Закон об образовании отчет о самообследовании. Как проводится самообследование образовательного учреждения. о порядке проведения процедуры самообследования

Положение

о порядке проведения процедуры самообследования

образовательной организацией

Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации , 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326); Порядком проведения самообследования образовательной организацией (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. № 000).

1.2 Настоящее Положение определяет основные нормы и принципы проведения самообследования в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Чайковский Пермского края» (далее Школа).

1.3 Самообследование - процедура оценивания (самооценивания). Процесс самообследования - это познавательная деятельность учителей, учащихся и руководителей Школы, носящая системный характер и направленная на развитие образовательной среды и педагогического процесса и коррекцию деятельности школьного коллектива и его руководителей.

Цель самообследования:

Целью самообследования образовательной организации является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, подготовка отчета о результатах самообследования; проведение внутренней экспертизы с целью всестороннего анализа деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» за три года, предшествующие государственной аккредитации ;

Процедура самообследования способствует:

1. Определению соответствия критериям показателей государственной аккредитации, образовательным целям и социальным гарантиям .

2. Рефлексивной оценке результатов деятельности педагогического коллектива, осознанию своих целей и задач и степени их достижения.

3. Возможности заявить о своих достижениях, отличительных показателях.

4. Отметить существующие проблемные зоны.

5. Задать вектор дальнейшего развития школы.

Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

1. Планирование и подготовка работ по самообследованию организации.

2. Организация и проведение самообследования в организации.

3. Обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета.

4. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяется организацией самостоятельно.

Источники информации:

1. Нормативно-правовые документы, рабочие документы, регламентирующие направления деятельности ОО (аналитические материалы, планы и анализы работы, программы, расписания уроков, дополнительного образования , статистические данные).

2. Анализ и результаты административных контрольных работ в выпускных (4, 9) классах, определяющие качество подготовки выпускников (проведены в период самообследования).

3. Результаты анкетирования участников образовательного процесса (определения степени удовлетворенности образовательным процессом).

Форма предъявления информации:

Отчет о самообследовании, утвержденный педагогическим советом на бумажных и электронных носителях.

Директор образовательной организации издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии.

Председателем комиссии является директор.

Комиссия по самообследованию рассматривает аналитические материалы членов комиссии по направлениям деятельности образовательной организации и выносит их на обсуждение педагогического совета.

По результатам самообследования составляется отчет, в котором подводятся итоги и содержатся конкретные выводы.

Отчет о самообследовании должен удовлетворять следующим требованиям: лаконичность изложения, наглядность (таблицы, схемы, диаграммы, отражающие динамику развития ОО и т. д.), достоверность и обоснованность характеристик.

Отчет представляется в Министерство образования и науки Пермского края не позднее, чем за два месяца до сроков проведения аккредитационной экспертизы на бумажном и электронном носителях, размещается на официальном сайте ОУ в сети Интернет.

Структура отчета о результатах самообследования

1. Введение

2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

3. Система управления образовательным учреждением

4. Структура классов

6. Качество подготовки выпускников

7. Условия реализации образовательных программ

7.1. Кадровое обеспечение

7.2. Учебно-методическое обеспечение

7.3. Информационно-техническое оснащение

7.4. Материально-техническое обеспечение, социально-бытовые условия

8. Воспитательная работа

9. Условия, обеспечивающие безопасность образовательной среды

10. Информация по устранению недостатков, выявленных в ходе предыдущей аккредитации

11. Выводы о готовности образовательного учреждения к процедуре государственной аккредитации.

Должна ли ОО создавать Положение о проведении самообследования образовательной организацией как локальный акт? При проведении аккредитационной экспертизы эксперты выразили недовольство наличием такого Положения в школе.

Ответ

Не должна, но она вправе регламентировать в таком акте вопросы собственной компетенции по данному вопросу.

Обоснование

Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден Минобрнауки. Вместе с тем организационные вопросы (сроки, состав лиц и т.п.) образовательная организация определяет самостоятельно. Соответственно, нет необходимости в принятии локального акта, дублирующего содержание установленного Порядка. Вместе с тем, организация вправе регламентировать вопросы собственной компетенции.

Отчет о самообследовании ОО подготавливается и размещается на сайте ежегодно в установленном порядке ( ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ").

<…> Внимание: порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 (далее - Порядок). <…>

<…> Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию утверждены приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. . <…>

Самообследование проводится организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно ( Порядка проведения самообследования образовательной организацией", утв. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462).

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом ( Федерального закона № 273-ФЗ).

Актуально сейчас:


Самообследование образовательных организаций

(краткий обзор законодательства)

Что касается иных образовательных организаций, то следует руководствоваться следующим. В соответствии с п. 6 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 предметом самообследования выступает:

Образовательная деятельность,

Система управления,

Организация учебного процесса,

Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования,

Анализ показателей деятельности образовательной организации.

Таким образом, в аналитическую часть отчёта целесообразно включить сведения о структуре управления деятельностью образовательной организации, контингенте обучающихся, реализуемых образовательных программах, результатах обучения за учебный год, результатах государственной итоговой аттестации, сравнение этих результатов с сопоставимыми показателями, сведения об участии образовательной организации в профессионально ориентированных семинарах, выставках, охвате учащихся дополнительным образованием и участии обучающихся в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, востребованности выпускников, организации профориентационной работы в образовательной организации и т.д.

Вторая часть отчёта должна содержать анализ нормативно установленных показателей. Показатели деятельности образовательной организации, которые подлежат анализу и должны быть представлены в отчете содержатся в приказе Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" .

Следует обратить внимание на то, что итоговой целью составления отчёта о самообследовании является не сам отчёт как таковой, а грамотная обоснованная оценка достоинств и недостатков системы управления и организации деятельности образовательной организации для последующей выработки решений по выявленным недостаткам.

Отчет о самообследовании не может быть заменен публичным докладом. В отличие от публичного доклада отчет о самообследовании является обязательным для подготовки и размещения на официальном сайте документом. Данная обязанность установлена нормативными правовыми актами:

Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";

Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".

В свою очередь, подготовка публичного доклада строго не регламентирована. К данной деятельности имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 01.04.2015).

В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад - это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность, достоверность, необходимость и достаточность.

Публичный доклад должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам. Иными словами, доклад может служить визитной карточкой образовательного учреждения, способствовать установлению диалога с потребителями образовательных услуг в условиях конкуренции. Публичный доклад демонстрирует достижения организации за отчетный период и может быть основан на сведениях, полученных в ходе самообследования.

Таким образом, направленность, стиль изложения и построения материала публичного доклада и отчёта о самообследовании будет различаться. Отчет должен давать полный анализ деятельности организации и предназначен, в первую очередь, для профессионалов в сфере образования, публичный доклад – раскрывать центральные темы и быть ориентированным на широкий круг читателей.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю :

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения самообследования образовательной организацией.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 53 "Об утверждении Правил проведения образовательным учреждением или научной организацией самообследования" (зарегистрирован Минюстом России 12 апреля 2012 г., регистрационный N 23821).

Министр Д. Ливанов

Порядок проведения самообследования образовательной организацией

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения самообследования образовательной организацией (далее - организации).

2. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее - отчет).

3. Самообследование проводится организацией ежегодно.

4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

планирование и подготовку работ по самообследованию организации;

организацию и проведение самообследования в организации;

обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;

рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

5. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.

6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования 1 .

7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - по состоянию на 1 августа текущего года.

Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

8. Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - не позднее 1 сентября текущего года.

1 Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Просмотров