Что такое батик у моряков. Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби. Учебно-методическая база объединения

Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.

История батика

Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии). НО то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794). В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.
В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.
Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.
Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.
Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.

Материалы и инструменты

Ткань – из натурального шелка (крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет), но можно использовать и хлопчатобумажные ткани (батист, штапель, тонкий поплин, маркизет). Ткань можно купить метражом и в виде готовых платков, галстуков или шарфов.
Краски – выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам французской фирмы «Lefrans & Bourgeois», закрепляемым путем запаривания. Можно использовать анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства. Высококачественные краски итальянской фирмы «Maimeri» и «Maimeri idea» закрепляются утюгом. Краска для росписи ткани marabu фирмы «Дигл Дизайн» (silk, textill).На сегодняшний день на рынке имеется множество подобных красителей. Из отечественных красителей удобен в применении набор для росписи тканей «Батик», «Ученик» фирмы «Гамма». Он конечно уступает импортным красителям, но для начинающих это замечательный вариант.
Контурный состав – Для каждой краски подходит определенный контурный состав, обычно фирма производящая текстильные краски производит и контурный состав, подходящий для нее. Как правило, резервирующий состав имеет прозрачный цвет, для того чтобы сделать состав определенного цвета добавляют золотой, серебряный или цветной контур.
Деревянная рама – можно купить в магазине или сделать на заказ в багетной мастерской. Существуют специальный профессиональные рамы для батика с гайками, что обеспечивает возможность подогнать ее под любой размер.
Палитра и пипетки – облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Палитра должна быть с углублениями и обязательно белого цвета.
Стеклянные трубочки или пластмассовый флакон с пипеткой на конце – служат для проведения тонких линий в технике холодного батика.Стеклянные трубочки можно встретить в специализированном магазине или в наборе для работы с батиком. Можно использовать стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Пластмассовый флакон на конце имеет металлический колпачок-насадку с полой иглой или узким отверстием. Чантинг – металлический инструмент для нанесения контуров.
Клейкая лента – нужна для оклеивания верхней стороны рамы перед началом работы, благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краску и не запачкает вашу следующую работу.
Фен – ускоряет процесс высыхания красок. А так же помогает создать замечательные живописные эффекты в технике свободной росписи.
Кнопки – (канцелярские) для натягивания ткани. Лучше использовать трехзубчатые кнопки или булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы. Можно использовать стиплер.
Кисти – (беличьи или колонковые) Если вы решили вплотную заняться батиком, вам понадобятся профессиональные кисти:

  1. Широкая беличья кисть;
  2. Веерная кисть;
  3. Беличья кисть «Petit Gris pur» международный номер 11;
  4. Кисть из волоса красной куницы Экстра – международный номер 5;
  5. Кисть из полиамидов – международный номер 4;

Калька и алюминиевая фольга – Калька используется для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок над паром. Фольга же кладется сверху в скороварку при закреплении красок. Она препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.

Спирт – для более быстрого высыхания поверхности ткани после окрашивания в разведенные водой краски можно добавить капельку спирта.

Соль – ею посыпают расписанные и еще влажные участки. Обладая свойством втягивать влагу, соль связывает и растворяет в воде красящие вещества – пигменты. В результате возникают оригинальные узоры. Пробуйте работать с солью разного помола. Существует также специальная соль для получения оригинальных разводов, ее можно встретить в специализированных магазинах.

Дистиллированная вода – необходима для разбавления и осветления красок. Не пользуйтесь для этих целей водой из-под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

Соломинка для коктейля – простым способом можно достичь удивительного эффекта: подуть через соломинку на каплю краски, нанесенную на шелк.

Утюг – понадобится для закрепления красящего слоя или удаления воска с изделия в технике горячего батика.

Карандаш – лучше очень мягкий, используется для перенесения мотива на ткань. Или портновская ручка, которая смывается водой.

Нитки – пригодятся для работы в узелковой технике.

Воск – универсальный воск для батика продается в магазине. Существуют специальные рецепты изготовления воска.

Лоток для окрашивания ткани – можно использовать глубокий поднос, как пластиковым, так и металлический. Подойдет любая ванночка, так как ткань при окрашивании должна быть полностью расправлена.

Тигель с термостатическим контролем позволит нагреть воск до определенной температуры и поддерживать ее на одном уровне. Но можно с успехом растапливать воск на водяной бане. Лучше всего использовать маленькую одноконфорочную плитку или газовую горелку.

Техника батика

Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы.
Горячий батик – техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава.
Холодный батик – техника, где применен в качестве разделяющего и рисующего состава.

Техника горячего батика

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.
Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча. Есть специальные рецепты воска для горячего батика:

Воск для чантинга:

6 частей сосновой смолы;
4 части парафина;
1 часть пчелиного воска;
0, 25 части даммаровой смолы;
0, 25 части жира.
Воск для покрытия больших площадей:
2 части пчелиного воска;
1 часть сосновой смолы;
0,5 части даммаровой смолы;
0,5 части парафина;
0,1 части жира.

Воск для кракле:

5 частей парафина;
5 частей сосновой смолы;
1 часть даммаровой смолы;
0,2 части жира.

Горячим воском можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить неокрашенными большие пятна, т.к. на застывший воск краска не ложится.

Этапы работы в технике горячего батика:

1 этап: перевести рисунок на ткань.
2 этап: те места в рисунке, которые необходимо оставить неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском.
3 этап: после высыхания расписать ткань согласно рисунку светлыми тонами.
4 этап: подождать пока роспись высохнет и покрыть воском более темные цветовые пятна и так до самых темных мест в рисунке.
5 этап: удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань приобретает первоначальные пластичные свойства.
6 этап: дополнительная фактура получается в результате повторного покрытия воском всей поверхности.
7 этап: повторно снимаем воск с готового рисунка с помощью утюга и газет.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.

Техника «Штамп»

Этапы работы в технике «Штамп»:
1 этап: создайте композицию рисунка из несложных форм, лучше геометрических.
2 этап: вырежьте резаком или ножом штамп из губки. Для большего удобства приклейте к губке кусок пластика или не сложную рукоять.
3 этап: нагрейте воск и штампом из губки или паралона нанесите воск на ткань. Затем можно окрасить ткань и продолжить экспериментировать. Если вы придумаете разнообразные штампы из разного материала, то эффект может быть самый неожиданный.

Техника холодного батика

Техника холодного батика более разнообразна:

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.

Этапы работы в технике свободной росписи:

1 этап: ткань натянутая на раму равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.

Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные возникают при работе в этой технике.

Этапы работы в узелковой технике:

1 этап: свободная роспись по фону.
2 этап: высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани.
3 этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).
4 этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской.
5 этап: осторожно вынимаем ткань из раствора, даем стечь, развязываем нити и высушиваем.

Техника «Гутта»

Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.

Этапы работы в технике «Гутта»:




Солевая техника

Или техника травления с использованием соли. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль.

Этапы работы в солевой технике:

1 этап: на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль.
2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой.
3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.

Техника монотипии по ткани

Техника богатая на эффекты, но трудность в том, что невозможно предугадать, что в итоге получится. Невозможно повторить понравившийся эпизод.

Этапы работы в технике монотипии на ткани:

1 этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке.
2 этап: когда ткань НЕМНОГО подсохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта.
3 этап: разгладить ткань окончательно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок.
4 этап: сверху тушью дополнительно можно отпечатать любую фактуру, например лист дерева.

Техника трафаретной росписи

Очень похоже на технику «Штамп» в горячем батике.

Этапы работы в технике трафаретной росписи:

1 этап: прописать фон в технике свободной росписи яркими и светлыми тонами.
2 этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаблон, вырезанный из бумаги или картона (можно также использовать куски тюля, кружева или других подобных материалов). Отверстия шаблона покрывают краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним).

Техника росписи в несколько слоев

Этапы работы в данной технике:

1 этап: свободная роспись ткани яркими и светлыми цветами.
2 этап: нанесение контуром рисунка.
3 этап: прописывание отдельных мест темными или контрастными фону цветами для усложнения цветовой палитры.
4 этап: нанесение нового контура для проработки деталей рисунка.

Техника витража

Техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале.

Этапы работы в технике витража:

1 этап: нанесение черного, золотого или серебряного контура на белую ткань согласно рисунку.
2 этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая краскам смешиваться).

Техника смещения

Эту технику можно назвать импрессионизм в шелке.

Этапы работы в технике смещения:

1 этап: погрузите шелковую ткань в чуть теплую воду, затем хорошо отожмите ткань. Шелк можно спокойно выкручивать, так как образующие заломы дают дополнительный интересный эффект.
2 этап: разложите хорошо увлажненную ткань на стеклянную, или на полиэтиленовой пленке.
3 этап: Сдвиньте ткань, так чтобы одни складки ложились на другие. И побрызгайте на них сверху выбранными вами красками из пульверизатора или с помощью аэрографа.
4 этап: перед каждым новым набрызгом меняйте положение складок, смещая ткань. И каждый новый этап должен подсохнуть.
5 этап: нанеся самые темные краски, их нужно совсем чуть-чуть для глубины рисунка, нужно дать шелку окончательно высохнуть.
6 этап: прежде чем закрепить роспись хорошо отутюжьте ткань.

Техника «Термический батик»

Самый простой способ получение узоров на ткани.

Этапы работы в технике термического батика:

1 этап: Предварительно ткань замачивают.
2 этап: Помещают на поверхность устойчивую к влаге и высоким температурам (деревянную или металлическую), складывают мелкими складками и кистью наносят разбавленные растворы красителей.
3 этап: Ткань покрывают калькой, а сверху ставят горячий утюг, аккуратно перемещая его с одного участка ткани на другой до полного высыхания изделия.
4 этап: После ткань разворачивают и проглаживают с изнанки и лица. Без запаривания изделие промывают водой и стирают с мылом.

Дополнительные декоративные эффекты:

С такими декоративными эффектами как «кракле» и «солевая техника» мы с Вами уже познакомились, но существует множество других, не которые Вы можете создать сами. А вот те, что уже существуют: Светлые участки на ткани можно получить с помощью крупинок мочевины (удобрение карбамида); графические элементы можно получить, смешав раствор красителя с клеем КМЦ и тонкой кистью наносить загустевший красильный раствор на сухую ткань. Состав, резервирующий можно сделать не только бесцветным, но и цветным. Для этого небольшое количество масляной краски выдавить на бумагу и оставить на 2 часа, а затем смешать с бесцветным резервом.
Для завершающего этапа очень важно правильно закрепить изделие и постирать его. Сначала промываем холодной водой, затем горячей и стираем вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделия нужно еще влажными, сначала с изнанки, а затем с лица.

  1. Организация работы объединения;
  2. Учебно-материальная база;
  3. Общие методические рекомендации:
  4. Техника безопасности;
  5. Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани»;
  6. Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани».

Организация работы объединения

Объединение «Художественная роспись по ткани» может быть создан при различных центрах творчества, школах, клубах, летних лагерях и т.д.
В объединении могут заниматься ребята среднего и старшего школьного возраста, так как младшему школьному возрасту с анилиновыми красителями и горячим воском, а также с резервом, имеющим специфический запах, работать не рекомендуется.
Программа объединения рассчитана на 72 учебных часа в год, по 2 часа на занятие 1 раз в неделю.
Набор обучающихся следует проводить в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в объединение, для этого распространяются афиши и объявления с приглашением записаться в объединение и кратким его содержанием.
В помещении, где будет проводиться запись в объединение, нужно оформить витрину или стенд с работами кружковцев. При записи школьников в объединение необходимо провести ознакомительную беседу, при составлении списка кандидатов в объединение указать основные данные: Фамилия, имя, возраст, школа, класс, домашний телефон и адрес. Учащимся, записавшимся в объединение, выдается памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, места и времени проведения первого занятия.
В одну группу рекомендуется включить не более 15 человек. В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя, он назначает дежурных, следит за порядком. По окончанию занятия следит за тем, чтобы обучающиеся привели в порядок свои рабочие места.

Учебно-методическая база объединения

Помещение и оборудование. Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, имеющем вытяжную вентиляцию. Освещение должно быть размещено с левой стороны и спереди, а падающие тени не создавать помех для работы.
Рабочие столы должны быть достаточно широкими, чтобы на них можно было разместить не только раму с натянутой тканью, но и инструменты, приспособления, краски. Условно рабочий стол делится на три зоны. В центре располагается рама, слева от нее – инструменты и приспособления, справа – баночки с красками и резервирующим составом. На отдельном столе должна стоять электрическая плитка, вентилятор или фен и утюг.
В кабинете должна быть настенная доска, для выполнения графических работ, развешивания плоских наглядных пособий.

Наглядные пособия. Наглядные пособия демонстрируются при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых при работе над батиком, относятся:

Таблицы с графическим изображением последовательности выполнения той или иной техники росписи;
Образцы росписи по ткани, выполненные в различных техниках; образцы с различными видами брака;
Различные иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о художественной росписи по ткани, ее истории, о декоративно-прикладном искусстве.
Хорошим наглядным пособием могут служить ранее выполненные работы обучающихся в объединении.

Материалы, инструменты, приспособления. Лучшими тканями для росписи являются ткани из натурального шелка – крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет, но можно использовать и хлопчатобумажные ткани – батист, штапель, тонкий поплин, маркизет. Для росписи ткань натягивают на раму, пяльцы. Для нанесения на ткань рисунка способом холодного батика применяют стеклянные трубочки различного диаметра. Но для этой цели можно использовать как стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Инструменты для работы в технике горячего батика очень разнообразны. Это – воронки, кисти, штампы, каталки, трубочки и т.д.
В росписи тканей способом батика могут использоваться анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства, как сухие, так и разведенные. Одни красители закрепляются на пару, водной бане, другие просто достаточно прогладить горячим утюгом.
Резервирующий состав можно использовать готовый, а можно приготовить самим. В программе предусмотрено изготовление резервирующего состава. В технике холодного батика для его изготовления потребуется: парафин, резиновый клей, бензин, канифоль. Для горячего: парафин, пчелиный воск, технический вазелин.
Кисти могут понадобиться разного размера, как беличьи, так и жесткие щетинные. Кроме всего перечисленного, в наличии должен быть утюг – для выпаривания воска из ткани; резиновые перчатки – краски интенсивные и при попадании на кожу плохо смываются; кнопки – для закрепления ткани на раме; газеты – для выпаривания воска при горячей технике.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (10-20 минут) и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение эскизов, приготовление необходимых материалов для росписи (резервирующий состав, изготовление самой рамы, сама роспись).
Необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретической знаний, полученных учащимися. Так при прохождении каждой новой техники росписи, вначале нужно познакомить детей с историей происхождения данной техники, затем научить обучающихся правильно и последовательно натянуть ткань на раму, перенести изображение с эскиза на ткань и проинструктировать обучающихся последовательности самой росписи. Только после этого можно приступать к работе над изделием.
При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением на доске графических работ. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.
Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше, если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани» (на 1 год)

№ п/п Наименование темы Количество часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2
Понятие композиции. Знакомство с форэскизами.. 4 2 2
Краткие сведения по цветоведению. 4 2 2
Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные. 8 2 6
2 Холодный батик. История возникновения. 2 2
Создание эскиза для изделия в технике холодного батика. 4 4
Работа над изделием в технике холодного батика с применением бесцветного резерва в композиции «Сказочные цветы». 8 2 6
Работа над изделием в технике холодного батика с применением цветного резерва в композиции «космические фантазии». 8 2 6
3 Горячий батик. История возникновения. 2 2
Создание эскиза для изделия в технике горячего батика. 4 4
Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Морские сюжеты». 8 2 6
Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Полевой букет». 8 2 6
4 Изучение дополнительных декоративных эффектов. Кракле. Солевая техника. Штамп. Монотипия. 8 2 6
5 Итоговое занятие. Выставка. 2 2

Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани»

Тема занятия : Изготовление и нанесение резервирующего состава в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель: изучить особенности техники холодного батика, освоить способ нанесения резервирующего состава на ткань.

Задачи:

  • Развивать у учащихся интерес к данному виду творчества, способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.
  • Воспитывать терпение, аккуратность, старание.
  • Познакомить с возможностями резервирующего состава и изучение различных дополнительных эффектов в технике холодного батика.

Оборудование и материалы. Шелковая и х/б ткань, пяльцы, беличьи кисти, стеклянные трубочки, образцы работ, соль крупного помола, мочевина, анилиновые красители, сода, дистиллированная вода.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Объяснение нового материала. (15-20 мин.)
  3. Практическая работа. Нанесение резерва на ткань. (30 мин.)
  4. Физ минутка. (5 мин.)
  5. Показ руководителя дополнительных декоративных эффектов. (15 мин.)
  6. Завершение занятия. Самостоятельное использование декоративных эффектов на своих работах. (15 мин.)
  7. Подведение итогов, анализ работ. (7 мин.)

Ход занятия.

1. – Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжаем с вами изучать роспись по ткани. Давайте повторим и вспомним, о чем узнали на прошлом занятии. Перед вами не большой кроссворд, который поможет нам в этом. (Приложение 6 ).
– с последним словом под номером 3 по-вертикале вы еще не знакомы, давайте оставим его до конца сегодняшнего занятия, а когда познакомимся с данным понятием, запишем его в кроссворд.
2. – На прошлом занятии мы с вами сделали эскиз для техники холодного батика, давайте приступим к следующему этапу нашей работы и натянем ткань на раму. Посмотрите на плакат «Натягивание ткани на раму» он поможет вам правильно это сделать, но прежде чем мы начнем натягивать ткань, давайте внимательно изучим еще один плакат «Техника безопасности». (Приложение 5 ) (Комментарии и ответы на возникшие вопросы).
– Следующее что мы должны сделать после того как натянули ткань, это перевести эскиз на ткань. Посмотрите, как это буду делать я. Ткань на раме переворачиваем таким образом, чтобы ткань плотно прилегала к эскизу, так мы четко видим весь эскиз в натуральную величину и нам удобно переводить его с помощью простого мягкого карандаша на поверхность ткани.
– Рисунок переведен и находится на ткани, теперь мы можем с помощью стеклянной трубочки наносить резервирующий состав по линии карандаша так, чтобы линия не прерывалась. Очень важно чтобы резерв ложился на ткань не прерывно, иначе краска выбежит за пределы рисунка.
3. – Посмотрите, как правильно набирать резерв в стеклянную трубочку, лучше всего это делать с помощью резиновой груши. Помним о содержании плаката «Техника безопасности» еще один очень важный момент, чтобы резерв не выбегал из трубочки, когда вы не ведете ей по линии карандаша, держите трубочку носиком вверх.
– Важно помнить не только о том, что контур рисунка должен быть замкнутым, но и о том, что если долго держать трубочку на одном месте не двигаясь по линии, то образуется лужица. Работать трубочкой нужно быстро. Чтобы линия получалось равномерной.
– После того как вы обвели весь рисунок посмотрите его на просвет, так можно увидеть где образовались разрывы или слишком тонкие линии. А лучше всего, перевернуть работу на обратную сторону и проработать рисунок резервом с левой стороны. После того как вы убедились в целостности контура, нужно дать резерву высохнуть. А мы тем временем отдохнем. Давайте выйдем в коридор, проведем физминутку, а кабинет тем временем проветрится.
4. Физминутка.
5. Чтобы ваша работа получилась интересной и необычной я хочу познакомить вас с дополнительными декоративными эффектами. Для декоративных эффектов используют солевую технику, эффект «Кракле», и эффекты получающиеся при нанесении на влажную ткань мочевины. При использовании последней будьте очень аккуратны, мойте руки с мылом, так как мочевина, удобрение, и может быть ядовитым. (Показ).
6. Практическая работа. Обучающиеся работают с анилиновыми красителями непосредственно на своих эскизах, используя только что полученные знания.
7. Подводим итоги проделанной работы. Обсуждение удачных моментов, получившихся декоративных эффектов и допущенных ошибок. Убираем рабочие места.

Тема занятия: Роспись по ткани с применением бесцветного резервирующего состава в работе над композицией «Сказочные цветы» в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель занятия: создание композиции «Сказочные цветы» в технике холодного батика.

Задачи:

  • Воспитание интереса к данному виду искусства.
  • Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
  • Формирование умений и навыков росписи по ткани.

Оборудование и материалы: анилиновые красители, беличьи кисти, баночка для воды, бумага, карандаш, ластик, образцы работ, стеклянная трубочка, резерв.

План занятий:

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Объяснение нового материала (15 мин.)
  3. Практическая работа (30 мин.)
  4. Физминутка (7 мин.)
  5. Продолжение практической работы (30 мин.)
  6. Подведение итогов (3 мин.)

Ход занятия

1. – Здравствуйте, ребята! Давайте проверим ваши рабочие места и достанем ваши эскизы.

2. На прошлом занятии мы с вами работали над созданием эскиза для изделия в технике холодного батика. Сегодня вы должны самостоятельно расписать изделие, на основе ранее полученных знаний. Давайте повторим последовательность работы в технике холодного батика.

1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.
2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.
3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.
4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.
5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей.
6 этап: после того как краски высохнут, их нужно закрепить. Это можно сделать с помощью утюга или нанести воск, а затем утюгам отгладить через несколько слоев газет.

При росписи данной композиции мы будем использовать анилиновые красители фирмы «Гамма», готовый набор для росписи ткани «Батик – ученик». Эти красители очень концентрированные, требуют разведения содовым раствором. С помощью пипеток можно забирать необходимое количество краски и разводить ее в ячейках палитры до получения необходимого тона. Теперь приступим к росписи. Каждому начинающему надо знать основное правило: идти от светлых участков к темным, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить следующей за ней более темной краской. Кисть окуните в краску примерно до половины и затем свободно, без нажима, провидите по ткани кончиком кисти. Ткань сама «забирает» краску с кисти, так что волшебные цветные разводы возникают без особого труда с вашей стороны. Можно залить зарезервированные участки водой, а затем уже расписать их красками. При таком способе заливки следует помнить, что краски станут менее насыщенными, но зато получится плавный переход от более темного к светлому тону. (Весь рассказ сопровождается показом).

Мягкие цветовые переходы можно создать, проводя по залитому краской участку кистью, смоченной в спирте. После этого в некоторых местах краска потеряет свою насыщенность, в других местах станет более яркой и переходы от одной к другой станут плавными. Можно использовать дополнительные декоративные эффекты. Закончив роспись, надо ее просушить.

3. Практическая деятельность ведется в русле индивидуальной работы конкретно с каждым обучающимся.

4. Физминутка должна разделить практическую работу на две части. Так как работа над росписью требует кропотливости и усидчивости. Для разгрузки позвоночника и глаз выполняются разминка.

5. Практическая работа продолжается после физминутки.

6. По окончанию практической работы подводятся итоги, обучающиеся выставляют свои композиции и коллективно обсуждают, что удалось, а где были допущены ошибки.

Список используемой литературы:

  1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  2. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
  3. Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. – М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.

Многие творческие личности, создавшие массу шедевров на холсте, слепившие несчетное количество фигур из глины, сотворившие немало сюжетных композиций на деревянных поверхностях готовы показывать свой дар и в иных направлениях. Для одних станут интересными работы в технике скрапбукинг, другие по достоинству оценят каллиграфию, а третьи придут в восторг от батика.

Что это такое?

Батик – обобщенный термин, предполагающий под собой несколько способов ручного рисования на различных видах тканевого материала. За основу описываемой техники взят принцип резервирования. Говоря простыми словами, на ткань наносится рисунок, контур которого покрывается резервирующим составом, препятствующим растеканию красящих веществ по поверхности основы. Благодаря такой особенности мастера создают узоры любой сложности.

В качестве разделителя границ используется специальный состав закрепителя, называемый в художественном мире резервом. Основными компонентами при его изготовлении являются бензин, парафин и водная основа.

Техника исполнения батика основывается на том, что составные части резерва, а именно парафин, резиновый клей, различные смолы, не позволяют красящему составу пройти сквозь себя. Для самой работы за основу рабочего полотна используются хлопковый материал, шелк, шерстяные и синтетические ткани. Чаще всего творческие личности стараются преобразить одежду, например, футболки или джинсы.

Для обновления старых предметов гардероба, кухонных полотенец и тряпочных аксессуаров техника ручной росписи по ткани считается незаменимой, при этом в батике различаются несколько видов исполнения, позволяющих работать с разными типами ткани и красящими составами.

При создании творческого шедевра художественные натуры выкладываются по максимуму. Готовые работы получаются уникальными, яркими и неповторимыми. Стоит отметить, что многие художники, профессионально занимающиеся росписью по ткани, сумели создать собственную линию одежды, повторить которую не представляется возможным.

История возникновения

Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.

В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу. На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание.

Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.

На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.

После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.

Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.

В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.

Научные историки после ознакомления и изучения возникновения техники батик утверждают, по изображениям, нанесенным на одежду человека, становилось понятно, к какому классу он относится. При этом было категорически запрещено перерисовывать королевские узоры.

Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.

На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли. Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт. Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.

А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.

Виды

Батик – это общее наименование техники нанесения разнообразных изображений на ткани, предполагающее под собой несколько способов исполнения, от которых зависят используемые предметы и шаги работы. Особенность каждого отдельного вида батика заключается в том, что первый способ идеален для работ с синтетической материей, другой незаменим для создания шедевров на шелке. Чтобы начинающий мастер разобрался в тонкостях и нюансах работы, предлагается внимательно изучить каждую отдельную разновидность техники росписи.

Горячий батик

При данном способе используется резервирующий состав, приготовленный на основе воска. Его наносят на ткань чантингом. Он проникает глубоко в волокна материи и быстро высыхает, тем самым создается прочная граница, за которую не сможет растечься красящий состав. Сам воск, используемый для окантовки изображений, предварительно расплавляется. Красящие составы наносятся в несколько слоев, чтобы цветовая гамма рисунка получилась яркой и насыщенной.

Последним этапом работы является удаление резервирующей массы. Горячий способ исполнения рисунка в большинстве случаев применяется для росписи хлопчатобумажной материи.

Холодный батик

Подходящий способ для создания декоративных изображений на шелке. Для качественной работы необходимо использовать красящие вещества, изготовленные на основе анилина. Резервирующий состав, применяемый для холодного способа, может быть густым или жидким.

Густая консистенция говорит о том, что основой его состава являются резиновые элементы. В жидковатом резерве основой является бензиновый компонент. При этом густая масса хранится в тюбиках с тонким носиком, через который происходит нанесение вещества на контур рисунка. Жидкое вещество разливается по ткани при помощи специальной стеклянной трубки.

Стоит отметить, что холодный батик предполагает использование не только бесцветного резервирующего состава, но и цветных веществ. Красящие вещества на ткань наносятся одним слоем, именно поэтому мастеру необходимо проявлять максимальную аккуратность в процессе работы.

Свободная роспись

Данная разновидность батика широко применяется на натуральном шелке и тканях из синтетических волокон. В качестве красящих составов мастера применяют масляные краски либо красители, изготовленные на основе анилина.

Узелковый батик

Довольно интересный и весьма распространенный способ исполнения необычных изображений на ткани. Материю завязывают в несколько узелков, каждый из которых последовательно перевязывается нитью. Поверх наносятся красящие вещества. После полного высыхания нитки срезаются, а узлы развязываются.

Шибори батик

Представляемый способ исполнения необыкновенных изображений на ткани сможет использовать любой человек, даже не имеющий художественной жилки, хотя творческие нотки присутствует в каждой индивидуальной личности.

Подготовленный материал изначально мнется, после скручивается, затем перетягивается и сматывается. После этих манипуляций полотно погружается в красящий состав. Развернув ткань после высыхания, исполнитель работы наверняка потеряет дар речи. Подобным образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки и многое другое.

Инструменты и материалы

Несмотря на кажущуюся легкость исполнения живописного рисунка на тканевом материале, батик предполагает использование самых различных инструментов и материалов, которые обязаны присутствовать в арсенале художника.

Ткань для основы

Материал для рисования может быть самым разным, хотя наиболее предпочтительными являются натуральные ткани, например, шелк. Начинающим мастерам лучше использовать искусственные материи, например, шифон или крепдешин . Выбранное для работы полотно предварительно следует постирать, затем закрепить на раму, слегка растянув его.

Благодаря этому красящий состав проникает глубоко в волокна и максимально прокрашивает ткань.

Подрамник

К сожалению, без данного предмета обойтись никак нельзя. Ведь выбранная для работы ткань должна ожидать окрашивания в натянутом состоянии. Подрамники для батика по внешнему виду напоминают оконные рамы, где с одной стороны плоскости имеется скос, чтобы натянутая ткань не касалось его основания. Если отсутствует подрамник, можно воспользоваться раздвижной рамой. Приобрести ее можно в специализированном бутике.

Важное преимущество раздвижного подрамника заключается в возможности изменять длину и ширину рабочей зоны. Опытные мастера, имеющие высокую квалификацию в технике батик, используют пяльца.

Только натяжение на них не такое максимальное, как хотелось бы. Кроме того, небольшие размеры пяльцев значительно сужают возможности создателя шедевра.

Кисти

Для выполнения работ в технике батик они считаются наиболее важными и основными инструментами. Поэтому на них нельзя экономить. Да и приобретать бюджетные наборы кистей разных размеров нежелательно. При нанесении красящего состава кончик кисти должен плавно и тонко передвигаться по основанию полотна, а неправильная форма ворса может испортить художественный замысел.

То же самое касается вылезающих из пучка волосков. Кисти, предназначенные для росписи по ткани, стоят достаточно дорого. Только мастерам придется потратиться один раз, чтобы исполнить несколько сотен работ.

Красящий состав

Обратившись в любой художественной бутик, начинающий мастер сможет познакомиться с разнообразием красок, предназначенных для батика. Только лучше всего приобретать краски на акриловой основе и водорастворимые красящие составы. Причем водорастворимые гораздо лучше подходят для тонких видов материи. Акриловые краски по консистенции напоминают гуашь и используются для работы с плотными тканями.

Стеклянная трубка

Инструмент, используемый для нанесения резерва по контуру рисунка на полотнах. Приобретая стеклянную трубку, необходимо обратить внимание на диаметр носика. Чем он тоньше, тем уже получится полоса разделения между цветами.

Парафиновый или восковой резерв

Данные материалы используются в исполнении горячего батика. Одни мастера предпочитают работать исключительно с восковым веществом, другие смешивают его с парафином. А все потому, что чистый воск очень сложно очищается по окончании работ. Сказать наверняка, какое количество резерва потребуется для работы, невозможно.

Контуры

Обычно этот материал используется для исполнения работ в холодном виде батика. Приобретают их там же, где красящие составы. Контуры, как отдельный материал, предлагаются мастерам в различных вариациях эффектов и цветовой гаммы.

Профессионалы советуют не приобретать сразу много разных видов контуров. Лучше дождаться, когда придет муза и подскажет идею для создания шедевра. Долго лежащие без надобности контуры, к сожалению, засыхают.

Чантинг

Инструмент, предназначенный для работы с жидким воском.

Кнопки

Используются для фиксации натянутой ткани на раму. Можно приобрести в любом канцелярском магазине. Они могут быть продолговатые по форме либо металлические с круглой шляпкой. В данном случае можно использовать любые крепежи, которые удобно использовать самому мастеру.

Различные мелочи

В данном случае предполагаются простые карандаши, палитра, позволяющая смешивать разные красящие составы, калька, ластик, фломастеры, благодаря которым получится обвести шаблон задуманного рисунка, бечевка или обычные нитки, позволяющие создавать узелковый батик, спирт, фен и вода, желательно без примесей.

Новинки мастерства

На сегодняшний день художественные магазины постоянно пополняются различными материалами и инструментами, позволяющими облегчить мастеру работу. Представляемые новинки позволяют превращать в реальность самые сложные фантазии художника. Одним из таких новшеств является фантомный маркер . После нанесения изображения на ткань и обработки его резервирующим составом и красящими элементами, маркер испаряется. Широким спросом среди художников стали пользоваться прочные когти, удерживающие основу на подрамниках , при этом они не повреждают ткань и не оставляют дырочек.

Любители техники горячий батик по достоинству оценят паровую баню для воска с электрическим подключением . Для творческих личностей, занимающихся батиком профессионально, создан аэрограф с рядом особенностей, позволяющий распылять красящий состав по тканевой поверхности в больших количествах. Отличительная черта аэрографа заключается в равномерном нанесении красок на рабочую поверхность. Послу высыхания на готовом рисунке отсутствуют градиентные пятна и потеки.

Техника выполнения для начинающих

Начинающие мастера, а также лица, не имеющие художественного образования, но желающие проявить себя в искусстве, смогут создать необыкновенные шедевры, применив наиболее интересную разновидность техники батик для украшения полотна или одежды.

Причем необязательно иметь специальную мастерскую, достаточно сделать небольшой рабочий уголок в домашних условиях, где никто не помешает вам и не побеспокоит. Несколько часов уединения позволят создать необычный рисунок на ткани своими руками.

Холодный батик

Представляемый вариант росписи по ткани подходит людям, имеющим терпение, так как сам процесс работы достаточно трудоемкий и занимает много времени. В качестве резерва используются составы, которые не следует нагревать или расплавлять.

Прежде чем приступать к работе, мастеру необходимо создать рабочее пространство. Место должно быть хорошо проветриваемым, например, балкон или лоджия. А все из-за испарений резерва, которые оказывают негативное воздействие на организм человека.

  • карандаш;
  • резерв;
  • стеклянная трубка для нанесения резерва;
  • колонковые кисти;
  • кнопки с подрамником;
  • ткань (наиболее подходящей станет шелк).

Выбрав подходящий рисунок, мастеру необходимо перенести его на бумагу, как шаблон. Весь контур изображения должен быть замкнутым. Последующее нанесение резерва необходимо производить без задержек, но и не спешить при этом. Чтобы не допустить ошибок, предлагается ознакомиться с правильной последовательностью действий.

  • Изначально выбранное для работы полотно необходимо простирать, натянуть на подрамник.
  • В стеклянную трубку набирается резервирующее вещество, после чего наносится на контур эскиза.
  • Для увеличения числа оттенков на палитре потребуется разбавить один и тот же цвет разным количеством воды. Для создания их в большом количестве можно воспользоваться небольшими баночками от йогурта или одноразовыми стаканчиками.
  • При нанесении красок важно изначально наносить светлые тона с плавным переходом к темным оттенкам.
  • После нанесения красок на поверхность готового изображения необходимо высыпать немного соли, дать краскам высохнуть, после чего стряхнуть солевые песчинки и снять полотно с подрамника.
  • После окончания красящих работ остатки резерва из трубки необходимо удалить, в противном случае он затвердеет.
  • Спустя сутки ткань следует прокипятить, затем простирать в теплой воде.
  • При полоскании в воду необходимо добавить немного уксуса. Затем отжать материал от воды и прогладить.

Горячий батик

Роспись на повседневной одежде выглядит не просто красиво, а крайне эффектно. Художники, желающие преобразить свой гардероб, должны внимательно изучить технику горячего батика. Данный способ очень удобен, так как не требует кропотливого труда с окрашиванием отдельных кусочков полотна. Многие творческие личности, желая иметь уникальные вещи, не имеющие аналогов, изначально закупают ткань, затем разукрашивают полотно, а после шьют из него одежду.

Единственное, в чем необходимо проявлять осторожность, – это работа с расплавленным воском. В остальном используются самые стандартные инструменты. Наиболее подходящая для работы ткань – хлопок, шерсть или шелк.

Важным этапом работы является подготовка инструментов.

  • материя;
  • бумажный трафарет;
  • краски;
  • стакан;
  • чантинг;
  • кисти;
  • целлофан и газеты;
  • фен и утюг;
  • воск.

Прежде чем приступать к созданию шедевра, мастеру необходимо переодеться в рабочую форму.

  • Для начала необходимо взять чантинг. Он напоминает миниатюрную лейку с тонким носиком. Хотя гораздо удобнее использовать кисти с тонким ворсом, благодаря которым получается наносить ровные капли на полотно. И лишь после используется красящий состав.
  • Далее наносятся краски . При необходимости можно повторно применить воск на некоторых зонах рабочей поверхности и раскрасить иными по составу красящими веществами.
  • После высыхания краски следует удалить воск. Для этого необходимо положить полотно на газетную бумагу и погладить его утюгом. Затем поменять газетный лист и снова прогладить.

Данную процедуру необходимо проводить до полного избавления от воскового резерва.

Свободная роспись

Наиболее распространенной на сегодняшний день считается свободная роспись с вымачиванием в солевой жидкости. Особенность техники заключается в том, что натянутая ткань должна пропитаться водно-солевой жидкостью, после чего на нее наносится красящий состав. Рисовать такую красоту – одно удовольствие, так как готовый результат придется по вкусу даже самым привередливым художникам. Чтобы понять тонкости свободной росписи, предлагается изучить несколько вариантов его исполнения. Для начала необходимо подготовить рабочие принадлежности:

  • красители на анилиновой основе;
  • солевая жидкость;
  • шелковое полотно;
  • эскиз;
  • кисти;
  • карандаш.

Начинающие мастера первым делом соберутся подготовить солевую жидкость. Для этого потребуется взять несколько столовых ложек соли и развести ее в стакане горячей воды. Но здесь имеется важный нюанс – горячую жидкость необходимо перелить в эмалированную тару или стеклянную посуду, чтобы было удобнее размешивать, а после наносить на ткань. Затем карандашом делается набросок подготовленного изображения на полотне.

  • В первом случае следует ознакомиться с мокрой росписью. Перед началом работы ткань пропитывается в солевой воде, а далее без ожидания, пока ткань подсохнет приступают к работе. Кстати, даже для разбавления красящих веществ необходимо использовать соленую воду. При нанесении рисунка следует пользоваться широкой кистью и делать ей грубые мазки. Благодаря этому рисунок получит необычный дизайн.
  • В данном случае предполагается роспись по полусухой материи. В то время, когда шелк еще слегка влажный, на нем возникают кристаллики соли, благодаря чему наносимый красящий состав не растекается в разные стороны, хотя от кисточки остается яркий след, который спустя некоторое время немножко расползается. Данный способ идеально подходит для создания имитации природных контуров.
  • Третий способ рассказывает о работе с сухой материей. После того как полотно высохнет, ткань становится хрустящей, а красящее вещество лишь слегка растекается по ее поверхности. Процедуру прорисовки следует продолжать путем нанесения редких мазков.

Оригинальные идеи

На сегодняшний день все работы, сделанные вручную, например, вязаные вещи или вышивка на ткани, стоят очень дорого. То же самое касается полотен, созданных в технике батик. Создатель красочного шедевра вкладывает в свои произведения искусства много сил и времени, стоит ли говорить о материалах и инструментах.

Но несмотря на фактор дороговизны, каждый человек с огромным удовольствием приобретет для себя майку или платок с принтом «hand made».

В первом случае предлагается рассмотреть готовое полотно, выполненное в технике холодного батика. Каждый мазок кисти сопровождается плавным переходом от темных к светлым оттенкам. При внимательном рассмотрении просматривается четкая линия резервирующего состава, благодаря которой присутствуют границы в каждом элементе рисунка. Фоновая часть платка исполнена в самых необычных и плавных переходах светлых тонов палитры, с которыми художник работал не один час.

Люди, не имеющие художественного образования, не смогут найти разницу между техниками холодного и горячего батика. Это смогут сделать только искушенные мастера своего дела. В данном случае предлагается рассмотреть вариант рисунка, составленного в технике горячего батика. Его главная отличительная черта заключается в возможности использования тончайших линий воска, которые едва заметны на готовой картине.

Третий вариант работы выполнен в свободной технике. И это видно невооруженным взглядом. Смотря на цветок, в мыслях сразу возникает силуэт художника, который аккуратными мазками наносит красящие составы на полотно. А солевой раствор, применяемый в работе, только помогает создать плавные переходы между похожими по оттенкам цветами.

Данный раздел сайт посвящается удивительному искусству росписи по ткани - батику. В разных подразделах вы найдёте информацию о том, с чего начать, какие понадобятся инструменты, какие есть техники.

Что такое батик? Это когда на ткань - шёлк, хлопок, шерсть, иногда и синтетику - наносится краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель-резерв (резервирующий состав на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе роспись по ткани известна с XX века, сегодня это искусство очень и очень популярно.

Происхождение слова "БАТИК". Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово "ba" - означает хлопчатобумажная ткань, а "-tik" - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани . В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписаных вручную, очень популярна.

Слово «батик » - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик зародился в XIII - XIV вв. а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Здесь представляю вашему вниманию сборник материалов о батике, который очень люблю! (статьи и фотографии работ из Интернета, и печатные материалы).

Фото слева - "бамбук", с сайта www.artbatik.ru .


Техника холодного батика - это когда контур рисунка наносится на ткань с помощью специального состава – резерва. Затем ткань расписывают, причем краска сохраняется в пределах контура. Краски на готовом батике закрепляют, предохраняя от выцветания.

«Сухой» батик

Роспись по ткани или батик – популярный в наше время вид декоративного искусства. Первоначально батик зародился в Индонезии. Батик подразделяется на виды – горячий и холодный, отличающиеся по способу нанесения рисунка на ткани.

Более редкая техника – «сухой» батик, при которой густая краска наносится прямо на ткань, предварительно специально обработанную раствором поваренной соли или крахмала. Концентрированная тушь, нанесенная на хорошо подготовленную ткань, играет роль резерва. Этот способ позволяет сочетать графичные линии контура и свободную кистевую роспись в пределах этих линий.

С чего начать?

Подготовка ткани

Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.

Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк - в теплой.

После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Перевод рисунка на ткань

Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом.

Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом.

Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме.

Натягивание ткани на раму

Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы.

Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.

Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

Смотрите в следующей статье этого раздела - кубовая набойка (которую можно назвать разновидностью батика)

На фото справа - женщина в сарафане из ткани, украшенной кубовой набойкой (музейный образец). Этнографический музей.

С незапамятных времен люди научились раскрашивать и украшать ткани, сделав это занятие одним из важнейших ремесел. Первые мастера крашения и набойки тканей проживали на территориях современных Китая и Индия. Учеными установлено, что природные красители были открыты и стали применяться за несколько тысячелетий до нашей эры. Многие слышали об индонезийском острове Ява. Это место по праву считается мировым центром зарождения батика. Само это слово появилось именно там. В буквальном переводе на русский язык оно подразумевает процедуру рисования при помощи горячего воска. От явайцев это искусство переняли индусы и китайцы, египтяне и жители древнего Перу.

Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий - к XVII веку. Именно тогда был создан особый инструмент, который на местном наречии получил название «чан-тинг». Он и был предназначен для нанесения узоров на поверхность ткани при помощи расплавленного воска. Внешне чан-тинг представлял собой маленькую медную емкость, снабженную ручкой из бамбука или дерева, а также имел несколько загнутых носиков. В настоящее время использование этого инструмента отошло на второй план, так как наиболее популярной на Яве стала штамповка «чап».

Как происходит роспись по ткани

При оформлении тканей мастера используют резерв различных смесей. Им покрывают те участки ткани, которые остаются незакрашенными. В состав этого резерва могут входить самые различные компоненты: растительные и древесные смолы, парафин, пчелиный воск. Резерв призван пропитать материю и надежно защитить ее от воздействия краски.

Когда ткань подготовлена, ее опускают в краску, а еще через некоторое время удаляют имеющийся резерв. На холсте остается белый рисунок, тогда как остальной фон полностью закрашен.

Несмотря на то, что в последнее время повсеместно используется штамповка, ткани часто расписываются ручным способом. Существует несколько способов ручной росписи, и у каждого имеются свои особенности.

Когда резерв имеет вид наносимого на ткань замкнутого контура, и уже внутри него изделие подлежит росписи - это холодный батик. Рисунки в этой технике отличаются четкой графикой, а количество используемых красок не ограничено. Если резерв служит и для нанесения контура и для покрытия отдельных участков ткани - такая живопись называется горячим батиком. При свободной росписи узоры наносятся свободными мазками. Наконец, техника узелкового батика предполагает уже не роспись ткани, а исключительное ее окрашивание. Отдельные участки материала могут перевязываться узелками.

Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрытие не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: ””””Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе.
Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается”.

В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: ””””Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается”.
Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку (шифону, крепдешину) – это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).

Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписаных вручную, очень популярна.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Батик – batik – индонезийское слово. Часть слова – tik – на всех индонезийских языках означает ””””точка”””” или ””””капля””””; -ба – хлопчатобумажная ткань. Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать.
В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик – конкретная технология окрашивания и украшения ткани.
Батик - ручная роспись по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Для получения чётких очертаний используется специальный закрепитель, называемый резерв (обычно изготавливается на основе каучука).

Существует два вида батики - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани. Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места покрытые воском не поглащают краску, а также ограничивают ее распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Холодный батик. Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и безцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком.









Просмотров