Презентация на тему "психические процессы". Презентация психология познавательных процессов Психологические процессы память мышление презентация


Изучив данную тему студент должен уметь: определения мышлению, воображению, речи; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы. Студент должен иметь представление: о мнемонике (приемы запоминания) о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания








Мышление высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. (Цит. по Бондарчук Е.И.) Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. (Цит. по Реан)




С О Д Е Р Ж А Н И Е М Ы Ш Л Е Н И Я Мыслительные операции Формы Виды Способы Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация Понятие Суждение Умозаключение Наглядно-действенное Образное Отвлеченное Индукция Дедукция Теоретическое Практическое


Анализ (разложение, расчленение) мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей. Синтез (соединение, составление) мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое.








Формы мышления Понятие это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например: учебник, студент, преподаватель. Суждение форму мышления, содержащую утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями. Например: Сегодня солнечный день. Умозаключение форму мышления, при которой на основе нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.


Виды мышления Наглядно-действенное – мышление непосредственно включенное в деятельность. Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное – осуществляющееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.


Теоретическое мышление: направлено на познание наиболее общих законов и правил; оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями(научные концепции, теории, методологические основания науки) составляет основу научного творчества. Виды мышления






Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться. (Ж. Пиаже и Д. Векслер)
















Методы решения творческих задач и поиска творческих идей метод мозговой атаки" метод фокальных объектов метод контрольных вопросов


Стадии творчества (по Г. Уоллесу) Подготовка (зарождение идеи). Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). Проверка.









1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы

Слайд 1

Лекция 3 Специфика познавательных процессов

Слайд 2

План лекции: Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Память, внимание, мышление, воображение, речь: сущность, классификация и особенности познавательных процессов.

Слайд 3

Список рекомендуемой литературы: Кумкин А. Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1. Кумкин А. Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭи П, 2005 г. Кумкин А. Н, Ерош И. Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭи П, 2000 г. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2008. Кумкин А. Н., Косцова М. В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2011. – 124 с.: ил. Психологическая характеристика личности студента - метод. пособие. – Севастополь: СНУЯЭи П, 2013.- 72 с. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. – С.163 -354.

Слайд 4

Структура психики:

Слайд 5

II сигнальные системы I – образы, чувственные образы II – слова, вербально –символичная реальность

Слайд 6

1. Познавательные психические процессы Ощущение; Мышление; Восприятие; Воображение; Речь Представление; Память; Внимание.

Слайд 7

Ощущение - это отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.

Слайд 8

«Сенсорные образы» физика физиология психология

Слайд 9

Классификация ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные; 2) по месту расположения рецепторов: пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе); интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов); специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

Слайд 10

Виды ощущений: 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью

Слайд 11

Психофизиологические закономерности: Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией. Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим – медленнее.

Слайд 12

Сенсибилизация Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis – чувствительный). 1) взаимодействием ощущений 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А; 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и мог даже определить, когда и где изготовлен продукт).

Слайд 13

Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией

Слайд 14

Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . нижним абсолютным порогом. Верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Слайд 15

Восприятие - это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Слайд 16

Четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация

Слайд 17

Классификация основных видов восприятия По модальности: Зрительное; Слуховое; Осязательное; Обонятельное; Вкусовое восприятие; По форме существования материи: Восприятие пространства; Восприятие времени; Восприятие движения.

Слайд 18

Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона

Слайд 19

Слайд 20

«..ек..и.ест.о»

Слайд 21

«эле...ич...во»

Слайд 22

Свойства восприятия: ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается. ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.

Слайд 23

Апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Слайд 27

Характеристики представления: Наглядность (чувственно-наглядные образы действительности) Фрагментарность; Неустойчивость и непостоянство. Обобщенные образы. И. П. Павлов: «Представление –является первыми сигналами, на основе которых человек осуществляет свою Со деятельность»

Слайд 28

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Запоминание Сохранение Воспроизведение и узнавание Забывание Амнезия Основные процессы памяти:

Слайд 29

Виды памяти: Краткосрочная (оперативная) Долгосрочная Произвольная (специально заучивается) Непроизвольная: информация заучивается сама собой

Слайд 30

125 000 000 мегабайтов Один нейрон может сохранить 105 битов 18 млн.диском CD-ROM

Слайд 31

Сколько слов Вы можете запомнить? Девять Обмен Камера Кольцо Жажда Штепсель Лампа Яблоко Стол Маятник Армия Банк Огонь Держатель Червяк Часы Лошадь Цвет Ребенок Меч Стол Держать Искать Скала Птица

Слайд 32

Аристотель: принцип ассоциации Аристотель, И. Сеченов, И. Павлов – «ассоциации – временная связь, возникающая в результате Действия или раздражителей» (И. Павлов)

Слайд 33

Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909). Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием – в этот период теряется наибольший объем материала.

Слайд 34

Б. В. Зейгарник

Слайд 35

Теории памяти: А. Бине и К. Бюлер «Смысловая теория памяти» Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев:

Слайд 36

« Эффект края » - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине; Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям; Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше. Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее. ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):

Слайд 37

Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Слайд 38

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Существует связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.

Слайд 39

Свойства внимания: Сосредоточенность внимания (концентрация) внимания на одних объектах и его отвлечение от других Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания –определяется количеством информации, одновременно (одномоментно) сохранять в сфере повышенного внимания человека.

Слайд 40

Таблица Шульте ЭР (Т1 Т2 Т3 Т4 Т5) / 5 ,

Слайд 41

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР Т1 / ЭР Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Слайд 42

Мышление - это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Важно отметить еще две особенности мышления: Связь с действием. Связь с речью. Человеческое мышление - это речевое мышление.

Слайд 43

Функция мышления - расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Слайд 44

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПО ХАРАКТЕРУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ НАГЛЯДНО- ДЕЙСТВЕННОЕ Наглядно-образное Абстрактно-логическое Репродуктивное (воспроизводящее) Продуктивное (творческое) Теоретическое Практическое Дискурсивное интуитивное

Слайд 45

Виды мышления Наглядно-действенное мышление: Наглядно-образное мышление оперирование «действиями» Словесно-логическое (абстрактное) мышление оперирование образами Оперирование символами -

Слайд 46

Сравнение Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного Выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Анализ Мыслительные операции Обобщение Абстракция Синтез

Слайд 47

Речь и ее функции: Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Слайд 48

Важно отличать язык от речи Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

1 слайд

ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна

2 слайд

Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.

3 слайд

ОЩУЩЕНИЯ Ощущение - это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. ОЩУЩЕНИЯ основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга. С физиологической точки зрения представляют деятельность Отражают Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

4 слайд

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные

5 слайд

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия

6 слайд

7 слайд

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

8 слайд

9 слайд

П А М Я Т Ь Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.

10 слайд

11 слайд

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

12 слайд

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ 1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

13 слайд

М Ы Ш Л Е Н И Е ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОПОРА НА ЗНАНИЯ ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

14 слайд

15 слайд

Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

16 слайд

ВЫРАЖЕНИЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СООБЩЕНИЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВИДЫ РЕЧИ УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ ВНУТРЕННЯЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ВНЕШНЯЯ

17 слайд

ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

20 слайд

ВИДЫ ВНИМАНИЯ непроизвольное произвольное постпроизвольное

21 слайд

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития

22 слайд

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996 2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995 3.Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Минск:Хэлтон, 1998 4.Ждан А.Н. История психологии от античности до современности/А.Н.Ждан.Минск, 1999 5. Мироненко В.В. Популярная психология/ В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 1990 6. Психология памяти: хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.:ЧеРо, 2000 7. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии по ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М.: ЧеРо, 1999 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. СПб: Питер. 1998

  1. 1. Лекция 3 Психические процессы личности
  2. 2. План лекции:
    • Сущность познавательных процессов;
    • Эмоциональные и волевые процессы.
    • Профессионально важные качества (ПВК) инженеров.
  3. Кумкин А.Н. Основы..." target="_blank"> 3. Список рекомендуемой литературы:
    • Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1.
    • Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г.
    • Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП,
      • 2000 г.
    • Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008.
    • Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.
  4. 4. Структура психики:
  5. I – образы, чувственные обр..." target="_blank"> 5. II сигнальные системы
    • I – образы, чувственные образы
    • II – слова, вербально –символичная реальность
  6. Ощущение; Мы..." target="_blank"> 6. 1. Познавательные психические процессы
    • Ощущение; Мышление;
    • Восприятие; Воображение; Речь
    • Представление;
    • Память;
    • Внимание.
  7. отражение конкретных отдельных свойс..." target="_blank"> 7. Ощущение - это
    • отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.
  8. 8. «Сенсорные образы»
  9. 1) по наличию или отсутст..." target="_blank"> 9. Классификация ощущений:
    • 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные;
    • 2) по месту расположения рецепторов:
    • пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе);
    • интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов);
    • специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
  10. 3) Виды ощущений многообразны: осяз..." target="_blank"> 10. Виды ощущений:
    • 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
  11. 11. Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора
    • Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
    • Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора
    • Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . < нижним абсолютным порогом>.
    • Верхний абсолютный порог>,
    • т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
  12. сложный процесс приема и преобразо..." target="_blank"> 12. Восприятие - это
    • сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
  13. обнаружение,..." target="_blank"> 13. Четыре уровня перцептивного действия:
    • обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация
  14. 14. Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона
  15. ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осоз..." target="_blank"> 15. Свойства восприятия:
    • ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.
    • ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
    • ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.
    • СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.
    • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них.
    • КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.
  16. психический процесс отражения п..." target="_blank"> 16. Представление - это
    • психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
  17. это наиболее обобщённая и опосредованная..." target="_blank"> 17. Мышление -
    • это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
    • Важно отметить еще две особенности мышления:
    • Связь с действием.
    • Связь с речью. Человеческое мышление - это речевое мышление.
  18. расширение границ познания путё..." target="_blank"> 18. Функция мышления -
    • расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия.
    • Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
  19. ..." target="_blank"> 19. Виды мышления
    • Наглядно-действенное мышление:
    • Наглядно-образное мышление
    оперирование «действиями» Словесно-логическое (абстрактное) мышление оперирование образами Оперирование символами -
  20. - это психический процесс создания но..." target="_blank"> 20. Воображение:
    • - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
    • Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
    Непроизвольные формы воображения: галлюцинации Произвольные формы воображения: мечта, репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Ben Goosens и его фото-галлюцинации
  21. форма психического отражения, заключающаяс..." target="_blank"> 21. Память -
    • форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
    • Запоминание
    • Сохранение
    • Воспроизведение
    • и узнавание
    • Забывание
    • Амнезия
    Основные процессы памяти:
  22. 22. Виды памяти: Краткосрочная (оперативная) Долгосрочная Произвольная (специально заучивается) Непроизвольная: информация заучивается сама собой
  23. 23. Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909).
    • Основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием –
    • в этот период теряется наибольший объем материала.
  24. « Эффект края » - явление, которое состояло в том, ..." target="_blank"> 24.
    • « Эффект края » - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
    • Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям;
    • Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше.
    • Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается.
    • Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
    ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):
  25. 25. Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.
    • Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности.
    • Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов.
    Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
  26. 26. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Существует связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.
  27. 27. Общие характеристики познавательной сферы человека:
    • Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
    • С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.
    • Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему, индивидуальную для каждого человека.
  28. Эмоции (от лат..." target="_blank"> 28. 2. Эмоциональные и волевые процессы
    • Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний,
    • отражающих в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.
    • Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий
    • и поступков.
  29. Отражательно-оценочная
  30. 29. Функции эмоций:
    • Отражательно-оценочная
    • Сигнальная
    • Предвосхищающая
    • Активизирующая или тормозящая
    • Ориентирующая и интегрирующая
    • Подкрепляющая
    • Координирующая
    • Системо-образующая
    • Функции ценности
  31. Додонов, как пр..." target="_blank"> 30. Б.И. Додонов «Эмоции как ценность»
    • Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает эмоцию в связи с потребностями, но при этом выдвигает тезис, что на определённом этапе развития деятельности эмоция сепарируется от потребности, с которой первоначально была связана и становятся для человека самоценной, т.е. превращается в субъект осуществления деятельности не для получения конкретного результата в материальной форме, а для того, чтоб испытать эмоцию определенного качества.
  32. 31. Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:
    • 1) Альтруистические (в основе потребность в поддержке, помощи другому человеку),
    • 2) Праксические эмоции (потребность в деятельности, удовлетворение от окончания дела),
    • 3) Коммуникативные (потребность в общении, желание получить отклик, поделиться мнением),
    • 4) Глорические (потребность в самоутверждении, известности, славе, публичности),
    • 5) Пугнические (потребность в преодолении препятствий, опасности),
    • 6) Романтические (потребность в необыкновенном, чудесном, ожидание чего-то светлого),
    • 7) Эстетические (потребность к красоте, чувстве изящного, возвышенного),
    • 8) Гностические (потребность в сознательной картине мира),
    • 9) Эгоистические (потребность в удовольствии, в телесном и душевном комфорте),
    • 10) Акизитивные (потребность в накоплении, приобретании).
  33. 32. ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:
    • Общая эмоциональная направленность выступая в качестве одного из системообразующих факторов в психической структуре личности, определяет многие особенности эмоциональной сферы личности.
    • Через неё могут обуславливаться выбор вида деятельности, профессии, хобби, выбор партнера, мироотношение вообще.
  34. заключается в сознательной рег..." target="_blank"> 33. Главная функция воли
    • заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.
    • В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы
  35. 1. Неявное знание о себе.
  36. ..." target="_blank"> 34. 3 уровня воли:
    • 1. Неявное знание о себе.
    • 2. Рефлексия (осознание).
    • 3. Регуляция.
    • Два механизма волевого регулирования:
    • Волевое усилие.
    • - Установки
  37. <..." target="_blank"> 35. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
    • 1) осознание цели и стремление достичь ее;
    • 2) осознание ряда возможностей достижения цели;
    • 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    • 4) борьба мотивов и выбор;
    • 5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
    • 6) осуществление принятого решения.
  38. К эмоцио..." target="_blank"> 36. Эмоциональные и волевые свойства личности:
    • К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость,
    • глубина переживания эмоций,
    • эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия.
    • оптимизм и пессимизм.
    • В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:
    • Целеустремленность;
    • Решительность;
    • Смелость;
    • Настойчивость;
    • Выдержка;
    • Инициативность;
    • Самостоятельность;
    • Дисциплинированность.
  39. - это система устой..." target="_blank"> 37. Профессионально-важные качества
    • - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности: ее специфика объекта, предмета, задач и средств.
  40. Аттенционные свойства: внимание – ег..." target="_blank"> 38. ПВК инженера:
    • Аттенционные свойства: внимание – его избирательность, объем и устойчивость, распределение, переключение.
    • Наблюдательность;
    • Мнемические свойства: память – ее объем, скорость запоминания, прочность сохранения материала и скорость воспроизведения. Оперативная память.
    • Моторные – точность и скорость движений.
    • Сенсорные свойства – чувствительность анализаторов, способность к различению температур, оттенков цвета и т.д.
    • Имажитивные свойства (способность оперировать образами объектов, воображение, прогнозирующие свойства).
    • Мыслительные (интеллектуальные) свойства.
    • Эмоциональная устойчивость.
    • Волевые качества – выносливость.
    • Речевые – четкость, разборчивость речи.
    • Коммуникативные (способность устанавливать межличностные контакты, общительность, организаторские способности).
    • Профессиональные ЗУН – профессиональная компетентность.
    • Профессиональная направленность личности.
  41. – это тече..." target="_blank"> 39. Т.О., психические процессы личности -
    • – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции.
    • Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение), эмоциональные (чувства, эмоции и переживания) и волевые.
    • Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Процессы в психологии

Слайдов: 22 Слов: 1097 Звуков: 0 Эффектов: 186

Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. С физиологической точки зрения представляют деятельность. Отражают. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Виды ощущений. ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные. ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения. ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные. Восприятие. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия. - Процессы в психологии.ppt

Познавательные процессы

Слайдов: 27 Слов: 1019 Звуков: 0 Эффектов: 119

Познавательные процессы и способности личности. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Приемы запоминания. Отрывок из письма. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Качества внимания. Формы чувственного познания. Воображение. Мышление. Основные формы рационального мышления. Основные операции мышления. Основные качества мышления. Интеллект. Интеллектуальная сфера. Восприятие. Способность разумно действовать. Типы интеллекта. Умственный интеллект. Эмоциональный интеллект. Логический интеллект. Вербальный интеллект. Внутренний, социальный, экзистенциальный интеллект. - Познавательные процессы.ppt

Восприятие

Слайдов: 28 Слов: 1447 Звуков: 0 Эффектов: 0

Восприятие. ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception). Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. Рис. 2. Взаимозаменяемость фигуры и фона (ваза Рубина). Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез. - Восприятие.ppt

Свойства восприятия

Слайдов: 29 Слов: 1065 Звуков: 0 Эффектов: 0

Свойства восприятия. Теория. Немного физиологии. Зрительное восприятие на 90% обеспечивает человека всей получаемой информацией. Закономерность. Последовательность. Движение глаз… Избирательность (1). Точки максимальной кривизны. Рисунки с резкими изломами линий. Реакция на движение. Целостность. Запоминаемость. Рисунок А.В. Кокорина. Константность (1). Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Возникает аконстантность. Соотносительность (1). Пример соотносительности. Восприятие объекта в зависимости от окружения. Иллюзорность. обманчивость зрительного восприятия. - Свойства восприятия.ppt

Восприятие в психологии

Слайдов: 75 Слов: 3786 Звуков: 0 Эффектов: 0

Расстройства восприятия и злоупотребление ПАВ. Ощущение – простейший психический процесс. Ощущение. Анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Экстерорецепторы расположены на поверхности тела. Интерорецепция несет информацию о состоянии внутренней среды. Интероцептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения. Восприятие. Двигательный компонент. Образы. Константность – стабильность образов предметов. Условия развития восприятия. Представление. Патология ощущения. Понижение порогов чувствительности. Психическая гипестезия. Психическая гипестезия. Психическая анестезия. - Восприятие в психологии.ppt

Ощущение

Слайдов: 20 Слов: 482 Звуков: 0 Эффектов: 60

Ощущение Восприятие Представление. Ощущение. Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений. Состояние внутренних органов. Свойства ощущений. Качество. Интенсивность. Пространственная локализация. Продолжительность. Пространственная локализация раздражителя характерна для ощущения. Анализ, осуществляемый рецепторами,даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Виды ощущений. Экстерорецептивные. Интерорецептивные. Проприоцептивные. Зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, температурные, тактильные. Ощущение боли, Ощущения равновесия, Ощущения ускорения. Мышечно - двигательные. - Ощущение.ppt

Ощущение и восприятие

Слайдов: 17 Слов: 701 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общая психология. Определение ощущения и восприятия. Восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление. Ощущения. Свойства ощущений. Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Классификация ощущений. Ощущение с мультисенсорным характером. Сенсорная адаптация. Свойства образов восприятия. Активный характер восприятия. Виды образных явлений. Световые ощущения в виде отдельных точек. Схема (образ) тела – представление о собственном теле. Последовательный образ. Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета. - Ощущение и восприятие.ppt

Воображение человека

Слайдов: 13 Слов: 703 Звуков: 0 Эффектов: 0

Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации в со-бытийности. Воображение. Аналитико – синтетические действия Типизация Схематизация Гиперболизаци Заострение Агглютинация. Механизмы экстериоризации и интериоризации действий. Подражание Рефлексия. Виды традиционной творческой деятельности. Методы. Виды мышления. Практически - действенное Наглядно - образное Наглядно- схематическое Словесно – логическое Теоретическое. Показатели. Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента. Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента. - Воображение человека.ppt

Развитие воображения

Слайдов: 32 Слов: 1017 Звуков: 0 Эффектов: 8

Развитие воображения младших школьников. Воображение. Что такое воображение. Функции воображения. Агглютинация. Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета. Схематизация – отдельные представления сливаются. Типизация – выделение существенного, повторяющегося. Акцентирование. Развитие воссоздающего воображения. Виды упражнений для развития воссоздающего воображения. Создание образов по словесному описанию. Создание образа целого по его части, детали. Игры - головоломки. Воссоздание образов по схеме, карте. Игра «Путешествие по географической карте». Чтение чертежей. - Развитие воображения.ppt

Творческое воображение

Слайдов: 48 Слов: 1004 Звуков: 0 Эффектов: 0

Творческое воображение. Время социальных, политических и культурных перемен. Лондон: Р.Д.Лейнг- экзистенциальный психоанализ и анти-психиатрия. Париж: Жак Лакан- новое прочтение Фрейда. Цюрих. Культурная революция. Цюрих - сентябрь. Семинар Хиллмана по алхимии. В чем функция воображения в психической жизни. Воображение, игра и самосознание. Платон. Образы являются воспроизведением воспроизведения. Аристотель. Платон и Аристотель. «Художник» был «ремесленником». Средневековая онто-теологическая перспектива. Richard of St. Victor. Разуму очень нравилось свое «одеяние». Позднее Средневековье. -

Просмотров