Трудовое право. Есть ли государственные гарантии по оплате труда работников в России? Установлены ли государственные гарантии по оплате труда

1. Одной из основных гарантий, закрепленных в ст 130 ТК РФ, признается величина МРОТ. Минимум заработной платы выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки или размер должностного оклада работника не может быть ниже МРОТ (см. коммент. к ст. 133).

2. В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (см. коммент. к ст. 134).

3. Гарантией получения работником заработной платы в полном объеме выступает ограничение удержаний из заработной платы работника. Трудовой кодекс ограничивает как основания удержаний, так и их размеры (см. коммент. к ст. ст. 137, 138).

4. Следующей гарантией по оплате труда работников, отнесенной к государственным, является ограничение оплаты труда в натуральной форме (см. коммент. к ст. 131).

5. Среди гарантий перечисленных в статье 130 ТК РФ, названо и обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (ст. 134 Закона о банкротстве).

Признание работодателя банкротом рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в т.ч. права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 Закона о банкротстве признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда).

Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 Закона о банкротстве).

Пункт 6 ч 1 ст 130 ТК РФ гарантирует защиту работника в случае неплатежеспособности работодателя. При недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение КТС, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (п. 2 ст. 855 ГК). Указанная норма применяется с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", т.е. списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и выдача средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, должны производиться в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК в первую и во вторую очередь.

6. Среди государственных гарантий по оплате труда работников названы также государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. Эти гарантии носят общий характер и имеют значение не только при применении правовых норм об оплате труда, но и норм других институтов трудового права (см. ст. ст. 353 - 369 ТК).

7. В качестве гарантии по оплате труда упоминается и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных законодательством о труде и нормативными соглашениями. Применительно к оплате труда основным нарушением работодателей является задержка выплаты заработной платы. Это нарушение влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц. Во-первых, работодатель за каждый день задержки выплаты заработной платы выплачивает компенсацию (см. коммент. к ст. 236). Во-вторых, руководители и иные должностные лица организаций, виновные в задержке выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной (ст. ст. 195, 362, 419 ТК), административной (ст. 5.27 КоАП) и уголовной (ст. 145.1 УК) ответственности. В-третьих, работник может прибегнуть к самозащите своего права на получение заработной платы своевременно и в полном объеме (см. коммент. к ст. 142 ТК), т.е. приостановить выполнение трудовых обязанностей до выполнения работодателем своих обязательств.

Иные нарушения законодательства об оплате труда, например невыплата премии, установленной системой оплаты труда, оплата сверхурочных работ в одинарном размере, выплата заработной платы полностью в натуральной форме (п 5 ч 1 ст 130 ТК РФ)., могут повлечь административную ответственность работодателя и (или) его должностных лиц (ст. 5.27 КоАП). Если нарушаются требования коллективного договора или соглашения, например об установлении доплаты определенного размера за работу в ночное время, работодатель либо лицо, его представляющее, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП.

8. К государственным гарантиям ТК относит и обеспечение регулярности выплаты заработной платы (см. коммент. к ст. 136).

9. На территории Российской Федерации в силу ее международных обязательств (ст. 10 ТК) действует еще одна гарантия, не предусмотренная непосредственно Трудовым кодексом. Это запрещение цессии в отношении заработной платы. Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949), которая ратифицирована СССР 31 января 1961 г. и обязательна для применения Россией. В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.

В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: 1) величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; 2) величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы в Российской Федерации; 3) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; 4) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; 5) ограничение оплаты труда в натуральной форме; 6) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; 7) государственный надзор за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; 8) ответственность работодателя за нарушение требований законодательства, договоров о труде в области заработной платы; 9) сроки и очередность выплаты заработной платы.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако в ст. 421 ТК РФ говорится о том, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 17 сентября 2003 года с 1 октября 2003 года размер минимальной заработной платы определен в 600 руб. в месяц, что гораздо ниже прожиточного минимума. При этом субъектам Российской Федерации, не получающим дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, предоставлено право с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений соответствующего субъекта РФ устанавливать более высокий размер минимальной оплаты труда.

Нельзя не заметить, что ст. 421 ТК РФ, исключающая возможность применения нормы о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума, вступает в противоречие с общей частью трудового законодательства, Конституцией РФ, международно-правовой регламентацией труда.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, которое обеспечивает достойную жизнь человека, в том числе и при установлении минимального размера оплаты труда. Достойная жизнь не может быть обеспечена при заработной плате ниже прожиточного минимума. Следовательно, из данной конституционной нормы можно выделить одно юридически значимое обстоятельство, непосредственно касающееся минимального размера оплаты труда, а именно установление минимальной оплаты труда, обеспечивающей достойную жизнь человека, то есть не ниже прожиточного минимума.

В ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено правило о том, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы вытекает обязанность государства установить минимальный размер оплаты труда, обеспечивающий достойное работающего существование для него самого и членов его семьи. Достойный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи работающего и на него самого.

В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждому работающему в качестве минимума гарантируется справедливое вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также вытекает обязанность государства установить минимальную заработную плату, обеспечивающую удовлетворительное существование всех работников и членов их семей, то есть не ниже прожиточного минимума на каждого работающего и нетрудоспособных членов его семьи.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью правовой системы нашего государства.

Требования Конституции РФ, перечисленных международных актов в части установления минимального размера оплаты труда не могут быть отменены путем включения нормы в ТК РФ, не позволяющей правоприменителю руководствоваться ими. Приостанавливать действие названных норм Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах путем принятия ТК РФ с включением в него нормы, требующей принятия специального закона, определяющего порядок и условия их применения в этой части, также не допускается. В связи с чем правоприменители обязаны руководствоваться ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и исключить применение противоречащей названным нормам, имеющим высшую юридическую силу, ст. 421 ТК РФ.

Кроме того, в ст. 2 ТК РФ к числу правовых принципов регулирования труда отнесено право каждого работника на получение справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также следует, что государство в лице полномочных органов гарантирует каждому работнику справедливый размер заработной платы, обеспечивающий достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Данный размер, как уже отмечалось, не может быть ниже прожиточного минимума на самого работающего и членов его семьи. В ст. 2 ТК РФ помещены требования-принципы, которым должны соответствовать все другие нормы Кодекса, в том числе и ст. 421 ТК РФ.

В связи с изложенным все правоприменители, включая мировых судей, судей федеральных районных (городских) судов, правовых инспекторов труда, на основании ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 ТК РФ обязаны по требованию работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, взыскать в их пользу суммы, недостающие до прожиточного минимума.

Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ в соответствии с ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Однако этот минимум по существующей методике может быть определен в каждом субъекте РФ, его величина и должна стать основой для выплаты работникам минимальной заработной платы.

Нельзя не заметить, что включение ст. 421 ТК РФ в кодифицированный нормативный правовой акт обусловлено экономической целесообразностью. Однако в ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством, в котором действует закон - и исполнительная, и судебная власть должны подчиняться правовым нормам. Если исполнительная власть не в силах обеспечить применение норм права, она должна быть заменена, с тем чтобы в государстве действовало право, а не экономическая целесообразность, навязанная обществу исполнительной и законодательной властью, в том числе и путем включения в кодифицированный акт ст. 421 ТК РФ.

Поэтому принятие специального федерального закона для взыскания в пользу работников заработной платы в размере прожиточного минимума, как это предусмотрено ст. 421 ТК РФ, не требуется, поскольку данный вопрос урегулирован нормами, имеющими высшую юридическую силу. Федеральный закон должен определить лишь источники выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Для работников частных организаций таким источником являются средства этих организаций, для бюджетников - средства соответствующего бюджета, в частности федерального, регионального, местного.

Следующей гарантией в сфере оплаты труда названа величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы. Федеральным законом "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" от 12 сентября 2003 года величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы с 1 октября 2003 года также установлена в размере 600 рублей в месяц. Однако и для бюджетников величина минимального размера оплаты труда по изложенным причинам не может быть меньше прожиточного минимума. В связи с чем правоприменители при разрешении споров об оплате труда должны руководствоваться ст. ст. 7, 15 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 ТК РФ, гарантирующими получение работниками бюджетной сферы всех уровней заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума.

В качестве государственной гарантии в сфере оплаты труда выступают меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация проводится в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами, а в частных организациях - в порядке, предусмотренном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации. В соответствии с Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 года каждый работодатель обязан обеспечить повышение заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. Соответственно данной обязанности работник имеет право на повышение заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. В качестве ориентира для такого повышения может быть использован индекс роста цен в субъекте Российской Федерации. Организации, финансируемые из бюджета, должны проводить повышение уровня заработной платы в связи с ростом потребительских цен за счет средств соответствующего бюджета: федерального, регионального или местного. Другие организации обеспечивают защиту заработной платы от инфляции за счет собственных средств. Отсутствие в организации локальных актов о повышении уровня заработной платы в связи с ростом стоимости жизни не освобождает работодателя от исполнения возложенной на него федеральным законом обязанности по защите заработной платы от инфляции. В качестве установленного государством минимума в данном случае выступают рассчитанные полномочными государственными органами индексы роста потребительских цен.

В качестве гарантии государства в сфере оплаты труда названо ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения заработной платы. В ст. 35 Конституции РФ запрещено лишение имущества, в том числе части заработной платы, без судебного решения. Поэтому основания и размер удержаний из заработной платы работников могут быть определены в соответствии с законом по соглашению между работодателем и работником. Налогообложение заработной платы является исключительной компетенцией федерального законодателя. Поэтому другие органы государственной власти, в частности субъектов Российской Федерации, не могут принимать нормы о дополнительном по сравнению с федеральными законами налогообложении заработной платы.

Государственной гарантией в сфере оплаты труда является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Данная оплата может иметь место только с согласия работника, не запрещенными в законодательстве предметами и не более определенной в законодательстве части заработной платы.

Государственной гарантией в сфере оплаты труда названо обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Работники в части взыскания заработной платы являются привилегированными кредиторами своего работодателя. В связи с чем они получают заработную плату до погашения им задолженности перед другими кредиторами.

В качестве гарантии в сфере оплаты труда фигурирует государственный контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда.

В связи с чем в обязанность органов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, в частности государственной инспекции труда, входит обеспечение полной и своевременной выплаты заработной платы, а также реализации других гарантий по оплате труда, например, по повышению реального содержания заработной платы в связи с ростом стоимости жизни. Поэтому у работников имеется право требовать от указанных органов обеспечения реализации прав по оплате труда.

Государственной гарантией выступает ответственность работодателя за нарушение требований законодательства, договоров о труде в области оплаты труда. Работодатели, их полномочные представители могут быть привлечены к уголовной, административной, материальной, дисциплинарной ответственности за нарушение права работников на получение заработной платы своевременно и в полном объеме.

В качестве государственной гарантии выступают и установленные в законодательстве сроки и очередность выплаты заработной платы. Каждый работодатель обязан соблюдать установленные федеральным законом сроки выплаты заработной платы, их нарушение и может стать поводом для привлечения работодателя, его полномочных представителей к установленным законодательством мерам ответственности. Как уже отмечалось, в соответствии с законодательством работники являются привилегированными кредиторами при получении заработной платы. Поэтому они не должны быть в очереди с другими кредиторами работодателя, очередность может быть определена между работниками, перед которыми работодатель имеет задолженность по заработной плате. По всей видимости, в законодательстве должны появиться правила, исключающие возможность получения заработной платы управленческим персоналом организации при невыплате заработной платы другим работникам. Государство должно обеспечивать равные возможности на своевременное и полное получение заработной платы. Поэтому получение заработной платы отдельными работниками при невыплате заработной платы другим работникам организации должно рассматриваться как нарушение законодательства, гарантирующего равенство прав и возможностей при получении заработной платы. Поэтому работники должны в установленные сроки получать заработную плату, при недостаточности средств они должны быть распределены в равных пропорциях между всеми работниками организации. В этом случае и можно будет сделать вывод о соблюдении очередности при получении заработной платы, так как все работники организации будут находиться в равном положении, что соответствует действующему законодательству.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Государственные гарантии в области оплаты труда закреплены в ст. 130 ТК. Их конкретизация содержится в гл. 21 ТК. Основные из них сводятся к следующему.

1. Установление минимального размера заработной платы (ст. 133 ТК), который вводится одновременно на всей территории РФ. С 1 сентября 2007 г. он составляет 2300 руб. в месяц. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

2. Запрещение дискриминации в оплате труда (ст. 132 ТК). Заработная плата не может зависеть от пола, возраста, национальности и других обстоятельств, не связанных с квалификацией, количеством и качеством труда.

3. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК). В бюджетных организациях индексация производится в порядке, установленном законодательством, в других - в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

4. Закрепление требования повышения оплаты труда в особых условиях: на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, а также в местностях с суровыми климатическими условиями (ст. 146 ТК).

5. Снятие ограничений в оплате труда. В настоящее время заработная плата работников максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК).

6. Непосредственное регулирование размеров оплаты труда отдельных категорий работников (государственных служащих, работников бюджетных организаций и некоторых других).

" 7. Ограничение возможности выплаты заработной платы в неденежной (натуральной) форме (ст. 131 ТК). В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника выплата ему заработной платы может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству и отличных от денежной формы. Однако доля неденежных доходов не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. Не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, свободный оборот которых запрещен.

8. Ограничение удержаний из заработной платы работников (ст. 137- 138 ТК).

9. Установление ответственности работодателей за нарушения в выплате заработной платы (ст. 142 ТК). Здесь предусмотрено радикальное новшество: если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить свою работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Однако он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Приостановление работы не допускается в случаях, указанных в ст. 142 ТК.

Производится работодателем ежемесячно, если иное не указывается в заключенном при приеме на работу трудовом соглашении. Все отражаются в приказах, с которым должны быть ознакомлены сотрудники под подпись.

Однако помимо этого существует ряд государственных гарантий, которые позволяют работникам быть уверенными в регулярном получении оговоренной суммы денежных выплат при условии выполнения своих должностных обязанностей и отработке необходимого количества часов.

Нормативное регулирование

Процесс регулирования трудовых отношений в компаниях любой формы собственности осуществляется с помощью действующего трудового законодательства, и соблюдение всех его норм позволяет обеспечивать гарантии и работникам, и работодателю. Именно с помощью закона производится контроль выплачиваемой заработной платы, всех отчислений с нее, отсутствие незаконных и неправильно вычисленных выплат с нее.

Несколько статей Трудового кодекса России регулируют процесс контроля за выплатами на предприятиях, основными являются:

  • статья 134;
  • статья 133;
  • статья 131;
  • статьи 136-138.

Весь процесс начисления заработной платы, отчислений с нее, выплат работникам оговаривается в перечисленных статьях, регламентируется действующим трудовым законодательством России.

Основные государственные гарантии по оплате труда работникам

Благодаря законодательству работник может контролировать свои денежные поступления за отработанное время и выполнение должностных обязанностей, получать своевременную информацию по методике и способам начисления заработной платы. Для этого применяется статья 130 Трудового кодекса России, в которой приводится целая система контроля и социальных гарантий.

В эту систему включаются следующие аспекты:

  • существование минимального — МРОТ, который исчисляется государственными органами, и согласно статье 133 ТК России эта величина является минимальной, то есть любой работник не может получать заработную плату по величине меньше этой суммы;
  • перечень мер, которые могут быть использованы для увеличения получаемой заработной платы — этот перечень оговаривается статьей 134 Трудового кодекса РФ;
  • введение ограничения на — статья 131 ТК РФ;
  • возможность и необходимость получения работниками при неплатежеспособности работодателя либо при его , при остановке функционирования предприятия;
  • очередность и сроки выплаты отработанной заработной платы — статья 146 ТК;
  • перечень ограничений , а также налогообложения и случаев, в которых налоги могут быть снижены (используется понижающий коэффициент). Об этом говорят статьи 136-138 ТЕ России;
  • государственный надзор над выплатами заработной платы, который осуществляется федеральными органами — раздел 13, главы 56-57 ТК России);
  • статьей 142 предусматривается ответственность работодателей за нарушения действующего законодательства при начислении и выплате работникам заработной платы, проведении отчислений и обложения налогами.

Кроме перечисленных пунктов, государством осуществляется надзор за временем выплаты заработной платы работникам, отсутствием и правильной очередностью выплат (статья 136 ТК РФ).

Благодаря такому понятию, как МРОТ (минимальный размер оплаты труда), работники страхуются от незаконно низкой заработной платы, производится контроль добросовестности работодателей. Процесс установления минимального размера оплаты труда проводится компетентными органами, устанавливается на всей территории России и не может быть ниже прожиточного минимума для жителей страны. Благодаря законом установленной возможности повышения заработной платы, что позволяет максимально снизить негативные последствия инфляции и роста цен на продукты и товары первой необходимости.

При выплате заработной платы работникам в натуральном виде, то есть товарами или услугами, реализуемыми компанией, их часть по отношению к общей сумме заработной плате не должна быть более 20%, что позволяет работникам получать денежное содержание ежемесячно. Данный показатель может незначительно меняться, он прописывается в при . Регулярность выплаты зарплаты дает возможность работникам не ощущать недостатка в денежном содержании.

Основные государственные гарантии по оплате труда работников: величина минимального размера оплаты труда, ограничение оснований и размеров удержаний из заработной платы, ограничение оплаты труда в натуральной форме и иные.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

· величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

Конституция РФ провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст.7). Другими словами, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждому работнику право на достаточный жизненный уровень.

· меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

Эти меры включают индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

· ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

Суть гарантии заключается в том, что государство охраняет заработную плату работника от необоснованных удержаний. Трудовой кодекс РФ закрепляет перечень случаев, при наступлении которых могут быть произведены удержания из заработной платы. Перечень этот исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит (ст.137 ТК). Кроме того, работнику гарантируется, что при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать определенного предела, указанного в законе (ст.138 ТК).

· ограничение оплаты труда в натуральной форме;

Во всех случаях размер неденежной формы заработной платы не может быть выше 20% от начисленной месячной заработной платы (ст.131 ТК).

· обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

Обеспечивается данное право федеральными законами, в частности, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г., которым предусмотрено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (ст.135, 136 ТК).



Конвенция МОТ N 95 устанавливает, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.

· федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях производится федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст.353 ТК). Право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства признано также за профсоюзами (ст.370 ТК).

· ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

В случае выявления фактов нарушения руководителем организации, его заместителями законов, иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст.195 ТК). Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы заключается в том, что он обязан выплатить работнику задержанные суммы с уплатой процентов (ст.236 ТК). Кодекс предусматривает возмещение работнику и морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя. За невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности руководитель организации независимо от формы собственности несет уголовную ответственность (ст.145_1 УК РФ). Нарушение законодательства о труде и нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению влечет также административную ответственность работодателя (ст.5.27 и 5.31 КоАП).

· сроки и очередность выплаты заработной платы.

Трудовой кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным, трудовым договором. Сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст.136 ТК).

При недостаточности денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявленных требований очередность списания денежных средств со счета организации регулируется ст.855 ГК, предусматривающей, что во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

Просмотров