Оплата за размещение социальной рекламы. Требования, предъявляемые к социальной рекламе

Для начала отметим, что социальная реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства

25.10.2012
журнал «Росбух»

Правовые основы рекламной деятельности определяет Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон №38-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №38-ФЗ рекламодателями социальной рекламы могут выступать:

Физические лица;

Юридические лица;

Органы государственной власти;

Органы местного самоуправления;

Муниципальные органы (не входящие в структуру органов местного самоуправления).

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Закона №38-ФЗ. Эта норма подтверждается и арбитражной практикой, в частности Постановлением ФАС Восточно - Сибирского округа от 27 апреля 2010 года по делу №А69-2333/2009. В данном Постановлении было определено, что размещенная индивидуальным предпринимателем социальная реклама соответствует требованиям статьи 10 Закона №38-ФЗ и у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для аннулирования выданных предпринимателю разрешений на установку рекламных конструкций для распространения наружной рекламы.

Как установлено материалами дела между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города и индивидуальным предпринимателем, были заключены договоры о предоставлении земельных участков в аренду, согласно которым земельные участки были переданы предпринимателю для использования в целях установки рекламных конструкций. Предпринимателю были выданы разрешения на установку указанных конструкций, однако, спустя полтора года, распоряжениями заместителя мэра города данные разрешения были аннулированы в связи с использованием рекламной конструкции не для распространения рекламы, социальной рекламы. Также было принято решение о демонтаже этих конструкций и удалении с них информации.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявление предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанции признали информацию на баннерах «Кому выгодно разорение Туваасбест, кто они» социальной рекламой, поскольку в ней нет ссылок на конкретное юридическое лицо, так как в данном городе расположены три юридических лица, в наименовании которых имеется слово «Туваасбест». Исходя из этого, суды приняли решение об удовлетворении требования предпринимателя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона №38-ФЗ в социальной рекламе допускается упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В социальной рекламе также допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Пунктом 6 статьи 10 Закона №38-ФЗ установлено, что в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать 3 секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, - 3 секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем 7% площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, - не более чем 5% рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Следует обратить внимание, что с 1 октября 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года №235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» (далее - Закон №235-ФЗ) пункт 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации дополнен новым подпунктом, согласно которому не подлежит обложению НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Пунктом 8 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что при изменении редакции пунктов 1 - 3 данной статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Таким образом, услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями, не облагаются НДС в случае, если данные услуги оказаны на безвозмездной основе, при выполнении требований, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В Письме ФНС Российской Федерации от 18 ноября 2011 года №ЕД-4-3/19322@ «О разъяснении отдельных положений НК РФ, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы» указано, что в случае сомнения в отношении правомерности и обоснованности применения рекламопроизводителями или рекламораспространителями освобождения от налогообложения соответствующих операций, налоговый орган вправе обратиться с запросом в антимонопольный орган (в Федеральную антимонопольную службу), органы государственной власти (органы местного самоуправления).

Отметим, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (пункт 5 статьи 149 НК РФ).

Обратите внимание!

Законом №235-ФЗ внесены изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, который изложен в новой редакции и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года.

В частности, с 1 января 2011 года к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности стало возможным относить доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Следовательно, вышеуказанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Указанная норма может, в частности, распространяться на некоммерческую организацию - заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. В этой связи у некоммерческой организации не возникает внереализационный доход и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (ранее налог уплачивался, он исчислялся исходя из рыночной стоимости социальной рекламы).

Кроме того, Законом №235-ФЗ пункт 1 статьи 264 НК РФ дополнен подпунктом 48.4, согласно которому расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, учитываются в составе прочих расходов при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Вышеприведенная норма вступает в силу с 1 января 2012 года и позволит организациям, которые понесли затраты на производство или распространение рекламы на безвозмездной для заказчика основе учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Федеральный закон "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года (ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ);

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014)"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

Налоговый кодекс РФ;

Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 18.02.2011 N 423-па "Об утверждении порядка определения платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" и проекта договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (текст правового акта по состоянию на август 2012 года).

Распространение, производство, размещение:

В Федеральном законе "О рекламе" (статья 3) сказано, что социальная реклама - это "информация…, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства". К сожалению, часто социальная реклама непонятна тем, кому она была адресована, делается на низком эстетическом и производственном уровне и, главное, у социальной рекламы есть проблемы с достижением того, ради чего она делалась.

Статья 18.

Рекламораспространители - организации средств массовой информации обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год, используемого в пределах, установленных для рекламы законодательством Российской Федерации о рекламе.

Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы.

Условия, касающиеся времени размещения и средств распространения социальной рекламы, предложенные рекламодателем, являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к рекламораспространителю не позднее, чем за месяц до предполагаемого срока распространения социальной рекламы.

Оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора…

Налогообложение:

Освобождаются от налогообложения:

…Плательщиками налога на рекламу становятся юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию. Органы местного самоуправления определяют круг плательщиков по двум основаниям: во-первых, по месту регистрации рекламодателя (принцип резидентства), во-вторых, по месту распространения рекламы (территориальный принцип). Принцип резидентства состоит в том, что все рекламодатели, зарегистрированные на территории муниципального образования, уплачивают налог по месту регистрации независимо от места размещения рекламы. Согласно территориальному принципу, все рекламопроизводители, распространяющие свою продукцию на территории муниципального образования, независимо от места регистрации рекламодателя, обязаны при выставлении рекламодателю счета за размещение рекламы включать в него сумму налога на рекламу. Одновременное действие указанных правил ведет к нарушению прав налогоплательщиков: московскому или ярославскому рекламодателю, воспользовавшемуся услугами петербургского издателя, неизбежно придется платить этот налог дважды, что не отвечает принципам однократности и соразмерности налогообложения. Необходимо устранить данное противоречие, закрепив лишь один общий принцип установления налога на рекламу - полагаю, следует выбрать территориальный.

Объектом обложения налогом на рекламу является стоимость работ (услуг) по изготовлению и (или) размещению (последующему распространению) рекламы (без НДС и налога с продаж). И здесь важно безошибочно отграничивать рекламную информацию от сведений нерекламного характера, иначе объект налогообложения будет необоснованно расширен…. (Костюков А.Н. Налог на рекламу // Законодательство. - 2013. - N 6. - с. 37-39.)

Органы местного самоуправления определяют объект обложения налогом на рекламу как стоимость услуг либо фактические расходы по изготовлению, размещению и распространению рекламы (без учета НДС и налога с продаж).

С марта 2003 г. страховая компания "Россия" спонсирует кампанию ГУВД Москвы по пропаганде телефона "02". Интерес МВД в данном случае заключается в том, чтобы перевести звонки с дежурных частей на единый телефон. Своей цели они добились быстро: за 6 месяцев с начала реализации кампании количество звонков увеличилось с 6000 до 20 000 в день. Однако и у страховой компании "Россия" результаты не менее впечатляющие. Согласно исследованию, проведенному компанией "Эспар-Аналитик", рекламу службы "02" более 50% опрошенных ассоциируют со страховщиком. Подобных примеров в России становится все больше. Яркий пример грамотной и креативной социальной рекламы представляет нам MTV на последней церемонии RMA, был дан старт "MTV EXIT" мультимедийной кампании, посвященной борьбе с эксплуатацией и торговлей людьми. Кампания включает несколько компонентов, в том числе различные программы и Интернет сайт на 14 языках, плюс реклама на канале и распространение DVD.

Дальнейшие действия телеканала таковы: реклама компании через информационные ресурсы, привлечение финансовых средств, но самое главное - это формирование в сознании людей положительного образа не только развлекательного музыкального канала, но и канала, способного донести до молодежи социально - значимые проблемы.

Последние два года социальные кампании превышают законодательно рекомендованный 5% -ный барьер. В 2013 г., по данным Комитета по рекламе г. Москвы, социальные кампании заняли 12% от общего объема рынка. Источник: журнал "Эксперт", 2013,. №8, стр.30 (см. график "Основные темы социальной рекламы и процент рекламных расходов в России в 2013 г".)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не являющиеся средствами массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах 5% годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять услуги по производству социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема производимой ими рекламы. При этом в законе "О рекламе" не упоминается, что за эти 5% разместитель социальной рекламы не платит налоги. Таким образом, средства массовой информации не только отдают под социальную рекламу эфирное время и площади (работают в убыток), но также еще и платят налоги за это. Предложение заключается во внесении в Закон "О рекламе" статей по регулированию налогообложения. Следует также отметить, что по закону рекламодатель вправе требовать вознаграждения за размещение социальной рекламы, но практика показывает, что эта реклама размещается на безвозмездной основе.

Законодательство регулирует этот вопрос следующим образом:

существует положение о благотворительной деятельности. Согласно Налоговому кодексу РФ, денежные средства, переданные на благотворительные цели, не подвергаются налогообложению. Данное взыскание является незаконным, и взысканные налоги подлежат возврату через суд.

В данной ситуации возникает следующая проблема: кто будет контролировать весь процесс налогообложения, за какой процент рекламы надо брать налоги, за какой нет. В качестве альтернативы при размещении социальной рекламы предлагается ввести пометку "на правах социальной рекламы". В таком случае Антимонопольный комитет мог бы отслеживать размещаемую под этой пометкой рекламу на предмет соответствия нормам и понятиям социальной рекламы. Однако в данном случае необходимо создать экспертную организацию, орган, который бы занимался классификацией и экспертизой продуктов, размещаемых как социальная реклама, контролировал выход социальной рекламы на рынок и отслеживал норматив использования того самого 5% лимита размещения социальной рекламы в СМИ и рекламном пространстве.

До недавнего времени в дискуссиях на эту тему выделялось уверенное мнение, что такой закон нужен. Однако у противников принятия закона есть вполне веские аргументы: он только усложнит сферу регулирования социальной рекламы и продемонстрирует беспомощность в управлении процессами в среде социальной рекламы в России. Действительно, в развитых странах мира не существует не только закона о социальной рекламе, но даже Закона "О рекламе", так как на устойчивом рекламном рынке нет вопиющих прецедентов и постоянных нарушений.

К слову сказать, основная путаница в толковании социальной рекламы заключается также в том, что сам термин "социальная реклама" не совсем точен. "Социальная" - слово слишком многозначное, чтобы иметь точную коннотацию. "Реклама" - слишком коммерческое в нашем понимании. Все основные споры и толкования, в том числе в области законодательства, идут еще и из-за этой терминологической неточности формулировок.

Изучив ситуацию с законодательством в сфере социальной рекламы, можно прийти к выводу, что в данное законодательство уместно вносить изменения и дополнения в рамках статьи 10 существующего Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г.

Наиболее верное и полное понятие социальной рекламы дает С.П. Гришаев:

——————————–

<1> См.: Малышев М.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб.-практ. пособ. М., 2009. С. 31.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также на обеспечение интересов государства.

Статьей 3 Закона о рекламе предусмотрены различные виды информации, которая доводится до граждан-потребителей: просто реклама и социальная реклама. Таким образом, социальная реклама не является разновидностью рекламы, а рассматривается как особый вид информации.

История возникновения социальной рекламы начинается в 1906 году. В это время общественная организация “Американская гражданская защита” создает рекламу, призванную привлечь внимание к вредному влиянию на окружающий мир энергетических компаний. Бурное развитие социальная реклама получила во время Первой мировой войны, когда был создан Комитет по общественной информации, проводящий работу по информированию американского населения о целях и причинах войны.

Следует иметь в виду, что сам термин “социальная реклама” вызывает некоторые сомнения, поскольку в данном случае не рекламируются ни товары, ни услуги, а доводится какая-то социально значимая информация до широких слоев населения. Кроме этого, регулируется она исключительно ст. 10 Закона о рекламе, и иные нормы данного Закона, в том числе положения ст. 14 Закона о рекламе, в которой говорится о рекламе в телепрограммах и телепередачах, не распространяются на социальную рекламу.

Вместе с тем вполне очевидно то, что отношения по производству, размещению и распространению социальной рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми и регулируются в первую очередь гражданским законодательством.

Так, можно нередко встретить плакаты, в которых говорится о последствиях несоблюдения Правил дорожного движения и которые сопровождаются изображениями жертв дорожно-транспортного происшествия. Таким образом, основным назначением социальной рекламы в области дорожного движения является обеспечение безопасности его участников и соблюдение Правил дорожного движения.

В качестве рекламодателей в социальной рекламе могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 10 Закона о рекламе).

Как следует из ч. 2 ст. 10 Закона о рекламе, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Этот Закон предусматривает принципы открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции при государственных закупках. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” заменил собой Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, предусматривая при этом целый ряд нововведений в правовом регулировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основным нововведением является создание и ведение в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок единой информационной системы (ЕИС), взаимодействие которой с иными информационными системами должно обеспечивать осуществление процедур, предусмотренных контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, предусматривается использование новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, запроса предложений. Наконец, был исключен такой способ размещения заказа, как открытый аукцион, – его функции выполняет электронный аукцион.

В отдельных случаях заключение договора социальной рекламы является обязательным. Так, согласно ч. 3 ст. 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ. Речь, в частности, идет об общих правилах заключения гражданских договоров в части предмета, формы и порядка заключения.

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах. Однако указанные ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным ст. 10 Закона о рекламе, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. Кроме этого, в социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

В социальной рекламе можно упоминать о спонсорах, однако существуют ограничения. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать 3 сек., в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, – 3 сек., и такому упоминанию должно быть отведено не более 7% площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, – не более 5% рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В качестве особой разновидности социальной рекламы следует выделить политическую рекламу или рекламу политических партий, которая проводится в рамках предвыборной кампании . Ее нужно рассматривать как информацию, распространяемую участниками избирательного процесса, о кандидатах на должность Президента РФ, о кандидатах в депутаты и на иные государственные выборные должности с целью формирования общественного мнения как “за”, так и “против” тех или иных кандидатов. Таким образом, ее основная цель – побуждение людей к участию в политических процессах в соответствии со ст. 3 Конституции РФ. Положения Закона о рекламе на политическую рекламу прямо не распространяются (в частности, в ст. 10, посвященной социальной рекламе, о ней не упоминается).

Определение политической рекламы как таковое отсутствует в законодательстве РФ. Единственное упоминание о ней содержится в Законе о рекламе, где лишь в ст. 2 указано, что действие данного Закона не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Основной разновидностью политической рекламы следует считать предвыборную агитацию, но ее определение в Законе о рекламе также отсутствует.

Как правильно отмечено в литературе, будучи упомянутой лишь раз, политическая реклама отождествляется с предвыборной агитацией, причем, исходя из смысла данной нормы, политическая реклама есть категория общая, а предвыборная агитация рассматривается как разновидность политической рекламы <1>. То есть в контексте Закона о рекламе любая предвыборная агитация есть политическая реклама, однако не любая политическая реклама обязательно является предвыборной агитацией.

——————————–

Предвыборная агитация активно применяется в периоды предвыборных кампаний. При этом используются все возможные способы доведения ее до избирателей и, в частности, использование рекламных конструкций. Необходимо иметь в виду, что во время предвыборных кампаний рекламные конструкции, предназначенные для коммерческой и социальной рекламы, широко используются в интересах отдельных депутатов.

Однако следует отметить, что в свое время Центральная избирательная комиссия обратилась в ФАС России за разъяснениями, можно ли использовать объекты наружной рекламы в политических целях, на что антимонопольное ведомство однозначно дало отрицательный ответ. В пояснительном письме было указано следующее: размещение политической информации от партий на рекламных конструкциях даже в форме социальной рекламы невозможно, так как вступает в противоречие с ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе <1>.

——————————–

<1> См.: Мыльников В.В. Проблемы понятия “политическая реклама” // Реклама и право. 2008. N 2. С. 22.

Российское законодательство дает точное определение понятию социальной рекламы. Прежде всего, эта реклама распространяется с целью донести до большей части населения нужную информацию, которая оповещает о значимых благотворительных, общественных мероприятиях, проводимых городскими или федеральными властями, инвесторами, меценатами и другими лицами, желающими оказать помощь нуждающимся группам лиц. Социальная реклама может распространяться любыми способами, например, показываться по телевидению, вещаться по радио, публиковаться в прессе или продвигаться с помощью наружной рекламы . Она адресуется большой аудитории, которая может воспользоваться данной информацией.

Обязательства владельцев рекламных площадок

Владельцы рекламных площадок обязаны размещать на своих конструкциях до 5% основной площади в год. Телевизионные каналы, операторы наружной рекламы, издатели средств массовой информации обязаны предоставлять 5% своего эфирного времени или печатного полотна для размещения социальной рекламы в год.

Закон о социальной рекламе

Закон о социальной рекламе гласит, что это вид некоммерческой рекламы, которая направлена на изменение моделей общественного поведения и обращение внимания масс к проблемам социума. Обычно заказчиками социальной рекламы выступают государственные органы, специальные службы, отвечающие за порядок в обществе. На изготовление такой рекламы предоставляются скидки, либо она производится бесплатно. Существует и региональная социальная реклама, которая привлекает внимание жителей определенного региона к существующим проблемам. Она призывает изменить отношение к различным сложностям, всем миром бороться с негативными явлениями.

Яркими примерами такой рекламы являются известные кампании по борьбе с пьянством, с насилием в семьях, призывы к соблюдению правил общественного порядка, следованию правил дорожного движения. Большую роль играет и социальная реклама, призывающая к ведению здорового образа жизни, к охране природных богатств и ресурсов. Также важна социальная реклама, призывающая к заботе о близких, о внимании к своим родителям, которые живут в одиночестве и часто нуждаются в любви своих выросших детей. Посмотрите новогодний видео-ролик о маме:

Пункты закона о социальной рекламе

  1. Подавать социальную рекламу могут как физические, так и юридические лица, а также государственные учреждения, органы местного самоуправления, муниципалитеты.
  2. Важно обратить внимание, что в социальной рекламе не должны присутствовать конкретные марки товаров, рекламироваться торговые знаки, бренды. Не должны подчеркиваться какие-либо средства индивидуализации товара или организаций, кроме случаев, оговоренных в пятом подпункте данного закона.
  3. Лица или организации, распространяющие рекламу, в обязательном порядке должны заключать договор на распространение социальной рекламы в пределах 5% объема всей рекламы, распространяемой за год. Порядок заключения такого договора установлен Гражданским кодексом РФ.
  4. Если социальная реклама распространяется в радио или телепередачах, то продолжительность упоминания о спонсорах рекламы не должна превышать 3 секунды, а самому упоминанию или показу спонсоров не должно отводиться более 7% площади кадра. При распространении рекламы другими способами, данная информация не должна занимать более 5% рекламного пространства. Если рекламу подают государственные органы, муниципалитет или местные власти, то эти ограничения не действуют.
  5. В социальной рекламе допускаются упоминания о тех организациях, которые нацелены на улучшение социально значимых объектов, на поддержание нуждающихся лиц, которые оказались в трудных ситуациях, которым требуется лечение или другая помощь.
  6. Социальная реклама допускает показ физических лиц, которые оказались в сложных ситуациях, нуждающихся в благотворительной помощи или лечении.

Функции социальной рекламы

Основными функциями, которые выполняет социальная реклама, является повышение гуманности общества, изменение общественного мнения и направление его на повышение сознательности. С помощью социальной рекламы можно добиваться целей улучшающих жизнь общества.

Этот вид рекламы, как и все остальные, выполняет функцию воздействия на формирование определенных взглядов, устремлений, меняет поведенческие типы людей по отношению к какому-либо объекту, создает новые ценности. Лаконизм и эмоциональность рекламы вызывает отклик у аудитории, находит своих приверженцев, последователей, обращает внимание на существующие в обществе проблемы и побуждает общество бороться с ними.

Типы социальной рекламы

  • Побуждение к здоровому образу жизни, обращение внимания общества на то, что необходимо правильно питаться, заниматься спортом, вовремя обследоваться у врачей. Уделяется внимание таким проблемам, как защита от СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем, предохранение от нежелательной беременности, планирование семьи. Другой целью данного типа рекламы является настрой общества на искоренение таких негативных факторов, как алкогольная зависимость, наркомания, курение;

  • Призывы к благотворительности и милосердию. Этот вид рекламы побуждает оказывать помощь общественным организациям, нуждающимся людям, выделению средств на строительство значимых для всего общества объектов, например, на храмы, больницы, здравницы и пр;

  • Пропаганда соблюдения правопорядка и законов. Рекламные плакаты и формируют в обществе желание исполнять конституционные законы, исполнять свои обязанности перед государством и другими людьми, знакомит с аспектами законодательных актов;
  • Событийная реклама выпускается для ознакомления граждан с предстоящими мероприятиями, городскими праздниками, торжественными событиями, целью которых является сплотить общество, удовлетворить его потребность в праздновании важных для всех дат;
  • Информационная реклама, которая направляет в значимые для общества государственные организации, службы. Здесь указываются телефоны, адреса, ссылки на те сайты, которые оказывают услуги, где можно оставить жалобы или предложения, куда следует обращаться в тех или иных случаях.

Каждый из видов социальной рекламы можно разделить на подвиды, и в каждом конкретном случае реклама направлена на определенную цель. Поэтому детальная классификация может меняться в зависимости от текущих проблем общества, от выбранного курса государственной политики и прочих внутренних и внешних изменений.

В этой статье речь пойдёт о законодательстве Российской Федерации, так или иначе касающемся размещения социальной рекламы. О том, как разместить в своём городе социальную рекламу, .

Здесь мы ответим на следующие вопросы:

Что такое социальная реклама с точки зрения законодательства?
Обязаны ли рекламные компании и СМИ размещать социальную рекламу?
На каких условиях и в каком объёме рекламные компании и СМИ должны размещать социальную рекламу?
Нужно ли учитывать авторское право в социальной рекламе?
– Какие в законодательстве есть требования к социальной рекламе?

В первую очередь, в данной сфере нужно опираться на Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года в свежей редакции, находящейся в свободном доступе, к примеру, в системе «КонсультантПлюс» . В этом законе социальной рекламе посвящена отдельная статья (10-ая).

С точки зрения российского законодательства, социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (пункт 11 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Отметим некоторые другие понятия, использующиеся в законе:

рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В статье 10 данного закона говорится об особенностях размещения социальной рекламы и требованиях к её содержанию:

1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

2. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

5. Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

6. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — три секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, — не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В принципе, многое понятно из самого текста. Но некоторые моменты требуют дополнительного разъяснения. Например, не совсем ясно из текста статьи, является ли размещение социальной рекламы обязательным для рекламораспространителя? И если да, то в каком объёме?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам пришлось обратиться в ФАС России с просьбой дать некоторые разъяснения.
Вот ответ:

Что становится понятно из этого письма?

1. Закон не обязывает рекламные компании и СМИ размещать социальную рекламу в каком-либо объёме. Он лишь обязывает их предоставлять время/площадь для возможности распространения социальной рекламы (в пределах 5% от годового объёма деятельности в натуральном выражении).

2. Условия, на которых размещается социальная реклама, являются договорными между заказчиком рекламы и её распространителем. Закон не устанавливает обязательное условие безвозмездности (бесплатности) размещения социальной рекламы, поэтому эти условия могут быть вплоть до коммерческих без предоставления каких-либо льгот.

Пример:
Рекламная компания размещает рекламу на щитах 3х6 метров. Годовой объём размещаемой рекламы составляет 500 щитов. Сама она не обязана размещать социальную рекламу, но обязана предоставлять места для возможности размещения социальной рекламы по заказу иных лиц (государственные органы власти, НКО, физические лица) в количестве в пределах 10 щитов (то есть 5%). Грубо говоря, эти места как бы резервируются под потенциальное размещение социальной рекламы. Далее, если в компанию обращаются заказчики социальной рекламы, то она принимает решение о том, размещать данную конкретную рекламу или нет. Рекламораспространитель может отказать в размещении, например, если посчитает, что данная реклама нарушает авторские права, закон о рекламе или является неэтичной, оскорбляющей и т.д. Если же претензий нет, то реклама размещается. При этом условия размещения социальной рекламы являются сугубо договорными, то есть могут подразумевать как возмездную, так и безвозмездную основу – тут уж как договориться.

Из этой нормы вытекает, что количество социальной рекламы, которое мы наблюдаем в эфире телеканалов, на страницах журналов и газет, на внешних стационарных рекламных конструкциях и т.д., зависит, главным образом, от активности рекламодателей (заказчиков) социальной рекламы. Инициаторы предлагают – СМИ и рекламные компании размещают. Нет предложений – нет и размещения.

Как стать инициатором размещения социальной рекламы в своём городе, читайте .

Также дело упирается и в эти пресловутые 5% от годового объёма. Это, конечно, очень мало. В конце 2015 года заговорили об инициативе увеличить этот процент до 20:

«Депутат нижней палаты парламента Иван Сухарев (ЛДПР) направил обращения на имя министра культуры России Владимира Мединского и главы Роспечати Михаила Сеславинского с просьбой пересмотреть текущую политику по присутствию социальной рекламы в российских СМИ. Как отметил законодатель, сегодня наблюдается недостаток качественный социальной рекламы, место которой заняла массовая коммерческая реклама, не всегда уместного содержания. Данная ситуация непосредственно влияет на низкую заинтересованность общества социальными и культурными проблемами, более того, не позволяет многим социальным проектам развиваться, акцентировать на себе внимание граждан и находить необходимое количество меценатов.

Сегодня действующим законодательством о рекламе предусмотрено обязательное заключение договора на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой рекламодателями рекламы. Как заметил Сухарев, данный процент «несерьезен и требует корректировки», в связи с чем в настоящее время рассматривается возможность внесения законопроекта, согласно которому рекламораспространитель будет обязан выделить на социальную рекламу не менее 20% годового объема рекламы.

Подобное четырехкратное увеличение объема социальной рекламы, как считает автор обращений, станет действенным шагом по изменению модели социального поведения и привлечет внимание граждан к актуальным социальным и культурным проблемам.

В пресс-службе Министерства культуры России сообщили, что ведомство изучит предложение депутата об увеличении объема социальной рекламы в СМИ и сформирует свой ответ».

Но пока это всё лишь слова. Также отметим, что ещё в 2008 году в Государственную Думу был внесён на рассмотрение законопроект , предусматривающий значительные поправки в статью 10 ФЗ «О рекламе». Предлагалось усилить роль государства в сфере размещения социальной рекламы, обязать рекламораспространителей именно размещать социальную рекламу, а также существенно увеличить количество социальной рекламы. Однако в 2008 году законопроект не был принят и формально он до сих пор находится на рассмотрении (уже больше 7 лет). Текущий результат его рассмотрения – решение о создании специального ответственного комитета. В общем, тоже получилась пока что лишь болтовня. Поговорили и забыли.

Помимо Федерального закона «О рекламе», при создании социальной рекламы следует принимать во внимание и нормы авторского права . Изображения для создания материалов следует либо брать в бесплатных фотобанках, либо проверять, чтобы автор давал согласие на использование и изменение его фотоработы в некоммерческих целях.

Просмотров