Контингенты лиц подлежащих периодическим медицинским осмотрам образец. Кто составляет контингент работающих подлежащих периодическому медицинскому осмотру. Как организовать медосмотр на предприятии

Подскажите, пожалуйста,В соответствии с Приказом 302н Минздравсоцразвития от 12.04.2011 "Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя."Вопросы:1.Если организация не подписывает список контингента в Роспотребнадзоре, то кем и в каком размере может быть наложен штраф?2.Какое наказание может быть если организация направила список контингента в Роспотребнадзор, но не уложилась в 10-ти дневный срок?

1. Если работодатель нарушает правила, установленные п. 21 Порядка проведения периодических осмотров, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, организацию могут привлечь к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ - за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (об этом свидетельствует судебная практика, см., например, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 N 17АП-3941/2014-АК, Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2014 N А26-8918/2013).

Штраф по указанной статье для должностных лиц может - от пятисот до одной тысячи рублей; на предпринимателей - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Причем следует учесть, что отдельной статьи за неподачу (несвоевременную подачу) списка контингента нет, а по ст. 6.3 КоАП РФ работодатели привлекаются сразу по целому комплексу нарушений.

Поэтому если организация соблюдает законодательство о труде и своевременно проводит обязательные медицинские осмотры, и единственным нарушением является несвоевременная подача Списка контингента в Роспотребнадзор, даже в случае привлечения ее к ответственности можно будет указать контролирующему органу на малозначительность деяния, что позволить получить минимальный штраф.

К ответственности за такое правонарушение работодателя могут привлечь инспекторы территориально органа Роспотребнадзора.

2. Законодательство не разграничивает ответственность за неподачу и несвоевременную подачу Списка контингента в Роспотребнадзор, более того, отдельной статьи за такое правонарушение нет. Но есть вероятность, что, если Список все же будет представлен в Роспотребнадзор, но позже 10-ного срока, к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ организация привлечена не будет (при отсутствии иных правонарушений).

Обоснование

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"

«III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

15. Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

16. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.

17. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

18. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, оформленном в соответствии с пунктом 43 настоящего Порядка.

19. Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:

подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;

выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.

20. В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

21. Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.

22. Поименные списки составляются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество, профессия (должность) работника, подлежащего периодическому медицинскому осмотру;

наименование вредного производственного фактора или вида работы;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).

23. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию.

24. Перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

25. Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра (далее - календарный план).

26. Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.»

«Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 N 17АП-3941/2014-АК

«Закрытое акционерное общество "АКАДО-Екатеринбург" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в Орджоникидзевском, Железнодорожном районах города Екатеринбурга, городе Березовском, городе Верхняя Пышма о назначении административного наказания N ор/190 от 12.11.2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Свердловской области, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 01-01-01-03-10/19002 от 30.08.2013 в период с 05.09.2013 по 02.10.2013 проведена плановая выездная проверка Закрытого акционерного общества "АКАДО-Екатеринбург", в ходе которой обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проверки составлен акт проверки от 02.10.2013, заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о прекращении нарушения прав потребителей N 01-10-13/3382 от 02.10.2013.

02.10.2013 по итогам плановых мероприятий в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания N ор/190 от 12.11.2013, вынесенного главным государственным санитарным врачом по Орджоникидзевскому и Железнодорожному районах города Екатеринбурга, городу Березовский, городу Верхняя Пышма, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районах города Екатеринбурга, в городе Березовский, в городе Верхняя Пышма Брагиной Л.Ю. Закрытое акционерное общество "АКАДО-Екатеринбург" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности состава административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений со стороны административного органа, а также отсутствия признаков малозначительности содеянного.

Не усматривая оснований для отмены судебного акта, апелляционный суд поддерживает выводы суда по существу спора.

Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (п. 1).

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 2).

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (п. 3).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Как следует из ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры (п. 1).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками (п. 3).

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 5).

В соответствии с п. 1.5. СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В п. 2.4 СП 1.1.1058-01 указаны виды осуществления производственного контроля, в том числе посредством осуществления (организации) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В силу п. 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний осуществляется на следующих категориях объектов: промышленные предприятия, водные объекты, объекты водоснабжения, лечебно-профилактические, стоматологические клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и (или) медицинская деятельность, производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказание дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг.

В п. 1.12. СанПиН 2.2.0.555-96 указано, что постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.

Согласно п. 1.13. СанПиН 2.2.0.555-96 сроки и очередность выполнения требований, предусмотренных настоящими Санитарными правилами, на действующих объектах устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с органами Государственного санитарно - эпидемиологического надзора, а для объектов вновь вводимых в эксплуатацию, не позднее 6 месяцев с момента пуска, но в обоих случаях не позднее 1 января 1998 года.

В соответствии с п. 2.13. СП 2.2.2.1327-03 рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п. 13.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 следует, что лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Пунктом 14.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 установлено, что производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.

Согласно п. 3.1. СанПиН 2.2.4.1294-03 контроль аэроионного состава воздуха осуществляется в следующих случаях: в порядке планового контроля не реже одного раза в год; при аттестации рабочих мест; при вводе в эксплуатацию рабочих мест в помещениях, перечисленных в пункте 1.2 Санитарных правил; при вводе в эксплуатацию оборудования либо материалов, способных создавать или накапливать электростатический заряд (включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники); при оснащении рабочих мест аэроионизаторами или деионизаторами.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно п. 6. Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ (п. 15).

Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ (п. 16).

Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя (п. 21).

В силу п. 24. Порядка перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

Согласно п. 25. Порядка медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра (далее - календарный план).

Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем (его представителем) и утверждается руководителем медицинской организации.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом (п. 26).

Из оспариваемого постановления следует, что приведенные выше требования санитарного законодательства обществом были нарушены:

1. На предприятии не проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

2. В ЗАО "АКАДО-Екатеринбург" отсутствует программа (план) производственного контроля, утвержденная директором.

3. В ЗАО "АКАДО-Екатеринбург" не осуществляется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах с кратностью, установленной нормативными документами с 2010 года и по настоящее время, протоколы производственного лабораторного контроля за данный период отсутствуют.

4. На постоянные рабочие места, где работают женщины (12 рабочих мест), не разработаны санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристикой факторов производственной среды.

5. На предприятии не установлены и не согласованы с Роспотребнадзором сроки и очередность выполнения требований СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин".

6. В обществе 15 человек занято на работах с персональными электронно-вычислительными машинами. Периодический медицинский осмотр лиц, работающих с ПЭВМ не проводится, отсутствуют "Заключительные акты" по результатам периодического медицинского осмотра.

7. Не осуществляется производственный лабораторный контроль за условиями труда на рабочих местах, оборудованных персональными электронно-вычислительными машинами (15 рабочих мест).

8. С 2010 года и по настоящее время не проведены исследования аэроионного состава воздуха в помещениях в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электростатические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники.

9. Не соблюдается частота проведения периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

10. Контингенты лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. работодателем не определены и не представлены в органы Роспотребнадзора.

11. Не ведется учет выданных направлений на периодический медицинский осмотр. Журнал учета выданных направлений отсутствует.

12. Работники не направлены на периодический медицинский осмотр, отсутствует календарный план проведения периодического медицинского осмотра, согласованный с лечебным учреждением и документ, подтверждающий ознакомление работника с календарным планом проведения периодического медицинского осмотра.

13. Не разработаны санитарные паспорта на рабочие места водителей с указанием общей и количественной характеристики факторов производственной среды и трудового процесса.

Совершение указанных нарушений обществом подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины заявителя исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.

Привлекая общество к ответственности, административный орган исходил из отсутствия каких-либо препятствий для надлежащего выполнения обществом требований санитарного законодательства.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности принятия заявителем мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности. Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в минимальном размере санкции ст. 6.3 КоАП РФ.

Доводы общества о возможности признания правонарушения малозначительным рассмотрены апелляционным судом и отклонены».

  • Скачайте формы

И (или) , является внутренним документом организации-работодателя. Основным нормативно-правовым актом, в котором рассматриваются вопросы, связанные с контингентами, является Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее по тексту — Приказ № 302н).

Работники, подлежащие включению в список контингентов

В списки контингентов (как и в поименные списки, которые разрабатываются на основании контингентов работников) подлежат включению работники:

ВАЖНО! С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ), а Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н утратил силу. Но в приказе № 302н до сих пор фигурирует формулировка «аттестация рабочих мест по условиям труда», что, скорее всего, является упущением со стороны законодательных органов, которые вовремя не внесли соответствующие поправки. Ведь наличие вредных производственных факторов с января 2014 года устанавливается по результатам СОУТ. При этом результаты СОУТ применяются в том числе и для организации медицинских осмотров.

  • Подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов (Приложение № 1 к Приказу № 302н), а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам по условиям труда, проведенной в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.
  • Выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ (Приложение № 2 к Приказу № 302н).

Процедуры по определению вредных производственных факторов

Следует заметить, что в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов используются:

  • Результаты ;
  • Результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля;
  • Эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности (п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждённого Приказом № 302н).

Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Согласно п. 20 указанного выше Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, в списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:

  • Наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
  • Наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также иных вредных производственных факторов.

Составление списков контингентов

Алгоритм действий при составлении списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, следующий:

  • Составление пофамильного списка всех работников предприятия.
  • Составление перечня всех профессий в организации (включая и тех, кто не направлен на медосмотр).
  • Для каждой профессии необходимо обозначить вредные производственные факторы и работы с указанием пунктов Приказа № 302н (см. Образец). Для того, чтобы определить какие именно факторы и работы надо указывать для каждой конкретной работы, можно воспользоваться результатами аттестации рабочих мест, или прошлогодними контингентами.
  • Утверждение списка контингента работников руководителем организации.

Подпишитесь на нас

22.03.2019, Сашка Букашка

Медицинский осмотр - это обследование гражданина в специализированной медорганизации с целью выявления состояния его здоровья и пригодности к занимаемой должности. Для некоторых профессий проведение медосмотра обязательно. В статье расскажем, как организовать такие медосмотры и какими документами оформить.

В чем проблема

Обязанность в организации и проведении медосмотров и исследований закреплена за работодателями. Причем для отдельных категорий работников (так называемого контингента лиц) медосмотры являются обязательными.

Выделяют три вида медосмотров: предварительные (при приеме на работу), периодические (систематически, несколько раз на продолжении всей трудовой деятельности), внеочередные (по отдельным показаниям).

Полный перечень профессий, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, установлен как обязательный Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323 и конкретизирован в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а именно: чиновники приводят перечень вредных факторов труда, а также список вредных работ, при которых медосмотр является обязательным условием.

ВАЖНО! Вредные производственные факторы труда должны быть подтверждены соответствующим образом. Для этого работодатель должен инициировать спецоценку труда. Такая процедура стала обязательным элементом системы охраны труда с 2014 года. До этого времени проводили аттестацию рабочих мест. Однако некоторые факторы подтверждать не нужно. Такие рекомендации содержатся в Письме Минтруда России от 21 марта 2014 года № 15-2/ООГ-242.

Кто должен проходить медицинский осмотр

Среди обязательных условий к проведению медобследования можно выделить следующие категории трудящихся:

  • не достигшие возраста 21 год;
  • на ;
  • выполняющие высотные работы;
  • работники образовательных и детских организаций;
  • представители общепита;
  • сотрудники лечебных, фармакологических, медицинских и санитарно-гигиенических учреждений;
  • оказывающие косметологические и парикмахерские услуги;
  • сотрудники клининговых компаний;
  • работающие в сфере водоснабжения;
  • занятые на птицефабриках, в животноводстве, скотоводстве и т. д.

Этот перечень не является закрытым, то есть работодатель вправе установить обязательные обследования и для других должностей и профессий (бухгалтеру, водителю, уборщикам…).

Как организовать медосмотр на предприятии

Общий порядок организации медосмотров закреплен в Приложении № 3 к Приказу 302н. Вот пошаговый алгоритм:

  1. Компания утверждает список контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (образец документа представлен ниже). Для каждой профессии должны быть указаны факторы вредности (по результатам спецоценки). Этот список должен быть сдан в Роспотребнадзор.
  2. Затем руководство предприятия выбирает лицензированное медицинское учреждение, которое вправе оказывать услуги такого рода. Заключается договор на оказание услуг.
  3. Теперь поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, направляют в специализированное медучреждение.
  4. Календарный план проведения медосмотров составляется медучреждением и согласуется с руководством компании.
  5. Администрация организации знакомит своих работников с календарным планом и выдает направления на прохождение медкомиссии (осмотра).
  6. Медучреждение проводит медосмотр по каждому работнику, согласно контингенту работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Медицинское заключение составляется индивидуально по каждому из сотрудников компании. Также медучреждение готовит общий заключительный акт о проведенных обследованиях.
  7. Индивидуальное медицинское заключение работник предоставляет в администрацию работодателя для вынесения решения о пригодности к занимаемой должности.

Теперь давайте рассмотрим, как правильно составить эти документы, по пунктам.

Образцы документов

Список контингента кадровики оформляют следующим образом: в обязательном порядке указывают наименование должности (профессии) в соответствии со штатным расписанием, утвержденным на текущий календарный год. Затем для каждого контингента прописывают наименование вредного фактора производства. Кроме того, в документе следует указать:

  • факторы, выявленные по результатам спецоценки труда или аттестации рабочих мест;
  • критерии, выявленные по результатам проведенных лабораторных исследований;
  • факторы, поименованные в эксплуатационной и(или) технологической документации к машинам, оборудованию, механизмам.

Как оформить такой документ в организации? Можно взять нашу унифицированную форму, заполнить ее и распечатать. Руководитель организации обязательно должен подписаться и поставить печать.

Образец контингента лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам

Какие штрафы предусмотрены за нарушение

Список работников для обязательных медицинских осмотров должен быть обязательно составлен на предприятии и представлен в Роспотребнадзор. Если этого не сделать, то за нарушение законодательства на эту тему могут быть выписаны такие штрафы:

  • для должностных лиц - от 500 до 1000 рублей;
  • для ИП - от 500 до 1000 рублей либо административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

И (или) , является внутренним документом организации-работодателя. Основным нормативно-правовым актом, в котором рассматриваются вопросы, связанные с контингентами, является Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее по тексту — Приказ № 302н).

Работники, подлежащие включению в список контингентов

В списки контингентов (как и в поименные списки, которые разрабатываются на основании контингентов работников) подлежат включению работники:

ВАЖНО! С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ), а Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н утратил силу. Но в приказе № 302н до сих пор фигурирует формулировка «аттестация рабочих мест по условиям труда», что, скорее всего, является упущением со стороны законодательных органов, которые вовремя не внесли соответствующие поправки. Ведь наличие вредных производственных факторов с января 2014 года устанавливается по результатам СОУТ. При этом результаты СОУТ применяются в том числе и для организации медицинских осмотров.

  • Подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов (Приложение № 1 к Приказу № 302н), а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам по условиям труда, проведенной в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.
  • Выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ (Приложение № 2 к Приказу № 302н).

Процедуры по определению вредных производственных факторов

Следует заметить, что в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов используются:

  • Результаты ;
  • Результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля;
  • Эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности (п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждённого Приказом № 302н).

Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Согласно п. 20 указанного выше Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, в списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:

  • Наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
  • Наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также иных вредных производственных факторов.

Составление списков контингентов

Алгоритм действий при составлении списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, следующий:

  • Составление пофамильного списка всех работников предприятия.
  • Составление перечня всех профессий в организации (включая и тех, кто не направлен на медосмотр).
  • Для каждой профессии необходимо обозначить вредные производственные факторы и работы с указанием пунктов Приказа № 302н (см. Образец). Для того, чтобы определить какие именно факторы и работы надо указывать для каждой конкретной работы, можно воспользоваться результатами аттестации рабочих мест, или прошлогодними контингентами.
  • Утверждение списка контингента работников руководителем организации.

Подпишитесь на нас

В обязанности любого работодателя входит организация прохождения медосмотра сотрудниками его фирмы . Это предотвратит нежелательные проблемы в производстве, которые могут возникнуть у предпринимателя.

Для работников некоторых видов деятельности медосмотр является неотъемлемой частью успешного достижения цели организации. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудника медосмотр должен проводиться периодически для своевременного выявления различных болезней.

Нормативно-правовые акты

Медицинские осмотры проводятся в соответствии с такими нормативно-правовыми актами:

  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 22.07.1993 №5487-1 .

Кто должен проходить
Существует три типа осмотра работников предприятия:

  1. Предварительный.
  2. Периодический.
  3. Внеочередной.

Задача предварительного медосмотра – выявление на наличие/отсутствие проблем со здоровьем тех или иных категорий работников для допуска к профессии.

Предварительный осмотр должны проходить работники, которые в будущем будут предоставлять рабочую силу в деятельности, которая связана со следующим :

  1. Сложные устройства и механизмы их работы.
  2. Опасные и вредные условия.
  3. Управление автомобильными средствами.
  4. Пищевая промышленность.
  5. Деятельность дошкольных учреждений.
  6. Медицинская сфера деятельности.

Цель периодического медосмотра – выявление болезней, которые могут быть небезопасны для людей, находящихся на предприятии, и определение непригодности сотрудника для работы именно в данной сфере.

Также этот осмотр проводится для того, чтобы работодатель понимал, какие нужно провести мероприятия для улучшения здоровья работников. Сотрудники, которым еще не исполнилось 21 год, должны проходить медицинский осмотр раз в год .

Существуют группы работников , которые обязаны проходить периодический медицинский осмотр:

  1. Сотрудники сферы общего питания.
  2. Люди, предоставляющие услуги в больницах, салонах красоты, санитарных учреждениях.
  3. Работники сферы образования.
  4. Работники животноводческих предприятий.
  5. Сотрудники сферы водоснабжения.
  6. Работники, выполняющие высотные работы.

Внеочередной медицинский осмотр должен проводиться по личным просьбам сотрудников предприятия, после нахождения профессиональных заболеваний, в случае небезопасной для жизни инфекции, которая может распространиться в коллективе, и по просьбе Роспотребнадзора.

Алгоритм организации и проведения

За организацию и проведение медицинского осмотра на предприятии отвечает руководство. Оно должно оплачивать медосмотр для своих сотрудников.

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения медосмотра:

  1. Сформировать список работников, которые должны пройти медосмотр.
  2. Предоставить список в отдел Распотребнадзора.
  3. Заключить договор с медцентром о проведении осмотра.
  4. Ознакомить сотрудников с приказом о прохождении медицинского осмотра.
  5. Выдать направления сотрудникам.
  6. Собрать документы с результатами прохождения данной процедуры. (Заключение должно быть в двух экземплярах, так как одно отдается на руки работнику, а второе – остается в медцентре).
  7. Медицинский центр составляет заключительный акт в течение 20-30 дней. Руководство отправляет эту документацию в отдел Распотребнадзора.

Сотрудники данного предприятия должны своевременно пройти осмотр, не позже указанных сроков работодателем. При себе нужно иметь : паспорт и направление. В случае неявки сотрудник должен быть отстранен от работы до прохождения осмотра.

Чаще всего сотрудники проходят несколько врачей и сдают определенные анализы. Все особенности прохождения медосмотра зависят именно от направлений предприятия и от вредных производственных факторов.

Образец списка контингентов

Список контингента должен быть представлен в трех экземплярах . В шапке документа необходимо указать название отдела Распотребнадзора, справа –данные руководителя фирмы. Согласно Приказу Минзрава России, в документе должно быть указано:

  • название предприятия, фирмы, цеха;
  • виды профессий;
  • количество рабочих на производстве;
  • небезопасные и вредные факторы и условия;
  • периодичность осмотров.

Обязательно список контингента подписывает руководство.

Перечень вредных факторов

Существует 4 группы вредных производственных факторов, при наличии которых сотрудники предприятия должны в обязательном порядке проходить периодический медосмотр:

  1. Химические (негативные вещества, которые могут принести вред работникам).
  2. Биологические (медикаментозные препараты, биологические токсины, аллергены, пыль разных происхождений).
  3. Физические (разнообразные излучения, электромагнитные поля).
  4. Факторы трудового производства (физические перезагрузки).

Затраты на прохождения медицинского осмотра берет на себя руководитель. Приблизительная стоимость осмотра одного сотрудника составляет от 2000 до 5000 рублей .

Сама стоимость зависит от количества врачей, которых должен пройти рабочий, и лабораторных исследований. Чаще всего, чем больше сотрудников идет на осмотр, тем меньше за него же платит руководитель.

Большинство медицинских центров предоставляет скидки в зависимости от количества сотрудников. В России государство компенсирует руководителю потерянные средства через страховой фонд.

Учет медицинского осмотра на предприятии

Для того чтобы правильно подготовить документы для прохождения медосмотра каждого сотрудника, необходимо периодически обновлять информацию о своих рабочих.

Служба охраны труда ведет поточный контроль за медицинским осмотром работников предприятия. В наличии должны быть копии следующих документов:

  1. Список сотрудников, которые проходят периодический медицинский осмотр.
  2. Заключение актов предварительных смотров
  3. Сертификаты о прохождении наркологов, психологов и т.д.
  4. Текущая информация о состоянии здоровья каждого сотрудника.

Карточка работника предприятия

В карточке сотрудника обычно указывают жалобы на проблемы со здоровьем, все заключения результатов предыдущих медицинских осмотров, документы о пригодности.

Документ содержит конфиденциальную информацию , поэтому должен находиться в недоступном месте. Чаще всего, карты сотрудников находятся у медработника предприятия или же в отделе кадров.

В случаи увольнения, смены места работы карта отдается сотруднику лично на руки под роспись, но копия должна остаться на предприятии.

Медицинская карта выдается только в случае прохождения медосмотра, после его прохождения она отдаётся руководителю.

Ответственность руководства и работника

Руководитель, который допускает работников, не прошедших медосмотр, к работе может понести большие убытки . В этом случае он нарушает законодательство и должен нести ответственность.

За эти незаконные действия предприниматель должен будет выплатить штраф. Но наказание не обойдет и работника. Он тоже должен будет оплачивать штраф и может быть уволен с работы.

В лучшем случае работник будет отстранен от работы и не сможет получать заработную плату до тех пор, пока не пройдет медосмотр.

При независимых от работника причинах непройденного медосмотра он продолжает работать, но получает 2/3 заработной платы.

Частота периодического медицинского осмотра зависит только от профессии, сложности выполняемой работы и вида деятельности. Ответственный руководитель должен проходить и провдить медосмотр ежегодно, внедряя новые дополнительные обследования для улучшения состояния сотрудников.

Просмотров