, а также анализ результатов их рассмотрения;

ж) организуют ведение контрольно-наблюдательного дела, в котором систематизируются материалы о результатах работы по взаимодействию с военными комиссариатами в области осуществления мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу;

з) организуют в соответствии с требованиями нормативных правовых актов розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, связанную с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, при наличии возбужденного в отношении указанных лиц уголовного дела;

и) направляют еженедельно в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу председателям призывных комиссий муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения информацию о результатах проведения мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

6. Территориальные органы ФМС России:

а) при выдаче и замене паспортов производят в них отметку об отношении к воинской обязанности граждан при предоставлении ими документов воинского учета (удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу; военного билета солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана); военного билета офицера запаса; временного удостоверения, выданного взамен военного билета);

б) при обращении граждан в территориальные органы ФМС России для регистрации по месту жительства (учета по месту пребывания на срок более трех месяцев), снятия с регистрационного учета по месту жительства (снятия с учета по месту пребывания) проверяют наличие в паспортах отметок об отношении их к воинской обязанности, информируют граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, об их обязанности состоять на воинском учете по месту жительства (месту пребывания на срок более трех месяцев);

в) при отсутствии в паспорте гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на воинском учете, отметки об отношении к воинской обязанности и отсутствии в документах воинского учета (отсутствии возможности (или отказе) представить документы воинского учета) отметок соответствующих военных комиссариатов о приеме на воинский учет, вручают гражданину направление для постановки на воинский учет в военный комиссариат по месту его жительства (по месту пребывания на срок более трех месяцев) согласно приложению N 3 к указанной Инструкции;

г) направляют в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет, согласно приложению N 4 к указанной Инструкции.

17. Военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона "О федеральной фельдъегерской связи" от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ).

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов.

Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258.

Субвенции перечисляются в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета, в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субвенции отражаются в региональном фонде компенсаций, образуемом в составе бюджетов субъектов Российской Федерации, для последующего распределения между бюджетами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

36. Органы местного самоуправления ежеквартально, не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

Органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование субвенций.

37. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство обороны Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций по установленной форме.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в установленном порядке перечисление субвенций на лицевые счета военных комиссариатов субъектов Российской Федерации для последующего направления уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта Российской Федерации для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за целевым использованием субвенций субъектами Российской Федерации возлагается на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Министерство обороны Российской Федерации, а также Счетную палату Российской Федерации.

Контроль за целевым использованием субвенций органами местного самоуправления возлагается на уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Министерство обороны Российской Федерации, а также специально уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

38. Осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа военного комиссариата. В этом случае осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем создания военного комиссариата.

39. Согласно п. 7 Положения о воинском учете порядок организации воинского учета граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, определяется руководителями этих федеральных органов исполнительной власти.

40. Органы внутренних дел при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, и после постановки этих граждан на воинский учет (снятия с воинского учета) производят их регистрацию или снятие с регистрационного учета.

В соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства граждане для регистрации по месту жительства представляют следующие документы:

Документ, удостоверяющий личность;

Заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к указанному Регламенту);

Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 7 к Регламенту), выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

При регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к указанному Регламенту) указывается адрес воинской части, а в случае, если подразделение Министерства обороны Российской Федерации не содержит термина "войсковая часть N 00000", в реквизитах штампа о регистрации по месту жительства указывается полное либо допускаемое сокращенное наименование соответствующего органа военного управления и его адрес.

41. Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.

Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.

42. Документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара.

При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.

«Об Обороне» чётко и однозначно закреплена обязанность организаций и должностных лиц вести воинский учёт в организации. В статье 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны» вышеуказанного закона сказано, что «организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В этой же статье указано, что «должностные лица организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;

2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, наиболее часто встречающейся ошибкой работодателей в отношении воинского учета является то, что многие организации его не ведут. Некоторые полагают, что если не являются государственными, бюджетными организациями, то заниматься этим они не обязаны, другие не находят на это ресурсы (например, могут потребоваться дополнительные работники в отделе кадров). Однако законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

На заметку! Любой работодатель обязан вести воинский учёт в организации, не существует ни одного законного оправдания, чтобы не вести воинский учёт (даже если в организации вовсе нет военнообязанных)!

Как правильно вести воинский учёт в организации прописано в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008).

Кто подлежит воинскому учёту?

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):

1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Какие документы должны быть в организации по воинскому учёту?

1) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

3) картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением № 14 к Методическим рекомендациям).

6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Отдельного внимания заслуживают документы, которые необходимо регулярно предоставлять в военкомат!

<*> Может быть подан в электронном виде.

<**> Являются приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (п. 4 таблицы).

Типичные ошибки ведения воинского учёта.

1. Организация не требует от работника документы воинского учёта;

2. Организация допускает ошибки при ведении личной карточки для воинского учёта;

3. Организация не согласовывает в военкомате план работы по осуществлению воинского учета и приказ об организации воинского учета;

4. Организация не направляет в военкомат сведения о приёмах/увольнениях работников;

5. Организация не проходит сверку сведений с военкоматом;

6. В организации отсутствует информация/локальные нормативные акты о воинском учёте.

Нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ. За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 руб. Организации не воспринимают такой штраф серьезно. Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично.

Однако при поступлении в организацию запроса из военкомата о представлении документов воинский учет вести придётся. Если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.

Для руководителей образовательных организаций актуальным является также вопрос с непредставлением руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Первичная постановка на воинский учёт приходится как правило на обучающихся 10-11 классов.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  • Федеральный закон «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  • Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2017 году появился еще один важный документ — по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ ).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы ( Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов ( Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Правонарушение

Административные санкции

Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

На плечи бухгалтера-кадровика, помимо сверки баланса и составления деклараций ложатся еще и заботы по... укреплению обороноспособности нашей Родины. Именно так - ни больше ни меньше. Речь, как нетрудно догадаться, идет о ведении воинского учета.

Мы, как поется в песне, мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим. И если завтра, не дай бог, война, если завтра в поход, то вчерашний замдиректора по коммерческой части г-н Иванов, пиар-менеджер фирмы «Ромашка» Петров и курьер Сидоров превратятся в товарищей лейтенантов, сержантов и рядовых, забыв на время о своих мирных должностях.

Защитники «на гражданке»

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» все компании, коммерческие и не коммерческие, вне зависимости от формы собственности обязаны вести воинский учет своих работников для обеспечения полноты и достоверности данных, о сотрудниках, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу. Напрямую этот процесс регламентирован постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 16.04.2008), а также инструкцией Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, изданной в 2007 году.

На общем воинском учете состоят граждане, не забронированные за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время или положение. Если же от квалификации и должности сотрудника в случае мобилизации и наступления войны будет зависеть бесперебойная работа предприятия, то его ставят на специальный воинский учет. Наличие документов воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, является обязательным при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).

Сведения о регистрации нового предприятия или об изменении статуса уже зарегистрированного поступают в военкомат в течение пяти рабочих дней с момента их внесения в ЕГРЮЛ. Об этом должен позаботиться регистрирующий орган. Соответственно, проверять компанию на предмет правильности ведения воинского учета будут уже люди в погонах.

В соответствии с п. 12 Положения о воинском учете при наличии в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря минувшего года менее 500 граждан учет может вести один работник, выполняющий эту работу по совместительству. Если людей больше, заниматься этим должны уже так называемые освобожденные сотрудники, для которых ведение воинского учета будет единственной функцией.

Посчитав людей, необходимо подготовить приказ об организации воинского учета на предприятии и план работ по ведению воинского учета в компании, который в дальнейшем будет согласован с военным комиссариатом. Кроме того, следует подготовить список работников организации, пребывающих в запасе.

Важно!

При приеме на работу нового сотрудника специалисту кадровой службы необходимо:

Убедиться, что в его паспорте есть отметка об отношении к воинской обязанности, а в документе воинского учета - о постановке гражданина на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;

Заполнить личную карточку в соответствии с документами воинского учета;

Разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;

Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Кроме выше перечисленного, перед началом очередного календарного года необходимо разработать план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Данный план разрабатывают в течение всего календарного года и согласовывают с военным комиссариатом.

К учету годен

Кого же нужно учитывать в обязательном порядке? Согласно п. 14 Положения о воинском учете это:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);
  • граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные).
  • пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными являются и женщины, имеющие военно-учетные специальности. Перечень профессий и специальностей определен в приложении к Положению о воинском учете. Например, работницы, имеющие диплом врача, связиста, метеоролога, геодезиста и т. д.

Равняйсь! Смирно!

Принимая сотрудников на работу, кадровик должен проверять у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у молодежи, которой везде у нас дорога, – призывные удостоверения. При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельца следует направить в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете.

Ну и конечно, бухгалтеру-кадровику необходимо правильно заполнять раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма № Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС). Эти документы должны заполняться четким разборчивым почерком, аккуратно, чернилами, шариковыми, гелиевыми ручками черного или синего цветов, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) делаются простым карандашом. Карточки заполняются в двух экземплярах, один из которых вкладывается в личное дело сотрудника, а другой – в картотеку личных карточек граждан, поставленных на воинский учет. Личные карточки хранят в картотеке по разделам: офицеры запаса; прапорщики, мичманы, сержанты; старшины, солдаты и матросы запаса; военнообязанные женского пола; призывники.

Обо всех принятых на работу и уволенных гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу, необходимо сообщить в военкомат в двухнедельный срок. Разные военкоматы выдвигают разные требования по оформлению и содержанию документов. Но в любом случае в сообщении необходимо указать: воинское звание; фамилию, имя, отчество; год рождения; военно-учетную специальность; состав семьи; место жительства; дату приема (увольнения). В двухнедельный же срок следует известить военкомат об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете. Ежегодно, в сентябре, следует представлять списки работников мужского пола 15–16-летнего возраста, до 1 ноября – списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

Мы проверяем, нас проверяют...

При проведении контроля за ведением воинского учета в компании военкоматы проверяют полноту охвата граждан воинским учетом; достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, и т. д. Результаты ревизий отражают в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ведутся в военных комиссариатах) и доводят до руководителей компаний.

За непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).

За неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата и необеспечение возможности своевременной явки по вызову предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, карается штрафом в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Ну а за несообщение сведений о принятых/уволенных сотрудниках, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организации придется заплатить от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).

На сверку становись!

Ответственный за военно-учетную работу оповещает сотрудников о вызовах в военный комиссариат, обеспечивает им возможность своевременной явки, а также не реже одного раза в год сверяет сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов или с учетными данными органа местного самоуправления. Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. По завершении сверки в журнале проверок состояния воинского учета и бронирования граждан представитель военкомата делает записи о проведении проверки и в случае необходимости вносит замечания.

Согласно требованиям Генштаба руководители организаций должны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, компания несет сама.

С учета снят

Работника, достигшего предельного возраста пребывания в запасе или негодного к военной службе по состоянию здоровья, необходимо снять с воинского учета, как только он получит подтверждение (отметку военкомата по месту жительства) о переводе в отставку. Личная карточка на отставника должна быть изъята из картотеки военнообязанных.

В таблице, составленной консультантом Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт» Антоном Агеевым, наглядно представлены данные о предельном возрасте пребывания граждан в запасе. По сути, это список групп лиц, подлежащих снятию с воинского учета в ближайшие 10 лет.

Год
снятия с воинского
учета

Женщины (возраст)

Мужчины (возраст)

Солдаты,
матросы,
сержанты,
старшины,
прапорщики
и мичманы

Солдаты,
матросы,
сержанты,
старшины,
прапорщики
и мичманы

Младшие
офицеры

Майоры,
капитаны 3-го
ранга,
подполковники,
капитаны 2-го
ранга

Полковники,
капитаны
1-го ранга

Высшие
офицеры


Список документов, которые должны быть разработаны и вестись на предприятии при организации воинского учета:

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе». В нем определяют состав и функции работников по ведению учета и бронированию граждан. Назначение, перемещение и увольнение сотрудников, занимающихся военно-учетной работой, необходимо согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации. Это не относится к организациям, имеющим мобилизационные органы;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 и № Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Юлия Кузьмина

Просмотров