Основания порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности: понятие, порядок, документы. Заявление на предоставление лицензии

Чтобы обеспечить защиту законных интересов граждан, объектов культуры и охрану окружающей среды, а также с целью сохранения безопасности страны, было принято решение проводить лицензирование отдельных Список работ и услуг, на которые должна быть получена лицензия, и порядок такой процедуры оговорены в специальном законе.

Понятие лицензирования

Лицензирование - это комплекс мероприятий, который включает в себя услуги по выдаче, приостановке, переоформлению и аннулированию лицензий на различные виды Лицензией называют специальный документ, который уполномочивает компанию или индивидуального предпринимателя оказывать определенные услуги либо проводить тот или иной вид работ на законной основе. Такой документ может быть выдан как в бумажном, так и в электронном (с цифровой печатью) варианте.

Лицензирование отдельных проводится по принципу единого экономического пространства, открытости и доступности информации, соблюдению законности.

которые подлежат лицензированию

Сейчас лицензию необходимо получать примерно на 50 видов работ и услуг. Вот некоторые из них:


Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию.

Документы для получения лицензии

Для того чтобы получить разрешение на осуществление определенных работ или оказание услуг, необходимо подать такие данные:

  1. Наименование вашей компании.
  2. Адрес и реквизиты организации.
  3. деятельности фирмы.
  4. Сведения о постановке на учет предприятия в налоговую инспекцию.
  5. Документы об уплате необходимых госпошлин.
  6. Другие данные.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

Руководитель (представитель) организации или подает документы в лицензионный орган. Процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (возможны и более продолжительные сроки). Если после анализа поданных данных лицензионная комиссия выявит ошибки и недочеты, получение лицензии затянется. Заявитель должен будет исправить все указанные замечания и только после этого подать документы вновь.

Срок действия такого документа не может составлять меньше 5 лет. После окончания данного времени предприниматель может подать заявку о продлении действия лицензии. В некоторых случаях разрешение выдается на неограниченный срок. Лицензирование отдельных видов деятельности проводится по всей территории России.

Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Основные принципы осуществления лицензирования:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  • установление единого перечня лицензированных видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдения законности при осуществлении лицензирования.

Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время является ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»1 (далее - Закон о лицензировании).

Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. В Москве эту деятельность осуществляет специально созданный Комитет лицензирования г. Москвы.

Лицензирующим органам закон предоставляет весьма широкие права, связанные с их деятельностью. Так, лицензирующие органы осуществляют: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий; ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию.

Лицензии выдаются федеральными органами государственной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ1. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта Федерации, то она действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Законом о лицензировании вводится уведомительный порядок, согласно которому для осуществления деятельности на территории иного субъекта РФ лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган данного субъекта.

Предусмотрено предварительное уведомление в письменной форме с указанием сведений, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135.

К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Законом о лицензировании вводится принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. На основании этого принципа перечень лицензируемых видов деятельности может определяться только Законом о лицензировании. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих дополнений в данный закон. Вместе с тем необходимо отметить, что Закон о лицензировании имеет весьма ограниченную сферу применения. Как указано в ст. 1 этого акта, его действие не распространяется на достаточно большое количество лицензируемых видов деятельности, среди которых деятельность кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевая, страховая, нотариальная, образовательная деятельность и др.

В связи с этим в науке предпринимательского права выделяют:

  • общий лицензионный режим. Он распространяется на перечисленные в ст. 17 Закона о лицензировании виды деятельности, лицензирование которых осуществляется по правилам данного закона;
  • специальный лицензионный режим. Он распространяется на указанные в ст. 1 Закона о лицензировании виды деятельности, лицензирование которых осуществляется по правилам специального законодательства. Эти правила могут не соответствовать нормам Закона о лицензировании.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
(Ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению лицензиата. В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании, Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Чтобы стать лицензиатом, т.е. лицом, имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. В заявлении должны содержаться сведения, перечень которых приведен в статье 9 Закона о лицензировании. Так, в заявлении, которое подается соискателем -юридическим лицом указываются: наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; лицензируемый вид.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. В силу п. 71 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, ее размер составляет 300 рублей.
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Более короткие сроки могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Государственная пошлина за предоставление лицензии определена в размере 1000 рублей.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие могут быть обжалованы соискателем.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами.

Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован соискателем в судебном порядке.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ. Крупным признается ущерб, превышающий 250 тыс. руб.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Порядок лицензирования (общий или упрощенный) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

Соискатель лицензии, изъявивший желание осуществлять лицензируемый вид деятельности и выбравший упрогценный порядок лицензирования, представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление, указанные ранее документы (за исключением документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности), а также копию договора страхования гражданской ответственности (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Лицензиат, изъявивший желание перейти на упрощенный порядок лицензирования, направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о переходе на упрощенный порядок лицензирования с приложением копии договора страхования гражданской ответственности или копии сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

Плановые проверки соответствия деятельности лицензиата, выбравшего упрощенный порядок лицензирования, лицензионным требованиям и условиям не проводятся.

Срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам должен быть не меньше срока действия лицензии.

Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган о прекращении действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам либо о продлении срока действия указанного договора в течение пятнадцати дней со дня прекращения действия указанных документов или продления срока действия договора. В случае прекращения действия договора страхования гражданской ответственности или сертификата соответствия лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности, к которому применяется общий порядок лицензирования, до истечения срока действия лицензии.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться в отношении лицензирования видов деятельности, перечень которых приведен в п. 6 ст. 9 Закона о лицензировании (перевозки морским транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузов и др.).

При упрощенном порядке лицензирования проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится.

Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В реестрах указывается следующая информация:

  • сведения о лицензиате;
  • сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии и номер лицензии;
  • сроки действия лицензий;
  • сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;
  • основания и даты аннулирования лицензий;
  • основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования;
  • сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • иные сведения.

Законом предусмотрены основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии является реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения; изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя; изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Переоформление документа производится лицензирующим органом, куда лицензиат или его правопреемник обязаны обратиться с заявлением и необходимыми документами не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения изменений в соответствующий Единый государственный реестр либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности, такой правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в порядке, предусмотренном статьей 11 Закона о лицензировании.

переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

Государственная пошлина за переоформление документа опреде-ленавразмере 100руб. (п. 71 ст. 333.33
НКРФ).

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условии.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств, соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия теряет юридическую силу :

  • в случае ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  • в случае реорганизации юридического лица, за исключением преобразования.

Законом о лицензировании также предусмотрены основания для аннулирования лицензии. Можно выделить две группы таких оснований. В соответствии с ними лицензия может быть аннулирована:
1) в административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом без обращения в суд, лицензия может быть аннулирована в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев;
2) в судебном порядке на основании заявления лицензирующего органа. В этом случае лицензия аннулируется:

  • если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;
  • при неустранении лицензиатом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий после приостановления действия лицензии.

Следует отметить, что с 1 июня 2006 г. вводится новый порядок приостановления действия лицензии и аннулирование лицензии1. Рассмотрим его основные положения.

Приостановление действия лицензии будет осуществляться лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ.

Предусмотрено, что в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат будет обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранит нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Кроме того, предусматривается, что действие лицензии прекращается со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

без лицензии, если она обязательна, влечет наложение административного штрафа :

  • на граждан - в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ;
  • на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ;
  • на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.

Помимо наложения штрафа может осуществляться конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа :

  • на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ;
  • на должностных лиц ~ от тридцати до сорока МРОТ;
  • на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Квалифицирующими признаками данного преступления являются: совершение его организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; извлечение в результате этого преступления дохода в особо крупном размере.

Доходом в крупном и особо крупном размере в данном случае признается доход, сумма которого превышает соответственно 250 тыс. рублей и один миллион рублей.

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые считаются лицензиатами.

В соответствии с федеральным законодательством вновь созданные предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели для осуществления отдельных видов деятельности обязаны получить специальное разрешение-лицензию. Лицензирование деятельности организация осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

· защита свобод, прав, законных интересов, нравственности или здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

· утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;

· гласность и открытость лицензирования;

· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В Законе установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности. Важно, что вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет, однако федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок не менее чем 5 лет по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии ее соискатель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) должен представить в соответствующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием: а)наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета – для юридического лица; б)фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; в)лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

2) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (необходимо предъявить оригиналы в случае, если копия не заверена нотариусом) – для юридических лиц;

3) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуальный предпринимателей;

4) свидетельство о постановке соискателя лицензии (юридического лица, индивидуального предпринимателя) на учет в налоговом органе;

5) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Все документы, представленные в соответствующий лицензионный орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

В соответствии с Законом лицензирующий орган должен принять решение о выдаче лицензии или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. В положении о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться более короткие сроки о выдаче или отказе в выдаче лицензии. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в указанный срок. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, должна производиться в течение 3 дней после представления соискателем документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, которыми могут быть: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Соискатель лицензии в установленном порядке имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также требовать независимой экспертизы, порядок проведения и оплаты которой устанавливается в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Размер платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии составляет 300 рублей, а за представление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Суммы оплаты за рассмотрение заявлений соискателей лицензий направляются в соответствующий бюджет.

Лицензирующие органы могут осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, могут приостанавливать действие лицензии в случае: выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Основанием для аннулирования лицензии является:

· обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

· неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

· незаконность решения о выдаче лицензии.

Если осуществляется преобразование юридического лица, изменяется его наименование или место его нахождения, лицензиат – юридическое лицо или его правопреемник – обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Осуществление определенного вида деятельности без специального разрешения (лицензии) является одним из признаков признания такой деятельности незаконным предпринимательством.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности устанавливается не только федеральным законом, но и постановлениями Правительства РФ. В статье 17 Федерального закона установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, поэтому предприниматели при намерении осуществлять определенные виды деятельности должны руководствоваться положениями данного Закона и другими федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

Лицензирование связано также с такими действиями:

  • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
  • возобновлением или прекращением действия лицензий;
  • аннулированием лицензий;
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
  • ведением реестров лицензий;
  • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

Наименование нормативного акта Характеристика
Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
  • Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 19.07.2007);
  • ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

Таблица: перечень лицензирующих органов

За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

  • на аудиторскую деятельность - 5 лет;
  • на розничную торговлю алкогольной продукцией - от 1 до 5 лет;
  • на работу с государственной тайной - до 5 лет по запросу заявителя;
  • на оказание услуг связи - от 3 до 25 лет;
  • на пассажирские перевозки внутри РФ - 5 лет (при первом обращении);
  • на ношение и хранение оружия - 5 лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.

В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

Лицензирование связано также с такими действиями:

  • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
  • возобновлением или прекращением действия лицензий;
  • аннулированием лицензий;
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
  • ведением реестров лицензий;
  • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

Наименование нормативного акта Характеристика
Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
  • Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 19.07.2007);
  • ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

Таблица: перечень лицензирующих органов

За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

  • на аудиторскую деятельность - 5 лет;
  • на розничную торговлю алкогольной продукцией - от 1 до 5 лет;
  • на работу с государственной тайной - до 5 лет по запросу заявителя;
  • на оказание услуг связи - от 3 до 25 лет;
  • на пассажирские перевозки внутри РФ - 5 лет (при первом обращении);
  • на ношение и хранение оружия - 5 лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.

Просмотров