Дневник исследования ученика по научному проекту образец. Детская исследовательская работа "Школьный дневник" проект (2 класс) на тему. Руководитель практики от университета

Проект - это долгосрочное исследование, имеющее практическую часть, которая включает в себя:

Дневник работы над проектом - письменная часть проекта, где учащиеся фиксируют все этапы работы над проектом.

Проектный продукт – результат работы над проектом.

Презентация (защита проекта), в ходе которой учащиеся знакомят со своей работой и своим проектом продуктом.

Дневник работы над проектом должен содержать отчет о работе.Примерная форма отчета:

Введение

Тема моего проекта…

Я выбрал эту тему, потому что…

Цель моей работы…

Проектным продуктом будет - …

Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как…

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы)…

Выбор темы и уточнение названия…

Сбор информации (где и как делал)…

Изготовление продукта (что и как делать)…

Написание письменной части проекта (как это делал)…

Основная часть

Я начал свою работу с того, что…

Потом я приступил к…

Я завершил работу те, что…

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…

Чтобы справится с возникшими проблемами, я…

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например…

Это произошло, потому, что…

Если бы я начал работу заново, я бы…

Я думаю, что решил проблему своего проекта, так как…

Работа над проектом показала мне, что…

Знакомство с различными проектами учащихся из опыта работы.

Проекты могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В ходе работы может корректироваться и тема проекта, и сам проектный продукт. Например, темами проектов учащихся 11 классов стали: «Маркетинговое исследование торговых центров города Воронежа», «Как выбрать экономический факультет вуза», «Как провести лето в Воронеже», «Территория закона острова детства» и т.д. Также разнообразны проектные продукты: путеводитель по вузам города; кластер с рекомендациями по защите прав ребенка; игра для проверки сплоченности коллектива; статья о классном коллективе; видеофильм и многое другое. Учащиеся придумываю абсолютно гениальные названия для своей работы: «Это страшное образование» или «Как нам жить вместе?» и «поднимают» только те темы, которые их действительно волнуют.



Учащиеся, которые занимаются проектированием, приобретают вкус к исследованию вообще, становятся более самостоятельными и ответственными. Они могут выбрать тему исследования, свободно подобрать информацию, блестяще защищают свою работу, легко контактируют с аудиторией. Они занимаются действительно теми вопросами, которые их интересуют, отстаивая свою точку зрения. Это особенно важно для выпускников, которым придется каждый день принимать решение, о том, как построить свою дальнейшую жизнь и как добиться поставленных целей. При создании проекта максимально важны фантазия и воображение, так необходимые и для творческого мышления, так как в готовом виде свой проект уже не «скачаешь», как привыкли наши дети, работая над рефератом или докладом.

Практикум «Организация и содержание проектной деятельности учащихся»

Задание 1.

Назовите главные отличия метода проектов от других видов исследовательской деятельности учащихся:

Задание 2.

Охарактеризуйте этапы работы над проектом:

Задание 4.

Назовите основные виды проектов, соответствующие им проектные продукты, подумайте над темами проектов:

Задание 5.

Подумайте, в чем положительные и отрицательные стороны данной исследовательской технологии:

Литература

1. Бухаркина М.Ю . Разработка учебного проекта // М.: 2003.

2. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт // М.: 2005.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении // М.: 2003.

4. Ступницкая М.А . Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей // Под общей редакцией Н.Г. Минько// М.: Учебно-методический центр-ЮАУО, 2005.

5. Ступницкая М.А . Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений// М.: Центр «Школьная книга», 2006.

6. Современные педагогические и образовательные технологии в системе образования. Учебное пособие // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина/ / М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 Дорогой друг! Это необычная тетрадь. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Для того чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Будь внимательным, прежде чем сделать записи, обдумай ответы на предложенные вопросы. Итак, в добрый путь, юный исследователь. Ждут тебя новые знания, новые открытия! Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты - настоящий исследователь! Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, фотографиями, презентацией. В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того, чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. От чего зависит успех? * Действуя, не бойся совершить ошибку. * Будь достаточно смел, чтобы принять решение. * Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. * Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов. Как выбрать тему исследования. Начало любого исследования - это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (можешь ответить письменно) * Что мне интересно больше всего? Наблюдать за интересными явлениями в природе. * Чем я хочу заниматься в первую очередь? Изучить материал в энциклопедии, в научном журнале. * Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Читаю книги. В Интернете ищу интересные сайты. * По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? По литературе, окружающему миру, математике. * Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубоко? Явления в природе. Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования. Запиши тему своего исследования: "Мыльные пузыри". Цель и задачи исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Запиши цель своего исследования: Изготовить, затем использовать на практике рецепты мыльных пузырей, провести опыты. Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования: 1.Познакомиться с понятием "мыльный пузырь". 2.Изучить литературные источники, рассказывающие о мыльных пузырях. 3.Изучить рецепты приготовления мыльных пузырей. 4. Провести исследования для выдувания мыльных пузырей и состава жидкости. Итак, старт твоей исследовательской работе дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам! Запиши текст доклада. Доклад прилагается.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подготовка к защите исследовательской работы. Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех. Кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану: 1. Почему избрана эта тема. 2. Какую цель преследовало исследование. 3. Какие ставились задачи. 4. Какие гипотезы проверялись. 5. Какие использовались методы и средства исследования. 6. Каким был план исследования. 7. Какие результаты получены. 8. Какие выводы сделаны по итогам исследования. 9. Что можно исследовать в этом направлении дальше. Гипотеза исследования. Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: * Предположим.... * Допустим... * Возможно... * Что, если... Запиши свою гипотезу. Предположим, что мыльные пузыри - это тонкая плёнка мыльной воды. Допустим, что существует простой и эффективный рецепт мыльных пузырей. Возможно, ли приготовить мыльные пузыри в домашних условиях. Что, если поместить мыльные пузыри в морозильную камеру или пустить зимой на улице при температуре -25С. Организация исследования. Подумать самостоятельно. Задай себе вопросы: * Что я знаю об этом? * Какие суждения я могу высказать по этому поводу? * Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? Запиши ответы: Мыльные пузыри состоят из мыльной воды. Необязательно покупать в магазине готовую игрушку, можно и самим сделать из детского шампуня, воды. Очень красивые пузыри получаются! Выдувать лучше из трубочки от игрушки "Мыльные пузыри". Удивительное зрелище - мыльные пузыри! ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Провести эксперимент. Эксперимент- проба, опыт. Провести эксперимент - это значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов. Мой план. 1. Проведу анкетирование. 2. Приготовлю разные рецепты растворов мыльных пузырей. 3. Из растворов буду выдувать пузыри разными приспособлениями (трубочка для коктейля, трубочка от шариковой ручки, трубочка от игрушки "Мыльные пузыри". 4. Составлю таблицу, где запишу приблизительные диаметры полученных мыльных пузырей. 5. Помещу мыльные пузыри в морозильную камеру и на улице при температуре -25С. 6. Установлю свои рекорды. Понаблюдать Проведи свои наблюдения (используй микроскопы, телескопы). Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений. Мыльные пузыри на морозе замерзают и лопаются. Из порошка мыльные пузыри получаются радужные, из хозяйственного мыла бесцветные почти, самые большие по размеру получаются из детского шампуня, самые прочные и дольше живущие пузыри из моющего средства для посуды.___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ Просмотреть книги о том, что исследуешь. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную и районную библиотеки. Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь. В энциклопедии я нашла, что мыльные пузыри - это тонкая пленка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. В журнале "Волшебный" я нашла рецепты приготовления мыльных пузырей и что произойдет, если пускать пузыри на морозе. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спросить у других людей. Вполне возможно, что кто- то из специалистов и неспециалистов знает очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши полученную информацию: ___Ответа я не получила.________________________ _________________________________________Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования. Фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний! Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов. Фильм не нашла. Обратиться к компьютеру. Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер. Из источников Интернета нашла интересные факты. Англичанин Сэм Хист назвал себя ученым-пузыреологом. Он побил рекорд книги Гиннеса, представив пузырь, внутри которого свободно разместилось 50 человек! Высота пузыря достигала 1,5м., а ширина - 3,3м. Кому-то может показаться, что этого просто не может быть, но есть несколько секретов. Он использует школьников- они компактнее. Для выдувания пузырей используются специальные приспособления, включающие вентилятор и веревочную петлю. Из Интернета я узнала рецепты растворов мыльных пузырей.

Рекомендации и рецензия руководителя
исследования:

___
________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Выводы:___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема исследования:_____________________________
______________________________________________
Работу выполнил:
Ученик ________ класса
______________________________________________
(фамилия, имя автора исследования)
Руководитель исследования:
______________________________________________
______________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя исследования, должность)
20____Год
1

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят
другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и
сопоставления.
1. Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях,
представляющее собой утверждение или отрицание чего­либо.
Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведённого
исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что
исследовалось.
2. Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и
не подвёл итогов.
3. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления,
которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто
окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому
обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и
нужно исследовать дальше.
9. .Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее довести свои идеи до тех, кто будет
рассматривать результаты исследовательской работы,
надо
подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше
всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы –
мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый
желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору
III.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее
направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования.
IV. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и
не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от
древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о
закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов
«предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько
гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо
пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место,
остальные расположить по степени важности.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
V. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Как поставить план исследовательской работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты
можешь узнать что­то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо
определить, какие инструменты и методы ты можешь использовать, а
затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
 Подумать самостоятельно;
 Прочитать книги о том, что исследуешь;
 Познакомиться с кино­ и телефильмами по этой проблеме;
 Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,
например в сети Интернет;
 Спросить у других людей;
 Понаблюдать;
 Провести эксперимент.
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу.
Можно задать себе вопросы:
 Что я знаю по теме исследования?
 Какие суждения я могу высказать по поводу темы
исследования?
 Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже
известно по теме исследования?
Запиши всё здесь.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________


объекты?







нефть, газ и т. п.





4. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события.

Классификация разбивает


5. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.



3

6. Ранжировать основные идеи





особенность ума.
7. Предложить сравнения и метафоры




Существуют

в твоём исследовании.


предметов.
VI.



Для этого потребуется:


дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события;
выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое
ты исследовал;
подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации
результатов исследования.








Как это сделать?
1. Дать определения основным понятиям.


2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе
книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно
открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают
точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо
читать книги с подробным описанием.
Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4

Познакомиться с кино­ и телефильмами пот этой проблеме
Научные, научно­популярные и художественные фильмы –
настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Запиши всё, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего
исследования
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях,
например, в сети Интернет
Ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника
современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе
информацию в сети Интернет.
Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Спроси у других людей (анкетирование, беседа, интервью).
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования,
можно условно поделить на две группы: специалисты и
неспециалисты.
Провести эксперимент.




Запиши план эксперимента.

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Этапы выполнения
исследовательской работы
НПК
защитаа
­

Сбор и обработка
материала, проведение эксперимента
Подготовительный период
(выбор темы, постановка цели, задачи)
Общие требования к оформлению исследовательской работы.
 Выполняется на листах формата А4.
 Представляется в компьютерном или машинописном варианте
(шрифт: обычный 12) с одной стороны листа.
 Объем доклада, включая формулы и список литературы не
более 10 страниц, для иллюстраций может быть отведено
дополнительно не более 10 страниц.
 Основной текст нумеруется арабскими цифрами в правом
верхнем углу без учета титульного листа, страницы
иллюстраций, приложений – римскими цифрами.
 Параметры страниц: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее –
2,0 см, нижнее – 2,0 см.
6

1. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально
занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо
расспросить. Вполне возможно, что кто­то из них знает что­то
очень важное о том, что ты изучаешь.
Запиши всё, что ты узнал от других людей:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение.
Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы,
бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы
ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу
способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом
надо помнить, когда проводишь исследование.
Методы наблюдения:
Теоретические методы:
 логический
 исторический
моделирование)
(т.е.
анализ,
аналогия,
абстрагирование,
Эмпирические – изучение литературных документов, наблюдение, опрос
(устной, письменный), тестирование.
Наблюдение ­ дает много знаний как с точки зрения теоретических и
практических. Наблюдение как дополнение к эксперименту.
ФОРМЫ НАБЛЮДЕНИЯ:
 самонаблюдения
 наблюдения за другим объектом
наблюдения за другим объектом (субъектом):
включенное (изнутри т.е. исследователь становится членом организации)
невключенное (со стороны):
 открытое
 инкогнито
Запиши свои наблюдения:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7

Оформление результатов исследования
заключение ­ выводы
1. название темы
2. введение
3. дата и места проведения
4. цель работы, задачи
5. методика работы
6. основная часть ­ описание работы
7.
8. используемая литература
9. приложения.
Введение – это вступительная часть исследовательской работы. В
небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть
практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента.
Основная часть – раскрывается содержание работы, как правило,
состоит из теоретического и практического разделов.
Теоретический раздел – теория и история исследуемой проблемы,
дается критический анализ литературы, и показываются позиции
автора.
Практический – изложение методы, результаты самостоятельно
проведенного эксперимента или его фрагмента.
В основной части могут быть представлены схемы, диаграммы,
таблицы, рисунки и т.д.
Заключение – содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел
автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким,
обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
Приложения к исследовательской работе оформляются на
отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический
заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу,
например: « Приложение I».
Провести эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба, опыт». Это
самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в
строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые
разнообразные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо
составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или
с кем­то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по
поводу проведения эксперимента.
Запиши план эксперимента.
Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
I.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
8

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и
наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко
изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
2. дать определения основным понятиям;
3. классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события;
4. выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
5. ранжировать основные идеи;
6. предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
7. выработать суждения и умозаключения;
8. сделать выводы;
9. указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое
ты исследовал;
10. подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на
вопросы по результатам исследования;
11. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации
результатов исследования.
Как это сделать?
8. Дать определения основным понятиям.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них
фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки
предметов и явлений. Готовясь, защитить свою исследовательскую
работу обязательно подумай, как можно кратко выразить основные
понятия, которые использовались в твоём исследовании.
Существуют
Как научиться давать определения понятиям.
приёмы, которые помогут тебе определить понятия, использованные
в твоём исследовании.
Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с
целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним
предметов.
Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем
это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие
объекты?
Характеристика предмета или явления предполагает перечисление
лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не
только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче
привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем
дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы,
машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь,
нефть, газ и т. п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различие позволяет установить отличие данного предмета от
сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень
похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один
вкус, а помидор – другой и др.
9. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и
события.
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе
общих существенных признаков.
Классификация разбивает
рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и
придаёт нашему мышлению строгость и точность.
10. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с
общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс»
возникло от греческого «неожиданный, странный, невероятный».
11. Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с
немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи
означает выстраивать их по степени важности, то есть определять,
какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе
место, какая – третье и т. д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая
особенность ума.
9

12. Предложить сравнения и метафоры
 экспериментальные – предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
 теоретические – предусматривают изучение и обобщение
сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных
теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.)
Тема:_______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в
данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не
можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать больше, попробуй
задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или
поэзией, астрономией, историей или чем­то другим).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6.
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси
родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто­то
подскажет тебе интересную идею.
Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
 фантастические – о несуществующих, фантастических
объектах и явлениях;
II. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том,
зачем мы его проводим?
Запиши цель своего исследования.
К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это
сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно,
все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что
будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные
формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или
иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
чертежи для
схемы,
10.
иллюстрирования результатов исследования.
Например,
ты
исследовал маршруты движения муравьёв в соседнем парке,
проектировал жилой дом будущего, космический корабль для
туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку.
Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертёж или
рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.
Приготовить тексты,
макеты,
А если ты изучал, как влияет место расположения ученика в
классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и
предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то
10

обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать
учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо?
Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др.
VII. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять
реальность, которая тебя окружает.
3. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов
(они часто бывают неверными).
4. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
5. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
6. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
7. Действуя, не бойся совершить ошибку.
11

Управление образования администрации МО ГО «Воркута»

Муниципальное образовательное учреждение

«Дворец творчества детей и молодёжи»

для педагогов дополнительного образования

и юных исследователей

«Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта»

Подготовила

Кайгородцева Наталия Александровна,

педагог дополнительного образования

По окончании проделанной работы на каждый проект (исследовательскую работу) руководитель проекта заполняет «Паспорт учебного проекта», который является итогом совместной работы учащегося и педагога (руководителя проекта). Он также позволит учесть все допущенные ошибки

Паспорт учебного проекта

(как правило, состоит из следующих пунктов, но могут быть внесены разнообразные дополнения и изменения).

2. Возраст

3. Руководитель проекта

4. Консультант(ы)

5.Тема проекта

6.Проблема проекта

7. Актуальность исследования

8.Цели проекта

9. Задачи проекта

10. Методы, использованные в работе над проектом

11. Продукт проекта (образ будущего результата)

12. План выполнения проекта

Этап

Срок

13. Форма представления проекта (презентация, стендовый доклад)

14. Источники информации, использованные автором в процессе выполнения проекта (литературные источники и Интернет-ресурсы)

15. Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта

Компоненты исследования

Тема - область и ракурс исследования. При выборе темы формулируется её актуальность, т. е. осознаётся реальный интерес избранной темы исследования - почему именно эта тема, а не другая; почему именно такой ракурс, а не другой.

Актуальность исследования - это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.

Проблема - это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить.

Объект исследования - та или иная сторона действительности. Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?

Предмет исследования - это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта? Предмет - более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Предмет исследования созвучен теме исследования.

Цель - представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. Цель - это то, что мы в исследовании хотим разъяснить. Цель отражает конечный результат.

Задачи - поэтапное достижение цели. Задачи - это как мы будем достигать цель исследования.

Гипотеза исследования - предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием.

Метод - способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности

План исследования - определение последовательности и условий проведения исследования.

Задайте эти вопросы своему подопечному и вы научите его планировать собственную деятельность!!!

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

Задачи проекта

Как ты будешь решать поставленные задачи?

Методы работы над проектом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?

Перечисление основных этапов работы

Когда ты будешь это делать?

Определение сроков работы

Что у тебя есть для выполнения предстоящей работы? Что ты уже умеешь делать? Чего не хватает? Чему придётся научиться?

Выявление имеющихся ресурсов

Дневник работы над проектом

На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нём учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даёт ему руководитель.

Чтобы научить детей с 5-го класса писать отчёт о работе, можно представить им в качестве примера «Дневника работы над проектом» следующий шаблон.

Название (тема) проекта___________________________________________________ Проблема, решаемая проектом_____________________________________________ Почему этот проект важен для меня_________________________________________ Девиз проекта___________________________________________________________ Цель проекта____________________________________________________________ Задачи проекта__________________________________________________________ Мои ожидания от проекта (планируемый результат)__________________________ Образ будущего результата (продукт проекта) Что я сделал (описание полученного результата)______________________________________________________________ Как проект помог решить проблему (положительный эффект от выполнения проекта)________________________________________________________________ Что не получилось _______________________________________________________ План презентации результата проектной деятельности_________________________ Список источников информации, использованных в проектной деятельности____________________________________________________________ Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта_________________________________________________________________

16. Оценка проекта педагогом____________________________

Примечание: «Дневник работы над проектом» можно вести в обычной школьной тетради. На каждый пункт будет соответствовать 1 тетрадный лист.

Список использованной литературы

Колесников проектной деятельности школьника. – Киров, 2009 Ступницкая педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 1 – 4. _ М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009

Дневник юного исследователя

____________________________
фамилия, имя учащегося

___________________________________________________________________
общеобразовательное учреждение

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин

Дорогой юный исследователь!

Надеемся, что ты интересуешься не просто знаниями, добытыми той или иной отраслью науки, а хочешь узнать, что происходит на переднем крае науки в наши дни, где все еще не устойчиво нет сложившихся представлений и твердых правил, где сталкиваются разные, нередко противоположные мнения. Многие тайны земли видятся нам сейчас совсем по-другому. Надеемся, что ты сделаешь свой вклад в развитие науки.
Но чтобы процесс исследования был организован правильно, используй в своей работе предложенные тебе памятки и другие разделы дневника. Вперёд, юные исследователи!

Памятка "Юному исследователю"

При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах.


Компонент
Описание компонента
Особенности

1
Проблема
Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.
Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

2
Актуальность
Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

3
Цель
Запланированный результат ваших исследований.
Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета.

4
Задачи
Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Определяя задачи исследования, Вы составляете план работы, её этапы.

5
Методы
Как решать задачи, проводить исследование.
Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты, социологические исследований, анкетирование, интервью...

6
Гипотеза
Предположение, требующее доказательств.
Формулировка гипотезы может начинаться со слов: «мы предполагаем», «возможно, что..», «если, то.», «так как, то.» и др.

7
Теоретические основания
Теории, в рамках которых проводится исследование.

8
Объект
Что исследуется

9
Предмет
Как, в каком аспекте исследуется объект

Информация по исследовательской деятельности

Тема работы: ______________________________________________________________________
_

___________________________________________________________________________________

Актуальность темы: __________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Цель исследования:________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Гипотеза исследования:____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задачи:____________________________________________________________________________
___________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Методология исследования:_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Информационные источники:_______________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Предполагаемые результаты:_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Форма предоставления результатов:_________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Сроки выполнения работы: ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Сведения о руководителе работы:________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·План работы над темой исследования

Самооценка деятельности:
_____________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отзыв руководителя:
___________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 1
Этапы информационного поиска

Определение информационного запроса.
Поиск и локализация информации.
Критическая оценка полученной информации.
Сравнение информации, полученной из различных источников.
Презентация полученных результато
·в.
Подготовка отчета.
Памятка № 2
Форма отчета по информационному поиску

Имя _______________________________________________класс___________________________
Я хочу найти информацию ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По каким ключевым словам я могу вести поиск__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Нужен иллюстративный материал? Какой?____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие источники найдены книги_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журналы и газеты (названия) _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Видеокассеты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ресурсы Интернет___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как я оформлю полученные результаты_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка № 3

План доклада по результатам исследовательской работы

Приветствие.
Тема исследовательской работы.
Цель и задачи исследовательской работы.
Гипотеза исследовательской работы.
Значимость исследовательской работы.
Объект и предмет исследования.
Этапы исследовательской работы.
Результаты исследовательской работы.
Выводы исследовательской работы.
Памятка № 4

Требования к содержанию научно-исследовательской работы

Структура
Требования к содержанию

Титульный лист
Содержит:
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
ФИО автора;
тему учебно-исследовательской работы;
ФИО научного руководителя;
город и год.

Введение
Содержит:
актуальность;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования;
гипотезу;
задачи;
методы исследования;
практическую значимость;
апробацию;
базу исследования.

Основная часть
Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Выводы
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.

Список литературы
Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы

Приложения
Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.

Для заметок: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотров