Литература для детей о профессиях. Выбирай на вкус! Художественная литература о профессиях и жизненном выборе. Стихи о других профессиях

ВОСПИТАТЕЛЬ

Воспитатель – это человек, который воспитывает и обучает детей в детском саду. Профессия воспитателя важна и необходима. Он должен любить и понимать детей.

В детском саду воспитатель организует игры с детьми, учит их рисовать, лепить, вырезать из бумаги, конструировать, мастерить. Воспитатель читает детям книги, рассказывает сказки, учит с ними стихи, загадки и считалки, знакомит их с окружающим миром, учит любить природу, уважать старших.

Утром, когда дети приходят в детский сад, воспитатель проводит с ними зарядку – это несложные, но очень полезные физические упражнения.

Воспитатель учит детей умываться, одеваться и раздеваться, правильно пользоваться столовыми приборами, обучает детей правилам этикета. Во время подготовки детей к прогулке он помогает детям одеться, завязать шарфы, застегнуть пуговицы.

Воспитатель видит отношения детей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, кто любит жаловаться, кто затевает споры и ссоры. Своим поведением и беседами воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие.

В старших группах детского сада воспитатель готовит детей к обучению в школе: знакомит с цифрами, буквами, учит считать, составлять рассказы.

Воспитатель – это добрый, внимательный, заботливый человек, который очень сильно любит маленьких детей.

Словарная работа: воспитатель, столовые приборы, этикет, отзывчивый, дурные качества.

Названия действий: воспитывает, учит, рассказывает, помогает, играет, жалеет, читает, показывает, объясняет, знакомит, занимается…

Названия качеств личности: добрый, ласковый, веселый, справедливый, внимательный, заботливый, строгий, терпеливый…

Загадка

Кто с детьми всегда играет,

Книжки умные читает,

Водит деток погулять

И укладывает спать?

(Воспитатель)

Ольга Павловна

Кто расскажет обо всем:

Отчего бывает гром,

Как работают заводы,

И какие там станки,

И о том, как садоводы

Разбивают цветники,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

И про уголь, и про газ,

Про тайгу и про Кавказ,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу?

Кто научит рисовать,

Строить, шить и вышивать,

Усадив ребят в кружок,

Прочитает им стишок,

Скажет: «Выучите сами,

А потом прочтете маме».

Кто сейчас же разберется.

Почему Олег дерется,

Почему у Гали с Ниной

Он матрешку отнимал,

Почему слона из глины

Миша сразу поломал?

Это воспитательница,

Это Ольга Павловна.

Любит Ольга Павловна

Всех своих ребят,

Очень Ольгу Павловну

Любит детский сад.

МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Младший воспитатель - это помощник воспитателя в детском саду, по-другому няня. Младший воспитатель заботится о детях, ухаживает за ними. Няня должна быть доброй, заботливой, трудолюбивой и отзывчивой.

В детском саду помощник воспитателя накрывает на стол, красиво расставляя посуду, кормит детей, моет посуду и пол, вытирает пыль.

Помощник воспитателя меняет полотенца и постельное бельё детей, красиво заправляет детские кроватки. Благодаря труду няни в группе всегда чисто и уютно.

Во время подготовки детей к прогулке младший воспитатель помогает им одеться, завязать шарфы и застегнуть пуговицы. Когда дети возвращаются с прогулки, он приветливо встречает ребятишек и помогает им раздеться.

Когда воспитатель занимается с подгруппой детей, няня с остальными детьми играет, читает книги, беседует.

Труд младшего воспитателя очень необходим в детском саду.

Словарная работа: швабра, постельное бельё, помощник, трудолюбивый.

Названия действий: моет, чистит, накрывает, помогает, протирает, убирает, меняет, беседует, играет, читает…

Названия качеств личности: добрый, трудолюбивый, заботливый, любящий детей, внимательный, ласковый, ответственный, терпеливый, отзывчивый…

Загадка

Кто воспитателю поможет,

Все в группе чисто приберет,

Детей накормит, спать уложит,

Везде порядок наведет?

(Няня. Младший воспитатель)

Рассказ о нашей няне

Наша няня – просто класс,

Весь день старается для нас:

Утром завтрак накрывает,

Потом посуду убирает,

Все помоет, оботрет

И порядок наведет.

На прогулку нас оденет,

Придем с улицы – разденет.

Обед с кухни принесет

И вновь посуду уберет.

Расстелет каждому кровать –

Днем детишкам надо спать.

Вот встаем мы после сна,

А няня полдник принесла.

Хлопотливая работа –

О детях маленьких забота:

За ними надо убирать,

Если надо, приласкать,

Раздеть или одеть, помыть

Посуду, пол и стол накрыть…

Няня - помощник воспитателя,

Работает просто замечательно!

Пословицы

Порядок – душа всякого дела

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Медицинская сестра – это помощник врача, который ухаживает за больными людьми, помогает их лечить.

Медсестра должна обладать необходимыми знаниями и умениями в различных областях медицины: уметь правильно обработать рану, наложить повязку, сделать укол, провести другие лечебные процедуры. Медицинская сестра должна чётко выполнять указания врача.

В детском саду медсестра следит за здоровьем детей: осматривает их, взвешивает и измеряет рост, ставит прививки. Она составляет меню на каждый день, чтобы повар приготовил вкусную и полезную пищу.

В кабинете медсестры имеется необходимое оборудование: ростомер, весы, шприцы, различные лекарства, витамины.

Медсестра всегда ходит в белом халате и белом колпаке. Она должна быть терпеливой, доброй, дисциплинированной и наблюдательной.

Словарная работа: медсестра, ростомер, весы, меню, шприцы, прививки, процедуры, медицина, витамины.

Названия действий: лечит, ставит, взвешивает, измеряет, проверяет, осматривает…

Названия качеств личности: добрая, внимательная, терпеливая, заботливая, наблюдательная, ласковая, дисциплинированная…

Загадка

После болезни встретит

И ласково приветит.

Измерит всем и рост, и вес,

И знает, кто как спит и ест.

А если у ребенка заболит вдруг голова,

Сразу поспешит на помощь. Кто же это? …

(Медсестра)

Медицинская сестра

Я – медицинская сестра

Здоровым и больным нужна:

Вот вам укол, таблетка –

Лечебная конфетка.

Я с врачом детей лечу

В белом кабинете,

Чтобы смело шли к врачу

Маленькие дети!

А в детсадике у нас

Измерю рост и вес у вас.

Прививки детям всем поставлю

И быть здоровыми заставлю!

ПОВАР

Повар – это человек, который готовит еду. Он умеет вкусно приготовить и аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт.

В детском саду повар готовит на кухне разные блюда. Он варит супы, каши, компоты, жарит котлеты, блины, мясо. Повар умеет испечь вкусные пироги и булочки. Когда повар готовит на кухне еду, вокруг распространяются аппетитные запахи. Для приготовления пищи повар использует плиту и жарочный шкаф. «Помощниками» повара являются мясорубка, картофелечистка, хлеборезка, тестомешалка. Пища готовится по рецептам. Из рук повара к детям на стол попадают первые, вторые и третьи блюда, салаты, выпечка. Важно не только правильно приготовить, но и красиво оформить блюда, чтобы даже один вид их вызывал аппетит.

Повар должен обладать хорошей памятью. Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры к котлетам, курице, рыбе, мясу.

Пища должна готовиться в стерильных условиях. Поэтому повар всегда одет в белый халат и колпак.

Повар – это человек, который любит готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку, он должен обладать тонким обонянием и хорошо развитыми вкусовыми ощущениями.

Словарная работа: мясорубка, хлеборезка, картофелечистка, плита, блюда, выпечка, аппетит, гарнир, стерильные условия, обоняние, вкусовые ощущения, фантазия.

Названия действий: варит, жарит, режет, солит, чистит, печёт, готовит…

Названия качеств личности: трудолюбивый, добрый, заботливый, аккуратный, терпеливый…

Загадка

Кто же мастер щей, борщей

И рагу из овощей?

Вкусный сварит нам бульон,

Торт испечь сумеет он

И нажарит нам котлетки.

Кто ж он? Отгадайте, детки!

(Повар)

Повар

Дайте повару продукты:

Мясо, птицу, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждет вас вкусная еда.

Повар

Ходит повар в колпаке

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

Про повара

Всегда приятно людям есть, когда вкусна еда.

А у хороших поваров еда вкусна всегда.

Они, наверное, обед творят, как колдуны,

И, кажется, секретов нет, а блюда все вкусны:

Жаркое, рыба, винегрет, окрошка и борщи,

Салат, котлеты и омлет, и булочки, и щи.

Всегда все свежее у них, ну как должно и быть,

Еда не может подгореть и не должна остыть.

Я раз обедать приходил, такой я супчик ел,

Что ложку чуть не проглотил, тарелку чуть не съел!

Вот потому к ним и спешат, обедать к ним идут,

И долго их благодарят за этот вкусный труд.

Пословицы

Не печь кормит, а руки.

Что испечешь, то и съешь.

Добрый повар стоит доктора.

ВОДИТЕЛЬ

Водитель или шофер – это человек, который управляет транспортным средством: машиной, автобусом, грузовиком и т.д. Эта профессия очень интересная и нужная.

Водитель легковой машины или автобуса возит людей, а грузовой - перевозит различные грузы. Грузовики используют для перевозки овощей, зерна, сена, животных в сельской местности. В городе грузовики доставляют продовольственные и промышленные товары в магазины.

Водитель должен хорошо знать устройство машины, умело ею управлять, должен уметь починить мотор, накачать колеса, знать правила дорожного движения и никогда не нарушать их. На автозаправках шофер заправляет машину бензином или газом.

Многие водители работают на общественном транспорте - трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассы эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель должен быть здоров! Ведь он отвечает за жизнь многих людей. На остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, а другие входят.

У шофера должны быть отличная память, выносливость, сила, крепкое здоровье и прекрасное зрение. Он должен различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Словарная работа: водитель, правила дорожного движения, общественный транспорт, трасса, механик, автозаправка.

Названия действий: управляет, возит, перевозит, нажимает, проверяет, заправляет, чинит, ремонтирует, накачивает, смотрит…

Названия качеств личности: сильный, смелый, здоровый, внимательный, ответственный, умелый, дисциплинированный, послушный, тактичный, грамотный…

Загадка

Умело кто ведет машину –

Ведь за рулем не первый год?

Слегка шуршат тугие шины,

Кто нас по городу везет?

(Шофер. Водитель)

О шофере

Целый день шофер трудился,

Он устал, он запылился.

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку

Свой огромный самосвал.

Шофер

И снова дальняя дорога,

И неба купол голубой.

Исколесит он очень много,

Но все не хочет на покой.

Наверно, помнит он едва ли,

Как много грузов для страны

Он перевез; везде их ждали,

И были всем они нужны.

Он часто говорит со смехом,

Не отрываясь от руля:

«Я шар земной пять раз объехал,

и для меня мала Земля.

Я очень счастлив до сих пор,

Что за рулем я, что шофер».

Мой грузовик

Вот огромный грузовик! Я водить его привык,

Грузы я вожу на нем, если строят новый дом.

Всем машинам он машина – настоящая махина!

Возит кирпичи, песок, он бы гору сдвинуть мог!

Целый день мы с ним вдвоем, я - в кабине за рулем.

Он послушный, как живой, словно он товарищ мой.

Тихо музыку включу и баранку закручу,

Дождь ли хлещет, снег идет, едем, едем мы вперед!

Пословицы

Дело мастера боится.

Мастер на все руки.

ПРОДАВЕЦ

Продавец – это человек, который продаёт нам различные вещи и продукты. Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, хлебобулочных, кондитерских и других товаров).

Продавец работает в магазине. Он должен хорошо знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память.

В обыкновенном магазине продавец стоит за прилавком. Он взвешивает товары на весах, сообщает покупателю цену. Покупатель оплачивает стоимость товара в кассе, даёт продавцу чек, получая взамен нужный товар. Продавец помогает упаковывать продукты.

Есть новые магазины – супермаркеты. Там все товары стоят на полках открыто, покупатель ходит и самостоятельно выбирает нужные, а при выходе расплачивается. В супермаркетах продавцы выполняют роль консультантов: помогают покупателям с выбором, разъясняют назначения продуктов, показывают в каком месте лежит нужный товар.

У продавцов есть своя спецодежда, которая должна быть чистой и аккуратной. Но главное для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.

Словарная работа: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек, тактичность, обаятельный, консультант.

Названия действий: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает…

Названия качеств личности: вежливый, внимательный, тактичный, добрый, терпеливый…

Загадка

Кто продукты продает –

Молоко, сметану, мед?

Кто нам продает сапожки,

Туфельки и босоножки?

Все они товары знают,

Даром время не теряют

В магазинах молодцы.

Кто же это? …

(Продавцы)

Продавцы

Все мы ходим в магазины. В магазинах продавцы

Продают нам апельсины, кофе, чай и леденцы.

И картошку, и морковку, свеклу, лук и огурцы

Быстро, вежливо и ловко нам завесят продавцы.

Вот профессия какая, и не зря, в конце концов,

Наши девочки играют в «Магазин» и «Продавцов».

«Что желаете?» - узнают, - «Вам капусты? Огурцов?

Может, кофе или чая? Есть колбаска, ветчина…».

Вот профессия какая, всем всегда она нужна.

ПРАЧКА

Прачка – это человек, который стирает, сушит и гладит белье. Труд прачки тяжелый, но очень необходимый для других людей.

В детском саду прачка стирает полотенца, постельное белье, халаты.

Помещение, где работает прачка, называется прачечная. Здесь стоят ванна для замачивания белья, стиральная машина для стирки, центрифуга – для отжима белья.

После стирки прачка помещает влажное белье в специальную сушилку, а летом можно сушить белье на улице. Когда белье высохнет, прачка гладит его утюгом и аккуратно складывает.

Благодаря труду прачки дети в детском саду вытираются чистыми полотенцами, спят на свежем постельном белье, а сотрудники ходят в чистых халатах. Прачка заботится о том, чтобы все белье всегда было чистое и свежее.

Для стирки белья нужны стиральный порошок, хозяйственное мыло, перчатки. Облегчает труд прачки бытовая техника: стиральная машина, центрифуга, утюг.

Прачка должна быть трудолюбивым, старательным, ответственным и аккуратным человеком.

Словарная работа: прачка, прачечная, стиральная машина, центрифуга, утюг, стиральный порошок, сушилка, сотрудники детского сада.

Названия действий: замачивает , стирает, выжимает, включает, наливает, сушит, гладит, складывает, стряхивает…

Названия качеств личности: трудолюбивая, аккуратная, заботливая, добрая, старательная, ответственная, терпеливая…

Загадка

Кто постирает нам белье,

Чтоб было чистое оно,

Посушит и разгладит,

И утюгом погладит?

(Прачка)

Стиральная машина

Машина стиральная любит трудиться,

Своею работою очень гордится.

Белью говорит она: «Эй, замарашки!

Пеленки, футболки, штаны и рубашки!

К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю,

И пятна, и грязь с порошком отстираю.

Хорошую баню устрою белью,

Хозяйка оценит работу мою!».

Утюг

Электрический утюг –

Для белья надежный друг.

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Остается нам, ребята,

Любоваться результатом:

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым!

Пословицы

Порядок – душа всякого дела.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

ДВОРНИК

Дворник – это человек, который следит за чистотой на улице и во дворе. Труд дворника необходим и требует уважения.

В детском саду дворник подметает детские площадки, собирает мусор, поливает песок и участки, подстригает траву. Осенью дворник сгребает опавшие листья и убирает их с участков. Зимой дворник расчищает дорожки от снега, убирает снег на участках. Он заботится о том, чтобы во дворе всегда было чисто и красиво.

Для работы дворнику необходимы метла, лопата, грабли, тележка, шланг для полива, перчатки. Зимой для облегчения своего труда он может использовать снегоуборочную машину.

Дворник должен быть трудолюбивым, заботливым, сильным, здоровым и дисциплинированным человеком.

Словарная работа: дворник, метла, грабли, тележка, снегоуборочная машина.

Названия действий: подметает, чистит, сгребает, поливает, подстригает, собирает, убирает…

Названия качеств личности: трудолюбивый, аккуратный, заботливый, добрый, сильный, дисциплинированный, ответственный, терпеливый…

Загадка

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Догадались вы, ребята,

Кто следит за чистотой?

(Дворник)

Дворник

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

Грабли

Грабли лапою когтистой

Убирают мусор чисто,

Прошлогоднюю траву

И опавшую листву.

Лопата

Есть у дворника, ребята,

В помощь инструмент – лопата.

Ею землю он копает,

Снег зимою убирает.

Лопата дворнику нужна:

Облегчает труд она.

Пословицы

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Без уменья и сила ни при чём.

ВРАЧ

Врач – это человек, который лечит людей от всевозможных заболеваний.

Если больной не может прийти к врачу сам, врач едет к нему и оказывает помощь на месте. Поэтому машина, но которой ездит врач, так и называется: «Скорая помощь».

Врачи бывают разные: терапевты лечат все болезни, стоматологи лечат зубы, педиатры - только детей, отоларингологи - уши, горло, нос, невропатологи - нервы, окулисты - глаза, дерматологи - кожу.

Профессия врача очень трудная. Она требует много знаний, внимательного отношения к больному. Врач должен много знать о строении человеческого тела, работе внутренних органов, должен уметь разбираться в разных болезнях.

На приёме больному врач обязательно послушает лёгкие и сердце, посмотрит горло. Врач распознаёт, чем болеет его пациент, ставит диагноз, назначает лечение, выписывает рецепты на получение лекарства.

Врач в своей работе использует инструменты: фонендоскоп, с помощью которого он прослушивает сердце и дыхание, шпателем смотрит горло. Врач всегда одет в белый халат.

Настоящий врач должен жалеть своих больных пациентов и стараться помочь им выздороветь.

Словарная работа: шпатель, фонендоскоп, рецепт, лекарство, помощь, диагноз, пациент.

Названия действий: лечит, слушает, смотрит, выписывает, назначает, помогает, объясняет…

Названия качеств личности: умный, внимательный, добрый, заботливый, терпеливый, настойчивый, грамотный…

Пословица

Горьким лечат, а сладким калечат.

Загадка

Если заболело ухо,

Или в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь –

Ведь тебе поможет … (врач) !

Врач

Все болезни лечит врач,

Он уколет – ты не плачь.

Веселей смотри вокруг:

Детский врач – ребятам друг.

Доктор

К доктору ходите, маленькие дети!

Этот старый доктор лучше всех на свете.

В мире не бывает доктора добрей,

Всем он помогает: доктор – друг детей.

Когда головка горяча, мы поскорей зовем врача.

Болит животик перед сном – опять врача мы позовем.

Он лечит папу с мамой и бабушку мою,

Меня, хоть я упрямый, он лечит всю семью.

Пусть гром гремит и дождь идет,

Врач обязательно придет!

Врач – наш хороший, верный друг,

Он вылечит любой недуг.

«Скорая помощь»

Машину белую с красным крестом

Как «Скорую помощь» все знают

И ей дорогу в потоке любом

Всегда и везде уступают!

Машина торопится, доктор спешит

Кого-то спасти от ожога,

И если у стареньких сердце болит,

И если сломаете ногу.

Врач в белоснежном халате придет,

Держа чемоданчик волшебный.

Там сложены трубки и простенький йод,

И шприц, и растворчик целебный.

Измерит давленье, советом спасет

И добрым внимательным словом,

А если так нужно – в больницу возьмет,

Чтоб там человек стал здоровым.

Болезнь для больших и ребяток – беда,

Но есть от нее избавленье.

Вы в «Скорую помощь» звоните всегда!

03 – это номер леченья!

ПАРИКМАХЕР

Парикмахер – это человек, который подстригает людей и делает причёски. Парикмахер – очень интересная и творческая профессия. Чтобы стать настоящим парикмахером, нужно учиться, получить специальный диплом.

Парикмахеры работают в парикмахерских и салонах красоты. Клиента усаживают в удобное кресло, укрывают плечи специальной накидкой, промывают шампунем волосы, а потом подстригают, используя расчёску и ножницы. Клиенту-женщине парикмахер может сделать укладку волос феном и щёткой, а может завить волосы локонами и покрыть специальным лаком для волос.

У парикмахеров есть своя спецодежда, которая должна быть опрятной и чистой.

Мастер – парикмахер должен обладать хорошим вкусом, фантазией и, конечно, «золотыми» руками. Парикмахер должен быть общительным, уметь терпеливо выслушать клиента, посоветовать, какую причёску лучше сделать.

Парикмахер должен обладать крепким здоровьем (ведь на ногах ему приходится проводить весь рабочий день) и любовью к людям, иметь желание доставить радость, сделать людей красивее.

Словарная работа: парикмахер, парикмахерская, причёска, фен, укладка, щётка, локоны, клиент, «золотые руки».

Названия действий: подстригает, укладывает, моет, сушит, завивает, советует, причесывает…

Названия качеств личности: терпеливый, общительный, умелый, модный, добрый, ответственный.

Загадка

Кто же сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет,

Челку щеткою взобьет.

Все в его руках горит –

Кто изменит внешний вид?

(Парикмахер)

Парикмахер

Парикмахер знает дело,

Он ребят стрижет умело.

Зачем ходить косматыми?

Зачем ходить лохматыми?

Ведь лучше быть ребятами

Красивыми, опрятными.

Парикмахер

Парикмахер непременно

Подстрижет вас современно.

Дайте ножницы, расческу,

Он вам сделает прическу.

Про парикмахера

Стали волосы, как грива, видно стричь пора пришла…

В парикмахерской красиво, много света, зеркала…

Мне на кресло указали. Не успел сказать я: «Ой!» -

Засверкали, залетали ножницы над головой.

Я пришел туда лохматым и нестриженым бараном.

А ушел я аккуратным и красивым мальчуганом.

Парикмахер дядя Саша мне сказал: «Не забывай

Парикмахерскую нашу. Приходи, не зарастай».

Парикмахер все умеет: хочешь – наголо обреет

Или челку уберет, иль височки подравняет –

Как захочешь, подстрижет. Он свою работу знает.

Кто подстричься хочет, тем он поможет без проблем.

Пословица

Хорошая прическа важнее дорогого наряда.

ВОСПИТАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Воспитатель физической культуры – это педагог, который проводит с детьми физкультурные занятия. Он учит детей быть физически сильными, здоровыми, ловкими, выносливыми.

По утрам в спортивном зале воспитатель физической культуры проводит с детьми под веселую бодрую музыку утреннюю гимнастику. На специальных занятиях по физическому развитию дети выполняют общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища, учатся правильно ходить, бегать, прыгать, перестраиваться, бросать, ловить и метать мяч, ползать и перелезать.

Воспитатель физической культуры проводит зимой на улице специальные спортивные упражнения на лыжах и коньках, а если в детском саду есть бассейн, то обучает детей плаванию. Еще педагог учит детей играть в разные спортивные игры: баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, городки. Летом организует катание на велосипеде, самокате, а зимой – на санках. Воспитатель физической культуры знает и проводит с детьми очень много разных подвижных игр с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием. А еще педагог организует и проводит игры-эстафеты, физкультурные развлечения и спортивные праздники.

Воспитатель физической культуры всегда должен быть бодрым, ловким, стройным, веселым, чтобы все дети хотели быть похожими на него, любили ходить в спортивный зал и заниматься физкультурой, участвовать в эстафетах, соревнованиях, спортивных играх.

Этот человек должен очень любить свою работу, придумывать интересные и полезные игры и упражнения, чтобы дети на физкультурных занятиях всегда были веселые, жизнерадостные, набирались сил и здоровья.

Словарная работа: физкультура, выносливый, спортивные игры, бассейн, общеразвивающие упражнения, самокат, жизнерадостный.

Названия действий: учит, объясняет, обучает, играет, организует, показывает, знакомит, рассказывает, проводит, тренирует, упражняет, развивает, занимается, придумывает, бегает, прыгает, бросает, ловит

Названия качеств личности: бодрый, ловкий, веселый, жизнерадостный, грамотный, терпеливый, внимательный, добрый, строгий, заботливый, ответственный, настойчивый, дисциплинированный …

Загадка

Педагог веселый, добрый,

Всегда подтянутый и бодрый

Учит бегать и играть,

Прыгать, лазать, мяч бросать,

Любовь к спорту прививает,

Крепить здоровье помогает.

Отгадайте-ка, ребята,

Кто же этот воспитатель?

(Воспитатель физической культуры)

Физкульт-ура!

Чтоб расти и развиваться

Не по дням, а по часам,

Заниматься физкультурой,

Закаляться надо нам!

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам,

Чтобы реже обращаться

За советом к докторам.

Ортопед нам прописал

Коврики массажные.

Мы по ним гуляем,

Ноги укрепляем.

А мячи массажные

Для пальчиков полезны,

Хорошо чтоб рисовать,

Ручку, карандаш держать.

Глазомер мы развиваем,

Кольцебросами играем.

Нужно точно попадать,

Чтоб почаще побеждать.

Чтобы ловким быть и метким,

В кегли мы играем.

А еще в ворота

Точно попадаем.

Кто умеет лучше нас

Крутить обруч сотню раз.

Мы считаем: раз – два – три,

Вместе с нами покрути.

Много игр у нас спортивных:

Баскетбол, хоккей, бильярд…

Очень в группах интересно

Нам играть и побеждать.

Спорт, ребята, очень нужен!

Мы со спортом крепко дружим!

Спорт – помощник,

Спорт – здоровье,

Спорт – игра,

Физкульт-ура!

Пословица

Физкультура и труд здоровье несут.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Музыкальный руководитель – это человек, который учит детей петь, танцевать и музицировать.

В детском саду музыкальный руководитель проводит с детьми музыкальные занятия. На этих занятиях дети разучивают и поют песни, учат движения к разным танцам, слушают музыку, знакомятся с композиторами и их произведениями.

Музыкальный руководитель организует и проводит для детей утренники и праздники, различные спектакли. Он знакомит детей с музыкальными инструментами (металлофон, бубен, пианино и т.д.) и учит играть на них.

Музыкальный руководитель сам хорошо владеет игрой на каком-то музыкальном инструменте (пианино, баян, аккордеон).

Он обладает творческими и музыкальными способностями. Это добрый, внимательный, весёлый человек.

Словарная работа: музыкальный руководитель, инструменты, пианино, металлофон, аккордеон, баян, композитор, произведения, музицировать.

Названия действий: учит, поёт, танцует, играет, показывает, слушает, организует, показывает, владеет, знакомит…

Названия качеств личности: добрый, весёлый, внимательный, ласковый, творческий, терпеливый, жизнерадостный, бодрый, грамотный…

Пословицы

Без запевалы и песня не поётся.

Где песня поётся, там легче живётся.

Загадка

Кто учит деток петь, играть,

И вальсы, польки танцевать,

Научит с музыкой дружить

И песню русскую любить?

(Музыкальный руководитель)

Про музыку

Без музыки, без музыки

Нельзя прожить никак,

Не станцевать без музыки

Ни польку, ни гопак!

И в вальсе не покружишься,

И маршем не пройдешь,

И песенку веселую

Ты в праздник не споешь!

Музыкальный руководитель

Музыкант и педагог

Знакомству с музыкой помог.

На пианино он играет,

Слух музыкальный развивает.

Учит петь и танцевать,

И с колокольчиком играть.

О композиторе расскажет

И портрет его покажет.

Учит музыку любить

И воспитанными быть.

Готовит праздники и развлеченья

На радость всем и удивленье,

Ведь любят взрослые и дети

Очень праздники все эти!

О нашем музыкальном руководителе

Есть в детском саду человек непростой:

Умелый такой, заводной, озорной.

Напишет сценарий, создаст настроение

И всех пригласит на свое представление.

Талантов не счесть, есть чему поучиться:

Танцует, как в сказке, поет, как певица.

К искусствам у ней, несомненно, талант.

Такой вот у нас педагог-музыкант.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преподаватель (воспитатель) изобразительной деятельности – это педагог, который учит детей рисовать и лепить, развивает их творческие способности. Этот труд очень почётен и важен для работы с детьми.

В детском саду преподаватель изобразительной деятельности проводит специальные занятия: лепку и рисование. В доступной форме объясняет и показывает детям, как что-то вылепить или нарисовать. Преподаватель сам хорошо владеет карандашом и кистью. Чтобы научить других рисовать и лепить, он должен сам быть хорошим художником, творческим человеком. На занятиях в изостудии дети рисуют красками и гуашью, мастерят поделки из глины. В процессе рисования используются специальные подставки – мольберты и палитры для смешивания красок.

Педагог знакомит детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства: живописью, натюрмортом, графикой, скульптурой, архитектурой, народной игрушкой, рассказывает о художниках, скульпторах, архитекторах, учит детей рассматривать картины.

Преподаватель изобразительной деятельности – творческий, внимательный, наблюдательный человек, любящий и понимающий красоту.

Словарная работа: преподаватель, изобразительное искусство, творческий человек, мольберт, гуашь, краски, глина, живопись, натюрморт, графика, скульптура, архитектура, художник, скульптор, архитектор.

Названия действий: лепит, рисует, пишет (картины), учит, показывает, объясняет, рассказывает, знакомит…

Названия качеств личности: творческий, внимательный, наблюдательный, добрый, умный, трудолюбивый, умелый, терпеливый, настойчивый, грамотный…

Загадка

Кто в детском садике у нас

Художник – просто высший класс,

Научит деток всех лепить,

И рисовать, и мастерить?

(Воспитатель изобразительной деятельности)

Художник

Может кисточкой художник

Рисовать на полотне:

Это ежик, это дождик,

Это звездочка в окне.

На его картинках краски

Оживают, словно в сказке.

Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.

Дети любят рисовать

Вот мы взяли краски в руки –

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей!

Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Мастера

Мастера не любят скуки,

Целый день в работе руки.

Лепят все: горшки и кружки,

Миски, разные игрушки.

Все стоит на полках в ряд –

Дружный глиняный отряд.

Пословица

Умелые руки – не знают скуки.

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) – это человек, который в детском саду обучает, развивает и воспитывает детей с нарушениями зрения.

Учитель-дефектолог проводит специальные занятия, на которых учит детей правильно смотреть глазами, проводит различные гимнастики для глаз и пальчиков, организует игры, учит мыслить и рассуждать, сравнивать и обобщать.

Свои занятия с детьми тифлопедагог проводит в отдельном кабинете. На этих занятиях дети играют в специальные игры и обучаются различным навыкам и умениям: как правильно шнуровать, штриховать, выкладывать узоры из фигур, рисовать по трафаретам. Учитель-дефектолог знакомит детей с предметами, которые их окружают, организмом человека, людьми разных профессий. Он старается помочь детям правильно ориентироваться в окружающем пространстве, организует экскурсии в различные учреждения.

На специальных занятиях дети знакомятся с геометрическими фигурами, цветом, величиной, формой предметов, различными звуками и запахами, учатся определять продукты по вкусу, а предметы – на ощупь.

На своих занятиях тифлопедагог учит детей правильно общаться друг с другом и взрослыми, красиво говорить, составлять интересные рассказы, заботится о том, чтобы дети хорошо подготовились к обучению в школе.

Учитель-дефектолог – грамотный, ответственный, терпеливый, человек, который любит и учит детей, отдает им свои знания.

Словарная работа: учитель, тифлопедагог, кабинет, учреждения, специальные занятия, окружающее пространство.

Названия действий: учит, развивает, воспитывает, обучает, играет, показывает, объясняет, знакомит, рассказывает, проводит

Названия качеств личности: грамотный, внимательный, добрый, ласковый, строгий, справедливый, заботливый, ответственный, честный, настойчивый, дисциплинированный

Загадка

Кто учит цвет определять,

Форму предметов называть,

Картинки правильно сложить

И по порядку разложить.

Кто учит мыслить, рассуждать

И на вопросы отвечать?

Улучшить зрение помог,

Кто же этот педагог?

(Учитель-дефектолог, тифлопедагог)

Учителя-дефектологи

Есть в детсаду учителя,

Работаю они не зря -

Детишек надо развивать,

Им знанья разные давать:

Зачем нам руки или ноги,

Какой есть транспорт на дороге,

Как слышат уши, видят глазки,

И кто какой герой из сказки.

Научат карандаш держать

И штриховать, и шнуровать,

По трафаретам рисовать,

Картинки, пазлы составлять.

Расскажут детям о природе,

О времени и о погоде,

И что вокруг нас окружает,

Когда и где зачем бывает.

Научат формы узнавать,

Цвета предметов называть,

На ощупь, вкус определять

И сравнивать, и обобщать.

Научат зрение ценить,

Заклейки и очки носить.

С плохим, ребята, зрением

Жить без очков – мучение!

Пословицы

Мало самому знать – надо другим передать.

Добрый человек добру и учит.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Учитель-логопед – это педагог, который учит детей правильно говорить, развивает речь.

Учитель-логопед занимается с детьми в специальном кабинете, где много разных картинок, игр, есть большое зеркало на стене, в которое смотрятся, когда учатся правильно говорить. Иногда проходя мимо этого кабинета, можно услышать шипение, жужжание, рыканье, - это дети учатся правильно говорить, выговаривать трудные звуки.

Логопед с детьми играет в пальчиковые игры, тренирует язычки, разучивает стихи и скороговорки, развивает слух, знакомит детей со звуками и буквами родного языка. На занятиях дети узнают много новых слов, учатся разбирать слова, правильно строить предложения, красиво рассказывать. Есть у детей специальные тетради, в которых они рисуют, штрихуют, учатся писать первые буквы. Можно взять тетрадь домой и там еще продолжить упражнение, приклеить или нарисовать красивую картинку.

Вместе с музыкальным руководителем детского сада учитель-логопед проводит логоритмику: дети под музыку выполняют разные движения, учатся правильно дышать, говорить, соединять свои движения и речь.

Учитель-логопед может заниматься и с группой детей, и с одним ребенком. Для родителей логопед проводит беседы и консультации, чтобы они знали, как помочь своему ребенку чисто и правильно говорить.

В конце учебного года всегда проводится логопедический праздник, где дети показывают, как они хорошо научились говорить и произносить трудные звуки.

Учитель-логопед – это очень грамотный, терпеливый, ответственный человек, который старается, чтобы дети говорили правильно и чисто.

Словарная работа: учитель, логопед, кабинет, логопедические занятия, звуки, буквы, слова, предложения, скороговорки, логоритмика, консультация.

Названия действий: учит, объясняет, обучает, играет, показывает, знакомит, рассказывает, проводит, тренирует, упражняет, развивает, занимается

Названия качеств личности: грамотный, терпеливый, внимательный, добрый, ласковый, строгий, заботливый, ответственный, настойчивый, дисциплинированный

Загадка

Кто учит чисто говорить

И звуки все произносить,

Речь детишкам развивает,

В игры разные играет?

Догадались? Не зевайте!

Кто же это? Отвечайте!

(Учитель-логопед)

Поможет логопед

Чтобы говорить красиво,

Правильно и чисто,

Звуки мы произносили

Медленно и быстро.

Появились звуки вдруг,

Появились слоги…

И слова уже идут

По правильной дороге.

Научился наш Егорка

Говорить скороговорки,

Настя больше не картавит,

И Степан не шепелявит.

Говорят они красиво:

Смело и неторопливо.

Детям всем дают совет:

Вам поможет логопед!

Пословица

Ученье – путь к уменью.

УЧИТЕЛЬ

Учитель – это человек, который работает в школе и учит детей. Профессия учителя очень важная и нужная.

Учитель нужен, чтобы давать ребятам знания, которые пригодятся им всю жизнь. Он учит читать, считать, писать, учит трудиться и любить труд, дружить и помогать друг другу.

В школе учитель работает в классе. Это большая комната, где стоят парты, за которыми сидят ученики, и стол для учителя. На стене перед учениками висит доска. Учитель пользуется доской, когда объясняет материал. Он пишет на доске мелом, вешает туда таблицы и картины, которые помогают ученикам учиться. Время, в течение которого учитель занимается с детьми, называется уроком. Между уроками ученики отдыхают – это перемена. После уроков ученики идут домой, отдыхают от учебы в школе, а потом выполняют домашние задания, которые задал учитель.

Чтобы стать учителем, нужно много учиться самому: ведь учитель должен передать ученикам свои знания, сделать свои уроки интересными, а объяснения понятными.

Учитель должен любить и понимать своих учеников, а ученики должны его слушаться, должны уважать труд учителя. Настоящий учитель обладает щедрой и доброй душой, умением отдавать свои знания, силы, время, талант.

Словарная работа: учитель, урок, перемена, школа, класс, знания, талант, щедрый.

Названия действий: учит, рассказывает, объясняет, пишет, оценивает, проверяет, задает, слушает, показывает…

Названия качеств личности: умный, добрый, справедливый, строгий, ласковый, образованный, терпеливый, понимающий, грамотный, настойчивый, ответственный…

Пословицы

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

Загадка

Кто в школе детей приучает к порядку

И проверяет ребячьи тетрадки,

Научит читать и писать, и считать,

Делить, умножать и задачи решать?

(Учитель)

Про учителя

Назовет учитель нам

Буквы все по именам.

Объяснит задач решенье,

Вычитанье и сложенье.

Он расскажет о морях,

О лесах, цветах, зверях…

На вопрос найдет ответ

И полезный даст совет.

Учитель

Он учит решать нас любые задачи.

Терпенье и знанья его велики.

Хороший учитель – большая удача,

Всю жизнь его помнят ученики.

Шахтер и шофер, шахматист и штангист –

Все в школе когда-то учились,

И в классы бежали вприпрыжку они,

И также контрольных страшились.

Но школьные дни все быстрее бегут,

И в прошлом учеба осталась…

А в школу их дети сегодня идут –

И все повторится сначала.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бендюков М., Соломин И. Ты твоя профессия. СПб, ООО «Издательский дом «Рост», 2001.
  2. Воронкова С.А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной подготовки в основной школе. // Завуч. - 2006. - № 6 - с. 10-34.
  3. Городович А.М. Понятие, сущность и основные особенности формирования предпринимательского мышления учащихся старших классов общеобразовательной школы. // Веснiк адукацыi. - 2006. - № 9 - с. 45-50.
  4. Грецов А.Г. Выбираем профессию (советы практического психолога). Спб.: Питер, 2005.
  5. Дережне Ю.Л. Роль общеобразовательной школы в подготовке молодежи к построению профессиональной карьеры. // Методист. - 2006. - № 8 - с. 37-41.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. М.: Академический проезд; Фонд «Мир», 2005.
  7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М, Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
  8. Кожухова С. Информационная работа в период предпрофильной подготовки: рекомендации классному руководителю. // Воспитательная работа в школе. - 2006. № 1 - с. 91-94.
  9. Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учебное пособие. Мн., Современное слово, 2006.
  10. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  11. Луцевич Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике. // Веснiк адукацыi. - 2006. - № 12 - с. 39-52.
  12. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
  14. Пряжников Н. Направления и методы профориентации. // Директор школы. - 2006. - № 2 - с. 79-84.
  15. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  16. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. СПб.: Речь, 2003.
  17. Старостенкова Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащихся старших классов. // Инновации в образовании. - 2006. - № 2. - с. 108-118.
  18. Тесты для выбирающих профессию / Сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. - Мн.: «Соврем. Слово», 2005
  19. Хвостов В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно. // Директор школы. - 2006. - № 6 - с. 83-85.
  20. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А. Б. Широкова. - Минск: Современное слово, 2006
  21. Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению. // Народное образование. - 2006. - № 9 - с. 152-156.
  22. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав.ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. - М.: Аванта, 2003.

«На пути к выбору профессий».

1. Аверкин, В.Н. Путевка в жизнь: Образование. Профессия. Карьера: Учебно- справочное пособие. - М.: Просвещение, 2005. - 112с.

Пособие предназначено для помощи в выборе будущей профессии.

2. Бабаян, Б. "Программирование - та область, в которой можно преуспеть!" / Беседовал А. Кузьменков // Бумеранг. - 2002.-№ 3. - С. 28-29, фото.

3.Звезды шепчут: Чем заняться //Маруся.-2004.-№ 4.-С.43-44.

О выборе профессии в зависимости от принадлежности к тому или иному знаку зодиака

4. Криуля, Л. Что почем на рынке труда? / Л. Криуля // Штучка. - 2003.-N 11.-С.44-45.

О наиболее востребованных на рынке труда профессиях

5.Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А Леонтьев, Е.В.Шелобанова // Вопросы психологии.-2001.-N 1.-С.57-65.

6. Махлин, Е. Лабиринты будущего // Маруся.-2002.-N 11.-С.42-43.

Советы подросткам по выбору будущей профессии

7. Прошина, Л. Не ошибись, выбирая пути //Смена.-2001.-N 10.-С.254-257.

О выборе профессии.

8. Рогов, Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 333с. - (Азбука психологии)

Книга, содержащая практические советы, поможет молодому человеку выбрать свою будущую профессию и стать профессионалом.

9.Сафонов, А. Кем бы ни работать...// Бумеранг.-2003.-N 2.-С.31.

О необычных профессиях, не требующих квалифицированной подготовки.

10. Сторожева, Г. О профессиональном самоопределении учащихся / Г.Сторожева //Воспитание школьников.-2004.-N 10.-С.37-44.

11. Энциклопедия для детей: Выбор профессии:Дополнительный том / Гл.ред. Е.Ананьева, отв.ред. В.Белоусова; Худож. Е.Дукельская. - М.: Аванта+, 2003. - 428с.: ил.

В энциклопедии понятным языком поясняется о всех известных профессиях, которые могут заинтересовать ребенка.

12.Я бы в дворники пошел? // Бумеранг.-2001.-N 4.-С.35.

Тест по профориентации

«Карта мира профессий».

1. Андрианова, Н. 24 экстрима в секунду /Н.Андрианова //Маруся.2004.-N 8.-С.36-37: фот.

О профессии каскадерши

2.Бердник, Т. Как стать модельером: Для поступающих в учебные заведения.- Ростов н\Дону: Феникс, 2000.- 288с.

3.Вачков, И.В. Введение в профессию "психолог": Учебное пособие \ И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.- 464с.

4.Введение в юридическую специальность: Учебное пособие \Под ред. А.П. Коренева.- М.: Московская академия МВД России; Изд-во «Щит- М», 2002.- 114с.

5.Воронова, С. Аварийный комиссар - психотерапевт на дорогах/С.Воронова //Пять углов.-2005.-N 4 (3 февр.).-С.8: ил.-(Рынок образования).

Об особенностях работы аварийных комиссаров - представителей новой специальности

6.Гурудэва, О. "Это может любая ведьма!": Беседа с женщиной редкой профессии - аналитиком рынка ценных бумаг/ Записала С.Герасимова // Домашний очаг.-2004.-N 6.- С.90-92.

7. Дама с диктофоном //Маруся.-2005.-N 1.-С.38-40: фот.

О профессии журналистки.

8.Золотых, Л.Профессия - секретарь: ломаем стереотипы.//Студенческий меридиан.-2000.-N2.-с.32-33.

9. Компанцева, А. "Промоутер": Раскрути себя сама/А. Компанцева, И.Шульгинова//Маруся.-2001.-N 6.-С.41.

10. Криуля, Л. Следствие ведет... искусствовед/Л.Криуля //Штучка.-2005.-N 2.-С.26-27.

О профессии искусствоведа

11. Криуля, Л. Переводчик с цветочного //Штучка.-2001.-N 6.-С.22-23.

О профессии флориста

12. Криуля, Л. А мне летать охота/Л.Криуля //Штучка.-2004.-N 8.с.28-29: фото.

О профессии стюардессы

13. Криуля, Л. Виза для провизора //Штучка.-2002.-N 2.-С.30-31,фото.

О профессии фармацевта и фармацевтик

14. Криуля, Л. Имидж - наше все!/Л.Криуля//Штучка.-2004.-N 1.-С.28-29.

О профессии имиджмейкера

15. Криуля, Л. Когда работа - отдых//Штучка.-2002.-N 8.- С.28-29.

О профессии менеджера по туризму

16. Криуля, Л. Куда язык доведет? / Л.Криуля // Штучка.-2004.-N 2.С.28-29.

О профессиях: лингвист, учитель иностранного языка, переводчик

17. Криуля, Л. Профессия: душелюб и людовед // Штучка.-2002.-N 2-С.20-22, фото.

О профессии психолога

18. Криуля, Л. Психоаналитик для бобика // Штучка.-2001.-N 4.-С.20-22.

О профессии ветеринара

19. Криуля, Л. Хозяйка гостиницы // Штучка.-2002.-N 6.-С.18-19.

О профессиях, связанных с гостиничным бизнесом: менеджер (или портье, или администратор); горничные; официанты; бармены

20.Криуля, Л. Хранители культуры / Л. Криуля // Штучка.-2005.-N 1.С.28-29.

О профессиях культуролога и медиаспециалиста

21. Ланге, Т. Работники носа и колбы /Т. Ланге // ГЕО / GEO.-2003.9.-С.118-122: фото.

О профессии парфюмера и наиболее известных представителях этой профессии

22. Логинова, И. По звездной дорожке / И. Логинова //Здоровье.-2003.-N 9.- С.34-35.

О знаках Зодиака, которые покровительствуют нашей карьере.

23. Мадемуазель Дизайн //Маруся.-2004.-N 2.-С.38-39.

О профессии дизайнера. Список учебных заведений, где можно получить эту профессию.

25. Маненкова, Е. Грациозная профессия // Маруся.-2002.-N 2.-С.3, фото..

История профессии манекенщицы

26. Маненкова, Е. Леди Правосудие / Е.Маненкова//Маруся.-2004.-N6.-С.42-43.

О юридических профессиях

27. Мастерица на все руки //Штучка.-2004.-N 11.-С.40-41.

О профессии массажиста

28. Ножки с глянцевой обложки //Штучка.-2003.-N 3.-С.10-11.

О профессии топ-модели и качествах, которыми нужно обладать,чтобы добиться успехов в этой профессии.

29. Раскадровка//Книжное обозрение.-2001.-N 51.-Прил.: PRO.-С.1, 2.

О такой профессии как редактор книжного издательства.

30. Романова, Е. С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и професиограммы.-2-е изд.-СПб.:Питер,2003.-460с.

В книге представлены характеристики и профессиограммы наиболее распространенных профессий.

31.Рынок труда: Учебник\ Под ред. В.С. Буланова.- М.: Экзамен, 2003.- 480с.

Учебник дает расширенное представление о рынке труда как динамичной системы.

29).Сергеева Е. Работа не для всех/Сергеева Е., Емельянова М./Маруся.-2001.-N 8.-С.34-35.-ISSN 0869-0006.

О работе дистрибьютера (распространителя товаров).

32.Скобелева, Е. Мисс актриса/Е.Скобелева //Маруся.-2004.-N 1.С.42-43: фото.-

О профессии актрисы. Список учебных заведений, где можно получить эту профессию.

33. Скобелева, Е. Трудности перевода, или Твоя моя не понимай!/Е.Скобелева, А.Компанцева //Маруся.-2004.-N 9.-С.34-35.

О профессии переводчика

34. Степанова, Ю. Хочу быть людоведом/ Ю.Степанова //Маруся.- 2004.-N 3.-C.44-45.

О профессии психолога

35. Стеркина, Р. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание.-2002.-N 4.-С.100-103.

36. Упоров, И. В. Профессия - юрист.-Ростов н/Д: Феникс,1999.-407с.-(Образование и карьера)

В книге в различных ракурсах рассматривается профессия юриста. Дана характеристика всей юридической деятельности.

37. Чепелевская, О. Живые деньги//ОМ.-2002.-N 9.-С.114-115.

О профессиях: бухгалтер, аудитор, финансовый директор, PR-менеджер, журналист, дизайнер, программист, стилист, маркетолог,менеджер, арт-директор.

38. Чужой отдых - хорошая профессия //Пять углов.-2003.-N 40(16 окт.). - С.6-7: ил. - (Рынок образования).

О специальностях в сфере туризма

39. Шестакова, А. Спасатели планеты/А.Шестакова //Пять углов.-2004.-N 41 (28 окт.) .-С.6-7: ил. - (Рынок образования).

О профессии эколога и учебных заведениях, ведущих подготовку по этой специальности.

40.Шестакова, А. Праздники - наша работа/А.Шестакова //Пять углов.-2005.-N 1 (13 янв.).-С.6: ил.-(Рынок образования)

О профессии организатора праздников.

41.Шестакова, А. Как стать доктором Айболитом/А.Шестакова // Пять углов.- 2005.- N 3 (27 янв.).-С.6-7: ил.-(Рынок образования).

О профессии ветеринара.

42. Шестакова, А.А мне летать охота.../А.Шестакова //Пять углов.- 2005.- N 4 (3 февр.).-С.6-7: ил.-(Рынок образования).

О подготовке специалистов гражданской авиации.

43.Шестакова А. Маги виртуальной реальности/А.Шестакова//Пять углов.- 2005.- N 7 (24 февр.).-С.6-7: ил.-(Рынок образования).

О профессии создателя компьютерных игр.

44. Шестакова, А. Врачи разные нужны, врачи разные важны/А.Шестакова //Пять углов.-2005.-N 10 (17 март.).-С.6-7:ил.-(Рынок образования).

О профессии врача, системе обучения и отдельных специальностях.

45. Шестакова, А. Кушать подано!/А.Шестакова//Пять углов.-2005-N 12 (31 март.).- С6-7: ил.-(Рынок бразования).

О профессиях в ресторанном бизнесе.

46.Шестакова, А. Режиссеры политических баталий/А.Шестакова //Пять углов.-2005.-N 9 (10 март.).-С.6-7: портр.-(Рынок образования).

О профессии политолога.

47.Яковенко, Е.Г. Введение в специальность экономиста: Учебное пособие \ Е.Г. Яковенко, Н.Е. Христолюбова. -М.: ЮНИТИ, 2002.- 302с.

«Психология профессий».

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.-2-е изд., перераб., доп.- М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-330с.- (Gaudeamus)

В издании помещены основные психологические характеристики популярных профессий.

2.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.: Академа, 2004.- 304с.

3.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства\ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова.- М.: Академа, 2003.- 480с.

В книге помещены традиционные и консервативные представления о теории и практике психологии труда и вопросы, связанные с повышением чувства собственного достоинства.

4. Психология популярных профессий/Под ред. Л.А. Головей.-СПб.:Речь,2003.-252с.

В книге помещены точные психологические характеристики самых популярных профессий.

5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие.-2-е изд. - СПб.: Питер,2004.-220с.-(Учебное пособие)

«Ищу работу».

1. Поляков, В.А. Как получить хорошую работу в новой России: Практическое руководство для тех, кто остался без работы или желает ее сменить.

Книга подскажет вам как правильно искать работу, правильно определить цель в поиске работы, как подготовиться к собеседованию, как заключить выгодный контракт.

2. Трудоустройство: Советы профессионалов.- М.: Экономика, 1998.- 181 с.

3.Туркова, Т. Хочу работать за границей … И что теперь?.- М.: Рипол Классик, 2003.- 192с.

С помощью книги Вы узнаете, как выбрать фирму - посредника, решите юридические вопросы - такие как въезд в страну, получение вида на жительство.

4.Рыкова, Е.А. Технология поиска работы \ Е.А. Рыкова, И.А. Волошина, Л.Н. Прожерина.- М.: ПрофОбрИхдат, 2001.- 96с.

5.Фокс, Дж. Не торопитесь посылать резюме: Нетрадиционные советы тем, кто хочет найти работу своей мечты.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- 198с.

В настоящее время трудно найти работу, тем более своей мечты. Но применяя рекомендации Дж.Фокса вам будет это под силу.

«Делаем карьеру».

1.Деревицкий, А. Партизанская война с работодателем: Как заставить начальника платить тебе больше.

Вы устроились на работу. Теперь перед вами стоит цель - больше получать. Автор книги дает вам рекомендации, как стать победителем в этой "войне".

2.Каунт, Дж. Организуй себя.- СПб,: Нева, 2003.- 254с.

Книга содержит советы, позволяющие рационально распределить время, научится - повысить свой профессионализм.

3.Коддлер, И. Успешная презентация.- М.: Олма Пресс Инвест, 2003.- 64с.

Книга предназначена для тех, кто занимается подготовкой презентации своих проектов, отчетов, и готов повысить эффективность работы.

4.Коддлер, И. Как достигнуть карьерного роста.- М.: Олма Пресс Инвест, 2003.- 64с.

5. Поляков, В.А. Технология карьеры.: Практ. Рук- во.- М.: Дело ЛТД,1995.-127с.

Книга содержит различные вопросы психологического анализа структуры профессиональной деятельности, взаимосвязи профессиональных требований и индивидуально- психологических особенностей работника, основы конфликтологии, профессионального стресса.

7.Успешная организация вашего времени.- М.: Олма Пресс Инвест, 2003.- 64с.

Книга поможет Вам правильно распределить свое рабочее время, повысить эффективност ь вашей работы.

ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

1. Белухин, Д. А. Куда идешь? / . – М., 2002.

2. Веллер, М. И. Все о жизни / . – М., 2001.

3. Выбери профессию / [и др.]. – Жуковский, 2002.

4. Волкова, Т. Р. Секреты поиска работы / , . – М., 2003.

5. Грановская, Р. М. Конфликты и творчество в зеркале психологии / . – М., 2001.

6. Дусавицкий, А. К. Формула интереса / . – М., 1989.

7. Дружинин, В. Н. Варианты жизни / . – М., 2000.

8. Жариков, Е. С. Для тебя и о тебе / , . – М., 1991.

9. Карнеги, Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях / Д. Карнеги. – М., 1993.

10. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / . – М., 1991.

11. Кузин, Ф. А. Культура делового общения / . – М., 2000.

12. Левитин, К. Е. Я прошла сквозь мрак и бури / . – 2-е изд. – М., 1981.

13. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / . – М., Воронеж, 2003.

14. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / . – М., 1991.

15. Поляков, В. А. Технология карьеры / . – М., 1995.

16. Пономоренко, В. А. Страна Авиация – черное и белое / . – М., 1995.

17. Прощицкая, Е. Н. Выбирайте профессию / . – М., 1991.

18. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / . – М., Воронеж, 1997.

19. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / . – М., 2005.

20. Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни / Д. Снайдер. – М., 2000.

21. Тарас, А. Е. Психология экстремальных ситуаций / . – М., 2001.

22. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М., 1990.

23. Чистякова, С. Н. Технология профессионального успеха / . – М., 2003.

24. Энциклопедический справочник 2000 профессий. – Минск, 1986.

Литература, изданная РЦПОМ

1. Профессии строительного профиля: справочник для абитуриентов / сост.: , . – Минск: Современное слово, 2009. – 256 с. – (Библиотека абитуриента).

2. Профориентационная работа в учреждениях образования: справ. пособие / [и др.]. – Минск: , 2010. – 166 с.

3. Куда пойти учиться?: 100 вопросов и ответов для абитуриентов, родителей и учителей / сост.: , . – Минск: Современное слово, 2009. – 176 с. – (Библиотека абитуриента).

4. Профессиональный ориентир: учеб.-метод. пособие для классных руководителей / сост.: , . – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека учителя).

5. Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост.: , . – Минск: Экоперспектива, 2009.

6. Тесты для выбирающих профессию / сост.: , . – Минск: Современная школа, 2008. – 288 с.

7. Профориентация в школе / сост.: , . – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

8. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / , . – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.

Журнал « К іраванне ў адукацыі»

2010 год

1. . «Система профориентационной работы в учреждениях образования». № 10, с. 3–12.

2. . «Второй век профориентации: тенденции и перспективы». № 10, с.13–18.

Журнал «Весн і к адукацы і »

2010 год

1. , . «Полипрофориентационная работа со школьниками в схемах, таблицах и рисунках». № 8, с. 70–80; № 9, с. 37–42.

2. . «Новые подходы к организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях». № 10, с. 45–48.

3. . «Реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой как одно из направлений в деятельности учителя-предметника». № 11, с. 53–55.

4. . «Актуальные проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях». № 11, с. 46–52.

5. . «Комплексное портфолио в системе полипрофориентационной работы». № 12, с. 70–73.

2011 год

1. . «Организация полипрофориентационной работы с учащимися на диагностической основе». № 1, с. 41–44.

2. . «Мультимедиа во внеклассной работе по географии как средство, формирующее мотивы выбора профессии». № 2, с. 39–43.

3. . «Профнеделя в школе как интегрированная форма удовлетворения профессиональных ожиданий учащихся». № 2, с. 33–38.

4. . «Математика и мир профессий». № 3, с. 60–63.

Журнал « Адукацыя і выхаванне »

2010 год

1. . «Компьютерные программы помогут школьникам в выборе профессии». № 1, с. 21–22.

2. «Клуб профессий»: программа, сценарии, рекомендации. № 1, 22–27.

2011 год

1. . «Межведомственное взаимодействие по созданию единой системы профориентационной работы с детьми и учащейся молодежью». № 6, с. 27–30.

2. . «Роль школы и внешкольных учреждений в профессиональном самоопределении учащихся». № 6, с. 30–35.

3. . «Межшкольный учебно-производственный комбинат – центр профориентации». № 6, с. 35–38.

4. . «Условия успешного профессионального самоопределения». № 6, 38–40.

5. . «Работа внешкольного учреждения по формированию у учащихся профессионального интереса». № 6, с.42–45.

Журнал « Народная асвета »

2011 год

1. . «Как формировать базы данных “хочу”, “могу”, “надо”». № 2, с. 66–67.

2. , . «Ярмарка профессий: организуем игру для старшеклассников». № 2, с. 66–67.

3. . «Что дает факультатив тем, кто определяется в жизни?». № 2, с. 70–74.

4. Мастер-класс «Экономическое образование в школе: как это работает?». № 5, с. 50–77.

5. . «Образовательный проект “Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках трудового обучения посредством проектной технологии”» (www. /dadatki).

Журнал «Кем быть?»

2010 год

1. И. Минькевич, Т. Кундикова, Д. Медведева. Тренинговое занятие «Профессии всякие нужны, профессии разные важны…». № 5–7, с. 31–34.

2. . «Профориентационная работа: цели, задачи, планирование». № 8, с. 23–26.

3. С. Стецюра. «Ориентация учащихся на профессии сельскохозяйственного профиля на уроках математики в 5–8 классах». № 12, с. 23–26.

2011 год

1. С. Воронище. «О некоторых вопросах профессиональной ориентации учащихся на уроках физики». № 5–6, с. 32–35.

2. . «Что нам стоит дом построить?..». № 8–9, с.12–14.

Первый шаг к профориентации — это знакомство с профессиями в семье. Ребенок узнает, кем работают родители и близкие родственники. Уже в раннем детстве он чувствует, как родители относятся к своей профессиональной деятельности: нравится работа или нет, насколько охотно папа и мама идут на работу, довольны ли зарплатой и отношениями в коллективе. Из этих впечатлений у дошкольника складывается общее представление о профессиональной деятельности взрослых. Поэтому дадим совет родителям: вы на собственном примере можете показать ребенку, как это хорошо — работать и реализовать себя в профессии. Можно рассказывать и показывать будущему профессионалу, что работать — это классно, и не только потому, что работа приносит деньги, а потому что работа приносит пользу окружающим и самому человеку.

Следующий этап — это знакомство с миром профессий с помощью книг. Современный книжный рынок предлагает множество красочных изданий для дошкольников и младших школьников, которые рассказывают о разных специальностях и сферах деятельности. Предлагаем вашему вниманию 7 действительно хороших книг для семейного чтения.
В чем цель детской профориентационной литературы? Нет, не подобрать ребенку будущую профессию и не направить его по кратчайшему пути к получению нужных профессиональных навыков. Детям интересен реальный мир: настоящие поезда, живые звери и птицы, устройство приборов. И книги о профессиях удовлетворяют их любопытство: они показывают ребенку настоящий взрослый мир в понятной для него форме. Детские книги открывают читателю огромный мир профессий, в одной из которых ребенок обязательно найдет себя в будущем. Они рассказывают, что люди, нашедшие свое призвание, по-настоящему счастливы. А еще, конечно, они позволяют весело и с пользой провести семейный вечер и дают темы для разговора по душам.

Мы решили выстроить нашу подборку книг «по возрастанию положительных эмоций» — от тех, что, по нашему мнению, очень хорошие, к тем, что, по нашему мнению, просто замечательные! Итак,

7 книг о профессиях для семейного чтения:

Амели Бомон «Кем быть?» (серия «Твоя первая энциклопедия», «Махаон»).
Книга построена в виде энциклопедии по сферам деятельности: о каждом виде деятельности и связанных с ним профессиях рассказывает иллюстрация и небольшая аннотация. В энциклопедии вы узнаете, чем отличаются рыболовы от рыбоводов, что любитель животных может стать жокеем, ветеринаром , кинологом , дрессировщиком, зоологом или фотографом дикой природы. Что полицейские бывают в парке, в лесу, на море, на дороге и даже на лыжне. В таком разнообразии есть, из чего выбрать, и есть, о чем побеседовать.
Рекомендации по возрасту: от 5 лет
Ирина Мальцева «Я читаю и узнаю про профессии» («Clever»).
Небольшое пособие создано в рамках серии «Первое чтение: учимся читать быстро». Оно подойдет детям 5-7 лет, которые уже немного умеют читать, но в чтении им еще не хватает уверенности. «Я читаю и узнаю профессии», как видно из названия, сочетает приятное с полезным: и чтение потренировать, и профессии изучить. Издание представляет собой тетрадь для совместной работы ребенка и родителя: кроме чтения ребенок в ней будет рисовать, писать, соединять, обсуждать профессии. Каждый разворот книжки рассказывает об одной популярной профессии — ветеринар , геолог , инженер — доступным языком и в интерактивном формате.
Рекомендации по возрасту: от 5 до 7 лет
Комплекты книг «Профессии, или О том, кем работают люди» («Библиотека Академии Умница»).
Это целый чемоданчик из 10 книг, каждая из которых охватывает специальности в одной профессиональной сфере: городские службы , торговля , сельское хозяйство , спорт и туризм , образование , культура и искусство , наука , промышленность , органы власти и армия . В каждой книжке замечательные иллюстрации и много игр и заданий, но огромный минус «чемоданчика» — его цена. Поэтому такую большую коллекцию книг логичнее и экономнее приобретать для группы в детском саду или для целого класса начальной школы.
Инна Карпова. Серия «Кем быть?» («Настя и Никита»).
Для каждой профессии в серии своя книга: портной, шофер, пекарь, спасатель , художник . Пока в серии всего 5 книг, но каждая из них не просто рассказывает о профессии, а погружает ребенка в ее загадочный мир. 24 страницы о пекаре — это рассказ о том, кто такой пекарь, как печь хлеб, какие ингредиенты вам понадобятся, чтобы испечь сдобные булочки, а чем французский багет отличается от лаваша, какой хлеб пекут представители разных народов и по каким поводам. В книгах вы найдете теплые авторские иллюстрации Дианы Лапшиной, разные игры и задания на логику и внимательность.
Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану…».
Как часто детей спрашивают: «Ну что? Кем станешь, когда вырастешь?». Их ответы не очень разнообразны — учителем, полицейским, пожарным, дизайнером. Это распространенные профессии, которые у всех на виду. Узнать больше о современных профессиях, расширить кругозор не только детей, но и взрослых поможет эта красочная книга Сильви Санжа. В книге описаны более 300 профессий, среди которых вы найдете представителей редких специальностей: берейтор, либреттист, кинолог , агроном , пиротехник, завлит, энтомолог, хормейстер, барист и многих других. А путешествие по профессиям будет совсем не скучным, так как сюжет книги строится вокруг «профессионального самоопределения» главного героя — собаки Арчи. Читатель вместе с Арчи попадает в аэропорт, театр, банк, на ферму, корабль и множество других мест, где кипит работа и не всегда все идет гладко.
Рекомендации по возрасту: от 4 лет
Айно Хавукайнен, Сами Тойвонен. «Тату и Пату идут на работу» («Мир детства медиа»).
Веселые и любопытные Тату и Пату из далекой страны Небывалии — это мировые ребята! За книги об их приключениях финские авторы получили литературные премии на родине и в других странах, права на публикации выкуплены уже в 13 странах мира. В этот раз Тату и Пату осваивают профессии: они отправляются на биржу труда, чтобы изучить популярные профессии и испробовать их в деле. У Тату и Пату, конечно, не получится избежать беспорядка и смешных ситуаций, так как к любому делу нужен творческий подход: если они пекут хлеб, то дрожжей можно добавить побольше, если работают на стройке, то начинают со строительства многоэтажных бутербродов. «Тату и Пату идут на работу» — пример популярного типа книги – «виммельбуха» — в котором много мелких интересных деталей и красочные иллюстрации. К этой книге вы будете возвращаться снова и снова, чтобы почитать, рассмотреть и вместе посмеяться.
Рекомендации по возрасту: от 4 лет
Ричард Скарри «Город добрых дел» («Карьера-пресс»).
Эта книга уже 50 лет назад стала детской классикой. Она издана на 30 языках и входит в богатое наследие американского писателя и иллюстратора Ричарда Скарри. В Городе добрых дел кипит жизнь: он населен веселыми зверями, каждый из которых занят своим делом, — фермер Турнепс, портной Иголка, кузнец Лис и другие. В книге вы узнаете, что делает фермер, кто печет хлеб, как изготавливают бумагу, как строят дорогу. Иллюстрации книги так насыщены деталями, что каждый раз, когда вы перечитываете книгу, вы находите все новые и новые подробности. Особенно детям интересно отыскивать на каждой странице маленьких деятельных персонажей — червячка Лоули и желтую мышку: «А вот он! Нашел!». И буря положительных эмоций!
Рекомендации по возрасту: от 3 лет

Читайте вместе с детьми! Семейное чтение они будут помнить всю жизнь.

Просмотров