Центральным органом государственного управления образованием является. Управление образованием. Организационная структура образовательного учреждения. Структура школы как социально-педагогической системы. Структура материально-учебной базы школы

Конституция Российской Федерации целей перед системой образования прямо не ставит. Можно считать, конечно, что доступность и бесплатность образования в определенных пределах и есть цель. Но это будет не совсем точно, ведь доступным и бесплатным может быть и некачественное образование, которое не будет нужным учащимся. В конечном итоге для людей важно в первую очередь качество образования, а затем уже - доступ к нему и затраты на его получение. Причем именно в указанном порядке, поскольку за качественное образование люди готовы платить (не все, конечно). Хотя, на каком-то этапе можно, по всей видимости, мириться с не очень качественным, но общедоступным образованием.

Определение качества образования - это сложная и самостоятельная задача. Для целей лекции будем считать, что качество-это признание полученного образования в тех сферах, где собирается трудиться или продолжать обучение обученный или выученный человек. Иногда говорят, что чем лучше человек выучен, тем легче ему адаптироваться в различных сферах деятельности, но это уже относится, скорее, к содержанию образования.

Отсюда можно предположить, что основной целью функционирования системы образования является приведение ее в такое состояние, при котором качественное образование доступно всем, кто желает его получить. Вряд ли такое состояние достижимо, но цель может и не достигаться, система будет постепенно приближаться к ней, двигаясь в нужном направлении и, добавим, достигая при этом движении некоторых важных (или не очень) промежуточных результатов. Разумеется, движение подобного рода следует понимать как процесс постепенного изменения системы, количественного и (или) качественного.

Можно в качестве цели определить и некие конкретные параметры нового состояния системы образования:

Способность обучать не менее 500 студентов на 10 тыс. человек населения (в Законе ”Об образовании“ - не менее 170);

Обеспечить качественное, на уровне современных требований обучение всех детей в школе не менее 12 лет;

Сделать так, чтобы математическая подготовка в городских школах была лучшей в мире и т. д.

Примеры такого рода не следует воспринимать буквально. Понятно, что новое состояние можно описать по - разному. Главное, чтобы эта цель ставилась перед той частью системы или всей системой, которой она напрямую касается. Не следует относить, например, к цели всей системы образования поголовный охват детей дошкольным воспитанием, поскольку эта цель касается только части системы.

Цель, таким образом, должна быть сформулирована, количественно и (или) качественно определена, обозначена, представлена на уровне понимания. Управление должно обеспечить изменение состояния системы, т.е. согласованную деятельность всех ее элементов, обеспечивающую движение к заданной цели и ее достижение.

Важной характеристикой управления является то, что это обособленный вид деятельности, реализуемый отдельно от образовательного процесса. Это означает, что для управления системой образования создаются специальные организации со своей системой взаимоотношений, решаемых задач и осуществляемых видов действий - структура управления с определенной соподчиненностью, распределением между подразделениями функций управления.

Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме, которая характеризуется следующими основными чертами:

Наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего-решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих;

Ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором-вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов;

Возможность для органа управления управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении.

Обобщенная структура управления образованием изображена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Обобщенная структура управления образованием

Конкретная реализация структуры управления в разное время определялась разными условиями, часто скрывавшимися за стандартными формулировками ”в целях совершенствования. Для характеристики происходивших структурных изменений больше всего подходит понятие ”субъективного фактора“, поскольку масштабы системы образования росли постоянно, задачи, судя по формулировкам в официальных документах, постоянно же усложнялись. С моей точки зрения, особенного усложнения управленческих задач не происходило, они просто менялись и даже не очень сильно.

Процесс же изменения структуры управления больше напоминал колебания. Изменения в органах управления образованием происходили и происходят достаточно регулярно, причем изменения эти все время воспроизводят все ту же линейно-функциональную структуру. В качестве примера обратимся к сравнительно недавней истории (табл. 3.1).

Как видно из приведенной информации, изменения в структуре управления образованием осуществлялись с завидной регулярностью. Необходимо обратить внимание еще на одну важную особенность: при формальном требовании к обособленному существованию управления отдельно от управляемого объекта органы управления образования формально же включены в состав системы образования (в соответствии с определением, данным в Законе ” Об образовании“). Из этого кажущегося маловажным обстоятельства следует весьма важный вывод: при изменении структуры органов управления образованием должно (!) меняться состояние системы образования. Однако при проектировании изменений такого рода обычно это обстоятельство в расчет не принимается, а системные изменения не только не прогнозируются, но даже и не обсуждаются. Речь идет о чем угодно: о сокращении бюрократов, исключении не свойственных функций, дублирования и т. д.,- но только не о том, что изменение управления может самым серьезным образом повлиять на систему образования. Утешает только то, что в других отраслях положение ничуть не лучше, на стадии проектирования никто не знает, к чему эти преобразования приведут.

До апреля 2004 г. федеральный уровень управления был представлен Министерством образования Российской Федерации, в ведении которого к тому времени находились 658 учреждений среднего и 326 высшего профессионального образования федерального уровня. На этом же уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляли также и другие министерства и ведомства Российской Федерации. В частности, 2576 средних специальных учебных заведений находились в ведении 26 министерств и ведомств, 590 вузов-в ведении 20 министерств и ведомств.

Такое распределение на федеральном уровне складывалось в значительной мере исторически. Учебные заведения создавались министерствами и ведомствами в качестве необходимого элемента реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны - охраны здоровья населения, всеобщей грамотности, индустриализации, развития сельского хозяйства, укрепления обороноспособности. Соответственно создавались медицинские, педагогические, сельскохозяйственные учебные заведения (вузы, техникумы, училища), втузы, политехникумы. Развивающиеся научно-образовательные школы выделялись из состава вузов. От такого мощного вузовского центра, как, например, МВТУ им. Н.Э.Баумана в свое время ”отпочковались“ МИСИ, МЭИ, МАИ, Академия химзащиты, Ижевский механический институт, факультеты МИХМ, МХТИ, МИФИ, а от Ленинградского политехнического института-Ленинградский кораблестроительный институт, Сельскохозяйственный институт, втуз при ЛМЗ и др. И такие процессы происходили не только в Москве и Ленинграде. Кроме того, наличие ”собственных“ отраслевых учебных заведений свидетельствовало о высоком потенциале отрасли и руководящего ею министерства. Относительно территориального расположения учебных заведений действовали обычные принципы размещения производительных сил:

Ближе к источникам энергии, в качестве которых выступали образовательные и научные центры;

Ближе к месту потребления-в каждой области должны быть учебные заведения, готовящие учителей, медработников, специалистов сельского хозяйства;

Во вновь осваиваемых районах-Новосибирский и Дальневосточный научные центры, например.

Иначе говоря, учебные заведения создавались там, где по условиям того времени это признавалось необходимым. Собственно, сейчас происходит то же самое с поправкой на изменившиеся социально-экономические условия.

В то же время в ведении органов управления образованием субъектов Российской Федерации (ранее-краев, областей, автономных областей и округов) учебных заведений практически не было. А подавляющее большинство образовательных учреждений дошкольного и общего образования-яслей, детских садов, школ-находилось (и находится в настоящее время) в ведении муниципальных органов управления образованием.

После изменений в структуре органов государственной власти и управления России в апреле 2004 г. федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации, которое является центральным органом управления образованием в России, и находящиеся в его ведении государственные органы управления:

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

Федеральное агентство по науке;

Федеральное агентство по образованию.

Структура управления образованием приведена к виду, изображенному на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Действующая структура управления образованием

Для образовательных учреждений федерального ведения выстроена трехзвенная“ структура управления: от министерства через агентство к образовательному учреждению. По существу, агентство представляет собой промежуточное звено, транслирующее распоряжения министерства образовательным учреждениям посредством реализации отдельных управленческих функций. Подобные преобразования в структуре управления экономикой осуществлялись и раньше, когда из министерств выделялись главные управления (главки) для руководства подотраслями экономики.

Затем это расценивалось как создание излишних управленческих звеньев, и главки ликвидировались.

Для образовательных учреждений регионального и муниципального ведения создана комбинированная двух-, трехзвенная структура управления, когда между образовательным учреждением и органом управления образованием нет промежуточных звеньев (двухзвенная) или такое звено представлено муниципальным органом управления образованием (трехзвенная). В данном случае не обсуждается вопрос о том, какая структура ”лучше“. Как будет показано дальше, обе они имеют право на существование в сформированных условиях функционирования образовательных учреждений и распределения обязанностей в области образования между уровнями государственной власти и управления.

С учетом же федеральной составляющей управления образованием для учебных заведений муниципального уровня выстроена четырехзвенная структура управления:

Министерство образования и науки Российской Федерации → орган управления образованием субъекта Российской Федерации → орган власти муниципального образования → учебное заведение.

Несколько более сложно выглядела структура управления образованием до 1996 г., когда существовали два министерства образования федерального уровня:

Госкомвуз России и другие министерства и ведомства по ”двухзвенной“ схеме управляли учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования. Одновременно Госкомвуз России являлся органом функционального управления высшим и средним специальным образованием;

Минобразования России по ”четырехзвенной“ схеме осуществляло функциональное управление остальными учебными заведениями, будучи одновременно органом управления учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования (педагогические вузы, педагогические училища, профессионально-технические училища).

В результате объединения Госкомвуза России и Минобразования России в 1996 г. было создано одно министерство с большой сетью подведомственных учебных заведений, причем в непосредственном административном ведении находилось около 2 тыс. организаций. При этом Министерство стало и органом функционального управления для всей системы образования.

Региональный уровень управления образованием представлен управлениями (министерствами, комитетами, главными управлениями и т. д.) образования субъектов Российской Федерации. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они по большей части не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений, осуществляя, таким образом, преимущественно функциональное управление системой образования в пределах региона.

Следует отметить, что роль региональных органов управления образованием последовательно усиливается:

В ведение субъектов федерации передаются расположенные на их территории образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, ранее находившиеся в ведении федерального уровня - в 2005/06 учебном году в ведении субъектов Федерации и муниципальных образований находилось 1199 учреждений среднего профессионального образования (44,6% от общего числа учреждений этого уровня образования);

В ведении субъектов федерации находилось 48 высших учебных заведений.

По отношению к этим учебным заведениям региональные органы управления образованием выступают как вышестоящие органы.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования (или просто отделами образования, название особого значения не имеет), созданными соответствующими муниципальными органами власти. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная масса которых сосредоточена на муниципальном уровне.

В этой связи хочется отметить одну весьма важную особенность управления образованием. Если посмотреть на структуру управления, то нетрудно видеть, что основная масса учебных заведений относится к муниципальному уровню управления. Известно также, что муниципальный уровень вообще и муниципальные органы управления в частности не являются государственным управлением. Отсюда следует, что муниципальные учебные заведения также формально не являются государственными. Государственные гарантии, провозглашенные Конституцией, таким образом, реализуются через сеть формально негосударственных учебных заведений.

В таком построении управления образованием можно усмотреть несоответствие конституционной норме, которая должна реализоваться через сеть государственных учебных заведений.

Представленная структура управления предъявляет весьма высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления, распределению между ними функций управления.

Развитие системы образования определяется качественным улучшением управления, так как именно управление образованием прогнозирует пути совершенствования образовательной системы, направления ее деятельности и качество образования. Правовой основой управления образованием являются Конституция Российской Федерации (ст. 72), конституции и уставы субъектов Федерации, Федеративный договор, международные акты («Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребенка» и др.), федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, положения об органах управления образованием, типовые положения и уставы образовательных учреждений.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что означает как совместные действия федеральных и региональных органов, так и распределенную ответственность. Объем и пределы этих полномочий и ответственности установлены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Основы системы государственного управления образованием в Российской Федерации определены постановлением Российской Федерации от 9 января 1992 г. В соответствии с этим постановлением в настоящее время в Российской Федерации сформирована следующая система органов государственного управления образованием:

Министерство образования Российской Федерации;

министерства образования республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов (округов) в городе могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Названная децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.



Если в прежней системе управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение, то в настоящее время в соответствии с порядком, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании», разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления образованием.

Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управления образованием свидетельствуют об изменениях их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы на управляемую и увеличивается доля косвенных.

В этом заключается основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведенной реформы децентрализации управления. Центр тяжести в управлении образованием все последовательнее перемещается на региональный и муниципальный уровни.

Это объясняется тем, что территориальные системы образования формируются под воздействием процессов, результатом которых является возникновение общностей населения, имеющих и осознающих свои интересы. Сходство условий жизнедеятельности, достаточно общее место проживания, разнообразие форм социальных связей объективно определяют для каждой такой общности самостоятельные и специфические образовательные интересы.

Успех в реализации этих интересов зависит от многих причин, но в первую очередь от правильно созданной структуры управления образованием, подбора управленческих кадров, распределения между ними соответствующих функций.

Вариантов создания структур органов управления образованием может быть много. Это зависит от региональных и национальных особенностей, социально-экономических условий региона, сети образовательных учреждений, многоукладное™ и вариативности образования.

Общим является то, что структура, штатное расписание региональных органов управления образованием утверждаются постановлением руководителя администрации субъекта Российской Федерации. Им же определяется круг вопросов, решаемых органом управления, его задачи и функции, утверждается Положение об органе управления образованием.

Перечень задач, стоящих перед региональными органами управления образованием, определен Законом «Об образовании». Среди них к числу важнейших относится задача обеспечения условий, позволяющих обучающимся получать образование, не ниже предусмотренного образовательными стандартами; предоставление возможностей обучающимся реализовывать свои природные задатки и способности в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями. Последнее имеет непосредственное отношение к специальному образованию, актуальность которого в современных условиях чрезвычайно высока.

Это объясняется значительным ростом числа детей с проблемами в развитии и детей-инвалидов в частности (в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 2 млн таких детей, что составляет почти 5% от их общего числа), появлением детей со сложными, комплексными типами отклонений в развитии, с различными формами задержек психического развития, детей с аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. и необходимостью создания для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, а также лечение, оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Комплекс этих проблем должен найти свое решение в первую очередь на региональном уровне в форме:

Создания региональной законодательной и нормативной правовой базы для функционирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития и трудностями в обучении, создания условий для развития данной категории детей, поддержки семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

Целенаправленной работы по подготовке кадров специалистов для работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, повышению их квалификации;

Разработки методических и организационных основ выявления детей с проблемами в развитии и на основе анализа данных проектирования развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

Создания предпосылок для развития системы психодиагностики и профилактики нарушений в развитии детей начиная с младенческого возраста (раннего вмешательства);

Управленческих решений, способствующих перемещению коррекционной психолого-педагогической работы в систему дошкольного образования;

Организации условий для планомерного развития системы профессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями развития, создания условий для их трудоустройства, интеграции в общество;

Контроля за качеством специального образования, содействия развитию инновационных форм деятельности в системе специального образования, поддержки реабилитационных учреждений нового типа, внедрения в практику работы достижений науки и передового опыта;

Поиска и отработки моделей интегрированного обучения детей с особыми нуждами в условиях массовой школы;

Привлечения к работе по решению проблем детей, имеющих отклонения в физическом, психическом здоровье, интеллектуальном развитии, региональных органов управления здравоохранением, социальной защиты населения, трудоустройства и занятости населения, общественных организаций.

Роль регионального уровня в управлении специальным образованием чрезвычайно велика и по ряду других причин.

Во-первых, как никакая другая сфера образования, специальное образование остро ощущает недостаток квалифицированных кадров (в среднем по Российской Федерации число специалистов-дефектологов составляет лишь 9% от их необходимого числа). Поэтому организация целевого набора на дефектологические факультеты педагогических вузов и университетов, организация курсовой переподготовки кадров на базе региональных институтов повышения квалификации работников образования (ИПК) в соответствии с потребностями региона, создание и координация деятельности региональных методических объединений учителей-дефектологов, оказание им помощи в подготовке и прохождении аттестации составляет значительную часть деятельности регионального органа по управлению специальным образованием.

Вторая особенность состоит в следующем. Для субъектов Российской Федерации в значительной степени характерны нестабильность и большие качественные различия в развитии и функционировании сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (по видам, по размещению и т.д.). Годами складывавшиеся традиции привели к тому, что в значительном числе муниципалитетов отсутствуют образовательные учреждения для обучения детей с проблемами даже в интеллектуальном развитии. А образовательные учреждения для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата в регионах представлены, в лучшем случае, в единичных экземплярах. Проблема усугубляется тем, что все эти образовательные учреждения в последние годы потеряли статус федеральных, Министерство образования Российской Федерации не решает вопросы их комплектования. В этих условиях региональный орган управления образованием должен на практике обеспечить каждому ребенку с проблемами в развитии его право на получение доступного образования, своевременную коррекцию психофизиологических и познавательных процессов. Это достигается путем совершенствования и развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, комплектования их детьми только в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических комиссий и согласием родителей, решения вопросов обучения детей с проблемами в развитии за пределами региона и т.д.

Разнообразие видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (восемь видов) создает третью особенность управления специальным образованием на уровне региона. Она состоит в том, что региональные органы управления образованием, институты повышения квалификации работников образования становятся главными организаторами и координаторами методической работы в сфере специального образования регионов, центрами по обобщению и распространению передового опыта, реализации передовых педагогических технологий специального образования, инновационной деятельности, в том числе и становления реабилитационных учреждений нового типа (постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центров раннего вмешательства и т.д.).

В этой же связи из-за отсутствия в муниципальных образовательных системах необходимых квалифицированных кадров (тем более научных) осложнена экспертная оценка экспериментальной деятельности, реализация региональных образовательных программ и стандартов и т.д. Поэтому такую работу - на региональном уровне - можно сделать целенаправленной, научно обоснованной и, что не менее важно, достаточно эффективной.

И последнее. Несмотря на всю специфику, система специального образования не является изолированной. Она непосредственно связана с дошкольным, общим, дополнительным, начальным профессиональным образованием. И если в первых трех случаях совершенствовать контакты и взаимоотношения в работе можно на разных уровнях управления, то установление постоянных партнерских связей между специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и учреждениями начального профессионального образования, привлечение последних к оказанию помощи специальным (коррекционным) школам в вопросах до-профессиональной подготовки, создания условий для получения обучающимися в системе специального образования доступного им начального профессионального образования является прерогативой регионального органа управления образованием.

Для реализации указанных задач в составе региональных органов управления образованием в соответствии с их структурой создаются специальные отделы (управления): специального образования, учреждений реабилитации, специального образования и социально-правовой защиты детства и т.д. Положения о них, функциональные обязанности специалистов утверждаются приказом руководителя регионального органа управления образованием. Являясь структурным подразделением регионального органа управления образованием, названные отделы (управления) в своей работе руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации региона, нормативными правовыми документами Министерства образования Российской Федерации, положением о региональном органе управления образованием. Специалисты, занятые руководством системой специального образования, должны знать и уметь применять на практике:

«Конвенцию о правах ребенка» (ООН);

Конституцию Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи населению»;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Указы Президента Российской Федерации: «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 02.10.92 г. № 1156; «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.08.93 г. № 394; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.12.92 г. № 802; «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.93 г. № 1338;

Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г. № 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии»;

Постановление Совета Министров РСФСР от 20.06.92 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные Правительством Российской Федерации;

Нормативные правовые документы Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

Если говорить обобщенно, то именно специалисты регионального органа управления образованием, курирующие вопросы специального образования, на практике реализуют четыре основных функции управления образованием вообще и специальным образованием в частности. К ним относятся:

руководство - постоянная работа по поддержанию внутренних условий функционирования существующей системы специального образования в регионе;

организация - обеспечение постоянного соответствия системы специального образования региона изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

администрирование - конструирование новых элементов (норм функционирования) системы специального образования региона;

управление - прогнозирование новых рамок системы специального образования, изменяющих ее актуальное состояние в соответствии с тенденциями развития специального образования в Российской Федерации, запросами общества, спросом на те или другие специальные (коррекционные) образовательные услуги.

Отделы (управления) специального образования региональных органов управления образованием призваны реализовывать государственную политику в области специального образования детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов; обеспечивать выполнение федеральных и региональных целевых программ, направленных на социальную поддержку и реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в помощи и защите государства; осуществлять развитие региональных систем социальной и психолого-медико-педагогической реабилитации нуждающихся в ней детей.

На практике это достигается в ходе:

разработки законодательных актов (вносятся в законодательный орган администрацией региона), постановлений и распоряжений администрации субъектов Российской Федерации, норма-1вных правовых документов регионального управления образования, определяющих основные подходы к реализации целей специального образования в регионе и устраняющих пробелы федерального законодательства в этой сфере;

осуществления постоянного контроля за исполнением законодательства в области специального образования объектами образовательного процесса, выполнением нормативных правовых доцентов, учебных планов, государственных образовательных стандартов, который реализуется при комплексном (фронтальном) «учении управленческой деятельности муниципальных органов травления образованием, аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений, проведении тематических проверок и другой инспекционной деятельности;

постоянной работы по анализу ситуации, связанной с удовлетворением потребностей населения региона в специальных (коррекционных) образовательных услугах на основе данных психолого-медико-педагогических комиссий, запросов и предложений общественных организаций (особенно тех, которые связаны с жизнедеятельностью инвалидов), родительских ассоциаций, обращений отдельных граждан, итогов работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и других учреждений (реабилитации системы образования, а также по подготовке предложений для рассмотрения на коллегиях регионального управления образования, совещаниях при руководителе регионального управления образования (производственных, аппаратных), совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, заседаниях советов руководителей учреждений специального образования, научно-методических советах по специальному образованию и т.д.;

оказания помощи муниципальным органам управления образованием в вопросах своевременного выявления, диагностики, психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, путем повышения компетенции специалистов муниципальных структур управления в вопросах специального образования, проведения научно-практических конференций, совещаний, семинаров по актуальным вопросам коррекционной педагогики, внедрения новых форм и методов обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, дающих положительный результат;

лицензирования, аттестации (является компетенцией регионального управления образования), аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

проведения работы по комплектованию государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

определения потребности в кадрах учителей-дефектологов, учителей-логопедов и координации на этой основе работы педагогических институтов и университетов региона, института повышения квалификации работников образования по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов узких специальностей;

организации работы (совместно с ИПК) по аттестации руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учителей-дефектологов, учителей-логопедов на высшую квалификационную категорию, а при наличии государственных учреждений специального образования, отсутствии в муниципальных образованиях специалистов необходимого уровня квалификации, и на первую квалификационную категорию;

осуществления мероприятий, направленных на развитие службы практической психологии образования, психолого-медико-педагогической и диагностической службы, создания реабилитационных центров для детей-инвалидов.

Особое место в деятельности региональных органов управления образованием занимает контроль как одно из четырех главных управленческих действий (наряду с планированием, организацией, руководством). Какому бы толкованию ни подвергались те или иные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании», необходимо понимать, что только контроль делает управление развитием специального образования в регионе осязаемым, только контроль позволяет осуществлять необходимые в работе коррекцию, координацию, регулирование. Это вытекает из теории и научно обоснованной практики управления: управленческие действия представляют собой замкнутый цикл, взаимосвязанную замкнутую систему. При удалении любой части из этого цикла, из системы последняя разрушается, перестает существовать, так как управление (из-за отсутствия контроля) становится слепым, а процесс развития - неуправляемым.

На практике контроль осуществляется в ходе инспектирования, аттестации образовательных учреждений.

Под инспектированием понимается проведение региональным управлением образования проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальным управлением образования, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования.

Целями инспектирования являются:

реализация принципов государственной политики в области образования;

обеспечение конституционных прав граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, на образование;

соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъекта Российской Федерации;

исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;

защита прав и свобод участников образовательного процесса;

совершенствование системы управления качеством образования (формирование условий и результатов обучения);

проведение анализа и прогнозирование тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации и ее составляющих.

При инспектировании в форме надзора проверяется деятельность руководителей муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия или соответствие издаваемых нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования вообще и специального образования в частности.

При инспектировании в форме контроля прослеживаются результаты деятельности муниципальных органов управления образованием и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятия управленческих решений в области специального образования. Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы усвоения образовательных программ и т.д.

Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок, мониторинга.

Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с планом работы отдела специального образования, соотнесенного с планами работы других отделов регионального управления образования, что обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, при возникновении конфликтных ситуаций и т.д.

Особую актуальность для специалистов регионального управления образования представляет инспектирование в виде" мониторинга, которое предполагает постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью специальных (коррекционных) образовательных учреждений, сбор, систематизацию, анализ, накопление и обновление информации о деятельности системы специального образования, без чего невозможно принятие своевременных, правовых и эффективных управленческих решений.

Как правило, инспектирование осуществляется специалистами регионального управления образования, которые должны обладать соответствующей квалификацией в области коррекцией -ной педагогики и управления, а их должностные обязанности должны предусматривать инспекционные функции. Однако в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и специалисты.

Инспекционные проверки могут быть комплексными (изучается два и более направлений деятельности), тематическими (изучается одно направление деятельности), фронтальными (проверяется вся нормируемая деятельность). По продолжительности тематические, комплексные проверки не должны превышать 5- 10 дней, фронтальные - двух недель.

К компетенции управления образования субъекта Российской Федерации при осуществлении инспектирования в области специального образования относится:

1. Контроль за исполнением имеющих нормативное значение положений:

Закона Российской Федерации «Об образовании», законов субъекта Российской Федерации в области образования;

указов Президента Российской Федерации в области образования и создания условий, среды жизнедеятельности для детей, нуждающихся в особой поддержке государства и детей-инвалидов;

постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, главы администрации региона в области образования детей с особыми нуждами и их социально-правовой защиты;

нормативных правовых актов Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

2. Контроль за соответствием федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации:

нормативных правовых актов руководителей муниципальных образований и их органов управления образованием;

учредительных документов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и других учреждений реабилитации детей и подростков системы образования;

локальных актов муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений по вопросам специального образования.

3. Контроль за результатами деятельности муниципальных органов управления образованием по вопросам:

соблюдения прав граждан на образование и создания необходимой коррекционно-развивающей среды для детей и подростков в соответствии с их нуждами;

реализации положений региональной программы развития образования и целевых программ («Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и др.), участником которых является региональный орган управления образованием;

соблюдения подведомственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями контрольных нормативов и показателей, указанных в приложении к лицензии;

соблюдения нормативных требований по вопросам охраны здоровья учащихся, санитарных правил содержания образовательных учреждений;

обеспечения социальных прав и гарантий детей, нуждающихся в помощи государства.

Управление образования субъекта Российской Федерации как учредитель государственных учреждений специального образования вправе осуществлять инспектирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений по вопросам:

использования финансовых средств, выделяемых управлением образования субъекта Российской Федерации на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;

сохранности и эффективности использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества;

результатов деятельности руководителя образовательного учреждения;

соблюдения иных требований, установленных уставом и другими учредительными документами образовательного учреждения.

По итогам инспектирования, оформленного в виде аналитической справки, служебной записки, доклада, в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел могут проводиться заседания коллегий, педагогических советов, производственных и рабочих совещаний с педагогическим составом, совещания руководителей специальных (коррекционных) (образовательных учреждений, издаваться приказы, направляться письма и иные материалы инспектирования в компетентные органы, приниматься решения о повторном инспектировании или (привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц и т.д.

Формой государственно-общественного контроля за качеством образования является и аттестация образовательных учреждений. Не раскрывая в данной главе саму процедуру и содержание аттестации, отметим еще раз, что в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» она проводится государственным (региональным) управлением образования один раз в пять лет. В соответствии с этим вопросы организации аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений требуют постоянного внимания со стороны регионального управления образования и его специалистов в форме планирования этой деятельности, разработки специальных тестовых заданий, контрольных и квалификационных работ, обобщения материалов аттестации, выявления складывающихся тенденций и проблем в области специального образования, принятия адекватных управленческих решений, поощрения и распространения выявляемого педагогического опыта и прогрессивных педагогических технологий. Немаловажное значение в этой связи имеет проблема подбора и подготовки соответствующего круга экспертов (в зависимости от вида коррекционных образовательных учреждений), так как при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений наряду с общими вопросами аттестации (полнота выполнения основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников государственным образовательным стандартам и т.д.) должны изучаться и сугубо специфические вопросы: организация коррекционной и лечебно-профилактической работы, трудовой и социальной подготовки, соответствие реализуемых образовательных программ возможностям психофизического развития и состоянию здоровья воспитанников.

Одна из характерных особенностей состояния образования в Российской Федерации в настоящее время заключается в том, что многие образовательные учреждения переходят в режим развития, организуют экспериментальные площадки, научно обоснованной практикой возмещают пробелы в педагогической теории, ищут новые эффективные пути организации образовательного процесса. Эти тенденции характерны и для специального образования. С одной стороны, с новых позиций анализируются сложившиеся подходы к развитию детей с особыми нуждами, с другой - идет поиск более совершенных на данный момент системных решений.

Появляются образовательные учреждения нетрадиционного типа, в которых организаторы образования пытаются решить проблему гарантий прав и координации мероприятий по улучшению социального, организационного и культурного окружения детей и подростков с ограниченными возможностями. В функции специалистов этих нетрадиционных коррекционно-образовательных учреждений входят: диагностика, разработка методических пособий для педагогов, мониторинг, консультирование, психологический тренинг, работа с родителями детей-инвалидов и т.д. Конечный результат их деятельности - создание условий для развития личности детей и подростков с нарушениями различного вида и степени.

С точки зрения пересмотра предметоцентристской ориентации специального образования, вносятся изменения в учебные планы и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Предметом изучения становятся не только базовые понятия, но и нравственные понятия, нравственные отношения как психолого-педагогический феномен.

Становление рыночных отношений усиливает значимость системы подготовки выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к труду. Поэтому процесс определения новых путей допрофессиональной и трудовой подготовки предполагает не только высокий уровень профессиональной компетенции, но и определенную степень адаптации подростка-инвалида в новой социально-экономической ситуации.

Все это заслуживает глубокого анализа, формирования новых направлений деятельности и со стороны региональных органов управления образованием, что региональные органы управления образованием имеют большие возможности для привлечения к работе ученых, занимающихся проблемами специальной педагогики и психологии, методистов-практиков, объединяя их в творческие группы, лаборатории для решения тех или иных задач, подключая к экспертизе инноваций, разработке путей развития и совершенствования системы специального образования.

Одной из форм участия общественности в управлении развитием специального образования в регионах стали в последние годы научно-методические (методические) советы по коррекционно-педагогическим проблемам специального образования, создаваемые при региональных органах управления образованием.

В их состав могут входить ученые, руководители образовательных учреждений, опытные педагоги-практики, представители органов здравоохранения и социальной защиты населения, специалисты основных направлений специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. Состав данного совета и положение о нем утверждаются руководителем управления образования субъекта Российской Федерации. Правильная организация работы совета может оказать региональному управлению образования значительную помощь в вопросах:

Прогнозирования путей развития и совершенствования системы специального образования региона;

Планирования и координации разработки научного и программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в регионе в сфере дошкольного и школьного образования; разработки и апробации программ комплексного дифференцированного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков, содержательного и организационного компонентов программ;

Экспертизы и поддержки экспериментальных площадок и авторских программ, авторов инновационных технологий в области специальной (коррекционной) педагогики;

Научно-методического консультирования руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений по проблемам специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии;

Содействия обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования детей с проблемами в развитии.

Управление образованием – один из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально-экономическом отношении период, каким является начало нового столетия. В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

  • – обеспечение конституционных прав граждан на образование:
  • – интеграция высшего образования и науки;
  • – вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;
  • – обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами, с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;
  • – ориентация на обеспечение прогресса в экономике;
  • – содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

В Российской Федерации управление образованием осуществляется на трех уровнях : федеральном, региональном и местном (муниципальном).

Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления: а) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ); б) федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

→ На региональном уровне управления функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ . Здесь созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

→ На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ "Об образовании" отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и т.п.

Основные направления развития управления образовательными системами различного уровня. Произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

  • – повышение уровня автономности;
  • – появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;
  • – высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;
  • – развитие плюрализма мнений;
  • – привлечение квалифицированных специалистов из вузов;
  • – получение дополнительных источников финансирования;
  • – изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивает структуру управления на основе поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

  • С 1 марта 2008 г. таких субъектов 83.

Арендный блок

Выделяют три уровня органов управления образованием в РФ:

Федеральные органы управления;

Региональные органы управления;

Муниципальные органы управления;

Федеральный уровень

Управление образованием в России на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности;

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в предыдущем пункте, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

обеспечение в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Региональный уровень

На региональном уровне управление образованием осуществляют органы исполнительной власти (министерства, департаменты образования) субъектов федерации, на муниципальном уровне - департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований.

Российской Федерации органам государственной власти субъектов федерации переданы следующие полномочия:

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования);

государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Контроль за выполнением региональными органами управления образованием переданных функций осуществляет Рособрнадзор.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;

организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;

организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Статья 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Муниципальный уровень

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законодательством.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Социально-педагогическая система

Система образования. Основные проблемы управления школой. Структура системы образования. Образование и Образовательная политика РФ. Педагогика.

К данному материалу относятся разделы:

Социально-педагогические системы, понятие и виды. Школа как социально-педагогическая система

Основные характеристики педагогической системы

Организационная структура образовательного учреждения. Структура школы как социально-педагогической системы. Структура материально-учебной базы школы

Нормативно-правовая база деятельности школы

Структура общешкольного коллектива. Организационная культура, организационные ценности, философия и миссии школы. Организационная структура внутришкольного управления

Имидж образовательного учреждения. Организационная культура образовательного учреждения

Государственно-общественный характер системы образования. Государственная образовательная политика РФ

Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием РФ. Их компетенции

Положение о ведении школьной документации

Подходы к измерению информации. Единицы измерения количества информации

Понятие информация является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемой нами информатики. Вероятностный подход. Формула Хартли. Формула Шеннона. Объемный подход.

МАРКЕТИНГ Учебное пособие

Фигурко А.А Маркетинг: учебное пособие – Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2009. – 184 с. Рецензенты д.э.н., профессор Крымов С.М.

Правила проведения соревнований по ездовому спорту в Российской Федерации

Настоящие Правила разработаны в соответствии с положениями Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСКА 2003-2005) Международной федерации ездового спорта (IFSS) и Европейской Ассоциации ездового спорта (ESDRA)

Плюсы и минусы ночного питания

Рано или поздно, прогресс в наборе мышечной массы у любого желающего ее набрать сходит на нет. Если исключить методические ошибки, то отсутствие прогресса может быть вызвано недостаточным нутрициональным обеспечением организма.

Российская Федерация Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образовани­ем.

Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации.

К третьему , местному, уровню относятся районные и го­родские органы управления образованием.

Функции федеральных органов управления :

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) разработка и реализация федеральных и международ­ных программ развития образования (в том числе Федераль­ной программы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государствен­ных образовательных стандартов;

4)разработка и утверждение типовых положений об обра­зовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

5)установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессио­нальное образование;

6)установление порядка лицензирования, аттестации и го­сударственной аккредитации образовательных учреждений;

7)установление порядка аттестации педагогических ра­ботников государственных и муниципальных образователь­ных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональ­ных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорга­низации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федера­ции в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.

Формы получения образования:

1) вформе очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2)в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что входе образова­ния постоянно существует связь «обучаемый - преподава­тель».

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы.

Для современной СО характерны такие признаки : вариативность (организационно-правовых форм, типов ОУ, форм получения образования, содержания образования в зависимости от типа и вида ОУ, организации пед. процесса в ОУ), интегративность (СО входит в единое мировое пед. пространство), инновационность (нововведения: в общественном положении образования и уровне финансирования системы, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы, в отношениях «учитель-ученик», в методах обучения,в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании, в строительстве зданий и помещений для учебных заведений).



Принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования; 4) светский характер образования в государственных, муни­ципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Органы управления образованием пpoвoдят государ­ственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов. Задача органов управления образованием состоит в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для_ последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные, ведомственные, республиканские и т.д.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительс­кого и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управ­ления образованием является деятельность коллективного орга­на управления - совета школы. Функции и coдepжaние работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избира­ются совет школы, его председатель, определяется срок их дея­тельности.

Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения . О бщая направленность Устава задается Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. В период между конференциями в роли высшего руководяще­го органа выступает совет школы. Совет шко­лы организует выполнение решений конференций, обеспечивает социальную защи­ту учащихся, уста­навливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление системы образования означает, что наря­ду с государственными возникают негосударственные учебные заведения. Диверсификация об­разовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, коллед­жей и т.д.


Вопрос7: Сотрудничество школы с семьей в воспитании детей и подростков.

Воспитание всесторонне развитой личности может быть успешно, если оно осуществляется в сотрудничестве с семьей. Это обусловлено тем огромным влиянием, которое оказывает семья на все стороны развития и воспитания ребенка.

Семья - это малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны отношением взаимопомощи, взаимной моральной поддержкой и ответственностью.

В настоящее время школа и семья развиваются в сложных противоречивых условиях. С одной стороны наблюдается поворот общества к нуждам и проблемам семьи. Разрабатываются целевые комплексные программы поддержки семьи. С другой стороны наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: это рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; падение жизненного уровня большинства семей; увеличение числа неполных семей; семей, имеющих одного ребенка. Значительная часть детей отдаляется от родителей.

В настоящее время изменяется сфера занятости родителей. Большая часть из них заняты в негосударственной сфере. Появилось большое количество матерей-домохозяек.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, с медленной адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям. Следствием этого являются: резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение материальной обеспеченности богатых семей, резкое увеличение безнадзорных детей, рост детской преступности, приобщение детей к алкоголю, наркотикам, половой распущенности, рост фактов подросткового и юношеского суицидов, резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.

Характеризуя современную семью, можно выделить такие ее особенности :

1. разница в социальном укладе городской и сельской семьи

2. столкновение разных методов воспитания детей в семье

3. разный уровень материального достатка

4. разукрупнение семей – выделение молодой семьи, обособление от старшего поколения

5. сокращение рождаемости детей.

Выделяют следующие функции семьи:

1. по отношению к обществу

Физическое воспроизводство населения

Воспитательная

Производственно-хозяйственная

Организация досуга

2. по отношению к человеку

Супружеская

Родительская

Организация быта.

Основные задачи совместной работы школы и родителей:

1. формирование жизненно-важной активной педагогической позиции родителей

2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

3. изучение, обобщение лучшего семейного опыта воспитания.

Система совместной работы школы и семьи складывается из таких направлений :

1. повышение психолого-педагогических знаний родителей

Формы работы: педагогические семинары, практикумы, открытые уроки и внеклассные занятия, индивидуальные тематические консультации.

2. вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс

Формы работы: родители могут организовывать кружки, студии, спортивные секции, оказывать материальную помощь в укреплении материально-физической базы школы, осуществляют индивидуальное шефство над неблагополучными семьями и трудными подростками, организуют родительские патрули.

3. вовлечение родителей и общественности в управление школой

Формы работы: участвуют в работе совета школы, в работе классных родительских комитетов, организуют советы содействия семье и школе.

Для того, чтобы успешно осуществлять работу с родителями, важно знать и уметь определять тип семьи по нравственному потенциалу.

Выделяют 5 типов таких семей:

1. семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера. Дети получают правильное воспитание, поэтому частое вмешательство школы в такую семью не нужно.

2. семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при это не обеспечивающие правильную направленность в воспитании детей. Дети находятся в центре особой заботы родителей и у них формируются эгоистические потребительские качества. Это должно вызывать тревогу педагогов.

3. конфликтные семьи. В таких семьях родителям не до детей. Они не могут разобраться в своих отношениях, все пущено на самотек, нет никакого разумного воспитания. Поэтому активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в нем человека.

4. внешне благополучные семьи, в них процветают бездуховность, отсутствуют эмоциональные связи между поколениями, отсутствуют истинные нравственные ценности. Работа с такими семьями требует особого внимания.

5. неблагополучные семьи. Для них характерны грубость, скандалы, пьянство, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания школы, административного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Можно выделить следующие правила установления контактов с семьей школьника:

1. в основе работы школы, классного руководителя с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. педагогический такт в общении и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

3. доверительность к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

4. жизнеутверждающий мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества в ребенке, посильные стороны семейного воспитания.

Основной формой работы классного руководителя с родителями является родительское собрание. Оно проводится 3-4 раза в год.

Виды собраний: организационное, тематическое, итоговое, собрание-диспут, собрание-диалог и т.д.

Положения о классном родительском собрании:

1. классное родительское собрание – это высший орган самоуправления родителей в классе, созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебную четверть.

2. классное родительское собрание: определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, избирает классный родительский комитет и делегатов на школьную родительскую конференцию, слушает отчеты, информацию о работе классного родительского комитета, рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей,утверждает порядок оказания материальной помощи нуждающимся семьям.

3. правила проведения собраний: классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию по теме. Каждое собрание требует своего «сценария». Родители приглашаются на собрание не позднее, чем за 3 дня до даты проведения. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня, не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители.

4. Принципы проведения родительского собрания: родители на собрании должны чувствовать уважение к себе,быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет, родительское собрание – место получения важной педагогической информации. Задача родителей и учителей – искать совместные пути решения разных проблем, касающихся детей.

Вопрос 8: Сущность и движущие силы обучения. Деятельность учащихся в процессе обучения. Мотивы учения. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников.

Процесс обучения – это специально организованный управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей ребенка, на выработку и закрепление навыков самообразования.

Исходя из определения, можно выделить такие признаки процесса обучения: целенаправленный, специально организованный, двусторонний, управляемый.

В процессе обучения в комплексе реализуются 3 основные функции обучения :

1. образовательная – предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков

2. развивающая – предполагает формирование интеллектуальных умений, направлена развитие мышления, речи

3. Воспитывающая – направлена на формирование базовой культуры личности.

Методологической основой процесса обучения является философская теория познания. Опираясь на диалектико-материалистическую методологию, ученые, педагоги, психологи раскрыли мировоззренческое значение процесса обучения, показали значение единства исторического и логического в педагогических процессах.

Диалектический путь познания объективной реальности идет «…от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В процессе живого созерцания посредством ощущений, восприятия, активного изучения объективной реальности возникают определенные представления о тех или иных предметах, явлениях. Эти представления дают основу для обобщений.

Абстрактное мышление позволяет установить общие, существенные признаки познаваемых явлений, установить, усвоить понятия, суждения, умозаключения, вывести определенные законы.

Просмотров