Проектно-целевой метод и проектные технологии в управлении гимназией. Управление инновационными процессами Сравнение программно целевого планирования и проектного управления

Масштаб инноваций и соответственно инновационных процес­сов имеет широкие границы. Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операцион­ный и стратегический.

Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций - получение текущих прибылей за счет стабиль­но действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных иннова­ций - отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и техноло­гического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Как правило, это объекты функционального управления.

Назначение функционального управления - консервативное. Оно призвано поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек. Специалисты, занятые организацией функционального управления, справедливо считают операционную инноватику одной из функций предприятия, подобно производству и маркетингу.

Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций, по их выживанию в долгосрочной перспективе, спо­собствовать достижению целей, направленных не на получение те­кущих прибылей, а на удовлетворение потребителей.

Инновационная деятельность такого масштаба не может огра­ничиваться одной функцией (пусть даже называемой проектированием), так как она органически представляет собой бизнес в це­лом (в целостном восприятии - от идеи продукта до его коммер­ческой реализации), интегрирующий исполнителей всех стадий цикла создания и реализации нового продукта, т.е. исполнителей всех функций организации. Здесь мы имеем дело уже не с функ­цией, а с проектом. Поскольку стратегическая инноватика требу­ет значительных ресурсов организации, исполнители проекта кон­курируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих ста­бильных процессов. Для одновременного осуществления обоих видов деятельности требуется их организационно разделить.

При организации стратегической инноватики необходимо про­вести большую работу по переходу от функционального мышле­ния руководителей и исполнителей, ведущему к ограниченности восприятия задач и уходу от ответственности за конечные резуль таты всего дела, к проектному мышлению и проектному управле­нию, при которых все функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг, - всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей.

Эти особенности более четко видны из результатов успешно за­вершенных инновационных проектов.

В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, ре­гиональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприя­тия. Однако следует учесть некоторые особенности ее примене­ния:

На государственном (региональном и отраслевом) уровне про­ект выступает лишь как элемент программы определенного уров­ня и речь идет о программно-целевом управлении с позиций это­го уровня;

На предприятии каждый проект отражает определенную про­блему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство РФ использует программные методы управле­ния. В их основе - система программ и проектов. Программы - основа проводимой государством бюджетной политики, ориенти­рованной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объект­ные целевые программы (ЦП) и проекты. Региональным и отрас­левым программам в зависимости от важности задач может при­сваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования:

целенаправленность - целевая ориентация программ на до­стижение конечных результатов;

системность - разработка всей совокупности мер, необходи­мых для реализации;

, комплексность - соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;

обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;

приоритетность - ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;

экономическая безопасность проектов программы;

согласованность программ различных уровней;

своевременность достижения требуемого конечного результата.

Контрольные вопросы к главе:

1. Что представляет собой инновационный потенциал предприятия?

2. Какова структура внутренней среды предприятия?

3. Подходы к оценке инновационного потенциала.

4. Сущность детального подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала.

5. Схема детального анализа.

6. Сущность диагностического подхода к анализу среды пред­приятия и оценке его инновационного потенциала.

7. Схема диагностического анализа.

8. Сущность диагностического анализа инновационной среды предприятия по методу SWOT -анализа.

9. Общий вид матрицы SWOT -анализа. Поля матрицы.

10. Структура макросреды предприятия.

11. Структура микросреды предприятия.

12. Сущность операционной инноватики.

13. В чем отличия функционального и проектного управления нововведениями?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Сущность программно-целевого управления и планирования
  • Заключение
  • Литература
  • Введение

Актуальность изучения программно-целевого метода управления определяется двумя важнейшими характеристиками менеджмента предприятия - организационная структура управления и направленность менеджмента.

Переход от узкой специализации к интеграции вызывает изменения в содержании и характере управленческой деятельности. Проявляется четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся управленческих структур, расширению использования организационной кооперации, дальнейшему развитию программно-целевого управления. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедур и значительному сокращению управленческого аппарата.

Без развития методов проектирования структур управления затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства.

Многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов: либо формальных, либо неформальных. Именно поэтому необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организационного моделирования) с экспортно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта, тесным взаимодействием разработчиков и тех, кто практически будет внедрять и использовать проектируемый организационный механизм. В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются цели, а затем - механизм их достижения.

При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.

Особенностью менеджмента в рыночных условиях хозяйствования выступает четкая ориентация деятельности на конечные результаты. Эта установка распространяется не только на общий результат функционирования деловой организации прибыль, но что существенно, на все ее структурные подразделения и каждого работника. Причем цели должны быть конкретными, т.е. иметь количественную и качественную определенность. Только при этом условии менеджмент можно характеризовать как управление по результатам, которое подлежит системному контролю и обеспечивает быструю реакцию на изменения внешней и внутренней среды организации.

Исходя из этого положения, каждая функциональная подсистема управления должна иметь четкие показатели функционирования и критерии оценки его результатов.

Стержнем эффективной методологии менеджмента должны быть современные методы. Они представляют собой систему, т.е. взаимообусловлены, пропорциональны по силе воздействия, своевременны и адекватны к условиям конкретной ситуации. Среди всей многочисленной совокупности методов управления в рыночной экономике особое значение придается программно-целевым, прогнозным, проектным, информационно-аналитическим и др. Именно эти из них должны стать нормой управления.

Выработка и использование методов менеджмента, их характер должны ориентироваться на системно-мультипликационный эффект: нововведения в одной области деятельности вызывают эффекты в смежных сферах и таким образом суммарный эффект увеличивается многократно.

Применение программно-целевых методов менеджмента предполагает выявление сфер функциональной деятельности, в наибольшей мере определяющих долговременную конкурентоспособность организаций. К ним в большинстве случаев относится управление сокращением затрат на производство и реализацию продукции, качеством, производительностью, персоналом, инновациями.

В России до 2000г. не было практически ни одной компании, внедрившей эффективную технологию по построению системы управления предприятием, основанной на методах стратегического маркетинга (или программно-целевого планирования). А, как известно, других методов управления, подтвердивших свою эффективность на практике для предприятий, с начала 60-х годов не предлагалось.

Поэтому изучение аспектов программно-целевого управления организацией, проведенное в данной работе, является важной задачей для современного менеджера.

1. Понятие и сущность программно-целевого управления и планирования

Термин «программно-целевое управление» обязан своему появлению такому понятию, как программно-целевой метод - научно-программный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственно-монополистического регулирования пространственных аспектов развития экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Объектом его являются все основные элементы пространственной структуры хозяйства. Этот метод предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Перед программно-целевым планированием стоят также задачи непосредственного влияния на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

Программно-целевое управление организацией - метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.

Программно-целевое управление - одна из форм структурно-функциональной организации управленческой деятельности, применяемая для повышения эффективности и гибкости управления сложными объектами. Программно-целевое управление может быть применено в качестве инструмента реализации как проектно-планового, так и программного подходов к управлению развитием сложных социально-экономических систем: крупных предприятий, территорий и т.п. Можно сказать иначе: сложность объектов управления породила особую форму организации деятельности управления - программно-целевые структуры. Усложнение объектов управления, их связей и взаимодействий с объектами внешней среды потребовали использования таких методических подходов решения организационных вопросов, которые, основываясь на методах расчленения проблем на элементы, включают в свой состав целый арсенал способов и приемов.

Так, программно-целевой метод охватывает следующие способы и приемы:

1. Структурирование проблемы на подпроблемы и мероприятия в такой степени, которая позволяет раскрыть проблему. Выделение в ней подпроблем позволяет определить состав целереализующего комплекса.

2. Расчленение проблемы на задачи и мероприятия, что позволяет разработать программу решения проблемы.

3. Оценку приоритетности и последовательности выполнения мероприятий, что используется для разработки технологии выполнения работ по всей программе в виде сетевого графика, а также распределения ресурсов (инвестиций, материальных, трудовых) между организациями целереализующего комплекса.

4. Механизм управления выполнением комплексной программы решения проблемы, куда включаются методы оптимизации сроков выполнения работ, использования ресурсов, методы стимулирования и система санкций.

5. Организационную систему управления решением проблем в целом. На каждом этапе решения проблемы с помощью программно-целевой методологии широко используются эмпирические методы, методы экономико-математического моделирования, сетевые методы планирования и управления, регрессионного анализа, финансового анализа и инвестиционного проектирования.

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути - способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа.

Программа -- это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.

2. Программно-целевой подход к построению организационных структур управления предприятием

Программно-целевой подход нашел свое применение в построении организационных структур нового, отличного от механистических, типа.

По типу схемы скелетной структуры осуществлялось формирование проективных матричных структур, структур программно-целевого управления.

Начало появления и использования этих структур относится к 60-м годам. Они получили названия адаптивных, органических. Уже в самих названиях структур определены причины их появления: необходимость приспособления к окружающей среде и потребностям самой организации.

Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать.

Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур.

Матричная структура управления (рис. 1) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.

Рис. 1. Матричная структура управления

Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры.

Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наделяется всеми правами распоряжения в части производственной, сбытовой и вспомогательной деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.

Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.

Чем вызвано появление новых структур управления?

Управление - это процесс получения, передачи, переработки, хранения и использования информации. Вся деятельность любого управленца связана с информацией. С увеличением масштабов предприятия, числа его внешних связей, повышением требований к оперативности принятия и исполнения решений информационные потоки растут. В то же время возможности обработки информации любым подразделением или должностным лицом ограничены. В результате скапливаются нерешенные вопросы, неисполненные решения, необработанные документы и т.п. - и в конечном счете падает эффективность управления. Один из выходов из указанной ситуации состоит во внедрении матричных структур управления (рис. 2), когда на предприятии создается ряд целевых программ, и исполнители, работающие в каком-либо функциональном подразделении ставятся в ситуацию двойного подчинения: административного - руководителю функционального подразделения и функционального - руководителю программы. При этом руководитель программы определяет, что и когда нужно делать по данной программе, а руководитель функционального подразделения - кто и как будет это делать.

Рис. 2. Матричная структура управления

Прямоугольники вверху - функциональные службы; слева - руководство программами; кружками обозначены исполнители.

Матричные структуры позволяют распределить информационные потоки между руководителями функциональных подразделений и руководителями программ; благодаря вводимой горизонтальной координации работ уменьшается нагрузка на высший уровень руководства. В результате повышаются качество и гибкость управления. Однако внедрение таких структур сопряжено со значительными организационно-правовыми трудностями, в частности, с решением вопросов о перераспределении полномочий и ответственности между руководителями функциональных подразделений и программ. Могут возрасти затраты на управление. Поэтому к внедрению матричных структур следует подходить с осторожностью, а при принятии решения о внедрении такой структуры тщательно разработать ее нормативно-правовое обеспечение.

Преимущества матричной структуры:

· лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

· более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

· более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

· относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

· улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

· любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

· сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур:

· трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

· необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

· высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

· частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

· возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация. Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой.

3. Организация программно-целевого управления компанией

В самом общем виде управленческие технологии (УТ) - это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации. Управленческие технологии имеют двухъярусную структуру: технологии целевого управления и технологии процессорного управления (см. рис. 3).

Рис. 3. Состав управленческих технологий

менеджмент программный целевой управленческий

Технологии целевого управления (ТЦУ) определяют набор технологий процессорного управления (ТПУ). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦУ - это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦУ ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий (см. рис. 4).

Рис. 4. Укрупненная схема процесса управления 1 - основное направление решения, 2 - фоновое направление решения.

В состав ТЦУ входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии. Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Она предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника, группы или процесса, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, либо цель может быть не достигнута по каким-либо причинам и наконец цель может быть достигнута за пределами установленного срока. Технология не гарантирует достижение цели. Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.

Наиболее часто в организациях используется программно-целевая технология, которая предусматривает выдачу заданий (целей, задач) исполнителям с указанием средств, методов и времени их выполнения. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм реализации задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология обычно гарантирует достижение цели и базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях.

· штат работников, охваченных конкретной целью, не должен превышать 1000 - 1500 человек;

· время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;

· наличие определенности и доступности управленческих и производственных ресурсов;

· наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда;

· выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;

· большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.

Для данной технологии эффективной является кольцевая схема организационных отношений.

Регламентная технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием возможных средств и методов их выполнения; в информировании о возможных ограничениях ресурсов и ориентировочном времени их выполнения; в жестком контроле по безусловному движению к цели.

Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя.

Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т.д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки заранее трудно определимые.

Основными условиями использования данной технологии являются:

Исходя из приведенного материала, ниже приводится весьма важная практическая таблица эффективного применения ТЦУ в зависимости от типа организации, организационно-правовой формы и численности ее персонала (см. табл. 1).

Таблица 1. Приоритеты целевых технологий в управленческой деятельности

Группы, формы и численность организаций

Приоритеты технологий

Все формы организаций с численностью персонала 5-10 человек

Рисковое производство

Инициативно целевая Регламентная Программно-целевая

Типовое производство

Регламентная Программно-целевая Инициативно-целевая

Товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия с численностью до 100 человек

Открытые и закрытые акционерные общества с численностью 1-5 тысяч человек

Программно-целевая Регламентная Инициативно-целевая

Крупные объединения, финансово-промышленные группы, государства с численностью свыше 100 тысяч человек

Только регламентная технология

Принято рассматривать три основных элемента управления Компаниями: планирование, программирование и бюджетирование.

План - система целей и стратегий по их достижению.

Программа - комплекс мероприятий по реализации стратегий.

Бюджет - запланированные сметы и прогнозируемые финансовые результаты, финансовое оформление программ и подсчет необходимых для этого затрат.

Несомненно, использование этих понятий для классификации управленческих документов и, в частности, для описания различных разделов Целевой программы предприятия оправдано. Оправдано это и для различных частных задач финансового анализа. Как известно, существуют две противоположные точки зрения на управление Компаниями.

Первая точка зрения, чаще всего встречающаяся среди российских руководителей предприятий, выражается в ассоциации слова «автоматизация» только с проблемой облегчения рутинной деятельности или условиями, навязываемыми извне.

Редко встречающееся отрицание первой точки зрения рождает вторую точку зрения. Она выражается в осознании принципиальной невозможности управления капиталом без автоматизации принятия управленческих решений. Реализация ее ведет к логичному подчинению алгоритмов работы всех подразделений Компании задаче аналитического обеспечения системы поддержки принятия управленческих решений (СППУР).

У каждой задачи должен быть исполнитель. Уже на начальной стации проектирования СППУР целесообразно вычленить структурное подразделение Компании, обоснование наличия которого лежит вне рамок задачи обоснования структуры компании. Этим подразделением должно являться подразделение Компании, ответственное за стратегическое планирование, имеющее главенствующее положение в структуре Компании и подчиняющее все структурные подразделения Компании единой цели - исполнению Целевой программы Компании.

В общем случае процесс управления Компанией включает проведение следующих последовательных мероприятий:

а) Проведение операций, направленных на выполнение Целевой программы - задача системы менеджмента (исполнительной системы Компании).

б) Оценка степени выполнения Целевой программы (степени отклонения от нее) или оценка маркетинговых решений - задача системы маркетинга.

в) Разработка предложений по корректировке параметров управления (в случае краткосрочного или среднесрочного планирования) или предложений по корректировке Целевой программы - задача системы маркетинга.

г) Возврат к пункту а).

Рис. 5. Обобщенная структура Компании

Таким образом, система маркетинга является элементом системы управления Компании, в которой она выполняет функции нормативного элемента, обладающего сенсорами, взаимодействующими с внешней и внутренней средой Компании.

Заключение

Программно-целевой подход -- один из основных методологических подходов в современном менеджменте. Этот подход предполагает четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Программно-целевой подход является теоретической основой стратегического управления, которое получает в современных условиях все большее распространение.

Программно-целевой подход нашел свое применение в построении организационных структур нового, отличного от механистических, типа. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур.

Внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация. Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой.

Проанализировав этот материал, можно сделать определенные выводы. Программно-целевое планирование и управление основываются на системном подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный характер, как в условиях рыночной, так и планово-регулируемой экономики.

На Западе существует множество разработок на тему программно-целевого управления и планирования. Они успешно применяются на практике как на макро-, так и на микроуровне.

На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Преимущества программно-целевого управления персоналом заключаются в:

· активной позиции управленческого персонала;

· ориентации на достижение результатов;

· фокусировке на изменениях, инновациях и других способах улучшения эффективности.

В России программно-целевое планирование существует и используется в основном при планировании государственных и местных целевых программ. Однако научные разработки в этой области явно недостаточны. Методы программно-целевого планирования и управления являются успешными и давно применяются в России и на Западе. Однако вся проблема заключается в том, что в условиях динамично развивающейся экономики необходимо постоянное обновление целей.

Литература

1. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М., «ИНФРА-М», 2002г.

3. Рубцов С.В. Методика программно-целевого управления предприятием. http://www.cfin.ru/rubtsov/prg_target.shtml

4. Рубцов С.В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. - М.: 2001.

5. Мильнер Б. 3. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980.

6. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник.- М:.ИНФРА-М, 2000.

7. Кононенко П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой: обобщение и практические рекомендации. - М.: Дашков и Ко, 2003.

8. Теория системного менеджмента. Под общей редакцией П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. М., "Экзамен", 2003.

9. Страхова О.П. О методах организации управления.//Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №5.

10. Страхова О.П. Принципы и методы тектологии А.А.Богданова в современной организации управления. // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №3.

12. Смирнов Э.А. Управленческие технологии как объект функционального аудита.// Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №6.

13. Тренев Н.Н. Методология стратегического управления предприятием на основе самоорганизации.//Аудит и финансовый анализ. - 2001.- №4.

16. В.В. Лукашевич, О.Л. Митрякова. Программно-целевые аспекты стратегического управления персоналом полиграфических предприятий.//"Российский печатник". http://www.printer-publisher.ruprint.ru/stories/4/60_1.php

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды связи в структуре управления и принципы разделения труда, существующие структуры и значение. Алгоритм формирования организационной структуры компании. Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2015

    Анализ традиционных и современных организационных структур. Ключевые понятия структур управления. Маркетинговая (программно-целевая) структура управления. Персонал как объект управления. Описание организационной структуры и кадровой политики предприятия.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Виды и типы организационных структур управления и условия их применения. Преимущества и недостатки различных типов организационных структур. Анализ особенностей организационных структур западных стран. Перспективы развития организационных структур.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2008

    Этапы и методы проектирования организационных структур. Основные типы структур управления, их видимые преимущества и недостатки. Анализ существующей организационной структуры управления предприятия "КП Ворошиловский СЕЗ", ее особенности функционирования.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Значение развития малого бизнеса в России. Процесс управления малым предприятием на примере ООО "DenStroy". Программно-целевой подход к совершенствованию механизма управления. Адаптация организационной структуры к разработанным стратегическим целям.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2015

    Матричная структура. Применение матричных структур. Преимущества матричной структуры. Недостатки матричной структуры. Использование матричных структур управления. Построение организационной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2007

    Характеристика факторов, затрудняющих управление организациями здравоохранения. Исследование основных методов управления и их применения на практике. Комплексный подход к управлению персоналом. Программно-целевое планирование в медицинском менеджменте.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Понятие организационной модели предприятия. Основные методы проектирования организационных структур управления компаниями. Анализ организационно-управленческих структур "City Express". Оценка соответствия организационных структур компании ее задачам.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Понятие организационной структуры организации. Классификация и характеристика бюрократических и органических (адаптивных) организационных структур управления. Анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2010

    Понятие и принципы построения организационных структур управления. Анализ различных типов организационных структур управления предприятием. Пути совершенствования, положительные и отрицательные стороны организационной структуры на примере ООО "КТС Запад".

Разделы: Администрирование школы

В настоящее время правительством Российской Федерации определен и достаточно успешно реализуется комплекс долгосрочных целей и задач, которые направлены на развитие системы образования. Приоритет государственной политики в области образования связан с возрастающей ролью человеческого капитала как ведущего фактора эффективного развития экономики страны. В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выявлена потребность в формировании системы образования, которая должна отвечать насущным запросам рынка труда, а также интересам национальной экономики.

Проблема заключается в том, что профессиональная школа оценивает и ценит способность выпускников школы решать познавательные проблемы в учебных ситуациях, а современное общество - способность решать коммуникативные и другие практические проблемы в реальных жизненных ситуациях.

Ключевая идея связана с развитием у учащихся компетентностей, связанных со способностью самостоятельного решения проблем (социального, личностного и преимущественно познавательного значения) через целенаправленное создание условий в образовательном процессе для формирования опыта их решения.

Таким образом, мы рассматриваем человека как субъекта деятельности, способного выполнять различные социальные роли. Любая же человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Образование должно давать опыт решения проблем.
Реализация этой цели предполагает решение ряда таких приоритетных задач, как обеспечение качества образования и эффективности управления образовательными учреждениями. Для их достижения необходимо использовать современные технологии в обучении и управлении, а в основу их реализации должны быть положены принципы проектной деятельности.

В соответствии с определением Государственного стандарта, проект - это уникальный процесс, состоящий из набора скоординированных и управляемых действий, с указанием даты начала и окончания, предпринятых для достижения соответствия определенным требованиям, включая ограничения по времени, стоимости и ресурсам

По своей сути проектирование – это способ планирования и осуществления изменения реальности, при котором следует не только продумать образ будущего (т.е. составить его модель), но и разработать систему реализации своих идей. При этом выделяются следующие этапы:

  • разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
  • реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
  • оценка результатов проекта (оценка и перспективы нового, изменённого, состояния реальности).

А если изменения затрагивают несколько проблем?

Значит, мы должны иметь программу, которая поможет нам разработать путь движения образовательного учреждения во времени к желаемой цели.

Так мы «выходим» на Программу Развития гимназии.

Осмыслив социальный заказ как необходимость создания условий для социальной адаптации и успешности каждого, мы провели анализ внешних и внутренних факторов деятельности гимназии (использовалась технология SWOT-анализа), который выявил сильные стороны образовательного процесса и проблемы, требующие преобразований. Так были сформулированы идея, задачи, направления Программы развития.

Приоритетными направлениями Программы стали:

  • обновление содержания образования в соответствии с ФГОС,
  • использование инновационных технологий в образовательном процессе,
  • совершенствование управления гимназией на основе исследования и реализации социального заказа на новые образовательные результаты,
  • создание в рамках организации внеурочной деятельности и до­полнительного образования условий, формирующих новые образовательные результаты учащихся, связанные с компетентностью решения проблем, использования предметных знаний в реальных жизненных ситуациях,
  • совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
  • разработка системы мониторинга образовательных результатов в соответствии с ФГОС,
  • защита учащихся и педагогов от перегрузок, недопущение увеличения личностной «цены» и затрат для получения новых образовательных результатов.

Для их реализации бы разработан долгосрочный проект «Внедрение программно-целевого метода и проектных технологий в управлении гимназией».

В соответствии с этим проектом нами разработаны целевые программы «Новое образование» и «Развитие информационной среды». В соответствии с этими программами разработаны следующие образовательные проекты:

  • «Новые стандарты образования»,
  • «Успешный гимназист»,
  • «Успешный учитель»,
  • «Совершенствование работы методической службы»,
  • «Профильная школа и предпрофильная подготовка»,
  • «Исследовательская культура учащихся»,
  • «Государственно-общественное управление»,
  • «Повышение ИКТ-компетентности участников образовательного процесса»,
  • «Внедрение инновационных технологий»,
  • «Обновление материально-технической базы».

Все образовательные проекты концептуально направлены на реализацию Программы развития гимназии. Каждый проект имеет своего координатора и за время своего существования проходит 4 фазы развития:

  • разработка ключевых понятий проекта (определение цели, формулирование ожидаемого результата, вычленение форм организации деятельности, определение условий, проговаривание ожидаемых ограничений и рисков в реализации проекта);
  • планирование (разложение проектных действий на доступные для понимания действия участников проекта, обсуждение источников финансирования);
  • реализация (работа по плану);
  • подведение итогов работы, постановка задач на будущее.

В 2017 году в рамках программы «Развитие информационной среды» разработан проект «Создание инновационных моделей развивающей образовательной среды через организацию работы медиастудии в образовательных организациях разного уровня». Данный проект реализуется на основе договора о сетевом взаимодействии с МАДОУ «Детский сад № 7 «Светлячок».

Актуальность данного проекта состоит в том, что одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Цели проекта:

  • Создание медиастудии в образовательных организациях.
  • Воспитание творческой индивидуальности ребенка средствами художественной деятельности, раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся современными техническими средствами обучения.
  • Выявление и поддержка одаренных детей.
  • Интеграция детей с особенностями развития в общество здоровых детей.

Приобщение ребенка к миру мультипликации и кинематографа имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. В этом заключается новизна проекта .

Проект ориентирован на развитие интеллектуальных, коммуникативных, эстетических, исследовательских сфер деятельности обучающихся и позволяет средствами дополнительного образования формировать ценностные ориентиры и овладение основами творческой деятельности, проявить и реализовать свои творческие способности в системе непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста до старшего школьного возраста, что создает условия для более полного раскрытия природных задатков учащихся и является подготовительным этапом для дальнейшей профессиональной деятельности. Медиастудия даст ребенку возможность раскрыть талант, а значит поможет ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь. Проекты медиастудии будут представлены на всероссийских конкурсах и фестивалях, на фестивале «Медиа-волна» Всероссийского детского центра «Орленок».

Совместная деятельность в медиастудии способна развивать творческий потенциал ребёнка, влияя на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, формируя потребности и ценностные ориентации у дошкольников. Приобретение дополнительного оборудования и внедрение ИКТ в образовательный процесс дают возможность детям оживить свои представления о мире, счастье и учат взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. В дальнейшем начнется совместная работа взрослых и детей по реализации общего замысла: созданию мультфильмов и фильмов.

Наиболее оптимальной для нашего коллектива оказалась матричная структура в реализации проектов, при которой педагоги, выполняя свои должностные обязанности, участвуют в образовательных проектах.

Деятельность администрации гимназии при этом направлена на доведение до уровня понимания и принятия участниками реализации Программы развития цели, на достижение которой они работают, их роли в этой работе. Реализация такой деятельности даёт уверенность администрации, что она знает, какой конечный результат должен быть получен к определённому моменту времени, какие действия кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата.

Внедрение программно-целевого метода и проектных технологий в управлении гимназией позволяют говорить о некоторых результатах, достигнутых в 2016-2017 учебном году:

  • Выпускники основной школы по итогам государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по всем предметам показали результат выше результата 2016 года. Кроль Анастасия на экзамене по русскому языку набрала максимальное количество баллов.
  • Ежегодно обучающиеся 10 и 11 классов по итогам учебного года показывают стабильно высокий процент качества обучения. Выпускники средней школы по итогам государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ показывают результаты выше районного и областного уровней. В 2017 году одна выпускница (Должикова Дарья) на экзамене по русскому языку набрала максимальное количество баллов.
  • Стипендиатами Главы Чудовского муниципального района стали 5 обучающихся гимназии.
  • В областном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 46 обучающихся гимназии, из них 2 обучающихся стали победителями областного этапа всероссийской олимпиады школьников и 3 обучающихся - призерами областного этапа всероссийской олимпиады школьников. Один обучающийся принял участие в всероссийском этапе всероссийской олимпиады школьников по экономике.
  • В 2017 году Мигунова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов, заняла почетное III место в районном конкурсе профессионального мастерства в номинации «Учитель здоровья – 2017».
  • Организовано взаимодействие с издательством «Русское слово» по вопросу апробации современных активных приемов и методов обучения в соответствии с ФГОС.
  • Продолжилось активное внедрение электронного обучения в том числе через учебные платформы «Веб-грамотей», «Учи.ру», «Инфоурок», «Просвещение».
  • Гимназия является межрегиональной комплексной сетевой экспериментальной площадкой «Проектирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

В начальной школе гимназии в 2016/2017 учебном году проводились занятия по метапредметному курсу «Мышкин дом», который построен на основе системно-деятельностного подхода и направлен на формирование у учащихся знаний и умений, связанных:

  • с использованием эргономичных и безопасных для здоровья приемов работы с ИКТ-технологиями;
  • с организацией деятельности по поиску и фиксации информации и ее обработке различными средствами ИКТ;
  • с построением простейших моделей объектов и процессов (основы алгоритмизации).

Выгодно ли коллективу гимназии работать в проектном режиме?

Мы думаем – да:

  • для администрации это удобно, так как затрачивается время на разработку проекта, а затем лишь на контроль его выполнения на ключевых точках. При этом возможен «запуск» сразу нескольких проектов. И хорошая возможность изучить кадровый потенциал работников;
  • для руководителя проекта это позволяет проявить себя и получить опыт и результат как лидера, этот опыт идёт в его «личную копилку» и становится основой последующего карьерного роста;
  • для члена команды по проекту это возможность проявить себя и пополнить своё портфолио.

Невозможно жить в изменяющемся мире, не изменяясь самим и не изменяя систему образования и отдельно взятое образовательное учреждение.

И хотя нашу отрасль и называют одной из самых консервативных, придавая лучший смысл значению этого слова, тешить себя иллюзией, что мы являемся хранителями традиций прошлого, нельзя.

Сохранять традиции, причём те, которые помогут нам развиваться, т.е. традиции, в которых заложен потенциал развития, мы должны и обязаны.

Но вместе с тем на первый план выходит главная миссия руководителя как деятеля управления, смысл которой заключается в умении ВИДЕТЬ современное состояние, ПРЕДВИДЕТЬ будущую ситуацию, ДЕЙСТВОВАТЬ в условиях изменений.

Таким образом, можно констатировать, что переход от классического программно-целевого управления системой образования к проектно-целевому управлению обусловлен объективно сформировавшимися условиями. Без проектно-целевого метода управления представляется маловероятным достижение целей и решение задач, предусмотренных в стратегических документах, регулирующих долгосрочное развитие отечественного образования в условиях динамичных глобальных изменений. Использование данного метода управления позволит создать условия для процессных позитивных изменений в учреждении.

В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Однако следует учесть некоторые особенности ее применения:

на государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня;

на предприятии каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство РФ использует программные методы управления. В их основе - система программ и проектов. Программы будут основой проводимой государством бюджетной политики, которая станет ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые комплексные программы (ЦКП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦКП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования:

целенаправленность - целевая ориентация программ на достижение конечных результатов;

системность - разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;

комплексность - соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;

обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;

приоритетность- ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;

экономическая безопасность проектов программы; согласованность программ различных уровней; своевременность достижения требуемого конечного результата. Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. Проблемам управления проектами (УП) уделяется в мире все большее внимание, регулярно проводятся конгрессы и симпозиумы, посвященные этим вопросам. С целью распространения знаний и опыта в сфере УП, развития контактов между специалистами в этой области в 1965 г. была создана Международная ассоциация управления проектами - INTER.NET (со штаб-кварти- рой в Цюрихе). Россию в INTER.NET представляет Российская ассоциация УП - 80\^ЕТ, учрежденная в октябре 1990 г.

В Москве в сентябре 1993 г. был проведен международный симпозиум «Управление проектами в России и Восточной Европе (INTERNET 93)», организованное INTERNET и 80\ШЕТ. В докладе президента INTERNET М. Фан геля (Дания) были рассмотрены основные тенденции в развитии теории и практики УП. Сопоставляя УП в 70-е и 90-е годы, докладчик отметил, что раньше УП ориентировалось главным образом на решение специфических задач с применением особых методов. В настоящее же время УП использует широкий спектр методов," относящихся к общей теории управления, стратегическому планированию, маркетингу и управлению кадрами.

В качестве главных тенденций развития УП в 90-е годы М. Фан- гель выделил следующие: 1)

переход от реализации традиционных инвестиционных проектов к управлению почти всеми типами задач (включая уникальные); 2)

переход от рассмотрения в процессе УП только «проектного» периода (с момента заключения контракта до окончания проекта) к анализу всего жизненного цикла проекта, начиная с его концепции и заканчивая стадией утилизации конечного продукта; 3)

переход от создания узкоспециализированных, национальных проектных «команд» к межнациональной кооперации в области УП; 4)

переход от управления каждым индивидуальным проектом к работе над ним как элементом в сети проектов и других видов деятельности; 5)

переход от концентрации внимания на отдельных параметрах (качестве управления, сроках, ресурсах и т. д.), представленных в жестко очерченных рамках, к комплексному рассмотрению всех проектных характеристик с учетом окружающей среды; 6)

переход от взгляда на УП как на задачу только его руководителя к пониманию роли всех заинтересованных в реализации проекта лиц; 7)

переход от применения одной концепции на всех фазах УП к выбору наиболее подходящей концепции для каждой главной фазы жизненного цикла проекта.

Контрольные вопросы к главе 4.4 1.

Что представляет собой инновационный потенциал предприятия? 2.

Какова структура внутренней среды предприятия? 3.

Подходы к оценке инновационного потенциала. 4.

Сущность детального подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала. 5.

Схема детального анализа. 6.

Сущность диагностического подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала. 7.

Схема диагностического анализа. 8.

Сущность диагностического анализа инновационной среды предприятия по методу 5\А/ОТ-анализа. 9.

Общий вид матрицы 5\А/ОТ-анализа. Поля матрицы. 10.

Структура макросреды предприятия. 11.

Структура микросреды предприятия. 12.

Сущность операционной инноватики. 13.

В чем отличия функционального и проектного управления нововведениями? 14.

В чем разница между менеджером и лидером? 15.

Что представляет собой концепция проекта? 16.

В чем выражаются особенности стратегической инноватики как объекта управления? 17.

Каков подход к распределению полномочий в разработке и реализации проекта? 18.

Что представляет собой команда, выполняющая проект? 19.

Каковы структурные преобразования перед выполнением проекта? 20.

В чем заключается стратегическое партнерство в выполнении проекта? 21.

Укажите, каковы соотношения проектного и программно-целе- вого управления.

Источник: А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Управление организацией: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,- 669 с.. 2000 {original}

Сущность программно-целевого метода состоит в выявлении совокупности проблем и системы целей развития того или иного объекта или сферы хозяйства и жизнедеятельности региона; в разработке и реализации всего комплекса мероприятий, необходимых для достижения этих целей, т.е.

Собственно целевых комплексных программ; в объединении и координации ресурсов и возможностей предприятий, территориальных и центральных органов для решения региональных задач. На территориальном уровне значение программно-целевого метода возрастает. Это обусловливается сложностью структуры управляющего воздействия в регионе, ограниченными возможностями решения крупных задач отдельными хозяйственными звеньями.

Показатели эффективности критериальных особенностей по Портеру и Харрингтону

Однако, самой распространенной точкой зрения по поводу соотношения качества и эффективности в управлении является признание того, что качество является одним из критериев эффективности. "Одним из оптимальных способов повышения эффективности является всемерное повышение качества". В теории менеджмента сформировался новый подход - "управление качеством", основным представителем которого считается, Дж. Харрингтон и др. Методологической основой данного подхода является признание в качестве основополагающих принципов деятельности фирмы следующих двух:

"1. Работники, выполняющие порученную им работу, должны понимать ее суть и нести ответственность за качество результатов своей деятельности.

2. Необходимо создать механизм контроля эффективности труда каждого исполнителя с одновременным правом внесения изменений в процессе труда и обеспечением его средствами постоянного повышения качества работы"

Критерием эффективности действующей стратегии является финансовое положение организации в течение последнего времени:

рыночная доля, место в отрасли;

динамика размера прибыли (в сравнении с конкурентами);

тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции;

растут ли продажи компании быстрее (медленнее), чем рынок в целом;

размер кредитов;

имидж в глазах потребителей;

лидерство (в технологии, инновациях, качестве и т.д.).

Тем не менее, желание создать эталонные стратегии не покидает специалистов в этой области. Например, Майкл Портер в начале восьмидесятых годов выдвинул идеи относительно конкурентных стратегий, выведенных из некоторых базовых постулатов. В книге «Стратегия конкуренции» он представил три вида общих стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности: лидерства в снижении издержек (поддержание издержек на более низком уровне, чем у конкурентов); дифференциации (как производства уникальной продукции); фокусирования (как сосредоточения на определенной группе покупателей).

Концепция общих (эталонных) стратегий Портера имеет ряд недостатков. Так, у концепции дифференциации и лидерства по издержкам много общего: при дифференциации нужно помнить о себестоимости, а при снижении затрат нельзя забывать о стандартах качества. А лидерство по издержкам не всегда приносит больше выгод, чем второе или, скажем, третье место в отрасли. Кроме того, возникают трудности из-за противоречивости требований к организации деятельности, которую подразумевает каждая из стратегий. И не понятно, почему надо выбирать только одну из стратегий, в то время как лучшее решение может дать сочетание нескольких из них.

Просмотров