Роль волонтерского движения. Волонтерство: что это, польза, как принять участие. Выход из зоны комфорта

1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики

В толковом словаре Ушакова мы находим следующее определение: волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.

По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерство это не что иное, как «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола 10 . Добровольчество – это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества».

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что ни одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство – понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX века в Европе 11 . В этот период большое число молодых людей вызвалось восстанавливать Европу, разрушенную во время Первой Мировой войны. Молодые люди – французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». В 1920 году , во Франции , под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием – этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.

Идея разнеслась по всей планете. В 60-х годах возникли десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов XX века широкое распространение получили экологические проекты.

А в последующие годы волонтерское движение получило еще большее распространение, как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.

В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Поэтому волонтеры участвуют в научно-исследовательских, социальных, благотворительных программах, которые сами по себе прибыли не приносят.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры.

Считается, что волонтерское движение в России стало зарождаться в конце 80-х годов 12 . Однако стоит согласиться и с тем, что оно существовало и ранее, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, разнообразных обществ охраны природы и памятников. Приведем пример: в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая.

Свое современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций, в Российской Федерации волонтеры не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки 13 . Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – помогать людям.

Волонтеры – это люди, которые готовы пожертвовать свое личное время, силы на служение обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным мотивом работы).

В декларации Международной ассоциации волонтеров, принятой на 11-м Конгрессе Международной ассоциации волонтеров в Париже 14 сентября 1995 года, приведено следующее определение волонтерства (добровольчества). Добровольчество – это:

– добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;

– активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;

– способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности;

– выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов;

– способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества;

– способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№135-ФЗ от 11.08.1995 г.) таким образом трактует понятие «добровольцы»: это «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» 14 .

Закон города Москвы, регулирующий взаимодействие некоммерческих организаций (НКО) и государственных органов власти, дает следующее определение: «Добровольческая деятельность (волонтерство) – добровольная безвозмездная социально значимая деятельность физических лиц – добровольцев, реализуемая от лица и (или) по поручительству негосударственной некоммерческой организации».

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, основная цель государственной молодёжной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Одним из приоритетных направлений, отмеченных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р, является проект «Доброволец России», который адресован молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. Этот проект направлен на системное вовлечение молодежи в различные социальные проекты, в том числе в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой (волонтёрской) деятельности. Основной целью проекта «Доброволец России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян.

Активное участие молодежи в волонтёрском движении поможет решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики 15 .

Организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи поможет решить проблему дефицита кадров в сфере реализации социальной политики, усилить кадровый потенциал. В то же время волонтёрское движение усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности.

Анализируя опыт различных добровольческих организаций, мы попытались сформулировать принципы, лежащие в основе их деятельности. Основополагающим принципом, безусловно, является добровольность, добровольный выбор, отражающий личную позицию человека. Каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению. Человек также вправе отказаться от участия в добровольческой деятельности в соответствии с добровольно и осознанно принятыми им обязательствами.

Решение о принятии участия в добровольческой деятельности не может быть сделано под прямым или косвенным нажимом. Например, неучастие в добровольческой деятельности не должно негативно отразиться на оценке выполнения человеком своих основных обязанностей: трудового договора, воинского долга или гражданской ответственности 16 .

Принцип добровольности не отрицает наличие определенных обязательств. Во время осуществления добровольческой деятельности необходимо учесть все обязательства, которые человек должен принять на себя для эффективного осуществления деятельности. Эти обязательства должны быть оговорены специальным договором или добровольческим контрактом и, при необходимости, могут иметь юридическую силу. К таким обязательствам относятся:

    материальные, в случае необходимости пользоваться и распоряжаться материальными ресурсами;

    профессиональные, в случае необходимости строгого выполнения профессиональных требований;

    этические, при необходимости особо соблюдать этические нормы и требования при осуществлении добровольческой деятельности.

Наряду с ним можно еще привести такие принципы, как:

безвозмездность (бескорыстность) – цели добровольческой деятельности – помощь другим людям и собственное личностное, нравственное совершенствование через оказание такой помощи. Выполнение добровольческой деятельности не должно быть условием материального благосостояния человека. В отличие от основной трудовой занятости, добровольческая работа не должна играть роль источника доходов, необходимых для удовлетворения естественных человеческих потребностей: еда, жилье, одежда и прочее. По отношению к основной трудовой занятости добровольческая работа должна выполнять дополняющий характер.

социальная значимость - добровольческая деятельность должна носить характер, отвечающий целям и потребностям местного сообщества, национальным интересам и принципам развития мирового сообщества. Общественная значимость добровольческой деятельности определяется ее актуальностью, своевременностью и эффективным результатом.

уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека и принятие его как неповторимой личности;

объединение людей , выполняющих миссию добра и служения другим;

– предоставление равных возможностей для духовного, физического и интеллектуального развития всем людям, независимо от их пола, физического состояния, вероисповедания и финансового положения;

воспитание в молодых людях лидерских качеств и нравственных ценностей. Добровольческая деятельность является не только ресурсом общественного развития, но и возможностью, которую общество предоставляет гражданам для их полноценного личностного роста. Возможность участия в добровольческой деятельности – это услуга, которую способно предоставить демократическое общество своим гражданам.

повышение гражданской активности путем привлечения молодежи к решению социальных проблем общества, а также предоставления ей возможности брать на себя ответственность на всех уровнях работы волонтерской организации;

добросовестность , доведение до конца взятых на себя обязательств;

законность, деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ. Какими бы благими побуждениями не руководствовались участники добровольческой деятельности, их противоправные действия не могут быть оправданы Строгое следование требованиям закона, правилам и нормам, принятым в жизни местного сообщества, – необходимое условие осуществления всякой добровольческой деятельности.

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

Долинского района Сахалинской области

Программа волонтерского движения

Территория деятельности: МБОУ СОШ с.Сокол

ФИО педагога-куратора: Филонова Е.А.

2014 год

Пояснительная записка

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, организация выставок, выпуск методических пособий, диспуты, праздники, встречи, соревнования).

Нормативно-правовое обеспечение:

1.Всеобщая декларация прав человека.

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.

4. Закон РФ «Об образовании».

5.Конституция Российской Федерации

При реализации программы будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.

3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.

Структура волонтерского отряда.

Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, или социальный работник. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.

Стать волонтером может любой подросток от 13-15 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

Проведение профилактических занятий или тренингов;

Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

Волонтерское движение ориентировано на приобщение к добровольческой деятельности учащихся.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, повышение активной жизненной позиции школьников. Деятельность осуществляется формированием сплоченного деятельного коллектива волонтеров, разработкой плана и определение деятельности волонтеров. Формируется лидерская компетентность. А также привлекается общественное внимание к социально значимым проблемам.

Направления деятельности волонтеров :

Духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

Патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство поселка;

Здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

Формирование толерантности – организация досуга молодежи;

Профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;

Профессиональное становление – организация досуга детей в поселке, цикл классных часов для учащихся школы.

Общественные связи службы:

  1. Заместители директоров школы по ВР и УВР.
  2. Социальный педагог.
  3. Школьный психолог.
  4. Классные руководители.
  5. Педагоги дополнительного образования.
  6. Школьный библиотекарь.

Сроки реализации:

Структура волонтерского движения:

Цель волонтерского движения школы состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Формирование нравственных и коммуникативных качествличности, черезорганизацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Цели:

  • Развитие волонтерского движения в школе (в особенности привлечение детей из асоциальных семей) формирование у них морально нравственных ориентиров, ощущения счастья.
  • Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
  • Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Задачи волонтерского движения :

Популяризация идей добровольчества в школьной среде;

Создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия школьников в социально-значимых акциях, проектах;

Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

Участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;

Реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

Привлечение учащихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе школы, а также социальных учреждений и служб города для совместной социально-значимой деятельности;

Воспитание у школьников активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

Поддержка и реализация социальных инициатив школьников;

Подготовка и поддержка молодежных лидеров;

Координация деятельности волонтеров школы.

Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:

· индивидуальная;

· групповая;

· работа по подгруппам.

Формы организации занятий: акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки:

В результате реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» подростки должны овладеть следующими навыками:

· позитивного общения;

· принятия решения;

· решения проблем;

· критического мышления;

· межличностных контактов;

· умения постоять за себя и договориться с другими;

· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;

· совладения с эмоциями;

· управления стрессом и состоянием тревоги;

· выхода из конфликтной ситуации;

· формирование позитивного «Образа Я».

В ходе реализации программы ожидается:

·формирование у молодёжи высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

·формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

·формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

·развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

·увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;

·получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

·обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;

· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

·формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

· участие в акциях;

·организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;

·включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;

·привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

·привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;

·создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

·формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Данные цели и задачи реализуются в рамках модулей (подпрограмм): «Здоровье», «Безопасность», «Право».

Подпрограмма «Здоровье»

Цель:

Формирование у школьников установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.

Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся.

Подпрограмма «Безопасность»

Цель:

Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности .

Задачи:

Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).

Развитие навыков безопасного поведения.

Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

Подпрограмма «Право»

Задачи:

Организация условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

Формировать умения учеников действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

Профилактика проявлений экстремизма.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

План реализации программы:

Сроки

Ответственный

Раздел 1

Организационный

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог

Беседа «Значение волонтерского движения»

Октябрь

Ознакомление с Программой

В течение года

Создание группы специалистов по работе с волонтерами

Октябрь

Раздел 2

Информационный

Оформление стенда «Школьное волонтерское движение»

Октябрь

Педагог-психолог

Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку»

Октябрь-ноябрь

Раздел 3
Обучающий

Обучающие занятия с волонтерами:

Мини - тренинги;

Интерактивные игры;

Встречи с волонтерами

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Анкетирование

ноябрь

Раздел 4

Продуктивный

Участие в акциях:

«Каждой малышке- по книжке»

- «Игрушка»

- «Ребята нашего двора»

- «Георгиевская лента»

- «Наш уютный двор»

- «Забота»

- «Письмо солдату»

- «Ветеран рядом»

- «Хорошее настроение»

- «Брось сигарету»

- «Тропа здоровья»

- «Час в музее»

-«Вода-забота общая»

Декабрь-май

Педагог-психолог

Разработка и реализация социальных проектов

В течение года

Педагог-психолог

Акция «Мы за ЗОЖ»

В течение года

День волонтера

Декабрь

Организация игр и конкурсов для детей

В течение года

Участие в экологических мероприятиях

Апрель-май

Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ

В течение года

Раздел 5

Аналитический

Подведение итогов деятельности волонтеров

1 раз в семестр

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.

Создание Модели школьного волонтерского движения.

Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.

Используемые источники

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
  2. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
  9. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  10. Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  11. Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
  12. Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  13. Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  14. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  15. Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  16. Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  17. Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  18. Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  19. Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  20. Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / >/ D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).

Доклад по теме:

«Развитие волонтерского движения, вовлечение трудных подростков

в добровольческую деятельность».

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Цели волонтерских движений различны. Но основной принцип для каждого движения волонтеров, в большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

Ныне традиции волонтерского движения в России возрождаются. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях определяет участников волонтерского движения в России так: «добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)». Чем еще можно мотивировать молодежь? А вот чем. 28.07.2014г. подписан Приказ Министерства образования РФ №839 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования на 2015-2016 год». При учете индивидуальных достижений учитываются: статус чемпиона, золотой значок ГТО, аттестат, волонтерская деятельность, участие в олимпиадах.

Многие еще относятся к волонтерскому движению в России недоверчиво, памятуя о добровольно-принудительном характере общественной работы в нашем недавнем советском прошлом. Несколько тормозит развитие волонтерского движения в нашей стране инертность общества, отсутствие привычки к гражданской инициативе – недоброе наследие советской государственности. Но, несмотря на эти сдерживающие факторы, развитие волонтерского движения протекает очень интенсивно, создаются новые организации, собираются средства, реализуются проекты. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. У него много направлений: культурное, социальное, событийное, всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». В Рязанской области успешно реализуются инновационные формы работы антинаркотической направленности, создана система работы антинаркотических волонтерских отрядов на базе образовательных учреждений. Волонтерское движение охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы, предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Специальные психологические курсы готовят школьников-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни. В Рязани организована работа «Школы волонтеров» по профилактике злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами». Волонтерское движение имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

В социологии активная гражданская позиция определяется как «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов». Поэтому актуальным становится развитие активной жизненной позиции как совокупности компетенций, обеспечивающих личность способностью: брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения, реализовывать свои права в повседневной жизни, участвовать в развитии демократических институтов общества, умение работать в команде, принимать совместные решения, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, обладать потребностью саморазвития и самосовершенствования, как в личностном отношении, так и професcиональном, успешной социализации.

В образовательных учреждениях нам приходится работать с разными детьми. Самый интересный опыт работы, конечно, приобретается при взаимодействии с так называемыми «трудными подростками». У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов. Поэтому в руках неопытных педагогов сопротивляемость трудных подростков усиливается по мере того, как будет задеваться его «больное место». У подростков проявляется ожесточенность к окружающим, неверие в свои силы, упадок духа, неверие в окружающих его людей. Конфликтное отношение с педагогами усугубляется тем, что трудновоспитуемые дети, как правило, плохо контактируют или даже не дружат со своими одноклассниками, особенно тогда, когда попадают в новые коллективы, где к ним учащиеся относятся как чужим, отрицательно относятся к ним педагоги. Потребность в общении со сверстниками - одна из самых сильных в подростковом возрасте. И они ищут этого общения. От них отмахиваются учителя, с ними не справляются родители, им трудно найти свое место в жизни.

Наблюдая за поведением «трудных», я сделала следующие выводы:

Трудные подростки гораздо смелее своих обычных сверстников, они легче идут на контакт с незнакомыми людьми, прохожими;

Они готовы помогать другим, чтобы показать себя с лучшей стороны;

Они стараются заслужить одобрение, хорошо выполняя работу, например, собирая мусор на улице, в парке, сажая деревья;

Есть и отрицательные моменты работы с «трудными»:

У трудных подростков, как правило, наблюдается нервозность в поведении, они могут вспылить;

Если что-то пошло не так, они могут бросить начатое дело;

Частые проявления несдержанности могут проявляться в резких движениях, нецензурных выражениях;

На таких людей нельзя воздействовать подавлением воли, только разговор на равных, анализ ситуации, положительный пример.

Главный принцип работы с «трудными» - 2П, понять и простить.

Мы приглашаем школьников заниматься волонтерством – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Волонтеры вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Волонтерский труд поможет внести в жизнь подростков разнообразие, позволяя им отвлечься от каждодневной рутины и негативных поступков. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, продвижение ценностей. Наблюдения показывают, что у трудных подростков – членов волонтерского отряда, начинаются изменения от пассивного участия до творческой активной деятельности.

Выполняя важную, полезную общественную работу подростки испытывают гордость за свой труд. Это развивает у них чувство собственного достоинства, формирует активную жизненную позицию, что в свою очередь способствует осуществлению профилактики их девиантного поведения.

Старшая вожатая МБОУ ˝Спасская СОШ˝:

Карькина Надежда Вячеславовна

Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофессионального развития социальной работы содержит свойственные российскому менталитету обычаи и традиции добровольной взаимопомощи. Эти традиции составляют основу развития волонтерского движения среди молодежи сегодня.

Волонтерство - деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Молодежь - традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения

Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно - историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность.

По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерство стремиться к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны - дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу)

Понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры - это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.

В словаре Ожегова С. И. волонтерство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях

По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры - это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.


Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться в группе и индивидуально, в общественных и частных организациях.

Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.

Организованное волонтерство, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе и более систематично и регулярно.

Волонтерство может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности

По целевой ориентированности волонтерство направлено:

- на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;

- на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;

- на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления)

Волонтерство уходит своими корнями еще в начало XX века .

Тогда в Европе после окончания Первой мировой войны появились люди, готовые оказать помощь пострадавшим в войне, и были созданы первые волонтерские организации.

Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций. По решению Генеральной ассамблеи ООН 2001 год был объявлен Международным годом волонтеров.

Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- социальная защита

- экология

- благоустройство

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни

- правозащитная деятельность

- сохранение исторического и культурного наследия

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта

- содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Кроме собственно практической добровольческой деятельности российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели создания молодежных добровольческих центров, создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организаций, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.

Так, одна из наиболее крупных общероссийских общественных организаций, на основе, которой действует разветвленная сеть региональных волонтерских объединений « Детские и молодежные социальные инициативы» - одним из основных направлений своей деятельности видит образование в сфере технологий создания молодежного волонтерского движения. Только в 2006 году был проведен ряд мероприятий в этом направлении: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив», прошедшая 3-5 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге; три экспериментальные смены палаточного волонтерского лагеря в ВДЦ «Орленок»; Всероссийский научно-практический семинар «Диалог индивидуальностей» и другое.

Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество локальных акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения.

Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. Программа «Добровольцы ООН» рассылает письма в страны-участницы с приглашением начать широкую подготовку к МДД во всех странах и свои рекомендации в связи с его подготовкой.

Наряду с программой «Добровольцы ООН» одной из самых активных в проведении Всемирного дня добровольцев организаций является Международная ассоциация добровольческих усилий (IАVЕ), объединяющая в международное добровольческое движение около ста стран мира.

С 1995 года добровольцы России начали отмечать этот день вместе с другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3 декабря Всемирный день инвалидов, 5 декабря Всемирный день добровольцев. Затем неделя дополнилась несколькими датами: 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 - декабря - Всемирный день защиты прав человека и 12 декабря - День Конституции РФ. В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к лучшему!»

Особый содержательный акцент в процессе организации Международного дня добровольцев заключается в поддержке молодежного волонтерства; продвижении и признании роли и вклада молодых добровольцев в социальное и экономическое развитие Российской Федерации; содействие достижению Целей Развития Тысячелетия, принятых мировыми лидерами государств - членов ООН на Саммите Тысячелетия (2000), ключевой из которых является сокращение масштабов бедности.

Общероссийская программа добровольческих действий формируется на основе планируемых региональных, локальных мероприятий, конкретное содержание которых определяется на местах с учетом нужд и потребностей каждого региона, каждого территориального сообщества или организации.

Результатом ежегодного проведения акции в целом по всей стране является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, др. Публичное представление и признание итогов добровольческих действий в дни празднования Международного дня добровольцев.

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы из разных уголков России, которые осуществляют множество социально значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают свои микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и парки, проводят Уроки добра. Они организуют семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а также повседневной работы молодежных объединений и организаций но всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной ситуации в обществе.

Таким образом, волонтеры - это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»

Развитие волонтерской деятельности в молодежной среде

Составитель: педагог –организатор,

педагог дополнительного образования,

Матвеева Надежда Анатольевна

г. Полысаево

Введение

1.Определения понятия «волонтерство» и развитие волонтерской

деятельности в России.

2.Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности.

3.Основные направленияволонтерской деятельности.

Заключение

Список литературы

Введение

Все мы знаем, что рядом с нами естьтысячи людей, которые

нуждаются в поддержке и помощи. К большому сожалению, многие

остаются равнодушны к проблемам и бедам «ближних», спокойно закрывают

глаза, обходя стороной чужуюболь истрадание, надеясь,что помощь окажет

кто –то другой. Поступая так, людине задумываются, что подобное

проявление безразличия может привести наше общество к краху.

Актуальность темы: развитие волонтерскойдеятельности в

молодежной средезаключается в необходимости изучения форм и методов

работы волонтерских организаций, как одного из рычагов для создания

стабильного, сплоченного и здорового общества. Оценивая реальное

положение событийв нашем обществе, мы не можем не заметить

присутствиенегативных явлений. Одной из наиболее важных проблем

является употребление детьми и молодежью психоактивных веществ.

Наркомания приводит к сильнейшим психическим, личностным и

поведенческим расстройствам, а следовательно, к росту детской и

подростковой преступности, безнадзорности, алкоголизму, бродяжничеству,

заражению гепатитом, СПИДом и другими заболеваниями.

На сегодняшний день положение общества спасает волонтерская

деятельность –работа добровольцев на безвозмездной основе.Активные,

инициативные, неравнодушные к социальным проблемам ребята, работают с

наркомании, пропагандируют здоровый образ жизни, совершаютдобрые

поступки, делятсясвоим временем, энергией, навыками и знаниями для того,

чтобы помочь людям или окружающей среде.

Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного

воспитания. Благодаря чему происходит возрождение фундаментальных

ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость,

гуманность, отзывчивость и другие не менее важные ценности.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения.

Оно приносит пользуобществу, государству и самим волонтерам, которые

посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки,

удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою

полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в

себе важные личностные качества, следуют своим моральным принципам,

открывают духовную сторону жизни.

1. Определения понятия «волонтерства» и развитие волонтерской

деятельности в России

Существует несколько определений понятия «волонтёрства». Слово

«волонтер» происходит от французского слова «volontaire» (доброволец).

Сначала в европейских странах так называли лиц, добровольно поступивших

на военную службу.

В работе Кудринской Л.А «Добровольческий труд: опыт теоретической

реконструкции» волонтерство рассматривается как добровольческий труд.

Добровольческий труд –непосредственная благотворительнаядеятельность.

выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи,

услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми,

а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся всложных

жизненных ситуациях.

либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в

частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы

социального обеспечения, либо являются членами добровольческих

организаций.

В последнее время значение этого слова расширилось и стало

использоваться для обозначения социального служения.Считают, что

волонтер –эт о альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается

социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса.

полезное для других, неполучая за это для себя прибыль.

добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно

передавать определенную информацию, делиться своим опытом и оказывать

помощь тем, кто в этом нуждается

включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное

предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая

осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта

на денежное вознаграждение».

Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на

безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему

общества, сделать его лучше. Молодежь –традиционно наиболеесоциально

активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях

является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и

разноплановость ее целевой направленности,можно говорить о

существовании общих характеристик этого явления. Прежде всего,

доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью

получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно

быть меньше стоимости выполненной работы.Волонтерская деятельность

должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Современное понятие « волонтерства» в России начало формироваться

в 90- е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих,

общественных и благотворительных организаций, которые занялись

просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и

благотворительностью как таковой.

В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на

качественно новый уровень. В большинстве случаев волонтеры успешно

работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить

государственным организациям. Вклад волонтерского движения настолько

ощутим, что 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития

волонтерской деятельности. За это время российский добровольческий

сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом

обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку

нуждающимся, что и является основой добровольчества. По разным данным,

на сегодняшний день в России действуют околотысячи общественных

организаций, активно развивающих молодежные, добровольческие

программы.

другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая

гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев

проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3

В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник

добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к

проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые

несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к

лучшему!»

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы

из разных уголков России, которые осуществляют множество социально

значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают

микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и

парки, проводят Уроки добрав учебных учреждениях. Организуют

семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции

по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную

помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других

общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а

также повседневной работы молодежных объединений и организаций по

всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя

программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество

является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной

ситуации в обществе.

социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного

вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

2. Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности

Организация и развитие молодежного добровольческого движения

возможны только на основе и при учете объективной информации об

интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтеров.Волонтеры -

не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных

навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская

деятельность - это прямой путьк оплачиваемой работе, желание себя

Обычно участие в добровольном труде аргументируется желанием

быть кому- то нужным, ощущением потребности в общении с другими,

своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и

самореализация, самоутверждение.Добровольный труд может удовлетворять

и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства,

приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть

изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Данная деятельность позволяет молодому человеку, не «ломая» свою жизнь,

дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной

гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный

роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои

Н. А. Тернова среди мотивов, на основании которых личность

включается в волонтерскую деятельность, называет следующее: желание

помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых

знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; желание

«попробовать» другую специальность; сострадание нуждающимся; желание

узнать о проблемах других людей; интерес к предложенной новой работе;

групповая работа с друзьями; чувство обязанности вернуть людям то, что

получил сам; религиозные соображения; желание почувствовать свою

необходимость; приобретение нового опыта; отсутствие другого способа

применить имеющийся опыт работы; стремление приобрести новых друзей,

развеять скуку; отсутствие общения; получение признания в обществе.

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде

потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании люди хотят, чтобы их работа или проявленные

способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении людям нравится ощущать,что они выполнили

что- то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя

независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и

поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать однои

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и

обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать к какой- то

группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или

группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые

7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но

потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее

всехостальных;

чувствовать себя особенным и значимым .

На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить

некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие- либо

нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо

организованной группе, а старшеепоколения - получить эмоционально -

психологический комфорт.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодое поколениек участию

в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов,

связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии,

используя при этом групповые и коммуникативныеформы работы.

Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и

достаточно более или менее длительное участие в волонтерской

деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий срок и

на короткий срок.

« Мотивация добровольца на долгий срок - достижение цели и

сопричастность. Лучшее признание для него выражается в предоставлении

большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в

работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности,

а стилем взаимоотношений равноправное партнерство. Характерные черты

добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая

позволяет ему испытывать чувство сопричастности. Такой волонтер, как

правило, находит работу сам, либо «растет» внутри организации; стремится

самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы,

приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в

решении проблемы; он предпочитает проблемы «глобального» характера».

.

«Мотивация добровольца на короткий срок - признание личного

достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть

выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с

таким добровольцем - подготовка для него четкого задания, поддержание в

нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение

конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок

общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или

проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко

определенную работу в ограниченном от резке времени» [ 2, стр. 20-23].

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа

может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране.

Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на

сегодняшний день, стал основой выявления некоторых основ развития

волонтерского движения среди молодежи.

2. Основные направленияволонтерской деятельности

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- социальная защита;

- экология;

- благоустройство;

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда

здорового образа жизни;

- правозащитная деятельность;

- сохранение исторического и культурного наследия;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения,

духовному развитию личности.

социальная защита. А именно, помощь детям, оставшимся без попечения

родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и

одноразовых подгузников для малышей (закупки которых, к слову, не

предусмотрены для домов ребенка), и длительное регулярное сопровождение

воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из

учреждений государственного попечения, и организация анимационных

программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в

приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все

больше появляется благотворительных организаций, оказывающих

юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая

людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтеров и

медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала.

Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с

тяжелобольными детьми, по разным причинам, находящимся на лечении без

родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные

помощники.

организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение

конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам,

страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают

средства на дорогую операцию по всей стране, буквально по копейкам.

Экология - еще одна проблема, обсуждение которой не смолкает на

телеэкранах и не сходит со страниц газет. Уборка мусора, патрулирование в

пожароопасный период, посадка деревьев - простые, но необходимые

действия, без которых любой мегаполис начнет задыхаться уже через пару

Волонтерство в области культуры сегодня еще мало распространено у

нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и

Просмотров