Топ популярных франшиз для малого бизнеса. Каталог прибыльных франшиз. Самые выгодные франшизы в России с минимальными вложениями

Ежегодно количество автомобилей на дорогах нашей страны растет колоссальными темпами, поэтому бизнес по ремонту и обслуживанию машин является очень перспективным вложением денег. Однако запуск автосервиса сопряжен с большим количеством проблем, поэтому, чтобы избежать множества ошибок, которые совершают многие начинающие предприниматели, оптимальным вариантом станет приобретение франшизы автосервиса. Это очень удобно, поскольку вы сразу получаете готовые бизнес-процессы и технологию ведения дела, а также помощь в открытии.

На сегодняшний день на рынке представлено довольно много вариантов франшиз, поэтому выбрать лучшую очень сложно. В этой статье речь пойдет о том, как запустить готовый бизнес, о всевозможных подводных камнях и нюансах, а также о том, какая франшиза автосервиса лучше.

Покупка франшизы: достоинства, недостатки и сопутствующие риски

Чтобы открыть автомобильный сервис самостоятельно, необходимо не только наличие специального оборудования, но и знание технических аспектов и нюансов ведения бизнеса. Помимо этого, рынок услуг по ремонту и обслуживанию транспортных средств перенасыщен, и начинающему бизнесмену придется вести ожесточенную конкурентную борьбу с федеральными сетями, выжить в которой довольно сложно. Поэтому лучшим решением станет приобретение франшизы. Кроме этого, перед тем как начать заниматься бизнесом, стоит изучить автомобильный рынок, чтобы правильно выбрать для себя нишу.

Франшиза автосервиса, отзывы о которой довольно противоречивы, предоставляет предпринимателю следующие преимущества:

  • вы получаете готовый бизнес под ключ с просчитанным бизнес-планом и четкими цифрами выхода на уровень окупаемости;
  • использование названия известного бренда способствует большему потоку клиентов;
  • возможность закупки запчастей и расходных материалов по оптовым ценам;
  • профессиональное обучение от франчайзера;
  • специализированное диагностическое оборудование и ПО;
  • помощь в рекламной кампании и продвижении предприятия.

Несмотря на довольно внушительное количество преимуществ, увы, без недостатков также не обошлось. Среди таковых можно выделить:

  • вы вынуждены работать в строгих рамках и не можете самостоятельно влиять на функционирование и развитие бизнеса;
  • открытие автосервиса по франшизе обходится дороже, поскольку вы вынуждены не только за свои деньги закупить все необходимое, но и оплатить паушальный взнос;
  • часть ежемесячной выручки вы будете вынуждены отдавать владельцу франшизы;
  • все технические вопросы при открытии вы обязаны согласовывать с франчайзером.

Независимо от того, запускаете вы автосервис самостоятельно или по франшизе, необходимо учитывать высокую конкуренцию в данной отрасли, поэтому выход на уровень безубыточности и развитие бизнеса могут занять довольно долгий промежуток времени. К этому следует быть готовым и при планировании бизнеса необходимо рассматривать даже самые пессимистичные прогнозы. Как показывает практика, окупаемость наступает года через два-три при правильном введении автомобильной деятельности.

Условия приобретения франшизы

Одного желания для покупки франшизы недостаточно, поскольку каждый франчайзер предъявляет ряд требований к франчази. Чтобы решение по сделке было положительным, вы должны соответствовать ряду критериев. Это:

  • наличие опыта в этом сегменте бизнеса;
  • наличие помещения под открытие автосервиса, которое соответствует всем требованиям франчайзера;
  • положительная кредитная история и отсутствие долгов;
  • наличие стартового капитала.

Если вы соответствуете всем этим критериям, то вероятность успешной покупки франшизы автосервиса значительно возрастает.

Особенности запуска и продвижения автосервиса

Чтобы автосервис процветал, одних лишь денег недостаточно. Нужно иметь четкое представление об особенностях региона, в котором вы планируете запускать бизнес. При маркетинговом исследовании рынка следует учитывать следующие факторы:

  1. Покупательская способность населения - один из важнейших показателей, от которого зависит успех бизнеса. Все дело в том, что если у населения нет денег, то какой бы волшебной ни была франшиза автосервиса, вашими услугами никто пользоваться не будет.
  2. Наличие конкурентов и потенциальный спрос. В некоторых регионах страны спрос на услуги автосервиса существенно превышает реальное предложение из-за большего количества людей с личным транспортом и меньшим числом СТО.
  3. Локация автомобильного сервиса. В крупных городах автосервис будет приносить значительно большие доходы, чем в провинции.

Все эти критерии являются ключевым залогом успеха бизнеса, поэтому они являются обязательными при стратегическом планировании развития предприятия и составления бизнес-плана.

Финансовое планирование

Открытие бизнеса по франшизе требует наличия довольно большого стартового капитала, поскольку, помимо роялти, вам потребуется купить или арендовать помещение, а также закупить все необходимое оборудование. Статьи расходов включают в себя множество пунктов и состоят из следующего:

  1. Закупка оборудования: самая дорогостоящая статья расходов, требующая около одного миллиона рублей. Для нормальной работы автосервиса нужно профессиональное оборудование для диагностики машин, подъемники, верстаки и инструменты.
  2. Маркетинг и продвижение: чтобы о вашем СТО узнали, ему необходима реклама. Проведение комплексной маркетинговой компании обойдется приблизительно в 200 000 рублей.
  3. Регистрация предприятия и получение всех необходимых документов. Вы можете заниматься этим сами или обратиться в любую компанию, специализирующуюся на данных услугах. В первом случае вы потратите приблизительно 50 тысяч, а услуги компании будут стоить значительно дороже.

На запуск автосервиса с нуля, с покупкой франшизы кузовного автосервиса понадобится в среднем около 6 млн рублей. Помимо этого, каждый месяц у вас будет уходить около 500 тысяч рублей на аренду помещения, оплату труда сотрудников и закупку расходных материалов.

Какую франшизу выбрать: обзор российского рынка

На сегодняшний день на отечественном рынке представлено довольно много франшиз от российских и зарубежных компаний, поэтому выбрать лучшую очень сложно. Далее будут рассмотрены наиболее привлекательные предложения, предоставляющие самые комфортные условия для работы.

Продажи автомобилей в России падают уже несколько лет подряд. Исключением не стал и 2016 год - количество проданных «легковушек» сократилось на 11% . Автодилерам это не сулит ничего хорошего, равно как и производителям, но есть и те, кто от ситуации только в выигрыше. Автопарк, надо сказать весьма обширный, стареет и требует от владельцев всё больше заботы, как следствие растёт число обращений в автосервисы. Вместе с тем увеличивается и число тех, кто развивает данный вид бизнеса по франчайзингу.

Прочитав эту статью, вы узнаете:

Рынок автосервисов

Купить автомобиль - это, как известно, лишь полдела. Каким бы новым и качественным он не был, автовладельцу придётся регулярно вкладываться в его обслуживание . Некоторым приходится менять масло и проходить техосмотр 2-3 раза в год. Неудивительно, что сегмент автосервисных услуг оказывается едва ли не самым развитым на всём авторынке.

Так, по данным «Автостат» в 2015 году рынок автосервисного обслуживания и продаж запчастей составил 80% рынка продаж новых авто .

Как видно, регионами-лидерами по автосервисному обслуживанию стали Москва и Санкт-Петербург, что в общем-то неудивительно: в этих городах больше всего легковых авто.

Стоит отметить, что измеряя ёмкость рынка, эксперты «Автостата» учли и дополнительные услуги, такие как мойка авто. При этом они оказались более востребованными, чем сами ремонтные работы. А вот в аутсайдерах - шиномонтажные работы . На них пришлось лишь 4% всех оказанных услуг.

Самые популярные виды работ - замена масла, подвески и тормозной системы. Менять масло и проходить ТО нужно каждые 10-15 тыс. км. Ну а с учётом того, какие у нас дороги, неудивительно, что подвеска страдает.

Но рынок автосервисных услуг не только велик сам по себе. Впечатляет и его динамика. Так, с 2012 года он вырос в 1,4 раза . Правда, в 2016 году рост замедлился. Вероятно, это связано со снижением покупательской способности россиян и желанием сэкономить. Если поломка некритична, многие просто откладывают ремонт, проводят его сами у себя в гараже или доверят частным мастерам, работающим без оформления.

Структура рынка

Рынок автосервисных услуг, как водится, неоднороден. На нём присутствуют официальные дилеры, которые в основном обслуживают авто по гарантии , и независимые СТО. Последние делятся на предприятия с широким спектром услуг и узкоспециализированные автосервисы.


Какой формат заведений выбрать, каждый решает сам, исходя из структуры спроса на те или иные услуги.

Барно Турсунова, Вилгуд:

На своем опыте мы убедились, что выгоднее всего открывать автосервисы, специализирующиеся на техообслуживании, слесарном ремонте и ремонте подвески. Эти работы занимают 80% наших услуг. Конечно, в сети есть и узкоспециализированные автосервисы, которые делают кузовной ремонт или занимаются двигателями, но их единицы.

По словам Барно, такой ремонт может занять очень много времени : машина долго провисит на подъемнике, а мастер всё время будет занят одним заказом. Таким образом, за время ремонта одного двигателя, можно починить несколько подвесок и сделать не одно ТО, что экономически выгоднее.

Тем не менее, на рынке пока больше именно узкоспециализированных сервисов. Причём некоторые из них оказывают довольно специфические услуги. Например, автосервис Mosautoglass Анастасии Тарасовой специализируется на замене и ремонте автомобильных стёкол . По словам Анастасии специализация на стёклах, а также пошиве салонов, была выбрана изначально: эти направления казались наиболее перспективными и при этом простыми в плане бизнес-процессов. Позже от пошива салонов девушка решила отказаться из-за подорожания материалов, что в свою очередь привело бы к снижению чистой прибыли. Бизнес сосредоточился только на автостёклах.

Анастасия Тарасова, Mosautoglass:

Основные плюсы такого решения: конкретный понятный ассортимент, отлаженные процессы установки и отсутствие необходимости держать собственный склад - поставщики позволяют закупать товар буквально поштучно. В общем, сужение ниши позволило сосредоточится только на одном процессе, что дало максимальный результат.

Одним словом, у решения работать в узкой нише достаточно много плюсов. Но при этом важно грамотно подойти к выбору своего направления работы .

Сети vs дядя Вася

Большая проблема для рынка автосервисов - наличие крупного теневого сектора . И если новые автомобили ездят на ТО в дилерские центры, то авто возрастом старше 7 лет владельцы чинят самостоятельно либо отправляют на ремонт в гараж частного механика.

Автосервисный бизнес - один из немногих, которые у нас в стране до сих пор остались на уровне 90-х , отмечает руководитель сети Данил Соловьёв. И тем не менее, ситуация постепенно меняется, а время гаражных механиков, которых в народе ласково именуют «дядя Вася», заканчивается.

Дмитрий Роткин, «Белый сервис»:


Данил Соловьёв, F ! t Service

Посмотрите на сферу продуктов питания: основной поток покупателей идёт в крупные сетевые магазины. То же будет и происходить с автосервисами. С одной стороны, потребности автолюбителей меняются, и малый бизнес не может их удовлетворить.

Одним словом, эксперты ожидают, что число сервисов формата «у дяди Васи» будет постепенно сокращаться, пока не сойдёт на нет, а будущее - за сетевыми историями . Правда, пока таких игроков на рынке немного. Среди федеральных франчайзинговых сетей - F!t Service, Вилгуд, Bosch Сервис, «Белый сервис». Помимо этого, существуют региональные сети, их сегодня порядка 15. И тем не менее количество сетей сегодня постепенно растёт. Причин для этого несколько:

  • Автомобили становятся всё сложнее, и народным умельцам уже не хватает знаний и оборудования, чтобы их чинить.
  • Затраты у крупного сетевого игрока ниже, чем у маленького сервиса, а уровень оказания услуг и цены более адекватные.
  • Меняется сам портрет потребителя услуг автосервисов.

Данил Соловьёв, F ! t Service

В прежние годы автовладельцы были увлечёнными людьми, сами разбирались в устройстве авто и могли что-то починить. Сегодня автокредиты стали доступнее, появилось много школ, а типичным автомобилистом стал человек, для которого машина - просто средство передвижения. Он хочет, чтобы машина выполняла свои функции, но лезть под капот ему неинтересно.

При этом автовладельцы понимают, что машина представляет определённую угрозу безопасности человека. Поэтому встаёт вопрос, кто же может её обслуживать качественно. Основным критерием выбора СТО для автовладельца становится доверие . Конечно, доверие к крупной компании всегда выше, чем к частному лицу. Поэтому люди переходят в сетевые сервисы, где лучше персонал, оборудование, сервис и есть гарантии не на словах.

Зачем нужна франшиза?

Профессиональный автосервис, как и любой бизнес с серьёзным подходом, требует серьёзных вложений . Примерная схема затрат на его открытие выглядит следующим образом:


Сумма в итоге получается немаленькая, а потому справедливо возникает вопрос: «Зачем покупать франшизу, добавляя и к без того немалым издержкам паушальный взнос и роялти?». Всё дело в том, что автосервис как бизнес не так прост, как кажется на первый взгляд. По словам соосновательницы сети «Вилгуд» Барно Турсуновой, 90% частных СТО балансируют на грани самоокупаемости. Причины тому - коррупция, воровство и архаичное ведение бизнеса.

Чаще всего начинающие бизнесмены, открывающие автосервисы, наступают на одни те же грабли:

  • Неотлаженные бизнес-процессы;
  • Большой риск коррупции и воровства;
  • Сложности с поиском и обучением персонала;

Франчайзоры, открывшие и выведшие в прибыль ни одну СТО, точно знают, как правильно справиться с этими сложностями , и делятся своими технологиями с партнёрами. Как именно они справляются со сложностями?

  • IT против коррупции

Все существующие франшизы автосервисов строятся вокруг собственной IT-платформы . Именно такое решение позволяет им не только контролировать бизнес-процессы и сводить к минимуму вероятность воровства, но с лёгкостью передавать эту успешную модель работы своим франчайзи.

Пожалуй, наиболее известна из всех облачная система WILGOOD IS, которой основатели «Вилгуд» по праву гордятся. В программу «забиты» все внутренние процессы СТО , которые предварительно были разложены на отдельные этапы. Для каждого из этих этапов - ремонт, общение с клиентом, заказ запчастей - установлено время на выполнение. Причём такие алгоритмы созданы для всех сотрудников: механиков, мастеров-консультантов, менеджеров по запчастям, операторов колл-центра.

Чтобы начать работу, сотрудник должен открыть в программе бизнес-процесс на свое имя. Далее программа сама ведёт его по шагам и контролирует последовательность - если мастер не выполнил первый шаг, программа не допустит его ко второму. Программа очень жестко контролирует выполнение задач, ведет учет всех заказ-нарядов.

Помимо этого, система позволяет управлять запасами запчастей , проводит онлайн-мониторинг операционных показателей, контролирует начисление бонусов персоналу и т.д.

Барно Турсунова, «Вилгуд»:

Благодаря своей системе мы смогли в 2-3 раза улучшить операционные показатели наших автосервисов: поднять средний чек с 3 до 9 тыс. рублей, снизить фонд оплаты труда с 80% до 50% от работ, вдвое увеличить ежемесячный оборот каждой станции. Теперь средний оборот станций в регионах 2,5 млн рублей, в Москве - 4 млн рублей.

Приблизительно те же задачи решает и собственная система, разработанная сетью F!t Service. Помимо управленческого учёта, регламента работ для сотрудников, расчёта зарплаты и ведения складского учёта, система включает в себя программу подбора запчастей, отдельный интерфейс для мастера-приёмщика (содержит информацию о предыдущих посещениях СТО клиентом, пробеге авто, выполнении рекомендации, и другие данные, позволяющие предложить оптимальный набор услуг) и блок коммуникаций с клиентом. По словам основателя F!t Service Данила Соловьева, работа автосервиса, который собирается зарабатывать реально много денег, невозможна без подобной системы .

Собственная система под названием ОЛА есть и у сети «Белый сервис». Она также позволяет управлять отношениями с клиентом в долгосрочной перспективе, создавать заказ-наряды и следить за выполнением работ, осуществлять приёмку, а также регулировать ценообразование на СТО и быстро подобрать не только необходимую деталь, но и компанию поставщика .

Без такой системы у СТО очень велик риск столкнуться с тем, что мастера будут «халтурить» выполняя работу слишком долго или и вовсе чинить собственную технику в рабочее время, что конечно же скажется на выручке и репутации. Одним словом, IT-платформа для автосервиса - вещь хорошая. Проблема лишь в том, что разработать её стоит немалых денег. К примеру, по словам Барно Турсуновой, на разработку, внедрение и тестирование WILGOOD IS ушло 3 года работы и 200 млн рублей .


  • Человеческий фактор

Второй большой пласт проблем автосервиса как бизнеса связан с человеческим фактором, а точнее с подбором персонала. Найти грамотного и ответственного специалиста на авторемонт - задачка настолько сложная, что за её решение стоило бы вручать Нобелевку. Каждый франчайзор решает проблему поиска кадров по-своему и, конечно, делится своим рецептом с франчайзи.

К примеру, чтобы работать в сети « », специалист должен заполнить большую анкету в интернете. Это позволяет выявить замотивированных кандидатов . Плюс, чтобы внести все данные, нужно чётко следовать инструкциям, что расскажет руководству о дисциплинированности работника.

F!t Service помогает своим франчайзи с поиском и подбором кадров. При этом Данил Соловьёв отмечает, что найти опытного специалиста очень сложно . Поэтому компания зачастую берёт на работу новичков, сделав упор на их обучение. В F!t Service даже создан собственный тренинговый центр. А чтобы понимать, какой именно курс нужен специалистам конкретного центра, служба технической поддержки сети выявляет пробелы в знаниях мастеров.

Все без исключения крупные франчайзинговые сети применяют различные системы мотивации персонала . В противном случае мастерам будет просто неинтересно работать, укладываясь в строгие регламенты.


Помимо того, что франшиза предоставляет доступ к IT-платформе, помогающей контролировать работу сотрудников и управляющей бизнес-процессами, а также решает вопросы с поиском и обучением персонала, у неё есть ещё несколько плюсов .

Во-первых, она помогает решить проблемы, связанные с привлечением клиентов , которыми страдают большинство частных СТО. Все они привыкли к тому, что для работы достаточно яркой вывески у дороги и «сарафанки». Но правда такова, что сегодня автосервисов больше, чем нужно рынку, а потому за место под солнцем приходится побороться.

Франшиза в плане привлечения клиентов срабатывает за счёт известного бренда , на «раскрутку» которого тратятся немалые средства, а также за счёт других технологий: федерального сайта, собственного колл-центра и так далее. Кстати, помешать привлечению клиентов может всё та же халатность сотрудников. Если операторы колл-центра, принимающего звонки и заявки, не замотивированы, клиенты будут теряться на первом же этапе.сократить расходы на закупку запчастей . Как правило сети работают с одними и теми же поставщиками долгие годы, а их объёмы заказов куда больше, чем у СТО-одиночки. Всё это позволяет получить большую скидку, которой единичному игроку не добиться.

Одним словом, у работы по франчайзингу в этой сфере много плюсов. Но есть и определённые минусы. К примеру, если вы - натура свободолюбивая и в точности выполнять чужие правила не хотите, франчайзинг вам не подойдёт.

Помимо этого, франшиза требует больших инвестиций , чем открытие небольшого СТО в собственном гараже. Так что если бюджет ограничен или желания платить паушальный взнос и роялти у вас нет, опять-таки лучше выбрать самостоятельное открытие. Ну а тем, кто предпочитает перестраховаться, всё-таки имеет смысл присмотреться к франшизам.

Другая популярная причина покупки франшизы - возможность не наступать на грабли самим . Если вы делаете это ради успешной бизнес-модели, необходимо узнать, как можно больше о том, как в компании выстроена работа, и за счёт чего зарабатывает сеть. Если собственные СТО регулярно приносят хорошую прибыль, франшизе можно доверять. А вот если компания зарабатывает на паушальных взносах от франчайзи, она вас скорее всего разочарует.

Обратите внимание на то, насколько франчайзор вообще заинтересован в развитии вашего бизнеса. Дело в том, что не существует единого универсального рецепта успеха бизнеса. Он зависит от многих факторов, поэтому франчайзор должен быть готов подсказать решение проблем и помочь в случае возникновения трудностей.


Итак, автосервис - бизнес перспективный , данный сегмент растёт несколько лет подряд, невзирая на общее снижение показателей автомобильного рынка. При этом среди игроков преобладают узконаправленные СТО: некоторые виды работ просто быстрее выполняются, а потому оказываются более выгодными.

В настоящее время на рынке сервисов хорошо развит теневой сектор , но эксперты считают, что вскоре ситуация изменится, а на первый план выйдут сети. У них больше возможностей контролировать бизнес-процессы, привлекать и обучать персонал, выгодно работать с клиентами и покупать дешёвые запчасти. Именно на эти преимущества делают упор сетевики, продвигая на рынке свои франчайзинговые предложения.

Если вы новичок в автосервисном бизнесе или ваша СТО уже который год балансирует между прибылью и убытком, стоит всерьёз задуматься о покупке франшизы . Главное в этом деле - знать, чего именно вы хотите от сотрудничества с крупной сетью, и подойти к выбору партнёра с умом.

Продажи автомобилей в России падают уже несколько лет подряд. Исключением не стал и 2016 год - количество проданных «легковушек» сократилось на 11% . Автодилерам это не сулит ничего хорошего, равно как и производителям, но есть и те, кто от ситуации только в выигрыше. Автопарк, надо сказать весьма обширный, стареет и требует от владельцев всё больше заботы, как следствие растёт число обращений в автосервисы. Вместе с тем увеличивается и число тех, кто развивает данный вид бизнеса по франчайзингу.

Прочитав эту статью, вы узнаете:

Рынок автосервисов

Купить автомобиль - это, как известно, лишь полдела. Каким бы новым и качественным он не был, автовладельцу придётся регулярно вкладываться в его обслуживание . Некоторым приходится менять масло и проходить техосмотр 2-3 раза в год. Неудивительно, что сегмент автосервисных услуг оказывается едва ли не самым развитым на всём авторынке.

Так, по данным «Автостат» в 2015 году рынок автосервисного обслуживания и продаж запчастей составил 80% рынка продаж новых авто .

Как видно, регионами-лидерами по автосервисному обслуживанию стали Москва и Санкт-Петербург, что в общем-то неудивительно: в этих городах больше всего легковых авто.

Стоит отметить, что измеряя ёмкость рынка, эксперты «Автостата» учли и дополнительные услуги, такие как мойка авто. При этом они оказались более востребованными, чем сами ремонтные работы. А вот в аутсайдерах - шиномонтажные работы . На них пришлось лишь 4% всех оказанных услуг.

Самые популярные виды работ - замена масла, подвески и тормозной системы. Менять масло и проходить ТО нужно каждые 10-15 тыс. км. Ну а с учётом того, какие у нас дороги, неудивительно, что подвеска страдает.

Но рынок автосервисных услуг не только велик сам по себе. Впечатляет и его динамика. Так, с 2012 года он вырос в 1,4 раза . Правда, в 2016 году рост замедлился. Вероятно, это связано со снижением покупательской способности россиян и желанием сэкономить. Если поломка некритична, многие просто откладывают ремонт, проводят его сами у себя в гараже или доверят частным мастерам, работающим без оформления.

Структура рынка

Рынок автосервисных услуг, как водится, неоднороден. На нём присутствуют официальные дилеры, которые в основном обслуживают авто по гарантии , и независимые СТО. Последние делятся на предприятия с широким спектром услуг и узкоспециализированные автосервисы.


Какой формат заведений выбрать, каждый решает сам, исходя из структуры спроса на те или иные услуги.

Барно Турсунова, Вилгуд:

На своем опыте мы убедились, что выгоднее всего открывать автосервисы, специализирующиеся на техообслуживании, слесарном ремонте и ремонте подвески. Эти работы занимают 80% наших услуг. Конечно, в сети есть и узкоспециализированные автосервисы, которые делают кузовной ремонт или занимаются двигателями, но их единицы.

По словам Барно, такой ремонт может занять очень много времени : машина долго провисит на подъемнике, а мастер всё время будет занят одним заказом. Таким образом, за время ремонта одного двигателя, можно починить несколько подвесок и сделать не одно ТО, что экономически выгоднее.

Тем не менее, на рынке пока больше именно узкоспециализированных сервисов. Причём некоторые из них оказывают довольно специфические услуги. Например, автосервис Mosautoglass Анастасии Тарасовой специализируется на замене и ремонте автомобильных стёкол . По словам Анастасии специализация на стёклах, а также пошиве салонов, была выбрана изначально: эти направления казались наиболее перспективными и при этом простыми в плане бизнес-процессов. Позже от пошива салонов девушка решила отказаться из-за подорожания материалов, что в свою очередь привело бы к снижению чистой прибыли. Бизнес сосредоточился только на автостёклах.

Анастасия Тарасова, Mosautoglass:

Основные плюсы такого решения: конкретный понятный ассортимент, отлаженные процессы установки и отсутствие необходимости держать собственный склад - поставщики позволяют закупать товар буквально поштучно. В общем, сужение ниши позволило сосредоточится только на одном процессе, что дало максимальный результат.

Одним словом, у решения работать в узкой нише достаточно много плюсов. Но при этом важно грамотно подойти к выбору своего направления работы .

Сети vs дядя Вася

Большая проблема для рынка автосервисов - наличие крупного теневого сектора . И если новые автомобили ездят на ТО в дилерские центры, то авто возрастом старше 7 лет владельцы чинят самостоятельно либо отправляют на ремонт в гараж частного механика.

Автосервисный бизнес - один из немногих, которые у нас в стране до сих пор остались на уровне 90-х , отмечает руководитель сети Данил Соловьёв. И тем не менее, ситуация постепенно меняется, а время гаражных механиков, которых в народе ласково именуют «дядя Вася», заканчивается.

Дмитрий Роткин, «Белый сервис»:


Данил Соловьёв, F ! t Service

Посмотрите на сферу продуктов питания: основной поток покупателей идёт в крупные сетевые магазины. То же будет и происходить с автосервисами. С одной стороны, потребности автолюбителей меняются, и малый бизнес не может их удовлетворить.

Одним словом, эксперты ожидают, что число сервисов формата «у дяди Васи» будет постепенно сокращаться, пока не сойдёт на нет, а будущее - за сетевыми историями . Правда, пока таких игроков на рынке немного. Среди федеральных франчайзинговых сетей - F!t Service, Вилгуд, Bosch Сервис, «Белый сервис». Помимо этого, существуют региональные сети, их сегодня порядка 15. И тем не менее количество сетей сегодня постепенно растёт. Причин для этого несколько:

  • Автомобили становятся всё сложнее, и народным умельцам уже не хватает знаний и оборудования, чтобы их чинить.
  • Затраты у крупного сетевого игрока ниже, чем у маленького сервиса, а уровень оказания услуг и цены более адекватные.
  • Меняется сам портрет потребителя услуг автосервисов.

Данил Соловьёв, F ! t Service

В прежние годы автовладельцы были увлечёнными людьми, сами разбирались в устройстве авто и могли что-то починить. Сегодня автокредиты стали доступнее, появилось много школ, а типичным автомобилистом стал человек, для которого машина - просто средство передвижения. Он хочет, чтобы машина выполняла свои функции, но лезть под капот ему неинтересно.

При этом автовладельцы понимают, что машина представляет определённую угрозу безопасности человека. Поэтому встаёт вопрос, кто же может её обслуживать качественно. Основным критерием выбора СТО для автовладельца становится доверие . Конечно, доверие к крупной компании всегда выше, чем к частному лицу. Поэтому люди переходят в сетевые сервисы, где лучше персонал, оборудование, сервис и есть гарантии не на словах.

Зачем нужна франшиза?

Профессиональный автосервис, как и любой бизнес с серьёзным подходом, требует серьёзных вложений . Примерная схема затрат на его открытие выглядит следующим образом:


Сумма в итоге получается немаленькая, а потому справедливо возникает вопрос: «Зачем покупать франшизу, добавляя и к без того немалым издержкам паушальный взнос и роялти?». Всё дело в том, что автосервис как бизнес не так прост, как кажется на первый взгляд. По словам соосновательницы сети «Вилгуд» Барно Турсуновой, 90% частных СТО балансируют на грани самоокупаемости. Причины тому - коррупция, воровство и архаичное ведение бизнеса.

Чаще всего начинающие бизнесмены, открывающие автосервисы, наступают на одни те же грабли:

  • Неотлаженные бизнес-процессы;
  • Большой риск коррупции и воровства;
  • Сложности с поиском и обучением персонала;

Франчайзоры, открывшие и выведшие в прибыль ни одну СТО, точно знают, как правильно справиться с этими сложностями , и делятся своими технологиями с партнёрами. Как именно они справляются со сложностями?

  • IT против коррупции

Все существующие франшизы автосервисов строятся вокруг собственной IT-платформы . Именно такое решение позволяет им не только контролировать бизнес-процессы и сводить к минимуму вероятность воровства, но с лёгкостью передавать эту успешную модель работы своим франчайзи.

Пожалуй, наиболее известна из всех облачная система WILGOOD IS, которой основатели «Вилгуд» по праву гордятся. В программу «забиты» все внутренние процессы СТО , которые предварительно были разложены на отдельные этапы. Для каждого из этих этапов - ремонт, общение с клиентом, заказ запчастей - установлено время на выполнение. Причём такие алгоритмы созданы для всех сотрудников: механиков, мастеров-консультантов, менеджеров по запчастям, операторов колл-центра.

Чтобы начать работу, сотрудник должен открыть в программе бизнес-процесс на свое имя. Далее программа сама ведёт его по шагам и контролирует последовательность - если мастер не выполнил первый шаг, программа не допустит его ко второму. Программа очень жестко контролирует выполнение задач, ведет учет всех заказ-нарядов.

Помимо этого, система позволяет управлять запасами запчастей , проводит онлайн-мониторинг операционных показателей, контролирует начисление бонусов персоналу и т.д.

Барно Турсунова, «Вилгуд»:

Благодаря своей системе мы смогли в 2-3 раза улучшить операционные показатели наших автосервисов: поднять средний чек с 3 до 9 тыс. рублей, снизить фонд оплаты труда с 80% до 50% от работ, вдвое увеличить ежемесячный оборот каждой станции. Теперь средний оборот станций в регионах 2,5 млн рублей, в Москве - 4 млн рублей.

Приблизительно те же задачи решает и собственная система, разработанная сетью F!t Service. Помимо управленческого учёта, регламента работ для сотрудников, расчёта зарплаты и ведения складского учёта, система включает в себя программу подбора запчастей, отдельный интерфейс для мастера-приёмщика (содержит информацию о предыдущих посещениях СТО клиентом, пробеге авто, выполнении рекомендации, и другие данные, позволяющие предложить оптимальный набор услуг) и блок коммуникаций с клиентом. По словам основателя F!t Service Данила Соловьева, работа автосервиса, который собирается зарабатывать реально много денег, невозможна без подобной системы .

Собственная система под названием ОЛА есть и у сети «Белый сервис». Она также позволяет управлять отношениями с клиентом в долгосрочной перспективе, создавать заказ-наряды и следить за выполнением работ, осуществлять приёмку, а также регулировать ценообразование на СТО и быстро подобрать не только необходимую деталь, но и компанию поставщика .

Без такой системы у СТО очень велик риск столкнуться с тем, что мастера будут «халтурить» выполняя работу слишком долго или и вовсе чинить собственную технику в рабочее время, что конечно же скажется на выручке и репутации. Одним словом, IT-платформа для автосервиса - вещь хорошая. Проблема лишь в том, что разработать её стоит немалых денег. К примеру, по словам Барно Турсуновой, на разработку, внедрение и тестирование WILGOOD IS ушло 3 года работы и 200 млн рублей .


  • Человеческий фактор

Второй большой пласт проблем автосервиса как бизнеса связан с человеческим фактором, а точнее с подбором персонала. Найти грамотного и ответственного специалиста на авторемонт - задачка настолько сложная, что за её решение стоило бы вручать Нобелевку. Каждый франчайзор решает проблему поиска кадров по-своему и, конечно, делится своим рецептом с франчайзи.

К примеру, чтобы работать в сети « », специалист должен заполнить большую анкету в интернете. Это позволяет выявить замотивированных кандидатов . Плюс, чтобы внести все данные, нужно чётко следовать инструкциям, что расскажет руководству о дисциплинированности работника.

F!t Service помогает своим франчайзи с поиском и подбором кадров. При этом Данил Соловьёв отмечает, что найти опытного специалиста очень сложно . Поэтому компания зачастую берёт на работу новичков, сделав упор на их обучение. В F!t Service даже создан собственный тренинговый центр. А чтобы понимать, какой именно курс нужен специалистам конкретного центра, служба технической поддержки сети выявляет пробелы в знаниях мастеров.

Все без исключения крупные франчайзинговые сети применяют различные системы мотивации персонала . В противном случае мастерам будет просто неинтересно работать, укладываясь в строгие регламенты.


Помимо того, что франшиза предоставляет доступ к IT-платформе, помогающей контролировать работу сотрудников и управляющей бизнес-процессами, а также решает вопросы с поиском и обучением персонала, у неё есть ещё несколько плюсов .

Во-первых, она помогает решить проблемы, связанные с привлечением клиентов , которыми страдают большинство частных СТО. Все они привыкли к тому, что для работы достаточно яркой вывески у дороги и «сарафанки». Но правда такова, что сегодня автосервисов больше, чем нужно рынку, а потому за место под солнцем приходится побороться.

Франшиза в плане привлечения клиентов срабатывает за счёт известного бренда , на «раскрутку» которого тратятся немалые средства, а также за счёт других технологий: федерального сайта, собственного колл-центра и так далее. Кстати, помешать привлечению клиентов может всё та же халатность сотрудников. Если операторы колл-центра, принимающего звонки и заявки, не замотивированы, клиенты будут теряться на первом же этапе.сократить расходы на закупку запчастей . Как правило сети работают с одними и теми же поставщиками долгие годы, а их объёмы заказов куда больше, чем у СТО-одиночки. Всё это позволяет получить большую скидку, которой единичному игроку не добиться.

Одним словом, у работы по франчайзингу в этой сфере много плюсов. Но есть и определённые минусы. К примеру, если вы - натура свободолюбивая и в точности выполнять чужие правила не хотите, франчайзинг вам не подойдёт.

Помимо этого, франшиза требует больших инвестиций , чем открытие небольшого СТО в собственном гараже. Так что если бюджет ограничен или желания платить паушальный взнос и роялти у вас нет, опять-таки лучше выбрать самостоятельное открытие. Ну а тем, кто предпочитает перестраховаться, всё-таки имеет смысл присмотреться к франшизам.

Другая популярная причина покупки франшизы - возможность не наступать на грабли самим . Если вы делаете это ради успешной бизнес-модели, необходимо узнать, как можно больше о том, как в компании выстроена работа, и за счёт чего зарабатывает сеть. Если собственные СТО регулярно приносят хорошую прибыль, франшизе можно доверять. А вот если компания зарабатывает на паушальных взносах от франчайзи, она вас скорее всего разочарует.

Обратите внимание на то, насколько франчайзор вообще заинтересован в развитии вашего бизнеса. Дело в том, что не существует единого универсального рецепта успеха бизнеса. Он зависит от многих факторов, поэтому франчайзор должен быть готов подсказать решение проблем и помочь в случае возникновения трудностей.


Итак, автосервис - бизнес перспективный , данный сегмент растёт несколько лет подряд, невзирая на общее снижение показателей автомобильного рынка. При этом среди игроков преобладают узконаправленные СТО: некоторые виды работ просто быстрее выполняются, а потому оказываются более выгодными.

В настоящее время на рынке сервисов хорошо развит теневой сектор , но эксперты считают, что вскоре ситуация изменится, а на первый план выйдут сети. У них больше возможностей контролировать бизнес-процессы, привлекать и обучать персонал, выгодно работать с клиентами и покупать дешёвые запчасти. Именно на эти преимущества делают упор сетевики, продвигая на рынке свои франчайзинговые предложения.

Если вы новичок в автосервисном бизнесе или ваша СТО уже который год балансирует между прибылью и убытком, стоит всерьёз задуматься о покупке франшизы . Главное в этом деле - знать, чего именно вы хотите от сотрудничества с крупной сетью, и подойти к выбору партнёра с умом.

Создать бизнес по франшизе - значит выйти на рынок под чужой торговой маркой, которую уже знает потребитель. Главное преимущество франшизы в том, что вы получаете «готовое дело» и избегаете многих рисков, связанных с запуском бизнеса с нуля.

Ещё один очевидный плюс в том, что, несмотря на экономический кризис, сфера франчайзинга в России растет. В 2016 году на российском рынке, по данным журнала «Генеральный директор», действует около 1400 франшиз: на 10% больше, чем в прошлом году.

Какую франшизу лучше покупать?

На сегодняшний день самые выгодные франшизы - в сферах общепита и розничной торговли.

Наиболее известные франчайзинговые сети в общепите: «Баскин Робинс», «Додо Пицца», «Сабвей» и «Стардогс». Окупаемость такого бизнеса варьируется от 9 месяцев до 1,5 лет.

Самая крупная в мире сеть закусочных, «Сабвей», открыла в России 644 компании в 141 городе. Франшиза растет быстро, так как для открытия одной точки «Сабвей» требуется минимум ресурсов: в закусочных нет горячего цеха, поэтому запускают их экономично и быстро.

Магазины одежды, обуви и парфюмерии, напротив, менее выгодны. С учетом кризиса и необходимости крупных вложений, спрос на открытие подобного бизнеса упал. Однако дела идут хорошо в более узких сегментах рынка - например, у магазинов фиксированных цен или экспресс-аптек.

Самой быстро растущей франшизой в секторе ритейла в 2016 году стала сеть магазинов Fix Price - у неё 2050 предприятий в 723 городах России (впрочем, если говорить именно о франчайзинговых предприятиях, то их у «Фикс-прайса» всего лишь 250). Причина популярности франшизы кроется в её невысокой стоимости: 300 тысяч рублей. Еще одно преимущество - узкая ниша, которую заняла компания: в сфере продажи товаров по фиксированной цене Fix Price является монополистом в России.

На какую помощь от франчайзера может рассчитывать партнёр?

Помощь от франчайзера может выражаться в консультациях, обучении персонала, поставке оборудования, рекламной поддержке - список может быть намного длиннее, в зависимости от сферы бизнеса и параметров конкретной сделки. Например, в розничной торговле, как правило, учредитель помогает франчайзи с подбором торговой точки, оборудования, обучением персонала.

Так, сеть магазинов мороженого «33 пингвина» помогает франчайзи выбрать месторасположение торговой точки, дает рекомендации по оформлению витрин и выбору оборудования для торговых точек, помогает обучить персонал. Также компания помогает определить рентабельность бизнеса.

Если говорить о сфере общественного питания, то тут помощь учредителя может выйти за рамки простого подбора помещения. Например, сеть пиццерий «Додо Пицца» открыла целую школу для франчайзи и разработала собственное программное обеспечение Dodo Is, позволившее оптимизировать работу 93 партнеров в 71 городе России.

О чём говорят цифры?

Несмотря на привлекательность некоторых предложений на рынке франшиз, важно понимать: там где мало платишь, столько же и зарабатываешь. Например, открыть филиал популярной кофейни «Шоколадница» стоит 12,5 миллионов рублей при годовом доходе 6,5 миллионов рублей: это значит, что кафе окупится только через 2-3 года.

Есть франшизы, где требуется меньше денег за вход, а прибыль уже в первый год работы покрывает первоначальные траты. На бумаге выгода в цифрах выглядит заманчиво, но в реальность воплощается далеко не всегда.

Стартовая стоимость франшизы, помимо первичных расходов вроде аренды торговой площади и найма работников, включает паушальный взнос - единоразовый платеж, который учредитель взимает с франчайзи за пользование торговой маркой. В таблице ниже вы можете посмотреть на соотношение первичных трат и выручки популярных на рынке франшиз.

Сфера деятельности Компания Первоначальные инвестиции Выручка за год Прибыль за год
Гостиничный Holiday Inn 315 000 000
Marriott 315 000 000
Hilton 315 000 000
Гипермаркеты Carrefour 315 000 000
Перекресток 7 000 000 70 300 000 6 000 000
Общепит Пятерочка 15 000 000
Подорожник 94 500 000
KFC 157 500 000
Макдоналдс 75 600 000
Burger King 2 700 000 28 000 000 1 200 000
Cinnabon 5 300 000 22 800 000 6 400 000
Papa Jones 12 000 000
Шоколадница 12 500 000 38 400 000 6 500 000
Traveller’s Coffee 14 000 000 27 600 000 5 500 000
Торговля одеждой Оджи 11 600 000 39 000 000 5 000 000
InCity 4 500 000 33 000 000 5 000 000
Sela 4 700 000 20 000 000 5 000 000
Mascotte 750 000 24 000 000 3 600 000
Glenfield 2 500 000 18 000 000 2 000 000
Westland 2 500 000 12 000 000 2 300 000
Tom Tailor 10 000 000 18 000 000 2 000 000
Tom Far 4 500 000 36 000 000 2 800 000
Finn Flare 2 500 000 15 000 000 3 000 000
Спортивный бизнес Gold’s Gym 63 000 000
Бытовая техника Позитроника 5 800 000 60 000 000 6 000 000

Низкий стартовый взнос из-за кризиса предлагают многие ритейлеры одежды и обуви, например, InCity, Sela, Finn Flare. Порог входа снижен, так как популярность подобных франшиз упала: люди стали тратить меньше денег на новые вещи. Прежде чем приобрести такую франшизу в кризис, лучше просчитать все риски.

Так стоит ли заниматься бизнесом по франшизе?

Эксперты и предприниматели, опрошенные «Генеральным директором», считают, что да. В 2014 году они даже включили франчайзинг в двадцатку перспективных направлений бизнеса в России на ближайшие 3-5 лет.

Однако не стоит думать, что бизнес по франшизе - это легкий заработок. Хоть франчайзер и помогает, успех проекта на 99% зависит от добросовестной работы партнера. Чтобы выйти в ноль, потребуется, по моему опыту, в среднем от двух до четырех лет, при этом никто не гарантирует вам успеха.

Хорошая новость в том, что, поработав по франшизе, предприниматели-новички обычно усваивают азы бизнеса и через некоторое время открывают своё дело. Если у вас есть такие амбиции, бизнес по франшизе станет отличной школой.

  1. Рассчитывайте заранее, сколько вы готовы вложить в бизнес, не считая паушального взноса;
  2. Изучите компанию, которая продает франшизу (маленькие первоначальные инвестиции и большой доход должны вызывать у вас сомнения);
  3. Определитесь с нишей, в которой вы хотите купить франшизу. Об этом бизнесе следует иметь хотя бы минимальное представление;
  4. Обсудите заранее, что будет предоставлять вам компания: какая поддержка будет оказана, за что с вас попросят дополнительную плату (иногда это не пишут в договоре);
  5. Бренд не всегда залог успеха, обсудите с партнером что вы получите помимо бренда (технология, выгодные условия с подрядчиками, оборудование);
  6. Если вы покупаете код, убедитесь, что он запатентован;
  7. Внимательно изучайте договор: особенно разделы с обязанностями и штрафами;
  8. До оплаты обязательно попросите план запуска проекта и ответственных за каждый этап. У вас должно быть чёткое понимание, как вы запустите проект после оплаты франшизы;
  9. Если вы покупаете зарубежную франшизу, выясните, кто будет заниматься локализацией проекта.

Взгляд со стороны

«Компании запускают франшизы для малых городов»

Нина Семина, основатель каталога франшиз franshiza.ru

«В 2017 году популярными были низкостоимостные франшизы (до 700 тыс. руб. расходов на запуск бизнеса), а также франшизы в сфере медицинско-лабораторной диагностики, детского образования, красоты и общественного питания. Снизился спрос на франшизы в сфере розничной торговли одеждой и обувью и вырос спрос на франшизы декоративной косметики: в начале 2017 года мы наблюдали рост спроса на франшизы Flormar, NYX Professional Makeup и российский бренд Mixit. В тренде и сегмент франчайзинга, построенного на продаже продуктов питания, напитков, товаров для дома по низким ценам («Галамарт», Fix Price, Home Market).

Все больше действующих франчайзеров запускают как отдельный формат франшизы для малых городов. Раньше все хотели развивать сети в миллионниках, но там и так уже сильная конкуренция на большинстве рынков. В малых городах конкуренция не так высока, но для них нужны специальные предложения с минимумом инвестиций. С другой стороны, многие российские успешные франчайзеры начинают выходить на международный рынок — в страны постсоветского пространства, в Европу и Китай. В основном это характерно для сегмента общественного питания («Шоколадница», «Джелатерия Пломбир», «Додо Пицца» и др.). ,>

Среди новых направлений франчайзинга в 2017 году — EMS-фитнес, интеллектуальные игры, виртуальная реальность, агрегаторы (например, агрегатор такси Fasten). Интересный тренд — развитие мультифранчайзинга, когда люди приобретают по несколько различных франшиз сразу.

По прогнозам на 2018 год мы ожидаем появления франшиз в сфере услуг и товаров для животных (уже появились клиники для животных «Медвет»), интересных региональных концепций франшиз фастфуда, развития сегмента ресторанов «с изюминкой», сегмента красоты и здоровья, ИТ-франшиз, а также франшиз, ориентированных на молодое поколение.

«Типичный покупатель франшизы — это менеджер среднего звена»

Совладелец консалтинговой компании компании «Делошоп» Филипп Гуреев

«Мы наблюдаем незначительный рост спроса на франшизы в пределах 5-10% за год. В то же время появляется множество новых игроков-франчайзеров. Многие из них быстро прекращают свою деятельность. Как правило, это небольшие компании из регионов, которые открыли две-три точки у себя и теперь рассчитывают покорить со своей концепцией всю Россию. В основном это услуги и общепит со стартовыми вложениями от 1-2 млн руб. Однако если бизнес хорошо пошел в одном городе, это вовсе не означает, что он будет успешен на федеральном уровне. В общем новых концепций и идей на рынке появляется гораздо больше, чем клиентов — покупателей франшиз.

Как обычно, спросом пользуются детские центры, футбольные школы, медицинские лаборатории и т.п. Успешно развивается сеть (№ 20. — РБК ) от Metro Cash & Carry — многие владельцы безымянных магазинчиков «у дома» предпочитают работать под крылом большой сети.

Типичный покупатель франшизы в 2017 году — это менеджер среднего звена, у которого есть до 5 млн руб. Как правило, он рассматривает франшизу как способ получить пассивный доход. Ставки по депозитам упали, недвижимость не дорожает, вот они и хотят запустить какой-нибудь бизнес. При этом часто доверяют его женам, родственникам, наемным управленцам, что, конечно, является ошибкой. Чем меньше собственник вовлечен в бизнес франшизы, тем больше его шансы потерять деньги. Иногда проще купить уже готовый бизнес — обойдется это дороже, чем франшиза, но рисков меньше».

Просмотров