Субъекты социального партнерства в сфере образования. Социальное партнерство в сфере образования - виды, задачи. Основные направления работы нашей школы в рамках социального партнёрства

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»

Статья.

Тема «Социальное партнёрство в образовании».

Подготовила:

Учитель иностранного языка

БОУг.Омска «СОШ№68»

Талалаева Юлия Рихартовна

1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.

2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.

3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.

Социальное партнёрство - это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства - учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций (1).

Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно-экономической деятельности - от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до государственного уровня. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли местных и локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы, к социальному партнерству.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Результат социального партнёрства - создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания. Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков.

Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:

Обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;

Организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов (пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.);

Обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;

Взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;

Повышения квалификации педагогов школы;

Формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;

Организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи социального партнёрства:

1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

3. помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

4. способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

5. позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Основные принципы социального партнёрства:

1 . Уважение и учет интересов участников соглашения.

2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях.

3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов.

4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей.

5. равноправие и доверие сторон.

6. невмешательство во внутренние дела друг друга.

7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования.

8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.

9. обязательность исполнения достигнутых договоренностей.

10. систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений.

11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:

Координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;

Кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;

Взаимодействия с общественными организациями;

Экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;

Учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.

Условия, необходимые для реализации успешного социального партнёрства:

1. развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

3. широкое информационное обеспечение деятельности

4. .функционирование механизма саморазвития партнерских организаций

5. сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения

К субъектам социального партнерства относят:

Образовательные учреждения различного типа;

Органы управления образованием;

Общественные, коммерческие, государственные организации;

Обучающихся;

Родителей (2).

Родители - один из самых важных социальных партнеров школы. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся. Современная родительская общественность готова сотрудничать и взаимодействовать со школой, т.к. озабочена средой проживания детей, каждого конкретного ребенка.

Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.

Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Проводит работу по выявлению:

Учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;

Несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;

Учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;

Принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;

Участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;

Принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

Проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;

Участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

Вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.

В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности социальной среды и выступать как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

На основе охвата субъектов (по масштабности):

Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.

Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.

Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.

На основе развития отношений:

Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру , в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.

Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.

Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.

Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.

На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.

Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны.

Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.

Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.

Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:

1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.

2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами.

3. Партнёрство в тред- юнионистском смысле- как определённые нормативно-правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.

Формы социального партнёрства в сфере образования:

    Попечительский совет.

    Совет партнёров образовательного учреждения.

    Ресурсный центр социального партнёрства на базе общеобразовательного учреждения.

    Территориальный межведомственный координационный совет.

    Рефлексивный семинар и др.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Литература:

    Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. - Вологда: Русь, 2005. - 540 с.

    Шнейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. - 2008. - № 4 (79). - С.

    Сафонова О.Д. Антикризисные меры российского законодательства в сфере социально-трудового партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2010. - N 3. - С. 69-76.

    Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практическое пособие / Под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России - М.: Агентство социальной информации, 2008. - 488 с.

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

ГОУ СОШ № 000

Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


· привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

· помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

· помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

· способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

· позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· уважение и учет интересов участников соглашения;

· заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

· соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

· наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

· равноправие и доверие сторон

· невмешательство во внутренние дела друг друга

· добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

· регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

· обязательность исполнения достигнутых договоренностей

· систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

· ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

· эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Укрепление психического и физического здоровья;

Формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.


Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: слушательница курса

«Социально- педагогическое партнерство

В решение актуальных задач воспитания»

Месяц Юлия Васильевна

Куратор курса: доцент кафедры

социально-педагогического

Образования АППО

Г. Санкт- Петербурга

Степихова Валентина Анатольевна

Санкт-Петербург

2012

Социальное партнерство как один из инструментов обеспечения социализации учащихся

Месяц Юлия Васильевна, заместитель директора по ВР

ГБОУ школы №600 с углубленным изучением английского языка Приморского

района г. Санкт-Петербурга

Актуальность.

Федеральным законом "Об образовании", Указом Президента РФ, постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования и науки перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнёрства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.
Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Цель социального партнёрства

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Основные задачи социального партнёрства:

Совершенствование отношений между субъектами образовательного пространства;
- Создание условий для привлечения инвестиционных средств в образовательное учреждение;
- Формирование активной жизненной позиции школьника;
- Социализация личности.

Принципы социального партнёрства:

Добровольность признания партнёрами друг друга в качестве участников общественных отношений;
- Доверие;
- Обоюдная ответственность партнёров за общее дело;
- Обязательное выполнение своих обязательств в соответствии с достигнутыми договорённостями;
- Взаимная заинтересованность сторон;
- Равноправие участников в выборе путей и средств достижения общей цели;
- Поддержание духа равных возможностей, бескорыстие и солидарность.

Основные направления работы нашей школы в рамках социального партнёрства:

Реализация непрерывности образования.
- Совместная (коллективная) деятельность.
- Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях.
- Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.
- Построение механизмов адресной социальной помощи, использование ресурсов благотворительности.

В построении партнёрских отношений нашей школы можно выделить три этапа:

Первый этап - Знакомство.
- Второй этап - Совместная деятельность.
- Третий этап - Партнёрство.

Основными видами совместной деятельности нашей школы и социальных партнёров являются:

Деятельность

Результат

Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства

Составление и подписание договоров

Проектирование совместной деятельности

Составление планов совместной работы

Реализация совместной деятельности

Проведение совместных мероприятий

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнёров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнёров о качестве и результатах этой деятельности.
Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнёров участвовать в совместной деятельности, т.е. их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнёров.

ГБОУ школа №600 имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по таким направлениям, как

Развитие попечительской деятельности;

Развитие самоуправления через Совет старшеклассников;

Расширение социального партнерства с родителями обучающихся, заинтересованными взрослыми (учреждения дополнительного образования ЦИ «Эдельвейс», детский творческий форум « Китиж плюс», центр социальной помощи семье и детям «Семья», КДН, ВУЗы СПб.)

В данной работе хотелось бы остановиться чуть подробнее на последнем направлении.

Традиционно большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, воспитательному потенциалу семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы (в плане воспитательной работы школы - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии) Реализация программы « Классы, свободные от курения» совместно с ППМС центром Приморского района (тоже нашими социальными партнерами) невозможна без активной помощи родителей. На протяжении ряда лет учащиеся 6-7 классов нашей школы принимают участие в этой программе.

2010-2011 год стал для нас очень результативным. Среди 17 школ района мы заняли 2 место, а творческая работа ученика 6 «б» класса Алексеева А. «Семья – территория здоровья», заняла первое место в городе!!!

Гражданская пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, развивая добровольную общественную работу, благотворительность.

Традиционно осуществляется социальное партнерство с внешкольными учреждениями дополнительного образования.

В 2011-2012 году нами был заключен договор с Центром «Семья» о сотрудничестве с целью реализации проекта «Здоровая семья – здоровое будущее». В проекте приняли участие учащиеся 10-11 классов.

Цель проекта: оказание профессиональной помощи подросткам по вопросам формирования здоровых отношений в семье между супругами.

Работали с учащимися профессиональные психологи: с юношами – мужчина, с девушками – женщина. Ребята смогли задать все интересующие их личные вопросы и, по отзывам встреча, была очень продуктивной. Результаты тестирования и анкетирования показали, что 90 % учащихся интересуются поднятой темой и хотят следовать советам специалистов, что бы в будущем создать полноценную семью.

Сотрудничество с центром «Семья» очень давнее, традиционными стали следующие совместно проводимые мероприятия: «Адаптация учащихся начальной школы при переходе в основную школу», консультации психологов для родителей проблемных учащихся, социальное патрулирование семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), ГБОУ школа №600 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования.

Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В рамках довузовского образования осуществляется социальное партнерство с рядом ВУЗов СПб: ИНЖЭКОН, Горный университет, «финэк», ЛЭТИ.

Вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с общественностью создает условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося.Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой.


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

М.С. Чванова

Обоснована роль социального партнерства в развитии системы профессионального образования как фактора стабилизации рынка труда. Раскрыта его сущность, предпосылки активизации, основные направления, ресурсное обеспечение и механизмы развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

1. Роль1 социального партнерства в развитии системы профессионального образования. В последние десятилетия Россия активно интегрируется в мировое сообщество и переживает принципиальные изменения в социально-экономической и культурной жизни. Объективные потребности и постепенно формирующиеся субъективные запросы россиян отводят гражданскому обществу те же задачи, которые изначально характеризуют его на Западе:

Продуцирование норм и ценностей, которые затем ратифицирует государство;

Интегрирование социальных групп в сообщество, в частности, путем придания цивилизованного вида социальным конфликтам и, тем самым, - гашения их;

Организация среды, в которой формируется развитая социально активная личность и местное сообщество.

Современное производство, основанное на знаниях, и динамичное развитие общества формируют быстро меняющийся рынок труда, в то же время растущая конкуренция, структурные изменения в промышленности, военная реформа вынуждают людей приобретать новые знания, профессии. Развивающемуся обществу нужны высоко образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, к диалогу, отличающиеся динамизмом, конструктивным мышлением, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое развитие.

Сегодня обновление знаний происходит примерно каждые 3-5 лет, и потому так остро встали проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит экономических, правовых, технических, социально-психологических, экологических и других знаний. Базовое образование отстало от новых реальностей жизни, исчерпало свои возможности. Дина-

1 Тема поддержана грантом РГНФ 2004 г. Проект № 04-06-00043а.

мизм развития современного общества выступает реальной первопричиной необходимости безотлагательной перестройки образования, она должна адекватно реагировать на изменения внешней среды, переходить на инновационный путь развития.

В современном образовании набирают силу тенденции глобализации, интернационализации и клиентоцентризма. Происходит сдвиг от стратегий «массового обучения» кадров к стратегиям «индивидуализированного образования», в сторону комплексных образовательных услуг. В передовых странах образование все больше становится капиталом, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. В России же резкое сокращение государственного финансирования вузов и появление негосударственных образовательных структур, переход от госзаказа на выпускников к рыночной «распродаже» выпускников и образовательных услуг, проблемы рентабельности и потери лучших педагогических кадров обусловливают резкое обострение конкуренции между вузами и актуализацию борьбы за существование и естественного отбора при определении путей развития.

В условиях экономики переходного периода, стремления к удешевлению себестоимости конечного продукта и необходимости обеспечения его конкурентоспособного качества, предложение рабочей силы всегда превышает ее спрос. Важно отметить еще одну специфику системы профессионального образования - обучение профессии объективно растянуто во времени. За время подготовки специалистов потребность рынка труда в них изменяется, порой весьма существенно. Система подготовки специалистов, ориентированная на традиционные модели и технологии, отстает от потребностей рынка труда, управлять процессами подготовки специалистов в таких условиях становится сложнее. Важно при этом учитывать тенденции развития региональной экономики.

Социальное партнерство в сфере профессионального образования содействует развитию образовательных программ, объединяющих академическое качество с воз-

можностью трудоустройства, способствует повышению мобильности квалифицированных специалистов, установлению более тесных связей с Европой. Социальное партнерство выступает средством, во-первых, приобщения к профессии и повышения квалификации, во-вторых, достижения определенного социального статуса, в-третьих, личностного развития, т. е. определения и реализации жизненных целей и ценностей.

2. Сущность социального партнерства в развитии профессионального образования. Партнерство в сфере профессионального образования можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны - это юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц, одним из которых является образовательная организация профессионального образования, с другой -это форма сотрудничества общественных организаций, фирм, компаний с образовательной организацией, не закрепленная в учредительных документах, а подтвержденная фактически (договором или протоколом о корпоративном партнерстве). Партнерство в сфере профессионального образования предполагает кооперацию («совместно-разделенную деятельность») людей и социальных институтов для достижения собственных целей профессионального образования. В широком смысле социальное партнерство понимают как отношения между государством, выступающим в лице Правительства, его органов и представителей с другими субъектами: личностью, семьей, ассоциациями, неправительственными организациями, организациями профессионального образования.

По своей сути социальное партнерство в сфере профессионального образования - метод решения социальных, экономических проблем и регулирования противоречий между организацией профессионального образования, работодателем и государством. Социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов, это - условие политической стабильности и прогресса. Элементами социального партнерства в сфере профессионального образования являются: законодательная база, обеспечивающая нормативноправовое регулирование взаимоотношений

структур в целях принятия социальных решений; механизмы и методы социального взаимодействия; структуры, осуществляющие социальное партнерство; информационное пространство, формирующее позитивное отношение общества к социальному партнерству.

Законодательными актами в области социального партнерства установлены следующие основные принципы партнерских отношений: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителям законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; добровольность принятия сторонами на себя обязательств и их реальность; обязательность выполнения договоров, соглашений; взаимная ответственность за выполнение договоров и соглашений; социальная справедливость; согласование интересов. Законодательное оформление социального партнерства свидетельствует о высокой оценке государственными структурами его роли в становлении гражданского общества, однако, не охватывает всех потенциальных возможностей данного общественного института.

Социальное партнерство в системе профессионального образования можно рассматривать и как социальный ресурс образовательного заведения; и как фактор стабилизации регионального рынка труда; и как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социальноэкономических изменений; и как технологию взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; и как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом.

Социальное партнерство в системе профессионального образования проявляется в установлении связей между вузами и различными институтами общества и основано на установлении определенного баланса интересов сторон и интеграции интересов в единое целое. Результативность такого взаимодействия зависит от четкости определения

целей, формулировки задач, правильности распределения ролей, обязанностей и ответственности всех сторон на основе взаимных интересов. Поскольку устойчивое развитие страны предполагает развитие стратегии заботы о нынешнем и будущем поколениях, то осуществление такой стратегии не представляется возможным без развития социального партнерства.

В сфере образования социальное партнерство должно стать, как это и происходит в настоящее время в Европе, средством обновления качества образования, его содержания, повышения его личностной ориентированности, социальной и экономической эффективности. Возможно это только при условии, что организационной основой социального партнерства станет система взаимодействия субъектов общественного договора, находящих свой интерес в реализации интересов сообщества. Качественное отличие системы социального партнерства от простого сотрудничества состоит в слиянии отдельных общественных групп в сообщество с проявлением синергетического эффекта от объединения всех видов ресурсов.

3. Предпосылки активизации деятельности системы профессионального образования в области социального партнерства. Большинство учебных заведений по инерции готовят кадры в основном по сложившейся структуре, с учетом своих возможностей, при этом недостаточно принимаются во внимание приоритеты и ожидаемые структурные сдвиги в производстве и социальной сфере региона. Ранее существовавшее отраслевое финансирование и государственный заказ на специалистов, формируемый министерствами, вступили в противоречие с рыночными принципами. Изменилась роль централизованных методов управления профессиональным образованием в сторону их ограничения, одновременно возросли полномочия региональных образовательных систем.

Ситуация осложняется тем фактом, что далеко не все выпускники школ могут сформулировать свои образовательные потребности, как правило, отсутствует «прозрачная» информация о рынке труда в регионе, доступная для школьников и их родителей. Информация о региональных вакансиях не доступна жителям других регионов. Существу-

ют социальные ограничения на переезд, обусловленные различными причинами, среди которых как административные ограничения на переезд в крупные города столичного значения, так и задержки с выплатой заработной платы, а также дискриминация при приеме на работу. Присутствуют принудительный труд, возрастные ограничения при приеме на работу, ограничения по половому и национальному признаку, нарушения трудового законодательства. Кроме того, не отработаны механизмы согласования возможностей профессионального образовательного заведения и интересов личности. Наблюдаются процессы подмены объективной ситуации на региональном рынке труда, то есть социального заказа на специалиста субъективным пониманием со стороны руководителей образовательных заведений. А как следствие - лицензирование новых, но не востребованных в регионе специальностей.

Как правило, отсутствуют надежные прогнозы регионального спроса на специалистов. Не развита маркетинговая деятельность самой высшей школы, отсутствует информационная инфраструктура регионального рынка труда. Изменения в экономической и социальной сфере носят перманентный характер и требуют постоянного мониторинга и изменения в системе подготовки специалистов с учетом перспектив развития. Отсутствует достаточно четкая методика формирования регионального заказа высшей школе на подготовку специалистов. Подобный заказ должен отражать различные стороны интересов регионального развития. Это задачи социального развития региона, решаемые прямо и непосредственно системой образования, здравоохранения, культуры. Подготовка кадров для них в вузах имеет устойчивую региональную направленность и может быть достаточно обоснована. Интерес для региона представляет кадровая потребность для обеспечения деятельности социальной и производственной структур: транспортных, энергетических и других коммуникаций, потребности кадрового обеспечения жилищнобытового хозяйства, торговли, предприятий, производящих необходимую продукцию, заказ на подготовку специалистов для строительного комплекса, материально-технической базы всех сфер деятельности, связанных с социальными нуждами населения.

Имеет отношение к региональному развитию подготовка специалистов для предприятий региона и производящих продукцию, не имеющую прямого назначения для местного использования, поскольку при формировании местного бюджета за счет прибылей предприятий и личных доходов их работников, поддержка этих предприятий и их комплексов со стороны региона является экономически целесообразной. Одним из существенных видов этой поддержки является участие в обосновании и реализации заказа на подготовку специалистов для данных предприятий.

В условиях рыночной экономики происходят существенные изменения условий функционирования учреждений высшего образования в регионах России. Ранее неоспоримое достоинство процветающих организаций - постоянная, устойчивая структура, мало зависящая от изменений внешней среды, -теперь оборачивается недостатком, поскольку жесткая, инерционная организация чаще всего не позволяет своевременно реагировать на изменение требований рынка.

4. Социальное партнерство в сфере профессионального образования как фактор стабилизации рынка труда. В современных условиях существует трансформация рынка труда и социально-трудовых отношений. В условиях переходной экономики должен быть осуществлен переход от методов централизованного регулирования сферы занятости к сочетанию двух механизмов:

Рыночному, составляющими которого являются: спрос на труд и предложение труда; конкуренция между работодателями за качественную рабочую силу, между наемными работниками за лучшие рабочие места; система договорных трудовых отношений; цена труда; инфраструктура рынка труда;

Государственному регулированию рынка труда, включающему: формирование правового поля взаимодействия его субъектов; косвенное экономическое регулирование с помощью методов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики; формирование системы социальных стандартов и минимальных социальных гарантий в сфере занятости.

Традиционно право на труд понимают, как законодательно закрепленное право самостоятельно распоряжаться своей способ-

ностью к труду, право на помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, защиту от дискриминации при трудоустройстве и определении условий найма. Трансформация затрагивает сферу и механизмы распределения и перераспределения ресурса труда в экономике. Существенные изменения претерпевает порядок определения условий найма (порядок приема и увольнения, оплата труда, рабочее время, социальные мотивы и гарантии). Они постепенно становятся результатом соглашения субъектов рынка труда, индивидуализируются; государственная регламентация касается только минимальных гарантий, проводимой политикой занятости и доходов населения.

Если говорить о формировании рынка труда, то по отношению к высшей школе следует учитывать спрос на специалистов, как регулятор их производства (подготовки) и эффективного использования полученных людьми знаний, умений и навыков. Структура предложения труда специалистов на региональном рынке труда, сформировавшаяся уже в условиях свободного трудоустройства, не совпадает со структурой спроса на них, появились значительные затруднения в трудоустройстве выпускников вузов. Часть выпускников вузов в течение длительного времени остаются нетрудоустроенными или используются не по специальности, что ведет к усилению социальной напряженности.

Именно способность вуза быстрее приспособиться к изменению конъюнктуры рынка, возможность преобразования ключевых процессов функционирования в стратегические инициативы, нацеленные на как можно более полное удовлетворение требований заказчика, определяют успех в конкурентной борьбе. Возрастание уровня неопределенности и динамика среды делают малоэффективным жесткое централизованное управление образованием, поскольку при этом значительные ресурсы затрачиваются на обработку информации для принятия решений и меньше ресурсов остается на формирование профессионалов и связанную с этим поисковую и адаптационную деятельность. Поэтому классические варианты централизованного управления образованием с жесткой иерархической структурой уступают место более гибким схемам гибридного де-

централизованно-централизованного управления.

На современном этапе развития экономики основной ориентир формирования региональной политики в области профессионального образования должен быть направлен на устранение глубоких противоречий между динамично изменяющимся спросом специалистов на региональном рынке труда и их предложением со стороны учебных заведений профессионального образования всех уровней, ментальной инерционностью в формировании их образовательной политики. Развитая экономика с конкурентной средой отторгает неквалифицированный труд, создает психологическое напряжение и дисбаланс на рынке труда. Как отмечают экономисты, устойчивый баланс между спросом на рынке труда и предложением может быть достигнут при помощи образования молодежи и переподготовкой незанятого населения.

Таким образом, система профессионального образования в регионе должна быть гибкой, динамичной, открытой для изменений. То есть ее основа должна быть построена также на принципах инновационной деятельности, инновационной структуры, характерной для века информатизации и развития инновационной экономики. Постоянно растущие требования рынка труда требуют создания условий для осуществления непрерывного профессионального образования как путем перехода к освоению образовательных программ более высокого уровня, так и путем дополнительного образования.

5. Направления развития системы профессионального образования на основе социального партнерства. Для обеспечения конструктивного диалога между работодателями и учебными заведениями требуется развитие механизмов социального партнерства, которые предусматривают не только совместную работу в области формирования региональной составляющей образовательного стандарта, совместную аттестацию специалистов и выпускников, новую систему оценки качества подготовки выпускников, но и разработку экономических механизмов научно-исследовательского и профессионального сотрудничества на основе системы договоров и отработки механизмов инвестиций в систему подготовки специалистов.

Таким образом, в современных условиях развития рынка труда в регионе актуальны положения, лежащие в основе региональной политики в области профессионального образования:

Опережающий характер развития профессионального образования в регионе по отношению к развитию региональной экономики;

Определяющее значение профессионального образования для формирования регионального рынка труда, обеспечения эффективной занятости и развития человеческих ресурсов региона;

Многопрофильность, гибкость, вариативность профессионального образования, позволяющая реализовать непрерывное восходящее по образовательной траектории профессиональное образование, культурное и гражданское становление и развитие личности, адаптированной к новой социальноэкономической среде;

Укрепление и развитие единого образовательного пространства в области профессионального образования на основе развития перспективных образовательных технологий обучения;

Опора при разработке региональных программ развития на принципы государственной политики в области профессионального образования;

Соответствие специальностей и направлений профессиональной подготовки кадров потребностям регионального рынка труда;

Обеспечение кадрами приоритетных для региона отраслей производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности;

Учет формирующегося регионального рынка профессионально-образовательных услуг;

Ориентация на удовлетворение индивидуальных потребностей в получении профессии;

Разграничение полномочий регионального и федерального уровней управления профессиональным образованием;

Развитие социального партнерства в области развития профессионального образования в регионе;

Формирование новых подходов к финансированию и собственности образовательных учреждений;

Выработка новых экономических механизмов развития системы профессионально-

го образования, активизация инвестиций, расширение финансовой самостоятельности;

Освоение и развитие образовательного маркетинга;

Установление тесных контактов между центрами занятости, предприятиями и учебными заведениями профессионального образования всех уровней.

Таким образом, с одной стороны, социальное партнерство является одним из механизмов развития профессионального образования, с другой - социальное партнерство является одним из посредников информационных связей между динамичным рынком труда и системой профессионального образования, с третьей - социальное партнерство способствует «прозрачности» регионального рынка труда, с четвертой - является фактором стабилизации социально-экономической жизни региона. Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальное партнерство в сфере профессионального образования является фактором стабилизации регионального рынка труда.

Следует выделить следующие основные принципы развития социального партнерства в системе профессионального образования.

Гуманизация как ведущая идея развития общества должна пронизывать все категории и сферы взаимодействия партнеров с целью создания благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности личности специалиста.

Кооперация образовательных и социальных структур с производством. Данный принцип определяется стратегией социальноэкономического развития, изменениями взаимоотношений учебных заведений и предприятий, спросом и предложением на услуги образования.

Демократизация - расширение доступа всем членам общества к сотрудничеству в области удовлетворения образовательных потребностей на основе социального партнерства.

Дополнительность (взаимодополни-тельность) всех видов социального партнерства в сфере профессионального образования предусматривает возможность человеком выбирать любые формы взаимодействия с целью реализации потребностей в области формального, неформального образования и самообразования.

Интеграция образовательных структур. Создание единого образовательного пространства. Если его рассматривать на региональном уровне, то такое пространство можно понимать как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах. Единое профессиональное образовательное пространство страны должно объединять не только профессиональные заведения различных типов и уровней, студентов, преподавателей, родителей студентов, а также общеобразовательные школы, научные организации, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотеки, информационные сети (которые сейчас обособлены).

Гибкость системы и ее звеньев заключается в способности к быстрому перестраива-нию в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества и личности. Обеспечение максимальной гибкости и разнообразия форм взаимодействия.

Открытость системы профессионального образования выражается в ее способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания, включению образовательных инноваций, новых механизмов социального партнерства.

6. Ресурсное обеспечение развития системы профессионального образования на основе социального партнерства. Развитая система профессионального образования на основе социального партнерства требует разработки и реализации интегративных межведомственных программ, направленных на удовлетворение потребностей государства, общества и личности в контексте реализации идеи непрерывного профессионального образования личности.

Управление социальным партнерством в сфере профессионального образования должно основываться на разграничении ответственности и компетенций между министерствами и ведомствами, федеральными и региональными органами административного управления, работодателями и образовательными учреждениями. Министерство образования осуществляет юридическую и финансовую поддержку стратегических программ и мероприятий, прежде всего на законодательном уровне. Может быть создан Федеральный Совет по социальному партнерству в сфере профессионального образо-

вания, включающий все заинтересованные стороны, в том числе органы государственной власти, профсоюзы, работодателей, образовательные учреждения, отвечающий за выработку концептуальных направлений развития профессионального образования. Совет решает следующие задачи:

Принимает предложения на рассмотрение, утверждает, согласовывает с Министерством, внедряет и контролирует качество исполнения, участвует в подготовке законодательных проектов;

Курирует работу по созданию системы методического и информационного обеспечения социального партнерства в сфере профессионального образования (утверждает концепции, модели, программы);

Определяет сферы влияния консалтинговых служб, устанавливает перечень и статус образовательных учреждений, входящих в состав экспертно-аналитических групп по каждому из приоритетных направлений;

Согласовывает с Министерством вопросы финансирования внедряемых ключевых проектов и их инвестирования.

При Федеральном Совете могут быть созданы экспертно-аналитические группы по приоритетным направлениям, которые формируют и предоставляют базы данных, технологии, образовательные проекты, методические разработки и программы, вносят предложения по их апробации и внедрению.

Управление социальным партнерством в сфере профессионального образования должно осуществляться на демократической основе, в формате межведомственного разделения компетенций. Определенная «децентрализация управления» должна обеспечить вовлечение в процесс принятия решения всех субъектов профессионального образования в качестве социальных партнеров. При этом определяются сферы компетенции партнеров, распределяются функции между федеральным, региональным и местным уровнем управления. Такой подход означает делегирование полномочий на региональный и местный уровни. Социальное партнерство должно базироваться на федеральных межведомственных меморандумах и региональных межотраслевых соглашениях по вопросам развития профессионального образования, содержания программ обучения, финан-

совой поддержки образовательных структур, предоставления консалтинговых услуг и т. п.

Становление и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования требует принятия новых нормативных актов, организационных решений и структурной политики, позволяющих обеспечить социальное партнерство и стимулирование (моральное и материальное) личности в области профессионального образования. К нормативно-правовому обеспечению относятся:

Разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования;

Правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством образования с участием общественности, включая вопросы (в рамках соответствующей компетентности) формирования образовательных стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, лицензирования аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ непрерывного образования;

Создание условий, способствующих совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективность международного сотрудничества в условиях построения правового демократического общества (включая вопросы признания документов о соответствующих уровнях образования, мобильности учащихся и др.).

Система российского образования должна быть ориентирована не только на государственный заказ, но и постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на потребителей рынка образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материальнотехнических ресурсов. Финансирование профессионального образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники, включая средства специальных фондов, работодателей и самих граждан. Таким образом, должно быть обеспечено:

Эффективное использование средств госбюджета, выделяемых на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, программные мероприятия и целевые проекты, широкое привлечение средств из региональных и местных бюджетов, а также средств коммерческих структур, заинтересованных в реализации образовательных программ и проектов;

Самоокупаемость образовательных проектов за счет получения финансирования от партнеров и участников; создание благотворительных фондов, аккумулирующих добровольные взносы физических и юридических лиц;

Расширение налоговых и других льгот, предоставляемых образовательным учреждениям и организациям, занимающимся обучением персонала.

Информационное обеспечение предусматривает, прежде всего, создание единого информационного пространства с целью привлечения наибольшего числа партнеров в сферу профессионального образования, обеспечение образовательных учреждений информационными технологиями и методическими материалами и комплексами. Информационная среда должна включать средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения информации и средства представления знаний, а также информацию управления социальным партнерством в сфере профессионального образования. Реализация возможностей средств информационных технологий обусловливает изменение сложившихся ранее организационных форм и методов взаимодействия и возникновение новых.

Социальное партнерство должно быть обеспечено кадрами, способными направить его развитие на достижение целей образования. Полноценная реализация функций образования предполагает, что в качестве субъектов педагогической деятельности выступают люди, которые, с одной стороны, имеют высокий уровень педагогического образования, с другой стороны - сами находятся в состоянии постоянного совершенствования профессиональной компетенции и развития личностных качеств. Система педагогического образования в направлении подготовки к ор-ганизациии и управлению социальным партнерством представляет собой совокупность путей, способов и средств развития лично-

сти, деятельности и сознания педагога в сети формального, неформального образования и самообразования, при этом сохраняя сочетание самостоятельных, общественных и государственных форм профессионального развития.

Ресурсное обеспечение педагогического образования предусматривает необходимость решения следующих задач: проведение мониторинга и анализ образовательной практики регионов в области социального партнерства и кадрового обеспечения его развития; введение необходимых структурных изменений в систему педагогического образования; создание механизмов мотивации активизации деятельности в области социального партнерства; стимулирование инновационной деятельности; формирование новых механизмов и оплаты труда педагогов, включая использование для этих целей средств от реализации дополнительных образовательных услуг и продуктов.

Материально-техническое и информационное обеспечение предполагает создание единого информационно-педагогического пространства на основе современных средств информационно-коммуникационных технологий.

7. Механизмы развития социального партнерства в сфере профессионального образования. Главная задача - это создание условий, предпосылок, законов, способствующих развитию социального партнерства в сфере профессионального образования: как социального ресурса образовательного заведения; как фактора стабилизации регионального рынка труда; как способа интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социально-экономических изменений; как технологии взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; как определенного типа взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом. Важно поощрять развивающуюся сеть социального партнерства, способствующую интеграции средств для финансирования образовательной деятельности.

Механизмы реализации социального партнерства предполагают разработку и

осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

На федеральном уровне в качестве таких механизмов могут выступать:

Разработка политики развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования: разработка прогноза на основе критериально-оценочного построения развития в ближайшей, среднесрочной и отдаленной перспективе с учетом динамики социально-экономических изменений; создание потенциала для реализации и распространения во всех субъектах РФ моделей взаимодействия организаций профессионального образования с общественными, государственными и коммерческими структурами; внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу; создание системы мониторинга, которая позволит отслеживать результаты и оценивать воздействие общественных институтов на федеральную и региональную составляющие профессионального образования;

Мониторинг состояния и развития социального партнерства в сфере профессионального образования (включая образовательную статистику и мониторинг качества образования): формирование и внедрение системы оценки образовательных результатов; сбора и анализа статистической информации и информации об образовательных результатах для обеспечения управленческих структур и широкой общественности актуальной информацией;

Создание современной системы подготовки кадров для решения задач развития социального партнерства в сфере профессионального образования: разработка методологии подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов.

На региональном уровне:

Активное участие регионального сообщества в научных исследованиях по реа-

лизации образовательных инноваций в регионе;

Разработка региональных концепций социального партнерства в области профессионального образования, создание и реализация региональных моделей и программ развития образования в данном направлении;

Изучение и удовлетворение перспективных потребностей региона в квалифицированных и конкурентоспособных рабочих и специалистах;

Проведение системы мер, обеспечивающих стабильные источники негосударственного финансирования;

Участие сообщества в разработке региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Проведение комплекса мероприятий по формированию и развитию региональных рынков образовательных услуг;

Мониторинг системы непрерывного образования на региональном уровне;

Повышение юридической и финансовой самостоятельности учреждений профессионального образования;

Создание новых образовательных структур, представляющих широкий спектр образовательных услуг местному населению как в городской, так и в сельской местности

Учебно-образовательных комплексов, многопрофильных ресурсных центров, сети дистанционного образования;

Модернизация содержания учебных программ профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда.

Социальное партнёрство сегодня – неотъемлемая часть работы нашей школы. Современное социальное партнёрство помогает решать образовательные и воспитательные задачи и поэтому выстраивается в соответствии с целями и задачами Программы развития школы. Социальное партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное .

Целью социального партнерства является воспитание успешной, гармонично развитой, социокультурной, самореализованной личности обучающегося.

В целях повышения эффективности воспитательного процесса определены направления воспитания и социализации обучающихся, а также организовано взаимодействие школы с учреждениями образовательной, профориентационной, культурной, профилактической, спортивно-оздоровительной направленности.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся школы №2 следующие:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры.
  • Стимулирование инициативы самостоятельности, чувства ответственности обучающихся и воспитанников через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций.

Внешние связи МАОУ «СОШ №2»

Взаимодействие школы с социальными партнерами.

Социальные партнеры

Совместная деятельность

Детский Дом Творчества

Участие в конкурсах, проектах, игровых мероприятиях, школьники вовлечены в кружки и студии

МАД ОО «Детский сад №42»

Ознакомительные встречи педагогов и первоклассников, совместные практические, теоретические семинары, контрольно-диагностическая помощь, взаимное посещение занятий

МАОУ «НОШ №5»

Проведение межрегиональных семинаров, научно-практических конференций, защита проектов обучающимися начальных классов, сетевое взаимодействие

Кинотеатр «Киноград», ДК «Металлург»

Участие в фестивалях патриотической песни, в тематических концертных программах, театральных представлениях, просмотр кинофильмов, проведение тематических занятий, школьники вовлечены в кружки и студии

Городской музей, музей «Боевая слава Урала»

Проведение экскурсий, тематических занятий и мероприятий

Центральная городская библиотека имени В.Волоскова, Центральная детская библиотека

Проведение библиотечных уроков, праздников, тематических занятий, организация встреч с уральскими писателями и поэтами

Газеты «Красное знамя», «Час пик»

Публикация статей школьного пресс-центра о главных мероприятиях школьной жизни, организация мастер-классов, встреч с журналистами

Комитет по спорту, туризму и молодежной политике

Участие в соревнованиях, турнирах, эстафетах в рамках месячника Защитника Отечества, организация волонтерского движения и турслетов, школьники посещают спортивные клубы и секции

СК «Элем» и ДИВС, Ледовая арена имени А. Козицина

Посещение бассейна, ледового катка, баскетбольных матчей, спортивных праздников, презентаций спортивных секций.

ЦСПС и Д «Солнышко»

Совместная работа с психологической службой, участие школьников в акции «Добрых дел не бывает много»

Пожарная часть ГО Верхняя Пышма

Организация экскурсий в пожарную часть №66, совместное проведение профилактических мероприятий по ППБ

ТКДН и ЗП

Индивидуальные беседы по профилактике правонарушений и преступлений, участие в заседаниях школьного Совета профилактики правонарушений, совместное проведение операций «Подросток – игла», «Школьник», «Единый день профилактики»

Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении

ГИБДД ОВД по Верхнепышминскому городскому округу

Организация совместных профилактических мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения

МАОУ «Межшкольный учебный комбинат»

Вовлечение школьников в деятельность по профориентации «Узнай себя», участие в «Фестивале профессий», конкурсе «Профессии моей семьи»

Шефы ОАО «УЭМ»

Помощь в развитии материально-технической базы школы, организации поискового отряда «Следопыт» и вовлечение отряда в областную детскую общественную организацию поисковых отрядов «Возвращение», организация профориентационной работы с обучающимися

Областная детская общественная организация поисковых отрядов «Возвращение»

Проведение совместных региональных семинаров, участие в областной молодежной акции «Пост №1», акции «Вахта Памяти», поисковых экспедициях по местам боев Великой Отечественной Войны, обучение и спецподготовка Почетного караула

Областной Дворец молодежи

Участие педагогов в семинарах краеведческой, экологической, патриотической направленности, участие школьников в тематических конкурсах, проектах, акциях

Один из главных социальных партнеров школы - родители обучающихся, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – Совет школы, общешкольный родительский комитет. Родители являются большими помощниками в организации походов, экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований и других совместных мероприятий.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в обмене опытом, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Просмотров