Какие трактора выпускает челябинский завод. Челябинский тракторный: страницы истории. Завод в годы Великой Отечественной войны



День рождения тракторного - 1 июня 1933 года , когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.

1936 год. Труднейший экзамен выдержали наши тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: "Снежный поход" - пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом "Гран-при".

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора "Сталинец-65" (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. Мы первыми в стране освоили выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача "Сталинец-2" (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса "ТН-12" для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

5 августа 1944 года Завод награжден Орденом Красной Звезды за выдающиеся заслуги в организации производства и освоении новых типов танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за оснащение ими Красной Армии.

5 августа 1944 года Завод награжден Орденом Ленина за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых советских танков и артеллерийских самоходных установок (завода Народного комиссариата танковой промышленности).

30 апреля 1945 года Завод награжден Орденом Ленина за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкций танковых дизелей (Конструкторское бюро по дизелям Кировского завода Наркомтанкпрома).

18 июля 1945 года Завод награжден Орденом Кутузова I степени за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новых конструкций тяжелых танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за организацию их массового производства и оснащение ими Красной Армии.

5 января 1946 года собран первый послевоенный "Сталинец-80" (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: так при строительстве Волго-Донского судоходного канала более половины земляных работ выполнено нашими тракторами. Машины ЧТЗ широко использовались при распашке целинных и залежных земель.

Пески Кара-Кумов и ледяные просторы Антарктиды. ... На всех континентах планеты трактор с эмблемой ЧТЗ - это поистине на все руки мастер - работает на строительстве новых дорог, городов и гидростанций, на прокладке нефте- и газопроводов, на осушении болот и обводнении пустынь.

20 июня 1958 год - заводу возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.

Январь 1961 года. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

22 января 1971 года Завод награжден Орденом Ленина за большие успехи, достигнутые коллективом предприятия в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию производства мощных гусеничных тракторов.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение "Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина".

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск, в основании которого находятся части трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

31 мая 1983 года Завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в оснащение народного хозяйства мощными гусеничными тракторами и заслуги в Великой Отечественной Войне.

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

Март 1988 года - тракторостроители приступили к производству , оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Сентябрь 1988 года - трактор Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск .

30 декабря 1990 года - выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство .

25 сентября 2000 года на международной выставке "УРАЛСТРОЙ - 2000" (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.

25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" в г. Перми.

Октябрь 2002 года - собран опытный образец с двигателем Ярославского моторного завода.

18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).

01 июня 2003 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" - 70 лет. В день юбилея из ворот завода своим ходом вышла колонна, в которой был представлен весь спектр тракторов, колёсных и специальных машин, мини техники. Это был действительно парад образцов, которые когда-либо выпускались заводом. В параде приняли участие и "трактор-ветеран" - С-65 выпуска 1937 года, тракторы ДЭТ-250, бульдозеры на базе трактора . Военная тематика была представлена легендарными танками Т 34 и КВ, машинами, находящимися на вооружении Российской армии - Т-72 и БМП-1. Современный ряд моделей был представлен семейством инженерных машин на базе трактора Т10М. Была продемонстрирована и колёсная техника: виброкаток ВК-24, погрузчик ПК-5, бульдозер БК-1, малогабаритный трактор "Уралец" и инженерные машины на его базе. Перспективные образцы представлял бульдозер на базе трактора Т3. Колонна торжественным маршем проследовала по центральной улице областного центра на демонстрационную площадку и в течение нескольких дней техникой могли любоваться жители и гости Челябинска. Тысячи горожан тепло приветствовали прохождение колонны. За три дня экспозицию посетило более 15000 человек.

01 июля 2003 года - освоен серийный выпуск и агрегатов на его базе.

25 июля 2003 года Решением президента социалистической республики Вьетнам "Челябинский тракторный завод-Уралтрак" наградили Орденом Дружбы за активную деятельность в укреплении дружественных и экономических взаимоотношений между двумя странами - Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией.

Август 2004 года - потребителю отгружена первая партия бульдозеров Б10М.6000 c гидромеханической трансмиссией.

Декабрь 2004 года - трактор ДЭТ-320 становится лауреатом конкурса"20 лучших товаров Челябинской области" и дипломантом конкурса "100 лучших товаров России.

Март 2005 года - потребителю отгружен первый с гидромеханической трансмиссией, двигателем ЯМЗ, вынесенной осью качания ходовых тележек и планетарным бортовым редуктором. По типоразмеру бульдозер относится к классу 15 тонн тяги.

Февраль 2006 года - потребителю отгружен первый колесный грузоподъемностью 4,6т. производства ЧТЗ. Серия погрузчиков является самой совершенной разработкой отечественного машиностроения благодаря использованию опыта ведущих конструкторов России в данной отрасли, а также применению узлов и комплектующих от известных европейских производителей.

Июль 2006 года - генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов возглавил комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и вошел в состав её президиума.

Ноябрь 2006 года - разработан новый представитель семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ: ПК-30 грузоподъемностью 3 тонны.

Март 2007 года - начало производства новой модели . Впервые на ЧТЗ широко применен высокопрочный пластик для изготовления облицовочных панелей. Наряду с апробированными конструктивными решениями (гидромеханической трансмиссией, новой подвеской гусеничных тележек и планетарных бортовых редукторов) на бульдозере установлена удобная шестигранная кабина с повышенной обзорностью и улучшенными условиями труда оператора.

Май 2007 года - на Заводе мощных тракторов ЧТЗ приступили к сборке трактора ДЭТ-400 с векторно-инжекторными электромашинами.

Осень 2007 года - разработан и изготовлен новый представитель семейства колесных :ПК-65 грузоподъемностью 6,5 тонн.

Январь 2008 года - В рамках создания Уральского бронетанкового холдинга Челябинский тракторный завод приобрел 100-процентный пакет акций Ишимбайской машиностроительной компании "Витязь" - единственного российского производителя плавающих гусеничных транспортеров.

Июнь 2008 года - По решению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Челябинский тракторный завод удостоен ордена Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Такой престижной наградой ЧТЗ отмечен за добрые деяния на благо людей.

Июнь 2010 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК получил сертификат соответствия работ по охране труда. Наличие сертификата безопасности - обязательное условие, которое выставляют для своих потенциальных партнеров предприятия стран Евросоюза. Имея этот документ, ЧТЗ может организовывать с ними совместные производства на своей территории.

Сентябрь 2010 года - на ЧТЗ готовится к пуску литейный мини-завод - суперсовременная автоматическая формовочная линия IMF (Италия) - совместный проект Челябинского тракторного завода и фирмы «Вертэкс-Транссталь» (ВТС).

Декабрь 2010 года - Трактор Т13 с навесным оборудованием и фронтальный колесный погрузчик ПК-65 отмечены дипломами всероссийского конкурса товаропроизводителей «100 лучших товаров России». Кроме того, трактор Т13 получил звание «Новинка года». Челябинский тракторный завод также награжден «за производство продукции высокого качества».

Июль 2013 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" подтвердил полученный ранее сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011(ISO 90001-2008).

Декабрь 2015 года - Челябинский тракторостроители сумели отстоять интересы отрасли в Евразийской экономической комиссии путем введения антидемпинговой пошлины на бульдозеры для недобросовестных китайских конкурентов.

Январь 2017 года - Трактор ЧТЗ Т-800, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, показали в популярной передаче канала НТВ «Поедем, поедим!».

Март 2017 года - Погрузчик ЧТЗ отправился работать и обучать студентов в Перу. Это первая заводская поставка колесной техники ЧТЗ в Латинскую Америку.

Январь 2018 года - Тракторостроители ЧТЗ создали эксклюзивный погрузчик для добытчиков алмазов, способный работать при температуре минус 50 градусов.

Июнь 2018 года - В Ташкенте впервые собрали из машинокомплектов бульдозер Б10М разработки Челябинского тракторного завода.

Ноябрь 2018 года - Изготовлен бульдозер Б11, который полностью управляется с помощью джойстиков.

Декабрь 2018 года - Завершена разработка нового мощного бульдозера Б20 с гидростатической трансмиссией (ГСТ).

Январь 2019 года - Собран первый бульдозер девятого тягового класса Б9.

История развития ЧТЗ

Судьба Челябинского тракторного завода неразрывно связана с историей страны. Возведённый в рекордно короткие сроки и ставший символом трудового энтузиазма первых пятилеток, ЧТЗ в 30-е годы XX века не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке.

В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство наших танков над боевыми машинами врага. Без челябинских тракторов невозможно представить послевоенное восстановление страны.

Уральские богатыри работали на всех крупнейших стройках. Мощные машины с эмблемой «ЧТЗ» можно встретить на всех континентах — от пустынь Африки до бескрайних снегов Антарктиды, и везде они с честью несут свою службу.

Крупнейший в мире

30-е годы XX века останутся в истории нашей страны как время беспрецедентного индустриального развития. Огромное значение для государства имело создание отечественного тракторостроения, флагманом которого стал ЧТЗ.

29 мая 1929 года СНК СССР принял постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Местом для его возведения не случайно был избран Челябинск: угольные шахты Копейска могли обеспечить будущий завод-гигант дешёвым топливом, ЧГРЭС — необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат — чугуном и коксом.

Расположение города на Транссибирской магистрали позволяло существенно снизить транспортные расходы при доставке тракторов в восточные районы страны.

В ноябре 1929 года приказ ВСНХ СССР утвердил: будущее предприятие должно стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов и производить 40 тысяч машин в год. То есть в полтора раза больше, чем строившиеся Сталинградский и Харьковский заводы вместе взятые.

Генплан из Детройта

Уже к весне 1930 года в специально организованном в Ленинграде проектном бюро выполнили эскизный проект предприятия. Руководство страны понимало, что сооружение такого гиганта возможно только при использовании всего передового опыта, накопленного к тому времени в мировом тракторостроении.

С американской фирмой Caterpillar не удалось договориться об оказании технической помощи: требования выдвигались неприемлемые. Тогда советские представители создали в Детройте специальное проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», где 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ.

Учитывая последние достижения в области тракторостроения, в первоначальный эскизный проект внесли значительные изменения. Решено было создать три корпуса — механический, литейный и кузнечный — вместо 20 отдельных цехов.

Другое важное новшество — замена железобетонных опорных конструкций зданий металлическими, благодаря чему расширялись пролёты в корпусах, что, в свою очередь, позволяло при необходимости менять объекты производства.

Именно это дало возможность заводу в начале Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки перейти на выпуск танков и полностью подтвердило правильность принятых решений.

7 июня 1930 года генеральный план ЧТЗ был готов. А уже 10 августа в Челябинске в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цехи.

Тракторострой начинается

Первые строители ЧТЗ столкнулись с большими трудностями — отсутствием техники, жилья и квалифицированной медицинской помощи.

Обеспеченность кадрами в 1929 — 1930 годах — всего 60 процентов, нехватка стройматериалов, недостаточное финансирование, отсюда — большая текучесть. Так, в 1930-м на «Челябтракторострой» прибыли 43 тысячи работников, нок концу года 38 тысяч уехали.

30 апреля 1931 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О ходе строительства ЧТЗ». Были намечены меры по обеспечению стройки кадрами и стройматериалами.

В постановлении особо отмечалось, что работа всех партийных, советских и профсоюзных организаций Урала будет оцениваться «...по степени их активного содействия успешному окончанию строительства и пуска ЧТЗ».

11 мая 1931 года руководители «Челябтракторостроя» во главе с К.П. Ловиным были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что «...ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта».

На промплощадке ЧТЗ развернулось движение за ускоренные темпы работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57 процентов от общего числа рабочих, то в канун пуска завода — почти 90. Высокие темпы строительства позволили уже к 1932 году перейти к развёрнутому монтажу производственного оборудования.

В оснащении ЧТЗ принимали участие 307 фирм Германии, США, Франции и Англии. Более 120 заводов СССР изготовляли станки и механизмы. Только в Ленинграде над его заказами трудились рабочие 52 предприятий.

Удельный вес отечественного оборудования составлял более 40 процентов. «За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР!» — под таким девизом развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение заказов для завода.

Первые машины

15 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы первый собранный на конвейере ЧТЗ трактор С-60 выехал из ворот механосборочного корпуса. До конца месяца намечали собрать 12 тракторов, но комсомольцы завода вышли с почином сделать свой, 13-й трактор и слово сдержали.

1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск Челябинского тракторного завода имени Сталина.

Сделанное всего за три года потрясало воображение. Голое поле превратилось в растущий город.

Там, где ещё недавно была непролазная грязь, стояли огромные цеха, кирпичные дома. В заводском микрорайоне были построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный комбинат.

В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Представленные в советском павильоне тракторы ЧТЗ С-60 и дизельный С-65 были удостоены «Гран-при» — высшей награды выставки.

Особенно поразило западных специалистов, что такие передовые в техническом отношении машины были изготовлены на заводе, который вступил в строй всего четыре года назад.

А завтра была война...

Ещё в начале 1940 года заводу было поручено приступить к освоению производства тяжёлых танков «КВ», разработанных на ленинградском Кировском заводе. Все подготовительные работы тогда были выполнены, и 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый танк. До начала войны удалось сделать 25 машин «КВ-1».

Уже с 1 июля 1941 года цехи и участки завода, занятые изготовлением деталей для «КВ», перешли на работу в две смены по 11 часов. Все очередные и дополнительные отпуска были отменены.

Если с начала года до 1 июля 1941 года удельный вес военной продукции в производственной программе ЧТЗ составлял только 13,1 процента, то к 1 октября он вырос уже до 42,8, а с октября 1941 года поднялся до 92,7 процента. Заводу предстояло осваивать крупносерийное производство танков и танковых двигателей.

6 октября 1941 года приказом народного комиссара танковой промышленности СССР Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в г. Челябинске.

В сентябре — октябре 1941 года началась эвакуация в Челябинск двух огромных предприятий — Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 с Украины.

Ни в отечественной, ни в мировой практике не было прецедентов, когда такие гиганты с многотысячными коллективами в считанные дни «снимали с фундамента», грузили в эшелоны, а через короткое время практически с колёс запускали производство за тысячи километров, в другом конце страны.

К январю 1942 года на ЧТЗ прибыли 29 850 человек. 8 тысяч из них были размещены в городе, 17 тысяч — в заводских домах, 3800 человек — на эвакопунктах: в ФЗУ, заводском клубе и школе № 52 (ныне № 48).

Трудно представить, как люди выдержали зиму 42-го. В холодных бараках спали на голых досках. В заводском соцгороде прошло уже шестое (!) уплотнение.

Не хватало столовых, парикмахерских, и баня не справлялась с таким количеством людей. Условия жизни были неимоверно тяжёлыми. Но бытовые проблемы в те дни отходили на второй план. Главной заботой всех, кто трудился на заводе, были танки. Фронт требовал: «Дайте танки! Скорее! Немедленно!»

В течение 1941 года выпуск тяжёлых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза. Это было достигнуто за счёт роста среднемесячной выработки на одного рабочего, поскольку даже после прибытия в Челябинск специалистов из Ленинграда и Харькова рабочих рук катастрофически не хватало.

В соответствии с планом на I квартал 1942 года в цехах должно было трудиться около 40 тысяч человек, а реально их насчитывалось чуть больше 27 тысяч. Чтобы восполнить кадровый дефицит, на завод привлекались женщины и дети-подростки.

В середине ноября 1941 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) на предприятии прекратили производство тракторов, артиллерийских тягачей, снарядов, мин и авиабомб. Отныне все цехи, тысячи людей, оборудование должны были переключиться только на выпуск тяжёлтанков. Рождался легендарный Танкоград.

Всё для «тридцатьчетвёрки»

4 июля 1942 года Кировскому заводу в Челябинске было поручено чрезвычайно срочное задание: одновременно с выпуском тяжёлых танков «КВ» организовать массовое производство средних танков Т-34.

Производственные мощности не расширились. На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины.

С августа 1942 года ежемесячный выпуск «КВ» был определён в количестве 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 — в сентябре, а в октябре — уже 350.

Завод как бы делился на два независимых производства. Здесь должны были появиться самостоятельные цехи для выпуска тяжёлых машин и отдельно для средних танков, а в некоторых цехах предстояло организовать смешанное производство.

История не знала таких примеров, чтобы в течение всего одного месяца весь производственный цикл предприятия перестроили на новую машину. Считалось, что это технически невозможно, но танкоградцам предстояло это сделать.

В считанные дни нужно было установить 1200 станков и около 700 переместить из цеха в цех. Требовалось спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи людей работе над новой машиной.

Уже 22 июля 1942 года конструкторы выдали рабочие чертежи деталей «тридцатьчетвёрки», а через четыре дня каждый цех получил конкретные задания по номенклатуре деталей.

22 августа 1942 года из сборочного корпуса вышла первая челябинская «тридцатьчетвёрка»!

«ИСы» в серию — досрочно!

В середине сентября 1943 года Государственный Комитет Обороны ставит перед заводом задачу: не снижая достигнутого объёма сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжёлых танков «ИС».

В этих машинах, разработанных в КБ Танкограда, было сконцентрировано всё передовое, созданное в отечественном танкостроении, гармонично сочетались броня, скорость и вооружение.

«ИСы» были почти на 10 тонн легче немецких тяжёлых танков, имея при этом более толстую броню и более мощную пушку, обладали лучшей проходимостью, манёвренностью, были лучше приспособлены к полевому ремонту.

Без остановки производства на заводе провели реконструкцию многих цехов, организовав новые участки и линии. Более 600 инженеров и техников вели разработку технологии новой машины, люди практически не покидали своих мест.

И невозможное вновь стало возможным: в ночь на 31 октября 1943 года досрочно начался серийный выпуск танков «ИС».

В августе 1944 года на ЧТЗ впервые в мире был пущен конвейер по сборке тяжёлых танков!

Немецкое командование запрещало своим танкистам вступать с нашими «ИСами» в открытый бой. Уральские машины выиграли в поединке с танками фашистской Германии благодаря смелой мысли конструкторов, самоотверженному труду рабочих, инженерному мастерству технологов Танкограда.

Их героическими усилиями завод в кратчайшие сроки достиг невиданных темпов производства. За годы войны в Челябинске выпустили тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок.

Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов, выполнено множество других оборонных заказов.

Второе рождение

О мирной продукции в Танкограде задумались ещё в 1943 году. На фронтах шли упорные бои, а в Челябинске группа конструкторов по своей инициативе уже прорабатывала концепцию перспективной машины.

15 мая 1944 года приказом № 320 наркома танковой промышленности заводу официально поручили разработку сельхозтрактора мощностью 80 лошадиных сил.

Первый послевоенный трактор С-80 собрали на ЧТЗ в январе 1946 года. Перевод танкового завода на производство тракторов вновь потребовал серьёзной реконструкции предприятия.

ЧТЗ должен был обеспечить ежегодную поставку народному хозяйству страны более 10 тысяч машин С-80. Уже к концу 1948 года с главного конвейера завода стали сходить 20 — 25 тракторов в сутки.

Начались поставки челябинских машин за рубеж. В 1949 году в Польшу, Чехословакию и другие страны были отгружены первые 194 трактора.

К середине 50-х годов техника ЧТЗ продавалась во все страны социалистического лагеря, а также в Финляндию, Швецию, Австрию, Индию, Бирму, Сирию, Египет, Афганистан, Бразилию.

30 апреля 1956 года собран первый образец не имеющего мировых аналогов дизель-электрического трактора ДЭТ-250. 1 мая он был показан на площади Революции во время праздничной демонстрации в Челябинске. Модернизированный ДЭТ выпускается и поныне, в своём классе он был и остаётся самым скоростным бульдозером в мире.

В конце 60-х — начале 80-х годов Челябинский тракторный пережил второе рождение: проводилась масштабная коренная реконструкция для постановки на производство нового семейства перспективных промышленных тракторов типа Т-130.

Возводились новые корпуса, в цехах монтировались высокопроизводительные автоматические линии, позволившие существенно нарастить объёмы выпускаемой продукции.

В 1984 году был собран миллионный трактор марки «ЧТЗ». Пик выпуска промышленных тракторов достигнут в 1988 году — с конвейера сошли 31 700 машин.

Испытание рынком

Новое время, отсчёт которому пошёл после перестройки, объявленной в 1985 году, поставило перед ЧТЗ задачи, которые ему ещё не приходилось решать. Речь шла о том, сумеет ли завод выжить в рыночных реалиях.

В конце 80-х предприятие пережило конверсию, было полностью свёрнуто танковое производство. Освоение выпуска мини-тракторов и товаров народного потребления не могло компенсировать утраченные объёмы.

Распался СССР, в России начались рыночные реформы. В 1992 году государственное предприятие «Производственное объединение «ЧТЗ им. В.И. Ленина» преобразуется в акционерное общество.

Но надежды тракторостроителей на скорое процветание не сбылись. Резкое сокращение производства у традиционных потребителей, работающих в мелиорации, строительной, добывающей и других отраслях народного хозяйства, привело к обвальному падению выпуска тракторов.

И не только на ЧТЗ: трудные годы переживало всё отечественное машиностроение. Кризис середины 90-х для тракторного гиганта обернулся банкротством, под вопросом оказалось само его существование.

Приход на предприятие команды менеджеров под руководством конкурсного управляющего, а ныне генерального директора Валерия Платонова (на снимке) без преувеличения стал новой точкой отсчёта в истории Челябинского тракторного.

За несколько лет проделана огромная работа по возрождению ЧТЗ. Команде В. Платонова удалось не только сохранить легендарный завод, не разрушить целостность производственного комплекса, но и реально организовать эффективный бизнес, создать условия для динамичного развития уже нового предприятия — ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Снова на подъёме

За последние несколько лет разработан целый ряд новых моделей и модификаций инженерных машин марки «ЧТЗ». Заводские конструкторы и маркетологи стараются оперативно реагировать на меняющиеся запросы рынка.

Начат серийный выпуск тракторов Б-10М2 с модульным борт редуктором и гидромеханической трансмиссией, что существенно облегчает управление машиной и повышает её производительность.

Такими же достоинствами обладает и новый, более мощный бульдозер Б-12, пользующийся большим спросом у потребителей. Создан трактор Б-11 с современным, авангардным дизайном, улучшенной эргономикой кабины и облицовкой из композитных материалов.

На заводе мощных тракторов наряду с проверенной временем моделью ДЭТ-250 выпускается новый дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320, а также самоходный ремонтный модуль на базе малогабаритного трактора «Уралец».

Построен и успешно испытан опытный образец трактора ДЭТ-400. Такой бульдозер не боится влаги, пыли, может служить передвижной электростанцией и даже работать от розетки.

Мощный ДЭТ-400, не имеющий мировых аналогов в своём классе, открывает новый этап в истории челябинских дизель-электрических тракторов.

Активно развивается на ЧТЗ начатое два года назад производство колёсных машин — фронтальных погрузчиков семейства Proffi. За это время создано три модели погрузчиков, не уступающих зарубежным аналогам, — ПК-30, ПК-46 и ПК-65. Две из них уже выпускаются серийно.

На моторном заводе растёт выпуск дизелей для бронетанковой техники. Контракт Уралвагонзавода с Индией на поставку 310 танков Т-90 был заключён только благодаря созданному на ЧТЗ 1000-сильному двигателю В-92.

Готовятся к серийному производству разработанные конструкторами завода новые шести- и четырёхцилиндровые дизели для челябинских и нижнетагильских тракторов. По своим характеристикам они будут соответствовать уровню Евро-3 и Евро-4.

В 2008 году ЧТЗ приобрёл Ишимбайский завод «Витязь», выпускающий гусеничные транспортёры, создал дочернее предприятие на омском «Трансмаше».

Сегодня ЧТЗ-Уралтрак не столько тракторный завод, сколько промышленное объединение по производству широкой гаммы дорожно-строительной техники, двигателей, запасных частей и другой высокотехнологичной продукции.

Впервые в новейшей истории началось техническое перевооружение производства, внедрение гибких технологий, приобретается новое, современное оборудование.

В состав имущественного комплекса ЧТЗ входят 160 предприятий, в том числе более 40 дочерних обществ, работающих в едином технологическом цикле с головной компанией. Всего здесь трудится более 20 тысяч человек.

За последние три года комплекс предприятий ЧТЗ демонстрирует устойчивую динамику роста: объём реализации продукции увеличился более чем вдвое.

Стабильное увеличение объёмов и, как следствие, улучшение финансового состояния ЧТЗ обеспечили в 2007-м двукратный рост налоговых выплат в бюджеты всех уровней: 1,9 миллиарда рублей.

ЧТЗ снова поставляет технику в дальнее зарубежье, включая страны Восточной Европы, Индию, Вьетнам, Индонезию, Монголию, Арабские Эмираты и другие.

Тракторостроители сумели вернуть свою продукцию во все республики бывшего Союза: Министерство экономического развития РФ назвало ЧТЗ победителем конкурса в номинации «Лучший экспортёр России в страны СНГ». На предприятии не сомневаются, что сумеют сохранить динамику роста и в 2008 году.

1 июня 2008-го Челябинский тракторный отметил своё 75-летие. Юбилейный год его коллектив встретил с хорошими результатами, чёткими перспективами и уверенностью, что современное поколение тракторостроителей будет достойным славного имени ЧТЗ.

Число сотрудников 7,6 тыс. человек Материнская компания Уралвагонзавод Сайт chtz-uraltrac.ru Челябинский тракторный завод на Викискладе
Награды

Челя́бинский тра́кторный заво́д (до 6 октября 1941 года - Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина , до 20 июня 1958 года - Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске , с 10 ноября 1971 по 1 октября 1992 года - производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина» ) - машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров , трубоукладчиков , фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания , запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции. В народе был известен под расхожим названием «Танкоград» .

Численность работающих - более 7 600 человек. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,2 млн м 2 .

Оператором (владельцем) предприятия является ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак ».

История ЧТЗ [ | ]

До войны [ | ]

Строительство тракторного завода в Челябинске предусматривалось первым пятилетним планом на 1928-1932 годы , принятым пятым Съездом Советовов СССР . 29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта (США) , спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929-1933 годов - заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (1869-1942) . С советской стороны проектирование вели архитекторы А. С. Фисенко , В. Швецов и А. Величкин . Строительство велось трестом «Тракторострой» созданным в 1929 году . Руководителем треста в марте 1930 года в Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск тракторплэнт» и к 1 июня 1930 года был разработан генеральный план завода на основе эскизного проекта Ленинградского проектного института «ГИПРОМЕЗ » . Бюро состояло из 40 специалистов из СССР и 12 из США. В конце 1930 года строительство находилось под угрозой из-за разного рода возникших трудностей, в связи с чем было принято постановление ЦК ВКП (б) «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», контроль за выполнением которого было возложено на Шверника Н. М .

Завод в годы Великой Отечественной войны [ | ]

В октябре 1941 г. ЧТЗ совместно с семью частично и полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград» . В частности, сюда были полностью эвакуированы Харьковский моторный завод № 75 и Ленинградский Кировский завод , в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» (завод № 100). С августа 1942 г. было начато производство танков Т-34 , в феврале 1943 г. - самоходных артиллерийских установок, в сентябре 1943 г. - тяжёлых танков ИС . В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта, за годы войны было произведено: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов ; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ , 6 типов танковых дизельмоторов, в частности модификации В-2 . Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер .

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

После войны [ | ]

Октябрь 2002 года - собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода .

ЧТЗ в составе Уралвагонзавода [ | ]

В составе УВЗ Челябинский тракторный завод должен стать одним из основных предприятий по производству гражданской техники, в частности, дорожно-строительной. На базе ЧТЗ будет выстраиваться дивизион тяжелого машиностроения .

Крупнейшим экспортным контрактом стала поставка Министерству водного хозяйства и мелиорации Туркмении 100 бульдозеров Б-10М, предназначенных для расчистки русел оросительных каналов в пустыне Кара-Кум .

В России ЧТЗ выполнил крупный контракт на поставку 300 единиц специализированной инженерной техники для комплектования региональных пожарно-химических станций Рослесхоза; были поставлены машины для ряда нефтяных и газовых корпораций.

Наличие большого числа контрактов позволило ЧТЗ впервые за последние годы возобновить прием работников .

ЧТЗ сегодня [ | ]

Сегодня [прояснить ] ЧТЗ предлагает потребителю:

Любопытные факты [ | ]

ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Они переместили около 350 кубических километров грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в три с половиной сантиметра. А чтобы перевезти грунт, снятый техникой ЧТЗ, потребовался бы железнодорожный состав длиной в 135,5 миллионов километров. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете около 90 миллиардов километров - то есть 600 расстояний от Земли до Солнца .

технический автомобильный кран завод

День рождения тракторного - 1 июня 1933 года , когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы «Сталинец-60» (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе.

  • 20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем.
  • 1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача «Сталинец-2» (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.
  • 1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.
  • 30 марта 1940. С конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

  • 5 января 1946 года собран первый послевоенный «Сталинец-80» (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство.
  • 20 июня 1958 год - заводу возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.

Январь 1961 года. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.

  • 9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью.
  • 10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина».
  • 6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск, в основании которого находятся части трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.
  • 31 мая 1983 года Завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в оснащение народного хозяйства мощными гусеничными тракторами и заслуги в Великой Отечественной Войне.
  • 1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.
  • 3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ.

Март 1988 года - тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем.

Сентябрь 1988 года - трактор Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.

30 декабря 1990 года - выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2.

  • 25 сентября 2000 года на международной выставке «УРАЛСТРОЙ - 2000» (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.
  • 01 июня 2002 года - начато серийное производство трактора Т10.
  • 25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» в г. Перми.
  • 18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).
  • 01 июня 2003 года - ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» - 70 лет. В день юбилея из ворот завода своим ходом вышла колонна, в которой был представлен весь спектр тракторов, колёсных и специальных машин, мини техники. Это был действительно парад образцов, которые когда-либо выпускались заводом.
  • 01 июля 2003 года - освоен серийный выпуск трактора Т10М и агрегатов на его базе.

Август 2004 года - потребителю отгружена первая партия бульдозеров Б10М.6000 c гидромеханической трансмиссией.

Декабрь 2004 года - трактор ДЭТ-320 становится лауреатом конкурса «20 лучших товаров Челябинской области» и дипломантом конкурса «100 лучших товаров России.

Март 2005 года - потребителю отгружен первый бульдозер Б12 с гидромеханической трансмиссией, двигателем ЯМЗ, вынесенной осью качания ходовых тележек и планетарным бортовым редуктором. По типоразмеру бульдозер относится к классу 15 тонн тяги.

Февраль 2006 года - потребителю отгружен первый колесный фронтальный погрузчик ПК-46 грузоподъемностью 4,6т. производства ЧТЗ.

Ноябрь 2006 года - разработан новый представитель семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ: ПК-30 грузоподъемностью 3 тонны.

Март 2007 года - начало производства новой модели бульдозера Б11. Впервые на ЧТЗ широко применен высокопрочный пластик для изготовления облицовочных панелей.

Май 2007 года - на Заводе мощных тракторов ЧТЗ приступили к сборке трактора ДЭТ-400 с векторно-инжекторными электромашинами.

Осень 2007 года - разработан и изготовлен новый представитель семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ:ПК-65 грузоподъемностью 6,5 тонн.

Декабрь 2008 года - бульдозерно-рыхлительный агрегат Б11.6000ЕН, производства ЧТЗ-УРАЛТРАК, признан лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Июнь 2010 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК победил в конкурсе на звание «Лучший российский экспортер 2009 года» в отрасли - машиностроение.

Сентябрь 2010 года - на ЧТЗ готовится к пуску литейный мини-завод - суперсовременная автоматическая формовочная линия IMF (Италия) - совместный проект Челябинского тракторного завода и фирмы «Вертэкс-Транссталь» (ВТС).

Декабрь 2010 года - Трактор Т13 с навесным оборудованием и фронтальный колесный погрузчик ПК-65 отмечены дипломами всероссийского конкурса товаропроизводителей «100 лучших товаров России». Кроме того, трактор Т13 получил звание «Новинка года». Челябинский тракторный завод также награжден «за производство продукции высокого качества».

Июль 2013 года - ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» подтвердил полученный ранее сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 90001-2008).

Сегодня выпускают:

Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400Б1Р2

Бульдозер Б12

Орденоносное предприятие в последние десятилетия несколько раз признавалось банкротом и ликвидировалось. Миллионы квадратных метров площадей съёжились до нескольких производственных цехов. Митинги, забастовки, задержки зарплаты... Что ждёт легендарный Танкоград? Что ещё можно сделать?

С высоких трибун мы слышим, что ЧТЗ будет жить. Верят ли в такой исход рядовые сотрудники предприятия? Мы задали им наивные обывательские вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Они попросили не называть их фамилий, но рассказали нам свою историю гибели промышленного гиганта. Это взгляд изнутри.

В долговой яме

1. Почему раньше страна и мир нуждались в технике ЧТЗ, а сейчас нет? Ведь стройки большие есть и будут.

Раньше ЧТЗ поставлял свою продукцию во все страны мира, сейчас для нас рынок закрыт, - делится своим видением ситуации один из инженеров предприятия. - Потому что наша продукция не соответствует мировому качеству, стандартам ЕС. Африканские страны покупать не могут наш трактор: слишком дорого, китайцы наладили производство своих тракторов. Наш рынок ограничился Россией, Казахстаном и Белоруссией. В советские годы был СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), в который входило пол-Европы, сейчас эти страны в ЕС.

Мы выпускали 30 тыс. тракторов в год. Сейчас такого количества не надо. При плановой экономике большие заказы оплачивало государство. А сейчас рынок. Помощи нет, живёшь на то, что произвёл. 100-120 тракторов в месяц - объективная потребность рынка. Плюс ко всему ЧТЗ не успел модернизироваться, поэтому не может выпускать качественную конкурентоспособную продукцию.

2. Китайская техника подорожала в два раза, так как продаётся за доллары, а техника ЧТЗ - за рубли. Почему ЧТЗ не наращивает производство? Ведь кризис - это шанс.

ЧТЗ сидит в долговой яме, предприятие накопило миллиардные долги и не имеет оборотных средств, - говорит работник инструментального производства. - Руководство говорит о заказах на 400 тракторов, но нет денег на металл и комплектующие. Огромные долги за коммунальные услуги, зарплату за декабрь рабочие получили только в конце марта. Завод на мели.

3. Говорят, моторный завод - локомотив предприятия, а оборонные заказы - будущее завода.

Последние полгода даже производство моторов шло с перебоями. Бывало, приходишь на смену, а тебя домой отправляют: работы нет, - объясняет бывший работник моторного завода «ЧТЗ-Уралтрак», испытатель двигателей. - И план вроде расписан, а выполнить не можем, потому что нет деталей.

Чтобы изготовить детали на двигатель, нужны деньги: купить металл, в литейке вылить, в кузнице проковать заготовки, после обточить. А заказы были и сейчас есть. Говорят, цех опять выходит, пошла работа, даже народу набрали около ста человек. Военные двигатели ЧТЗ выпускает хорошие, наши двигатели могут выносить очень большие нагрузки, они надёжные.

Я думаю, мы плохо живём на моторном, потому что приходится всё объединение тащить. Если бы работали тремя-четырьмя заводами (литейка, кузница, моторный), то жили бы намного лучше. Но, наверно, выделять какое-то производство, останавливать конвейер, разгонять людей руководство завода просто не решается. Вот и продолжают трактора делать, хотя они никому не нужны в таких количествах. Трактора ЧТЗ, грубо говоря, как АвтоВАЗ: стоят уже дорого, а качество как было на уровне десятилетней давности, так и осталось.

Что касается производства дорожной техники, то здесь проще импортную купить, да и в России много более достойных производителей. Какой смысл держать производство заранее убыточной техники? Вы посмотрите, дорожные и карьерные трактора на Урале - все импортные. Может, для черновой тяжёлой работы трактора ЧТЗ где-то и используются (чаще всего на Севере), а где надо чуть потехнологичнее - берут иностранные.

Кадрам - по 50 лет

4. А что ещё работает на ЧТЗ, какие цеха?

Сегодня мы делаем литые заготовки на двигатели (картеры), трансмиссии, ходовые части. Можно сказать, половина трактора литьём обеспечивается, - рассказал рабочий литейного производства «ЧТЗ-Уралтрак». - Коммерческих заказов стало меньше, но, к примеру, для железной дороги мы продолжаем делать заготовки. По-прежнему в работе цветолитейный цех, цех опытного литья. Есть планы строительства нового цеха стального и чугунного литья.

5. Почему завод не производит колёсные трактора и прочую технику? Каким видите будущее?

На колёсной базе мы производим только погрузчики, - объясняет рабочий инструментального производства. - Завод мог бы наладить строительство колёсного трактора, и были разработки. Но ничего не получилось. Облегчить и направить колёсную технику на сельское хозяйство не представляется возможным и из-за тотальной потери кадров. Средний возраст рабочих на ЧТЗ - 50 с лишним лет. Чтобы наладить это производство, нужны оборудование современнейшее и профессионалы, стоящие за ним.

Завод сократится и по численности, и по площадям - всё к этому идёт. ЧТЗ - это огромный город и километры коммуникаций, которые заводу уже не под силу содержать. Перспектива такова: уйти на малые площади в прессо-сварочное производство. Наладить там стапельный (производство на месте), а не конвейерный выпуск. Это раньше было крупносерийное производство, сейчас - фактически штучное. Трактора России нужны, но не в таких количествах. И придётся вновь сокращать персонал. Может, наконец за счёт управленческого звена, а не рабочих?

Просмотров