Особенности проекта другие же. Этап подготовки проекта в теории. Оценка риска и анализ влияния: ключевые вопросы

Проект предназначен для изменения реальности (реальной ситуации).

Проект не может быть безличным (например, проект управляющей компании «Солнышко»). У проекта имеется субъект – индивид или команда, разделяющая ценности, лежащие в основе проекта, ви дение ситуации и цель проекта.

Проект изменяет реальность в соответствии с представлениями субъекта проекта о ситуации до лжного. Субъект проекта детально представляет себе ситуацию до лжного и готов обосновать, что она должна быть именно такова.

Проект появляется тогда, когда реальная ситуация противоречит представлениям субъекта проекта о ситуации до лжного, т.е. когда субъект проекта фиксирует проблему, которая должна быть разрешена.

Проект сравнительно автономен от производственных процессов и других проектов организации или органа, от имени которых он реализуется.

Проект имеет четко определенную (ограниченную) группу благополучателей и четко определенную (ограниченную) группу людей, на которых он воздействует - целевую группу.

Цель проекта предельно конкретна и однозначно указывает на результат (изменение реальности), который будет получен по окончании проекта.

Цель проекта всегда снабжается количественным и качественным описанием признаков (характеристик) реальности, которая станет результатом реализации проекта, до начала работ по проекту.

Достижение цели проекта полностью находится во власти субъекта проекта.

Проект предполагает производство уникальных продуктов или услуг.

На момент начала проекта в опыте субъекта проекта отсутствует очевидная и проверенная процедура достижения результата. Таким образом, проект разрабатывается в ситуации неопределенности.

Проект разворачивается в реальной ситуации, поэтому способы его реализации должны подчиняться накладываемым этой ситуации ограничениям, но только по принципу: «что запрещено – то запрещено; но все, что не запрещено – разрешено».

Проект предполагает пошаговое планирование деятельности: каждая задача проекта разбивается на шаги и только затем выстраивается последовательность осуществления этих шагов.

Проект – деятельность в условиях ограничения ресурсов, в том числе – ресурса времени.

Проект имеет четкие временные рамки.

Ограниченность ресурсов проекта приводит к необходимости устанавливать при его разработке адекватный конкретной ситуации баланс:


Проектный замысел и план реализации могут претерпевать изменения в процессе реализации, долгосрочные проекты могут предполагать последовательную разработку этапов, но при этом цель проекта и показатели ее достижения остаются неизменными, установленными на этапе разработки проектного замысла.



Проект не может «быть продолжен».

Если, с точки зрения субъекта проекта, требуются другие изменения реальности, будет разработан другой проект. Если результат не был достигнут, будет разработан другой проект. Если возникает необходимость повторно или циклически производить продукт или услугу, впервые произведенные в рамках реализации проекта, управление этими процессами не будет проектным управлением.

В организации одновременно может разрабатываться и реализовываться множество проектов. Они должны быть соотнесены между собой по целям, средствам и ресурсам. На этой основе формируется портфель проектов. Управление портфелем проектов - отдельная технология управления.

Вашему вниманию предлагается подробная классификация проектов по различным основаниям. Вы узнаете, какие существуют их виды, чем они отличаются друг от друга. Прежде всего, дадим необходимое определение, чтобы иметь представление, о чем идет речь.

Проект - это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. В развитых странах и в государствах бывшего СССР существенно различается это понятие, и классификация проектов порой имеет свои особенности (см. раздел "Инвестиционные проекты").

В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации.

Что включает в себя проект?

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения. Поэтому можно сказать, что проект включает в себя:

Замысел (задачу, проблему);

Средства решения (реализации);

Цели (результаты).

Результаты проекта

Проект в широком смысле - это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.). Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

Текущие (технология, документация и т. д.);

Конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Основания, по которым можно классифицировать проекты

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

Структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;

Производственные помещения;

Производственные объекты;

Технологию работ и производства;

Технологическое оборудование;

Услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных.

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Инвестиционные проекты

Инвестиционными являются практически все проекты, поскольку подавляющее большинство из них требует вложения денежных средств, то есть инвестирования. В специальной литературе по проектному анализу и инвестиционному планированию под ним подразумевается комплекс взаимосвязанных предприятий, которые направлены на достижение конкретных целей в течение некоторого ограниченного периода времени. Классификация инвестиционных проектов может быть осуществлена по различным основаниям: по масштабу вложенных инвестиций, целям, степени риска, степени взаимосвязанности, срокам. В частности, по масштабу инвестиций выделяются мелкие, традиционные, крупные и мегапроекты.

В странах США и Западной Европы подразумеваются под мелкими проектами те, стоимость которых составляет менее 300 тыс. долларов. Средние (иначе называемые традиционными) обладают стоимостью от 300 тыс. до 2 млн. долларов. Проекты крупные - это те, которые имеют стратегический характер и стоимость более 2 млн, долларов. И, наконец, мегапроекты - международные или государственные целевые программы, объединяющие целый ряд инвестиционных проектов, имеющих единое целевое назначение. Их стоимость составляет от 1 млрд, долларов.

В российской практике сложилась несколько иная классификация инвестиционных проектов. Например, в случае, когда на конкурсной основе выделяются централизованные инвестиционные ресурсы, проекты стоимостью более 50 млн, долларов считаются крупными.

Классификация учебных проектов

Они могут быть персональными и групповыми. При этом каждый из них обладает неоспоримыми достоинствами. Существует также особый классификация которых представлена ниже. Это система обучения, знания и умения при которой приобретаются в процессе самостоятельного планирования и осуществления учащимися проектов - практических заданий, постепенно усложняющихся.

Возможна классификация учебных проектов по:

Масштабам деятельности;

Тематическим областям;

Количеству исполнителей;

Срокам реализации;

Важности результатов.

Все они, независимо от типа, уникальны и неповторимы, направлены на достижение определенных целей, предполагают координацию взаимосвязанных действий, ограничены во времени.

Проекты по комплексности могут быть межпредметными и монопроектами. Последние осуществляются в рамках только одной области или одного учебного предмета. Межпредметные же выполняются под руководством специалистов, представляющих различные области знания, во внеурочное время.

По характеру контактов их можно разделить на международные, региональные, внутришкольные и внутриклассные. Как правило, два первых осуществляются как проекты телекоммуникационные, с использованием различных средств современных технологий и Интернета.

Если брать за основу преобладающую деятельность учащихся, то можно выделить следующие виды:

Проект практико-ориентированный;

Исследовательский;

Информационный;

Творческий;

Ролевой.

Что касается продолжительности, можно выделить:

Мини-проекты, которые укладываются в 1 урок или его часть;

Краткосрочные, рассчитанные на 4-6 уроков;

Проекты недельные, которые требуют 30-40 часов и предполагают сочетание внеклассных и классных форм работы, а также глубокое погружение в них, что делает их оптимальной формой организации работы над проектами;

Долгосрочные (годичные) как групповые, так и индивидуальные (как правило, они выполняются во внеурочное время).

Разнообразие проектов

Классификация как вы видите, осуществляются не только менеджерами и учеными. Многие из нас сталкиваются с ними в своей профессиональной деятельности, в частности, преподаватели. Студенты, кстати говоря, тоже часто получают задание выполнить "Проект на тему...". Это поможет им в будущей профессиональной деятельности. Проект на тему, предложенную преподавателем или выбранную самостоятельно, часто расценивается как выпускная или экзаменационная работа.

Реальное использование новой для России концепции т.н. проектного управления (Управления Проектами, Project Management) началось около 10 лет назад в условиях радикального реформирования отечественной экономики; около 5 лет прошло с момента выхода в свет первого в России учебника «Управление проектами» 1 . Каковы же первые результаты практического применения нового подхода и какие задачи стоят перед будущими профессиональными управляющими в ближайшие годы?

Во-первых, методы, принятые в новой дисциплине, стали применяться в энергетической, нефтегазовой, металлургической, строительной и некоторых других отраслях Российского народного хозяйства. Можно говорить об их массовом применении в инвестиционных проектах и программах любого назначения с иностранным участием, а также широком использовании в кредитно-финансовой сфере. В результате накопленного практического опыта появилась реальная возможность написать учебное пособие, полностью основанное на отечественном опыте управления проектами.

Во-вторых, в настоящее время курс «Управление проектами» преподается уже в нескольких десятках учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Волгограда, Челябинска, Тюмени и др. Практически все частные учебные заведения соответствующего профиля включили указанный курс в свои программы. В государственных образовательных стандартах появились соответствующие специальности и специализации.

В-третьих, практика использования системы управления проектами доказала ее высокую эффективность и, соответственно, создала реальную потребность в значительном числе специалистов нового профиля - т.н. проект-менеджеров (руководителей проектов) высокой квалификации. Вместе с тем специально проведенное исследование показало, что в настоящее время как в учебном процессе, так и на практике нередко используются «доморощенные» - не всегда высокого качества - пособия, посвященные отдельным элементам этой комплексной дисциплины.

Все это свидетельствует о своевременности подготовки и издания новой книги, представляющей собой, как заявлено в подзаголовке книги, учебное пособие, построенное на принципиально новой методической базе: теоретические положения во всех случаях подкреплены рабочими методиками, а также т.н. практическими ситуациями, примерами и упражнениями. В книге широко представлены новейшие - в том числе зарубежные - методики и, вместе с тем, она целиком основана на отечественном опыте и нормативно-правовом регулировании.

Рассмотрим подробнее некоторые выводы, вытекающие из опыта первых лет практического применения методологии управления проектами (далее УП).

2. Понятие, особенности проекта.

Современная концепция управления проектом базируется на поня­тии «проект», который выступает не только как объект управления, обла­дающий специфическими чертами, но и как базовое свойство управле­ния проектом.

Что же такое проект? Все мы постоянно осуществляем проекты в своей повседневной жизни. Вот простые примеры: подготовка к юбилею, ремонт в квартире, проведение исследований, написание книги... Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:

Они направлены на достижение конкретных целей;

Они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

Они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

Все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

В общем случае, именно эти четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности.

Проекты демонстрируют большое разнообразие. Как мы уже видели, понятие "управление проектами" объединяет абсолютно разномасштабные виды деятельности и их результаты - от строительства египетских пирамид, до написания студентом курсовой работы. Однако проекты могут сильно различаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу заинтересованных лиц и групп, степени сложности, влиянию результатов па фирму и ее окружение и т.п. Знание этих различий позволяет обратить внимание на особенности каждой из групп проектов и использовать наиболее подходящие для каждой из них инструменты и методы управления.

Принципы классификации проектов

Классификации проектов могут быть выстроены по разным основаниям.

Прежде всего, определим тип проекта, где проекты различаются по основным сферам деятельности, в которых они осуществляются. В зависимости от типа, проекты могут быть представлены следующим образом:

  • коммерческие проекты, исполняемые в рамках контрактов на производство продукта или предоставления услуги;
  • проекты по исследованию, разработке и инжинирингу;
  • проекты по проектированию и строительству основных производственных средств;
  • управленческие проекты;
  • проекты но техническому обслуживанию и поддержке (в обрабатывающей промышленности, технологических процессах, на предприятиях коммунального хозяйства и в других секторах экономики).

В зависимости от того, где они выполняются, различают внутренние и внешние проекты. Внутренние проекты выполняются непосредственно в самой организации, здесь заказчики и исполнители являются членами этой организации, и вся работа, относящаяся к замыслу и исполнению проекта, ведется собственными силами организации за счет ее собственных ресурсов.

Чаще всего, этот тип проектов используется в случае, если предстоящая работа соответствует основному виду деятельности организации. Например, если в организации осуществляется проект по производству нового программного обеспечения, скорее всего, в организации имеется достаточное количество соответствующих специалистов-разработчиков и они обладают необходимыми навыками для создания продукта данного типа.

Внутренние проекты обеспечивают большую гибкость и оперативность в принятии решений, легче справляются со всякого рода неожиданностями и непредвиденными обстоятельствами, возникающими по мере реализации проекта. Наверное, трудно найти организацию, в которой не осуществлялись бы внутренние проекты - так широка их номенклатура: это проекты, например, по улучшению качества, по развитию новых схем логистики, по проведению рекламных компаний и презентаций, по изменению организационной структуры или системы оплаты труда персонала, но выведению продукции па новый рынок и многое другое.

Другое преимущество внутренних проектов - отсутствие внешнего контроля: если контрактом не предусмотрены какие-либо штрафы, организация в ходе выполнения проекта может постоянно менять решения по срокам, используемым ресурсам, технологиям, привлекаемым для выполнения проекта людям и т.д. Однако менеджеру проекта следует с осторожностью использовать возможность изменять решения: всякое такое изменение увеличивает стоимость проекта. Другая проблема состоит в том, что сотрудники, обладающие определенными знаниями и навыками, полученными в ходе выполнения предыдущих проектов не склонны менять методы работы на более эффективные, внедрять новые технологии, так как все это увеличивает риски проекта и не ведет к очевидным выгодам для них. В этом случае персонал не понимает необходимости изменения существующих методов работы. Более того, нередко предложения по изменениям воспринимаются как критика в адрес сотрудников и встречают с их стороны сопротивление по внедрению. Все это может приводить к разрастанию конфликтов и, соответственно, снижению производительности труда.

Многие менеджеры в организации сталкиваются с внутренними проектами, их планируют и успешно реализуют, даже не обладая специальными знаниями в области управления проектами. Вследствие относительной простоты и ясности относительно целей и путей их достижения для управления большинством внутренних проектов достаточно здравого смысла и опыта управленческой работы.

Однако в организациях нередко возникает потребность в реализации сложных проектов, требующих специальных знаний и навыков. Чаще всего такие проекты связаны со стратегией развития организации, являются ее частью, поэтому находятся в поле пристального внимания руководства организации, ее собственников. Для таких проектов создается проектная команда, руководитель которой - менеджер проекта - как правило, непосредственно подчиняется руководителю организации, ее СЕО.

Внешние проекты предполагают выполнение работ, поступивших от внешних заказчиков или работу за пределами организации. Особое значение здесь отводится юридическому оформлению отношений с заказчиками и партнерами (подрядчиками, поставщиками, консультантами и др.) проекта. Партнеры здесь разрабатывают условия выполнения работ на основе юридически надежного договора, выполнение условий которого обязательно.

Проекты, выполняемые сторонними организациями, таят в себе существенный финансовый риск для организации-заказчика проекта. Так как все работы по проекту выполняются и контролируются внешними специалистами, им приходится ориентироваться также и на свои собственные потребности, а это может привести к конфликту интересов.

Пример 2.1. Подрядная организация, выполняющая строительный проект, должна сделать выбор: покрасить здание краской, которая прослужит 10 лет, или более дешевой краской, рассчитанной на два года. По условиям контракта гарантийный срок качества работ - пять лет; т.е. если покрасить дешевой краской, то придется в течение гарантийного срока два раза перекрашивать за свой счет, что обойдется для организации-подрядчика (с учетом стоимости работ) вдвое дороже, чем выбор дорогой, но качественной краски.

Какое решение выгоднее заказчику проекта? Разумеется, красить дорогой краской, так как после пятилетней гарантии придется перекрашивать за свой счет.

Какое решение примет руководитель проекта? Более вероятно, что он примет решение красить дешевой краской, так как такое решение снизит стоимость проекта, что повлечет за собой премии и другие награды. Гарантийные же обязательства будет выполнять другое подразделение фирмы - подрядчика.

Из этого примера можно сделать вывод, что при выполнении проектов подрядными организациями и сторонними специалистами крайне важно знать условия контракта, что может сэкономить организации-заказчику значительные средства.

Успешное выполнение внешних проектов обеспечивается наличием системы эффективного контроля со стороны организации-заказчика. Системность здесь достигается путем внедрения различных уровней контроля: от контроля замысла проекта до выполнения отдельных работ, от предварительного контроля до заключительного. Контроль необходим, прежде всего, для эффективного управления рисками проекта. Для этого необходимо разделить работы проекта, которые передаются внешней организации, на три категории: низкого, среднего и высокого уровня риска.

Работы с низким уровнем риска, требуют минимального контроля, то есть внешней организации предоставляется максимальная свобода в выполнении этих работ с точки зрения используемых материалов, технологий, людей. Обычно даже в рисковых, высокотехнологичных проектах таких работ существенно больше половины. Однако такой подход позволит освободить время и ресурсы для контроля действительно ключевых для проекта, высокорисковых работ.

В зависимости от состава, структуры проекта и его предметной области различают различные классы проектов. Здесь выделяются следующие классы: монопроект, мультипроект, мегапроект. Как следует из названия каждого из трех классов проектов, монопроект - это отдельный, не связанный с другими проект, который может быть различного типа, вида и масштаба; мультипроект - это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения некоторых особых приемов проектного управления, прежде всего, связанных со "сквозным" планированием и контролем выполнения ряда взаимосвязанных проектов; мегапроект, который чаще всего представляет собой программу, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов, например, программа развития региона, отрасли или программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу.

Классификация проектов по виду предполагает разделение по характеру их предметной области. Здесь выделяются инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные проекты. К инвестиционным проектам относят проекты, в которых главной целью - является создание или реновация основных фондов, требующие вложения инвестиций. К инновационным проектам относят проекты, где главная цель разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем.

Другим основанием для классификации является разделение проектов на технические и нетехнические. Технические проекты, например, строительные, аэрокосмические, в области фармакологии или производства полупроводников, основаны на инженерных знаниях, в конечном итоге, подчиняются законам физики, химии, биологии. Эти законы с самого начала вводят в проект сильные детерминистские (причинно-следственные) отношения, которые определяют всю последовательность действий, преобразований от замысла проекта до тестирования готового продукта. Они же задают технологические ограничения проекта: по данной технологии здание может быть построено только до определенной высоты, и игнорирование этого правила приведет к обрушению. Атомная электростанция или плотина могут контролироваться до определенных параметров, например, мощности или давления. С превышением этих параметров управление функционированием этих объектов будет утрачено. Если технологические ограничения соблюдаются, проект считается детерминированным, т.е. управляемым и, в конечном итоге, осуществимым.

Нетехнические проекты, которые жестко не связаны ограничениями, накладываемыми законами природы, испытывают другого рода риски, прежде всего связанные с ограничениями субъективного характера: их успех сильно зависит от уровня знаний, опыта, компетентности руководителя проекта и членов его команды, а принятие решений в них - от тех или иных интересов групп и отдельных личностей, реализовать которые они пытаются в процессе осуществления проекта. Таковы, например, бизнес-проекты слияния, поглощения, реорганизации, маркетинговые, консалтинговые проекты и т.д. Здесь на первый план выходят финансовые риски, а неудачи будет выражаться в форме финансовых убытков. Поскольку причинно-следственные связи в этих проектах не всегда однозначно определены, такие проекты демонстрируют свойство эквифинальности: возможность достижения желаемого результата проекта разными путями, через разную последовательность действий. Причем вследствие размытости, множественности возможных критериев оценки результатов проекта трудно или невозможно найти оптимальную траекторию движения проекта к конечной цели. Тем более что здесь нередко конфликтуют тактические или краткосрочные результаты и стратегические. Например, какой-то вариант осуществления проекта оценивается как более дорогой, но в будущем он позволит реализовать новые, привлекательные в финансовом отношении проекты.

Нетехнический проект не подвержен риску полного провала, как это возможно в случае технического проекта, особенно инновационного, где задуманный новый продукт с уникальными свойствами может не получиться. Поэтому нетехнические проекты, как правило, можно кое-как довести до завершения. Результат (например, производительность нового отдела или уровень возрастания мотивации персонала через введение новой системы премирования) может быть далек от ожидаемого, но он все-таки будет.

Для технических проектов требуется также техническое проектирование, которое предполагает использование инженерных методов расчета, вычисления, моделирования, определения корреляций, системного анализа и других подобных. Такие методы проектирования и управления проектами называются жесткими методами (hard skills), они обеспечивают пошаговый контроль выполнения каждой работы проекта.

В противоположность этому, нетехнические проекты в значительной степени ориентированы на мягкие методы (soft skills), которые связаны с такими явлениями, как потребности людей, участвующих в проекте и потенциальных пользователей продуктом проекта, их мотивация, интересы, ожидания и т.п. Эти навыки менеджера проекта базируются, помимо личного опыта, на знаниях из психологии, социологии, конфликтологии, педагогике и других дисциплин, изучающих поведение человека. Менеджер в такого рода проектах часто выступает в роли тренера, арбитра, наставника. Ему приходится большую часть своего рабочего времени в проекте уделять проблемам, связанным с человеческими отношениями, по сравнению с задачами технического характера. Неумение решать такого рода проблемы даже при очень высокой инженерной квалификации резко снизит эффективность управления проектом. В табл. 2.1 приведены сравнительные характеристики технических и нетехнических проектов.

Таблица 2.1. Сравнительные характеристики технических и нетехнических проектов

Технические проекты

Нетехнические проекты

Ключевая фигура проекта - инженер

Ключевая фигура проекта - предприниматель

Действия, ориентированные на законы естественных наук

Действия, ориентированные на интересы стейкхолдеров

Решения принимаются в соответствии с алгоритмами

Решения принимаются в соответствии с интересами людей

Линейная иерархия целей и задач

Отсутствие ясно выраженной иерархии целей и задач

Детерминированные (линейные) действия

Недетерминированные действия

Достижение цели в качестве функции затрат

Достижение цели в качестве функции риска

Различие проектов по размерам (объему привлеченных ресурсов) отражено в понятии масштаб проекта. В зависимости от масштаба, выделяются малые, средние, большие и очень большие проекты. Разумеется, такое разделение проектов условно. Можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме: межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

При разделении проектов по масштабам могут быть предложены разные критерии. Чаще всего в качестве критерия рассматриваются денежные затраты проекта. В большом проекте работы, относящиеся к планированию, координации и осуществлению, более значительны. Таким образом на каждом этапе большого проекта расходуется ресурсов значительно больше, чем в целом требуется для осуществления малого или среднего проекта. Это предъявляет особые требования к квалификации и управленческим навыкам менеджера большого проекта, так как издержки от его ошибочного решения слишком велики. То же касается и других членов команды проекта. Поэтому в вопросе адаптации персонала к проектной работе целесообразно начинать с малых или средних проектов.

В зависимости от длительности проекта выделяются краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет) проекты.

Еще одно основание для классификации проектов - различение их по степени сложности. Здесь, соответственно, различаются простые, сложные, очень сложные проекты.

Другим признаком, по которому могут различаться проекты, является степень их новаторства или рутинности. Несмотря на то, что проекты, по определению, должны обладать чертами уникальности и новизны, они все же могут быть очень похожи друг на друга. Например, проектное бюро занимается разработкой документации для строительства автомобильных мостов. Хотя все мосты в той или иной мере неповторимы и индивидуальны, такая проектная работа представляет собой рутинную деятельность. С другой стороны, существуют проекты, которые носят новаторский характер, по крайней мере, для данной организации: в ней никто и никогда не осуществлял проект определенного типа. Например, компания собирается самостоятельно заняться маркетингом и для этого создает соответствующий отдел. Если она обратится за помощью к консалтинговому агентству, то для последнего такой проект будет рутинным, так как заниматься планами реорганизации, развития является частью их обычной работы. Если компания будет создавать отдел маркетинга самостоятельно, то для нее этот проект будет новаторским, с большой степенью новизны и сопутствующей ей неопределенности. Подобного рода проекты, например, развития, разработки нового продукта, внедрения новых компьютерных технологий или новых схем мотивации персонала отличаются высокой степенью новаторства и комплексности, требуют использования новых методов менеджмента. Обобщая, можно привести следующие характеристики и критерии новаторских проектов:

  • проекты функционируют как открытые системы, т.е. требуют постоянной "подпитки" из внешней среды ресурсами, энергией, информацией; такая система находится в квазиустойчивом (как бы устойчивом, подобном устойчивому) состоянии;
  • бюрократические, формальные методы управления и подходы сведены к минимуму;
  • на каждую возникающую проблему следует максимально быстрая реакция;
  • развитые каналы коммуникации обеспечивают частое, многостороннее и неформальное общение;
  • серьезное внимание руководства придается преодолению конфликтов, созданию творческой атмосферы, когда инициативы "снизу" приветствуются и получают развитие;
  • команда проекта состоит преимущественно из творческих и способных к дискуссии личностей;
  • совместная компетенция и ответственность, невзирая на положение участников проекта в управленческой иерархии.

С учетом перечисленных требований к новаторским проектам, следует рассматривать творческий подход к работе в качестве основного, определяющего поведение участников проектной команды, а проектная команда в целом должна уметь мыслить вне существующих шаблонов, алгоритмов и испытанных временем схем и демонстрировать подобный подход в ходе работы.

В зависимости от того, насколько идея проекта известна исполнителям или является новаторской, проекты подразделяют на традиционные и нетрадиционные. Типичными традиционными проектами, например, для строительной организации, является строительство зданий, дорог, мостов, эстакад. Для юридической фирмы типичными проектами будут дела по представлению интересов стороны в судебном разбирательстве. Одним словом, если фирма специализируется на проектах определенного типа, то они для нее являются традиционными, стандартными, где существует набор инструментов, технологий и людей для их выполнения.

Нестандартными или нетрадиционными проектами являются, как правило, проекты, осуществляемые несколькими компаниями (например, проект по выработке стандартов продукции, обеспечивающих ее совместимость и взаимозаменяемость) или новые крупные уникальные проекты, требующие нестандартных подходов и разработки специальных методов их осуществления. В случае успеха нетрадиционного проекта он переходит в разряд традиционных и становится стандартным. Если методы и подходы испытанных, традиционных проектов применяются в других областях, сферах деятельности или отраслях, то проект принимает характер новаторского и его также следует рассматривать как нетрадиционный.

Помимо общих принципов классификации проектов существуют и частные, отраслевые, а также связанные с привязкой проектов к различным видам деятельности или методам управления. Далее мы рассмотрим следующие примеры таких более частных классификаций проектов, а также мультипроекты:

контрольная работа

Вопрос. Особенности современных проектов

Ответ. Проекты имеют особенности, выделяющие проектную деятельность из других видов управления.

1. Разовый характер проекта

Проект рассматривается как деятельность, выполненная один раз и получившая запланированный результат.

Популярный певец работает над созданием музыкального клипа по одной из песен. Завершенная работа имеет конкретный результат, способствующий достижению поставленной цели. Даже если тот же певец решит создать еще один клип по то же песне, это будет совершенно другая работа с определенными отличиями, как процесса ее выполнения, так и полученного результата.

Ежегодное проведение международного конкурса Евровидение представляет собой совокупность проектов, каждый из которых осуществляется один раз.

Ремонт квартиры представляет собой разовый проект, не смотря на то, что через несколько лет такой же процесс повторится.

2. Неповторимость проекта

Проект всегда чем-то отличается от других проектов и включа ет в себя какие-то уникальные элементы с разной степенью неповторимости, уникальности. Работа, связанная с тем, что ранее никогда не делалось, требует решения совершенно новых задач и использования новых ресурсов, технологий. Проекты, направленные на решение сходных проблем, но реализующиеся в разных организациях или для разных потребителей имеют свою специфику и неповторимость.

Предприятие, производящее мебель для кухни проектирует гарнитур в соответствии с параметрами, определенными заказчиком. Используя одинаковые исходные материалы, мастера создают неповторимые комплекты мебели.

Строительство жилых или офисных зданий, осуществляющееся по типичным проектам, приводит к созданию неповторимой специфической строительной конструкции, имеющей особенности, как в планировке (внутренней или внешней), отделке, прокладке коммуникаций и др.

Если вам понравилось то, как вы с друзьями провели летние каникулы, и вы хотите повторить эти приятные минуты, то даже при идеально похожей организации вам не удастся в точности повторить это мероприятие.

Осуществление любого проекта несет в себе изменения системы, в которой реализуется проект. Как правило, изменения способствуют ее усовершенствованию, развитию. Рассматривая проект как всегда новую работу, прежде всего, можно наблюдать изменения тех, кто в нем участвует. Люди приобретают опыт новой работы или усовершенствую полученные навыки. Используемые ресурсы требуют развития навыков их применения. Проект всегда создает новый результат - товар, услугу, способ производства, общественное мнение, отношение к окружению, условия работы или жизни. Поэтому линия, идущая от точки начала проекта, приводит в точку окончания проекта, которая расположена выше стартового результата. Линия имеет восходящий характер. Если она является ниспадающей, это может быть тревожным сигналом, сообщающим о несовершенстве механизмов управления проектом и необходимо принимать срочные меры для исправления ситуации.

Рис. 1. Влияние проекта на изменения

Sн - начальное состояние системы

Sк - конечное состояние системы

Тн - начало проекта

Тк - окончание проекта

4. Правомочность

Любой проект должен осуществляться при выполнения всех требований административного, трудового и хозяйственного законодательства, нормативных документов, включая вопросы лицензирования и обеспечения качества, договорно-правовых условий.

В некоторых случая большую роль в осуществлении проектов играет общественное мнение. Так, например, в поселке Орджоникидзе в Крыму не состоялся проект по строительству атомной электростанции в виду активной защиты населением курортной зоны.

5. Четкость и прозрачность поставленных целей

В отличие от предприятия, где одни и те же операции выполняются ежедневно, проекты имеют единую конкретную, четко выраженную, понятную всем определенную цель. Строительство дома к концу октября, издание учебника к началу нового учебного года или семестра, ремонт квартиры до начала нового учебного года, изучение французского языка для командировки во Францию. Цель должна быть определена с позиции ее достижения в определенный момент времени. Конкретный момент завершения проекта отличает его от постоянно выполняемых обязанностей в традиционной работе. Завершенный проект дает возможность коллективу, участвующему в его выполнении переходить к другому проекту. Строительная компания после сдачи объекта уходит на другой объект. Писатель, завершивший работу над книгой, начинает работу над следующим творением. Футбольная команда, принявшая участие в Чемпионате Мира приступает к подготовке к новым соревнованиям.

6. Конкретные результаты проектов

Каждый проект должен иметь определенный результат. Это может быть избранный Президент, новый или переизданный учебник, жилое или офисное здание, полученный диплом специалиста, осуществленная экскурсия, проведенный новогодний вечер, новая развлекательная программа и т.д. Результат определяет смысл проекта и его содержание. В зависимости от результата осуществляются все виды проектной деятельности.

Процесс чаепития может быть направлен на достижение разных результатов.

Если вы собираетесь выпить чашку чая для утоления жажды или для поддержания традиций, вы сделаете все так, как вам хочется или так, как вы привыкли это делать, или так, как позволяют условия. Это может быть набегу между утренней зарядкой и душем, или основательно, без спешки, но вы получите тот результат, к которому вы стремились - утолили жажду или отдали дань традиции.

Если чай является поводом для знакомства, например группы студентов, поселившихся в одной комнате в общежитии и предполагающих в течение года жить вместе, может быть получен другой результат - дружба, взаимопонимание. Здесь вы уже думаете о том, что нужно подготовить посуду, какие-то дополнения - сладости или бутерброды, возможно, убрать комнату. Для этого надо распределить задачи между участниками чаепития. Здесь уже вступают в игру механизмы управления.

Если вы хотите выпить чаю с человеком, в которого вы влюблены и хотите завоевать его симпатии (это уже третий возможный результат), подготовка к процессу будет иметь другой вид. Нужно тщательно вымыть посуду и убрать комнату, возможно, кроме сладостей можно купить цветы, более требовательно отнестись к собственной внешности и т.д.

Цель может быть одна, а ее уточнение определением результата способствует тому, что проект меняет свое содержание и будет выглядеть по-разному.

7. Наличие своего потребителя

Как правило, потребитель, заказчик влияют на определение рамок проекта - даты его завершения, стоимости, используемых материалов, качества результата. Проект адресно направлен на создание конкретных результатов, которых ждут конкретные потребители - читатели книги, участники Олимпиады, покупатели, ждущие нового оборудования рабочие, посетители концерта, ожидающие результатов выборов жители страны, летящие в самолете пассажиры, ожидающие излечения больные, мечтающие похудеть толстяки.

Один из принципов успешной реализации проекта - не нарушить ожидания потребителя, и в процессе планирования и выполнения проекта, ориентироваться на них.

8. Разграничение от других видов деятельности

Проект представляет собой независимое предприятие внутри предприятия. Имея определенные требования к выполнению, проект обязан их выполнить. Специфическая организация деятельности, определенная группа исполнителей, конкретные механизмы, специально предназначенные для функционирования проекта, применяются в соответствии с поставленными задачами.

Все запланированные ресурсы (люди, время, техника, технологии, исходные материалы, получаемые результаты и т.д.) должны находиться в ведении проекта и не отвлекаться на другие мероприятия. После завершения проекта ресурсы могут переходить в собственность предприятия или должны быть возвращены в исходное место в зависимости от условий контракта.

Например, строительство спортивного комплекса и олимпийской деревни для проведения Олимпийских Игр. Первоначальное предназначение - Олимпиада, а после ее окончания объекты можно использовать в соответствии со сложившейся необходимостью. Так поступили после Олимпиады в Москве в 1980 г., когда некоторые гостиницы, которые были построены специально для приема спортсменов и гостей Олимпиады, были переданы в распоряжение горисполкома для выделения жилья жителям города. Люди, получившие квартиры в этих зданиях, были очень довольны, так как кроме того, что они смогли быстрее решить квартирный вопрос, жилье было очень высокого качества и выгодно отличалось от других строительных объектов, сдаваемых в эксплуатацию в то же время.

9. Ресурсы предназначены для проекта

Ресурсы, которые предназначены для выполнения заданий проекта должны быть четко определены количественно, качественно и по стоимости. Для достижения целей проекта необходимо соблюдение следующих условий:

Регулярное обеспечение проекта в течение всего жизненного цикла финансовыми, человеческими и другими ресурсами, необходимыми для выполнения работы в соответствии с утвержденным планом;

Постоянное осуществление непрерывного контроля за использованием ресурсов и, если необходимо, их перепланирование и перераспределение для завершения проекта в запланированные сроки, причем в рамках бюджета.

10. Полученные в проекте результаты являются стартом для дальнейшего развития

Работы, выполненные в рамках проекта необходимы для того, чтобы после окончания проекта можно было пользоваться его результатами для других целей. Смысл всякой деятельности лежит за ее пределами. Мы делаем уборку не для того, чтобы просто быть занятым в этом процессе, а для того, чтобы потом можно было находить в чистом помещении и заниматься другими делами. Студент пишет реферат для получения дополнительных знаний. Получение диплома об окончании высшего учебного заведения необходимо для дальнейшего трудоустройства и развития карьеры. Строят дом для того, чтобы в нем можно было жить или работать. Программу повышения квалификации работников реализуют для повышения результатов деятельности предприятия и т.д. Проект - это старт для будущей активности.

11. Некоторая неопределенность

Даже при четко разработанном техническом задании, хорошем плане и организации выполнения проекта всегда существует некоторая неопределенность по отношению к процессам реализации проекта. Изменения внутренней и внешней среды влияют на проект предсказуемо или непредсказуемо. Каждый проект должен быть запланирован с учетом рисков и возможностей, оказывающих влияние на ход проекта, но практически невозможно учесть все обстоятельства, которые прямо или косвенно могут повлиять на проект.

Часто планируют определенный процент дополнительных ресурсов (человеческих, сырьевых, оборудования, времени и т.д.) на непредсказуемые ситуации, что дает возможность несколько обезопасить проект от нежелательных отклонений. С другой стороны, необходимо тщательно просчитывать возможности, чтобы быть готовым к их использованию в случае возникновения таковых.

Для выполнения заказа по производству мебели фабрика должна получить деревянные материалы из лесного региона, в котором из-за погодных условий были разрушены транспортные пути. Заказ сорван по непредвиденным обстоятельствам.

Или другая ситуация. В связи с резким удешевлением компьютеров организация могла приобрести техники в три раза больше запланированного в рамках проекта. В виду неподготовленности к такой ситуации - полное отсутствие помещений для их размещения возникли дополнительные трудности, сопряженные с дополнительными затратами времени и других ресурсов на разрешение этой ситуации.

12. Временные ограничения проекта

Проект должен быть реализован в установленный период времени и завершен к определенному моменту. Необходимы четкие даты или сроки начала и окончания проекта - временные границы, позволяющие планировать и организовать выполнение совокупности работ и заданий для достижения целей проекта.

Олимпиада должна начаться и закончиться в четко определенные даты. Следовательно, отдельные проекты по подготовке спортсменов для участия в этой Олимпиаде также должны иметь определенные временные рамки. Не выполнение временных требований приведет к срыву мероприятия по каким-то составляющим. Любая, даже веско аргументированная причина невыполнения временных требований, как, например, нехватка времени на подготовку спортсмена, опоздание на поезд, не приведут к желаемым результатам.

Если директор ресторана университета получил задание испечь в день выпускника 12 тортов по количеству факультетов к 15-00, когда выпускники придут для торжественного фуршета, он должен представить готовый продукт именно в это время, а не в 09-00 в виду более быстрой работы или в 18-00 в виду опоздания по важным причинам.

Временные ограничения являются хорошим определителем всех действий, необходимых для выполнения проекта.

13. Специфическая организация

В отличие от большинства видов организационной рабо ты, которая может быть организована по принципу бюрократической, поведенческой, функциональной или другой структуры, для про ектов характерны комбинация и объединение усилий разнообраз ных специалистов, где участники проекта, независимо от должности, специализации, от того, являются ли они инженерами, финансистами, маркетологами, кадровиками, специалистами по информационным технологиям, работают над выполнением задач проекта под руководством его директора. При этом могут наблюдаться такие структуры, где вышестоящий руководитель по занимаемой им роли в проекте оказывается в непосредственном подчинении у своего подчиненного и безропотно выполняет все его указания.

14. Наличие команды проекта

Команда - это самая важная составляющая успеха проекта, это группа, организация, понятие и идея. От того, как будет построена работа, какие средства, методы и механизмы будут использоваться, зависит успех проекта. Команда дает возможность работать вместе, дей ствуя при этом гибко и эффективно. Работа в команде бывает твор ческой и продуктивной. Команда, чья работа отлажена, может буквально «свернуть горы». Она объединяет усилия всех членов в единое целое. Команда способна расти, изменяться и адаптировать ся с учетом новых требований. Она может сохраняться или возникать заново, если из нее уйдут некоторые члены или изменятся первоначальные задачи.

Опыт также подсказывает, что работа в команде мо жет оказаться совсем не простой. Быть членом команды - значит в определенной степени пожертвовать своей ин дивидуальностью и стать частью единого целого. Кроме того, работа в команде может потребовать беспри страстной оценки самих себя и своей деятельности, что не всегда приятно.

Команды существуют потому, что их потенциал выше индивидуальных усилий. Деятельность команды оказывается более эффективной, чем работа любых других социальных групп, существующих в наших организациях.

Для проектов важен именно потенциал коман ды, благодаря которому заурядный проект, находящийся на грани краха, может дать блестящие результаты.

Самое простое объяснение проекта сводится к тому, что проект представляет собой организационную структуру, преобразующую исходные ресурсы в выходные результаты. Часто проекты носят временный характер, объединяя ресурсы и персонал и сосредотачивая его усилия на определенной деятельности, обычно в рамках предопределенного периода времени. По окончании этого периода проект прекращает свое существование. Ввиду этого проект может быть определен как: определенная деятельность, имеющая определенные начальную и конечную точки и предназначенная для достижения определенных целей.

Предпринимаемые действия обычно направлены на решение какой-либо проблемы или на извлечение пользы из какой-либо имеющейся возможности. Эти проблема или возможность учитываются при постановке целей проекта и становятся основой всех мероприятий, предусматриваемых планирующими проект и проводимыми коллективом проекта. В целом проект считается успешно выполненным, если полученные результаты превосходят вложенные ресурсы, и, наоборот, в случае, если стоимость проекта оказывается большей, чем объем полученных результатов, проект является неэффективным и считается неудачным.

Проекты могут существенно различаться своими размерами. Часто проекты составляют строго определенную часть более широкой программы. В случае программы Евровидение ежегодные конкурсы, проводимые в разных странах являются проектами в рамках большой общей программы, а проекты отбора и последующей подготовки победителя от страны для участия в конкурсе объединяются общим проектом «Евровидение». В любом случае лучше сокращать проект до минимального размера, выполнимого с экономической, технической и административной точек зрения. Обобщенно, обычные характеристики проекта сводятся к следующим:

Последовательность предпринимаемых действий;

Определенная группа положительных результатов, которые должны быть достигнуты (цели);

Определенные временные рамки (продолжительность проекта);

Определенное географическое размещение;

Определенные клиенты (или целевая группа);

Самостоятельная административная структура;

Отдельный комплекс счетов и финансирование в рамках определенного бюджетного пакета.

Очень важно помнить среди прочего, что обычно к достижению целей ведет несколько путей. Крайне редко определенный проект является единственным решением существующей проблемы. Знание о возможных альтернативах обеспечивает правильный выбор необходимого проекта. Но существовать могут не только альтернативные проекты, могут существовать также альтернативные возможности использования выделенных для выполнения проекта ресурсов.

Группа разработчиков проекта должна принимать во внимание следующие ограничения:

Выбор правильного проекта;

Максимально возможное наилучшее использование имеющихся ресурсов.

Вторым важным моментом является момент неопределенности. Как бы хорошо ни был составлен план проекта и проведена подготовка проекта и как бы напряженно и заинтересовано ни работал выполняющий проект коллектив, не все будет идти согласно плану. Так же как крестьянин не может предсказать урожай зерна, который он соберет, поскольку не может предвидеть, какая будет погода, так и менеджер проекта не может знать всех факторов, которые могут сказаться на успехе данного проекта.

Ввиду этого роль разработчиков проекта заключается в выявлении альтернатив, проведении их поочередной оценки, прежде чем произвести отбор наиболее адекватного проекта для претворения его в жизнь. Одним из этапов процесса оценки будет оценка факторов риска и неопределенности для каждого из альтернативных вариантов, с тем чтобы точно указать проект, оптимальный с точки зрения эффективности затрат и вероятности успеха.

Бизнес-планирование деятельности предприятия

Разработка нового продукта или нового проекта программного обеспечения; инновационные проекты в области менеджмента, и маркетинга характеризуются некоторыми особенностями: - главная цель проекта четко определена...

Инжиниринг как метод управления

Современное предприятие - очень мобильная структура, и, чтобы сохранять свои позиции на рынке, ему (предприятию) нужно постоянно меняться. Любые изменения реализуются в виде проектов развития. Сложность их объясняется тем...

Исследование проблем адаптации систем менеджмента к современным условиям ведения предпринимательской деятельности

Современные условия предпринимательской деятельности характеризуются следующими основными особенностями: - происходит глобализация международной рыночной среды, ведущая ко все большей динамичности движения капитала, технологий, трудовых...

Кадровая политика предприятия как инструмент стратегии управления персоналом организации на примере ОАО "Сетевая компания" Нижнекамских электрических сетей

В современных условиях основной корпоративной ценностью является "человеческий капитал". Поэтому...

Методы анализа инновационных проектов

Стратегия инвестиционной деятельности при финансировании инновационных проектов базируется на определении приоритетов. Формализированные оценки, вырабатываемые из целей инвестиционной деятельности...

Оперативное управление предприятием с целью повышения его конкурентного уровня на примере филиала ОАО "ФСК ЕЭС" Приокского предприятия магистральных электрических сетей

Для успешной работы предприятия и налаженной работы всех сотрудников требуется грамотная постановка цели. И чтобы у работников было желание качественно выполнять свою работу, требуется правильная мотивация персонала...

Организационные отношения и организационное поведение

Современная организация представляет собой, как правило, сложное социально-экономическое образование, ориентированное на достижение определенного результата, который обусловлен зависимостью от различных факторов...

Основные направления развития ситуационного подхода в таможенном менеджменте

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется наличием и взаимодействием трех основных подходов. Системный подход имеет собственную специфику...

Проблемы совершенствования стимулирования и мотивации труда и пути их решения

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду...

Процедура отбора персонала в организацию

Предлагая работнику тот или иной пост, важно не вообще знать, что он собой представляет, а тщательно выяснить: пригоден ли он именно для данной работы? Насколько компетентен, потянет ли? Поспешность, необдуманность...

Разработка и оценка эффективности инвестиционного проекта

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе связанных с ними затратах и результатах...

Разработка инновационного проекта в социальной сфере

Управление инвестиционными проектами на примере организации ООО "ВИСТрейд"

При инвестиционном проектировании проект в основном рассматривается как процесс. Рассмотрение проекта как структуры позволяет произвести декомпозицию проекта по нескольким принципам и признакам...

Управление исследовательскими проектами

Под жизненным циклом проекта подразумевается отрезок времени между моментом возникновения, зарождения проекта и моментом его ликвидации...

Управление персоналом в современной организации

В конце XX века главной проблемой менеджмента стал принципиально новый, систематический характер изменения условий хозяйственной деятельности. Сейчас эти изменения стали следовать друг за другом непрерывно и даже накладываться друг на друга...

Просмотров