Профессиональная социализация студентов как проблема. Современные проблемы науки и образования. Особенности профессиональной социализации

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. Определяется профессионализация как целостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни.

Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация - это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала - это один из аспектов развития личности.

Социализация - это процесс становления личности. Социализация предполагает:

усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;

активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций;

становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения;

участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;

воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности.

Различают следующие стадии социализации:

дотрудовую;

трудовую;

послетрудовую.

Характеристики этих стадий подробно изложены в работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона и др.

Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социального и профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития.

Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение - это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию.

Профессиональное самоопределение, укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.

Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет не только на личностное развитие, но и на шлифовку человека как профессионала. Социальное влияет на профессиональное.

Вид профессии может определить личность человека: общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста. Все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но в некоторых случаях, например, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию.

На основании обобщения эмпирического опыта взаимодействия с разными группами клиентов Н.С. Пряжников выделил типичные варианты самоопределения. Каждый вариант, подчеркивает автор, по-своему хорош для тех или иных людей, иначе все варианты не были бы столь живучи. Главное в работе профконсультанта преодолеть определенный стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры.

1 Президент РФ В.В.Путин в "Послании Федеральному Собранию РФ"(26 мая 2004 г.) однозначно считает, что "сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда" и при достаточном "количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране". Вполне очевидно, что истоки этих проблем связаны с далеко не оптимальным функционированием системы профессионального непрерывного образования в России, в том числе подсистемы, в которой осуществляется подготовка специалистов для потребительской кооперации. Для реализации этой проблемы мы решаем вопрос о профессиональной социализации личности в системе потребительской кооперации. Социализация это процесс становления личности. Профессиональная социализация как процесс самоопределения и вхождения личности в профессию определяется нами как процесс, включающий в себя профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение, профессиональную адаптацию, развитие профессионального самосознания, профессионально- трудовую социализацию. Профессиональная среда, в которой личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, сильно влияет на профессиональное развитие и становление личности. Системный процесс профессиональной социализации, сущность которого профессиональное постепенное самоопределение и "вхождение" обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом профессиональную социализацию будем рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем (структурных элементов), некоторые из которых описаны в педагогической и психологической литературе как локально-обособленные, а образовательный комплекс "лицей - колледж - вуз" как подсистему общей системы непрерывного образования и сопряжённое построение в ней педагогической работы по профессиональной оптимальной социализации обучаемых в период их профессионального образовательного становления. Профессиональная ориентация - это исходный момент профессиональной социализации. Даже впоследствии изменяя траекторию своего профессионального становления молодой человек будет явно или неявно ощущать влияние профессиональной ориентации и более уверенно, обдуманно и тщательно выбирать профессию или сферу деятельности, если она была осуществлена качественно. Так, взаимосвязано и взаимообусловлено с предыдущим этапом может продолжиться профессиональная социализация как динамический процесс становления человека в профессиональной области - важнейшей сфере общественного бытия. Вторая ступень основной школы (8 - 9-е кл.) - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора профессии.

Полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на базе углублённого изучения отдельных учебных предметов. Особое внимание уделяется формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов. Учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе экономической, трудовой и профессиональной подготовки. С целью профессионального самоопределения в школах РФ предусмотрен курс "Основы производства. Выбор профессии", а также - с 1994/95 уч. г. экспериментальные курсы типа "Человек. Труд. Профессия" (8 - 9 кл.) и "Профессиональная карьера" (10 - 11 кл.), содержащие сведения о мире профессий, особенностях адаптации к ним и др. Перспективным в профессиональном самоопределении является дифференцированное обучение в специализированных классах и школах, а также деятельность учебно-производственных комплексов различного профиля, творческих объединений и др. Адаптивное управление требует от каждого субъекта самоуправления и соуправления, рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участником педагогического процесса. В условиях реализации адаптивного управления не существует и не может существовать универсальной технологии. Взаимодействие руководителя и педагога, учителя и ученика всегда ситуативное, зависит от индивидуальности, культурного и социального опыта всех субъектов педагогической системы. Это не означает, что управленческо - педагогическим технологиям нет места, наоборот, нужны более высокий уровень информации о существующих технологиях, способах их реализации и грамотное их использование. Незыблемым из классической дидактики остается то, что ученик становится субъектом учебной деятельности только при появлении цели собственной деятельности. "Процесс обучения должен быть ориентирован на выращивание этой цели" , поэтому при выборе технологий, построении своей дидактической системы учитель должен выделять одну из основных ее характеристик, например, овладение учеником гарантированными, конечными результатами учения и способами деятельности. Основным критерием в выборе технологии при формировании адаптивной образовательной среды является то, насколько она может помочь в достижении следующих целей: развитие природных задатков ученика, его способностей. Так, в комплексе " лицей- колледж-вуз" учащиеся в лицее, на 1 и 2 курсах колледжа проходят профессиональную оптимальную адаптацию, развивающую их профессиональные, творческие, организаторские способности. В результате проведенного эксперимента, усиленного психолого-педагогического влияния на адаптацию студентов в университетском комплексе лицей- колледж-вуз, у воспитанников 1-3 курсов колледжа широко развились такие профессиональные способности как коммуникативные, наблюдательность, теоретическое мышление, его интегративность, воля к победе, мобильность, предпринимательская целеустремленность. При этом истинность результатов, полученных во время проведенного нами эксперимента по Стьюденту, подтвердилась t критерием констатирующего эксперимента, что составило: коммуникативные способности +5,34, наблюдательность + 3,69,теоретическое, интегративное мышление + 1,6, воля к победе + 8,85, мобильность + 5,5, предпринимательская целеустремленность + 1,31.

Профессиональная социализация в образовательной среде кроме рассмотренных функций выполняет очень важную стратегическую задачу: закладывает основы профессиональной дальнейшей социализации человека в процессе осуществления трудовых функций. Этот во многом основывается и развивает функции профессиональной социализации, полученной в образовательной среде, и изучается такими научными областями как управление персоналом и кадровым менеджментом. Такое внимание к организации персонала, его профессиональной оптимальной дальнейшей социализации, обусловлен существенно возросшим значением персонала в рыночной экономике (человеческим фактором организаций). Так, в системе потребительской кооперации профессиональная социализация личности решается через осознанное профессиональное ее самоопределение, профессиональный выбор, посильный и перспективный в аспекте трудоустройства и дальнейшего развития ее карьеры, чему содействует ступенчатая система подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях от рабочей к средней специальной и высшей квалификации как это практикуется в Краснодарском кооперативном институте(лицей- колледж- вуз) и использование контрактной системы приёма на работу в районных потребительских союзах Краснодарского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Указ Президента РФ от 26 мая 2004 г.
  2. ЛЕВИТЕС Д.И. Педагогическое насилие. Народное образование. -1997. - № 10,с.64.

Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет)

Библиографическая ссылка

Красноперова А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 70-72;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8480 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Значимость профессионального призвания как социального явления неоднократно отмечал в своих научных публикациях белорусский социолог С.А. Шавель. Он характеризует профессиональное призвание как «загадочное и сверхценное явление», позволяющее раскрыть феномен профессий. Шавель обращается к феномену призвания в связи с проблемой социального порядка, поиска «естественных», то есть существующих в самом обществе, возможностей регулирования социальных отношений в рамках целостности. Так, Маслоу в течение всей своей жизни проводил исследование самоактуализирующихся людей и пришел к выводу о том, что они имеют наиболее высокий уровень психического здоровья. В ходе исследования Маслоу оказалось, что самоактуализирующиеся люди умели замечать скрытые от других тенденции и закономерности, и их прогнозы относительно будущего, основанные на имевшихся в их распоряжении фактах, чаще сбывались. При этом, способность верно судить об окружающей действительности распространяется на все изученные сферы жизни: в искусстве и музыке, интеллектуальной сфере, научных вопросах, политике и общественных делах. Иными словами, их восприятие реальности является адекватным. Было также обнаружено, что «самоактуализирующиеся люди гораздо быстрее и легче других выделяют новое, специфическое и конкретное из общего, абстрактного и схематичного». Они в целом не боятся неизвестности, с готовностью принимают непознанное, не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Самоактуализирующиеся люди, как правило, занимаются интеллектуальной деятельностью, и им свойственна «интеллектуальная мощь».

Немецкий мыслитель М. Вебер обращается к категории призвания в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия». Его размышления о призвании связаны с поиском духовных оснований человеческой деятельности, а также культурных форм, в которых идеи могут оказывать воздействие на ход исторического разви­тия общества. По мнению Вебера, ученый-профессионал, а также преподаватель, должен обладать не только серьезными профессиональными знаниями, но и страстью, вдохновением, быть преданным своему делу, иметь желание принести пользу своими знаниями, быть способным воспринимать критику, и, что без этих качеств невозможно представить достижение высоких научных результатов.

Профессиональная социализация является процессом вторичной социализации личности. Она перестраивает субъективную реальность личности и связана, на наш взгляд:

С овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками;

Профессиональным языком общения;

Приобщением к соответствующей субкультуре.

В целом профессиональная социализация представляет двуединый процесс: с

одной стороны, она фиксирует освоение личностью определенных норм, ценностей, профессиональных навыков, ролевых ожиданий, с другой - показывает, как личность осваивает и закрепляет эти представления и умения в своей дальнейшей деятельности.

Образование традиционно выделяется как один из факторов и институтов профессиональной социализации. Смыслообразующим фактором образования является его цель - развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения.

В готовности к профессиональной деятельности следует выделять три ее основных вида: физическую, психологическую и специальную. Физическая готовность не рассматривается в данном исследовании, поскольку в психолого-педагогической деятельности не предъявляется специальных, за исключением общепринятых, требований к физическому состоянию субъекта. Психологическая готовность отражает субъектный уровень готовности к профессии, который составляют социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики специалиста, требующиеся в конкретной деятельности.

Наибо­лее общую позицию в рассмотрении профессиональной деятельно­сти представляет Э. Ф. Зеер. Он считает, что про­фессиональная деятельность – это социально-значимая деятель­ность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств лично­сти. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъяв­ляемыми к человеку, образует профессию.

После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах.

Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса:

1. - прекращение профессионального роста;

2. - стабилизация на достигнутом уровне;

3. - ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности;

4. - поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень;

5. - деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

Биографические данные в социологии - это основной источник детальных и мотивированных описаний "истории" отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение "с точки зрения деятеля". Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед. Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события "от первого крика до последнего вздоха". Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т. п. Н. Дензин дал одно из самых популярных определений биографического метода (метода "историй жизни", "жизнеописаний"): "...биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний". Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Многомерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.

Основными источниками биографических данных являются:

официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);

практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);

автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и уровня подготовленности.

Понятие «социализация», появившееся в научном обиходе в 30-е годы XX века, с конца 40-х - начала 50-х гг. широко и многообразно используется в сфере гуманитарного знания. По природе, являясь полифункциональным, оно быстро обрело междисциплинарный характер. Различные ее ракурсы освещаются с позиций многих наук: социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.), психологии (Э.Эриксон, А.Гезелл, Л.К.Колберг и др.) и культурантропологии (М.Мид, Р.Бенедикт, К.Клакхон, и др.). Истоки современной концепции социализации, как принято считать, содержатся в трудах французского социолога Г. Тарда, положившего в основу теории социализации принцип подражания, который, по его мнению, лежит в основе человеческих взаимоотношений. На этом основании, типовым социальным отношением выступает отношение «учитель - ученик», в разных его интерпретациях. Заметим, что, по всей вероятности, именно поэтому, в педагогике, традиционно, проблема социализации разрабатывается в рамках целенаправленной, управляемой социализации, позволяющей повышать эффективность педагогических технологий.

Однако в социальной психологии изучение процесса социализации осуществляется, преимущественно в ракурсе «взаимодействия личности и среды», применительно к онтогенезу личности. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 277. При этом, психологи, исходя из тезиса, - «личностью не рождаются, личностью становятся», весь процесс рассматривают как непрерывный и поэтапный, длящийся в течение всей жизни. На каждом из этапов решаются только ему присущие задачи, без выполнения которых в последующий этап привносятся отклонения, которые существенным образом сказываются на результатах всего процесса.

Принято считать, что одним из первых теорию поэтапного социального развития личности предложил американский психолог Э.Эриксон. См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. Он понимал процесс становления личности в виде последовательного разрешения объективно возникающих альтернатив (возрастных и ситуативных) социализации на каждом ее этапе, осуществляемых посредством интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитывающего влияния и социокультурного окружения. Переход в новую фазу развития (а их восемь) возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже. Первые пять стадий приходятся на детство, начиная с первого года жизни, три последние составляют период взрослой жизни человека.

Естественно, с точки зрения рассматриваемой проблемы, наибольший интерес вызывает период выбора профессии и социального самоопределения, то есть, по Э.Эриксону, пятая стадия (16-20 лет). Особое значение для этого периода имеет процесс обретения чувства идентичности . В это время индивид решает сложную задачу согласования действия положительного полюса идентификации «Я» и отрицательного полюса смены и освоения многообразных ролей. При этом возникает ситуация возможной потери целостности личности, в виду сугубо внешнего присвоения «примеряемых» ролей. Между тем, успешное решение задачи связать в единое целое все, что личность знает о себе самой, объединив с прошлым и спроецировав на будущее, способствует формированию чувства идентичности. Э. Эриксон определял его как «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности»Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 28. .

Этот подход - прохождения через кризисы возрастного развития - во многом стал определяющим для трактовки процессов социализации, отличаясь лишь содержательным их наполнением, да различием в определении временных рамок. Так, американский психолог Л.Колберг предложил теорию поэтапного развития, в основе которой лежит восхождение по ступенькам нравственного становления, от «доморальной» и «конвенциональной» стадии, на которых дети еще не ориентируются в социальных нормах, через стадии сопоставления и различения интересов общества и личности, усвоения социально приемлемых правил и собственной морали, до высшего уровня нравственного развития - формирования собственных этических чувств, универсальных нравственных принципов. Психолог Р.Гоулд, в предлагаемой им теории, отстаивает точку зрения о том, что социализация взрослых не является продолжением детской социализации, а напротив, представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. И только освободившись от детских зависимостей, личность становится зрелой, самостоятельной и свободной.

Существенным вкладом в теорию социализации стали положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, принципиально изменившей понимание природы социализирующих процессов. Социализацию Л.С.Выготский рассматривал как восхождение от низших психических функций к высшим, осуществляемого в виде интериоризации, сущностью которой является присвоение индивидом общественного опыта, культурных знаков, то есть вхождение человека в культуру. При этом следует учитывать, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 197-198. Сам процесс преобразования интерпсихологического в интрапсихологическое осуществляется в ходе совместной деятельности и общения. «Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми...» Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1994. Т. 4. С. 265..

В тоже время, социализация не пассивный процесс «напластования» на личность социального опыта, данного в определенных достижениях, это их повторение ребенком в рамках сотрудничества с взрослым и в самостоятельной деятельности. С другой стороны, присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных достижений. Таким образом, в индивиде культура находит свое реальное существование. Именно этот момент культурно-исторической концепции дает основание говорить о преодолении разрыва индивидуального и социального и показывает их взаимосвязь, но не тождество и не противоположность. В тоже время, здесь подчеркивается что личность, не переставая быть объектом многообразных социальных воздействий, является субъектом сознательной, творческой деятельности.

Следовательно, стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития, но они далеко не всегда полностью совпадают с периодами психического развития человека. Как утверждает А.В.Петровский, процесс развития личности не может быть сведен лишь к интеграции уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, поскольку это процесс формирования социального системного качества человека, субъекта системы человеческих отношений. Он предполагает, что в аспекте социального развития личности для каждого возрастного периода ведущим является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтной группой или лицом. См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1984.

Следует отметить, что такое понимание социализации существенно сближает предметные области психологии и социологии, хотя в социологии основной упор делается на изучении влияния социальных условий. Так, к примеру, польский социолог Я.Щепаньский прямо определяет социализацию как «влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 51. В несколько уточненном варианте, но по существу идентичное определение, стало наиболее распространенным в современной социологической науке. Так, в одном из наиболее авторитетных справочных изданиях социализация определяется как: «процесс и результат формирования личности через усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социологических норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни». Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова Г.В. М., 1995. С. 686.

Обратим внимание на два весьма важных, для нашего дальнейшего рассуждения, обстоятельства. Во-первых , социализация - это «процесс и результат», следовательно, на определенном этапе динамично неравновесное состояние процесса обретает некоторую устойчивость в виде «социализационной нормы». Сама же социализационная норма определяется: «во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие; во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; в-третьих, как устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

Социализационная норма рассматривается как фактическая граница социализации, обусловленная параметрами социальности данного общества. Такая норма представляется проекцией социальности на человека, которая осуществляется агентами социализации и самим индивидом». См.: Ковалева А.И. Социализационная норма в современном российском обществе. Автореф. диссерт. на соис. уч. степени док. соц. наук. М., 1997.

Во-вторых, социализация, помимо того, что - это «формирование» то есть воздействие среды, «…охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения…». Как видим, здесь ясно просматривается возможность взаимного влияния социализирующей среды и социализирующейся личности.

Этот момент особо выделен в другом варианте определения, в котором социализация трактуется как «процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). Социализация - результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств». Культурология ХХ век. Словарь. СПб., 1997. С. 430.

Следовательно, социализация является не только жизненно необходимым как для общества, так и для личности процессом передачи и усвоения с оциокультурного опыта, включающего всю совокупность правил, норм, установок, ролей, стандартов, ценностей и т.п., благодаря чему общество сохраняет и транслирует присущий ему культурный код. Но, социализация обеспечивает не только «встроенность» человека в пространство социума и культуры. Она еще и процесс «активного воспроизводства», который способствует становлению субъектности личности, делая ее творцом собственной сущности и мира культуры.

Таким образом, «социализацией обеспечивается, с одной стороны, самовозобновляемость человеческих отношений, сохранение его культурной целостности, а с другой - комфортность жизнедеятельности индивидов и возможность самореализации личности в социальных связях». Социология. Наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996. С. 360.

Отметим так же, что в приводимом определении специально подчеркивается наличие в процессе социализации как целенаправленного, так и стихийного, спонтанного начала. На важность этого момента особое внимание обращает известный отечественный социолог и социальный психолог И.С. Кон, который определяет социализацию как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности». Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 19.

Подчеркивая характер взаимодействия стихийного, неуправляемого в процессе освоения культуры, или, точнее сказать, «вхождения в культуру», и организованного «введения» в нее, один из видных представителей социологии познания Карл Мангейм, в работе «Человек и общество в эпоху преобразований» (1935) пишет: «Каждое исследование социальных условий культуры должно исходить из двух видов вторжения социального фактора в сферу культуры.

A.В одном случае социальный фактор совершает это в качестве свободной нерегулируемой жизни общества, которая своими спонтанно образовавшимися соединениями участвует в формировании духовной жизни.

B.Затем это реализуется посредством социального регулирования и организаций, которые выступают в области культуры как институты». Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразований // Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 312-313.

Как уже говорилось, наиболее полно взаимодействие этих начал рассматривалось в педагогике и психологии, причем, если говорить о традиционной педагогике, то их взаимодействие однозначно разрешалось в пользу целенаправленной и сознательно контролируемой социализации в виде воспитания, которое противопоставляется стихийной, неподдающейся управлению, реминисцентной социализации. При изучении процесса формирования личности именно воспитание выступает элементом социализации, «механизмом целенаправленного воздействия на личность». Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. М., 1996. С. 41. Действительно, если «…воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества». Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988. С. 134.

Между тем, особый смысл соотношение названных начал приобретают в условиях смены оснований и ориентиров общественного развития, когда институциональные формы влияния существенно теряют свои позиции в трансформируемом пространстве общественных отношений и явно преобладают стихийные начала социализационных процессов.

Пока меняющийся социум перестраивает социальные инстанции, транслирующие новый культурный контекст жизни, новые типы взаимоотношений человека и общества, сфера образования, в частности, продолжает свою деятельность по старому, эволюционному типу социализации. Отсюда темпы социализации, т.е. процессы становления личности, усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, не только отстают от темпов и уровней развития общества, но и векторно могут не совпадать с основными направлениями преобразований. Преобладание стихийной, неконтролируемой социализация, результаты которой сложно «просчитать», спрогнозировать делает ситуацию культурного воспроизводства практически непредсказуемой. Это лишний раз подчеркивает необходимость преодоления разобщенного, дисциплинарного подхода к организации социализирующей деятельности общества, слиянию возможностей многопредметного подхода к изучению и проектированию вышеназванного взаимодействия.

Поскольку многообразие анализируемых подходов все больше выявляет полифункциональность социализации как процесса (да и как результата), то чрезвычайно важно определить возможность их типизации. Одно из возможных оснований типизации процессов социализации уже названо - это деление по характеру процесса на организованный, управляемый и стихийный, не поддающийся прогнозному управлению. Однако этого явно недостаточно для более полного анализа.

На наш взгляд, воплощает такую попытку А.И Ковалева, которая, обобщая в своей монографии различные подходы, предлагает следующий способ типизации социализации по различным критериям: См.: Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.

  • - во-первых, поскольку критериален характер самой социальности по ее основным параметрам, то на этом основании выделяются следующие типы социализации: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа;
  • - во-вторых, в качестве другого классификационного критерия социализационного процесса может выступать определенная сфера жизнедеятельности, что позволяет различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др.;
  • - в-третьих, критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализации.

Используя предлагаемую классификацию (не вдаваясь в полемику по поводу ее достоинств и несовершенств), можно обосновать основное понятие нашего дальнейшего исследования, поскольку оно выстраивается на основаниях процесса социализации. Следовательно, речь идет об анализе условий обеспечивающих профессиональную (по сфере жизнедеятельности), полисоциокультурную, регламентированную (по характеру), успешную (по результативности) социализацию, в рамках которой может осуществлятся процесс профессионального самоопределения.

С этой точки зрения, рассмотрим подходы к периодизации процесса социализации в его социокультурном смысле, с учетом специфики онтогенетического подхода. Здесь есть возможность проанализировать несколько, на наш взгляд не взаимоисключающих, а взаимодополняющих подходов. Так, достаточно распространена точка зрения, нашедшая отражение в социологическом словаре Н.Аберкромби и др., где дана классификация трех стадий социализации: начальная - социализация ребенка в пределах семьи; средняя - обучение в школе; завершающая - социализация взрослого человека - этап принятия социальными деятелями тех ролей, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 2000. С. 29. Несколько по-другому, хотя на тех же основаниях выглядит градация с выделением двух основных этапов - первичного и вторичного. «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества». Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 212-213.

В традициях отечественной школы при определении стадий социального развития основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Опираясь на этот принцип, выделяют три основные фазы:

  • - дотрудовая - охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия делится на два относительно самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до момента поступления в школу; юношеская - включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
  • - трудовая - охватывает период зрелости человека, характеризующийся включением в той или иной форме в трудовую деятельность, при этом его демографические границы достаточно условны;
  • - послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 281.

Сопоставляя подходы психологической и социологической предметности, можно ограничить исследовательский поиск закономерностей профессионального самоопределения возрастными и социальными рамками, в которых размещаются, как минимум две границы: - возрастная - «юность - взрослость», - социальная, связанная со сменой ролевой структуры личности - «дотрудовая - трудовая».

Вместе с определением выше обозначенных рамок этапа профессионального самоопределения, необходимо выявить соответствующие этому этапу социализационные механизмы. При этом следует исходить из понимания того, что человек в теории социализации, на которой построено предлагаемое исследование, выступает в качестве общественного деятеля, продуцирующего условия и обстоятельства как своей собственной, так и общественной жизни в целом. Другими словами, личность есть объект и субъект социального взаимодействия. Следовательно, взаимодействие социальной среды, культуры и личности осуществляется с помощью определенных групп механизмов, одна из которых трактуется как механизм социализации индивида, вторая - как механизм изменения социальной среды и культуры, что обеспечивается интеграцией социальной адаптации и интернализации.

Понятие «адаптации», заимствованное социологией из биологии, приобрело значение приспособления индивида к социально-экономическим условиям, к определенным ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Результатом процесса адаптации является такая степень интеграции в социум и культуру, которая позволяет человеку реализовать свой личностный потенциал.

Однако, адаптация - это не только механизм приспособления человека к предзаданным условиям. В частности, в теории Т. Парсонса адаптация рассматривается в качестве одного из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов. С точки зрения более глубокого анализа рассматриваемой проблемы, следует рассмотреть подходы к возможной типизации этого процесса. Так, в рамках теории аномии, Р. Мертон, предложил концепцию социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам. Он, положив в основу такой признак, как зависимость от того, признает или не признает человек господствующие в обществе ценности, выделяет пять моделей адаптации: конформную, инновационную, ритуализм, эскейпизм и бунт.

Некоторые социологи в понимание процесса адаптации вкладывают несколько другой смысл. К примеру, по Щепаньскому См.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. адаптация есть взаимная терпимость, при которой взаимодействующие индивиды проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга. Наиболее распространенной формой социальной адаптации является аккомодация, которая возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных характеристик человека.

В последнее время, подчеркивая неоднозначность самого процесса адаптации, особо выделяется феномен неадаптивности. Он нашел отражение в концепции В.А.Петровского См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1984., который указывал на то, что неадаптивность отражает противоречивые отношения между намерениями человека и его действиями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами. При этом неадаптивность определяется не только как сущностное качество активности, но и как мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в том, что человека привлекают действия с неопределенным исходом. Таким образом, проявляющиеся противоречия неизбежны и неустранимы, поскольку естественны.

Позитив феномена особенно ярко раскрывается в эффективности его использования в сфере познания, игры, творчества, риска, доверительности контактов. Негатив - в непредсказуемости исхода, либо противоположной направленности движения к результату от заданной цели, ведущих к неэффективности или отрицательному эффекту процесса социализации.

С этой точки зрения, особое место в регуляции степени взаимодействия «негатив - позитив», имеет другой социализирующий феномен - взаимопонимание. Оно является условием существования человека поскольку позволяет не только согласовывать цели деятельности, но и обеспечивает пространство реализации его сущностных сил, выращивать универсальные и раскрывать индивидуальные способности. Однако взаимопонимание не возникает само собой. Для его рождения требуются особые условия и усилия со стороны взаимодействующих людей. Оно становится предпосылкой и результатом успешного взаимодействия и непосредственно сказывается на итогах процесса социализации.

Обычно именно адаптацию соотносят с первой фазой социализации Заметим, что на наш взгляд, деление процесса социализации на фазы - это весьма условная вещь. Скорее речь должна идти о параллельном протекании разных процессов, один из которых, онтогенетически, выступает в качестве детерминирующего основания.. Вторая же ее фаза - интернализация (или интериоризация) - это такой процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, в результате которого социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешних регуляций, а как бы налагаются индивидом самим на себя, становясь частью его «я». Так у индивида вырабатывается чувство потребности соответствия социальным нормам. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

Представители феноменологической социологии П.Бергер и Т.Лукман в работе «Социальное конструирование реальности» указывают на интернализацию, как решающую фазу социализации. В сознании происходит формирование обобщенного другого, наряду с установлением объективной реальности, и в то же время, субъективного установления целостной идентичности. Авторы указывают, что в процессе интернализации в сознании субъекта выкристаллизовываются «общество, идентичность и реальность». Акцент делается на интернализации языка. «... язык представляет собой наиболее важную часть и наиболее важный инструмент социализации». Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 217.

Посредством понятия адаптации социализация рассматривается в рамках понимающей социологии как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. С помощью понятия интернализации раскрывается механизм социализации как усвоения индивидом внешних норм и преобразование их в личностные роли и характеристики.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация и интериоризация, а ее результативность, как правило, связывают со степенью самореализации. Здесь, на наш взгляд, явно обнаруживается отсутствие весьма важного звена этой логической цепочки интеграции человека в социум и культуру. Дело в том, что параллельно идущие процессы адаптации и интериоризации отражают преимущественно объектный характер взаимодействия личности и окружающего ее мира. Самореализация же, это уже субъектное проявление личности, развертывание ее сущностных сил в соответствии с присвоенными социальными качествами. Недостающим звеном и является процесс самоопределения, синтезирующий в определенной пропорции, индивидуальной для каждой личности, взаимодействие объектной и субъктной составляющих и переводящих их потенциал в осознанное, целеуправляемое действие.

Более того, следует учесть, что с содержательной стороны, для личности социализация выступает в качестве процесса осознания и соотнесения воздействий и требований с комплексом внутренних условий: а) желаниями, стремлениями, ценностными ориентациями, притязаниями, целями и планами (компонент «хочу» или хотения-интенции); б) потенциальными возможностями и способностями (компонент «могу»); в) наличными физическими и психическими качествами, опытом, чертами характера (компонент «имею») Эти компоненты в свое время выделил С.Л. Рубинштейн. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 619-620.

Как отмечает В.Ф. Сафин, самооценка первого вида ("хочу") играет побуждающую роль, второго - отвечает за планирование и развертывание программы, третьего - чаще отвечает за регуляцию и исполнение. Механизмом соотнесения этих компонентов самоопределения является самооценка, которая и обуславливает осознание человеком своих качеств, свойств, черт характера. В то же время, уровень осознания и адекватности самооценки диады «хочу-могу», посредством «есть - требуют», определяет возможность верной ориентации в области будущей профессии. Сафин В.Ф. К проблеме профессионального самоопределения личности и ее активности // Вопросы самоопределения личности и ее активности. Уфа, 1985. С. 6.

Таким образом, переводя в социологический дискурс приведенное положение, можно утверждать, что содержательно, процесс социализации - есть продукт пересечения действия трех факторов: 1) врожденных механизмов; 2) социальных условий; 3) сознательного, направленного образования, обучения и воспитания.

В таком случае интеграция сущностной и содержательной стороны социализации, в значительной своей части, обеспечивается так же в процессе самоопределения, в том числе и профессионального. Диалектическое же их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Таким образом, специфика этого процесса, осуществляемого по отношению к сфере профессиональной жизнедеятельности, и дает возможность более полно обозначить сущность профессионального самоопределения.

Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества.

В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, которые имеют специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. В данном случае профессионализацию можно рассматривать как часть процесса социализации личности.

Теоретический обзор подходов к понятию профессионализации позволил выделить:

Социологический подход, в котором под профессионализацией понимается процесс овладения человеком нормами профессиональной деятельности, система общественных институтов, регулирующих процесс освоения профессиональной роли. В рамках социологии профессионализация - это прежде всего обретение социального статуса через профессию;

Психологический подход, в рамках которого профессионализация рассматривается как непрерывный процесс становления личности в профессиональной деятельности или как процесс проявления субъектной активности в профессиональной деятельности;

Педагогический подход, профессионализация как профессиональное обучение. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, то есть профессиональное образование;

Экономический подход, профессионализация как развитие и реализация человеческих трудовых ресурсов в ходе трудовой деятельности. В рамках данного подхода профессионализация понимается как условие развития человеческих трудовых ресурсов, как процесс включения (или исключения) индивида в социально-экономическую практику через сферу занятости.

Исследование экономической сущности профессионализации позволяет сделать вывод о ее противоречивом характере, поскольку социально-экономические условия ведут к нарушению принципов свободы и добровольности профессионального выбора. В основе профессионализации также лежит противоречие между уровнем профессионального потенциала работника и характеристиками, предъявляемых к этому потенциалу на рынке труда.



Обобщая эти определения, можно сделать вывод о том, что профессионализация представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде.

Профессионализм результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной степени доступна каждому специалисту. Одним словом, профессионализация является становление и развитие профессионализма.

Профессионализация личности в широком плане предусматривает два взаимосвязанных компонента: становление профессионального самосознания , развитие внутренних личностных структур индивида - психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»; формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становления личности как субъекта профессиональной деятельности - социальный аспект, отраженный в понятии «профессиональная социализация».

Несмотря на важность психологической составляющей становления человека-профессионала, профессионализация личности по своей сути социальный процесс , который является неотъемлемым компонентом в общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным содержанием профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носит институциональный характер.

Профессионализация личности в узком смысле - это профессиональная социализация индивида, то есть усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретения умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирования общего мировоззрения личности, включает в себя в качестве необходимого компонента представления о «мире профессии».

Профессиональная социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям , включая их в свой ​​внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности.

В качестве одного из направлений процесса общей социализации личности, профессионализация представляет собой разноуровневое и многоступенчатое явление . Различают первичную и вторичную профессионализацию.

Первичная профессионализация является процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, то есть приобретение специальности.

Вторичная профессионализация имеет своей целью превращение специалиста в профессионала, то есть психологическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент.

Таким образом, с одной стороны , процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса; с другой стороны - профессионализация продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими то временными рамками.

Профессионализация личности представляет собой целостный, непрерывный процесс только в том случае, если оно осуществляется в рамках какого-либо одного вида профессиональной деятельности. Однако современное общество мобильная и динамичная система. Интенсификация производства, обусловленная компьютеризацией и автоматизацией, внедрением новых технологий приводит к изменению содержания профессиональных функций , к интеграции некоторых видов труда, их взаимообогащению, к возникновению новых профессий и отмирание старых. Процессы дифференциации профессиональной деятельности настолько интенсивные, что требуют изменения профессиональных ценностей в современном обществе : на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм . Профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах , способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством собственной профессиональной жизни.

Данная проблема особенно актуальна в современном обществе в связи с тем, что в последние годы в ходе экономических и социальных реформ многие люди были вынуждены сменить профессию, то есть включиться в процесс репрофессионализации. Отношение личности к смене профессии и репрофессионализации также непосредственно связано с общественным восприятием этого явления и социальными традициями. Монопрофессионализм как общественно одобряемая направленность личности на один тип профессиональной деятельности сформировался в эпоху индустриального общества, когда профессионализм предполагал узкую специализацию в рамках какой-либо одной профессии. Очевидно, что постиндустриальное общество ориентируется на другой подход к пониманию профессионализма, который в новых условиях необходимо включает в себя способность к профессиональной мобильности и профессиональной динамике в соответствии с меняющимися социальными потребностями.

Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса, с другой - профессионализация продолжается на протяжении всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими - то временными рамками.

Репрофессионализация - это длительный и сложный процесс перехода личности от одной профессии к другой на основе уже полученных профессиональных и личностных качеств. Этот процесс включает в себя выбор новой профессии, овладев ею, формирования стратегии новой профессиональной деятельности и ее реализацию на основе имеющегося у человека опыта, знаний, навыков, образования, потребностей в личном и профессиональном развитии.

Монопрофессионализм как общественно одобряемая направленность личности на один тип профессиональной деятельности сформировался в эпоху индустриального общества, когда профессионализм предполагал узкую специализацию в рамках какой-либо одной профессии. Очевидно, что постиндустриальное общество ориентируется на другой подход к пониманию профессионализма, который в новых условиях необходимо включает в себя способность к профессиональной мобильности и профессиональной динамике в соответствии с меняющимися социальными потребностями.

Одновременно с этим, одним из общественных требований к профессионалам является расширение предметного поля профессиональной деятельности, способность активно реализовывать собственный творческий потенциал в смежных профессиональных областях. В условиях подобного полипрофессионализма смена профессии и репрофессионализация не воспринимается личностью и обществом как исключительное явление, а скорее один из направлений вторичной профессионализации.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Просмотров