Востребованность специалистов по направлению инноватика. Специальность "инноватика" - направление подготовки аналитиков высокого класса. Места работы инновационных менеджеров

Понятие «инновации» как никогда популярно во всем мире. Каждый день с телеэкранов и страниц СМИ мы узнаем об инновационных открытиях и технологиях. Вслед за требованием времени, в вузах открываются новые образовательные программы. «ГлавСправ» посетил Институт международного бизнеса и права НИУ ИТМО, чтобы узнать, чему и как учат будущих «инновационных» специалистов.

Что же такое «инноватика»?

Богданова Елена Леонардовна , директор ИМБИП:

Есть много определений слова «инноватика», в том числе научных. Но если говорить, не используя наукообразные термины, понятным языком - это все то новое, что придумано, оформлено и используется в работе.

Наша страна сделала ставку на внедрение новых достижений науки и техники в сферу производства, услуг и прочих отраслей экономики. В связи с этим была открыта такая область знаний как «Инноватика», и по ней уже не первый год ведётся подготовка кадров. Эти кадры востребованы экономикой, они работают в разных сферах. На производстве это техническая специальность: инженеры должны разбираться в том, как оформляются изобретения, интеллектуальная собственность, каким образом её можно коммерциализировать.

Экономисты, я имею в виду следующую ступень обучения - магистратуру, должны понимать, что дальше делать с этим изобретением, как привлекать бизнесменов, как его можно продать, сделать рекламу на этом.

«Инноватика» - это техническая специальность, разделенная на 2 уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Учитывая, что в магистратуре могут учиться и те, кто уже имеет другое высшее образование, можно говорить о бакалавриате как о первом высшем образовании, и отдельно о продолжении образования.

Мурашова Светлана Витальевна , руководитель направлений магистратуры и профессиональной переподготовки и второго высшего образования:

Сама по себе, «инноватика» по-разному воспринимается экономистами и техническими специалистами. Для первых - это сокращение от понятия «инвестиции в новации», т.е. вложение финансов в какое-либо новшество с целью получить прибыль. А «технари» подразумевают подход к созданию инновационного продукта как такового.

Мы, в любом случае, ориентируемся на классическое техническое инженерное образование. Наши выпускники - и бакалавры, и магистры - не обязательно станут изобретателями, но они должны разбираться в инновациях и их эффективности.

Направление бакалавриата сейчас проходит у нас лицензию: это инженеры, которые близко знакомы с теорией решения изобретательских задач. Эти люди должны хорошо разбираться в технических вопросах, кроме того, они должны быть креативно мыслящими, уметь делать патентные исследования, понимать, насколько это новшество является новшеством. Понятие «инноватика» настолько широко, что нельзя выпустить просто инженера узкого профиля, в области электромеханики, например. Это междисциплинарное направление. Федеральный образовательный стандарт определяет предметы, которые обязательно должны быть включены в так называемый федеральный компонент учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению. А мы, со своей стороны, дополняем его универсальными дисциплинами.

Важный ориентир - интересы работодателей

Богданова Елена Леонардовна :

ИМБИП в разработке программ обучения пошел как бы «сверху вниз»: от уровня магистра к бакалавру, а не наоборот. И в этом плане нам было проще, потому что те студенты, которые когда-то приходили на магистратуру, рекомендовали нам, как расширить и дополнить программы обучения, давали советы. А ведь среди них были и руководители компаний, и специалисты, инженеры, которые уже долго работают в данном направлении. В этом смысле нам было проще: сделав несколько выпусков магистратур, мы собрали мнения людей, работающих в этом направлении, чтобы собрать учебный план для будущих бакалавров.

Основной критерий подбора дисциплин - будущее трудоустройство, потому что мы должны готовить тех ребят, которые откроют дверь в будущее и будут востребованы. Уже заканчивая наш институт, они должны знать, куда пойдут работать. И, конечно, важно готовить таких специалистов, которые будут в будущем получать большую зарплату.

Мурашова Светлана Витальевна :

Мы уже не первый год сотрудничаем с предприятием «Стройтехцентр», которое работает в области строительства крупных промышленных объектов. Также мы взаимодействуем с фирмой «Аквапатент», которая занимается патентными разработками и защитой исследований в области экологии, защиты водной среды. Один из партнёров вуза - президент коллегии патентных поверенных Санкт-Петербурга Туренко Вячеслав Владимирович, который даёт нашим ребятам советы, в каком направлении проводить патентные исследования, что сейчас наиболее популярно, а где существуют проблемы.

Наши будущие выпускники-бакалавры могут работать учениками и помощниками директоров предприятий. Но управлением все не ограничивается. Это могут быть и программисты, помощники IT-менеджеров компании. Если брать строительство - то это департаменты по развитию, которые сейчас создаются во всех крупных компаниях. Если это административная работа - то, например, комитет по инноватике в правительстве. Если вы видите себя исключительно изобретателем и хотите заниматься только этим, пожалуйста, это должность инженера в конструкторском бюро или любой другой компании. Существует масса возможностей и путей.

«Инноватика» по своему содержанию - междисциплинарная программа. Но она входит в укрупненную группу специальностей «Автоматизация и управление», а это чисто техническое, инженерное образование. И поэтому наша задача - дать фундаментальные технические знания, которые в кратчайшие сроки можно будет адаптировать под запросы работодателя. Мы привлекаем работодателей и как экспертов для многих наших студенческих и школьных проектов.

… Пусть меня научат!

Мурашова Светлана Витальевна :

Нам хотелось бы, чтобы пришли ребята с хорошим знанием физики. К сожалению, как показывает практика, ЕГЭ по физике школьники сдают недостаточно хорошо. Требования в нашем университете по проходному баллу - не менее 210 баллов по 3 предметам. Проблема в том, что учебные программы в разных школах сильно различаются. Так что мы готовы «подтянуть» тех, кто чуть ниже нужного уровня, и дать им равные возможности развиваться дальше. Мы ждем ребят, которые, хотят и любят учиться, а мы попытаемся их сориентировать на дальнейшую траекторию.

Особенно хочется сказать и об иностранных языках. Сейчас настолько идет процесс интеграции, глобализации всех видов науки, что делать патентные исследования - основная сфера работы - только у себя в стране будет сложно. И знание иностранных языков необходимо на достаточно высоком уровне, причем, делового, технического языка, в своей отрасли. У нас в ИТМО есть лингвистический центр, который и будет заниматься таким обучением.

«Школьный патент» как путевка в Женеву

Богданова Елена Леонардовна :

Большая часть работы с будущими нашими абитуриентами - это школьные конкурсы, в т.ч. международные. Могу назвать два форума, в которых участвуют ребята, которые собираются к нам поступать или уже являются нашими студентами.

Уже третий год проводится конкурс «Школьный патент». В нем принимают участие талантливые ребята, а победителям мы предоставляем преференции при поступлении к нам. Например, скидку на обучение при поступлении на внебюджетное место.

Второй форум - «Будущее мира». В нем действует рейтинг «Золотая тысяча мира», и ребята, участвующие в этом форуме со своими бизнес-планами, также получают призы и преференции для поступления. Наши студенты также принимают участие в организации таких мероприятий - для них это хороший практический опыт. Мы очень радуемся хорошим результатам конкурса, потому что ребятам после него очень хочется продолжать работать в инновационном направлении: изобретать, оформлять свои изобретения, двигаться дальше, становиться известными... А нам важно, что мы помогли это сделать.

Мурашова Светлана Витальевна :

Наш институт - еще и опорная организация Роспатента, а значит, для победителей школьных конкурсов предусмотрены бесплатные консультации от патентных доверенных для оформления и защиты их интеллектуальной собственности. У нас есть специалисты, которые занимаются оформлением интеллектуальной собственности, и если наши студенты что-то придумывают, мы и консультируем их, и оформляем изобретения, давая возможность получать собственные патенты.

Студенты-изобретатели ИМБИП также получают возможность проходить зарубежные стажировки. Одна из них - в Европейской комиссии ООН, в группе по инновациям, где проводится множество исследований. Благодаря таким стажировкам, мы имеем возможность дать ребятам представление о том, что происходит сейчас в мире. И когда мы уезжаем из Женевы, ребята говорят, что их мир перевернулся.

А если говорить о нашем вузе, конечно, стоит рассказать об инновационных малых предприятиях. Если кто-то из наших студентов хочет рискнуть и уверен, что его изобретение будет пользоваться коммерческим спросом, он может создать свое малое предприятие при ИТМО. Такие инициативы сейчас весьма востребованы, значит, им все карты в руки!

Инноватика

Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Гносеологическими корнями инноватики выступают такие области науки, как философия , экономика , инженерное проектирование , предпринимательство , финансы , социология , психология , организация , производство , информатика , маркетинг , логистика , менеджмент , педагогика и др.

Инноватика является теоретической и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею. В отличие от других научных областей, инноватика исследует процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования. Обеспечивает потребление результатов интеллектуального труда и приращение интеллектуального капитала.

Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный объект исследования .

Объект инноватики – инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах. При этом под инновацией в инноватике понимается результат масштабного применения и распространения новых знаний, результатов научно-технической и творческой деятельности, основанных на систематических научных исследованиях или интуитивных озарениях (смекалке). Признаками инноваций являются: (1) новизна (радикальная – возникновение новых свойств, относительная – улучшение параметров объекта); (2) востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.); (3) реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.); (4) наличие устойчивого полезного эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

Предмет инноватики – принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

История термина

Как считают исследователи, складывающаяся новая область научного знания свое название – «инноватика» – сформировала на базе термина innovation (инновация, нововведение), которое в ХХ в. ввел в научное обращение австрийский экономист Й.А.Шумпетер .

Термин «инноватика» в российской научной литературе встречается с середины 1980-х. В Санкт-Петербурге под руководством профессора В.Г. Колосова проводились исследования процессов перехода от плановой экономики к рыночному регулированию, которые обозначались термином «инжиниринг». Параллельно механизмы управления инновациями в социально-экономических системах исследовались в Государственном университете управления, где по инициативе А.Г.Поршнева в 1990 была создана кафедра управления инновациями. Впоследствии эти научные школы стали одними из ключевых в формируемой научной области – инноватике.

В ведущих вузах страны - Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Государственном университете управления созданы институты инноватики. Также в СПбГПУ впервые в России началась подготовка бакалавров по перспективному направлению образования 222000 - «Инноватика», а в 2003 шесть российских вузов (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Государственный университет управления, Московский государственный университет путей сообщения – МИИТ, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), Нижегородский государственный технический университет и Уральский государственный технический университет – УПИ) приступили к подготовке инженеров-менеджеров по специальности «Управление инновациями».

Основные направления

Инноватика включает основные разделы:

  • теоретические основы инновационной деятельности;
  • модели и моделирование инновационных процессов;
  • организация и управление инновационной деятельностью;
  • государственное регулирование инновационной деятельности;
  • управление инновационным бизнесом ;
  • управление инновационным проектом;
  • управление инвестициями в инновационные проекты;
  • коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности;
  • управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономической системы;
  • управление рисками в инновационной деятельности;
  • технический маркетинг (маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии);
  • логистика инновационных процессов;
  • управление интеллектуальной собственностью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инноватика" в других словарях:

    Область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. См. также: Инновационная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    инноватика - Область знаний о том, какой должна быть стратегия создания новых объектов (изделий). Инноватика является междисциплинарной наукой. Специалисты по инноватике используют научные данные различных областей знания инженерии, истории техники,… … Справочник технического переводчика

    Область науки, изучающая формирование новшеств и их распространение, а также способы выработки инновационных решений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Инноватика - область знаний (наука), охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ … Официальная терминология

    Инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. Внутри инноватики как науки выделяются самостоятельные направления: генерация новшеств, социально психологические проблемы внедрения нововведений,… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    ИННОВАТИКА - область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, сопротивление нововведениям, приспособление к ним инновационных организаций, выработка инновационных решений … Большой экономический словарь

    ИННОВАТИКА - наука, изучающая природу и закономерности возникновения и развития инноваций, их связь с традициями … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия

    - (ТвГУ) … Википедия

    Запрос «РГУИТП» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства (РГУИТП) Международное название Russian State Unive … Википедия

Книги

  • Инноватика и инновационные образовательные технологии , Криони Николай Контантинович, Шарипов Фанис Вагизович, Селиванов Сергей Григорьевич. Раскрыт предмет инноватики и инновационной педагогики. На основе теоретического обобщения закономерностей, принципов, методов и технологий инноватики дано описание структуры и функций…

В вузах Екатеринбурга стремительно набирает обороты новая для абитуриентов специальность под названием "Инноватика". «Выпускник» попробовал разобраться, что же это за специальность и чему там учат.Инноватика как направление касается в первую очередь продвижения на производстве современных технологий. Получившие эту специальность занимаются модернизацией производства в различных отраслях (авиакосмический сектор, биомедицинское производство и т.д.).Интересно, что в разных вузах трактовка этой специальности тоже оказывается разной. УрФУ, УрГЭУ и УрГПУ связывают её с физико-техническим направлением, но в некоторых вузах Урала она понимается как социально-ориентированная специализация, поэтому в обучении имеет место «гуманитарная» составляющая, в частности работа с людьми.Лидирует в освоении инноватики пока Санкт-Петербург, СПбГУ уже имеет целый факультет инноватики.В Екатеринбурге эту специальность активно развивает УрФУ (кафедра инновационных технологий стала для этого хорошей базой), также инноватику можно изучать в УрГПУ и УрГЭУ .Конечно, данных о том, насколько успешно устраиваются на работу выпускники этой специальности, пока немного, так как инноватика явление в высшем образовании новое. Сторонники нового направления говорят обратное: сфер, где можно себя проявить, множество.По приблизительным оценкам создателей программ по инноватике, люди, получившие подобную специальность, могут быть востребованы на следующих профессиях:1. Директоры и менеджеры по развитию, креативные директоры компаний;2. Руководители проектов;3. Руководители развивающихся компаний;4. Руководители новых и развивающихся направлений производства;5. Специалисты в узких высокотехнологичных отраслях;6. Бизнес-консалтеры по продвижению, маркетингу и развитию;7. Специалисты надзорных органов (контроль качества и т.п.);8. IT-специалисты в сфере новых разработок.Проблема заключается лишь в том, что для любого руководителя, тем более руководителя ответственного производства или серьёзной технической сферы, необходимы не только знания, но и большой опыт, который, увы, не прилагается с дипломом о высшем образовании. Значит, прежде чем на правах директора модернизировать и внедрять всё новое и прогрессивное, специалисту по инноватике придётся долгое время поработать на производстве.Тем не менее, среди будущих студентов интерес к инноватике растёт . В одном из вузов Екатеринбурга конкурс на эту специальность составил 7 человек на место . Инноватика - часть прогресса, прежде чем к ней возникнет «привыкание», должно пройти какое-то время. Кто знает, может быть, совсем скоро конкурс на эту специальность взлетит до заоблачных цифр, а за выпускников будут драться ведущие предприятия?

Вопрос, на который наверняка приходилось отвечать каждому студенту, занимающемуся инноватикой, звучит так:«Что это за профессия и где она востребована?». Термин «инновация», означающий нововведение, многим известен. А вот о том, что на рынке труда есть специальность с похожим названием, знают далеко не все. Появление новых профессий в сфере инновационных технологий напрямую связано с развитием науки и техники.

Что такое инноватика

Конечная цель каждого направления исследований – применение достигнутого результата. Прикладная наука, разрабатывая уникальные технологии или изобретая новые способы управления силами природы, ориентируется на их практическое применение. Люди, выбравшие специальность «Инноватика», внедряют вновь полученные научные достижения в жизнь.

Для этого нужны серьезные теоретические знания:

  • Методов поиска, хранения, обработки и предоставления информации.
  • Законодательства, защищающего авторское право.
  • Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
  • Методов выполнения патентного поиска.
  • Оцифровки и редактирования изображений.
  • Управления инновационной деятельностью.

Применяя на практике научные открытия в разных отраслях жизни, специалист по инноватике должен иметь хотя бы базовые представления о тех интеллектуальных продуктах, которые он продвигает.

Главные умения, получаемые во время учебы и практической работы – способность угадать востребованные продукты на рынке инноваций, найти способы продвижения, источники финансирования, подсчитать предполагаемую ликвидность и оценить возможные риски.

Социальная инноватика

В общественной сфере регулярно возникают задачи, с которыми нельзя справиться традиционными способами. Они дают толчок к поиску более совершенных форм устройства социальной системы государства. Сравнительно недавно возникло новое научное направление – социальная инноватика.

Она занимается применением новейших алгоритмов для разрешения реальных проблем во всех областях общественной системы: в медицине, образовании, пенсионном и социальном обеспечении. В пример можно привести центры, работающие с инвалидами с использованием уникальных методик или создание негосударственного пенсионного фонда, использующего нестандартные схемы выплаты пожизненного содержания клиентам.

Экономическая инноватика

В отличие от социальной инноватики, где менеджеры часто выполняют некоммерческие проекты, экономическая продвигает научно-технические разработки, которые должны:

  • Обладать принципиальной новизной.
  • Быть востребованными на рынке.
  • Приносить прибыль производителю.

Специалисты в области экономической инноватики занимаются:

  • Внедрением новых продуктов.
  • Модернизацией имеющегося производства с использованием новейших технологий.
  • Сокращением издержек за счет продвижения новых методов управления.

Главная цель экономической инноватики: ускорение промышленного развития, создание новых рынков сбыта, усиление полезной конкуренции.

Профессия менеджера по инноватике: требования, преимущества, проблемы

Утвержденный в 2004 году профессиональный стандарт менеджера инновационной деятельности перечисляет основные задачи этих сотрудников:

  • Планирование и выполнение мероприятий по продвижению нового продукта.
  • Сбор патентно-правовой информации.
  • Взаимодействие с партнерами на инвестиционном рынке.

Преимуществом новой профессии является то, что инвестиционные проекты обычно запускают крупные, стабильно развивающиеся компании. Работа в них высоко оплачивается, престижна и дает возможности для карьерного роста. Набираясь опыта, можно стать серьезным экспертом в области инновационных технологий.

Минусами, которые нужно учесть в процессе профориентации, можно назвать наличие рисков, создающих психологическую нагрузку. Необходимость постоянно придумывать новые идеи, вырабатывать нестандартные решения может привести к профессиональному выгоранию.

Менеджеры по инноватике в России сейчас не слишком востребованы.

Это объясняется тем, что в стране немного предприятий, способных финансировать серьезные направления развития. Во время экономического спада, сокращая издержки, руководители предприятий и организаций начинают, к сожалению, со свертывания инновационных проектов.

Кем и где могут работать выпускники по специальности «Инноватика»

Менеджеры по инноватике могут работать по выбранной специальности в органах государственного управления, исследовательских институтах, бизнес-инкубаторах, технопарках, научных сообществах. В коммерческой сфере они требуются консалтинговым фирмам, конструкторским бюро, венчурным фондам и объединениям .

Специалисты по инноватике занимаются внедрением передовых достижений во многих сферах. В ВУЗах они получают базовую подготовку по разным профессиям, чтобы хорошо разбираться в той отрасли экономики, в которой будут вести инновационную работу. Вот неполный перечень должностей, на которые могут претендовать такие выпускники:

  • Маркетолог.
  • Логист.
  • Менеджер производства.
  • Инженер-экономист.
  • Финансовый контролер.
  • Патентовед.
  • Предприниматель.

После окончания бакалавриата по специальности «Инноватика» выпускники получают дипломы по 65 профессиям.

Возможный карьерный рост и перспективы

Инновационный менеджер со временем может дорасти до ведущего, либо стать руководителем проекта. Специалист по инноватике, имеющий опыт практической работы и являющийся автором нескольких успешных проектов, ценится очень высоко на рынке труда. Ему могут предложить должности руководителя направления, директора по развитию, исполнительного директора.

Работая в органах государственной власти, можно стать руководителем соответствующего департамента, занимающегося инноватикой, и решать вопросы развития города, региона или всей страны.

Уровень оплаты труда в инноватике

Уровень средней заработной платы в России по специальности «Менеджер инновационных проектов» за последние 12 месяцев снизился вдвое со 100 тыс. руб. в январе 2017 г. до 50 тыс. руб. к началу 2018 г. Это связано со сворачиванием инновационных проектов в связи с кризисными явлениями в экономике.

Вакансии по территории России распределены неравномерно.

Москва и Московская область предлагают 40 % из имеющихся незанятых мест по стране, Петербург и Ленинградская область – 14,5 %, дальше идут Ярославская, Тульская, Самарская области.

В Москве специалистам в области инноватики в зависимости от опыта и квалификации предлагают от 40 до 150 тыс. руб. в месяц. В среднем по России – от 25 до 120 тыс. руб. По уровню заработной платы наиболее близкими являются профессии менеджера веб-проектов (в среднем 50 тыс. руб.), помощника руководителя проекта (35 тыс. руб.), менеджера по сопровождению проектов (30 тыс. руб.).

Где получить специальность: крупнейшие вузы, основные дисциплины

Хорошую подготовку для ведения инновационных проектов в области техники и точных наук получают в следующих учебных заведениях:

Для работы в сфере управления государственными структурами и бизнесом готовят специалистов в АНХ при Правительстве РФ и Институте инноватики и логистики при Государственном университете управления. Всего по стране инноваторов обучают шестьдесят шесть вузов во многих городах.

Помимо базовых блоков предметов, дается общепрофессиональная подготовка по следующим дисциплинам:

  • Введение в инноватику.
  • Системный анализ и принятие решений.
  • Основы бизнеса.
  • Креативное мышление и алгоритмы решения нестандартных задач.
  • Маркетинг инноваций.
  • Другие дисциплины в соответствии со спецификой вуза.

Многие инженеры, менеджеры, работающие на производстве, поступают в магистратуру, чтобы получить дополнительное высшее образование в инновационной сфере. Это позволит им профессионально заниматься внедрением научных достижений в своих организациях.

Лекарства от ВИЧ, электромобили и аэроэстакадный транспорт - многие научные идеи сибиряков не могут выйти к потребителю из-за отсутствия инвесторов. Найти подходящую идею и инвестора для нее должен специалист по управлению инновациями. Достаточно новой для России специализации «инноватика» теперь учат в Сибирском госуниверситете геосистем и технологий (СГУГиТ).

БИЗНЕС-РЫБАЛКА

«Для инноватика главное - найти принципиально новое, действительно прорывное в технологиях. Из них каждый как рыбак. Каждую пойманную идею он никому не раскрывает. Потому что каждый знает, что на этом можно сделать неплохой бизнес», - рассказывает заведующий кафедрой управления бизнес-процессами новосибирского вуза Анатолий Гагарин.

Он показывает лаборатории, где работают не только будущие инноватики, но и студенты, учащиеся на других направлениях. В одной из лабораторий создают для полпредства президента в СФО систему мониторинга зон возможного затопления.

«Информационные технологии позволяют оперативно собирать подробные сведения из этих территорий, вплоть до отдельных домовладений. Ноу-хау в том, что мы берем данные из разных источников и интегрируем их в единую систему, с которой сможет работать даже неспециалист. Он получит прогноз, где и до какого уровня поднимется вода, где конкретно информировать население и вывозить ценные вещи», - рассказывает директор института кадастра и природопользования СГУГиТ Дмитрий Ветошкин. Он подчеркивает, что подобные разработки очень востребованы властями.

В лабораторию поступают совершенно разные задачи и студенты должны их решать самостоятельно.

В другой лаборатории разработали уникальную методику создания голограмм. Область их применения самая широкая. Самое простое - голограммные фотографии и сувениры, которые дарят высоким гостям вуза и Новосибирска, например, президенту Владимиру Путину.

По словам доцента кафедры наносистем и оптотехники института оптики и оптических технологий СГУГиТ Сергея Шойдина, голограммы в теории могли бы стать отличным бизнесом: скорее всего, желающих повесить объемные фотографии у себя дома нашлось бы немало. Но для запуска проекта не хватает 2-3 миллиона рублей.

«Сумма в 3 миллиона вроде бы не большая, но надо разработать соответствующий проект привлечения денег, понять, сколько людей желает приобрести себе такой портрет. Все эти задачи и будут решать инноватики», - объясняет Анатолий Гагарин.

Программа обучения построена так, чтобы научить студентов из массы информации отбирать инновационную идею, оценивать ее, анализировать, а дальше искать инвестора и продавать на рынок.

Как говорит завкафедрой управления бизнес-процессами, это междисциплинарная специальность, то есть связывающая разные направления подготовки. Студенты изучают 54 предмета, которые входят в блоки. Например, общеобразовательный блок помимо традиционных истории и обществознания включает такой предмет как «история и методология науки и техники».

«На теоретической части в голове студентов начинают откладываться идеи всех великих изобретателей, рационализаторов, в том числе тех, кто сделал большие шаги в области экономики. Это дает понимание, как появляются инновации», - поясняет собеседник.

Затем студенты изучают теоретическую базу инноватики - что это такое, какие существуют технологии. На теории менеджмента студенты учатся работать в команде, так как один человек не в состоянии воспринять всю глубину проблем, которые есть в области поиска рекламы, инвесторов и потребителя.

«Присутствует и инженерно-технологическая составляющая: технология нововведений, технология стандартизации и сертификации, механика и технология - новые материалы, которые есть. Они не вникают вглубь этих технологий, в этом смысла большого нет. Пример простой: вы хотите построить дом и сравниваете кирпич на разных заводах, но вам не надо вникать в технологию производства кирпича, чтобы сравнить характеристики продукта», - говорит Гагарин.

Со второго курса начинается главное - проектная деятельность в рамках курсовых, а затем диплома. Самые целеустремленные уже в курсовых закладывают будущие идеи для своего бизнеса или работы.

По словам собеседника, первый набор инноватиков закончит учебу в 2015 году - это 17 бакалавров. Стоимость обучения одного человека с этого года будет около 100 тысяч в год, но большинство мест на направлении все еще остаются бюджетными.

«Вступительные испытания: физика или информатика, русский язык или математика. Планка поступления на специальность и так достаточно высокая - 210 и 230 баллов, поэтому других испытаний не нужно. Главное - к нам приходят интеллектуально одаренные ребята», - сказал завкафедрой управления бизнес-процессами.

СОЗДАВАТЬ НОВОЕ

Тарас Новиков учится на втором курсе по специальности «Инноватика» и полностью уверен, что в будущем это поможет ему создать свой бизнес.

«Каждый второй у нас в стране юрист или экономист, хотелось чего-то нового. Когда я поступал, «инноватика» была разрекламирована хорошо, я рассматривал красноярский и новосибирский вузы. И там, и там говорили, что это совсем новая специальность и в дальнейшем после выпуска очень пригодится, что это обобщенная специальность, всему тебя научат, будешь молодцом, все здорово», - говорит студент.

По его словам, из двух вузов он выбрал все-таки новосибирский потому что, по его мнению, здесь гораздо больше возможностей для развития инновационной деятельности, чем в Красноярске. А в целом ожидания от специальности его не обманули, Тарас уверен, что легко найдет себе работу и сможет продвигать новое.

Третьекурсник Данил Ищуков рассказывает, что на него тоже подействовала хорошая реклама специальности, которая обещала большие перспективы. И он тоже о своем решении он не пожалел.

«Поскольку специальность новая, рынок сейчас не заполнен. Мы попали в тот момент, когда создается база инновационной промышленности. У нас будет мало конкурентов по сравнению с другими специальностями. Специальность наша имеет широкий спектр применения в разных сферах жизни, мы можем пойти работать в любую организацию», - уверен студент.


Не меньше оптимизма и у завершающей обучение в этом году Анастасии Силантьевой. По ее мнению, самые перспективные сейчас сферы для работы - оборонная промышленность, медицина, необходимые для населения товары.

«Это был мой осознанный выбор: я по жизни такой человек, что мне надо что-то новое изучать. Эта профессия была для меня определенным шагом для моего будущего. Я хотела бы получить заграничный опыт, так как у них инновационная сфера больше развита, и приехать обратно в Россию уже как готовый специалист и помогать на предприятиях», - поделилась Силантьева.

ВАКАНСИЙ НЕТ?

В России, по словам Анатолия Гагарина, только 28 российских вузов готовят по специальности «инноватика», поэтому большой конкуренции среди выпускников быть не должно.

Но пока нет и особого спроса на открытом рынке вакансий. Как прокомментировала руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири Елана Таращук, пока работодатели инноваторов и управленцев инновациями активно не ищут. За год по всей России было только 47 вакансий с упоминанием «инноваторов». Но вполне может быть, что работодателям данная специальность не интересна лишь на данном этапе, считает Елана Таращук. При этом резюме по такой вакансии еще меньше - 14 по всей стране.

Руководитель новосибирского Академпарка, считающегося «гнездом» инноваторов и прорывных идей, Дмитрий Верховод затруднился дать ответ о востребованности данной профессии. «Ничего не могу сказать, потому что не сталкивался с такими выпускниками. Тех, кто становится нашими резидентами, мы готовим в зимних и летних школах и для этого им не надо иметь специальность «инноватика», достаточно иметь соответствующую идею, желание, мотивацию, а дальше мы сами расскажем - что делать и как им жить», - сказал Верховод.

По его словам, среди инноваторов есть студенты и аспиранты разных университетов, есть бизнесмены, которые хотят сделать что-то новое в дополнение того, что они уже делают.

Возможно, отсутствие вакансий связано с тем, что пока нет единого названия этой профессии для штатного расписания заводов и предприятий. Называться в трудовой книжке он может, например, руководитель проекта. Но потребность в организаторе внедрения инноваций есть, уверен Гагарин.

Кроме того, многие организации уже обращаются в СГУГиТ и приглашают выпускников к себе на работу. Например, новосибирский завод, выпускающий интерактивные табло для остановок с расписанием автобусов. Студенты под руководством преподавателя будут разрабатывать план маркетинга и обоснование открытия отдела маркетинга.

«Мы работаем над тем, чтобы создать банк данных инновационных предприятий и предприятий, с которыми мы работаем, для определения студентов на практику. Один студент-инноватик сейчас работает в банке», - сказал Анатолий Гагарин.

«В банковском деле много направлений, где можно внедрять инновации: есть технологии предупреждения невозврата кредита, поиска лучших потребителей, защита от кибератак», - добавил завкафедрой, увидев несколько удивленную реакцию на слово «банк».

Также, по его словам, в вуз обратились три налоговые инспекции, поскольку есть много технологий в организации налоговой службы, и инспекции готовы брать по четыре-пять человек на практику, а затем и на работу.

«Мы были на встрече с директорами всех крупных предприятий Ленинского района Новосибирска. Им рассказали, что такое инноватика и инновационное управление. Только один управляющий строительным трестом инкубатора в Ленинском районе мыслил инновационно. Остальные не интересуются инновациями, они хотят работать по-старому. Конечно, нашим выпускникам придется переубеждать консерваторов», - заключил завкафедрой управления бизнес-процессами.


Просмотров