Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной. Принципы афк Адаптивная физическая культура презентация
























1 из 23

Презентация на тему: Адаптивная физическая культура

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Коррекционные цели и задачи адаптивной физической культуры Цель: направлена на восстановление, замещение и компенсацию нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции. Задачи:1). Достижение соответствующего возрасту уровня физической подготовленности, развития физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и др.; 2). Применение специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку; 3). Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;4). Активизация и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

№ слайда 3

Описание слайда:

Особенности физического развития детей, имеющих зрительную патологиюОтклонения выражаются в отставании в росте и массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки, в значительном ослаблении мышц, в нарушении осанки, позы, искривлении позвоночника, плоскостопии.Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью.Движения у детей с нарушением зрения замедлены, угловаты, неловки и неритмичны. Мимика и жестикуляция отличаются бедностью, однообразием и невыразительностью.

№ слайда 4

Описание слайда:

Педагогические особенности физического воспитания детей с нарушением зрения. Физическое воспитание детей с нарушением зрения так же направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры.

№ слайда 5

Описание слайда:

Общие реабилитационно-педагогические методы (Беккер К.Л., 1975) Стимуляция – метод систематического применения отличных от нормы форм деятельности для всестороннего развития личности;компенсация – метод формирования заменителей;коррекция – метод устранения нарушений;активизация – метод устранения задержек и приближения отклонений к норме;подкрепление – метод сохранения достигнутого уровня. Методы, применяемые в ДОУ IV вида: подачу материала малыми порциями;максимальную расчлененность и развернутость сложных понятий и действий;постоянную опору на чувственный опыт;руководство действиями учащихся до совместного выполнения их педагогом и воспитанником. В процессе АФК необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей воспитанников, степенью исправления двигательных нарушений.

№ слайда 6

Описание слайда:

Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов.Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:а) знать возрастные особенности занимающихся детей; б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей;в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного кнеизвестному». Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Правила:а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт и знание занимающихся физическими упражнениями;г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей. Принцип систематичности. При систематических занятиях дети с нарушением зрения достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.

№ слайда 7

Описание слайда:

Принцип прочности. Правила:а) не переходить к изучению нового упражнения, пока не будут основательно освоено старое;б) включать в занятие ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;г) систематически вести учет физической подготовленности и оценивать достижения детей, проводить контрольные занятия, соревнования и выступления. Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния зрительного аппарата, нервно-мышечной системы, учитывать клинические формы и характер нарушений зрения, аномалий развития, тяжесть зрительной патологии, а также динамику физического развития и двигательных способностей детей. Знание закономерностей функционирования и развития в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных, локальных и интегральных физических нагрузок.

№ слайда 8

Описание слайда:

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (ВОЗ). Для того чтобы снизить заболеваемость в дошкольных учреждениях и сохранить здоровье детей, в качестве первоочередных мер, необходимо: Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья. Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПина. Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья воспитанников. Повысить двигательную активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в самостоятельной деятельности. На всех занятиях проводить физкультминутки, в которые вводить элементы лечебной физкультуры.Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости. Обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни. Активизировать работу психолога детского сада. Задача специалистов ДОУ - сформировать культуру здорового образа жизни и гармонично развитого человека у детей.

№ слайда 9

Описание слайда:

При офтальмологическом обследовании воспитанников с целью определения группы физической подготовки:Остроту зрения монокулярно и бинокулярно без коррекции и с оптимальной коррекцией.Рефракцию (в пограничных случаях в условиях атропиновой циклоплегии). Состояние бинокулярного зрения с помощью цвето-теста.Состояние защитного аппарата, сред и глазного дна. При показаниях проводят дополнительные исследования: поле зрения, биомикроскопию, ультразвуковую биометрию, КЧСМ, тонометрию.

№ слайда 10

Описание слайда:

Использование оптической коррекциина занятиях АФКПри оценке пригодности ребенка к занятиям физической культурой ключевым вопросом является возможность пользования оптической коррекцией. В большинстве случаев АФК могут допускаться очки (желательно с пластмассовыми линзами, гибкими проволочными заушниками и резинкой, охватывающей затылок) или контактные линзы. Чаще всего дети с близорукостью выключаются из общей физической подготовки, что недопустимо, так как именно АФК является одним из мощных факторов профилактики близорукости, ее прогрессирования и осложнений. При близорукости основным фактором, определяющим решением не допуска к занятиям является наличие осложнений: кровоизлияний в глазу, центральной или периферической витреохориоретинальной дистрофии, отслойки сетчатки и др. При обострениях воспалительных заболеваний, прогрессирующем снижении зрительных функций необходимо постараться выяснить, связано ли ухудшение с занятиями физической культурой и при наличии малейшего подозрения на такое влияние, занятия следует отменить.

№ слайда 11

Описание слайда:

Тест по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой».Дополнительно в ДОУ IV вида тифлопедагогами проводится тест по ЗДПО два раза в год (сентябрь, май), позволяющий объединить большое количество оценочных методик по развитию зрительно-двигательных функций и ориентировке в пространстве. ЗДПО – это такая ориентировка, в которой функции зрения играют существенную роль в координированном движении, а значит, при ее проведении можно ясно увидеть и достоверно констатировать трудности действий ребенка в трехмерном пространстве. Это возможно, если соединить воедино движение в пространстве и развитие зрительного анализатора.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с нарушением зрения.«... зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден», - писал великий физиолог И.М. Сеченов.

№ слайда 14

Описание слайда:

Организационно-методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения Занятия АФК являются необходимой составной частью превентивных, реабилитационных и лечебных мероприятий для детей с поражением зрения. Представляется очевидным, что значение физкультурных занятий для детей с нарушением зрения даже более важно и необходимо, чем для лиц с нормальным зрением. Офтальмологические рекомендации для детей, имеющих зрительную патологию, должны ориентировать педагогов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид двигательной деятельности с учетом направленности коррекционно-образовательного процесса. Непременное условие для занятий физической культурой детей с нарушением зрения - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения.

№ слайда 15

Описание слайда:

1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (для ребенка старшего дошкольного возраста).

№ слайда 16

Описание слайда:

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

№ слайда 17

Описание слайда:

1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.2. Медицинский контроль включает:а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, старшего воспитателя.3. Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.

№ слайда 18

Описание слайда:

ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний.ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.

№ слайда 19

Описание слайда:

Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия. При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

№ слайда 22

Описание слайда:

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопиейЦель: непрерывное слежение глазами за движениями предметов.Забрасывание мяча в кольцо.Метание в цель.«Следи за маятником».«Подбрось кольцо и поймай».Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево; слева – направо; снизу – вверх; сверху – вниз).«Настольный баскетбол».«Настольный теннис».Прокатывание мяча в ограниченном пространстве.Кольцеброс. Цель: расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх (сходящиеся косоглазие).Зажги фонарик.Подбрось вверх воздушный шар.Найди шар (большой, маленький).Подбрось мяч и поймай.Кто дальше бросит предмет.Достань предмет.Чей мяч?

№ слайда 23

Описание слайда:

Цель: усилить аккомодацию, развивать направление взора вблизь и вниз (расходящиеся косоглазие).Построй пирамидку.Мяч об пол.Составь рисунок на полу.Игры «Ближе – дальше».Прокатывание мяча друг другу.Перенеси предмет.Кто больше соберетЦель: закрепить бинокулярное зрение, выработать стереоскопическое видение.Попади в ворота.Сбей кеглю.Набрось кольцо.Надень шарики на стержень.Городки.Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

1 слайд

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» Физкультура для всех составитель: Р.Ф.Суринова Программа для детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера г. Ленинск-Кузнецкий 2006

2 слайд

Задачи программы Формирование у обучающихся личной ответственности за свое здоровье; Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма; Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости; Освоение основных двигательных навыков и качеств; Воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой; Разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе.

3 слайд

Структура занятия АФК Подготовительный этап проводится в виде тестирования. Основной этап включает в себя: упражнения по совершенствованию функций дыхания; общеразвивающие упражнения (ОРУ); корригирующие упражнения; тренировки мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.. Заключительный этап. Подводятся итоги занятия, даются рекомендации для самостоятельных занятий.

4 слайд

5 слайд

Тестовые упражнения для выявления изменений функционального состояния организма (ФСО) Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяется функциональной пробой, состоящей из 20 приседаний. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания определяется задержкой дыхания (вдох) на предельно возможное время. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении «стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты» (упражнение «цапля»). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия. Оценка силы мышц-сгибателей туловища определяется количеством подъемов ног за 10 секунд в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45º и опускаются до касания ковра. Оценка силы мышц-разгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении «лежа на животе, руки вытянуты вперед». Руки и грудь не касаются ковра, поясницу необходимо прогнуть, ноги также не касаются ковра (упражнение «лодочка»). Оценка силы мышц плечевого пояса определяется количеством сгибаний рук в упоре лежа за 10 секунд. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в сантиметрах в упражнении «складка». Испытуемый делает наклон в положении «сидя на полу, ноги на ширине плеч», руками касаясь сантиметровой ленты. Рост. Вес. Артериальное давление, пульс.

6 слайд

Средства адаптивного физического воспитания Двигательный режим (ежедневные прогулки) Ближний и дальний туризм Оздоровительные и развивающие физические упражнения Подвижные игры Адаптивный спорт Закаливание (воздушные, солнечные и водяные процедуры).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. Овцинова Елена Борисовна, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 3 ст. Гиагинская Презентация «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

2 слайд

Описание слайда:

Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры

3 слайд

Описание слайда:

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности. Задачи АФК:

4 слайд

Описание слайда:

заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое. Основные функции учителя адаптивной физической культуры заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации связана с организацией: уроков АФК; физкультминуток (физкультпауз) и семинаров по их проведению с учителями начальной школы и учителями-предметниками; подвижных игр на динамических переменах; спортивных часов в группах продленного дня; спортивно-физкультурных праздников школы; прогулок и туристских походов направлена на воспитание личностных качеств учащихся Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими Образовательная Развивающая Организаторская Воспитательная

5 слайд

Описание слайда:

Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии Единство диагностики и коррекции. Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек) Принцип учета возрастных особенностей Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов) Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированная величина психофизической нагрузки) Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния) Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями

6 слайд

Описание слайда:

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Методические рекомендации Методические рекомендации рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений (2012 г) Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся: с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющих, после перенесенных заболеваний и травм К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной) и группе «Б» (реабилитационной) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.

7 слайд

Описание слайда:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания в полном объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура». Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводится подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок.

8 слайд

Описание слайда:

Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «А» проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).

9 слайд

Описание слайда:

Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой. При организации занятий обучающихся специальной медицинской группы «А» следует учитывать их возраст и формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: - обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; - заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы; - заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения. Целесообразно комплектовать медицинские группы по классам (I-II, III-IV, V-VIII, IX-XI). При недостаточном количестве обучающихся следует объединять учеников трех-четырех классов (I-IV, V-VIII, IX-XI). Наполняемость специальной медицинской группы «А» может составлять 15-20 детей. При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы «А» в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную. Особенности методики физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А».

10 слайд

Описание слайда:

Особенности методики физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А». Основными задачами физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А» являются: укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей организма; постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам; овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний; развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков; контроль дыхания при выполнении физических упражнений; обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и ФП; формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; формирование у обучающихся культуры здоровья. Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы «А» представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения.

11 слайд

Описание слайда:

Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы «А». В физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы «А» применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.). Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации обучающихся специальной медицинской группы «А». На уроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

12 слайд

Описание слайда:

Уроки физической культурой с обучающимися специальной медицинской группы «А» должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств. Продолжительность урока составляет 40-45 минут (в младших классах 30-40 минут). Каждый урок включает подготовительную, основную и заключительную части. В отличие от урока физической культуры обучающихся основной медицинской группы продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной – сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях. Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы «А». На каждом уроке физической культуры должны выполняться комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к уроку количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз.

13 слайд

Описание слайда:

Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении: общеразвивающие упражнения – 50 %; упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30 %; упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10 %; дыхательные упражнения – 10 %. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при выполнении аэробных упражнений циклического характера, поэтому на каждом уроке рекомендуется выполнять дозированную ходьбу, медленный бег в сочетании с ходьбой или медленный бег, постепенно увеличивая их продолжительность от нескольких секунд на первых уроках до 6 мин. При этом ЧСС во время бега должна находиться в пределах 130-150 уд/мин На уроках обучающиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы «А», а также научиться использовать данные самоконтроля для оценки своего здоровья.

14 слайд

Описание слайда:

Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, последовательностью. В отличие от программы общеобразовательной школы в разделы вносят общеразвивающие упражнения, дыхательную гимнастику, т.к. они способствуют коррекции нарушения дыхания. Упражнения для укрепления кистей рук - способствуют успешному овладению письмом. Упражнения для осанки - помогают ребенку правильно держать голову, свое тело сидя, стоя, при ходьбе и беге. В связи с затруднениями в пространственно-временной ситуации, нарушениями точности движений, включаются упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей (упражнения с гимнастическими палками, флажками, малыми и большими обручами, мячами). Для развития силы и ловкости, координации - упражнения в лазании и перелезании. Упражнения на равновесие способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве, корректируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты…..) Особое место уделяется метанию мяча (катанию), при выполнении которых развивается ловкость, глазомер, меткость, правильный захват.

15 слайд

Описание слайда:

Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы «А» Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры. При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физкультурой. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.

16 слайд

Описание слайда:

Яковлева Елена

В работе представлены цели, задачи, формы и средства адаптивной физической культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптивная физическая культура Презентацию подготовила ученица 11 «Б» класса: МАОУ СОШ № 15 Яковлева Елена. г. Набережные Челны-2014 год.

Понятие Адаптивной Физической Культуры Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Цель: Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры, может быть определена так: 1. Максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

2. Цель должна быть наполнена внутренним содержанием, в осмыслении телесности как внешней формы внутреннего содержания, что создает предпосылки для формирования физической культуры личности, ее максимального самораскрытия и самореализации.

Задачи: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

Средства АФК: В современной практике адаптивной физической культуры для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал средств физических упражнений: 1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки. 2. Общеразвивающие упражнения: 3. Без предметов. 4. С предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.); 5. На снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры - механотерапия и т.д.)

6. Упражнения на формирование навыка правильной осанки 7. Упражнения для укрепления сводов стопы. 8 Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем 9.Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. 10. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения;

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: 1. Гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); 2. Естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Методы АФК: 1. Метод практических упражнений - основан на двигательной деятельности учащихся. В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

3. Метод наглядности. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия. 2. Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед» и т.д

4. Метод стимулирования двигательной активности. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха.

Функции: Функции адаптивной двигательной рекреации Педагогические функции Социальные функции Гедонистическая Оздоровительно- восстановительная Развивающая Ценностно-ориентационная Творческая Самовоспитания Коммуникативная Интегративная Социализирующая Функциональные связи с другими социальными институтами

Принципы адаптивной физической культуры Социальные Специально методические гуманистической направленности непрерывности физкультурного образования социализация интеграции приоритетной роли микросоциума Общеметодологические научности сознательности и активности наглядности доступности систематичности диагностирования дифференциации и индивидуализации коррекционно-развивающейся направленности компенсаторной направленности прочности адекватности, оптимальности и вариативности учета возрастных особенностей

Виды адаптивной физической культуры Адаптивная физическая культура Адаптивное физическое воспитание Адаптивный спорт Адаптивная физическая реабилитация Адаптивная двигательная рекреация

Заключение: Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Используемая литература: Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии /Вестник Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1989. N 4. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 400 с. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000 Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.

Выполнение физических упражнений проводится только с разрешения врача. Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа результатов выполнения следующих контрольных упражнений:

Медицинский работник образовательного учреждения систематически, не реже 1 раза в месяц, посещает занятия физической культурой для оценки влияния нагрузки на функциональное состояние организма обучающихся.

Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см). Проводится на нескользкой поверхности, на которой проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Обучающийся встает к линии, не касаясь ее носками, стопы слегка врозь параллельны, отводя руки назад, он сгибает ноги и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает как можно дальше. Расстояние измеряется от линии до ближнего к ней касания ногами, засчитывается лучший результат из трех попыток; Общая выносливость: медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут (количество метров). Обучающийся выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Упражнение выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Результатом является расстояние, пройденное обучающимся. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. Координация движений, ловкость, быстрота: броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены (количество раз за 30 секунд). На расстоянии 1 метра от стены проводится линия. Обучающийся встает к линии (одна нога впереди) и в течение 30 секунд в максимальном темпе выполняет броски и ловлю теннисного мяча. Броски выполняются одной рукой, ловля – двумя руками. Засчитывается количество пойманных мячей.

Просмотров