Упрощенная бухгалтерская отчетность нко. Состав бухгалтерской отчетности для нко на усн. А. Общественные объединения

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Члена Экспертно-консультативного Совета
Саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество» Петровой Н.В.

О составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации

Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» признан утратившим силу Приказ Минфина России от 13.01.2000 года №4н.

Согласно п. 4. Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

В соответствии с пунктом 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изменениями и дополнениями) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Для справки:

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Пункт 2. «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним».

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (Приложение к Письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027) сказано следующее:

«В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Учитывая это, в случае, когда некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность и информация о доходах и расходах по этой деятельности является существенной, указанная информация раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей отчета о финансовых результатах».

Таким образом, согласно действующему законодательству и рекомендациям Минфина РФ бухгалтерская отчетность НКО включает:

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о целевом использовании средств
  • Приложения к ним (четкий перечень в нормативных документах не установлен)

В случае существенности доходов от предпринимательской деятельности, НКО раскрывает информацию в Приложениях в форме Отчета о финансовых результатах. Уровень существенности должен быть определен в Учетной политике организации.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027) сказано следующее:

«… в случае, когда некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность и информация о доходах и расходах по этой деятельности является существенной, указанная информация раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей отчета о финансовых результатах».

Обращаем внимание:

В действующих в настоящее время нормативных документах (стандартах) конкретный перечень приложений для бухгалтерской отчетности НКО четко не определен.

Состав приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (состав приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств), соответствии с действующим законодательством, устанавливается федеральными стандартами (пункт 6 часть 3 ст. 21 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ).

В отношении состава приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (составу приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств) действует Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н.

(Основание часть 1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ)

Однако в Приказе Минфина от 02.07.2010 №66н состав приложений Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств (формы отчетности НКО) прямо не определен .

Для справки:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

« 3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств…»

Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона

«1. До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти….»

3. Некоммерческая организация имеет право вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее Уставом. Информация о доходах от предпринимательской деятельности отражается в Отчете о целевом использовании средств в строке «Прибыль от приносящей доход деятельности».

При наличии ряда условий информация о доходах от предпринимательской деятельности должна раскрываться в отчетности обособленно, т.е. дополнительно должен составляться Отчет о финансовых результатах.

Для справки:

В Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано следующее :

«Некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

- в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

- раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности».

Таким образом, при наличии предпринимательской деятельности, доходы от которой являются существенными, НКО должно дополнительно составлять Отчет о финансовых результатах.

При составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются следующими нормативными документами:

  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению
  • Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

(Информация Минфина РФ от 17 января 2012 г. "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)")

Исходя из положений ПБУ 4/94, НКО не обязаны в составе бухгалтерской отчетности раскрывать информацию о наличии и изменении уставного, резервного капитала и других составляющих капитала организации (Отчет об изменениях капитала).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности № 34н НКО могут не представлять Отчет о движении денежных средств.

Вместе с тем, исходя из положений пунктов 6, 11 ПБУ 4/99, при необходимости обеспечения пользователей отчетности дополнительными данными, которые необходимы пользователям отчетности для оценки финансового положения и результатов деятельности НКО, такие данные раскрываются в Пояснениях к отчетности.

ВЫВОДЫ:

1. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011 г. (с изменениями, дополнениями) НКО в обязательном порядке составляют:

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о целевом использовании полученных средств.
  • Приложения к ним

2. В действующих стандартах состав Приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств не определен , отсюда следует, что состав и содержание приложений к указанным обязательным формам отчетности должно определяться организацией самостоятельно в Учетной политике.

3. При определенных условиях хозяйственной деятельности, НКО должны дополнительно к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании полученных средств представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет о финансовых результатах.

4. Отчет о движении денежных средств не является обязательным для годовой бухгалтерской отчетности НКО, однако ОДДС может быть включен в состав отчетности .

5. В случае существенности иных показателей деятельности НКО необходимые пояснения могут быть приведены в произвольном виде в текстовой и/или табличной форме.

Актуальность предложенного пособия заключается в том, что оно представляет собой подробный справочник по бухгалтерскому учету некоммерческой организации. Настоящее издание раскрывает наиболее значимые аспекты учета доходов и расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также формы и методы бухгалтерского учета некоммерческих организаций и другие не менее важные вопросы. Предложенное пособие предназначено для бухгалтеров и руководителей некоммерческих организаций, а также может быть полезно преподавателям и студентам экономических вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях (В. И. Радачинский, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 4. Бухгалтерская финансовая отчетность некоммерческих организаций

4.1. Понятие и формы бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Бухгалтерская отчетность , как завершающий этап учетного процесса, представляет собой совокупность показателей и аналитических данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период.

Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 03.11.2006 г.) обязывает составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Некоммерческие организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливают упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. В таком случае бухгалтерская отчетность представляется только один раз в год по итогам учетного года в составе:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Отчет о целевом использовании полученных средств является специальной формой, применяемой только некоммерческими организациями, существующими за счет целевых денежных средств. Средства целевого использования отражаются в форме № 6. По следующим группам расходов:

1) расходы на целевые мероприятия;

2) расходы на содержание аппарата управления;

3) расходы на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества.

В случае превышения суммы расходов над суммой поступлений, разница показывается как остаток средств на конец отчетного периода в круглых скобках, разъяснение по этому вопросу даются в пояснительной записке.

Согласно порядку составления и формирования бухгалтерской отчетности в упрощенной форме, пояснительная записка в данном случае не предусматривается.

Некоммерческие организации обязаны представлять отчеты во внебюджетные фонды РФ по единому социальному налогу в разрезе социальных фондов. Сроки представления отчетов устанавливаются внебюджетными фондами самостоятельно. Формы и сроки представления отчетов одинаковы для всех видов организаций. Отчеты в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования по уплате единого социального налога, отчет по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств.

Некоммерческие организации составляют статистическую отчетность, и в установленные сроки сдают в органы статистики.

Для отдельных некоммерческих организаций установлен особый порядок составления и представления отчетности. В настоящее время идет увеличение не только количественного состава некоммерческого сектора экономики, но и расширения сферы деятельности учреждений данной формы хозяйствования. К сожалению, российское законодательство, не успевает фиксировать и отражать этот стремительный процесс. Требуется строгая регламентация, и даже кодификация (создание сводного нормативного акта) всей сферы деятельности организаций непроизводственного сектора экономики.

В случае несоблюдения сроков представления отчетности или ее не представления к нарушителям применяются меры взыскания. Уклонение от проведения обязательной аудиторской или препятствие ее проведения урегулируется в судебном порядке с наложением штрафных санкции, на основании решение арбитражного суда по искам, предъявляемым органам прокуратуры и органами, осуществляющими финансовый контроль (Федеральное казначейство, государственная налоговая служба и др.).

4.2. Требования по составлению и раскрытию бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В случае выявления недостаточности данных для формирования полного представления о финансово-хозяйственной деятельности организации и изменениях в ее финансовом положении, исходя из Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43 н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99», в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащаяся в ней, т. е. исключительно одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не считается нейтральной, если по средствам отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

В исключительных случаях (например, при изменении вида или характера деятельности) допускаются изменения принятых содержания и форм бухгалтерской отчетности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто с указанием причин, вызвавших это изменение.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год – отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом, для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации организации по 31 декабря соответствующего года, а для организации, созданных после первого октября, – по 31 декабря следующего года.

При формировании отчетности по упрощенной системе в состав годовой бухгалтерской отчетности не входят: форма № 3 «Отчет об изменении капитала», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

1) наименование составляющей части;

2) указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

3) организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке)).

4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

5) вид деятельности;

6) организационно-правовая форма/форма собственности (указывается согласно классификатору организационно правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по классификатору форм собственности (КОФ));

7) единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. – код по ОКЕИ 384; млн руб. – код по ОКЕИ 385);

8) адрес (указывается полный почтовый адрес организации);

9) дата утверждения.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган посчитает ее полезной для заинтересованных пользователей. В ней раскрывается динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет. В части некоммерческих организаций раскрывается деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия и мероприятия в области улучшения (совершенствования) системы здравоохранения; в области социально-культурного и морально-нравственного развития общества и другая информация.

4.3. Отчетность некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Учреждения некоммерческого сектора экономики, ведущие производственную и иную хозяйственную деятельность, с целью получения выручки от реализации и извлечения прибыли, должны использовать более расширенный вариант отчетности.

При заполнении отчета о прибылях и убытках (форма № 2) следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (с изменениями от 18.09.2006 г и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (с изменениями от 18.09.2006 г.)

Все данные формы № 2 показываются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Отчет должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показывают с подразделением на обычные и чрезвычайные. Отчет должен содержать следующие числовые показатели:

1) выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей;

2) себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

3) валовая прибыль;

4) коммерческие расходы;

5) управленческие расходы;

6) прибыль/убыток от продаж;

7) процент к получению;

8) процент к уплате;

9) доходы от участия в других организациях;

10) прочие операционные доходы;

11) прочие операционные расходы;

12) внереализационные расходы;

13) прибыль/убыток до налогообложения;

14) налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

15) прибыль/убыток от обычной деятельности;

16) чрезвычайные доходы;

17) чрезвычайные расходы;

18) чистая прибыль (непокрытый убыток).

Для реальной оценки финансово-хозяйственного положения организации, ее деятельности, платежеспособности к бухгалтерскому балансу прикладываются пояснения.

Введена новая структура субсчетов к счету 90 «Продажи» и их составных частей как при представлении промежуточной, так и годовой бухгалтерской отчетности.

К счету 90 предусмотрено открытие следующих субсчетов:

1) «Выручка»;

2) «Себестоимость продаж»;

3) «Налог на добавленную стоимость»;

4) «Акцизы»;

5) «Прибыль (убыток) от продаж».

Если организация является плательщиком экспортных пошлин, то дополнительно открывается субсчет «Экспортные пошлины». Таким же образом разрешено открывать субсчета для учета налогов и средств целевого назначения второго порядка.

В отчете необходимо показывать расходы по тем видам доходов, которые превышают 5 % общей суммы доходов за отчетный период.

По статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей)» показывают выручку от продажи продукции и товаров, поступления от обычных видов деятельности, признанные организацией в бухгалтерском учете.

По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданной в отчетном периоде продукции, работам, услугам.

По статье «Коммерческие расходы» отражаются затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения. Данные по этой статье показывают уровень затрат, связанных с продажей продукции (работ, услуг) как у производителей, так и у организаций занятой торговой деятельностью.

Статья «Валовая прибыль» используется в расчетах ряда показателей для нужд управления затратами, ценообразования.

Следует учесть тот факт, что при формировании некоммерческой организацией отчета о прибылях и убытках статьи, которые не несут существенных данных для оценки финансовых результатов деятельности (либо нет информации, в виду отсутствия фактов хозяйственной деятельности по данным статьям), организации, могут не заполняться.

Правила составления сводной (консолидированной) отчетности в России

Некоммерческие учреждения, как уже отмечалось, могут иметь свои представительства, филиалы и другие структурные подразделения. В таком случае возникает необходимость составления общей (сводной) отчетности по всему учреждению.

Сводная бухгалтерская отчетность – это совокупность показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, которые имеют вклады в дочерние и зависимые предприятия. Она формируется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.1996 г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» (с изменениями от 12.05.1999 г)

Организации, имеющие филиалы, представительства и иные структурные подразделения, в том числе выделенные на отдельный баланс, должны включать показатели их деятельности в бухгалтерскую отчетность. Путем сложения данных показателей материнской организации и деятельности филиалов и представительств формируется единый бухгалтерский отчет.

Бухгалтерским законодательством закреплены следующие положения:

1) предприятие считается дочерним, если другое общество, именуемое головным, имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом;

2) дочернее общество имеет свой устав и является юридическим лицом, не отвечая по долгам головной организации;

3) хозяйственное общество считается зависимым, если другое общество (головное) имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Принципы составления сводной отчетности:

1) при наличии у материнской организации дочерних и зависимых обществ одновременно свободная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах;

2) бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность при наличии следующих фактов:

а) материнская организация обладает более 50 % голосующих акции акционерного общества или более 50 %, уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

б) материнская организация имеет возможность определять решение, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором;

3) материнская организация вправе дополнять типовые формы данными, необходимые пользователям сводной бухгалтерской отчетности (числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны производится в сводной бухгалтерской отчетности обособленно; если такие показатели не имеют существенного значения, то их отражают общей суммой);

4) достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель материнской организации;

5) объем, порядок, и сроки представления бухгалтерской отчетности дочерним организациям устанавливает материнская организация;

6) урегулирование финансовых взаимоотношений материнской организации и дочерних обществ производится до составления сводной бухгалтерской отчетности;

7) составление сводной отчетности выполняется в соответствии с правилами объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность;

8) при составлении сводной бухгалтерской отчетности необходимо использовать единую учетную политику в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ;

9) необходимость пересчета валютных статей для включения в сводную бухгалтерскую отчетность дочернего общества, составленную в иностранной валюте;

10) в свободную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность материнской организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период на одну и ту же дату.

4.4. Отчетность некоммерческих организаций перед налоговым органом

Состав и порядок представления налоговой отчетности некоммерческих организаций зависит от характера осуществляемой ею деятельности. Любая деятельность учреждения некоммерческого сектора экономики, не противоречащая законодательству РФ и уставу данной организации не может облагаться налогом, за исключением тех случаев, когда некоммерческая организация помимо основной деятельности, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с извлечение прибыли. В последнем случае у организации возникают объекты налогообложения. По таким объектам организация должна уплачивать налоги согласно налогового законодательства, отражать соответствующие сведения в отчетных документах и представлять их налоговым и другим финансово-контрольным органам.

В случае возникновения объекта налогообложения расчеты по налогам и другим платежам обязательного исполнения представляются в государственный налоговый орган. Представляется налоговая декларация по налогам, которые некоммерческая организация обязана уплачивать, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. В Государственную налоговую инспекцию сдаются сведения о расчетных и валютных счетах, открытых в кредитных учреждениях, на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом.

4.5. Отчетность некоммерческих организаций перед государственными и муниципальными органами управления (по использованию целевых средств)

На выполнение определенных социально-экономических, научно-исследовательских, культурно-просветительских, санитарно-эпидемиологических и других мероприятий и программ выделяются финансовые средства из местных бюджетов или бюджета РФ.

Контроль за использованием данных денежных средств целевого характера осуществляют органы государства и местного самоуправления специально на то уполномоченные. Согласно Указу Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.1996 г. № 1095 (с изменениями 25 июля 2000 г., 18 июля 2001 г.) предусмотрена необходимость проведения не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами комплексных проверок по поступлению и расходованию бюджетных средств на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства Федерального бюджета.

Средства, израсходованные не по целевому назначению и доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Некоммерческие организации могут получать в свое распоряжение средства и материальную помощь от заинтересованных лиц (юридических и физических): гранты, имущество и прочее. Такая помощь имеет целевую направленность. В таком случае, на некоммерческую организацию ложится задача отчитаться, за предоставленные средства.

Некоммерческая организация составляет смету доходов и расходов по предусмотренным видам деятельности. В обязательном порядке составляется отчет об исполнении сметы и представляется той организации, которая выделила денежные средства на целевые мероприятия.

Внутренняя отчетность

Разрабатывается самостоятельно и используется для анализа эффективности использования ресурсов организации. Внутренняя отчетность является очень важным элементом контроля, особенно при наличии у некоммерческой организации структурных подразделений. В таком случае контроль играет широкую роль в деятельности учреждения, помогает выявить и самостоятельно пресечь факты ошибок, злоупотреблений и других нежелательных явлений, негативно влияющих на всю хозяйственную деятельность данной организации.

Учитывая факт отсутствия во многих организациях некоммерческого сектора экономики систем внутреннего контроля, можно предположить, что появление таковых, способно существенно усовершенствовать организационную систему управления учреждения и способствовать формированию более достоверной отчетности.

Отчет о фин рез полный или упрощенный? Т.е. нужно сдать баланс отчет о фин рез - эти формы полные и ли упрощенные? пояснения к бух балансу не нужно сдавать?

1. По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. При этом вы можете сдавать отчет о финансовых результатах в упрощенной форме (приложение № 5), если вашей компании не запрещено вести бухучет в упрощенном виде (пункт 4, 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

2. Да, вы можете применять упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств для социально ориентированных организаций (приложение № 6 к приказу № 66), если организация имеет право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. и ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795 , пункт 2.1 , п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ , Закона № 7-ФЗ).

3. Да, пояснения к бухгалтерской отчетности можно не сдавать. Однако при желании по существенным показателям можно привести необходимые пояснения к бухгалтерской отчетности, составив их в произвольном виде в текстовой и (или) табличной форме. Ориентироваться при этом можно на пример оформления, приведенный в приложении № 3 к приказу № 66н. Также допустимо составить такие формы, как отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств. Обе формы приведены в приложении № 2 к приказу № 66н.

Обоснование

Елены Поповой , государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов и ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012 .*

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Однако применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам не вправе некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. То же самое касается адвокатских бюро и нотариальных палат. Полный список тех организаций, которые не вправе упрощать учет и отчетность, приведен в части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице .

2. Из справочника Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Форма Кто сдает Документ, которым утверждена форма Периодичность сдачи Срок сдачи
Бухгалтерский баланс Ежегодно
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о финансовых результатах Все некоммерческие организации при выполнении определенных условий Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации по своему выбору Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Отчет о целевом использовании средств Все некоммерческие организации (за некоторыми исключениями) Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все некоммерческие организации Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Ежегодно Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года*

3. Из справочника Отчетность некоммерческих организаций (НКО) в Минюст России

Что сдавать Кто сдает Отчетный период и срок сдачи Основание
Заявление о соответствии требованиям статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и информация о продолжении деятельности (форма произвольная)

НКО (кроме бюджетных и казенных учреждений), у которых:

– нет участников (членов) – иностранных граждан и (или) организаций, лиц без гражданства;

– в течение года не было поступлений денег и имущества от иностранных источников;

– в течение года поступление денег и имущества составило не более 3 млн руб.

Законодательно срок не определен.

П. 4.1 и 4.2 ст. 1, Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ*

4. Из статьи журнала «Упрощенка» № 1, Январь 2015 Примеры баланса и отчета о целевом финансировании в НКО

Правило № 1 Все НКО сдают бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств

Есть нюансы

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ, поскольку они являются организациями государственного сектора (п. 4 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Как и коммерческие фирмы, НКО в обязательном порядке составляют бухгалтерский баланс. Что касается отчета о финансовых результатах - формы № 2, то ее некоммерческим компаниям нужно заполнять только в конкретных случаях, о них мы подробно поговорим в следующем разделе. Зато всем без исключения НКО нужно заполнить отчет о целевом использовании средств (п. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Где брать бланки указанных документов?*

Начнем с бухгалтерского баланса. В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ № 66н) содержится целых три бланка этого документа. Первая форма - общая. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Ее может использовать любая НКО. Две других формы - упрощенные. Поэтому есть смысл разобраться, в каких случаях НКО вправе их использовать.

Так, в приложении № 5 к приказу № 66н приведена упрощенная форма баланса для субъектов малого предпринимательства. Но из всех НКО таковыми могут считаться лишь потребительские кооперативы. И то лишь при соблюдении определенных критериев (о них мы рассказали во врезке справа). То есть большинство НКО субъектами малого предпринимательства не являются. Получается, лишь некоторые потребительские кооперативы могут позволить себе использовать эту упрощенную форму (п. и статьи 6 Закона № 402-ФЗ).

Памятка

Некоммерческие организации не попадают в категорию компаний малого бизнеса, за исключением потребительских кооперативов. Но даже потребкооператив, чтобы считаться малой организацией, должен соответствовать ряду условий.

А в приложении № 6 к приказу № 66н приведена форма, предусмотренная специально для социально ориентированных некоммерческих организаций (о них смотрите во врезке ниже). При этом в письме Минфина России от 27.12.2013 № 07 01 06/57795 сказано, что данную форму могут использовать и другие НКО. Дело в том, что по общему правилу некоммерческим организациям предоставлено право вести бухучет по упрощенной форме и заполнять упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Однако специальные формы пока не утверждены, поэтому НКО разрешено применять форму баланса, предусмотренную для социально ориентированных компаний. Обратите внимание: она намного проще, чем общая форма. Только имейте в виду: эту специальную форму из приложения № 6 к приказу № 66н не могут применять некоммерческие организации, которые не имеют права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Такие НКО перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. Это, в частности:

- организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

Кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

- адвокатские палаты;

- нотариальные палаты;

- некоммерческие организации, включенные в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.*

И теперь поговорим о форме отчета о целевом использовании средств. По общему правилу НКО отчитываются по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу № 66н. А вот для социально ориентированных НКО опять сделано исключение. Их форма содержится в приложении № 6). Это НКО, созданные в формах, предусмотренных Законом № 7-ФЗ , за исключением государственных корпораций, госкомпаний и политических партий. Абсолютно точно не могут признаваться социально ориентированными потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Поскольку на эти НКО Закон № 7-ФЗ не распространяется (п. 3 ст. 1 Закона № 7-ФЗ). Кроме того, чтобы организация считалась социально ориентированной, она должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также виды деятельности, указанные в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ.*

Правило № 2 Отчет о финансовых результатах НКО рекомендовано составлять, если доходы от бизнеса существенны

Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее уставом. Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом не должно быть законодательного запрета на такую деятельность.

Данные о прибыли от предпринимательской и иной подобной деятельности раскрываются в отчете о целевом использовании средств. Для этого в данной форме предусмотрена соответствующая строка. Но если вы считаете, что сведения в отчете о целевом использовании средств раскрываются недостаточно подробно, можно составить еще и отчет о финансовых результатах. Например, это потребуется, если в отчетном году ваша организация получила существенный доход от коммерческой деятельности (п. 1 ст. 13

По общему правилу НКО следует применять общеустановленную форму отчета о финансовых результатах. Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. По-другому могут поступить только потребительские кооперативы, которые являются субъектами малого предпринимательства и вправе применять упрощенные способы бухучета. Они могут использовать форму, предусмотренную приложением № 5 к приказу № 66н.*

Заметьте: обе формы называются «Отчет о прибылях и убытках». Название это старое. Начиная с отчетности за 2012 год указанный отчет должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация № ПЗ 10/2012). Поэтому при необходимости самостоятельно внесите в заголовок формы изменения.


По общему правилу, некоммерческая организация не составляет отчеты о финансовых результатах. Это следует из закона о бухгалтерском учете, однако в отдельных случаях некоммерческая организация обязана составить и представить в налоговый орган отчет о финансовых результатах. Это возникает, когда некоммерческая организация получила доход, который не подпадает под понятие целевого финансирования или целевых поступлений на содержание некоммерческой организации, которые даны в статье 251 Налогового кодекса – «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы».

Отчет о целевом использовании средств не дает полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах работы и изменениях в финансовом положении. Без знания заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности показателей полученного дохода невозможна оценка финансового положения и финансовых результатов некоммерческой организации.

Как указано в информационном письме №ПЗ-10/2012 Министерства финансов Российской Федерации опубликованном 4 декабря 2012 года, если в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, она обязана сформировать отчет о финансовых результатах. Показатель дохода, полученного некоммерческой организацией, существенен.

В пункте 18 раздела 5 «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» ПБУ 9/99 «Доходы организации» сказано следующее: «Выручка, прочие доходы, выручка от товаров, работ, услуг, составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности». Для этого ПБУ доходами организации признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества и погашение обязательств, которые приводят к увеличению капитала. Поступление целевых средств капитал не увеличивает.

В информационном письме Министерства финансов №ПЗ-1/2011 сказано, что некоммерческая организация, исходя из условий функционирования, а также требований законодательства Российской Федерации, самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера конкретных обстоятельств возникновения. Уровень существенности показателя закреплен в учетной политике.

В учетной политике не просто указывается уровень существенности (например 5%), но также определена величина от которой рассчитываются эти 5% для того, чтобы принцип расчета был понятен всем, и аудиторам в том числе. В пояснительной записке укажите порядок расчета существенности показателя. Но не забывайте, что есть и другие формы отчетности, которые детализируют финансовый результат, поэтому делать этот показатель очень низким не стоит.

    При оценке существенности показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих отдельному представлению, существенной признается сумма, которая составляет более 10 процентов от соответствующего раздела баланса за отчетный период.

    Существенным считается показатель, если он превышает 10% валюты баланса (строка 1600 или 1700 бухгалтерского баланса).

    Существенным считается показатель, если он превышает на отчетную дату 10% раздела бухгалтерского баланса «Целевое финансирование».

    Показатель считается существенным и приводится обособленно в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах. Нераскрытие показателя влияет на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При детализации статей бухгалтерской отчетности существенной признается сумма, составляющая 10% и более от показателя статьи отчетности.

Как не следует писать определения существенности показателя:

    Существенным считается показатель более 5%.

    При оценке существенности показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих отдельному представлению, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5 процентов.

Вам также может быть интересно:

Отчеты НКО. Какую отчетность НКО должны сдать.

К относятся субъекты, деятельность которых не связана с получением прибыли. В НКО доходы, полученные в результате выполняемых действий, не могут быть распределены между учредителями, что является основным отличием от коммерческих предприятий. Некоммерческие организации имеют много общего с коммерческими юридическими лицами. Они имеют собственный баланс и устав, на основании которого совершают свою деятельность, могут открывать банковские счета. Также НКО разрешается иметь штампы, печати и эмблемы на которых указано их название. Деятельность субъектов некоммерческой деятельности не ограничивается определенным сроком.

Некоммерческим организациям необходимо обеспечить своевременную сдачу отчетности и правильное заполнение представляемых документов. Следует знать, что довольно часто ошибки в отчетах, сдаваемых в различные государственные органы, становятся причиной претензий к НКО, которую могут обвинить в нарушении законодательства, приостановив деятельность. Первый обязательный отчет НКО сдает 15 числа следующего месяца после регистрации в ФНС.

Некоммерческим организациям, наряду с другими предприятиями и структурами, необходимо подготавливать документацию для сдачи в контролирующие органы в виде отчетности - налоговой, бухгалтерской и статистической. Также НКО отчитываются по страховым взносам и сдают специальные отчеты в Минюст РФ. Чтобы своевременно представить все необходимые документы и избежать проблем с законодательством, субъекты некоммерческой деятельности должны знать, какие отчеты сдают НКО, сроки их сдачи и другие аспекты отчетности, требующие особенного внимания.

Бухгалтерская отчетность НКО

Все субъекты некоммерческой деятельности обязаны вести и раз в год представлять бухгалтерскую отчетность согласно общим правилам. Отчитываясь перед соответствующим органом, они должны подготовить для сдачи следующую документацию

Бухгалтерский баланс НКО (форма №1);

Отчеты, подтверждающие целевое расходование средств (форма №6).

Каждый документ заполняется и оформляется по установленной форме, при их составлении учитываются особенности и специфика деятельности организации.

Некоторые НКО дополнительно сдают отчет о финансовых результатах. Он представляется в следующих случаях

Работа некоммерческой организации принесла ей выручку;

Отчет необходим для оценки финансового состояния НКО.

Если не требуется предоставление отчета о финансовых результатах, то поступления от функционирования НКО отражается в документе о целевом использовании полученных средств.

Бухгалтерская отчетность НКО сдается на протяжении 90 дней после того, как закончится отчетный период.

Бухгалтерский баланс НКО несколько отличается от баланса, составляемого коммерческими предприятиями. Так раздел «Капиталы и резервы» заменен на «Целевое финансирование». В нем указываются суммы источников образования активов, а также отражаются остатки целевых поступлений. Также в бухгалтерском балансе НКО заменены некоторые другие строки, что обусловлено характером деятельности некоммерческих предприятий.

В отчете о целевом расходовании средств указываются затраты на благотворительные цели, на проведение различных мероприятий, на оплату труда и другие расходы, необходимые для функционирования организации. Сумма финансовых поступлений - общая и по конкретным статьям - различные взносы, доход от деятельности, остаток денег на начало и на конец отчетного периода.

Важно! Бухгалтерская отчетность сдается ежегодно, но не забывайте, что налоговая отчетность сдается ежеквартально! Отчет в ПФР СЗВ-М сдается ежемесячно! Ежемесячные и ежеквартальные отчеты являются обязательными даже для недействующих (нулевых) некоммерческих организаций.

Отчеты НКО в Минюст

Субъекты некоммерческой деятельности предоставляют отчетность НКО в Минюст, указав в формах, утвержденных министерством юстиции Российской Федерации, всю необходимую информацию. Сдаваемые отчеты подтверждают, что среди сотрудников НКО нет иностранных лиц, а также организация не имеет зарубежных источников финансирования.

Отчетность НКО в Минюст, сроки ее сдачи следующие

Форма №1 - в документе указывается информация о руководителях некоммерческой организации, а также о характере и специфике ее деятельности;

Форма № 2 - в ней предоставляются данные об использованных целевых средствах и имуществе;

Форма №3 - в отчете отражаются все денежные средства и имущества, полученные НКО от международных и зарубежных компаний и предприятий, от иностранцев и лиц без гражданства. Заполнить ее можно, посетив официальный портал министерства юстиции.

Все эти отчеты НКО в Минюст имеют следующие сроки предоставления - до 15 апреля года, последующего за отчетным периодом.

Некоторые субъекты некоммерческой деятельности не сдают отчетность в Минюст по некоторым формам в слудующих случаях:

Организация не получала средств от зарубежных компаний или иностранных лиц;

Учредителями или сотрудники НКО не являются иностранцами;

Организация за отчетный период получила поступлений общей суммой не более 3 млн. руб.

При этом вместо первых двух форм заполняется заявление, имеющее произвольную форму, и соответствующее требованиям законодательства РФ.

Важно. Предоставление отчетов в Минюст подтверждает намерение НКО работать в текущем году. При отсутствии верно сданных отчетов, Минюст инициирует принудительную ликвидацию НКО и возникает риск дисквалификации лиц, записанных в ЕГРЮЛ, согласно ФЗ129.

В отличии от фискальной налоговой Минюст не штрафует некоммерческие организации, а действует в следующем порядке.

  1. НКО получает на юридический адрес предписание сдать отчетность. Советую всегда следить за юр.адресом НКО.
  2. Если за 30 дней НКО не сдала отчетность, инициируется механизм принудительной ликвидации, Минюст принимает соответственное решение.
  3. Через 10 дней в ЕГРЮЛ появляется запись о предстоящей ликвидации.
  4. Происходит публикация в вестнике на 3 месяца. НКО должна успеть за этот срок устранить все недостатки. На этом этапе сдать отчетность сложнее, требуется около месяца.
  5. После публикации вестника за 30 дней НКО вычеркивается из ЕГРЮЛ. На этом этапе сделать уже ничего нельзя.


Налоговая отчетность НКО

Некоммерческие организации также должны сдать отчетность в федеральную налоговую службу. Форма отчетности НКО в налоговую службу у разных субъектов может отличаться в зависимости от выбранной системы налогообложения.

Основной режим налогообложения

Некоммерческие предприятия, использующие основную систему налогообложения, представляют в налоговую инспекцию следующий перечень документов

Декларация по НДС - сдается строго в электронной форме, через ЭЦП, до 25-го числа месяца, идущего за отчетным периодом. Сдавать такой отчет необходимо каждый квартал. В случае отсутствия объекта, облагаемого НДС, некоммерческие предприятия сдают отчетность, состоящую из титульной страницы и первого раздела;

Декларация по налогу на прибыль - субъект некоммерческой деятельности, занимающийся предпринимательством, является плательщиком налога на прибыль. За каждый отчетный период предоставляется отчетность, которая должна сдаваться на протяжении 28 дней после его окончания квартала. Полный отчет за налоговый период сдается до 28 марта года, следующего за отчетным. Если НКО не осуществляет предпринимательскую деятельность, то она предоставляет в налоговую службу отчет, но не нулевой. Следует расшифровать целевые поступления в ЛИСТЕ 7.

Отчетность по налогам на имущество - в процессе своей деятельности выплачивают НКО налоги на имущество, имеющееся у них на балансе. Ежеквартально субъектами некоммерческой деятельности перечисляются платежи и предоставляются их расчеты в соответствующей форме. От ее заполнения освобождаются НКО, не владеющие основными фондами. Сроки отчета НКО по налогам на имущество - декларация предоставляется на протяжении 30 календарных дней после окончания отчетного периода;

Земельный налог - если в распоряжении некоммерческой организации есть земельный участок, то она заполняет соответствующую декларацию до 1 февраля года, идущего за отчетным периодом;

Отчет по транспортному налогу - форма заполняется, если на балансе НКО есть транспортное средство, она сдается также до 1 февраля.

Также субъектами некоммерческой деятельности сдаются некоторые другие документы:

  • Среднесписочная численность организации (при создании НКО) - до 20 числа следующего месяца после регистрации, даже если сотрудников нет.
  • Данные о среднесписочной численности работников предоставляются в налоговую инспекцию ежегодно до 20 января организациями.
  • 6-НДФЛ (Налог на доходы физических лиц) - ежеквартально, до 30 числа следующего месяца, даже если сотрудников нет.
  • 2-НДФЛ - ежегодно до 1 апреля представляются справки о доходах сотрудников, составленные по определенной форме. Если сотрудников небыло, сдавать необязательно.
  • Расчет страховых взносов по сотрудникам - ежеквартально до 30 числа, даже если сотрудников нет.

Отчетность на УСН

Некоммерческие организации, работающие на упрощенном режиме налогообложения, подают в налоговую инспекцию такую отчетность

Декларация по УСН - обязательно заполняется и сдается некоммерческим предприятием, находящимся на упрощенном режиме налогообложения. Сроки отчетности НКО - документация сдается до 31 марта года, наступившего после отчетного периода.

Важно! Если в НКО небыло дохода, всё равно заполняется лист 6 - целевые поступления.

НКО на упрощенной системе не платят НДС, налоги на прибыль и имущество, а также некоторые другие платежи. Но при этом бывают исключения для предприятий, арендующих имущество и в некоторых других случаях, что необходимо уточнять в органах налоговой службы.

Сдавая отчетность НКО 2019, субъекты некоммерческой деятельности наравне с другими предприятиями несут полную ответственность перед федеральной налоговой инспекцией за предоставленные в документах сведения.

Важно! Применение УСН не освобождает от сдачи ежеквартальных: 6-НДФЛ, Расчета страховых взносов, Расчета в ФСС и ежемесячных СЗВ-М в ПФР. Все перечисленные отчеты сдаются даже нулевыми НКО.


Отчетность за сотрудников НКО

Также предоставляется в контролирующие органы всеми НКО отчетность по взносам, уплаченным организацией за своих сотрудников.

Отчетность по страховым взносам

Все некоммерческие организации обязаны своевременно сдать отчетность в Фонд соцстрахования и в Пенсионный фонд РФ. Отчеты НКО 2019 по внебюджетным фондам сдаются согласно правилам, общим для предприятий всех видов деятельности.

Некоммерческими организациями заполняются следующие документы

Отчеты в ИФНС - расчет страховых взносов (РСВ). Предоставляется ежеквартально до 30 числа.

Отчеты в ФСС - форма 4-ФСС сдается в фонд соцстрахования НКО. Она может быть представлена в электронном формате или на бумаге, при этом сроки дачи отчетности в ФСС отличаются.

В электронном виде подается до 25 числа следующего месяца;

На бумажных носителях необходимо подать до 20 числа следующего месяца;

Если в некоммерческой организации за отчетный период не числятся постоянные сотрудники, то она должна сдать в фонд соцстраха нулевую отчетность НКО. Сроки ее представления - до 20 числа месяца, последующего за отчетным периодом.

Отчеты в ПФР - отчетность в Пенсионный фонд РФ сдается на бумажных носителях или в электронной форме.

  • СЗВ-М - ежемесячно в ПФР до 15 числа следующего месяца, даже если нет сотрудников.
  • СЗВ-СТАЖ - ежегодно до 1 марта, даже если нет сотрудников.

Согласно нововведениям, с 2016 года субъекты некоммерческой деятельности должны каждый месяц, отчитываясь за сотрудников, заполняют и сдавать в ПФР форму СЗВ-М. Это отчетность, в которой представляются сведения о застрахованных лицах с указанием их СНИЛС.

Согласно письменному разъяснению Пенсионного фонда России, нулевая ежемесячная СЗВ-М сдается даже при отсутствии сотрудников с указанием руководителя НКО.

Кроме этого, некоммерческие организации, применяющие пониженные тарифы, должны заполнить дополнительные подразделы в формах РСВ и 4-ФСС.

Отчетность в Росстат

Субъекты некоммерческой деятельности наряду с другими юридическими лицами должны своевременно предоставлять в Росстат статистические отчеты, с указанием необходимой информации. Сроки и правила сдачи требуемых документов определены законодательством Российской Федерации, а в случае непредставления отчетов предусматривается административная ответственность. Все НКО обязаны представить в Росстат бухгалтерский баланс.

В государственные статистические органы субъекты некоммерческой деятельности должны сдать в обязательном порядке следующие документы

  • бухгалтерская отчетность, предоставленная в ифнс, до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом;
  • форма №1-НКО - в отчете указывается информация о деятельности некоммерческого предприятия, представить его необходимо до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом;
  • форма №11 (краткая) - в документе указывается информация об имеющихся основных средствах, их количестве и движении. Форму необходимо сдавать каждый год один раз до 1 апреля.
  • 1-СОНКО - Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации. Форму необходимо сдавать каждый год один раз до 1 апреля.

Также в местные отделения Росстата представляются и другие отчеты. Окончательный перечень документации, включенной в статистическую отчетность НКО, определяется в зависимости от специфики деятельности организации. Предварительно перед сдачей отчетности необходимо уточнить в местных отделениях статистики, какие формы следует сдавать конкретной некоммерческой организации.

Важно! Есть возможность проверить дополнительные отчеты для вашей организации на сайте статистики, вот ссылочка. У некоммерческих организаций список дополнительных форм может быть довольно большим.

Социально ориентированными некоммерческими организациями в Росстат сдается форма 1-СОНКО, в которой предоставляется вся необходимая информация о деятельности социально ориентированной НКО. Форму 1-СОНКО необходимо сдать до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом.

Социально ориентированными считаются некоммерческие организации, которые в ходе своей деятельности помогают решить социально-общественные проблемы. К СО НКО относятся субъекты, обеспечивающие социальную защиту физических лиц, охрану природы, а также объектов, имеющих культурную или архитектурную ценность, защиту животных. Также такие организации оказывают физическим и юридическим лицам правовую помощь. Они занимаются благотворительностью и деятельностью в различных областях - культурной, научной, образовательной и других.

Также есть отдельные требования для некоммерческих организаций, являющихся . Они должны каждый год отчитываться в использовании своего имущества и обязательно публиковать отчетность. При этом законодательством не определяются конкретные сроки публикации и ее вид, поэтому раз в год НКО необходимо опубликовать такой отчет в средствах массовой информации или на своем официальном сайте. Также можно напечатать специальную брошюру.

Дополнительные отчеты обязаны предоставлять и благотворительные организации. Так в Министерство юстиции они сдают отчетность о своей деятельности, в которой должна содержаться следующая информация

Сведения, касающиеся финансовой и хозяйственной сторон деятельности организации. Они должны подтверждать, что НКО, занимающаяся благотворительностью, соблюдает требования, предусмотренные законодательством в отношении имущества и фондов благотворительных организаций;

Список персонального состава управляющего органа благотворительной организации;

Сведения, в которых подробно раскрываются содержание и состав благотворительных программ и мероприятий, составленных и проводимых данной организацией, в том числе перечень программ и их описание;

Данные о результатах благотворительной деятельности некоммерческой организации, сведения о нарушениях законодательства, выявленных в ходе проверок, и мерах, принятых для их устранения.

Отчет о деятельности благотворительной организации представляется раз в год в территориальное отделение Минюста РФ в срок до 31 марта года, последующего за отчетным периодом.

Отдельно выделяют отчетность, сдаваемую некоммерческой организацией, которая выполняет функции «иностранного агента».

Такая НКО обязана представить в контролирующие органы следующие отчеты

Документы, в которых указываются специфика деятельности НКО и руководящий состав организации. Такой отчет представляется раз в полугодие до 15 числа месяца, идущего после окончания отчетного периода;

Отчетность о денежных средствах и имуществе, об их целевом назначении и расходе. В том числе указываются денежные средства и имущество, полученные от иностранных организаций и граждан. Такая отчетность сдается каждый квартал до 15 числа месяца, идущего за окончанием отчетного периода;

Аудиторское заключение, которое составляется по итогам проверки бухгалтерской или финансовой отчетности. Оно подается раз в год до 15 апреля.

Перечень отчетностей, сдаваемых некоммерческими организациями, довольно внушительный. Кроме основных отчетов, общих для всех НКО, сдаются дополнительные отчеты, список которых зависит от вида деятельности организации и некоторых других аспектов.

Главная задача субъектов некоммерческой деятельности - правильно заполнить и своевременно сдать все требуемые документы. Чтобы избежать ошибок и неточностей, ведущих к нарушению законодательства и административной ответственности, необходимо уточнять перечень отчетности и сроки ее сдачи в территориальных отделениях государственных органов. А также необходимо строго следовать инструкциям к заполнению документации, предлагаемым контролирующими службами.

Думаю все.

Остался вопрос? Звоните!

8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-878389 (по России).

Или пишите ниже публичные комментарии, всем ответим.

Вдруг мы, что-то забыли. Или Вы хотите стать нашим счастливым клиентом!

Просмотров